Брифли грибоедов горе от ума: Недопустимое название — Народный Брифли

Содержание

Краткое содержание Грибоедов Горе от ума для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Автор: Александр Грибоедов

Год написания: 1824

Жанр: трагикомедия

Главные герои: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья, секретарь Фамусова Молчалин

Сюжет: «Горе от ума» — комедия, которая прославила Александра Сергеевича Грибоедова. В этой комедии показываются нравы московских дворян. Весь конфликт происходит между Чацким, который считается  главным героем нового поколения и обществом Фамусова, где ценят не людей, а деньги и занимаемый чин. Также есть любовная линия, в которой тоже есть конфликт.

В нем участвуют три героя: Чацкий, Софья и Молчалин. Все эти линии перетекают из одной в другую. Чтобы выявить особенности композиции произведения и его драматическое действие необходимо провести анализ. Итак, к экспозиции относятся все действия в первом акте, пока не приехал Чацкий.

Тут читателю рассказывают о месте, где происходит действие, а также показывается любовная линия Софьи и Молчалина, но также рассказывают о том, что когда были нежные чувства между Чацким и Софьей. Но он уехал путешествовать. Момент, когда появляется Чацкий, является завязкой. Затем следует развитие любовной и социальной линий, причем параллельно.

Между Чацким и обществом Фамусова складывается конфликт, который набирает своего пика на балу, это и является кульминацией произведения. Затем уже в четвертом действии Чацкий ведет свой монолог, который является развязкой как общественной, так и любовной линии. В развязке он сдает свои позиции перед обществом, потому что он, к сожалению, в меньшинстве. Но говорить о том, что он проиграл не стоит. Возможно, просто это еще не его время, но тем не менее раскол в среде дворян произошел

Главная мысль. Главная мысль произведения заключается в противоречии, которое было в эпоху кризиса идей просветительства. Для философии просветительства синонимами являются «ум» и «счастье».

В эту эпоху мыслители  были проницательными и понимали, что силе разума предстоят серьезные испытания.

Читательский дневник для 9 класса

Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова

В пьесе, как и в любом другом произведении здесь есть главные  и дополнительные герои. Так вот к основным можно отнести:

Фамусов Павел Афанасьевич, он является управляющим в казенном доме, который также является отцом Софьи. У него на первом месте чин, который занимает человек. Он прислушивается и беспокоится о мнении общества. Но тем не менее, он остерегается людей, которые образованны.

Софья — дочь Фамусова. Ей 17 лет, воспитывал отец, потому что мама умерла. Она умная и красива, а к тому же способна противостоять общественному мнению.

Алесей Молчалин работает секретарем у Фамусова. Он проживает в его доме. Он трусливый, не принадлежит ни к какому знатному полу, но Софья его любит.

Александр Чацкий вырос с Софьей и был в нее влюблен. Но потом он уехал путешествовать и отсутствовал 3 года. Он умный, красноречивый и больше служит делу, нежели людям.

Другие герои пьесы

Лизанька является служанкой у Фамусовых, именно она помогает хранить тайну о свидании с Молчалиным.

Полковник Скалозуб – глупый, но очень богатый. Хочет стать генералом. Многие считают, что он станет супругом Софьи.

Оцените произведение:

  • 3.01
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 136

Читать краткое содержание Грибоедов — Горе от ума. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Грибоедов — Горе от ума

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Евгений Онегин Чайковского

    Летний день в давно забытой деревне. В поместье принадлежащим Лариным кипит работа. Хозяйка в достаточно запущенном саду варит варенье, ей помогает старенькая женщина няня ее дочерей

  • Краткое содержание Толстой Лев и собачка

    В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом.

  • Краткое содержание Бедные люди Достоевского

    Этот роман Федора Михайловича состоит из писем двух его главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Они доводятся друг другу дальними родственникам

  • Оперы

    Опера представляет собой особый музыкальный жанр. Искусство оперы включает в себя музыкальную составляющую, вокальное пение и актерское мастерство. Однако в отличие от драмы в опере музыкальное сопровождение играет главенствующую роль.

  • Краткое содержание Бианки Мышонок Пик

    Какой бы ни был трудным путь, он всегда заканчивается. В этой сказке наш герой – крошечный мышонок, который отправился в опасное и в тоже время веселое путешествие к своим родным брату и сестре. На этом сложном пути его постоянно подстерегают опасности

  • Краткое содержание Колыбель для кошки Воннегут

    Один автор решил написать книгу об атомном оружии. Чтобы она была более правдоподобной, писатель отправляет уведомления детям Феликса Хониккера.

Краткое содержание Горе от ума. Читать пересказ комедии Александра Грибоедова за 5 минут.

Вы здесь

Главная

>

Краткие содержания

>

Горе от ума

Год написания: 

Время прочтения: 

5 минут

Описание произведения: 

Бессмертная комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, а сам замысел, как считается, возник у писателя в 1816 году.

Грибоедов в то время был крайне раздражен тем, что у русского человека появилось стремление ко всему иностранному, что в будущем и отразилось в мышлении главного героя комедии. Надо отметить, что Грибоедов старался во всех деталях передать настроения и дух того общества (хорошо видно это на примере Фамусова), о котором писал, поэтому он решил во время балов и светских приемов отмечать все происходящее и глубоко анализировать.

Представляем ниже вашему вниманию краткое содержание Горе от ума.

События разворачиваются в 1822 году в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, чиновника в казённом управлении. Первая сцена начинается в гостиной, где бьют часы, горничная Лиза волнуется, что от этого звука проснётся Фамусов, хозяин дома, и обнаружит, что его дочь заперлась в комнате с секретарём Молчалиным. Фамусов действительно вскоре появляется и начинает заигрывать с горничной, в это время слышит голос дочери и украдкой уходит. В гостиную входят Софья и Молчалин, девушка рассказывает горничной, как замечательно они всю ночь беседовали. Молчалин пытается уйти в свою комнату, но в дверях сталкивается с Фамусовым и объясняет, что как раз шёл к нему с бумагами на подпись. Отец расспрашивает дочь, та на ходу придумывает сон, как будто видит цветы, поляну, возлюбленного, но появляется отец и разлучает их, а вокруг ревут и воют чудовища.

В результате Фамусов с секретарём уходят подписывать бумаги, а Софья с горничной беседуют, в том числе об Александре Андреевиче Чацком.

Его отец был другом Фамусова, сам Александр в юности часто бывал в их доме и был влюблён в Софью. Затем уехал на три года, о нём доходят лишь слухи: о поездки за границу, службе в Петербурге, «связь с министрами», «потом разрыв». В этот момент слуга докладывает о приезде Чацкого. Обратите внимание, что мы представляем лишь краткое содержание «Горе от ума», которое не отражает всех деталей произведения.

Герой восторженно приветствует Софью, он счастлив, что наконец увиделся с ней после стольких лет разлуки. Чацкий начинает расспрашивать о московских новостях, перебирает знакомых и родственников. Софья встречает его холодно, делает лишь замечания по поводу его язвительности. Вскоре герой откланивается и обещает вскорости заехать снова.

Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором видно самодовольство и ограниченность. С визитом приезжает Чацкий. Они беседуют о службе, чинах, московской жизни. Оказывается, что у Фамусова и Чацкого совершенно разные взгляды на жизнь.

Хозяин дома считает, что предел мечтаний – получить высокий чин, добиться хлебного места всем родным и накопить как можно больше денег. Чацкий считает, что необходимо служить Отечеству, он презирает чинопочитание и прислуживание перед вышестоящими. В итоге Фамусов делает вывод, что перед ним бунтовщик.

В это время приезжает полковник Скалозуб, богатый и перспективный военный, за которого Фамусов не прочь выдать дочь. В ходе беседы становится понятно, что Скалозуб – недалёкий человек, причём не отличающийся героическим поведением.

Вдруг вбегает Софья в сильном волнении. Оказывается, она увидела в окно, как Молчалин упал с лошади. Девушка падает в обморок.  В следующей сцене Молчалин, вполне оправившись, пытается соблазнить горничную Лизу. Напоминаем, что краткое содержание «Горе от ума» представлено литературным порталом reedcafe.ru

Третье действие. Чацкий желает выяснить, в чём причина обморока Софьи, подозревает, что она неравнодушна к Молчалину и начинает расспрашивать о нём девушку. Та характеризует секретаря как тихого молодого человека, который вечера проводит со «старичками», составляя им карточные партии, не отвечает на брань её отца. По мнению Софьи, в Молчалине нет того ума, который совершенно не нужен в семейной жизни, а есть скромность и услужливость. Из такой характеристики Чацкий заключает, что Софья не любит и не уважает Молчалина (в чём ошибается).

Девушка отправляется одеваться к приёму гостей, появляется её возлюбленный. Чацкий вступает с ним в разговор. В этот момент очевидна разница между двумя молодыми людьми. Чацкий – умный, уверенный в себе, не любящий чинопоклонства человек. Молчалин же называет два своих таланта: «умеренность и аккуратность». Он гордится двумя награждениями за фиктивную службу «по архивам», рассказывает, что ездит к знатной барыне Татьяне Юрьевне на балы в надежде получить покровительство. Всё это вызывает презрение Чацкого.

Далее изображается сцена бала. К Фамусову приезжает высшее московское общество: свояченица Хлёстова, графиня с внучкой, князь с женой и шестью дочерьми, супруги Горичи и другие. Люди ведут светские беседы, при этом в глаза друг другу высказывают совсем не то, что за глаза, жёны помыкают мужьями. Чацкий, не стесняясь, высказывает свои взгляды о необходимости образования, о гнусной привычке преклоняться перед всем иностранным и незнании родного языка и многом другом. Софья оскорблена его пренебрежительными высказываниями о Молчалине и пускает сплетню, что Чацкий сумасшедший. Слух быстро разлетается, все с готовностью его поддерживают.

Нелепость слуха подчёркивается тем, что гости высказывают предположения о причинах сумасшествия. Фамусов считает, что Чацкий пошёл в мать, которая «с ума сходила восемь раз». Другие твердят, что он пил шампанское стаканами, бутылками, вёдрами и даже бочками. Третьи возражают, что главная причина – чрезмерная учёность. В итоге все приходят к общему мнению, что образование только портит молодёжь, и лучший выход – «собрать все книги, да и сжечь». Чацкий входит, гости сторонятся в испуге, в итоге он оказывается один.

Четвертое действие — краткое содержание «Горе от ума». В четвёртом действии гости разъезжаются. Чацкий в парадной встречается с Репетиловым, только приехавшим на бал, и слушает его рассказ о каких-то обществах, где собираются все передовые люди. Из разговора становится очевидно, что Репетилов только повторяет модные суждения, сам мало в них разбирается. На вопрос, чем они занимаются в этих тайных обществах, отвечает: «Шумим, братец, шумим!»

Чацкий в ожидании своей кареты слышит разговоры разъезжающихся гостей и узнаёт, что его считают сумасшедшим. Он не верит своим ушам. В это время входит Софья, разыскивая Молчалина. Горничная Лиза стучит к Молчалину, чтобы сообщить, что его кличет барышня. Тот снова начинает выражать Лизе свои чувства. Софья слышит весь разговор, она входит и называет Молчалина низким человеком, тот напрасно молит о прощении.

Тут же показывается Чацкий, Софья падает в обморок, на крик появляется Фамусов. Он видит Чацкого, думает, что у дочери с ним свидание и возмущается: ведь она сама недавно называла его безумным. Чацкий поражён тем фактом, что слух о его сумасшествии пустила именно Софья. Он взволнованно говорит о подлости, низкопоклонстве, которые встретил в этом доме и уезжает прочь, «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Последняя сцена: Фамусов ничего не понял из монолога Чацкого, его заботит только то, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», узнав, что его дочь по вечерам назначает свидания.


Надеемся, что вам понравилось краткое содержание «Горе от ума». Будем рады, если эту комедию Александра Грибоедова вам удастся прочитать полностью.

Источник: 

Уникальный текст краткого содержание подготовлен одним из авторов литературного портала ReadCafe

Комедия

Другие краткие содержания

Рассказ о семи повешенных

Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам…

Сто лет одиночества

В Макондо приходит цивилизация: железная дорога, электричество, кинематограф, телефон, а вместе с тем обрушивается лавина чужеземцев

Лес

В усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, «очень богатой помещицы», к воспитаннице Аксюше пристает Буланов, «молодой человек, не доучившийся в гимназии».

Полный рассказ о горе Грибоедова от ума. Объяснение композиции романа Грибоедова «Горе от ума

Написанная под влиянием 3-х направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. Это касается и композиции пьесы. Современники писателя считали это в первую очередь как классическая комедия.А классицизм,как известно требует соблюдения нескольких своих канонов.Главное отличие «Горя от ума»-сюжет.Сюжетная схема была традиционна для комедии классицизма,где 2 юноши тут же претендует на руку знатной девицы, образы которой противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, болтлив и насмешлив, а второй скромен и уважителен; он любим невестой с такими же качествами, и при В конце пьесы он добивался ее руки.Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку персонажей, оставив их характеристики.

В его комедии соответственно противостоят Чацкий и Молчалин, который успешен, а его главными качествами остаются «умеренность и аккуратность». Сильно отклоняется от канонов классицизма и развития сюжета.

Странно, что вспышка любовного конфликта происходит не в начале, а только в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления — это как раз подробное описание жизни Софьи и Фамусова, к этому готовится фон, на котором вскоре будет развиваться конфликт. Однако важно отметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный. В произведении он приобретает двойственность — происходит взаимодействие любовных и социальных планов Какова природа конфликта. Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдается и единство места, времени и действия, которое, как кажется на первый взгляд, не соблюдается. На самом деле все действие происходит в доме Фамусова и в течение одного дня. Но иногда Грибоедов незаметно раздвигает хронологические рамки. (монологи Фамусова о дяде Максиме Петровиче). И не может быть единства действия, Ведь оно разворачивается вокруг 2-х сюжетных линий…

То же самое и с систематизацией символов. На первый взгляд в комедии ясно видно деление героев на положительных и отрицательных, но при ближайшем рассмотрении это деление исчезает. , например, с одной стороны, он предстает аморальным и малообразованным, а с другой стороны, он заботливый и любящий отец, и поначалу симпатизирует Чацкому. «София не четко вписана». И даже приблизительно нельзя сказать, положительный она герой или отрицательный. Да, она сделала низкий поступок, распуская слухи, но делает это в защиту своей любви, а это говорит о том, что она умеет любить, и это. Несомненно, качество положительное. В общем, при детальном рассмотрении образа Софьи мы поймем, что ее выбор облагораживает ее, ибо она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому она готова на все…

Однако все изображения многогранны, каждое по-своему интересно и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о наличии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности, — типичный романтический герой — одиночка, противопоставляющий себя всему миру, а в данном случае «всей братии отцов и старцев». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий один. Несчастная любовь, изгнание — все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий отправляется в путь с «миллионом мук» в душе. Также, как и романтическое произведение, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные переживания…

Итак, мы видим, что и главные герои, и система характеров, и построение сюжета, и даже кажущееся соблюдение 3-х единств — все отходит от классицистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824 г.), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм находился в расцвете сил, а реализм только зарождался… Комедия «Горе от ума» написана в стык 3-х литературных эпох, в этом его своеобразие, в этом его отличие, в этом его бессмертие…

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозное по замыслу и содержанию произведение. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, ей писали стихи, защищали ее, дарили ей цветы. О женских образах в романе девятнадцатого века принято говорить «пленительно».

Мне кажется, что Софья Фамусова (главная героиня «Горя от ума») и Татьяна Ларина (главная героиня «Евгения Онегина») подходят именно под это определение. Эти девушки являются олицетворением любви, жизни, счастья, молодости и женской красоты. Однако характеры этих героинь совершенно разные. Софию сложно понять. Непостоянство ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья есть «…смесь добрых инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». . Женским идеалом для А. С. Пушкина была Татьяна: Прости меня, я так люблю милую Татьяну! В ней не было ничего непонятного читателю и поэтому она сразу вызывала симпатию. Глубинной основой ее образа является национальность.

Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духа народа над всем, что ему противостоит. Весь облик милой Пушкину Татьяны близок исключительно поэтической русской натуре — простой, лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы, деревенской жизни Татьяны, полной тихой и поэтической прелести, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодности и куртуазной вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество воссоздало ее». На мой взгляд, это не так. Оказавшись в светском обществе, она осталась такой же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, памяти своей няни: Тотьяна смотрит и не видит, Ненавидит волнения мира; Душно ей здесь.., она мечтает к жизни стремящейся в поле, В деревню, к бедным сельчанам, В укромный уголок… Она совсем не стала светской дамой, в которую была доведена Софья в обществе Фамуса и изолированы от народа. В этом, на мой взгляд, главное отличие этих героинь.

Впрочем, София тоже незаурядная личность. Своеобразие ее заключается в том, что она выбирает не чин, не дворянство, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные, нравственные достоинства, присущие конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и с гневом отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже с ядовитыми насмешками Чацкий. Образ Софьи интересен тем, что она и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противостоящая женскому лагерю как личность, героиня приближается к нему как к социальному типу. Это умная, гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее добрые наклонности не получили и не могли получить развития в обществе, где «фамусовы и Скалозубы — правители страны». Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не доросла до него, до его острого ума, до его логической беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее «по положению». Действуя вопреки нравственным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои. Например, пытаясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта неуверенность Софии делает ее образ бесконечно трудным для понимания.

По Пушкину, София вписана нечетко. Его мракобесие заключается в том, что в нем сочетается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодное благоразумие, способность к истинному страданию и ядовитая насмешка над страдающим Чацким. Черта, сближающая Софью и Татьяну, — чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит искренне И, конечно, предается Любви, как милое дитя…

Мне кажется, то же самое можно сказать и о Софье, которая любит так же искренне и преданно. Вспомним, с каким чувством говорила она служанке Лизе о своей встрече с Молчалиным: Берет руку его, к сердцу прижимает, Из глубины души вздыхает, Ни слова свободного, и так проходит вся ночь, Рука рукой, а Софья не сводит с меня глаз, страдает от того, что не может открыто встречаться с любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, когда узнает сущность Молчалина. Она сбита с толку, потому что ее обманули, и она сама была обманута. Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что окружавшее ее общество не убило в ней истинного национального характера. Татьяна, как и Софья, воспитана на заграничных романах, так Онегин в воображении Татьяны тянется в романтических красках: Кто ты, мой ангел-хранитель, Или коварный искуситель… Пушкин иронически замечает об этих романтических мечтах Татьяны: Но наша Герой, кем бы он ни был, Наверняка, это был не Грандисон. Истинная душа Онегина известна Татьяне только после посещения богатырской деревенской усадьбы. Вглядываясь в атмосферу кабинета Онегина, перелистывая книги Онегина, Татьяна наконец прозревает: кто он? Неужели это подражание, Негодный призрак, иль даже москвич в гарольдовом плаще, Толкование чужих капризов, Полный словарь модных слов… Разве он пародия?

Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отмечал: «Она наконец поняла, что есть интересы к человеку, есть страдания и печали, помимо интереса страданий и печали любви». Таким образом, романтическое восприятие жизни у Татьяны исчезло, как и у Софьи. Пережитая Софьей драма — первый в русской литературе опыт изображения душевной жизни женщины, затронувший впоследствии А.С. Пушкин, описывая жизнь Татьяны.

Анализируя прочитанные произведения, могу с уверенностью сказать, что женские образы в литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро и всегда оставаться такими, какими нас создала природа. И хочется верить, что хоть один из нас, читающих и любящих русских писателей, будет воспитан на их произведениях и изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год будет делать маленькое, бескорыстное добро.

Задания и тесты по теме «Женские образы в произведениях А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Орфоэпия – важные темы для повторения ЕГЭ По русскому языку

Рано утром, горничная Лиза стучит в дверь спальни молодой дамы. Софья отвечает не сразу: она всю ночь проговорила со своим любовником, секретарем отца Молчалиным, живущим в том же доме.

Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, появившийся неслышно, флиртует с Лизой, которой едва удается отбиться от барина. Опасаясь, что его могут услышать, Фамусов исчезает.

Выходя из Софьи, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, которого интересует, что здесь делает секретарь в такой ранний час? Фамусов, приводящий в пример собственное «монашеское поведение», как-то успокаивается.

Оставшись наедине с Лизой, Софья мечтательно вспоминает ночь, так быстро прошедшую, когда она и Молчалин «были забыты музыкой, и время шло так гладко», и служанка едва сдерживала смех.

Лиза напоминает своей хозяйке о прежнем склонении сердца, Александре Андреевиче Чацком, который вот уже три года скитается по чужим краям. Софья говорит, что дальше детской дружбы ее отношения с Чацким не пошли. Она сравнивает Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чуткость, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.

Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? как поживают их общие знакомые, которые Чацкому кажутся смешными и смешными? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («потому что теперь немого любят»).

Это настолько ранит Софью, что она шепчет себе под нос: «Не человек, а змея!»

Входит Фамусов, тоже не слишком довольный визитом Чацкого, и спрашивает, куда пропал Чацкий и что он делал. Чацкий обещает рассказать обо всем вечером, так как еще не успел позвонить домой.

Днем Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о его дочери. Фамусов волнуется, не нацелился ли Чацкий на женихов? И как бы на это отреагировал Фамусов? — в свою очередь спрашивает юноша. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала навести порядок и добиться успехов на службе.

«Служить бы рад, служить тошно», — говорит Чацкий. Фамусов упрекает его в чрезмерной «гордости» и ставит в пример своего покойного дядю, добившегося чина и богатства, подобострастно служа императрице.

Чацкого этот образец не устраивает. Он находит, что «век смирения и страха» ушел в прошлое, и Фамусова возмущают эти «свободомыслящие речи», он не хочет слушать подобных нападок на «золотой век».

Слуга сообщает о приезде нового гостя, полковника Скалозуба, за которым Фамусов всячески ухаживает, считая его выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвалится своими служебными успехами, достигнутыми отнюдь не военными подвигами.

Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его гостеприимством, консервативным старым дворянам, властолюбивым матронам и умеющим подать себя девушкам. Он рекомендует Чацкого Скалозуба, и похвала Фамусова в адрес Чацкого звучит почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, которые услаждают хозяина дома, обличает их «слабость, нищету разума».

Скалозуб, мало понимающий речи Чацкого, соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по словам отважного служаки, ничем не хуже «гвардейской».

Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «О, Боже мой, он упал, он убил себя!» Оказывается, это Молчалин «трещал» с коня (выражение Скалозуба).

Чацкий недоумевает: почему Софья так испугалась? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих – ничего страшного не произошло.

Софья пытается оправдать свой неосторожный порыв, но только усиливает подозрения, возникшие у Чацкого.

Оставшись наедине с Молчалиным, Софья беспокоится о его здоровье, а он о ее несдержанности («Злые языки хуже ружья»).

После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить такого незначительного человека, но тем не менее бьется над загадкой: кто ее возлюбленный?

Чацкий заводит разговор с Молчалиным и еще больше укрепляется в своем мнении: нельзя любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не смеет иметь личного мнения и преклоняется перед благородством и властью.

На вечер к Фамусову продолжают приходить гости. Первыми приезжают Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он дружелюбно беседует, тепло вспоминая былое.

Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерьми, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустые разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует ее атаку.

Горич знакомит Загорецкого с Чацким, характеризуя последнего прямо в глаза как «афериста» и «плута», но тот делает вид, что ничуть не обижается.

Приезжает Хлестова, властная старуха, не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Хлестов благосклонно относится только к секретарше Фамусова, так как хвалит ее собаку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Саркастическая речь Чацкого приводит Софью в бешенство, и она решает отомстить Молчалину. Переходя от одной группы гостей к другой, она постепенно намекает, что Чацкий, кажется, не в своем уме.

Этот слух сразу разносится по гостиной, и Загорецкий добавляет новые подробности: «Его схватили, в желтый дом, и посадили на цепь». Окончательный вердикт выносит глухая и почти сумасшедшая графиня-бабушка: Чацкий — атеист и вольтерианец. В общем хоре возмущенных голосов все прочие вольнодумцы — профессора, химики, баснописцы…

Чацкий, блуждая, заблудившись в толпе чуждых ему по духу людей, наталкивается на Софью и с негодованием обрушивается на московскую дворяне, склоняющиеся перед ничтожеством только потому, что им посчастливилось родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умные» и «бодрые» русские люди и их нравы во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все вальсируют с величайшим рвением.

Гости уже начинают расходиться, когда врывается другой старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он бросается к Чацкому с распростертыми объятиями, тут же начинает каяться в разных грехах и приглашает Чацкого посетить «тайный союз», состоящий из «решительных людей», которые бесстрашно говорят о «важных матерях». Однако Чацкий, зная цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Вы шумите и больше ничего!»

Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему печальную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопонимания. Только с одним Загорецким Репетилову удается вступить в разговор, и уже тогда безумие Чацкого становится предметом их обсуждения. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий настоящий сумасшедший.

Чацкий, задержавшийся в комнате швейцара, слышит все это и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему никогда не приходило в голову, что именно она пустила слух.

В вестибюле появляется Лиза, за ней сонный Молчалин. Горничная напоминает Молчалину, что его ждет барышня. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, чтобы не потерять ее расположение и тем укрепить свое положение, но по-настоящему ему нравится только Лиза.

Это слышат Софья, тихо подошедшая, и Чацкий, прячущийся за колонной. Вперед выходит рассерженная Софья: «Ужасный человек! Мне стыдно за себя, мне стыдно за стены. Молчалин пытается отрицать сказанное, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.

Чацкий тоже дает волю чувствам и обличает обман Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отправить дочь к тетке, в саратовскую глушь, а Лизу опознать в птичнике.

Чацкий горько смеется и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми фамусовскими единомышленниками, в обществе которых действительно трудно сохранять разум. Восклицая: «Пойду я по свету гляжу, / Где есть угол обиженному чувству!» — он навсегда покидает дом, который когда-то был ему так дорог.

Сам Фамусов более всего озабочен тем, «что скажет / княгиня Марья Алексевна!»

© В. П. Мещеряков

Присвоение: Пушкин и Вергилий | Вергилий в России: национальная идентичность и классическая рецепция

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Вергилий в России: национальная идентичность и классическая рецепцияКлассическое присутствиеКлассическая литератураОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Вергилий в России: национальная идентичность и классическая рецепцияКлассическое присутствиеКлассическая литератураОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Торлоне, Зара Мартиросова, «Присвоение: Пушкин и Вергилий», Вергилий в России: национальная идентичность и классический прием , Classical Presences (

Oxford

, 2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 23 апреля 2015 г. ), https:// doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199689484.003.0004, по состоянию на 8 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Вергилий в России: национальная идентичность и классическая рецепцияКлассическое присутствиеКлассическая литератураОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Вергилий в России: национальная идентичность и классическая рецепцияКлассическое присутствиеКлассическая литератураОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Вместе с Александром Пушкиным, чья вергилианская рецепция обсуждается в этой главе, русская литература вступает в еще одну стадию вергилианской рецепции. Придворная литература давно забыта, как и монументальные попытки эпического величия. Пушкин воздерживается от каких-либо открытых намеков или воспоминаний о Вергилии, ограничиваясь обычно несколькими мимолетными шутками. Вместо этого он пишет свою миниатюрную эпопею о национальной гордости, Медный всадник 9.0143 . Цель этой главы — связать этот шедевр Пушкина с вергилианской «Энеидой » , исследуя отношения поэтов со своими государствами и государями. В то время как Вергилий наслаждался сердечными отношениями с Октавианом Августом и преимуществами его покровительства, отношения Пушкина с его царем были более натянутыми. Однако Николай I мог неправильно понять смысл пушкинского шедевра.

Ключевые слова: Вергилий, Август, Медный всадник, былина, Николай, покровительство, государство, статуя

Предмет

Классическая литература

Серии

Классические произведения

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *