Регулирование брачно-семейных отношений — Студопедия
Поделись
Институты брачно-семейного права по законам Хаммурапи
«Семья имеет чисто патриархальный строй. Брак рассматривается каак договор, обличенный в законную форму, без соблюдения которой он признается недействительным.
Брачный контракт был заключен при свидетелях, составлявших формальный акт о нем. В качестве контрагентов при заключении брачного договора в сборнике названы со стороны жениха – он сам (159), его отец (155 – 156), мать-вдова и братья (166), а со стороны невесты – отец (160) и братья (184).
В идее господствующей формой брака была моногамия, но закон допускает и отступление от этого принципа в случае бездетности (145), тяжкой болезни (148) или непристойного поведения жены.
Сословное неравенство не служит препятствием к браку».
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми.
Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для рассмотрения обвинений такого рода (п. 130 — п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна».
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). «Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу». Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).
Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). «Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба «.
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).
В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, — он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня». Слова «станет разорять свой дом» могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи.
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 — п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 — п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать». Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.
Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.
Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). «Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства».
Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).
Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)
Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю » (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).
Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). «Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство «. Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми». Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.
Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 — п. 29, п. 31 — п. 32). Статья 31: «Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность». И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома». Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 — п. 38). Статья 38: «Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг».
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание. «Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его».
Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда: «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг».
Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ЧитГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Кафедра теории государства и права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» ВАРИАНТ № 2 Тема: «Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи. Общая характеристика Вестминстерского статута 1931 г» Выполнил: Кинаш С. Н. гр.ЮВ-09-2 №220762 Проверила: зав. кафедрой ТГП, к. и. н. _________И. Н. Мамкина ЧИТА – 2010 Содержание: 1 Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи 2 Общая характеристика Вестминстерского статута 1931 г. Список использованной литературы 1 Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи Первым вопросом в работе предложено рассмотреть брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи. Законность брака в Вавилоне, как и везде, определялась по соблюдению определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128)1: «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена». Брачному обряду предшествовало заключение определенного соглашения между женихом или его отцом и отцом невесты. Это были своеобразное обручение. При этом жених вручал семье девушки определенную сумму денег – тирхату и брачный подарок самой новобрачной или её семье – библу (ст.
139, 159). Соглашение не означало в будущем обязательного брака: обе стороны могли от него отступить. Однако это налагало определенную ответственность – моральную и материальную. Если отказывался от брака жених, то он не мог требовать возвращения ни тирхату, ни брачного подарка. Если же отказывалась невеста или ее семья, то они возвращали все получено в двойном размере (ст. 160). Следовательно, и тирхату, и библу выступали не как плата за товар, то есть девушку, как это было у многих древних народов, а как своеобразная гарантия заключения брака. Допускали брак свободного с рабыней (ст. 170). Детей от такого брака
Сравнение грамматических времен иностранных языков
Всё о Лондоне
Шпоры по теоретической грамматике английского языка
Роллевые игры на уроках по иностранному языку
Язык «падонкаф» или албанский язык
Брак в Древней Месопотамии и Вавилонии
Главная » Статьи
Роберто Наранхо
Когда невеста подходит к церемониальному алтарю, держась за руку своего отца, жених нервно поглядывает на окружающую его сцену. Не за горами подарки, которыми вскоре предстоит обменяться. Члены семьи гордо стоят вокруг в праздничной атмосфере. Это происходит в северной части штата Нью-Йорк, в тропическом саду в Майами или в причудливой старой церкви в старом Монреале? Возможно, но это вполне могло произойти где-нибудь в древней Месопотамии. В западном обществе некоторые аспекты современных семейных отношений и состава можно проследить до древней Месопотамии и Вавилонии. Тогда начали развиваться такие идеи, как свадьба, женитьба и развод. В бесчисленных юридических документах от шумерского до периода Селевкидов мы видим человека как отца, сына, брата или мужа. Корень этих отношений начался с предложения, за которым последовал брачный контракт, а закончилось свадьбой. Затем молодая месопотамская пара выбрала, где жить. В определенных обстоятельствах мужчина должен был решить, иметь ли ему еще одну жену или наложницу. Вскоре у молодоженов появились дети. Отец, как глава семьи, имел над ними полную власть. Эта власть распространялась на такие вопросы, как усыновление и наследование.
Размер семейной ячейки зависел от того, где именно в Месопотамии она образовалась.
Семейная единица в Месопотамии была небольшой и ограниченной, хотя в некоторых регионах южной Вавилонии существовали клановые или даже племенные организации. В нововавилонские времена мера семейного сознания появилась в виде фамилий предков для целей идентификации. Первым шагом в создании семьи, будь то небольшой или клановой, является, конечно же, брак. По иронии судьбы, на протяжении большей части истории будущая невеста не участвовала в процессе принятия решений. Брак, рассматриваемый как юридический договор, и развод как его расторжение одинаково затрагивались официальными процедурами. Будущий муж и его тесть договаривались о договоре, и в случае развода тесть имел право на удовлетворение. В договоре, заключенном между женихом и отцом предполагаемой невесты, была указана цена за руку девушки. Она получила сумму, отданную отцу. Если в браке не рождались дети, то цена, уплаченная женихом за жену, возвращалась ему после ее смерти, если она не была возвращена ранее. Отсутствие детей было не единственной причиной возврата цены, уплаченной за жену; ее смерть может привести к возмещению. Выйдя замуж, девушка стала полноправным членом семьи будущего мужа. Если он умрет, она выйдет замуж за одного из его братьев или, если у него не будет братьев, за одного из его близких родственников. Если эти условия не выполнялись, ее отец возвращал все свои права на нее и возвращал все подарки, которые она получила, кроме потребленных. И наоборот, если девушка умерла, а ее предполагаемый муж не захотел жениться на одной из ее сестер, он забрал все подарки, которые ей подарил.
Когда-то достигнутое соглашение означало, что настоящая свадебная церемония может состояться. Этот обряд принимал форму передачи жены мужу. Если оба принадлежали к классу свободных граждан, муж покрывал свою невесту в присутствии свидетелей и торжественно объявлял: «Она моя жена». Во время церемонии обручения будущий муж девушки возливал ей на голову духи и приносил ей подарки и провизию. После свадьбы вопрос о том, где будут жить супруги, оставался единственным. Супружеская жизнь могла начаться либо с того, что невеста осталась в доме своего отца, либо с мужем отправилась к нему. В первом случае муж отдавал жене сумму, называемую думаки, на содержание дома. В случае смерти мужа этот вклад оставался в собственности вдовы только в том случае, если у умершего не осталось ни сыновей, ни братьев. Если, с другой стороны, молодая пара отправлялась жить в дом мужа, жена приносила с собой шеригту, или приданое.
Шеригту вместе с подарками, полученными невестой, оставались неотъемлемым имуществом ее детей, и братья ее мужа не могли на него претендовать. Помимо этих подарков, невеста могла получить брачный союз или нудунну, особый подарок, сделанный ей во время ее помолвки. Нудунну оставалась ее собственностью, даже если она разводилась. Наконец, она также получала в подарок золото, серебро, свинец или еду для употребления на свадебном пиру. После свадьбы муж и жена занялись повседневными делами. Для мужа это обычно был единственный брак, пока жена жила и рожала детей. Однако нередко было иметь другого супруга или даже наложницу.
Единственным случаем, который считался оправданным и законным для мужчины, чтобы взять другую женщину, был случай, когда первая жена оказывалась бесплодной. Несмотря на это, муж мог содержать не только жену, но и наложницу. Любовница имела право носить чадру только тогда, когда она сопровождала законную жену на улице. Это право, дарованное вавилонянам Кодексом Хаммурапи, оставалось в силе почти пятьсот лет. Однако это право не позволяло мужу иметь двух «жен»; этот титул принадлежал законной жене с того момента, как он возложил на нее чадру. По сравнению с последней наложница всегда занимала бы несколько более низкое положение. Первоначально выбранная из числа рабынь, она должна была выполнять свои обязанности с должным уважением к законной жене. Обычно из этих отношений, будь то с одинокой женой или супругом и любовницей, рождался первый ребенок. Рождение первого ребенка стало еще одним шагом в жизни мужа; теперь он был главой семьи.
Права отца на своих детей редко ограничивались. Он мог, например, передать их кредитору в качестве обеспечения погашения долга. В некоторых юридических документах он фигурирует как «хозяин» или «владелец» своего ребенка, понятие, совершенно чуждое современному представлению об отце. Он также имел право усыновить дополнительных детей. Они получали те же права наследования, что и другие дети мужского пола в семье, если это не наносило ущерба сыновьям, рожденным в браке. Церемония усыновления прошла в присутствии свидетелей. В обмен на вновь обретенные права приемный ребенок преподнес своему новому отцу небольшой подарок. Новый отец получил очень широкие права на усыновленного. Он мог закончить усыновление по своему усмотрению и отправить ребенка обратно. Если ребенок откажется от приемной семьи, его просто выгонят и вернут домой.
Примером этого могущественного права является закон Кодекса Хаммурапи. Этот закон гласил, что сыну женщины, давшей обет, или преданной, которая отвергла своих приемных родителей, отрезали язык. Что касается наследства, то первенец получил привилегированную долю в отцовском имении. В ранний вавилонский период также были предусмотрены меры по страхованию приданого дочери и брачных расходов младшего сына. Обычно братья держали совместно унаследованные поля и сады, чтобы предотвратить их разделение на более мелкие участки. Они часто жили со своими семьями в отцовском доме. Вдова продолжала жить в доме бывшего мужа, как и ожидалось, и ее содержали дети. Если у нее были дети от предыдущего брака, живущие сами по себе, дети от второго брака могли отправить ее обратно к ним под свою ответственность.
Как было сказано ранее, компоненты современной семьи, включая брак, свадьбу и отношения, возникающие при рождении детей, восходят к Месопотамии. Жители Месопотамии кодифицировали этот аспект человеческой жизни и установили почти для каждой возможности закон или кодекс поведения, положивший начало эволюции, продолжающейся до сих пор. Дополнительная литература: Контенау, Джордж. Повседневная жизнь в Вавилонии и Ассирии. Лондон. Издательство Edward Arnold Publishers Ltd. 1954 Оппенгейм, А. Лео. Древняя Месопотамия. Чикаго и Лондон. Издательство Чикагского университета. 1964 Fairservis, Уолтер Эшлин. Месопотамия, цивилизация, выросшая из глины. Нью-Йорк
Темы
Древние
Этот элемент был создан участником eHistory до его присоединения к Университету штата Огайо. Таким образом, он не проверялся университетом на точность и не обязательно соответствует научным стандартам университета.
Выдержки из Кодекса Хаммурапи
Выдержки из Кодекса Хаммурапи
Источник: Вавилонские и ассирийские законы, контракты и письма, Ч. Х. У. Джонс, 1904 г., одна из серии под названием «Библиотека древних надписей», из факсимиле, выпущенного The Legal Classics Library, Division of Gryphon Editions, Нью-Йорк, 1987 г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Любые слова в квадратных скобках [ … ] являются редакционными дополнениями к тексту C. H. W. Johns, если не указано иное.
Проект Авалон в Йельской школе права
Изображение: «Хаммурапи, царь Вавилонии». Британская энциклопедия онлайн. Британская энциклопедия. Веб. 29Декабрь 2015 г. www.britannica.com.
- 1. Если человек обвинил другого в наложении на него нерту [смертельного заклятия?] и не доказал этого, он должен быть предан смерти.
- 2. Если человек обвинил другого в том, что он наложил на него киспу [заклинание], но не доказал этого, обвиняемый должен пойти к священной реке, он должен броситься в священную реку, и если река победит его, тот, кто обвинял его, должен овладеть его домом. Если священная река покажет его невиновность и он будет спасен, его обвинитель будет предан смерти. Тот, кто нырнул в священную реку, должен присвоить себе дом обвиняемого.
- 3. Если человек дал ложное свидетельство в суде или не подтвердил заявление, которое он сделал, если это дело является смертным приговором, этот человек должен быть предан смерти.
- 4. Если он дал ложные показания в гражданском деле, он должен возместить ущерб в этом иске.
- 5. Если судья вынес приговор, вынес определение, вынес письменное решение, а затем изменил свое решение, то этот судья подлежит уголовному преследованию за изменение вынесенного им решения и уплачивает двенадцатикратный штраф, установленный в этом решении. Кроме того, он должен быть публично изгнан со своего судейского места и не должен ни возвращаться, ни занимать свое место с судьями в суде.
- 6. Если человек украл вещи из храма или дома, он должен быть предан смерти; а тот, кто получит от него украденное, должен быть предан смерти.
- 7. Если человек купил или получил в залог от несовершеннолетнего или раба серебро, золото, раба или рабыню, вола, осла или овцу, или что-либо другое, кроме как с согласия старейшин или доверенности , он должен быть предан смерти за кражу.
- 8. Если патриций украл быка, овцу, осла, свинью или корабль из храма или дома, он должен заплатить в тридцатикратном размере.
Если он будет плебеем, он должен вернуться в десятикратном размере. Если вор не может заплатить, он должен быть предан смерти.
- 9. Если человек потерял имущество и часть его окажется во владении другого, и владелец сказал: «Мне продал его человек, я купил его в присутствии свидетелей»; и если истец сказал: «Я могу привести свидетелей, которые знают, что это имущество, утраченное мной»; тогда предполагаемый покупатель со своей стороны должен представить человека, который продал ему это, и свидетелей, перед которыми он купил это; истец со своей стороны должен представить свидетелей, которые знают, что это его утраченное имущество. Судья рассматривает их заявления. Свидетели при продаже и свидетели, опознавшие утраченное имущество, должны заявить под присягой все, что им известно. Такой продавец является вором и должен быть предан смерти. Собственник утраченного имущества обязан вернуть утраченное имущество. Покупатель должен возместить себя из имущества продавца.
- 10.
Если предполагаемый покупатель со своей стороны не представил ни продавца, ни свидетелей, в присутствии которых была совершена продажа, но собственник утраченного имущества со своей стороны представил свидетелей, опознающих его, то [предполагаемый] покупатель — вор; он будет предан смерти. Собственник утраченного имущества забирает свое утраченное имущество.
- 11. Если же взыскатель потерянного имущества не привел свидетелей, знавших его потерянное имущество, то он виновен в клевете, возмутил раздор, он подлежит смерти.
- 12. Если продавец к тому времени умер, покупатель должен взять из его наследства пятикратную стоимость, на которую он претендует.
- 13. Если у человека нет своих свидетелей под рукой, судья назначает ему определенный срок, не превышающий шести месяцев, и если в течение шести месяцев он не представит своих свидетелей, человек солгал; он будет нести штраф по иску.
- 14. Если мужчина украл ребенка, он должен быть предан смерти.
- 15. Если человек вынудил мужчину или рабыню из дома патриция или плебея покинуть город, он должен быть предан смерти.
- 16. Если кто укроет в своем доме раба или рабыню из дома патриция или плебея и не заставил беглеца уйти по требованию начальника над рабами, осужденными на общественные принудительные работы, тот домовладелец подлежит предать смерти.
- 17. Если кто поймал беглого раба или рабыню в чистом поле и вернул его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
- 18. Если такой раб не назовет своего владельца, его похититель должен привести его во дворец, где он должен быть допрошен относительно его прошлого и возвращен своему владельцу.
- 19. Если похититель спрятал этого раба в своем доме, а затем этот раб был пойман в его владении, он должен быть предан смерти.
- 20. Если раб бежал из рук своего похитителя, то последний должен присягнуть хозяину раба, и он будет свободен от вины.
- 21. Если человек проник в дом, он должен быть убит до взлома и похоронен там.
- 22. Если человек совершил разбой на большой дороге и был пойман, этот человек должен быть предан смерти.
- 23. Если разбойник не пойман, то ограбленный должен под присягой заявить о том, что он потерял, а городской или уездный начальник, на территории или уезде которого произошло ограбление, должен вернуть ему то, что он потерял.
- 24. Если [была потеряна] жизнь, градоначальник или уездный начальник должен выплатить одну мину серебра родственникам умершего.
- 25. Если в чьем-либо доме вспыхнул пожар, и пришедший тушить его позарился на имущество домохозяина и присвоил что-либо из него, то тот человек должен быть брошен в тот же самый огонь.
- … [Создатель этого сайта опускает разделы с 26 по 65 и разделы со 100 по 127. Промежуточные разделы с 66 по 99 кажутся стертыми и неразборчивыми на камне.]
- 128.
Если мужчина взял жену и не заключил брачный контракт, эта женщина не является женой.
- 129. Если жена мужчины будет поймана лежащей с другим, они должны быть задушены и брошены в воду. Если муж жены спасет свою жену, царь может спасти своего слугу.
- 130. Если человек изнасиловал чужую обрученную жену, которая была девственницей, еще живя в доме ее отца, и был застигнут врасплох, то этот человек должен быть предан смерти; женщина выйдет на свободу.
- 131. Если жена мужчины была обвинена своим мужем и не была уличена во лжи с другим, она должна поклясться в своей невиновности и вернуться в свой дом.
- 132. Если на жену мужчины укажут пальцем из-за другого, но она не будет поймана с ним во лжи, то ради своего мужа она должна броситься в священную реку.
- 133. Если человек был взят в плен, и в его доме было содержание, а его жена оставила свой дом и вошла в чужой дом; так как эта женщина не сохранила своего тела и вошла в чужой дом, эта женщина будет предана суду и будет утоплена.
- 134. Если мужчина был взят в плен, но в его доме не было содержания, а его жена вошла в чужой дом, то женщина не имеет вины.
- 135. Если человек был взят в плен, а в его доме не было содержания для его жены, и она вошла в чужой дом и родила ему детей, если в будущем ее [первый] муж возвратится и возвратит свой город, то женщина возвратится к своему первому мужу, а дети последуют за своим отцом.
- 136. Если человек оставил свой город и бежал, и после того, как он ушел, его жена вошла в дом другого; если человек возвратится и схватит свою жену, то жена беглеца не должна возвратиться к своему мужу, потому что он возненавидел свой город и бежал.
- 137. Если мужчина решил развестись с наложницей, которая родила ему детей, или с присяжной, которая подарила ему детей, он должен возвратить этой женщине ее брачный удел и дать ей узуфрукт на поле, сад и товары, чтобы воспитывать своих детей. После того, как ее дети вырастут, из того, что дано ее детям, они должны дать ей долю одного сына, и муж, которого она выбрала, должен жениться на ней.
- 138. Если мужчина развелся со своей женой, которая не родила ему детей, он должен уплатить ей столько денег, сколько было дано в качестве выкупа за невесту и брачной доли, которую она принесла из дома своего отца, и так далее. разведемся с ней.
- 139. Если не было выкупа за невесту, он должен дать ей одну мину серебра в качестве платы за развод.
- 140. Если он плебей, он должен дать ей одну треть мины серебра.
- 141. Если жена человека, живущая в доме своего мужа, упорствовала в том, чтобы выйти, вела себя как дура, растратила свой дом, принижала своего мужа, он должен привлечь ее к ответственности. Если ее муж сказал: «Я развожусь с ней», пусть она пойдет своей дорогой; он ничего не даст ей в качестве платы за развод. Если ее муж сказал: «Я не разведусь с ней», он может взять в жены другую женщину; жена должна жить как рабыня в доме своего мужа.
- 142. Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Ты не будешь владеть мной», то следует выяснить ее прошлое, чего ей недостает.
Если она была благоразумна и не имела порока, и муж ее ушел и сильно унизил ее, то женщина не имеет вины, пусть возьмет свою брачную долю и пойдет в дом отца своего.
- 143. Если она не была благоразумна, ушла, разорила свой дом, принизила своего мужа, она должна быть утоплена.
- 144. Если человек женился на почитательнице, и эта повинная отдала служанку ее мужу и таким образом заставила его иметь детей, и если этот человек склонен жениться на наложнице, этому мужчине не должно быть позволено делать поэтому он не должен жениться на наложнице.
- 145. Если человек женился на подвижнице, а она не дала ему детей, и он решил жениться на наложнице, то пусть тот женится на наложнице и вводит ее в свой дом, а наложница не должна помещаться на равенство с поборником.
- 146. Если человек женился на подвижнице, и она дала служанку своему мужу, и служанка родила детей, и если после того эта служанка поставила себя наравне с госпожой, потому что она родила детей, то ее госпожа не должна продавать ее, она должна поставить на ней клеймо рабыни и причислить ее к рабыням.
- 147. Если она не родила детей, то хозяйка должна продать ее.
- 148. Если человек женился на жене и ее поразила болезнь, если он решил жениться на второй жене, он должен жениться на ней. Он не должен разводиться с женой, которую охватила болезнь. В доме, который они построили вместе, она будет жить, и он будет содержать ее, пока она живёт.
- 149. Если та женщина не пожелала остаться в доме своего мужа, то он должен заплатить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, и она должна уйти.
- 150. Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или имущество, дал ей дарственную, то ее дети после смерти мужа не могут оспаривать ее права; мать должна оставить его после своей смерти тому из своих детей, которого она любит больше всего. Она не оставит его своим родственникам.
- 151. Если женщина, живущая в доме мужчины, уговорила своего мужа связать себя и дать ей документ о том, что она не будет удерживаться в долгу кредитором ее мужа; если у этого мужчины был долг перед ним до того, как он женился на этой женщине, его кредитор не должен брать за него его жену.
Также, если у этой женщины был долг перед ней до того, как она вошла в дом этого мужчины, ее кредитор не должен брать за него ее мужа.
- 152. С того момента, как женщина вошла в дом мужчины, они вместе несут ответственность за все последующие долги.
- 153. Если жена мужчины ради другого убила своего мужа, эта женщина должна быть посажена на кол.
- 154. Если мужчина совершил инцест со своей дочерью, этот человек должен быть изгнан из города.
- 155. Если мужчина обручил девицу своему сыну, и его сын узнал ее, а после этого мужчина лег на ее лоне и был пойман, то этот мужчина должен быть удушен, а она должна быть брошена в воду.
- 156. Если мужчина обручил девушку с сыном своим, а сын его не знал ее, и тот мужчина спал на груди ее, то он должен заплатить ей полмины серебра и отдать ей все, что она принесла. из дома отца ее, и пусть женится на ней выбранный ею муж.
- 157. Если мужчина после смерти отца своего ляжет на лоне матери своей, то оба они должны быть сожжены вместе.
- 158. Если мужчина после смерти отца будет застигнут на лоне своей мачехи, родившей детей, то тот человек должен быть отлучен от дома своего отца.
- 159. Если мужчина, принесший подарок в дом своего предполагаемого тестя и давший выкуп за невесту, после посмотрел на другую женщину и сказал своему тестю: «Я не женится на вашей дочери»; отец девушки должен оставить все, что он принес в качестве подарка.
- 160. Если мужчина сделал подарок в дом своего предполагаемого тестя и дал выкуп за невесту, но отец девушки сказал: «Я не отдам тебе свою дочь», отец должен вернуть вдвое все, что ему было подарено.
- 161. Если человек сделал подарок в дом своего предполагаемого тестя и дал выкуп за невесту, но его товарищ оклеветал его, и его тесть сказал жениху: «Ты не женится на моей дочери», [отец] вернет вдвое все, что ему подарили. Далее товарищ не женится на девушке.
- 162. Если мужчина женился на жене, и она родила ему детей, и эта женщина пошла навстречу своей судьбе, ее отец не может претендовать на ее брачную долю.
Ее брачная доля принадлежит только ее детям.
- 163. Если мужчина женился на жене, а она не родила ему детей, и эта женщина пошла на произвол судьбы; если его свекор вернул ему выкуп за невесту, который этот мужчина внес в дом своего свекра, то ее муж не может претендовать на брачный удел этой женщины. Ее брачная доля действительно принадлежит дому ее отца.
- 164. Если свекор не вернул выкупа за невесту, то муж должен вычесть сумму выкупа за невесту из ее брачной доли и возвратить ее брачную долю в дом ее отца.
- 165. Если человек подарил своему сыну поле, сад или дом первым в его глазах и написал ему дарственную; после того, как отец пошел навстречу своей судьбе, когда братья поделятся, он должен сохранить подарок, который дал ему отец, и сверх того должен разделить поровну с ними имущество его отца.
- 166. Если человек взял жен для других сыновей, которые у него были, но не взял жены для своего малолетнего сына, после того, как отец ушел на произвол судьбы, когда братья делят, они должны отделить имущество своих наследственные деньги отца в качестве выкупа за их младшего брата, который не женился на жене, сверх его доли, и они должны заставить его взять жену.
- 167. Если человек взял жену, и она родила ему детей, и та женщина пошла навстречу своей судьбе, и он взял вторую жену, и она также родила детей; после того, как отец ушел на произвол судьбы, сыновья не должны делить согласно матерям, но каждая семья должна брать брачную долю своей матери, и все должны делить имущество отца поровну.
- 168. Если человек решил лишить своего сына наследства и заявил перед судьей: «Я отрезаю своего сына», судья должен выяснить прошлое сына, и если сын не совершил тяжкого проступка, такого, который должен лишит его от усыновления, то отец [не] лишит сына наследства.
[Слово «не», вставленное здесь, не встречается в оригинальном тексте C. H. W. Johns и вставлено создателем этого сайта.] - 169. Если он совершил тяжкое преступление против своего отца, которое отрезает от усыновления, за первое преступление он должен простить его. Если он совершит тяжкое преступление во второй раз, то отец должен исключить своего сына из усыновления.
- …[Создатель этого сайта опускает разделы с 170 по 191.]
- 192. Если сын дворцового фаворита или сын клятвы сказал воспитавшему его отцу: «Ты не мой отец», или матери, воспитавшей его: «Ты не моя мать », ему отрежут язык.
- 193. Если сын дворцового любимца или сын обеты познал дом отца своего и возненавидел отца своего, воспитавшего его, или мать свою, воспитавшую его, и пойдет в дом отца своего , ему вырвут глаза.
- 194. Если человек отдал своего сына кормилице на вскармливание, и этот сын умер на руках кормилицы, а кормилица без согласия отца или матери ребенка вскормила другого ребенка, то они преследовать ее; за то, что она кормила грудью другого ребенка без согласия отца или матери, грудь ее должна быть отсечена.
- 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руки.
- 196. Если человек выбил глаз патрицию, ему выбить глаз.
- 197. Если он сломал член патриция, то его член должен быть сломан.
- 198. Если он выбил глаз плебею или сломал плебею конечность, он должен заплатить одну мину серебра.
- 199. Если он выбил глаз патрицианскому слуге или сломал патрицианскому слуге конечность, он должен заплатить половину его стоимости.
- 200. Если патриций выбил зуб равному ему человеку, то его зуб должен быть выбит.
- 201. Если он выбил зуб плебею, он должен заплатить одну треть мины серебра.
- 202. Если человек ударил в половые органы человека более высокого ранга, чем он, он должен быть осквернен шестьюдесятью ударами бича из воловьей шкуры в собрании.
- 203. Если человек поразил половые органы патриция своего ранга, он должен заплатить одну мину серебра.
- 204. Если плебей ударил плебея в интимные места, он должен заплатить десять сиклей серебра.
- 205. Если чей-либо раб ударил в половые органы свободнорожденного человека, то ему должно быть отрезано ухо.
- 206. Если человек ударил другого в ссоре и причинил ему необратимую травму, этот человек должен поклясться: «Я ударил его без злого умысла», и должен заплатить врачу.
- 207. Если он умер от своих ударов, [тот человек] должен поклясться [аналогично] и заплатить полмины серебра; или
- 208. Если [умерший] был плебеем, он должен заплатить одну треть мины серебра.
- 209. Если мужчина ударил свободную беременную женщину и причинил ей выкидыш, он должен заплатить десять сиклей за ее выкидыш.
- 210. Если эта женщина умрет, его дочь будет убита.
- 211. Если это будет дочь плебея, у которой случился выкидыш от его ударов, он должен заплатить пять сиклей серебра.
- 212. Если эта женщина умрет, он должен заплатить полмины серебра.
- 213. Если он ударил служанку мужчины и причинил ей выкидыш, он должен заплатить два сикля серебра.
- 214. Если эта женщина умрет, он должен заплатить одну треть мины серебра.
- 215. Если хирург прооперировал патриция бронзовым скальпелем по поводу серьезного ранения и вылечил его, или удалил катаракту патрицию бронзовым скальпелем и вылечил ему глаз, то он должен взять десять сиклей серебро.
- 216. Если это будет плебей, он должен взять пять сиклей серебра.
- 217. Если это раб человека, то хозяин раба должен дать хирургу два сикля серебра.
- 218. Если хирург прооперировал патриция бронзовым ланцетом по поводу серьезной травмы и вызвал его смерть, или удалил катаракту патрицию бронзовым ланцетом и лишил его глаза, его руки должны быть отрезаны.
- 219. Если хирург лечил тяжелое ранение плебейского раба бронзовым ланцетом и причинил ему смерть, он должен отдать раба за раба.
- 220. Если он удалил катаракту бронзовым ланцетом и заставил раба потерять глаз, он должен заплатить половину его стоимости.
- 221. Если хирург вылечил член патриция или вылечил больную кишку, то больной должен заплатить хирургу пять сиклей серебра.
- 222. Если он плебей, он должен заплатить три сикля серебра.
- 223. Если он раб человека, то хозяин раба должен дать врачу два сикля серебра.
- 224. Если ветеринарный врач вылечил быка или осла от серьезной травмы и вылечил его, владелец вола или осла должен заплатить хирургу одну шестую сикля серебра, как его платеж.
- 225. Если он вылечил быка или осла от серьезной травмы и заставил их умереть, он должен заплатить четверть их стоимости владельцу вола или осла.
- 226. Если клеймо вырежет на рабе клеймо без согласия его хозяина, тому клеймителю отрубить руки.
- 227. Если кто-нибудь обманет клеймителя и побудит его вырезать начертание на рабе, того человека должно предать смерти и похоронить в доме его; клеймщик поклянется: «Я не метил его сознательно», и выйдет на свободу.
- 228. Если строитель построил дом для человека и закончил его, он должен заплатить ему плату в размере двух сиклей серебра за каждый построенный SAR.
- 229. Если строитель построил человеку дом, и не сделал свою работу надежной, и дом, который он построил, упал и причинил смерть хозяину своему, то этот строитель должен быть предан смерти.
- 230. Если будет убит сын владельца, то сын строителя должен быть предан смерти.
- 231. Если убит раб хозяина, то строитель должен отдать раба за раба хозяину дома.
- 232. Если он причинил потерю имущества, он должен вернуть все, что он уничтожил. А так как построенный им дом не устоял, и он упал, то он за свой счет восстановит упавший дом.
- 233. Если строитель построил дом для человека и не запер свою работу, и стена рухнула, то этот строитель должен укрепить эту стену за свой счет.
- 234. Если лодочник построил для человека лодку в шестьдесят гур, он должен заплатить ему вознаграждение в размере двух сиклей серебра.
- 235. Если лодочник построил для человека лодку и не сделал свою работу надежной, и в том же году эта лодка будет отправлена в плавание и получит повреждение, то лодочник должен перестроить эту лодку и по своему усмотрению расходов, укрепит ее или отдаст прочную лодку владельцу.
- 236. Если человек сдал свою лодку лодочнику, а лодочник проявил неосторожность и лодка утонула или потерялась, лодочник возвращает лодку собственнику.
- 237. Если кто нанял лодку и лодочника и нагрузил ее хлебом, шерстью, маслом, финиками или чем-то еще, а лодочник по неосторожности потопил лодку или потерял то, что в ней, лодочник должен возвратить лодку, которую он потопил, и все, что было в ней, что он потерял.
- 238. Если лодочник потопил человеческую лодку и снова спустил ее на воду, он должен заплатить половину ее стоимости серебром.
- 239. Если человек нанял лодочника, он должен платить ему шесть гур кукурузы ежегодно.
- 240. Если лодка на своем пути столкнулась с стоящей на якоре лодкой и потопила ее, то владелец затонувшей лодки должен под присягой оценить все, что было потеряно в его лодке, а владелец движущегося судна, который потопил стоявшую на якоре лодку, возместит свою лодку и то, что в ней пропало.
- …[Создатель этого сайта опускает разделы с 241 по 277.]
- 278. Если человек купил раба или рабыню, и раб не отработал свой месяц, но на него напала болезнь бенну, то он должен вернуть раба продавцу, а покупатель должен забрать уплаченные им деньги.
- 279. Если мужчина купил раба или рабыню и возникла претензия, продавец должен ответить на претензию.
- 280. Если человек в чужой стране купил раба или рабыню у другого, и если, придя домой, владелец раба или рабыни узнал своего раба, и если раб был уроженец земли, он даст ему свободу без денег.
- 281. Если раб был выходцем из другой страны, покупатель должен объявить под присягой сумму денег, которую он заплатил, а владелец раба должен вернуть купцу то, что он заплатил, и оставить себе своего раба.
- 282. Если раб сказал своему господину: «ты мне не господин», то он должен быть привлечен к ответственности как его раб, и его господин должен отрезать ему ухо.