Брат достоевского: Прозвище Достоевского в детстве — «Настоящий Огонь»

Содержание

Magisteria

MagisteriaАCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail.ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma

Михаил и Фёдор Достоевские — Радио ВЕРА

Поделиться

Жена Достоевского Анна Сниткина, говоря о супруге, часто упоминала и его старшего брата. Она писала: «Фёдор Михайлович вспоминал о Михаиле Михайловиче с самым нежным чувством. Он любил его более, чем кого другого из своих родных, может быть, потому, что вырос вместе с ним и делил мысли в юности».

Семья Достоевских жила в Москве. Отец Михаила и Фёдора был человеком строгим. Мама – нежная, ласковая, смягчала его крутой нрав. Она учила детей читать по Евангелию. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства», — писал Фёдор Михайлович. Драгоценными воспоминаниями для Фёдора и Михаила на всю жизнь остались поездки с мамой в московские соборы, а каждую Пасху в Троице-Сергиеву Лавру.

Погодки Миша и Федя понимали друг друга с полуслова и дружили необыкновенно. Это удивляло родителей, ведь Миша рос спокойным, а о Феде говорили, что он — настоящий огонь. Мальчики были послушными, домашними детьми. В семье любили читать, братья не расставались с книгами и знали наизусть почти всего Пушкина.

Михаил и Фёдор считали, что их счастливое детство окончилось в тот зимний день 1837-ого года, когда умерла мама. Сразу сдал отец, оставил с горя службу и, несмотря на желание сыновей посвятить себя литературе, через год отвёз их в Петербург поступать в Инженерное училище.

Фёдор успешно сдал вступительные экзамены, а Михаила не взяли по здоровью и отправили в Ревельский филиал. Первую разлуку, она длилась десять лет, братья пережили тяжело. Утешались письмами, которые подписывали так: «Твой друг и брат». Фёдор, делающий свои первые шаги в литературе, именно брату сообщил о том, какую цель ставит перед собой, как писатель: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Изредка Фёдор приезжал к брату в Ревель погостить. Михаил уже был женат. Когда у него родился сын, Фёдор стал крёстным отцом племянника. Но и будучи семейным человеком, Михаил по-прежнему заботился о младшем брате. Старший уже служил, получал жалование и часто ссужал деньгами и одеждой Фёдора. В то время мало кто верил, что из Фёдора получится настоящий писатель и только Михаил был убеждён, что брата ждёт большое будущее на литературном поприще.

А когда Михаил вышел в отставку, он по приглашению Фёдора переехал в Петербург и занялся литературой. И так же как брат стал членом политического кружка петрашевцев. Когда по приказу царя Николая Первого кружковцев арестовали, Достоевские угодили в Петропавловскую крепость. Михаила скоро освободили во многом благодаря Фёдору, который упорно доказывал непричастность брата к деятельности кружка. Михаил на свободе чем мог поддерживал брата, писал ему письма, посылал деньги.

Суд приговорил Фёдора к смертной казни. Лишь в последнюю минуту ему сообщили о помиловании. Закованного в кандалы писателя сослали в Сибирь. Перед самой отправкой Достоевским разрешили свидание. Очевидец той встречи вспоминал: «В глазах старшего брата стояли слёзы, губы его дрожали, а Фёдор Михайлович был спокоен и утешал его».

В Петербург Фёдор вернулся только спустя 10 лет и начал работать в журналах «Время» и «Эпоха», которые основал Михаил Михайлович. Так братья стали и деловыми партнёрами. Увы, ненадолго. Через пять лет Михаил Достоевский умер. «Сколько я потерял с ним, – писал Фёдор Михайлович в горе, – этот человек любил меня больше всего на свете». «Семейство его осталось буквально без всяких средств. Я у них остался единой надеждой. Брата моего я любил бесконечно – мог ли я их оставить?».

Фёдор Михайлович не мог, да и не хотел оставлять семью брата. Писатель взял на себя выплату долгов Михаила Михайловича, делился с вдовой и племянниками всем, что зарабатывал и в память о брате до конца своих дней заботился о его семье.

Достоевский, Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Достоевский

М.М. Достоевский. Фотография. 1864 г.

Достоевский, Михаил Михайлович [13(25).Х.1820, Москва, — 10(22).VII.1864, Петербург] – русский писатель. Старший брат Ф.М.Достоевского, с которым его сближала общность литературных интересов и глубокая взаимная привязанность. «Любить тебя это для меня вполне потребность», — писал Ф.М. Достоевский брату в 1840 году (Письма, т. 1, 1928, с. 62).

В 1848 году Достоевский арестован по делу петрашевцев

, но вскоре освобожден. Выйдя в отставку, занялся литературой. В большинстве повестей Достоевского, написанных в традициях натуральной школы, изображается существование петербургских обывателей («Дочка», 1848, «Брат и сестра», 1852). В повести «Господин Светелкин» (1848) ощутимо влияние «Шинели» Н.В.Гоголя. Зарисовки из жизни дворянской усадьбы содержатся в повести «Пятьдесят лет» (1850). О переводах Достоевским сочинений Ф.Шиллера сохранились положительные отзывы Н.А.Добролюбова, А.В.Дружинина.

Вместе с братом издавал журналы “Время” (с 1861) и «Эпоха» (с 1864), в которых развивались идеи «почвенничества».

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

М.М. Достоевский. Худ. К. Трутовский. 1847 г.

М.М. Достоевский. Фотография 1850-х годов.


Далее читайте:

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881), младший брат Михаила Михайловича.

Порецкий Александр Устимович (1819-1879), поэт, писатель, журналист, издатель, сподвижник Михаила Михайловича.

Сочинения:

Собр. соч., [со статьей Ф.Достоевского «Несколько слов о М.М.Достоевском], т. 1-2, Петербург, 1915.

 

 

Семья и окружение — Фёдор Михайлович Достоевский

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил грекокатолическим, позже — православнымсвященником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной — протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).

Отец, Михаил Андреевич (1787—1839),11 декабря 1802 г. поступил в Подольско-Шаргородскую семинарию в г. Каменец-Подольске.По императорскому указу от 5 августа 1809 г. в числе 120 человек направлен в императорскую Медико-хирургическую академию. С 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекариБородинского пехотного полка, 29 апреля 1818 переведён ординатором в Московский военный госпиталь,а через год, 7 мая 1819-го перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году — и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню)[40].

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 — умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»)[8].

Фёдор Михайлович был вторым ребёнком в семье Достоевских, в которой кроме него появилось на свет семеро детей:

  • Михаил (1820—1864)
  • Варвара (1822—1893), в замужестве Карепина[41][8]
  • Андрей (1825—1897)
  • Вера (1829—1896), в замужестве Иванова[42]
  • Любовь (1829—1829) — близнец Веры, умерла вскоре после рождения[8]
  • Николай (1831— 1883)[43]
  • Александра (1835—1889) в замужестве Голеновская[44]

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием Фёдора Михайловича, а их работа над журналом «Время»осуществлялась в значительной мере совместно. Старшие братья Достоевские испытывали тесную родственную и духовную связь. Смерть Михаила стала огромной и тяжелой утратой для писателя. Ф. М. Достоевский написал некролог «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском», взял на себя уплату долговых обязательств и заботу о семье брата[45].

Младший брат Андрей стал архитектором. Ф. М. Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Братья жили в разных городах и виделись редко, однако никогда не прерывали родственных отношений. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате, часть которых использовал первый биограф писателя О. Ф. Миллер[46]. Образ любящего отца в этих «Воспоминаниях» противоречит характеристике Михаила Андреевича как ненавидимого мужиками угрюмого и жестокого крепостника, которая утвердилась у многих биографов под влиянием О. Ф. Миллера[47] и Л. Ф. Достоевской. Андрей Михайлович публично опровергал слухи о том, что Фёдор Михайлович Достоевский с детства страдал эпилепсией[48].

Из сестёр наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л.  Ф. Достоевской,«любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Вторая жена — Анна Григорьевна Достоевская — родилась в семье мелкого петербургского чиновника. По её собственному признанию, любила Достоевского ещё до встречи с ним[49]. Анна Григорьевна стала супругой писателя в 20 лет, вскоре после завершения романа «Игрок». В то время (конец 1866 года — начало 1867 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения, поскольку кроме выплаты долгов кредиторам содержал пасынка от первого брака Павла Александровича Исаева[50], и помогал семье старшего брата. Кроме этого Достоевский не умел обращаться с деньгами. При таких обстоятельствах Анна Григорьевна взяла руководство финансовыми делами семьи в свои руки, оберегая писателя от докучливых кредиторов. После смерти писателя А. Г. Достоевская вспоминала: «…мой муж всю свою жизнь был в денежных тисках»[39]. Достоевский посвятил супруге свой последний роман «Братья Карамазовы». После смерти писателя Анна Григорьевна собирала документы, связанные с жизнью и деятельностью Достоевского, занималась изданием его сочинений, готовила к печати свои дневники и воспоминания.

От второго брака с Анной Григорьевной у Ф. М. Достоевского было четверо детей:

  • Дочь Софья (1868 — 1868) родилась в Женеве, где через несколько месяцев скончалась
  • Дочь Любовь (1869 — 1926)
  • Сын Фёдор (1871—1922)
  • Сын Алексей (1875—1878)

Продолжателем рода писателя стал сын Фёдор Фёдорович Достоевский. В 1876 году Достоевский писал жене: «У Феди мой <характер>, мое простодушие. Я ведь этим только, может быть, и могу похвалиться…»[51]. А. Г. Достоевская вспоминала о подаренном жёнами декабристов Евангелии: «Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Федор Михайлович велел отдать Евангелие своему сыну Феде»[39].

Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге

Владимирский, 11. Квартира Достоевского с 1842 по 1846 г. «Бедные люди»

К концу обучения в Инженерном училище Достоевский снимает квартиру в «Графском переулке, что близ Владимирской церкви, в доме Пряничникова» (современный адрес – Владимирский пр., 11). В этой квартире Достоевский жил с 1842 по 1846 гг. и работал над своим первым романом «Бедные люди».

Брат Достоевского Андрей Михайлович вспоминал: «Квартира эта была очень светленькая и веселенькая; она состояла из трех комнат, передней и кухни; первая комната была общая, вроде приемной, по одну сторону ее была комната брата и по другую <…> комнатка для меня».
В 1844 году к Достоевскому, «вышедшему из училища и успевшему уже переменить военную форму на статское платье» переезжает Дмитрий Васильевич Григорович, его товарищ по училищу. Григорович к тому времени уже был автором нескольких очерков в духе натуральной школы, в том числе «Петербургских шарманщиков».
Григорович вспоминал, что Достоевский, работая над «Бедными людьми», жил «сокровенно», как монах, отшельник: «Прислуги у нас не было, самовар ставили мы сами, за булками и другими припасами отправлялись сами <…> Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать».
В мае 1845 года Достоевский закончил работу над произведением, но, не имея никаких литературных связей, не знал, куда отдать свою рукопись. Тогда Григорович посоветовал отнести рукопись Некрасову, недавно выпустившему альманах «Физиология Петербурга» и знакомому с главным критиком того времени Белинским.
О том, как проходило чтение рукописи и какова была реакция Некрасова и Григоровича, вы узнаете на Невском проспекте, у дома 96, где в то время жил Некрасов

Рисунки:
Ф. М. Достоевский. Рис. К. Трутовского, 1847
Д. В. Григорович. Автопортрет

На фото с Дня Достоевского:
Танец «Маленький человек». Макар Девушкин — Игорь Сергеев
Автор фотографии — Bob Oeloff (Нидерланды)

Достоевский, Федор Михайлович — ПЕРСОНА ТАСС

Родился 11 ноября 1821 г. в Москве в семье Михаила Андреевича Достоевского (1787-1839) и Марии Федоровны Нечаевой (1800-1837). Его отец был врачом, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. Мать, происходившая из купеческой семьи, занималась воспитанием детей.

В 1834-1838 гг. Федор Достоевский получал образование в частных пансионах в Москве и Санкт-Петербурге.
С 1838 по 1843 г. учился в Санкт-Петербурге в Главном инженерном училище — военно-учебном заведении Русской императорской армии. Свободное время посвящал чтению сочинений Гомера, Уильяма Шекспира, Оноре де Бальзака, Гавриила Державина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Александра Пушкина и др.
В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду.
Летом 1844 г., решив заниматься литературной деятельностью, подал в отставку и в октябре того же года был уволен с военной службы в чине поручика.

Творческий и жизненный путь
Первой напечатанной работой Федора Достоевского стал перевод с французского романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», вышедший в 1844 г. в журнале «Репертуар и пантеон».
В 1846 г. в альманахе Николая Некрасова «Петербургский сборник» был опубликован первый роман Достоевского «Бедные люди», написанный в эпистолярной форме. Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка. В 1848 г. идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. В конце того же года в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть Достоевского «Белые ночи».
В апреле 1849 г. «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и восемь месяцев провел под следствием в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Находясь в заключении, написал рассказ «Маленький герой».
3 января 1850 г. (22 декабря 1849 г. по старому стилю) на Семеновском плацу (ныне Пионерская площадь в Санкт-Петербурге) Достоевскому, который к этому времени уже был лишен всех прав состояния, и другим обвиняемым был зачитан приговор о смертной казни, проведена инсценировка к приведению приговора в исполнение. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового.
В 1850-1854 гг. отбывал каторгу в Омске, тогда же начал страдать эпилепсией и болезнью легких. В начале 1854 г. был зачислен рядовым в Сибирский линейный батальон в Семипалатинске (одноименная область Западно-Сибирского генерал-губернаторства; ныне г. Семей, Республика Казахстан). Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г. стала его женой. В 1855 г. произведен в унтер-офицеры, в следующем году — в прапорщики. 26 августа 1856 г., в день коронации нового императора Александра II, бывшим «петрашевцам» объявили прощение.
В апреле 1857 г. Федору Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печатать свои произведения.
В 1859 г., выйдя по прошению в отставку в чине подпоручика и прожив несколько месяцев в Твери, получил право повсеместного свободного проживания и переехал в Санкт-Петербург. В том же году в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки» были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
В 1861-1864 гг. вместе со старшим братом Михаилом выпускал литературно-политические журналы «Время» и «Эпоха», в которых сформулировал идейную концепцию почвенничества. На их страницах появились роман Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), а также его повести «Записки из Мертвого дома» (1862) и «Записки из подполья» (1864).
Летом 1862 г. впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Италию, Францию, Швейцарию и Великобританию. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения.
В 1864 г. скончались жена Достоевского и его брат, после смерти которого писатель принял на себя долги журнала «Эпоха».
В 1866 г. в журнале «Русский вестник» был опубликован роман Достоевского «Преступление и наказание», в котором писатель исследовал глубинные социально-психологические и философские проблемы. Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной (1846-1918, в 1867 г. стала его второй женой) за 26 дней, обусловленных кабальным договором с издателем Федором Стелловским, завершил работу над романом «Игрок».
С весны 1867 г. до лета 1871 г. проживал за границей — в Германии, Италии и Швейцарии.
В 1868 г. был опубликован роман «Идиот», в котором писатель представил свою нравственно-философскую позицию, художественно выразил христианское понятие о прощении и сострадании. Благодаря этому роману Достоевский смог погасить свои долги в казино и через несколько лет окончательно отказался от азартных игр.
К 1869-1870 гг. относится замысел Достоевского о создании эпопеи «Житие великого грешника». Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях. Первым из них стал роман «Бесы» (1871-1872), созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г. убили одного из своих членов.
Летом 1871 г. Федор Достоевский вернулся в Россию, где купил дом в Старой Руссе (ныне Новгородская обл.). В 1873 г. стал редактором журнала «Гражданин», в котором на протяжении полутора лет вел рубрику «Дневник писателя». Впоследствии «Дневник писателя» стал самостоятельным авторским изданием, выходившим вплоть до смерти Достоевского. На его страницах Федор Михайлович размещал публицистические статьи на актуальные политические и социальные темы, а также литературно-критические статьи, очерки, воспоминания и художественные произведения (рассказы «Бобок», «Кроткая», «Сон смешного человека» и др. ).
В 1875 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован роман «Подросток».
В 1877 г. Федор Достоевский стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук, в 1880 г. — почетным членом Общества любителей российской словесности.
Итоговым произведением писателя стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880), сосредоточивший внимание на вопросах религии, свободы, морали, противостояния добра и зла в человеческой душе. Сюжет произведения сочетал семейную хронику с жанром философской притчи.
Федор Достоевский скончался 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 г. в Санкт-Петербурге на 60-м году жизни от обострения хронической болезни сосудов легких. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
После смерти Достоевского его художественное и философское наследие получило всемирное признание, произведения были переведены на 170 языков. Идеи писателя оказали критическое влияние на концепции «философии жизни» (Фридрих Ницше и др.), экзистенциализма (Альбер Камю и др. ). Творчество Достоевского повлияло на ведущих писателей ХХ века: Германа Гессе, Джеймса Джойса, Кнута Гамсуна, Франца Кафку, Эрнста Хемингуэя. Произведения Достоевского считаются одним из ключевых этапов развития как отечественной, так и мировой литературы. Работы писателя включены в школьную программу по литературе в России, в вузовские программы по литературе в зарубежных странах.

Дети
В браке с Анной Сниткиной у Федора Достоевского родились дочери Софья (род. 1868, умерла в том же году) и Любовь (1869-1926), сыновья Федор (1871-1922) и Алексей (1875-1878).

Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии — Российская газета

Мы знаем, что такое род Пушкиных и род Толстых. Что-то слышали со школьной скамьи о древности рода Лермонтовых. Но Федор Михайлович Достоевский в восприятии современного читателя видится фигурой одинокой, не подкрепленной древностью рода. Также мало знают о потомках писателя. Поэтому известие о том, что 6 октября роду Достоевских исполняется 500 лет, прозвучало почти как сенсация. За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту по жизни и творчеству Достоевского Людмиле Сараскиной.

Российская газета: Кто бы мог ожидать, что род Достоевских такой древний. Насколько известно, сам Федор Михайлович об этом не упоминал.

Людмила Сараскина: Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии, к которым принадлежали русские писатели — Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев. Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. И только в 1827 году, когда сыну Федору было 6 лет, он дослужился до чина коллежского асессора, и в следующем, 1828 году был произведен в дворянское достоинство. Дети Достоевские рождены не дворянами, а стали ими, поскольку дворянство заслужил их отец. Ф.М. Достоевский — дворянин только во втором поколении. Достоевский ничего и никогда не говорил о своих предках, никогда не прибегал к генеалогическим аргументам.

РГ: Пушкин в одном стихотворении не без гордости назвал себя «мещанином». Как вы определите социальный статус предков Достоевского?

Сараскина: Ближайшие предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, были людьми «среднего, темного круга»: бурсаки, семинаристы, сидельцы в лавках, приказчики, купцы, лекари, интеллигенты-разночинцы. Их социальный статус — городские мещане, скромные, небогатые обыватели.

РГ: Следовательно, не будь Федора Михайловича, о роде Достоевских никто бы сегодня не знал?

Сараскина: Человечество узнало о семействе штаб-лекаря из больницы для бедных исключительно благодаря его второму сыну — остальные шестеро детей, не имей они родственных отношений со своим гениальным братом, не остались бы, наверное, в памяти истории. Как затерялся бы в истории и сам штаб-лекарь, и все его предки. Феномен рода Достоевского, 500 лет которого мы отмечаем в эти дни, это явление исключительного прорыва, исключительной гениальности одного человека, который вытащил на поверхность истории и обессмертил весь свой род, своих предков и потомков. Ф.М. Достоевский сделал так много для русской и мировой литературы и философской мысли, что обрел право на бессмертие, а его род — право на историческую память и общественный интерес.

РГ: Есть расхожее мнение, что Достоевский был не русских, а польских кровей.

Сараскина: Феноменальность рода Достоевского в интереснейшем национальном колорите: в семье литовца-отца и украинки-матери царил культ русской истории и русской литературы, культ чтения, атмосфера преклонения перед Словом, и именно это сказалось на характере будущего писателя больше, чем все остальное: поэтому русскость Достоевского — целиком явление культуры, а не вопрос крови.

РГ: Как возникла фамилия — Достоевский?

Сараскина: Согласно современной версии происхождения писателя его предки берут начало от великорусского рода Ртищевых. 6 октября 1506 года князь Пинский Федор Иванович Ярославич жалует своему боярину Даниле Ивановичу «вечно и непорушно» несколько дворов в селе Достоево Поречской волости Пинского уезда Минской губернии за заслуги. С тех пор по тогдашней традиции потомки приняли фамилию Достоевские. Село, ставшее родовым гнездом Достоевских, сохранилось на территории современной Белоруссии. Затем часть представителей рода уехали на Украину. В архивах трех государств учеными ведется работа по изучению рода Достоевских. Ветвь рода, начиная с отца писателя, целиком принадлежит России.

В этой связи важна поддержка тех памятных мест, куда устремляются почитатели Достоевского со всего мира: Москва, Санкт-Петербург, Старая Русса, Омск, где есть замечательные музеи писателя. Вместе с тем наиболее заброшенным в силу ряда исторических обстоятельств оказался самый дорогой для писателя уголок русской земли — родительская усадьба Даровое (Зарайский район Московской области). Здесь произошла провиденциальная для нашей культуры встреча Достоевского с народной Россией, сделавшая его пророком, предугадавшим ход отечественной и всемирной истории.

По своему значению Даровое сопоставимо с Ясной Поляной. Однако судьба Дарового, где в 20-е годы прошлого века был открыт первый в мире музей Достоевского, отражает судьбу страны и судьбу рода: сегодня, как и в XIX веке, дом Толстого — полная чаша, а дом родителей Достоевского заброшен и пребывает в бедности. Возрождение «земли детства» писателя было бы воспринято обществом как зримый символ исторических перемен.

И еще важно поддерживать ныне живущих Достоевских, помогать им не дать роду угаснуть в бедности и безвестности. В частности, Русский общественный фонд Александра Солженицына поддерживает правнука Федора Михайловича, Дмитрия Андреевича Достоевского, научного сотрудника Дома-музея Достоевского в Санкт-Петербурге, обеспечивая ему и его семье помощь.

ДОСТОЕВСКИЙ: Братья Карамазовы | Великий разговор

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Достоевский дает мне больше, чем любой ученый». В этом видео мы обсудим шедевр Достоевского «Братья Карамазовы», а также узнаем, почему Эйнштейн и миллионы других обратились к Достоевскому как для обучения, так и для развлечения.

На первый взгляд «Братья Карамазовы» — это история о русской семье. Федор распутный отец.Дмитрий — страстный и старший сын Федора. Иван — интеллектуальный атеист, второй сын Федора. Алеша — благочестивый послушник и младший законный сын. Смердяков — аморальный и внебрачный сын. Хотя сюжет сам по себе захватывающий и занимательный, основная цель Достоевского при написании романа — исследовать сложные моральные и философские темы. В частности, он обращается к существованию Бога и зла.

Книга V является сердцем романа, в котором Достоевский представляет два противоположных философских аргумента — веры и сомнения относительно Бога.Иван, представляющий скептика, утверждает, что существование Бога не имеет значения. «Дело не в том, что я не принимаю Бога, это мир, воздвигнутый Им, я не принимаю и не могу принять». Иван отвергает мир, потому что в нем есть невинные страдания и зло.

Богословы и философы представили несколько оправданий существования зла, но они не убедили Ивана. Сначала он рассматривает объяснение, что зло необходимо для понимания того, что есть добро. Другими словами, мы не поняли бы, что есть добро, если бы не было зла.Иван утверждает, что понимание добра и зла стоит слишком дорого. Весь мир знаний не стоит страданий одного ребенка.

Иван также утверждает, что христианские представления о Небесах и Вечной Гармонии не являются адекватным оправданием невинных страданий. «Представьте, что вы создаете ткань человеческой судьбы с целью сделать людей счастливыми, в конце концов, дать им мир и покой, но что было необходимо и неизбежно замучить до смерти только одно крошечное существо и обнаружить, что это здание на его неотомщенных слезах, согласились бы вы быть архитектором на тех условиях? »

В ответ Ивану Алеша, представляющий человека веры, не пытается опровергнуть своего брата логическими аргументами.Вместо этого он совершает глубокий акт любви — целует Ивана. Этот акт символичен. Это значит, что слова не могут объяснить мир и Бога. Только через нашу интуицию и эмоции, особенно через любовь, мы можем понять и принять их.

Несмотря на религиозное рвение Достоевского, он представляет гораздо более веские доводы против Бога и Его творения, чем против них. Уильям Блейк однажды сказал о Мильтоне: «Он был настоящим поэтом и принадлежал к партии дьявола, даже не подозревая об этом.То же самое можно сказать и о Достоевском.

Мы закончим это видео одним из самых резких критических замечаний Ивана в адрес христианского Бога. «Там была маленькая девочка пяти лет, которую ненавидели ее отец и мать. Этот бедный пятилетний ребенок подвергался всевозможным пыткам со стороны образованных родителей. Они били ее, били, били ногами без всякой причины, пока на ее теле не остался один синяк. Затем они перешли к еще большим изощренным проявлениям жестокости — заперли ее на всю ночь в холоде и морозе в уборной, и поскольку она не просила, чтобы ее взяли, ночью (как если бы пятилетний ребенок спал своим ангельским крепким сном) можно было бы научить просыпаться и спрашивать), они намазали ей лицо и заполнили рот экскрементами, и это сделала ее мать, это сделала ее мать. И эта мать могла спать, слыша стоны бедного ребенка! Можете ли вы понять, почему маленькое существо, которое даже не может понять, что с ней сделали, должно бить свое маленькое больное сердце крошечным кулачком в темноте и на морозе и плакать своими кроткими, безразличными слезами милому, доброму Богу, чтобы защитить ее ? Понимаешь ли ты это, друг и брат, благочестивый и смиренный послушник? Вы понимаете, почему это бесчестие должно быть и разрешено? »

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Мастерский режиссер воплощает в жизнь героев Достоевского

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

A ПОИСКИ В ПРОЦЕССЕ темная сцена Малого драматического театра в Санкт-Петербурге.Он выбирает молодого человека в монашеской мантии, сидящего на стуле с чемоданом на коленях. Он встает, переодевается в светскую одежду и шагает к металлической стене. Стена, в свою очередь, движется к персонажу; он проходит сквозь нее, словно в лучах размером X , в мир последнего романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы».

Послушайте эту историю

Ваш браузер не поддерживает элемент

Больше аудио и подкастов на iOS или Android.

Монах — Алеша, младший из трех законных сыновей Федора Карамазова, скупого «шута», погрязшего в грехе и убитого одним — или несколькими — или всеми — его отпрысками.У Карамазова есть четвертый внебрачный сын Смердяков, слуга-эпилептик, мать которого, бомж-полоумный, он изнасиловал. История отцеубийства имеет очертания тайны убийства в загородном доме. Но в одном из самых влиятельных романов мира Достоевский, родившийся 200 лет назад в 1821 году, затрагивает глубокие темы веры, искушений и унаследованной вины.

Из трех братьев читатели обычно больше всего симпатизируют Дмитрию, импульсивному, страстному и архетипично русскому старшему, или Ивану, холодному, рациональному западному интеллектуалу, который отвергает Бога, прежде чем сойти с ума и поговорить с дьяволом. Алеша, краснеющий монах, который курсирует между братьями и их возлюбленными, несет послания и получает признания, может показаться слишком здоровым человеком, чтобы соперничать со своими братьями и сестрами за внимание.

Но в кратком вступлении Достоевский называет своим главным героем именно Алешу. Лев Додин, один из величайших театральных режиссеров Европы, соглашается. «Введение — это, пожалуй, самая важная часть для меня», — говорит он. Отмечая двухсотлетие автора, его постановка превращает 1000-страничную сагу в трехчасовое зрелище, унося публику от бездыханной страсти к самым темным закоулкам человеческого бытия.Захватывающее переосмысление элементарной сказки, она вызывает вымышленные и реальные травмы эпохи Достоевского и наших дней. А здесь милый, набожный Алеша — величайший грешник.

«Братья Карамазовы», написанные Достоевским в середине XIX века, были лишь первой частью «летописи» Алеши. «Главный роман — это второй, повествующий о деяниях моего героя в наше время, то есть в наш нынешний момент». Книга вышла в 1880 г .; Достоевский умер той зимой и так и не рассказал, что происходит с Алешей в «наши дни».По некоторым данным, персонаж должен был стать революционером и помочь убить царя, прежде чем его казнили.

Достоевский не дожил и до реального убийства царя позднее в 1881 году или убийства другого во время русской революции. Но многие думают, что его мучительные произведения предвосхитили ужасы 20-го века. Г-н Додин, родившийся в 1944 году в еврейской семье, бежавшей из блокадного Ленинграда, жил и работал в их тени.Его версия «Братьев Карамазовых», создававшаяся четыре года, представляет собой не столько адаптацию, сколько увлекательный разговор с автором, который занимал его всю жизнь. Почти все слова принадлежат Достоевскому, но аранжировка — господина Додина. В этой вводной последовательности он помещает Алешу в «текущий момент», а затем отправляет его обратно в мир романа.

Отец и братья Алеши выходят из-под сцены, как будто воскресшие из мертвых. Вечная куча старых стульев в углу — главная опора. Г-н Додин обходится без многих персонажей книги, оставив только мужчин из семьи Карамазовых и двух женщин, которые являются источником и объектом любви, разврата и ненависти. В разрезе по сути, это сугубо семейное дело, надвигающееся чувство родового проклятия, напоминающее греческую трагедию. Никаких светских разговоров. В исполнении актеров-виртуозов из постоянного ансамбля г-на Додина герои сразу переходят к делу. «Вы пришли спасти мир? Я не думаю, что это возможно, — говорит Иван Алеше.

Не только Алеша не спасет мир; по крайней мере, в пьесе он обнаруживает, что на этом не стоит экономить. Он узнает, что все эти люди, которые заявляют, что живут, умирают и убивают из-за любви, на самом деле никого не любят. Что касается самого себя, «чем больше я люблю человечество в целом, тем меньше я люблю человека в частности». Он понимает, что он — главный брат Карамазова, воплощение всех троих в одном. «Дело не в том, что я восстаю против своего Бога, — говорит он, вторя взглядам Ивана, — но я не принимаю и не могу принять мир, который Он создал. Алеша поддается искушению, содрогаясь от стыда и экстаза, когда Грушенька, любовница его брата Дмитрия и объект вожделения его отца, соблазняет его.

«Я такой же, как ты», — говорит он Дмитрию, наблюдающему за этой сценой. «Лестница такая же. Я на нижней ступеньке, а ты наверху … Любой, кто на нижней ступеньке, обязательно поднимется на верхнюю «. Добродетель — всего лишь мираж, а необузданная человеческая природа способна отклонить даже самые лучшие намерения. После этого Алеша сидит между раздвинутыми ногами Грушеньки, картина наводит на мысль о сексуальном клинче, но в то же время шокирующе напоминает икону Мадонны.Как резюмирует г-н Додин, в этой истории «люди не просто говорят об аде». Они в нем живут.

Персонажи г-на Додина, одетые в старинные костюмы, не дают явных комментариев о современной российской политике. Но, как и все великое искусство, постановка — это кардиограмма своего времени, фиксирующая ритмы и недостатки современной России. Достоевский, говорит г-н Додин, всегда присутствует, «но сегодня он кричит» среди «сокрушенного гуманизма, на краю обрыва отчаяния». Разворачивающаяся на сцене жизнь пульсирует энергией.В равной степени мир пьесы лишен доброты и милосердия.

В темноту

Показателен контраст с другой знаменитой постановкой. В 1910 году МХАТ под блестящим руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко поставил на два вечера спектакль «Братья Карамазовы». Провозглашенный вехой в русской культурной жизни, он отражал широко распространенное предчувствие катаклизма, но был исполнен сострадания. Критики сравнили его с эпической детективной пьесой.«Дух Божий витает в воздухе», — подумал Александр Бенуа, писатель и художник, которому напомнили церковный свет и пасхальные колокола. Для Станиславского и Немировича-Данченко рассказ «открыл дверь не столько в греческую трагедию, сколько в Библию».

Г-н Додин чтит их театр и разделяет его цель — раскопки правды. Но он не открывает никаких библейских дверей. Нет пасхальных колокольчиков. Здесь нет ни бога, ни дьявола, «только судьба», как говорит Смердяков, признаваясь в добивании старого Карамазова. Его речь, вдвойне предсмертная, обращена как к аудитории, так и к своим братьям: «Вы очень умны. Вы любите деньги, вы слишком любите женские прелести и больше всего заботитесь о жизни в спокойном комфорте ».

Его глаза блестят, последнее слово остается за Алешей. «Все виноваты», — заявляет он с редкой вставкой г-на Додина.

Я виноват больше всех. Я хочу сжечь этот город. Я подожгу его и буду смотреть. Нет: я подожгу его и сожгу вместе с ним, потому что я — этот город.

Благодаря алхимии мастерства г-на Додина мрачность компенсируется живостью представления, кульминацией которого является танец, который захватывает других персонажей и уносит их за сцену. Оставшись один, Алеша проходит обратно через стену. Прожектор выключен. ■

Статья появилась в разделе «Книги и искусство» печатного издания под заголовком «Грехи отцов»

Братья Карамазовы Введение | Шмооп

Братья Карамазовы Введение

Братья Карамазовы был последним романом, написанным великим русским писателем Федором Достоевским, и в нем есть вся энергия и страсть последних слов человека. Впервые появившись в серийной форме в 1879–1880 годах, он обычно считается одним из лучших романов, когда-либо написанных на любом языке .

Сюжет романа вращается вокруг убийства, пожалуй, одного из самых гнусных персонажей, когда-либо созданных, Федора Карамазова, отца братьев Карамазовых. Этот сюжет служит базовой архитектурой философии Достоевского, затрагивая все действительно большие вопросы. Есть ли у нас свобода воли? Бог существует? Почему люди должны страдать? Какова природа человеческой натуры? Есть ли пределы у человеческого разума? Связаны ли мы моральными законами? Как достичь счастья?

Достоевский планировал Братья Карамазовы как первую часть в двухчастном романистическом проекте.К тому времени, когда он начал писать роман, он уже был известным автором (вспомните «Преступление и наказание» ), за мнением которого ухаживали в равной степени аристократы, политики и литераторы. Двухчастный проект романа должен был стать ответом Достоевского на животрепещущие вопросы времени, его версия . Что делать? (1862 г.) — название влиятельного революционного романа современника Николая Чернычевского.

Бурная жизнь Достоевского придавала его взглядам своего рода авторитет, перекликающийся с настроениями в России 1870-х годов.В молодости он был против крепостничества (в основном рабства) и принял социализм; его даже приговорили к Сибири в начале 1850-х за участие в петрашевском кружке, революционной организации. После заключения в тюрьму энтузиазм Достоевского по поводу радикальных идей угас. Освобождение крепостных в 1861 году не открыло новую эру равенства и всеобщего процветания, на что надеялись многие как левые, так и правые. По мере того как разрыв между богатыми и бедными увеличивался, период после эмансипации был нестабильным, когда рождались революционные организации, прибегавшие к терроризму.

Как бывший революционер, Достоевский симпатизировал гуманистическим и прогрессивным целям революционеров, но скептически относился к их методам. В отличие от революционеров, которые находились под влиянием западноевропейских мыслителей (таких как Карл Маркс), Достоевский стремился представить гуманистические идеалы, такие как социальная справедливость, в консервативной русской идиоме, которая охватывала русскую православную веру (источник).

Русский национализм и религиозное рвение Достоевского отталкивают некоторых, в том числе Фридриха Ницше и Джозефа Конрада.Но его романы оказали глубокое влияние на многих писателей и мыслителей, от Франца Кафки до Вирджинии Вульф, от Зигмунда Фрейда до Альберта Эйнштейна (источник).

В предисловии Достоевский сообщает нам, что вторая часть романа будет прослеживать остаток жизни Алеши. Его записи показывают, что эта вторая часть должна была показать, как Алеша становится революционером нового типа, воплощающим мировоззрение Достоевского, молодым революционером, который будет говорить с молодыми радикалами своего времени. Несмотря на то, что вторая часть так и не была написана, Братья Карамазовы продолжает держать воображение читателей как огромное достижение.

Что такое братья Карамазовы и почему мне это нужно?

Итак, да, Братья Карамазовы — один из величайших романов всех времен. Предполагается, что вы восхищаетесь тем, насколько это замечательно, но ведь это не помогает вам оценить это, не так ли? Для тех из нас, кто не имеет привычки созерцать бездну человеческого существования за стаканом охлажденной водки, «magnum opus» Достоевского может оказаться непростой задачей.

Но пока не будем сбрасывать со счетов роман как удобный дверной упор. Братья Карамазовы настолько огромны, что в них хватит места для любого настроения и повода. Несколько примеров:

  • Ситуация 1: Вы переписали текст до такой степени, что вместо человеческих лиц вы видите просто смайлики. Вы на мгновение испытываете ностальгию по законченным предложениям. Затем вы обнаруживаете, что пишете в Твиттере об этой ностальгии.
    BK: Персонажи страстно и подробно рассказывают о своих надеждах, страхах и страстях. Чтение романа — это как вступление в самый увлекательный, увлекательный, пикантный разговор, который у вас когда-либо был.
  • Ситуация 2: Большой брат. Аромат любви. Кардашьян . Когда вы думаете, что они исчерпали способы унизить людей, они придумывают еще один. Джерси-Шор . Зрелище вызывает у вас тошноту, но это также и отвратительное удовольствие, и вы просто не можете отвернуться.
    BK: В этом романе много унижений. Если вы хотите знать, насколько низко люди могут опускаться, ну, это довольно низко (не выдавая сюжет, посмотрите Федора и Вонючую Лизавету).Возможно, вы не потеряете вкус к дрянному телевидению, но вы можете немного лучше понять его привлекательность.
  • Ситуация 3: Вы только что закончили один из тех разговоров со своим братом / сестрой / матерью / отцом, который заставляет задуматься, плаваете ли вы в одном и том же генофонде.
    BK: Карамазовы — очень разрозненная, сварливая группа, но все они в некотором роде разделяют основную карамазовскую жажду жизни. Их конфликты друг с другом определяют сюжет романа.
  • Ситуация 4: Вы находитесь в такой момент своей жизни, когда вам нужно отправиться на поиски в стиле ниндзя. Вы думаете о Кристиане Бэйле из «Темный рыцарь » или о том действительно крутом парне из 300 .
    BK: Каждому крутому парню-ниндзя нужен гуру, так что пусть Братья Карамазовы будет вашим проводником. Поддайтесь искушению Великого инквизитора и вдумайтесь в слова старца Зосимы. Поэкспериментируйте с тем, чтобы быть Дмитрием, Иваном или Алешей.
  • Ситуация 5: Вы неожиданно попадаете в экзистенциальную пропасть.
    BK: Братья Карамазовы имеют достаточно веса, чтобы удержать вас (надеюсь) от падения.

Братья Карамазовы Ресурсы

Сайты

Ресурсы на Братья Карамазовы
Сайт Дартмутского колледжа с биографией Достоевского и ссылками на крупные научные статьи по роману.

История России
Это страновое исследование Библиотеки Конгресса дает полезный исторический и социальный контекст о России Достоевского.

Документы

Братья Карамазовы
Полнотекстовая версия романа, переведенная на английский язык Констанс Гарнетт.

«Достоевский и отцеубийца»
Зигмунд Фрейд написал известное исследование Достоевского «Братья Карамазовы» под названием «Достоевский и отцеубийца» (найдено в Писаниях по искусству и литературе ), в котором он утверждал, что Достоевский разрабатывает свой чувство вины за то, что он желал смерти своего отца. Вы можете проверить предварительный просмотр эссе в Google Книгах.

Товарищ Карамазова , Виктор Террас
Супер полезная книга. Эта ссылка ведет к предварительному просмотру Google Книги, что дает вам много места для поиска и просмотра в книге.

Производство фильмов или телепрограмм

Братья Карамазовы (1958)
Экранизация с Юлом Бреннером в роли Дмитрия Карамазова в главной роли.

Братья Карамазовы (1964)
Британская телеадаптация.

Братья Карамазовы (1969)
Фильм советских времен, номинированный на премию «Оскар».

Аудио

Аудиокнига
Полная любительская (и бесплатная!) Аудиокнига от LibriVox.

Изображения

Портрет Достоевского
Знаменитый портрет автора Василия Перова.

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Evvie Drake запускает более

  • Роман
  • От: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставляло меня слушать….

  • От Каролина Девушка на 10-12-19

Что читать сейчас: «Перечитывая демонов и братьев Карамазовых», Зоран Живкович

ЧТО ДЕЛАЮТ ДВА ПОЗДНИХ шедевра Федора Михайловича Достоевского, Бесы, (1872) и Братья Карамазовы, (1880), объединяет не только технический факт, что действие обоих романов происходит в России в конце 1860-х годов. а начало 1870-х? Хотя их основная общая черта очевидна, она остается незамеченной не только рядовыми читателями, но и подавляющим большинством литературоведов, хотя и незаменима при интерпретации каждого из романов.Оба они рассказаны с одной и той же точки зрения: с точки зрения более ( Братьев Карамазовых, ) или менее ( Демонов, ) маргинальных персонажей. Однако эта перспектива не так проста, как обычно, и именно здесь начинаются проблемы.

Как Антон Лаврентьевич Г. ( Демонов, ), так и анонимный рассказчик ( Братья ) информируют нас — в основном из первых рук — о событиях, свидетелями которых они были лично. Затем они предоставляют нам данные из вторых рук из различных надежных источников.После этого повествование становится все менее и менее достоверным: предполагаемые события, сплетни, предположения, основанные на общих убеждениях о ком-то или чем-то, и т. Д. — вплоть до полной невозможности того, чтобы двое рассказчиков смогли узнать то, что они нам рассказывают. Любопытно, что и рядовые читатели, и литературоведы очень редко, если вообще когда-либо, задают себе фундаментальный вопрос: как наши рассказчики могли узнать о событиях, которые по самой своей природе оставались полной тайной для всех, кроме участников, которые либо не могли раскрыть их (потому что, например, они умерли) или не было никаких оснований для этого?

Объяснение отсутствия этого элементарного вопроса — конечно же, литературный гений Достоевского.Он сделал переходы от возможного к невозможному повествованию настолько плавным, настолько незаметным, что они остаются невидимыми для всех, кроме самого внимательного читателя. В остальном механизм сомнения, который всегда должен запускаться из-за невозможности, остается бездействующим. Если вы не на высшем уровне внимательности к чтению, вы принимаете то, что вам говорят два рассказчика, за чистую монету.

Отсюда возникает очень важный вопрос: почему Федор Михайлович вообще выбрал такую ​​сложную и неоднозначную точку зрения, когда в его распоряжении была старая и прямолинейная повествовательная перспектива, в которой нет подобных невозможностей, — почему Разве он не просто повествовал два своих великих романа с точки зрения всеведущего рассказчика? Был ли он просто экспериментировал с повествовательными перспективами ради этого, или за всем этим стояли более глубокая литературная стратегия и амбиции? Если последнее так, то с какой высшей целью Достоевский представил одно из величайших литературных изобретений XIX века: ненадежного рассказчика?

Я считаю, что знаю ответ на этот вопрос, но я не смог бы дать его здесь, в очень ограниченном пространстве, которое остается для меня после моего долгого представления. Все, что я могу вам дать, — это подсказка в форме важного вопроса для каждого романа, который, надеюсь, послужит вам вдохновением для того, чтобы вы перечитали более внимательно, чем раньше, Демоны и Братья Карамазовы и попытались расшифровать. сами для себя, почему Достоевскому было необходимо — фактически неизбежно — рассказать два своих великих романа с точки зрения ненадежного рассказчика.

Демонов: В чем глубоко скрытая мотивация Петра Степановича Верховенского во всем, что он делал?

Братья Карамазовы: Почему Павел Федорович Смердяков покончил жизнь самоубийством?

Отношение россиян к вере и христианству

Уинстон Черчилль классно заявил, что Россия «- это загадка, окутанная тайной внутри. загадка.Читая «» Федора Достоевского «Братья Карамазовы » и Демоны , Я пришел к такому же выводу, глубоко озадаченный тем, как Достоевский использовал фраза «Русский Бог». Что означает своеобразное представление Достоевского о русском Боге? значит? В христианском мире Бог индивидуален, любит всех людей и послал своего сына на смерть. не для спасения отдельной нации, а всего человечества. Анализ Достоевского Бесы и Братья Карамазовы указывает на то, что концепция Достоевского о русском Боге является уникальной русской сущностью. что расходится с библейскими ортодоксальными представлениями о Боге и вере.Подкреплен русским национализмом, антизападничеством и русской имперской доктриной Достоевского Представление о русском Боге ставит трайбализм над христианской богословской ортодоксальностью и является сноской в ​​долгой истории государственного манипулирования религией в Россия.

Достоевский помогает читателям понять сложные отношения между русским национализмом и русским Православие, потому что его концепция русского Бога подкрепляется «Официальным Национальность »учение и соборность .Официальный Национальность была главной идеологической доктриной Российской Империи в период правления царей Николая I и Александра III. Он сочетал в себе три элемента — русский язык. Православие, русская национальность и самодержавие — в единую консервативную Российская имперская идеология, призывающая к русификации, панславизму и антизападничеству.

Портрет Федора Достоевского работы Василия Перова, 1872 г. Источник: Wikimedia Commons, через Google Cultural Institute.

Соборность — реферат. Русская религиозная концепция, впервые сформулированная славянофильским мыслителем Алексей Хомяков.Это живая община верующих, существующая внутри церкви. и связывает всех вместе в русской православной вере. Сообщество Соборности явно исключение католиков, протестантов и других западных конфессий воспринимаются как коррумпированные. В соответствии русскому философу Елене Бещетновой, «Хомяков сыграли огромную роль в формировании русской национальной идентичности, в формирование «русского духа» и «русской мысли», придавая ей религиозную оттенок и свое особое направление.«Соборность» таким образом имеет отношение к официальной национальности и русскому шовинизму. через его связь с исключительной религиозной идентичностью России.

В Бесы русский Бог упоминается с точки зрения нравственного некорректные персонажи. Бесы. — первое упоминание о русском Боге. когда Степан Тромфимович представлен читателю как человек, живущий в рассадник вольнодумства, разврата и безбожия », любящий шампанское и распространять либеральные мысли о «русском духе», о Боге в вообще и «Русский Бог» в частности; в сотый раз повторяя скандальные русские анекдоты, известные всем и всем повторяемые »(с.33-34).

Изображен Тромфимович как ни на что не годный либерал, чьи вызванные алкоголем банальные рассуждения о предполагаемая истинная природа России, русский дух и русский Бог, в конечном итоге причинить больше вреда, чем что-либо другое, учитывая, что он частично виноват в революционные идеи, которые подпитывают разрушение, происходящее в романе. Примечательно, что свободомыслие и вестернизация противоречат атеизму и вырожденность, рассуждение, характерное для официальной национальности.

Бесы ‘следующее упоминание русского языка Бог возникает, когда Петр Степанович разговаривает с Семеном Кармазиновым, нигилистом персонаж которого является литературной карикатурой Достоевского на Ивана Тургенева [1]. Нигилизм Кармазинова очевиден, когда он заявляет:

Святая Русь меньше всех способна противостоять чему-либо в мире. Простые люди все еще как-то держатся за русского Бога; но Русский Бог, по последним данным, весьма ненадежен и даже едва выдержал крестьянскую реформу … Нет, я совсем не верю в русского Бога.(стр.370)

В поисках разъяснений, Петр Верховенский сразу же спрашивает Кармазинова, верит ли он в «европейский мир». [Бог] »(с. 370), на что Кармазинов недвусмысленно отвечает:« Я не верю в любой »(стр. 370). Этот диалог говорит о российской религиозной идентичности, поскольку это подразумевает, что русский Бог и «европейский бог» совершенно разные концептуальные сущности.

В то время как Демоны не содержит явных определений или квалификационных характеристик как российского или европейский бог, качество их отдельности одновременно и важно, и совершенно небиблейский.Русские православные монахи в Братья Карамазовы дать некоторое представление о русском Боге, в том, что русский Бог не должен быть просто ассоциируется с восточным православием или византийским обрядом. Монахи наказывают Константинопольское руководство, говоря:

Мы придерживаемся старых порядков, кого волнует, какие новшества они придумывают; мы должны скопировать их все? … Святых отцов у нас было столько, сколько у них. Сидят там под турками и все забыли. Их Православие давно затуманено.(стр.333)

Таким образом, русский Бог должен не интерпретироваться как восточно-православная концепция в целом, но конкретно как русских православных лиц. Этот указывает на русский национализм, соответствующий официальной национальности.

Для Достоевского Спор о вере в Братья Карамазовы не такой упрощенный, как атеизм против теизма, а скорее вера в Бога русского православия, с его темами соборности и политических связей с русским национализм и самодержавие по сравнению с чем-либо еще.Русский Бог Достоевского несовместимо с экуменическим общением через Христа и надлежащим религиозным соблюдение сохраняется только через идентификацию и разделение на группы и выездные группы на внебогословских основаниях. В г. Братья Карамазовы , г. это видно из того, как католицизм высмеивается в «Великом инквизиторе», Рим. описывается как «Третье искушение дьявола» (с. 66), Павел Смердяков, не являющийся полностью атеист, испорченная вера, которая описывается как «нерусская вообще »(стр.131), Иван Карамазов, тоже не полный атеист, также критикуют за то, что он «вонючий иезуит» (стр. 130), и Вселенский Руководство Патриархии в Константинополе признано русскими нелегитимным. монахи, которые описывают его как «затуманенное» Турецкое влияние (с. 333).

Негативные последствия подрыва соборность занимает центральное место в романах Достоевского. Это особенно распространено в Демоны , где насмешки либеральных персонажей Святая Русь, русская культура и русский Бог в сочетании с восхвалением институциональные реформы, такие как новые уголовные суды с судом присяжных (как в отличие от предыдущей, более автократической системы), демонстрирует, как отклонение от трех жильцов официальной национальности — православия, национальности и самодержавие ведет к смерти и разрушению. Таким образом, несоблюдение соборности дестабилизирует, а правительственная реформа и либеральные взгляды разрушают.

В обоих романах Достоевского использует русский Бог для обозначения не европейского или западного Бога, а уникального аспекты русского православия с его уникальным упором на соборность. Братья Карамазовы ’s единственное упоминание о русском Боге демонстрирует искренность Дмитрия Карамазова. трансформация персонажа, когда он восклицает о своей любви к России и русскому Богу в эпилоге.К несчастью для Достоевского, националистическая соборность и Исключительные посылки противоречат библейскому учению. Таким образом, русский язык Достоевского Представление о Боге — это смесь русского национализма, апологии самодержавия и соборности.

Концепция русского Бога Достоевского является инструментом для целостного понимания русской религиозной идентичности, которая лучше всего понимается через историческую связь русского православия, национализма и автократии, которая была характерна для России на протяжении большей части XIX века и все более характерна для сегодняшней России. Хотя Достоевский, возможно, не был хорошим теологом или доктринально обоснованным христианином, его работы говорят много правды об идиосинкразическом отношении России к вере, Богу, общине и опасности иностранного влияния на «Святую Русь».


Работы Цитируется:

Бессчетнова, Елена. « Алексей Хомяков: Мы Соборность, бенедиктинское аббатство «» в Тынеце. Краков, польша. 2017. Интернет

Достоевского, Федор. Перевод Ричарда Пивера и Ларисы Волохонской. Демоны . Нью-Йорк: Винтажные книги. 1994 г. Распечатать.

Достоевского, Федор. Перевод Ричарда Пивера и Ларисы Волохонской. Братья Карамазовы . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. 2002. Печать.


[1] Иван Тургенев прославился прото-нигилистическим романом «Отцы и дети». Для более подробного анализа о литературных отношениях между Тургеневым и Кармазиновым см. Франк, Иосиф и Мария Петрусевич. Достоевский: писатель своего времени / Иосиф Франк; Отредактировал Мэри Петрусевич. Princeton: Princeton UP, 2010. Печать. С. 642–5.

«Братья Карамазовы» — душераздирающее добро | Гарри Мужчина

Шедевр Достоевского предлагает искупление

Изображение: Автор

Назовите что-нибудь такое приятное, что иногда хочется кричать. Я знаю, о чем вы, наверное, думаете, но я говорю о «» Федора Достоевского «Братья Карамазовы».

Подобно вашим скрытым мыслям, чтение Карамазова заставляло меня ругаться и повторять «да» снова и снова.Каждую главу я полностью истощен, но все еще хочу большего.

Вот так хорошо.

Давайте оставим это в чистоте, люди. Роман, который насчитывает около тысячи страниц, действительно является одной — а может быть, величайшей книгой всех времен. У меня была одна основная причина, по которой я прочитал этот кирпичик романа: FOMO. Кажется, все в восторге от этого, поэтому я просто вскочил на подножку. И что за победа. Если я сравню это с поездкой, то это тот, который я хотел бы совершать снова и снова, несмотря на большое расстояние. В этом конкретном путешествии ко мне присоединились другие авторы BAOS, так что передайте вам привет, ребята — вы сделали это приятное чтение более увлекательным. (Вот ссылка на группу BAOS Discord, если вы хотите стать одноклассником.)

Позвольте мне высказать еще один аргумент: если мне нужно, я готов пожертвовать своей стопкой для чтения, если это означает брать целый год, чтобы закончить это.

Вот так хорошо.

Я мог бы написать больше причин, чтобы убедить вас, потому что их много, но давайте остановимся на одной, которая может обогатить вашу жизнь: Духовность. Это одна из многих тем этого русского эпоса, но для акцента я ограничусь только этим предметом. (И, возможно, поощрите других авторов к обсуждению других тем.) Существование Бога трудно исследовать, потому что оно не только считается священным, но и широко секторируется. Есть те, кто верят, и те, кто нет. Те, кто верят, верят в разных богов. Те, кто верят в одного и того же Бога, верят в Него по-разному. Это уже похоже на состязание до такой степени, что, если я не верю в его веру, я обречен попасть в ад.Невероятный.

В книге ничего такого нет. Религия — лишь одна из граней, которую Достоевский использовал, чтобы показать различия. Он гениально продемонстрировал, как вера влияет на людей, и использовал трех (или четырех) братьев. Есть Алеша, который верит на все сто и, несмотря на молодость, хочет быть старшим. Есть Ваня, который отказывается верить и пытается «просветить» тех, кто верит. А есть Митя, первенец, но его вера посередине. Я не уверен, хочу ли я включить Смердякова, незаконнорожденного (спорно) сына.Посмотрим.

Этот парень очень приятный, что довольно раздражает. Я ждал поворота сюжета, в котором он окажется злодеем, но это не такая книга. Алеша все время прям. Он готов посвятить свою жизнь распространению информации и служению людям. Он мистик, который поможет, даже если это означает потерю пальца.

Поскольку он занимает уважаемое положение, общество автоматически уважает его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *