«Большевистская партия была сектой» Почему идея мировой революции умерла вместе с первым поколением советских вождей?: Прибалтика: Бывший СССР: Lenta.ru
Ровно 30 лет назад, 21 декабря 1991 года, на встрече в Алма-Ате к Содружеству Независимых Государств (СНГ) присоединилось сразу восемь бывших союзных республик. В итоге президенты одиннадцати суверенных государств документально закрепили ликвидацию СССР, развал которого сопровождался не только обострением этнополитических конфликтов, но и открытым противостоянием интеллигенции, бюрократии, «красных директоров» и руководства союзных республик. О том, почему советская эпоха ушла вместе с первым поколением советских граждан и какую роль в распаде СССР сыграла его номенклатура и интеллигенция, в интервью «Ленте.ру» рассказал историк-славист, эксперт клуба «Валдай», профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) и член Американской академии наук Юрий Слёзкин.
«Лента.ру»: Почему советская эпоха уместилась в жизнь одного поколения? Дети и внуки старых большевиков перестали верить в идеалы коммунизма?
Юрий Слёзкин: Дело в том, что большевистская партия была не партией, а сектой. При этом не просто сектой, а апокалиптической, милленаристской сектой. То есть они верили, что в результате вселенской катастрофы при их жизни или, самое позднее, при жизни их детей старый мир будет разрушен, и на смену ему придет мир без несправедливости и угнетения, без страдания и насилия.
Таких сект в истории человечества было очень много, и почти все они дольше одного поколения не просуществовали, поскольку предсказанный ими конец света не наступал. Все противостояли окружающему миру, который считали безнадежно греховным и подошедшим к краю бездны. Большевики тоже из этого исходили. Марксизм был наукообразной версией апокалиптического сценария.
Большевики не считали свою партию партией в том смысле, в каком ее определяют политики и социологи. Потому что она представляла собой организацию, целью которой было не завоевание власти в рамках существующей политической системы, а свержение этой системы в контексте крушения старого мира.
Ленин называл ее «партией нового типа», но мог бы назвать сектой обычного типа
Так что ничего удивительного нет. Была предсказана всемирная революция — ее не случилось. Было предсказано пришествие коммунизма — его не произошло. Есть, конечно, милленаристские секты, которые успешно выжили. То, что предсказывал Иисус Христос, не сбылось ни при жизни его учеников, ни столетиями позже, но христианство процветает и по сегодняшний день. Но большевизм, в отличие от христианства, растафарианства, мормонства, ислама, и других выживших милленаристских движений, потерпел поражение. Его хватило только на одно поколение.
Владимир Ленин (второй слева) и Яков Свердлов (третий слева) во время открытия временного памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу на площади Революции в Москве, 7 ноября 1918 года
Фото: РИА Новости
Но большевики были успешны, они пришли к власти…
Да, они были невероятно успешны в том, что пришли к власти на пике милленаристского энтузиазма, то есть веры в то, что старый мир вот-вот погибнет, а на его руинах вырастет новое, никогда ранее не виданное общество.
Большевизм начался как обычная апокалиптическая секта, но ему невероятно повезло. Первая часть пророчества исполнилась — старый мир рухнул
Большевики пришли к власти, не успев (в отличие от христиан) свыкнуться с мыслью об отсрочке. И создали государство, которое можно назвать теократическим (если под «теократией» понимать государство, управляемое профессиональными идеологами).
Но государство это, Советский Союз, прожило лишь одну человеческую жизнь. И возникает вопрос: чего же такого не было в большевизме, что есть, например, в христианстве? Возможных ответов — великое множество.
Но ведь есть основные, определяющие факторы?
Назову один, который кажется мне очень важным. Марксизм отличает чрезвычайно плоское представление о природе человеческой жизни. После всплеска 1920-х годов руководство страны пошло за марксизмом в том смысле, что видело основу человеческой жизни и движущую силу истории в экономической сфере.
Большевики мало интересовались бытом и не привязывали свою политэкономию и философию к главным событиям человеческой жизни: рождению, браку и смерти. Даже толком не пробовали
Иисус из Назарета говорил: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Типичное заявление главы секты, то есть вождя сообщества братьев по вере, которые уходят из биологических семей, чтобы войти в новую, духовную. Но с течением времени секта превращается в церковь, а брак становится таинством и центральным институтом человеческой жизни.
Большевики не думали о том, что, читая своим детям Пушкина вместо Маркса, они воспитывают еретиков и отступников. Что, рожая и воспитывая детей, становятся могильщиками собственной революции
У них не получилось стать полноценной церковью. А основное отличие церкви от секты заключается в том, что большинство членов церкви в ней рождаются, тогда как секта — это сообщество, к которому люди присоединяются добровольно, пройдя через опыт конверсии, то есть принятия новой веры.
И вот на этот следующий уровень большевики перейти не смогли. Когда режиму перевалило за пятьдесят, священные тексты никем не считались священными. Члены номенклатуры, из которой вырастали руководители государства, набирались по идеологическому принципу, который потерял всякий смысл.
Агитационная машина с макетом земного шара на демонстрации в Петрограде, 1 мая 1920 года
Фото: Universal Images Group / Getty Images
Кстати, если говорить о девальвации идеологии, то в какой момент произошло размежевание между интересами номенклатуры на местах и интересами государства? Все же в СССР не существовало элиты как некоего отдельного класса привилегированных людей — она была полностью сращена с государством. Где же та точка, после которой у местной элиты возникает автономное самосознание?
Если под «местной элитой» вы имеете в виду руководство союзных и автономных республик, то речь идет о советском государстве не как теократическом режиме, а как о многонациональном государстве и этнотерриториальном образовании. Национальные элиты с самого начала построения СССР чувствовали себя в некоторой степени автономными. В 1920-е и в начале 1930-х годов партия активно проводила политику коренизации, то есть вполне сознательно создавала национальные интеллигенции, номенклатуры, системы образования и так далее.
Другое дело, что автономия функционировала в жестких рамках, и представителей национальной элиты наказывали, когда они выходили за их пределы
Но в той или иной форме она существовала все время. В 1920-е годы народам СССР говорили: «Плодитесь и размножайтесь!» В 1930-е годы круг сузился, но «укорененные» союзные республики и их титульные нации свою автономию сохранили и продолжали укреплять.
К концу существования Советского Союза были не только местные политики, способные мобилизовать часть местной номенклатуры, но и национальные элиты, которые группировались вокруг местных научных, образовательных и артистических учреждений и активно производили национальные мифы.
Оглядываясь назад, не кажется удивительным, что, когда центральная власть потеряла волю к управлению, государство, как пазл, распалось по контурам республиканских границ
То есть можно сказать, что большевики пытались использовать этническое разнообразие для укрепления строя, а пришли к прямо противоположному результату?
Да, совершенно верно. Мы уже второй раз говорим о важных парадоксах. Первый заключается в том, что большевики сделали советскую систему образования литературоцентричной, не понимая, что тем самым ежедневно и ежечасно предрекают свою погибель. Представьте себе: вы живете в марксистском государстве, большевики у власти, идеология превыше всего, все обязаны ссылаться на классиков марксизма, но в реальности их никто не читает и в школе не преподает. А преподают «Мертвые души», «Войну и мир» и в последние двадцать лет — «Преступление и наказание». Это как «стояние на Угре»: ордынское войско увидело русскую рать, потопталось и ушло.
И второй парадокс. Большевики думали, что, создавая национальные автономии и занимаясь национальным строительством, они борются с препятствиями к единству, а оказалось ровно наоборот.
Советский танк серии БТ и военный грузовик в центре Риги, 1940 год
Фото: Public Domain / Wikimedia Commons
Кстати, вы упомянули и про другую элиту — интеллектуальную, которую принято называть интеллигенцией. Какую роль она сыграла в процессе распада СССР? Чем или кем она была для советской номенклатуры — оппонентом, инструментом, обслуживающим персоналом?
Инструментом, отбившимся от рук и много о себе возомнившем. Причем это справедливо в отношении как Российской империи, так и Советского Союза.
А именно, государство формирует, мобилизует и финансирует профессиональную интеллектуальную элиту, которая ему нужна в модернизационных целях, не давая ей даже иллюзии участия в управлении
В результате происходит ее отчуждение и радикализация, вплоть до подпольного милленаризма по краям.
Делегитимизация власти среди профессиональной и интеллектуальной элиты — одна из причин распада Российской империи. После смутного времени войн, переворотов и революций к власти пришло самое радикальное апокалиптическое ее крыло (с очень высоким представительством мятежных национальных окраин).
Большевики уничтожили остальную интеллигенцию и создали новую, рабоче-крестьянско-еврейскую в центре и национальную — по краям, которая в 1930-е годы с чрезвычайным энтузиазмом участвовала в строительстве нового государства. Но в конечном счете случилось примерно то же самое. В интеллигенцию вкладывались деньги, ее обучали, кормили и приумножали, но ни на шаг не подпускали к управлению страной.
К концу существования СССР представители интеллектуальной элиты сверху вниз, в классовом смысле, смотрели на выдвиженцев, которые пришли к власти через партийную номенклатуру. Но последние принимали политические решения, а первые — нет
Мне, кстати, кажется, что нынешние власти идут по тому же пути. Они исходят из того, что оппозиционная интеллигенция — маргинальная группа, наполовину состоящая из иностранных агентов.
На самом деле интеллигенция — специально обученная элита, создающая смыслы, символы, слова и все то, что часто недооценивается, но играет невероятно важную роль.
У членов этой элиты чрезвычайно высокое представление о своей миссии и предназначении, и недопущение их к участию (пусть чисто символическому) в принятии политических решений — вещь небезопасная.
А насколько реальным было влияние интеллигенции на советское общество?
В высшей степени реальным. Они создавали фильмы и телевизионные программы, которые мы смотрели, писали и переводили книги, которые мы читали, придумывали формулы лекарств, которыми мы лечились. Не говоря уж о турбинах, ледоколах и межконтинентальных ракетах. В области балета мы тоже благодаря им лидировали.
Поэт Владимир Маяковский выступает на митинге перед красноармейцами. Москва, 1929 год
Фото: РИА Новости
Вам не кажется, что есть некий парадокс и в том, что позднесоветская интеллигенция сокрушалась, в общем-то, над тем, что она оторвана от народных корней, но при этом всем ее тяга к свободе и демократии в итоге вылилась в то, что Советский Союз развалился? Принимали ли какие-то усилия представители интеллигенции, чтобы СССР распался?
Интеллигенция ощущала себя бесправной, особенно по контрасту с собственной самооценкой, и желала избавиться от партийного диктата. Поэтому для многих конец Советского Союза казался избавлением. Внутри интеллигенции существовали разные течения, но к 1970-м годам отчуждение от государства стало очень значительным. Отчуждение от основной массы населения, известной как народ, имело место всегда, по определению.
Нельзя сказать, что брожение среди интеллигенции стало главной причиной конца Советского Союза. О причинах, вернее об одной из них, мы упомянули в начале этого разговора. Так или иначе неудивительно, что представители интеллигенции стали прорабами перестройки, если использовать термин тех лет.
Именно из интеллигенции вышли люди, которые думали, что знают, какой режим придет на смену советскому и как перейти от одного к другому…
Интеллигенция в союзных республиках, как вы уже сказали, была частью готовой национальной элиты. Советская власть при этом с конца 1980-х годов продолжала делать этническим регионам уступки в культурной сфере, и такая политика, естественно, не остановила рост политического национализма… С чем еще вы связываете стремительный и неожиданный всплеск национальных движений в тот период?
На это можно посмотреть через ту же призму, через которую мы смотрели на позднесоветскую интеллигенцию. С одной стороны, вы создаете квазинациональные государства. Например, есть Эстонская ССР, которая существует для эстонцев, которые говорят по-эстонски. Как будто их государство, но на самом деле не вполне.
То есть советское руководство с замечательной последовательностью создавало предпосылки для делегитимизации собственной системы. Если Эстонская ССР — почти национальное государство, то почему оно не может быть полностью национальным, иначе говоря, суверенным?
Впрочем, все сильно зависит от республики. Для большинства титульного населения Западной Украины или Латвии советская власть никогда не была легитимной.
В этом году я живу в Латвии, много читаю о латышской истории, разговариваю с коллегами, и у меня нет никаких сомнений на этот счет. Большевизм в Латвии был более массовым движением, чем где бы то ни было на территории Российской империи, и латыши сыграли огромную роль в большевистской революции, но к моменту присоединения Латвии к СССР этот период латышской истории закончился, и подавляющее большинство латышей считали советский режим нелегитимным. В других местах было по-другому.
Не факт, что все республики откололись бы от Советского Союза, если бы центральная власть не развалилась
Демонстрация в поддержку демократических реформ, 4 февраля 1990 года. Москвичи на акции протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС
Фото: Фред Гринберг / РИА Новости
Но почему так получилось, что большинство из бывших советских республик, например Украина, списали коммунизм полностью на Россию, определив для себя советский период как «оккупацию»?
Потому что все постсоциалистические страны, кроме России, стали моноэтническими государствами, часто с радикальной этнонационалистической идеологией. У некоторых мононациональное строительство получается довольно простым, как в какой-нибудь Армении или Литве. У других — сложнее. На Украине значительная часть населения не поддерживала идеологию унитарного моноэтнического государства, которая после войны стала безальтернативно официальной. В Грузии мешали национальные меньшинства, с тех пор отделившиеся.
Так что ситуация меняется от республики к республике. В Средней Азии большевики много сделали для создания наций и национализмов. А в те же прибалтийские республики Советский Союз приехал на танках…
Чем более бескомпромиссно отторжение от России и коммунизма, тем острее желание сложить их в одну мусорную корзину
В некоторых случаях для такой позиции есть исторические предпосылки, в некоторых — требуется дополнительная мифотворческая изобретательность. Плюс есть геополитические причины. При переходе в новый военно-политический и экономический союз полезно иметь при себе удостоверение об идеологической лояльности и моральной стойкости.
Еще и со статусом «жертвы»…
Да. Национальные мифологии бывают разные. Жертвенная сейчас в моде и очень активно и продуктивно используется — как меньшинствами внутри западных стран, так и новыми кандидатами в сателлиты. У кого-то хорошо получается, у кого-то — не очень.
Большевики :: Татарская энциклопедия TATARICA
Содержание
Понятие Идеология Казанские большевики Литература
Понятие
Понятие «большевики» возникло на втором съезде Российской социал-демократической рабочей партии (17 июля – 10 августа 1903 года, Брюссель – Лондон), после того как при выборах в руководящие органы партии сторонники В.И. Ленина получили большинство голосов (отсюда название «большевики»), их противники – меньшинство (меньшевики). В 1917–1952 годах термин «большевики» входил в официальное название партии – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), Российская коммунистическая партия (большевиков), Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). 19-й съезд партии Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (1952) постановил именовать ее Коммунистической партией Советского Союза.
Термин «большевики» употребляется в названии некоторых современных политических партий, например, Национал-большевистская партия.
Идеология
Большевики считали себя последовательными марксистами, были убеждены в том, что революция предпочтительнее реформ, что в России в начале ХХ века, в силу сложившихся противоречий между капитализмом и остатками крепостничества, политика слабости и реакционности буржуазии, нет иных возможностей глубокого преобразования общества, отвечавшего интересам пролетариата. Большевики считали достаточно высокими степень проникновения капитализма в российскую деревню и уровень капиталистической дифференциации населения России, а также готовность мировой системы капитализма для перехода к социализму. Были уверены в том, что созрели объективные условия для мировой революции и активного участия в ней России. Большевики отстаивали идею авангардной роли рабочего класса в обществе и диктатуры пролетариата. В аграрном вопросе они выступали за национализацию всей земли.
Большевизм стал продолжением радикальной линии в российском революционном движении, вобрав в себя противоречивые элементы идеологии народничества и опыт Великой французской революции. Большевики провозгласили идею ключевой роли партии в подготовке и осуществлении пролетарской революции; выступали за партию, основанной на строгой централизованной организации профессиональных революционеров, пригодной для конспиративной деятельности и захвата власти.
Казанские большевики
Активными членами Казанского комитета большевиков были В.В.Адоратский, А.Я.Аросев, Н.П.Брюханов, Н.Е.Вилонов, А.П.Бржезовский, С.А.Лозовский, С.М.Киров, В.А.Тихомирнов, А.И.Догадов, А.П.Комлев, Н.А.Семашко, Н.Е.Сапрыгин, С.Н.Гассар, Х.М.Ямашев и др.
Литература
Очерки истории партийной организации Татарии. Казань, 1973.
Нафигов Р.И., Литвин А.Л. Малоизученные страницы истории Казанской организации РСДРП(б) // Коммунист Татарии. 1980. № 5.
Автор – Л.М.Айнутдинова
Большевики
Указатель биографий и сочинений членов партии, совершивших Октябрьскую революцию 1917 года в России.
См. Архив истории Советского Союза, посвященный Октябрьской революции 1917 года в России, включая свидетельства очевидцев и современный анализ.
См. Партия большевиков в МВД. Энциклопедия.
ЦК
На момент революции 19 века в ЦК насчитывался 21 член и 10 кандидатов в члены ЦК.17, в том числе Владимир Ильич Ленин, Лев Троцкий, Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Иосиф Сталин, Григорий Сокольников, Андрей Бубнов (семь членов первого Политбюро), Александр Коллонтай, Николай Бухарин, Яков Свердлов, В.П. Ногин, Алексей Рыков, Артем Сергеев, Ю. Милютин, Феликс Дзержинский, Леонид Петрович Серебряков, латыши Ивар Смилга и Янис Берзин-Земелис, Николай Крестинский, Муранов М.К., Степан Шаумян и Моисей Урицкий и Владимир Антонов-Овсеенко, примкнувший к меньшевикам в 1903, но, как и Троцкий, перед революцией присоединился к большевикам. Елена Стасова была кандидатом в члены и секретарем ЦК. Георгий Ломов (Оппоков), Адольф Иоффе, Алексей Киселев, Прокопий Джапаридзе и Евгений Преображенский, Яковлева были кандидатами в члены ЦК.
См. Введение к протоколам большевистского ЦК 1917 г. Тони Клиффа.
Другие ведущие члены большевистской партии, гораздо более известные, чем некоторые члены ЦК, чьи труды хранятся в архиве МВД. включают: Христиана Раковского, Карла Радека, Надежду Крупскую (жену Ленина), Анатолия Луначарского, Давида Рязанова, Наталью Седову. Другие известные большевики включают Михаила Калинина, Вячеслава Молотова, Юрия Пятикова, профсоюзного деятеля Михаила Томского и А. Г. Шляпникова, члена Коллонтай из Рабочей оппозиции в 1922, «старые большевики» Максим Литвинов, Михаил Лашевич, Григорий Орджоникидзе и писатель-фантаст Александр Богданов, также известный своим спором 1908 года с Лениным о философии. Инесса Арманд (которую часто помнят за роман с Лениным), Иван Смирнов, Сергей Киров (чье убийство послужило спусковым крючком для первого из печально известных Московских процессов) и Николай Крыленко. Михаил Фрунзе был одним из тех, кто перед революцией примкнул к большевикам, а в 1919 г.
поддержал меньшевиков.03 и лидер Красной Армии, а великий генерал Красной Армии Михаил Тухаческий был одним из миллионов, примкнувших к большевикам после революции.См. Spartacus Schoolnet для получения дополнительных биографий большевиков и Кроноса, на русском языке, но очень подробно, и этот набор портретов членов ЦК, сделанный в 1938 году следующим образом:
августа 1917 г. — 5 марта 19 г.18 : Артем (Сергеев), Берзин, Бубнов, Бухарин, Дзержинский, Зиновьев, Каменев, Коллонтай, Крестинский, Ленин, Милютин, Муранов, Смилга, Сокольников, Сталин, Троцкий, Урицкий и Шаумян; кандидаты в члены: Джапаридзе, Иоффе, Киселев, Ломов (Оппоков), Преображенский, Скрыпник, Стасова, Яковлева.
8 марта 1918 — 17 марта 1919 : Артем, Бухарин, Владимирский, Дзержинский, Зиновьев, Крестинский, Лашевич, Ленин, Свердлов, Смилга, Сокольников, Сталин, Стасова, Троцкий, Шмидт; кандидаты в члены: Берзин, Иоффе, Киселев, Ломов (Оппоков), Петровский, Стучка, Урицкий, Шляпников.
Ссылки на биографии и архивы большевиков
В. И. Ленин [Архив, биография] — главный теоретик и практический руководитель большевиков, возглавивший отход от меньшевиков на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 г. Вернувшись из ссылки в апреле 1917 г., именно Ленин призвал за восстание 1917 г. (см. его Апрельские тезисы) и привел партию к власти. Инсульт вывел Ленина из строя в марте 1923 г., и он окончательно скончался 21 января 1919 г.24. (См. Завещание Ленина) только вскоре после окончания интервенционных войн. См. «Воспоминания старого товарища» Христиана Раковского. |
Лев Троцкий [Архив, биография] не присоединялся ни к меньшевикам, ни к большевикам, пока в 1917 году не вернулся в Петроград и не убедился, что революцию могут совершить только большевики, и не согласился с ленинским призывом к восстанию. Троцкий возглавил Военно-революционный комитет, который организовал восстание, а затем создал и возглавил Красную Армию. После того, как Сталин захватил руководство партией, он сформировал Левую оппозицию, но был депортирован и в 1940, убит. Его «История русской революции» и «Преданная революция» представляют собой важный анализ русской революции. |
Надежда Крупская [Архив, биография] — многолетняя большевик, жена Ленина. Крупская работала в сфере образования после революции. После смерти Ленина она пользовалась большим авторитетом, но не смогла предотвратить триумф Сталина и оказалась в изоляции. |
Александра Коллонтай [Архив, биография] была самой видной женщиной-членом большевистской партии, лидером левой Рабочей оппозиции после революции, она отстаивала права женщин в Советском Союзе и поднимала феминистские вопросы, которые выходили далеко за ее пределы. раз. В конце концов Сталин назначил ее дипломатом, где она не могла играть активную роль в партии, но в результате прожила дольше, чем любой из ее товарищей. |
Григорий Зиновьев [Архив, биография] был одним из виднейших старых большевиков, взявшим на себя роль руководителя Коммунистического Интернационала, когда он был основан в 1918 году. Как и многие другие, Зиновьев колебался в борьбе между Сталиным и Троцким, но в конце концов был расстрелян после первого Московского процесса. |
Лев Каменев [Архив, биография] был старым большевиком, старым другом Ленина еще до основания РСДРП. Каменев был тесно связан с Зиновьевым и в конце концов был расстрелян по приказу Сталина в 1936. |
Николай Бухарин [Архив, биография] — один из теоретиков партии и талантливый агитатор. Хотя изначально он был близок к Троцкому, после революции Бухарин был прав в партии, выступая за более осторожные программы социализации и «рыночного социализма». Расстрелян в 1938 году. |
Евгений Преображенский [биография] член ЦК больше всего запомнился Азбукой коммунизма, которую он написал совместно с Бухариным. Расстрелян в 1937.
|
Карл Радек [Архив, биография] был видным деятелем большевиков с 1901 г. и принимал активное участие в движении против Первой мировой войны в Германии и Польше. Радек также принимал участие в работе Коммунистического Интернационала. Позднее член левой оппозиции умер в тюрьме. |
Наталья Седова [Архив, биография], жена Троцкого, сопровождавшая его в ссылке. |
Давид Рязанов [Архив, включая биографию] присоединился к большевикам только в 1917 году, но наиболее известен тем, что руководил проектом, в рамках которого новое советское государство собрало и опубликовало в большом количестве все сочинения Маркса и Энгельса. Без работы Рязанова не было бы М.И.А. а основные труды Маркса и Энгельса могли быть утеряны навсегда. Умер в ссылке в Сибири в 1938 году. |
Анатолий Луначарский [Архив, биография] — интеллигент, старый большевик, один из ведущих агитаторов Петрограда во время революции. Луначарский был первым наркомом просвещения после революции. Однако больше всего его помнят за его серию биографических очерков о вождях русской революции. Назначен послом в Испании, но умер в 19 г. 33. |
Кристиан Раковский [Архив, биография] См. биографию Раковского Гаса Фэгана. Раковский был болгарином, но присоединился к большевикам, когда его освободили из тюрьмы русские войска в 1917 году. Раковский был лидером коммунистов на Балканах с 1890-х годов, а позже стал близким соратником Льва Троцкого. Пропал в тюрьме в 1938 году. См. автобиографию Раковского |
Иосиф Сталин [Архив, биография]. Грузин, примкнувший к большевикам после раскола с меньшевиками в 19 г.03. В 1912 году Сталин был назначен редактором большевистской газеты «Правда ». Сталин сыграл небольшую роль в революции, поначалу скептически относясь к перспективам восстания, но последовал за Лениным в пользу восстания, и во время Гражданской войны его недисциплинированные эксперименты в нерегулярной войне довели его до военного трибунала. Как генеральный секретарь партии, он стал очень влиятельным после окончания Гражданской войны и стал представителем «социализма в одной стране». Он изолировал Ленина в последние дни его жизни и в конце концов завоевал господство в партии после международных неудач 19-го века.23. Во время Московских процессов он систематически устранял всех старых большевиков и устанавливал личное правление над партией. Расстреляв все опытные военные кадры Красной Армии и заключив пакт с Гитлером в 1940 году, он приблизил Советский Союз к поражению, но после Второй мировой войны стал более могущественным, чем когда-либо. Он был осужден Никитой Хрущевым только после его смерти в 1953 году. |
БиографииАрхив биографии Ленина. Архив биографии Троцкого. Революционные силуэты Анатолия Луначарского Ленин о природе и истории большевистской партии Из «Левый коммунизм», Детская болезнь : |
История революции и большевистской партии
Зиновьева История большевистской партии
История русской революции Троцкого и его автобиография: Моя жизнь
Рассказы очевидцев революции
Джон Рид «Десять дней, которые потрясли мир», плюс
заметок о партиях и организациях в России в 1917 году.
Двадцать лет в подполье Цецилии Бобровской: воспоминания рядового большевика
В « Зеркалах Москвы» Луизы Брайант есть портреты большевиков 1923 года, а также « Шесть красных месяцев в России: отчет наблюдателей о России до и во время пролетарской диктатуры» .
Свияжск Ларисы Рейснер, 1918
Архур Рэнсом, Кризис в России, 1920
Воспоминания Виктора Сержа Март 1919 года и
1922
Анна-Луиза Стронг «Впервые в истории», 1923 г. и
«Дети революции», 1925 г.
Национал-большевистская партия | Encyclopedia.com
ЛИДЕР: Эдуард Лимонов
ГОД СОЗДАНИЯ ИЛИ НАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ: 1994
ПРИМЕРНЫЙ РАЗМЕР: 7 ,000
ОБЫЧНАЯ РАЙОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Россия; Соединенные Штаты; Канада; Швеция; Израиль; Испания; Венесуэла
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Известно, что Национал-большевистская партия (НБП), созданная в 1994 году, возглавляет радикальный русский писатель Эдуард Лимонов. НБП, хотя и является политической партией, российское правительство неоднократно отказывало ей в каком-либо официальном статусе из-за ее дурной репутации. Хотя он работает в основном в России, по сообщениям, у него есть филиалы в США, Канаде, Швеции, Израиле, Испании и Венесуэле.
Националистически-большевистская партия с момента своего образования прилагала большие усилия для создания подпольных вооруженных формирований, привлекая в свои ряды молодых людей и нелегально собирая оружие. Его также обвиняют в планировании терактов в России и других странах и в яростном требовании изменения границ Российской Федерации, включая вооруженное вторжение в Казахстан.
ИСТОРИЯ
Национал-большевистская партия, как сообщается, была создана в 1994 году российскими учеными Эдуардом Лимоновым и Александром Дугиным и музыкантами Егором Летовым и Сергеем Курихиным. Считается, что Александр Дугин покинул партию вскоре после ее образования. Согласно опубликованным данным, процесс формирования партии фактически начался в 1992, но было объявлено во время выпуска газеты Limonoka два года спустя. Хотя партия была зарегистрирована как межрегиональная организация в начале 1997 г., а затем перерегистрирована 9 февраля 1998 г., в России ей не удалось получить национальную регистрацию. большевик (русский для большинства) является ссылкой на большевистскую партию, которая свергла российское правительство в 1917 году и установила коммунистическое правление. Штаб-квартира партии находится в Москве.
Сообщается, что до создания Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов был главой Национал-радикальной партии. В начале 1990-х годов в этой партии произошел раскол. По мнению аналитиков, она разделилась на Праворадикальную партию и Лимоновскую партию, хотя фракция Лимонова сохранила за собой титул национал-радикальной. В 1994 году она была переименована в Националистическую большевистскую партию.
Партийные лидеры неоднократно пытались участвовать в выборах в России, но безуспешно. По сообщениям СМИ, на выборах в Государственную Думу 1995 года попытки Эдуарда Лимонова и Александра Дугина получить места по одномандатному округу не увенчались успехом.
На протяжении 1990-х и начала 2000-х членов НБП обвиняли в планировании агрессивных акций протеста, а также террористических актов в России с целью свержения правительства президента Владимира Путина. Члены НБП часто срывали политические митинги, забрасывая политиков оппозиционных партий яйцами, майонезом и помидорами.
В 2005 году сотрудники милиции провели обыск в штаб-квартире большевиков в Москве, где, как сообщается, было арестовано 48 членов. Вскоре после этого, в июне 2005 года, Национал-большевистская партия была запрещена московским судом. Однако в августе 2005 года Верховный суд России отменил запрет.
Националистическая большевистская партия, по состоянию на 2005 год, насчитывала более 7000 членов в 51 регионе страны. Сообщается, что большинству из этих членов от двадцати до двадцати двух лет.
ФИЛОСОФИЯ И ТАКТИКА
Национал-большевистская партия — это левая революционная организация, философия которой основана на коммунизме. Лидер партии Эдуард Лимонов известен своей мятежной деятельностью против российского правительства. Сообщается, что НБП была создана с целью создания «Евразии», в которой доминирует Россия, состоящей из Европы и России. Аналитики и группы наблюдателей заявляют, что НБП также настроена антиамерикански.
Также известно, что партия крайне критически настроена по отношению к правительству Владимира Путина в России. Члены партии часто публично критиковали политику Путина. На протяжении многих лет НБП использовала несколько антиправительственных стратегий, в том числе срыв политических митингов, забрасывая политических лидеров яйцами и помидорами.
По сообщениям СМИ, партия также рекомендовала агрессивные меры для формирования Евразии. В проекте под названием «Вторая Россия» партия рекомендовала конкретные действия против стран со значительным русскоязычным меньшинством — Казахстана, Украины и Латвии. Группа хотела агрессивного захвата земель этих стран. «Первоначальная искра должна быть зажжена вне России. Следует понимать, что возникновение конфликта — это не конечная цель, а лишь непременный первый этап вооруженного восстания для смены власти в Москве», — партийная газета 9. 0202 Лимонака заявлено.
Идеология Национал-большевистской партии основана на так называемом национал-большевизме. Согласно заявлениям партии, она считает внешних врагов, таких как Соединенные Штаты, а также российское правительство, «сатаной».
НБП также утверждает, что если она придет к власти, то «преобразует» Россию, объединив всех россиян (и русскоязычные страны) в одно государство.
Лидеры НБП публично отвергли дружеские связи с Соединенными Штатами, в то же время заявляя, что связи с другими странами, такими как Германия, Иран, Индия и Япония, должны быть налажены.
Аналитики предполагают, что члены НБП из-за своей антизападной позиции также рекомендовали расторгнуть все контракты с западными странами, особенно с США. В прокламациях НБП утверждается, что российская экономика должна быть основана на принципе коммунизма.
ЛИДЕРСТВО
ЭДУАРД ЛИМОНОВ
Основатель Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов известен как писатель-бунтарь. Лимонов был членом советского литературного подполья в XIX в.60-е годы. В 1974 году он уехал в Соединенные Штаты и начал писать романы. В 1982 году Лимонов улетел во Францию и вступил в тесный контакт с европейскими политическими радикалами, в том числе с Жаном-Мари Ле Пеном. В 1994 году, вскоре после возвращения в Россию, Лимонов основал радикальную газету « Лимонака ». В это время Лимонов и другие русские ученые сформировали Национал-большевистскую партию.
Аналитики утверждают, что тактика Лимонова была направлена против политики правительства России и США. Считается, что он стоит за многими агрессивными стратегиями, реализуемыми НБП.
В апреле 2001 года Лимонов и его последователи были арестованы на Алтае (горный хребет в Сибири) по обвинению в терроризме и подготовке вооруженного мятежа в Казахстане. Лимонова посадили на два с половиной года. Находясь в тюрьме, Лимонов написал книгу « Другая Россия », в которой назвал Россию президента Владимира Путина «полицейским государством».
ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ
Деятельность и философия НБП подвергались как критике, так и поддержке в России. Говоря о деятельности Национал-большевистской партии в 1990-х годов Илья Понамарев, лидер контролируемого Коммунистической партией «Молодого левого фронта», заявил, что «организация никогда не была и не является молодежным движением. Это постмодернистский эстетический проект интеллектуальных провокаторов (в положительном смысле этого слова), в котором много ярких и нетривиальных личностей, таких как Эдуард Лимонов, Александр Дугин, Сергей Курихин и (аналитик) Станислав Белковский.Это была попытка, и весьма успешная, мобилизовать наиболее страстную и интеллектуально неудовлетворенную часть общества (в отличие от Коммунистическая партия, которая использовала социальные и экономические протесты левого электората). Для этой мобилизации НБП использовала причудливую смесь тоталитарных и фашистских символов, геополитической догмы, левых идей и национал-патриотической демагогии».
При запрете Национал-большевистской партии в июне 2005 года Московский областной суд отметил, что действия НБП были «направлены на насильственное изменение конституции, нарушение целостности Российской Федерации, создание вооруженных формирований».
РЕЗЮМЕ
Национал-большевистская партия (НБП) была основана писателем-повстанцем Эдуардом Лимоновым. Партии не удалось получить национальную регистрацию, поскольку, как сообщается, она занимается незаконной деятельностью. По состоянию на 2005 год партия все еще активна. Российский суд запретил партию в июне 2005 г., иск был впоследствии отменен Верховным судом России в августе 2005 г. По данным аналитиков, по состоянию на 2005 г. партия, насчитывающая более 7000 членов и отделения в 51 регионе России, направлена на создание единой русской нации со всеми русскоязычными странами.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
- 2003:
- Двое членов Национал-большевистской партии задержаны за то, что облили майонезом председателя ЦИК России Александра Вешнякова.
- 2003:
- Члены национал-большевистской партии нападают на лидера КПРФ Геннадия Зюганова.
- 2003:
- Наталья Чернова из НБП швыряет яйцо в премьер-министра Михаила Касьянова.
- 2003:
- Четырнадцать членов партии национал-большевиков захватили крышу Министерства юстиции и выставили «Свободу или смерть!»
- 2003:
- Центральный комитет НБП объявляет бойкот президентских выборов 14 марта 2004 года. Крыша здания Министерства юстиции.
- 2004:
- Московский ОМОН провел обыск в офисе НБП бумага Общая линия .
ИСТОЧНИКИ
Веб-сайты
MosNews.com . «Московский суд запрещает Радикальную национал-большевистскую партию России». 〈http://www.mosnews.com/news/2005/06/29/nbpliquidated.shtml〉 (по состоянию на 15 октября 2005 г.).
The St. Petersburg Times . «Запрет Национал-большевистской партии отменен судом».