Боярыня морозова показывает сечину что он ей должен 2: Чем провинилась боярыня Морозова? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Чем провинилась боярыня Морозова? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Все наверняка помнят замечательную картину Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Знатная женщина отправляется в далёкое путешествие. Но видно, что провожающие и сама путешественница особого восторга от поездки не испытывают. Что же такое случилось, почему все так негативно настроены друг к другу?

Реформы Никона

Проблемы боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой (1632–1675) неразрывно связаны с теми процессами, которые проходили в русском обществе в XVII веке. Именно в это время огромной проблемой страны стал церковный раскол.

Эти события развивались во времена царствования Алексея Михайловича, который получил прозвище Тишайший. Так вот, его «тихое» правление превратилось в неспокойное и тревожное время, сопровождавшееся множеством войн и кризисов. А у истоков раскола стоял патриарх Никон (Никита Минин, 1605–1681).

А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола

Источник: commons.wikimedia.org

Никон прибыл в Москву в 1646 году и был представлен молодому царю Алексею, которому очень понравился этот священнослужитель, и он оставил его при себе. Постепенно влияние Никона на царя росло, и уже в 1652 году он взошёл на патриарший престол, заменив умершего патриарха Иосифа. С этого времени и начинается подготовка церковной реформы.

Начал Никон с редакции всех церковных книг, которые должны были привести в соответствие с греческими канонами. С 1653 года вводятся изменения в богослужебные правила: замена двуперстного знамения на троеперстное, написание «Иисус» вместо «Исус», сокращение просфор для литургии, в церковном пении стали петь «Аллилуйя» три раза вместо двух, движение во время крёстного хода теперь надо было совершать против солнца. Это не всем понравилось, и началось противостояние сторонников патриарха Никона и приверженцев старых обрядов.

В результате раскола от православной церкви отделилась значительная часть верующих. Эти события негативно сказались и на отношениях власти и церкви, в первую очередь – между царём и патриархом. Здесь сыграли свою роль и жесткие методы, которыми осуществлял реформу патриарх Никон. В 1666 году Никон был низложен с патриаршего престола, лишён сана и отправлен в Ферапонтов монастырь.

С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

Источник: commons.wikimedia.org

Но и после этого начатые Никоном церковные реформы продолжились. В 1666 году были уже в окончательном виде утверждены новые церковные книги и обряды, а сторонников «старой веры», или старообрядцев, вообще отлучили от церкви.

Кто против?

Наиболее значимой личностью, по сути, знаменем старообрядцев стал протопоп Аввакум Петров. За своё несогласие с церковной реформой он подвергся жесточайшим репрессиям и в конце концов был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Но никакие мучения не сломили его, и Аввакум остался преданным своей вере. Строптивого протопопа приговорили к заключению в земляной тюрьме, а в 1682 году его сожгли заживо в Пустозерске.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Источник: commons.wikimedia.org

Среди ярких сторонников протопопа Аввакума выделялась и боярыня Феодосия Морозова, урождённая Соковнина. Она была близка к царскому двору, числилась верховой боярыней, а семья её мужа состояла в родстве с царствующими Романовыми. В 1662 году её муж Глеб Иванович Морозов умер, и 30-летняя Феодосия осталась владелицей огромного состояния. Её владения превратились в приют для гонимых раскольников, нищих, монахов. К тому же боярыня тесно общалась с протопопом Аввакумом. Всё это очень не нравилось Алексею Михайловичу, который сначала предупредил её, а позже распорядился отнять у неё лучшие вотчины. Первоначально, боясь потерять богатства, Морозова пошла на сделку с властью, но вскоре под воздействием Аввакума прокляла «ересь никониянскую». Уже после того, как раскольники были отлучены от церкви и объявлены вне закона, она в 1670 году тайно постриглась в монахини и вошла в откровенную конфронтацию с царской властью, не явившись в январе 1671 года на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной, матерью Петра Великого.

В ноябре 1671 года Морозова была арестована. Она оказалась стойким противником. Феодосию Прокофьевну не смогли сломить уговоры патриарха и других архиереев. К ней применялись пытки, были конфискованы и оставшиеся богатства. Её упорство было оценено согласно нравам эпохи: в 1675 году она была переведена в Боровский монастырь, посажена в земляную тюрьму, где умерла от голода в ноябре того же года, так и не изменив своих убеждений.

Центральная часть картины В. Сурикова

Источник: commons.wikimedia.org

Картина Василия Сурикова была написана в 1887 году. Морозову везут закованной в цепи. Опальная боярыня уезжает в бессмертие, а вокруг шумит московский люд. Здесь собрались разные люди: и те, кто с ухмылкой провожает её, и те, кто горячо сочувствует ей. Художник ярко отобразил все те страсти, что кипели в Москве три с половиной века тому назад.

Обложка: В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Источник: commons.wikimedia.org

Смотрите также:

«В военном деле он сведущ и неустрашим». Царь Алексей Михайлович

Спор царя и государя

Главный старовер всея Руси

Собор, воссоединивший Украину с Россией

Федор Алексеевич. Юный царь, стремившийся к общему благу

Боярыня Морозова

В отечественной истории Сурикова влекли эпохи переломные, события драматические, судьбы неординарные, характеры сильные.

Трагическая судьба опальной боярыни Морозовой поразила его еще в детстве, когда он впервые услышал рассказ о ней. Должны были пройти годы, чтобы дремавшее в памяти подкрепилось знаниями, прочитанными в книгах историков, соединилось с литературным образом Морозовой в сочинениях современных писателей.

Феодосия Морозова принадлежала к самому родовитому русскому боярству. Она была ярой противницей реформ Никона и последовательницей протопопа Аввакума, духовного главы раскольнического движения на Руси в XVII столетии. Суриков изобразил момент, когда Морозову, закованную в цепи, провозят по московским улицам “на позорище”, чтобы затем заточить в Боровский монастырь, где она и закончит свои дни.

Во всем облике Морозовой выражена фанатическая сила, готовность идти на любые муки, но остаться верной своей идее. Вторит двуперстию Морозовой, символу старой веры, юродивый, тянется за санями нищенка, склоняет перед боярыней красивую голову юная боярышня в голубой шубке, бегут за розвальнями мальчишки, непременные свидетели всего, что происходит на московских улицах. Они олицетворяют живую связь времени настоящего и будущего, сохраняя в памяти реальность, становящуюся для следующих поколений историей. Так и Суриков подростком не однажды бывал вовлечен в круговорот сибирских событий, впечатления от которых вплетались в канву его исторических полотен.

Московский люд XVII века в пестроте одежд, состояний, возрастов и отношений к Морозовой заполняет картину. Это живописное полотно являет полное единство глубоко драматического содержания и щедрой красоты живописи. Морозный воздух, искрящийся голубой снег, богатое разнообразие одежд, маковки церквей, опушенные снегом крыши домов сливаются в стройное живописное звучание, подобно мощному многоголосию хора или оркестра, подчиненного воле дирижера.

До начала работы над картиной Суриков совершил поездку в Европу. Знакомство с классическим и современным искусством много значило для художника. Его особенно покорили венецианские колористы эпохи Возрождения. Он воспринял их живописный принцип: единство тона при богатстве цвета и его оттенков. Благодаря этому художник замечательно передал колористические особенности русского зимнего пейзажа, достигая в его изображении почти импрессионистического эффекта. Картина покоряет красотой и разноцветьем старинных одежд, которое соединяется в единый декоративный узор, предвосхищая художественные принципы мастеров следующего поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *