Брежнев внутренняя политика: Внутренняя политика Л.И. Брежнева: экономическая и социальная (кратко)

Внутренняя политика Брежнева — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Внутренняя политика Брежнева

3. Внешняя политика ссср при Брежневе

• Что касается внешней политики, проводимой Брежневым, то
она носила неоднозначный характер. СССР совместно с
мощными державами США и Великобританией подписывают
ряд договоров (о мирном использовании космического
пространства, о нераспространении ядерного и
бактериологического оружия и другие). Принимается
множество соглашений о сотрудничестве с различными
странами (Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т. д.). Наряду
с принятием мирных политических постановлений, в годы
правления Брежнева принимаются решения о вводе
советских войск совместно с некоторыми европейскими
войсками на территорию Чехословакии (август 1968 г.). Менее
чем через десять лет, в 1979 году войска СССР направляются
в Афганистан.
• Помимо этого, Л. И. Брежнев выступает инициатором
доктрины об ограничении суверенитета для
социалистических государств. Иными словами, те
государства, которые попытались бы не считаться с
руководством Советского Союза при построении своей
внешней и внутренней политики, могли быть подвергнуты
определенным санкциям (от простого запугивания, до
военного вторжения). Столь агрессивное поведение СССР
обесценило прежние договоры по поддержанию мира.
Советский Союз под руководством Брежнева стремительно
подходил к развалу.

5. Внешняя политика СССР в 1950-е – начале 1980-х гг.

• Советская внешняя политика решала основную проблему этого
периода — снижение противостояния между Востоком и Западом.
• Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали
более взвешенными.
• С целью ослабить международную напряженность был подписан
ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному
Берлину, советско-американский договор об ограничении систем
противоракетной обороны и др.
• Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции
Шарль де Голль, в 1970 г. — канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в
Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во
взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены
послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о
признании ГДР. Оба германских государства были приняты в
ООН.
• В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами
Р.Никсоном и сменившим его Д.Фордом. Наметился курс на
разрядку напряженности в отношениях между двумя
державами.
• 26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1.
Стороны договорились об ограничении числа
межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования.
В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении
подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне:
Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.
• Наметились положительные сдвиги в отношениях с
Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими
капиталистическими державами.
• 30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское
Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем
приняли участие 33 государства, в итоговом документе
закреплялись десять принципов во взаимоотношениях странучастников СБСЕ: суверенное равенство государств, их
территориальная целостность, нерушимость границ, мирное
урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела,
уважение прав человека, равноправие народов,
взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по
международному праву.
• Продолжилось развитие сотрудничества со странами
народной демократии. Перед СССР стояла задача
укрепления социалистического лагеря, сплочение его в
политическом, военном и экономическом отношениях.

• В 1971 г. была принята программа экономической
интеграции стран участников СЭВ, оказавшая
положительное влияние на развитие экономики
социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от
мировой экономики пагубно сказывалась на темпах
экономического развития, что в свою очередь становилось
причиной кризисных ситуаций в отношениях между
социалистическими странами.
• В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с
А.Дубчеком предприняло попытку провести демократические
преобразования в обществе и построить социализм с
«человеческим лицом». В ответ на территорию Чехословакии
были введены совместные войска пяти стран — участниц ОВД.
Произведена смена правительства, во главе которого Москвой
был поставлен Г.Гусак.
• В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с
СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом
социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный
ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые
внешнеполитические последствия.
• В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем
закончился вооруженными столкновениями на полуострове
Даманский.
• Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен,
вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость
организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным
лидером Л.Вапенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было
введено военное положение.
• С 1973 г. между странами Варшавского Договора и НАТО
велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе.
Однако введение советских войск в Афганистан в декабре
1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

English     Русский Правила

История России — 52 Внутренняя политика СССР в годы перестройки

« Предыдущий вопрос

Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг

В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории России. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.

Достаточно скачать шпаргалки по истории России — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Распад Советского Союза

В 1989–1990 гг. компартии Литвы, Латвии и Эстонии заявили о выходе из КПСС. Во всех республика

После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».

Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:

1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;

2) возродить частный сектор экономики;

3) отказаться от внешнеторговой монополии;

4) сократить число административных инстанций;

5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.

Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.

Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета – Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.

Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:

1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;

2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;

3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.

В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:

1) либерально-демократическая;

2) коммунистическая партии.

В самой КПСС явно обозначились три течения:

1) социал-демократическое;

2) центристское;

3) ортодоксально-традиционалистическое.


Падение Советского Союза

Стареющее советское руководство 1980-х годов было плохо подготовлено к тому, чтобы справиться с продолжающимся экономическим застоем и обострением внешних конфликтов, таких как советско-афганская война.

Цель обучения

Описать проблему лидерства, с которой столкнулся Советский Союз в 1980-е годы

Ключевые моменты

  • Переходный период, разделивший брежневскую и горбачевскую эпохи, больше походил на первый, чем на второй, хотя намеки на реформы появились еще раньше как 1983.
  • Андропов пробился к власти как благодаря своим связям в КГБ, так и заручившись поддержкой военных, пообещав не сокращать расходы на оборону, несмотря на тяжелые потери, которые это нанесло больной советской экономике.
  • Андропов начал генеральную чистку внутри партийной и государственной бюрократии, но его способность переформировать высшее руководство была ограничена его собственным преклонным возрастом и слабым здоровьем, а также влиянием его соперника Константина Черненко.
  • Внутренняя политика Андропова была в значительной степени направлена ​​на восстановление дисциплины и порядка в советском обществе. Он избегал радикальных политических и экономических реформ, вместо этого продвигая некоторую откровенность в политике и умеренные экономические эксперименты.
  • Во внешней политике Андропов продолжил политику Брежнева, что привело к резкому ухудшению американо-советских отношений.
  • Черненко сменил Андропова в 1984 году, что привело к ряду значительных изменений в политике, включая увеличение инвестиций в потребительские товары и услуги, а также в сельское хозяйство.
    Черненко также призвал к сокращению микроуправления Коммунистической партией экономики. Однако репрессии КГБ в отношении советских диссидентов усилились, а кадровые изменения и расследования коррупции, предпринятые при Андропове, подошли к концу.
  • В этот период советского руководства боевые действия в советско-афганской войне усилились, что усугубило советский экономический застой и еще больше вовлекло СССР в войну, которую, казалось, они не могли успешно выиграть.

Примеры

Ключевой термин

Гуляш Коммунизм
Разновидность коммунизма, практиковавшаяся в Венгерской Народной Республике с 1960-х годов до краха коммунизма в Центральной Европе в 1989 году. С элементами свободной рыночной экономики и улучшением положения с правами человека это представляло собой тихое отклонение от советских принципов, применяемых в Венгрии. в предыдущем десятилетии. Название представляет собой полуюмористическую метафору, происходящую от популярного венгерского блюда. Гуляш готовится из разных ингредиентов, что свидетельствует о том, что венгерский коммунизм был смешанной идеологией и больше не придерживался строго марксистско-ленинских интерпретаций, как в прошлом.

 

К 1982 году о стагнации советской экономики свидетельствовал тот факт, что Советский Союз импортировал зерно из США на протяжении 1970-х годов. Однако условия, приведшие к экономической стагнации, прежде всего огромные расходы на оборону, съедавшие бюджет, настолько прочно укоренились в экономической системе, что какой-либо реальный перелом казался невозможным. Переходный период, разделявший брежневскую и горбачевскую эпохи, больше походил на первый, чем на второй, хотя намеки на реформы появились еще в XIX веке.83.

 

Юрий Андропов, изображенный в августовском номере журнала «Советская жизнь» за 1983 год.

Брежнев умер 10 ноября 1982 года. Между его смертью и объявлением об избрании Юрия Андропова новым Генеральным секретарем прошло два дня, что позволяет предположить, что в Кремле произошла борьба за власть. Андропов пробился к власти как через свои связи в КГБ, так и заручившись поддержкой военных, пообещав не сокращать расходы на оборону. Для сравнения, некоторые из его соперников, такие как Константин Черненко, скептически относились к сохраняющимся высоким военным расходам. В возрасте 69 лет, он был самым старым человеком, когда-либо назначавшимся Генеральным секретарем, и на 11 лет старше Брежнева, когда он занял этот пост. В июне 1983 года он вступил в должность Председателя Президиума Верховного Совета, став, таким образом, церемониальным главой государства. Брежневу потребовалось 13 лет, чтобы занять этот пост.

Андропов начал генеральную чистку внутри партийной и государственной бюрократии, решение было облегчено тем, что средний возраст членов ЦК составлял 69 лет. Он заменил более одной пятой советских министров и первых секретарей областной партии. и более трети заведующих отделами в аппарате ЦК. В результате он заменил стареющее руководство более молодыми и энергичными администраторами. Но возможности Андропова перекроить высшее руководство сдерживали его собственный возраст и слабое здоровье, а также влияние его соперника (и давнего соратника Леонида Брежнева) Константина Черненко, ранее курировавшего кадровые вопросы в ЦК.

Внутренняя политика Андропова была направлена ​​на восстановление дисциплины и порядка в советском обществе. Он избегал радикальных политических и экономических реформ, продвигая вместо этого некоторую откровенность в политике и умеренные экономические эксперименты, подобные тем, которые были связаны с инициативами покойного премьера Алексея Косыгина в середине 1960-х годов. В тандеме с этими экономическими экспериментами Андропов начал антикоррупционную кампанию, которая достигла высоких уровней в правительстве и партии. В отличие от Брежнева, имевшего несколько особняков и парк роскошных автомобилей, Андропов жил скромно. Во время посещения Будапешта в начале 19В 83 году он выразил интерес к венгерскому гуляш-коммунизму и к тому, что огромные размеры советской экономики делали строгое планирование сверху вниз непрактичным. 1982 год стал свидетелем худших экономических показателей страны со времен Второй мировой войны, когда реальный рост ВВП составил почти нулевой процент, что потребовало реальных и быстрых перемен.

Во внешней политике Андропов продолжил политику Брежнева. Отношения между США и СССР резко ухудшились, начиная с марта 1983 года, когда президент Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Официальное информационное агентство ТАСС обвинило Рейгана в том, что он «мыслит только в категориях конфронтации и воинственного, безумного антикоммунизма». Дальнейшее ухудшение произошло в результате теракта 1 сентября 19 г.83, сбитие Советским Союзом рейса 007 Korean Air Lines возле острова Монерон, на борту которого находились 269 человек, включая действующего конгрессмена США Ларри Макдональда, а также размещение Рейганом ядерных ракет средней дальности в Западной Европе. Кроме того, в Афганистане, Анголе, Никарагуа и других странах США начали подрывать поддерживаемые Советским Союзом правительства, поставляя оружие антикоммунистическим движениям сопротивления.

Здоровье Андропова резко ухудшилось в течение напряженного лета и осени 1983 года, и он стал первым советским лидером, пропустившим празднование годовщины революции 1917 года. Он умер в феврале 1984 года от почечной недостаточности после того, как пропал из поля зрения общественности на несколько месяцев. Его самым значительным наследием для Советского Союза было открытие и продвижение Михаила Горбачева.

В 71 год у Константина Черненко было слабое здоровье, он страдал от эмфиземы легких и не мог играть активную роль в формировании политики, когда после долгих дискуссий его выбрали преемником Андропова. Но короткое время пребывания Черненко у власти привело к некоторым существенным изменениям в политике, в том числе к увеличению инвестиций в потребительские товары и услуги, а также в сельское хозяйство. Он также призвал к сокращению микроуправления Коммунистической партией Советского Союза (КПСС) экономикой. Однако репрессии КГБ в отношении советских диссидентов усилились, а кадровые изменения и расследования коррупции, предпринятые при Андропове, подошли к концу. 19 февраля83, советские представители вышли из Всемирной психиатрической организации в знак протеста против ее непрекращающихся жалоб на использование психиатрии для подавления инакомыслия. Эта политика была подчеркнута в июне, когда Владимир Данчев, ведущий Радио Москвы, назвал советские войска в Афганистане «оккупантами» во время вещания на английском языке. После отказа отказаться от этого заявления его на несколько месяцев отправили в психиатрическую больницу.

Андропов сыграл доминирующую роль в решении о военном вторжении в Афганистан 24 декабря 1979, настаивая на вторжении, хотя знал, что международное сообщество сочтет виновным СССР. Решение о вмешательстве привело к советско-афганской войне, которая продолжилась после того, как Андропов стал лидером СССР. К этому времени Андропов почувствовал, что вторжение могло быть ошибкой, и нерешительно исследовал варианты вывода войск путем переговоров. Советы не предвидели такой активной роли в борьбе с повстанцами-моджахедами и пытались преуменьшить их участие по сравнению с участием афганской армии. Однако приход советских войск оказал на афганский народ обратный эффект, скорее разозлив, чем умиротворив, и заставив моджахедов набирать силу и численность.

В период междуцарствия Черненко боевые действия в Афганистане усилились. Как только стало очевидно, что Советы не могут отойти на второй план в конфликте, они последовали трем основным стратегиям, направленным на подавление восстания. Запугивание было первой стратегией, в которой Советы использовали воздушные десантные атаки, а также бронированные наземные атаки для уничтожения деревень, скота и посевов в неблагополучных районах. Местные жители были вынуждены либо покинуть свои дома, либо умереть, поскольку ежедневные советские атаки делали невозможным проживание в этих районах. Заставив народ Афганистана покинуть свои дома, Советы надеялись лишить партизан ресурсов и убежища. Вторая стратегия заключалась в подрывной деятельности, которая включала в себя отправку шпионов для присоединения к группам сопротивления и передачи информации, а также подкуп местных племен или лидеров партизан для прекращения операций. Наконец, Советы использовали военные набеги на оспариваемые территории, чтобы искоренить партизан и ограничить их возможности. Были проведены классические операции по поиску и уничтожению, и после того, как деревни были оккупированы советскими войсками, оставшихся жителей часто допрашивали и пытали для получения информации или убивали.

Танки и вертолеты во время советско-афганской войны: советские сухопутные войска в действии при проведении наступательной операции против исламистского сопротивления.

В середине 1980-х годов афганское движение сопротивления, которому помогали США, Пакистан, Саудовская Аравия, Великобритания, Египет, Китай и другие, способствовало высоким военным расходам Москвы и обострило международные отношения. США рассматривали борьбу в Афганистане как неотъемлемую часть борьбы времен холодной войны, а ЦРУ оказывало помощь антисоветским силам через пакистанские спецслужбы в рамках программы под названием «Операция «Циклон». Моджахеды предпочитали диверсионные операции. Наиболее распространенные виды диверсий включали повреждение линий электропередач, выход из строя трубопроводов и радиостанций, подрыв правительственных зданий, аэровокзалов, гостиниц, кинотеатров и т. д. Они концентрировались как на гражданских, так и на военных объектах, разрушая мосты, перекрывая основные дороги, нападая на автоколонны, нарушая работу электроэнергетической системы и промышленного производства, нападая на полицейские участки, советские военные объекты и авиабазы. Они убивали правительственных чиновников и членов марксистской Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) и осаждали небольшие аванпосты в сельской местности.

Атрибуция

  • Стареющее руководство Советского Союза
    • «Гуляш-коммунизм». https://en.wikipedia.org/wiki/Гуляш_Коммунизм. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Юрий Андропов». https://en.wikipedia.org/wiki/Юрий_Андропов. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Советско-афганская война». https://en. wikipedia.org/wiki/Soviet%E2%80%93Афганская_Война. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «История Советского Союза (1982-91). https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Soviet_Union_(1982%E2%80%9391). Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «SovietafghanwarTanksHelicopters.jpg». https://commons.wikimedia.org/wiki/File:SovietafghanwarTanksHelicopters.jpg. Общественное достояние Викисклада.

    • «Юрий_Андропов_-_Советская_Жизнь,_Август_1983.jpg». https://commons.wikimedia.org/wiki/Файл:Юрий_Андропов_-_Советская_Жизнь,_Август_1983.jpg. Общественное достояние Викисклада.

Бегущий на месте: несмотря на сходство, путинская Россия — это не брежневская

МАКСИМ ТРУДОЛЮБОВ

Бывший советский лидер Леонид Брежнев, как однажды заметил политолог Тейн Густафсон, был способным политиком «справедливости». Густафсон имел в виду, что брежневский стиль политики заключался в том, чтобы иметь дело с людьми и проблемами, подкупая их.

Брежнев, находившийся у власти с 1964 по 1982 год, предлагал привилегии и стабильность партийному аппарату; он позаботился о том, чтобы военно-промышленная элита располагала большими бюджетами; закрывал глаза на коррумпированность региональных политиков; и он дал обширные экономические субсидии населению в целом. В целом, такого подхода придерживается и президент России Владимир Путин. Они сопоставимы, но только до некоторой степени.

Справедливый подход хорошо работал для Брежнева в том смысле, что он поддерживал единство истеблишмента и подавлял народные волнения. Члены партийного аппарата, различные государственные деятели, агенты разведки, военная каста, привилегированные слои интеллигенции — все те, кого историк Стивен Коткин назвал негражданским обществом , — были хорошо обеспечены.

В Советском Союзе конца XIX70-х и начала 1980-х годов. Диссидентское сообщество, независимые мыслители, писатели и художники — сила, которую многие на Западе считали антитоталитарным гражданским обществом — на самом деле функционировали лишь в символическом смысле. Большинство его членов были заключены в тюрьму, маргинализированы или изгнаны из страны.

К началу 1980-х советские лидеры были на пороге безраздельного господства. Но крайне перераспределительная политика Брежнева, направленная на предоставление привилегий элитам, привела к задержке развития и стагнации экономики.

Сегодняшний политик акций Владимир Путин, кажется, идет по тому же пути с точки зрения своей экономической модели. Политическая система России очень отличается от ее советского предшественника, но она по-своему сильно перераспределительна и отдает привилегии элитам. Согласно отчету «Стагнация 2: последствия, риски и альтернативы для российской экономики», действующая экономическая модель даже не ставит в качестве целей рост или развитие.

В период с 2009 по 2019 год экономический рост России составлял в среднем 1 процент в год. Недавние исследования показывают, что экономика позднего Советского Союза росла в среднем на 1,6 процента в год между 1977 и 1985. Это означает, что сегодняшняя российская экономика еще медленнее, чем пресловутая «стагнирующая» брежневская экономика.

Нынешнее негражданское общество далеко не самодовольное и усталое советское, а зарождающееся гражданское общество существует и учится вставать на ноги, о чем свидетельствует развивающаяся культура частных пожертвований.

Владимир Путин видел, как рушатся негражданские общества Советского Союза, Центральной и Восточной Европы, и явно не чувствует себя в такой же безопасности, как Брежнев. Вот почему Путин проявляет активный подход к укреплению своего истеблишмента и базы власти.

Он должен это сделать, потому что российское негражданское общество далеко не всесильно, как его предшественник советской эпохи. Путинскому Кремлю, в отличие от брежневского, приходится заниматься выборами. Конечно, это тщательно управляемые дела, но они все же иногда дают неожиданные результаты. У манипулирования выборами есть пределы: результаты выборов могут быть подвержены переворотам в популярности спонсируемых Кремлем политиков. И популярность этих политиков — депутатов, губернаторов, мэров — в конечном счете зависит от отца всех рейтингов в стране, личного рейтинга Путина.

Кремль контролирует большую часть российских СМИ, но и здесь есть пределы манипуляциям. Люди возмущены застоем в экономике, и есть пределы тому, что может сделать даже самая изощренная пропаганда или бряцание оружием. Как показал недавний эпизод военного балансирования России на границе с Украиной, сосредоточение войск у дверей юго-западного соседа не творит чудес с точки зрения повышения рейтинга одобрения Путина.

Военная игра тоже дорожает. Россия не может быть уверена в быстром успехе на поле боя, потому что ей противостоит более сильная Украина, чем шесть лет назад, во время и после аннексии Крыма. «Если еще в 2014 году украинские вооруженные силы были малофункциональны, то сегодня у Украины есть армия, которая гораздо лучше обучена и оснащена. Он сотрудничает с иностранными державами, от США до Турции», — заявил в недавнем интервью генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

И, в отличие от Брежнева, Путин должен тщательно следить за своим бюджетом. Расходы на оборону России обширны, но они не растут уже несколько лет, а официальные расходы, согласно плану правительства, снизятся с 3,1 процента ВВП в 2020 году до 2,5 процента в 2023 году. выше: по некоторым оценкам, она составляет 3,9 процента ВВП, но реальная цифра, по прогнозам, тоже снизится. Сегодняшний российский оборонный бюджет далек от того, что Брежнев и его непосредственные преемники могли (а позже и не могли) себе позволить. Согласно данным, обнародованным Михаилом Горбачевым в 1989, советские военные расходы в середине 1980-х годов были заморожены на уровне 77,3 миллиарда рублей, что на тот момент равнялось 128 миллиардам долларов, или 9 процентам советского ВВП.

Помимо ограничений на расходы, Кремлю приходится иметь дело с ограничениями своей власти, присущими самой путинской системе. Слабость российских институтов означает, что предприятиям, даже самым лояльным к режиму, приходится полагаться на иностранные юрисдикции для обеспечения безопасности своих активов. Еще одно серьезное ограничение заключается в том, что Путин должен удовлетворять потребности как широкой публики, так и своих сторонников из внутренней элиты. Сторонники элиты могут быть счастливы или не счастливы, но реальные доходы граждан России не растут уже десять лет (послушайте наш разговор с профессором Тимоти Фраем, чтобы полностью обсудить эти ограничения).

Всеми этими слабостями можно объяснить усиление давления Кремля на внутреннюю оппозицию (которого у Брежнева не было). Москва стремительно расширяет свою систему «отторжения» любых сил, в которых она видит угрозу для себя. Развивается законодательство и правоприменительная политика в отношении «иностранных агентов», «нежелательных» и «экстремистских» организаций.

Ограничения, о которых здесь идет речь, могут даже в некотором роде принести пользу российской политической системе: они держат ее в напряжении и не дают ей стать такой же самодовольной, какой она была во времена Брежнева. Но эти ограничения по-прежнему означают, что Кремль не может обеспечить рост или повысить благосостояние своих подданных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *