Брифли демон: «Демон» краткое содержание поэмы Лермонтова – читать пересказ онлайн

Содержание

«Демон» краткое содержание поэмы Лермонтова – читать пересказ онлайн

7 мин.

Михаил Лермонтов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4132.

Обновлено 22 Июля, 2022

О произведении

Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Прежде чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Демона» по главам и частям. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События поэмы происходят на Кавказе, в горах Грузии, время не уточняется.

Главные герои

  • Демон – злой дух, надменный и мстительный, который влюбляется в Тамару.
  • Тамара – прекрасная юная девушка с чистой душой.

Другие персонажи

  • Гудал – старик, заботливый отец Тамары.
  • Жених Тамары – богатый князь, властитель Синодала.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Часть I

Глава I

Скучающий Демон – «дух изгнанья» – пролетает над землей и предается невеселым воспоминаниям. Перед его глазами вереницей проходят дни, когда он был херувимом и был счастлив, «не знал ни злобы, ни сомненья».

Глава II

Отвергнутый Господом, Демон вынужден на протяжении многих столетий блуждать по миру без приюта. Он «сеял зло без наслажденья», поскольку за это время даже зло наскучило ему.

Глава III

Демон пролетает над Кавказом, однако его не вдохновляют красоты этого края.

Ему безразличен и Казбек – «грань алмаза», и Дарьял, и Терек.

Глава IV

Демон пролетает над Грузией, и перед ним разворачивается прекрасная картина: цветущие сады, «звонко-бегущие ручьи», пещеры, леса, полные дичи, пение сладкоголосых красавиц. Однако «природы блеск» вызывает у изгнанника лишь презрение, ненависть и холодную зависть.

Главы V- VI

Неподалеку от реки Арагва стоит большой дом седого старика Гудала. Сегодня в этом доме большой праздник: хозяин отдает замуж свою красавицу-дочь Тамару.

Главы VII-VIII

Тамара – удивительной красоты юная девушка, чьи чары могут покорить кого угодно. Будучи наследницей Гудала, она с детства не знает ни в чем отказа. Однако теперь ее ждет участь рабыни в незнакомой семье. Тамаре предстоит в последний раз сплясать и насладиться своей свободой.

Глава IX

Пролетая над шумным домом Гудала, Демон случайно замечает красавицу Тамару, и в его душе вновь поселяются любовь, добро и красота.

Любуясь девушкой, Демон ощущает возрождение и появление робкой надежды на былое счастье.

Глава X

Тем временем на свадьбу спешит жених Тамары «под тяжкой ношею даров». Он ведет за собой длинный караван верблюдов, груженных богатыми дарами невесте и ее семье.

Глава XI

Путь жениха пролегает мимо часовни, возле которой по древнему обычаю останавливаются все странники, чтобы помолиться о безопасной дороге. Однако князь, отвлеченный мыслями о Тамаре, проезжает мимо. На караван неожиданно нападают разбойники.

Главы XII-XIII

Жених Тамары и его товарищи убиты, «разграблен пышный караван». Верный конь князя вместе с мертвым наездником изо всех сил скачет к дому Гудала.

Главы XIV- XV

Когда конь с убитым князем добирается до дома, все понимают, что случилась страшная, непоправимая беда. Осознав всю глубину трагедии, горько «

рыдает бедная Тамара». Неожиданно она слышит «волшебный голос», который уговаривает ее не плакать и не печалиться об умершем, чья душа давно устремилась в небесное царство. Голос, принадлежащий Демону, обещает Тамаре навещать ее каждую ночь и «сны золотые навевать».

Глава VI

Голос настолько завораживает Тамару, что в ее душе просыпаются доселе неведомые ей чувства. Под утро к ней является Демон в облике красивого мужчины с влюбленными и бесконечно грустными глазами.

Часть II

Глава I

Тамара, несмотря на толпы женихов, отказывается за кого-либо выходить замуж. Она признается отцу, что ее «терзает дух лукавый», и просит отвезти ее в монастырь, чтобы избавиться от наваждения.

Главы II- IV

Родные привозят Тамару в «монастырь уединенный», расположенный среди прекрасных гор. Но даже в его стенах девушка продолжает слышать манящий голос и видеть знакомый неясный образ.

Главы V-VI

Тамара тает день ото дня, ее душа недоступна «восторгам чистым». Все ее мысли принадлежат лишь таинственному незнакомцу, загадочному созданию, что приходит к ней в час ночной.

Глава VII

Прилетев в очередной раз к открытому окну Тамары, Демон сомневается в том, стоит ли ему продолжать свое жестокое развлечение с несчастной девушкой. Он слышит трогательную песню и впервые осознает «тоску любви».

Главы VIII- IX

Готовый навсегда измениться, Демон входит в келью Тамары и видит рядом с ней херувима. Он послан для защиты девушки и просит Демона больше не терзать ее. Услышав эти речи, в злом духе вновь просыпается «старинной ненависти яд». Он заявляет, что Тамара принадлежит ему. Узнав об этом, грустный ангел возвращается на небеса.

Глава Х

Оставшись наедине с Тамарой, Демон признается ей в любви. Он описывает свое одинокое безрадостное существование, которое может навсегда измениться, если Тамара ответит взаимностью на его чувства. Девушка хочет верить ему и вместе с тем боится довериться духу. Демон дает клятву, что сделает ее счастливой.

Главы XI-XII

Добившись ответного признания Тамары, Демон целует ее. Однако «смертельный яд его лобзанья» мгновенно проникает в грудь девушки, и та, вскрикнув, умирает.

Тем временем «сторож полуночный», совершая ночной обход, слышит звук поцелуя и приглушенный стон. В сердце старика проникает «нечестивое сомненье». Чтобы отогнать грешные мысли, он шепчет слова молитвы и продолжает свой обход.

Главы XIII-XIV

Мертвая Тамара лежит в гробу. Она прекрасна, как никогда. Ее лицо выражает спокойствие и умиротворение, вечная печать смерти покоится на ее челе.

Глава XV

Возле гроба с Тамарой собираются «толпой соседи и родные», чтобы провести в последний путь девушку. Им предстоит долгая дорога: необходимо пройти три дня, чтобы оказаться в высокогорной церкви, построенной одним из праотцов Гудала.

Глава XVI

В «пространстве синего эфира» ангел летит в рай, где душа Тамары должна найти свое последнее пристанище. У ворот рая он сталкивается со злым духом, который требует отдать ему душу Тамары. Преисполненный «смертельным ядом», Демон пугает невинную душу девушки, и та не узнает в нем своего ночного гостя.

Ангел утверждает, что исстрадавшаяся душа Тамары заслуживает место в раю, и улетает со своей ношей. Побежденный Демон остается ни с чем.

И что в итоге?

Демон — добивается ответного чувства и поцелуя Тамары, после смерти девушки пытается забрать её душу, но ангел не позволяет ему это сделать.

Тамара — умирает от поцелуя с Демоном; отец хоронит её на семейном кладбище..

Жених Тамары — по наущению Демона убит абреками на пути к дому невесты; конь привозит его тело.

Заключение

В своем произведении Лермонтову удалось емко и глубоко отобразить противостояние Добра и Зла, Ангела и Демона, которые являются разными сторонами одной души.

Краткий пересказ «Демона» будет полезен для читательского дневника. После его прочтения рекомендуется прочесть поэму в полном варианте.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Аня Шергина

    10/10

  • Ожидание Реальность

    8/10

  • Дмитрий Шевцов

    9/10

  • Зинаида Каштанова-Нурова

    10/10

  • Наталья Князева

    9/10

  • Библиотека-Филиал Цбс-Г-Сызрань

    10/10

  • Зинаида Касаткина

    9/10

  • Залина Уруцкоева

    10/10

  • Ксения Колесова

    10/10

  • Ольга Иванович

    10/10

Рейтинг пересказа

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4132.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание «Демон» за 2 минуты и по главам за 8 минут

⭐⭐⭐⭐⭐ «Демон» за 2 минуты и подробно по частям и главам за 8 минут. 

Содержание

Очень краткий пересказ поэмы «Демон»

Проносясь над землями Грузии, отвергнутый Богом и скучающий Демон наблюдает с высоты полета за грешной землей. Он омрачен, уже очень давно ничто не приносит ему радость. В один момент он замечает Тамару — юную девушку, обладающую невероятной красотой. Тамара — единственная дочь старого князя Гудала. Княжеский дом утопает в роскошных украшениях, раздается веселая музыка, танцуют и развлекаются гости.

Сегодня у князя торжество — молодая красавица выходит замуж, и все с нетерпением ждут жениха. Чтобы увлечь гостей, невеста исполняет танец с бубном. Она делает это так прекрасно и грациозно, что буквально завораживает Демона. Он так опьянен чувственностью Тамары, что не в силах сдержаться и спускается на землю.

Сегодня Тамаре не суждено связать себя узами брака со своим возлюбленным. Падший ангел подстраивает все так, что на ее жениха в дороге набрасываются разбойники и убивают прямо на пол пути к княжескому двору. Узнав об этом страшном происшествии, все семейство Гудала получает тяжелый душевный удар. Конечно, труднее всех ужасное событие переживает Тамара.

Демон, обезумевший от любви, доволен, что больше никто не стоит на его пути к сердцу девушки. С этого момента он каждую ночь пробирается в сон к убитой горем несостоявшейся невесте в образе красивого молодого человека. Эти ночные видения не на шутку пугают Тамару, и она обращается к отцу, надеясь получить разрешение уйти в монастырь, в надежде, что там она обретет покой. Видя, как страдает дочь, старый князь, скрепя сердце, соглашается.

В монастыре Тамара только и делает, что молится и направляет свои речи к Всевышнему с просьбой избавить ее от пугающих сновидений, травящих душу. Однако, незаметно для себя, она начинает испытывать чувства к таинственному ночному незнакомцу.

Злой дух счастлив: ему удалось вызвать у девушки нежные чувства. Ему известно, что лишь одно его касание способно погубить молодую красавицу, но он не намерен сдерживаться. Демон является к уединившейся молодой красавице и соблазняет ее сладкими речами. Тамара отравлена ядом своего искусителя и мучительно умирает. Ангел хранитель уносит душу страдалицы в рай. Убитый горем отец Тамары хоронит так рано покинувшую этот мир дочь на кладбище близ горной церквушки.

Главные герои и их характеристика:

  •  Демон  — надменный и скучающий дух, олицетворяющий собой само зло, который влюбляется в Тамару и губит ее своими сильными чувствами.
  •  Тамара  — молодая и невинная красавица, которую погубил Демон.
  •  Гудал  — богатый князь, отец Тамары. Очень любит единственную дочку и глубоко скорбит после ее смерти.
  •  Жених Тамары  – властитель Синодала, богатый князь.

Краткое содержание поэмы «Демон» подробно по частям и главам

Часть первая

Глава I

«Дух изгнанья», отвергнутый Богом, кружил над грешной землей и вспоминал о временах, когда он был херувимом и не знал ни злобы, ни смятения. Теперь эти чувства не отпускают его ни на секунду.

Глава II

Уже не одну сотню лет он провел в однообразной скуке. Он «сеял зло без наслажденья», потому что за столько лет бесцельных скитаний даже оно ему надоело.

Глава III

Падший ангел часто парил над величественным Кавказом. Демон видит необычайной красоты природу. Но разве на самом деле они красивы? Ведь он это видел множество раз. Ему были безразличны реки Терек и Дарьял, и даже жемчужина Грузии — Казбек.

Глава IV

Не вызвали у Демона восхищения и пышные долины роскошной Грузии, где в скопище скалистых гор и глубоких ущелий цвели тысячи растений, излучавших небывалый аромат.

Глава V

У реки Арагва стоит высокий дом богатого купца Гудала. Старик живет со своей единственной дочерью — прекрасной, доброй и скромной Тамарой.

Глава VI

Сегодня в доме состоится большое празднество: Тамара выходит замуж за молодого князя. Все гости ждут появления избранника, но больше всех не терпится юной красавице увидеть будущего мужа.

Кровля устлана коврами, невеста с подругами играют и поют. И вот берет невеста бубен и начинает танцевать. Все, кто наблюдает за танцем, заворожен красотой и легкостью движений девичьего тела. Так улыбается она, что с её улыбкой ничто не сравнимо.

Глава VII

Тамара удивительно красива — гости, восхищенные ее обворожительностью, произносят лестные тосты: «Клянусь, красавица такая… Под солнцем юга не цвела!».

Глава VIII

Будучи единственной наследницей своего отца, девушка не знала нужды и не слышала отказа.

Однако, теперь она уже взрослая и должна улететь из родительского гнезда. Девушка немного встревожена: как ее встретит чужая семья? Быстро развеяв гнетущие мысли, героиня просияла лучезарной улыбкой.

Глава IX

Кружа над шумным двором Гудала, Демон увлекся чужой невестой и неожиданно его посетило давно утраченное чувство: в черствой и суровой душе его вновь пробудилась тяга к любви, добру и красоте.

Глава X

Жених, властитель Синодала, мчал к Тамаре с целым караваном верблюдов, груженных свадебными дарами.

Глава XI

Когда уже сгущались сумерки, он проезжал мимо горной часовни, у которой был похоронен много лет назад убитый на этом месте князь. Каждый, кто проезжал мимо этого места, по старому поверью должен был остановиться и помолиться Всевышнему. Молитва здесь помогала уберечься в дальнейшем пути от разбойничьего кинжала.

Но дух Демона запутал мысли юноши, спешащего на торжество, и тот проехал мимо. Когда совсем стемнело, перед караваном неожиданно оказались незнакомые всадники. Храбрый князь сразился с ними, но противников оказалось гораздо больше, и он был не в силах с ними совладать.

Глава XII.

Жених Тамары и все сопровождавшие убиты, а «пышный караван» разграблен.

Глава XIII

В седле, расшитом роскошными шелками, конь продолжает скакать, что есть мочи. На нём сидит молчаливый всадник, но не правит поводами. Кровь на черпаке его видна. Конь вынес всадника из боя, но пуля его догнала.

Глава XIV

Верный скакун принес бездыханное тело ко двору Гудала и остановился у ворот.

Глава XV

Гудал, весь охваченный смятением, видит в произошедшем божественную кару. А невеста, осознав трагичность случившегося, упала на постель, не снимая ни парчи, ни изысканных украшений. Девушку больше ничего не волнует — она охвачена глубочайшим трауром. Сквозь всхлипы Тамара расслышала чудесный голос, обладающей невероятной успокаивающей силой. Он советовал не печалиться о возлюбленном, душа которого уже отправилась в царство небесное. Голос, принадлежащий демону, обещает навещать несчастную каждую ночь и дарить ей сказочные сны.

Глава XVI

Взволнованная Тамара в смятении заснула. В рассветных лучах к ней явился незнакомый мужчина с томным, влюбленным взглядом. Этот юноша стоял у изголовья кровати, склонившись над девушкой.

Часть вторая

Глава I

После страшной гибели любимого, Тамара и слышать не желает о новом сватовстве и решительно отвергает всех женихов. Признавшись отцу в том, что каждую ночь ее терзает какой-то беспокойный дух, она решает уйти в монастырь. Старый князь, желая для единственной дочери только лучшего, благословляет ее.

Глава II

Однако, оказавшись в уединенном монастыре, расположенном среди высоких снеговых гор, девушка продолжает преследоваться манящими речами, сулящими неизбежную встречу.

Глава III

Монастырь расположен посреди крутых холмов. Здесь не слышно ничего, кроме пения птиц и журчания ледяных ручьев.

Глава IV

Каждое утро, отправляясь за водой, девушка видела чудесную картину: ей открывался вид на завораживающие горы Казбека.

Глава V

Но эти красоты природы не вызывают у девушки восхищения. День изо дня она рыдает. И плач ее такой душераздирающий, что каждый, кто проезжает мимо этого монастыря, желает поскорее умчаться подальше, лишь бы не слышать сильных душевных терзаний.

Глава VI

Сладостные речи падшего ангела преследуют Тамару. Она мечтает от них отвлечься и пытается забыться в молитвах, но непослушное сердце отказывается подчиняться разуму и вместо святых молится Лукавому.

Глава VII

Прилетев в обитель Тамары, Демон вначале задумчиво бродил близ ограды и, казалось, готов был оставить свой замысел. Однако, в один момент свет в окне кельи привлек его внимание. Оттуда полилась грустная и чарующая песня. Волнение любви проникло в душу Демона и из глаз предательски покатились слезы. Они были на столько горячи, что насквозь прожигали камень, на который падали.

Глава VIII

Нарушив покой Тамары и пробравшись в ее келью, главный герой увидел рядом с ней ее ангела хранителя. Ангел с укором взглянул на злого духа и попытался прогнать.

Глава IX

От сопротивления в Демоне пробудилась ненависть и неконтролируемая ревность. С надменной усмешкой он сказал ангелу, чтобы тот оставил девушку в покое. Доброму ангелу не оставалось ничего, кроме как взмахнуть крыльями и раствориться в небесах.

Глава X

При виде Демона Тамара затрепетала — это была их первая встреча наяву. Восхищаясь ее красотой, Демон не стал скрывать, что он злой дух, но уверял героиню в том, что любовь помогла бы ему вернуться на небеса. Он вопрошал: «Что без тебя мне эта вечность, моих владений бесконечность?». Тамара умоляла не губить ее, но Демон рассказывал ей о своем одиночестве и о том, что даже во зле и всемогуществе не находит утешения. Тамара не выдержала и невольно призналась, что его слова дают ей тайную отраду. Демон пообещал, что в его власти сделать ее царицей вселенной. Тамара напомнила ему о божьей каре, но темный дух ответил, что девушка может отправиться за ним в ад.

Глава XI

Демон слегка коснулся губ красавицы своими губами и смертельный яд дьявольского поцелуя разразил грудь девушки мучительным криком, и она упала замертво.

Глава XII

Стенания Тамары услышал лишь местный сторож и поспешил удалиться от пугающего места, а потом все звуки растворились в легком дуновении ветра.

Глава XIII

Лежа в гробу, Тамара была так же мила и прекрасна, как и при жизни. На лице отразилась вечная печать смерти.

Глава XIV

Никогда при жизни ее наряд не был таким цветастым и богатым, как сейчас. Как требует древний обычай, его украшали горные цветы. Ее спокойная и безучастная улыбка символизировала полное умиротворение и покой.

Глава XV

Вокруг гроба собрались родные девушки, чтобы проводить ее в последний путь. Семейство Тамары ждет длинный путь: нужно преодолеть тяжкую дорогу к церкви, построенной предком Гудала высоко в горах. На это понадобится целых три дня.

Глава XVI

Светлый ангел понес душу Тамары в райские сады, но пересекает ему, из бездны, со злобным взглядом взвился дух Демона, крича о том, что Тамара принадлежит ему. Душа героини в испуге крепко прижалась к ангелу.

Посланник небес твердо приказал злобному духу исчезнуть с их пути. Ангел произнес речь о том, что Демон уже довольно торжествовал, Богу известно все о его бесконечных злодеяниях. Душа Тамары страдала и любила, поэтому ей открыта дорога в рай.

Проклиная свои безумные мечты, падший ангел так и остался навеки без упования и любви.

Кратко об истории создания произведения

Работу над произведением М. Ю. Лермонтов начал еще совсем юный четырнадцатилетний мальчика, а окончил уже довольно осознанный мужчина. Однако, первая строчка — «Печальный демон, дух изгнанья» оставалась неизменной с 1829 года до финальной редакции. Всего произведение подверглось восьми коренным изменениям и было напечатано только после гибели автора.

Первая печать представляла собой отрывки из поэмы и была осуществлена в 1842 году в «Отечественных записках».

В 1858 году в Германии впервые был опубликовано полноценное произведение (за исключением диалога Тамары с Демоном). Тираж составлял всего 28 экземпляров. Спустя год было выпущено в свет очередное издание, но, в этот раз, дополненное недостающим диалогом.

В России поэма «Демон» впервые была издана полностью в 1860 году в сборнике произведений Лермонтова.

Ангел и демон | Определение, природа, типы и факты

Ангел с мельничным жерновом

Все медиа

Похожие темы:
херувим серафим архангел йецер ха-тов ангел-хранитель

См. весь связанный контент →

ангел и демон , демон также пишется как демон , соответственно, любое доброжелательное или злонамеренное духовное существо, являющееся посредником между трансцендентным и временным царствами.

На протяжении всей истории религий существовали различные виды и степени верований в различных духовных существ, сил и принципов, которые являются посредниками между царством священного или святого, т. е. трансцендентным царством, и мирским царством времени, пространства. , и причина и следствие. Такие духовные существа, которых считают доброжелательными, обычно называют ангелами в иудаизме, христианстве и исламе, а тех, кого считают злонамеренными, называют демонами. В других традициях такие промежуточные существа менее категоричны, поскольку они могут быть доброжелательными в одних обстоятельствах и злонамеренными в других.

Природа и значение

Ангелы

Термин ангел , происходящий от греческого слова ангелос , является эквивалентом еврейского слова малах , означающего «вестник». Таким образом, буквальное значение слова ангел больше указывает на функцию или статус таких существ в космической иерархии, а не на коннотации сущности или природы, которые были заметны в народном благочестии, особенно в западных религиях. Таким образом, ангелы имеют свое значение прежде всего в том, что они делают, а не в том, чем они являются. Какой бы сущностью или присущей им природой они ни обладали, они определяются их отношением к своему источнику (Богу или высшему существу). Однако из-за западной иконографии (системы образов-символов) ангелов им была дарована сущностная идентичность, которая часто превосходит их функциональные отношения к священному или святому и их перформативные отношения к профанному миру. Другими словами, народное благочестие, питающееся графическими и символическими изображениями ангелов, до некоторой степени придавало ангельским фигурам полубожественный или даже божественный статус. Хотя такие явления обычно не санкционируются доктринально или теологически, некоторые ангельские фигуры, такие как Митра (персидский бог, который в зороастризме стал ангельским посредником между небом и землей, а также судьей и хранителем сотворенного мира), достигли полубожественного или божественного статуса с свои собственные культы.

В зороастризме существовала вера в амешу сентас , святых или щедрых бессмертных, которые были функциональными аспектами или сущностями Ахура Мазды, Мудрого Господа. Одна из амеш, потраченных как , Воху Манах (Благоразумие), открыла иранскому пророку Заратустре (Зороастр; умер в г. ок. г. 551 г. до н.э.) истинного Бога, его природу и своего рода этический завет, который люди могут принять. и подчиняться или отвергать и не подчиняться. Подобным образом, примерно 1200 лет спустя, архангел Гавриил открыл Пророку Мухаммеду (V–VI вв. н.э.) Коран (священную книгу ислама) и истинного Бога (Аллаха), его единство, а также этические и культовые принципы. требования Ислама. Эпитеты, используемые для описания Гавриила, посланника Бога, — «дух святости» и «верный дух» — аналогичны тем, которые применяются к amesha потрачено как зороастризма и Святому Духу, третьему лицу Троицы (Отец, Сын и Святой Дух) в христианстве. В этих монотеистических религиях (хотя позже зороастризм стал дуалистическим), как и в иудаизме, функциональные характеристики ангелов выражены более четко, чем их онтологические (или природа бытия) характеристики — за исключением многих случаев, когда народное благочестие и легенды затушевывают их. функциональные аспекты.

В различных религиях, в том числе в бесписьменных культурах, существуют верования в существ-посредников между священным и мирским царствами, но наиболее полно эта вера развита в религиях Запада.

Термин демон происходит от греческого слова даймон , что означает «сверхъестественное существо» или «дух». Хотя его обычно ассоциировали со злым или недоброжелательным духом, этот термин первоначально означал духовное существо, которое влияло на характер человека. Например, агатос даймон («добрый дух») был доброжелательным по отношению к людям. Греческий философ Сократ, например, говорил о своем даймоне как о духе, который вдохновлял его искать и говорить правду. Этот термин постепенно стал применяться к низшим духам сверхъестественного царства, которые оказывали давление на людей, заставляя их совершать действия, не способствующие их благополучию. Доминирующая интерпретация была взвешена в пользу недоброжелательности и того, что предвещает зло, несчастье и вред.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В религиях неграмотных народов духовные существа могут рассматриваться либо как злобные, либо как доброжелательные, в зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивается человек или сообщество. Таким образом, обычная классификация демонов среди злобных существ не совсем применима к этим религиям.

Положение духовных существ или сущностей, рассматриваемых как благожелательные или злонамеренные, может с течением времени измениться на противоположное. Так было в древней индоиранской религии, из которой развился ранний зороастризм и ранний индуизм, отраженный в Ведах (древние арийские гимны). В зороастризме дэва считались злобными существами, но их двойники, дэва в древнем индуизме, считались богами. ахура зороастризма были добрыми «господами», но в индуизме их двойники, асуры , превратились в злых господ. Точно так же сатана, обвинитель людей в суде Божьего правосудия в Книге Иова, стал главным противником Христа в христианстве и человечества в исламе. Многие подобные преобразования указывают на то, что резкие различия, проводимые между ангелами как доброжелательными и демонами как злонамеренными, могут быть слишком упрощенными, какими бы полезными ни были такие обозначения в качестве индикаторов общих функций таких духовных существ.

Demon Core: The Strange Death of Louis Slotin — The New Yorker

Демонстрация началась днем ​​21 мая 1946 года в секретной лаборатории, спрятанной в каньоне примерно в трех милях от Лос-Аламоса, штат Нью-Мексико, места рождения атомная бомба. Луи Слотин, канадский физик, показывал своим коллегам, как довести открытое ядро ​​​​ядерного оружия почти до критического состояния — хитрая операция, известная как «щекотка хвоста дракона». Ядро, стоявшее отдельно на приземистом столе, выглядело ничем не примечательным — полусфера из тусклого металла с торчащим из центра комком плутония, все это было теплое на ощупь из-за своей радиоактивности. После бомбардировки Нагасаки его быстро придали форму, чтобы использовать в другом нападении на Японию, а затем перераспределили, когда выяснилось, что он не нужен для военных действий. В то время Слотин был, пожалуй, самым выдающимся в мире специалистом по обращению с опасными количествами плутония. Он участвовал в сборке первого атомного оружия всего за год до этого, и современная фотография показывает, как он стоит рядом с его внутренностями в расстегнутой рубашке и в темных очках, хладнокровный и собранный. В то время бомба была ремесленным продуктом ручной работы.

Ядро, каким оно могло быть во время демонстрации Слотина. Фотография предоставлена ​​Национальной лабораторией Лос-Аламоса

Фотография предоставлена ​​Национальной лабораторией Лос-Аламоса

Процедура Слотина была простой. Он опускал полуоболочку из бериллия, называемую тампером, над ядром, останавливаясь как раз перед тем, как она плотно прилегала. Тампер будет отражать нейтроны, испускаемые плутонием, запуская слабую и кратковременную цепную ядерную реакцию, по которой физики затем смогут собирать данные. Слотин держал тампер в левой руке. В правой руке он держал длинную отвертку, которую собирался вставить между двумя компонентами, чтобы они не разделялись. Когда он начал медленный и кропотливый процесс опускания тампера, один из его коллег, Ремер Шрайбер, отвернулся, чтобы сосредоточиться на другой работе, ожидая, что эксперимент будет неинтересен, пока не пройдет еще несколько минут. Но вдруг он услышал позади себя какой-то звук: отвертка Слотина соскользнула, и тампер полностью опустился на сердечник. Когда Шрайбер обернулся, он увидел вспышку голубого света и почувствовал волну жара на лице. Через неделю он написал отчет о происшествии:

Синяя вспышка была хорошо видна в комнате, хотя она (комната) была хорошо освещена окнами и, возможно, верхним светом. . . . Общая продолжительность вспышки не могла быть больше нескольких десятых секунды. Слотин очень быстро отреагировал, щелкнув тампер. Время было около 3:00 вечера.

Охранник, который стоял в комнате, чтобы следить за драгоценным плутонием, мало знал о том, что делал Слотин. Но когда ядро ​​начало светиться и люди начали кричать, он быстро выбежал за дверь и взобрался на ближайший холм. Последующие расчеты показали, что общее число реакций деления составляет около трех квадриллионов — в миллион раз меньше, чем у первых атомных бомб, но все же достаточно, чтобы вызвать значительный всплеск радиоактивности. Эта радиоактивность возбуждала электроны в воздухе, которые, возвращаясь в невозбужденное состояние, испускали высокоэнергетические фотоны — синюю вспышку.

Вид сверху на воссозданный эксперимент. Фотография предоставлена ​​Национальной лабораторией Лос-Аламоса

Фотография любезно предоставлена ​​Национальной лабораторией Лос-Аламоса

Была вызвана скорая помощь, и лабораторию в основном эвакуировали. Пока ученые ждали прибытия помощи, они пытались определить, сколько радиации они получили. Слотин сделал набросок того, где все стояли, когда произошло скольжение. Затем он попытался использовать радиационный детектор на различных предметах, находившихся рядом с ядром, — на щетке из щетины, на пустой бутылке из-под кока-колы, на молотке, на рулетке. Но получить точные показания оказалось сложно, потому что сам детектор был сильно загрязнен. Слотин поручил одному из своих коллег разложить вокруг области пленочные значки для обнаружения радиоактивности, что требовало от ученого подходить в опасной близости к все еще перегретой активной зоне. Это поручение не привело к получению полезных данных и упоминалось в более позднем отчете как доказательство того, что после воздействия такого масштаба люди «не в состоянии вести себя рационально».

Свидетели демонстрации доставлены в госпиталь Лос-Аламоса. Слотина вырвало один раз перед осмотром и еще несколько раз в следующие несколько часов, но на следующее утро он остановился. Его общее состояние здоровья казалось приемлемым. Но его левая рука, сначала онемевшая и покалывающая, становилась все более болезненной. Это была рука, которая находилась ближе всего к ядру, и, как позже ученые подсчитали, она получила более пятнадцати тысяч бэр низкоэнергетического рентгеновского излучения. Доза Слотина для всего тела составила около двадцати одной сотни бэр нейтронов, гамма-лучей и рентгеновских лучей. (Пятьсот бэр обычно смертельны для человека.) Рука со временем приобрела восково-синий вид и на ней образовались большие волдыри. Врачи Слотина хранили его завернутым в лед, чтобы уменьшить отек и боль. Его правая рука, которая держала отвертку, страдала от этих симптомов в меньшей степени.

Слотин позвонил своим родителям в Виннипег, которых отправили самолетом в Нью-Мексико на деньги армии. Они прибыли через четыре дня после аварии. На пятый день количество лейкоцитов у Слотина резко упало. Его температура и пульс стали колебаться. «С этого дня пациент быстро выходил из строя», — отмечается в медицинском заключении. Слотин страдал от тошноты и болей в животе и начал терять вес. У него были внутренние лучевые ожоги, которые один медицинский эксперт назвал «трехмерным солнечным ожогом». К седьмому дню у него начались периоды «спутанности сознания». Его губы посинели, и его поместили в кислородную палатку. В итоге он впал в кому. Он умер через девять дней после аварии в возрасте тридцати пяти лет. Причина была зафиксирована как острый лучевой синдром, также известный как лучевая болезнь. Его тело было отправлено в Виннипег для захоронения в запечатанном армейском гробу.

Слотин (слева) стоит со своим коллегой Хербом Лером рядом с первой ядерной бомбой, здесь собранной лишь частично. Фотография предоставлена ​​Национальной лабораторией Лос-Аламоса

Фотография предоставлена ​​Национальной лабораторией Лос-Аламоса

Слотин был одним из двух человек, умерших от радиационного облучения в Лос-Аламосе, когда лаборатория находилась под контролем военных. В те первые годы, с 1943 по 1946 год, было еще около двух десятков смертей — аварии грузовиков и тракторов, непреднамеренные выстрелы из оружия, самоубийство, утопление, падение с лошади. Четыре из погибших были просто неудачей, когда группа дворников пили мускатное вино с добавлением антифриза. Но только Слотин и его коллега Гарри Даглян-младший уступили особым опасностям Манхэттенского проекта. За девять месяцев до аварии Слотина Даглян работал с тем же самым плутониевым сердечником, проводя другой эксперимент по критичности, в котором вместо тампера из бериллия использовались блоки из карбида вольфрама. критический. Дагляну понадобился почти месяц, чтобы умереть.

После неудачной демонстрации Слотина Лос-Аламос прекратил все дальнейшие работы по критичности. Всегда было известно, что это опасно — сам Энрико Ферми предупредил Слотина, что он «умрет в течение года», если продолжит, — но острота Второй мировой войны поставила целесообразность выше безопасности. Критические массы, созданные вручную, могут быть изменены быстро и «на лету». Но к моменту смерти Слотина такая скорость была уже не нужна. Холодную войну, несмотря на ее многочисленные опасения, можно было бы вести более устойчивыми темпами. В служебной записке, написанной вскоре после аварии, говорилось, что в будущих экспериментах следует использовать дистанционное управление и «более либерально использовать закон обратных квадратов» — тот факт, что небольшое расстояние имеет большое значение для снижения радиационного облучения.

Плутониевая яма, в которой погибли Даглян и Слотин, изначально называлась Руфус, но после несчастных случаев ее стали называть демоническим ядром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *