ЯЗЫЧЕСТВО | это… Что такое ЯЗЫЧЕСТВО?
ТолкованиеПеревод
- ЯЗЫЧЕСТВО
ЯЗЫЧЕСТВО (от церковно-славян-ского «языцы» — народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы: Перун — громовержец, Дажбог — бог солнца. Наряду с ними почитались низшие демоны -лешие, домовые. После принятия в 10 в. христианства (см. КРЕЩЕНИЕ РУСИ) языческие боги в народных верованиях отождествлялись с христианскими святыми (Перун — Илья пророк, Белее, покровитель скота, -Власий и т.д.), язычество было вытеснено официальной церковью в область народной культуры, с другой стороны — в число христианских праздников были включены главные языческие праздники (Масленица и др.).
Источник: Энциклопедия «Отечество»

Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (См.: Философия) несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков — скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения — всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота.

Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: «Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле… «Слово о полку Игореве» говорит о славянах как о внуках Солнца — Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе».
Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально славяне «клали требы упырям и берегиням», олицетворявшим два противоположных начала — злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее человека.

Род (семья, племя, династия) Природа
Народ Родить, рожать
Родина Урожай
Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства. Только напрасно Церковь преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не поклонение языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа мироздания, который воплощало понятие Род.
Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского идола (X в.), Б.А. Рыбаков так представляет мир языческих верований русского народа:
НЕБЕСНАЯ СФЕРА
Дажьбог — божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей — «дажьбожьих внуков».
Перун — бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.

Мокошь — «мать урожая», хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.
Лада — вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.
Люди — хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.
ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Велес (Волос) — доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем.
Древнейший пласт верований на Руси после периода «упырей и берегинь» явно тяготеет в сторону единобожия. Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира приближается к христианским представлениям о Боге Саваофе — Боге Отце, Творце всего сущего.

1. Хорс («круглый») — божество Солнца как светила. В «Слове о полку Игореве» назван «Великим Хорсом». По всей вероятности, очень древнее божество, представления о котором предшествовали идее светоносного небесного бога вроде Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по «морю мрака». Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX в.

2. Колаксай — мифический царь сколотов — праславян. Интерпретируется как Солнце-царь (от «коло» — круг, солнце).
4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Бог-податель благ. В изменении имени отразилось расширение представлений о солнечном божестве.
5. «Дажьбожьим внуком», т.е. «внуком Солнца», назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н.э.
6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о «внуках Солнца» является раздел русских богатырских сказок «Три царства», или «Золотое царство».

В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и приказал устроить в Киеве новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь. Б.А. Рыбаков, сличивший состав пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не различные божества, а лишь различные наименования одного божества. Небесное божество язычников могло именоваться и Родом (преобладает творческое, рождающее начало), и Сварогом («небесный»), и Стрибогом (небесным богом-отцом). Небесным божеством был и Перун, бог грозы.
Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше ее.

Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу — одухотворяло всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в самом названии сколоты — потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу (Роду, Дажьбогу) все остальные божества были производны ему и, возможно, даже являлись разными его наименованиями и воплощениями. Во времена, когда русские люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен Перуну, а пятница — Мокоши, суббота — Велесу и предкам, которые покоятся в земле.

Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота — на стыке января и декабря и в июне.
26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти две недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-младенец, новорожденное молодое солнце, т. е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым. Злым божеством этого времени считался Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши, которой особо молились женщины.

В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу — праздник в честь бога Перуна и почитания огня. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому его жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали особый ритуал окликания звезд. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.
В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня, божество смены времен года, благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество ветров, бурь и непогоды.
В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды.

В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью, — Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Дажьбога.
Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая молились о плодородии Земли, считая, что в этот день Земля — именинница. 11 мая поклонялись Перуну — Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В этот день, как правило, были первые майские грозы.
В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники молили свои божества о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае.

Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала жатвы (24 июля) — с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа — праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали Мокошь, а на следующий день — самого Перуна.

Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству света, добра, удачи и счастья. 8 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.
Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству плодородия, судьбы, женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские язычники обращались к богу огня Перуну и богине Мокоши, моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра — Дажьбогу, одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.
Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовно-нравственные ценности, которым с древности поклонялись наши предки, нашли в русском Православии идеальное воплощение. Только в христианстве русский народ получил настоящее религиозное сознание.

Часть бывших языческих божеств и злых духов в народном сознании приобрели характер нечистой силы и вполне органично вписались в христианскую демонологию, рассматриваясь как воплощение сатаны.

О. ПлатоновИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:
балвохвальство, вера, идолопоклонничество, идолопоклонство, многобожие, паганизм, политеизм, религия, родноверие, этницизм
- ЯЗЫКОВ
- ЯЗЬВА
Полезное
Язычество :: Татарская энциклопедия TATARICA
Возникло в первобытном обществе, включало в себя анимизм, магию, тотемизм, фетишизм, шаманизм.
Суть языческих культов – магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения биологической и хозяйственной жизни рода, племени, общины в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому календарные сельскохозяйственные праздники включали семейные торжества – свадебные обряды, пиршества и т. п.
Для предков татар были характерны культы огня, солнца, воды, предков, тотемных животных и др. По представлениям язычников, мир разделялся на верхний (небо), средний (земля, населённая людьми и духами) и нижний (подземный загробный мир).
Языческий пантеон божеств венчался верховным богом Тенгре, местом обитания которого считалось небо. Тенгре мыслился как неперсонифицированное мужское божественное начало, которое распоряжалось судьбами властелинов народов и государств; в раннетюркских государствах Евразии он был покровителем кагана, даровал ему мудрость и власть.
У тюркских народов Поволжья культ Тенгре соотносился также с культом дерева («древо жизни», «мировое дерево», «небесное дерево», у татар – «дерево яфан»), которое являлось связующим звеном между Небом и Землей, между Тенгре и поклоняющимися ему людьми. В их представлении, на каждой ветке священного дерева обитали божества; возле него люди забивали жертвенного барана, рассказывали о своих проблемах, просили помощи.
Мотивы «древа жизни» были популярны в булгарском изобразительном искусстве.
Вера в богов, связанных с «древом жизни», была и у алтайских тюрков. Магически-предохранительными свойствами булгары наделяли березу, дуб, ольху и др.
В более поздних верованиях деревья выступали как временные пристанища духов. Эта идея отразилась в обряде, когда женщины обращались с молитвой к священным березам, прося одарить их ребенком. Засохшая береза также считалась священной; ее нельзя было трогать, так как в нее якобы вселялись души умерших. Поэтому береза была символом печали и горя, и возле домов ее не сажали, она могла расти только на кладбище (см. Ак каен).
В татарском фольклоре часто встречаются образы Ак тирәк – Белое дерево, Күк тирәк – Голубое, или Небесное дерево, Бай тирәк – Богатое дерево, дерево родины, рода.
Солярная система ориентации жилища, обряд моления Солнцу, методы лечения с обращением к Луне свидетельствуют о существовании у булгар культов почитания Солнца и Луны.
С восприятием воды как источника жизни и плодородия связан культ воды. Родниковая вода, над которой произносился заговор («өшкерелгән су» – заговорённая вода), а также вода с опущенными в нее серебряными монетами или веточками рябины использовалась знахарями. Чудодейственными свойствами наделялась вода родников около священных могил, рек, вытекающих из пещер.
До наших дней сохранился обряд жертвоприношения у «святого ключа» у подножия горы Балынгуз к северо-западу от села Билярск.
Вера в защитные свойства воды отразилась в мифах о Шурале, от которого герои спасаются за рекой.
В язычестве волжских булгар значительный пласт составлял культ животных, о чем свидетельствует развитая система обрядов, связанных с поклонением коню, барсу, волку, собаке. Охранительной силой наделялись ручки гончарных изделий в виде стилизованных голов или некоторых других частей лося, оленя, коня, медведя.
Многие языческие воззрения волжских булгар восходили к древнетюркским и протоболгарским временам. С приходом булгар в Среднее Поволжье и Прикамье прежние их верования переплелись с мифами местных финно-угорских племен. Сходство и нередко совпадения в деталях легенд, мифологических представлений народов Поволжья и Приуралья во многом являются результатом их взаимовлияния. В то же время тюркский компонент остался превалирующим.
Языческие верования не исчезли и после принятия булгарами в 922 г. ислама, зачастую развивались в формах народных традиций и суеверий. Некоторые их элементы стали восприниматься как исконно мусульманские, иные вытеснялись официальной религией в область народной культуры.
С начала 1990-х гг. у народов Среднего Поволжья (в частности, марийцев) наблюдается тенденция к возрождению язычества.
Элементы языческих верований и обрядов у современных татар сохранились в народных праздниках Сабантуй, Джиен, Карга боткасы, Амаль, Навруз и некоторых обрядовых церемониях. Они также нашли отражение в татарском фольклоре (эпос, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки), в персонажах языческой мифологии: дию, аждаха, Змей, Шурале, Убыр, су анасы, су бабасы, су иясе и др.
У современных татар также сохранились отголоски языческих воззрений, восходящих к мифологическим системам древности, верований, связанных со звёздами. Наиболее распространёнными из них остаются представления о том, что Полярная звезда (Тимер казык, буквально Железный кол) определяет стабильное бытие Мироздания либо его возможный конец, исчезновение (ахырзаман).
Важная роль в судьбе Вселенной по языческим мировоззрениям предписывается также созвездиям Большой Медведицы (Җидегән йолдыз) и Малой Медведицы (Кече Җидегән йолдыз). Эти верования соотносятся с восприятием языческим сознанием других эпических богатырей (см. Алып), их коней и подвигов.
У других народов (в основом финно-угорских), проживающих в Татарстане, в связи с относительно поздним принятием ими монотеистической религии (вторая половина XVI – начало ХХ вв.), языческий пласт в духовной культуре оказался более значительным, чем у татар.
Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань, 2004.
Этнография татарского народа. Казань, 2004.
Бакиров М.Х.Татар фольклоры: югары уку йортлары өчен дәреслек. Казан, 2008.
Татар мифологиясе: энциклопедик сүзлек. Казан, 2009.
Автор – Ф.Г. Миниханов
Демонов или Духовных Персонификаций | Theoi Greek Mythology
Греческая мифология >> Греческие боги >> Демоны (духи)Демоны (персонифицированные духи) человеческого состояния и абстрактных понятий составляли большую часть греческого пантеона богов. Их имена — это просто существительные с заглавной буквы, например, Эрос — «Любовь», а Танатус — «Смерть».
ЛАЙК
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ЭРИДА
СТРАЙФ
ЭРОС
ЛЮБОВЬ
GERAS
OLD AGE
HEBE
YOUTH
HYGEIA
HEALTH
HYPNUS
SLEEP
LYSSA
RAGE
MNEMOSYNE
MEMORY
NEMESIS
INDIGNATION
NIKE
ПОБЕДА
ПЕЙТО
УБЕЖДЕНИЕ
ФОБОС
СТРАХ
3
22
7
POENA
РЕТАЛИЦИЯ
Pothos
Longing
Soteria
Safety
Thanatus
Смерть
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЙМОНОВ ИЛИ ДУХОВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
HYPNOS (SLEEP)Абстрактные олицетворения можно разделить на семь широких категорий:
1. Эмоции и состояния ума, напр. Любовь и Ненависть, Сексуальное Желание, Привязанность, Гнев, Гармония и Разлад, Радость и Горе, Смех, Надежда и Страх, Негодование, Заблуждение;
2. Состояние человека, т.е. Рождение и Смерть, Сон и Сны, Удовольствие и Боль, Молодость и Старость, Богатство и Бедность, Голод и Болезнь, Легкость и Труд, Судьба и Возможность;
3. Качества, напр. Сила, Красота и Грация, Мудрость, Глупость;
4. Мораль, т.е. Доблесть, Скромность, Умеренность, Высокомерие, Милосердие, Правда, Ложь, Нечестие, Справедливость, Клятва, Уважение, Дерзость;
5. Голос, напр. Красноречие, Убеждение, Критика, Ложь, Ссоры, Молитва, Совет, Проклятие, Плач, Слух, Сообщение, Слава, Боевой клич;
6. Действия, напр. Сила, Соперничество, Победа, Труд, Состязание, Борьба, Убийство;
7. Состояние общества, т.е. Мир и война, благое управление, закон и беззаконие, справедливость и несправедливость.
Большинство этих божеств были чистыми олицетворениями с небольшой или нулевой мифологией. Лишь немногие достигли полной характеристики, в том числе Эрис (Раздор) и Гипнус (Сон). Некоторые из них, в том числе Эрос (Любовь), Ника (Победа) и Немезида (Негодование), достигли культового статуса, с небольшими алтарями и участками, посвященными им в исторические времена.
В первом разделе этой страницы перечислены Духи (или Демоны) по их греческим именам, во втором — их латинские аналоги. После каждого следует английский перевод имени-слова. Во многих случаях для пояснения значения слова используется несколько терминов, особенно моральных понятий, которые нелегко перевести.
ПОЛНЫЙ СПИСОК РЕЗЮМЕ ЛИЧНОСТЕЙ (ГРЕЧЕСКИЙ)
ACHOS (Ахос) Боль тела, Боль разума, Горе, Бедствие (лат. Dolor)
АДЕФАГИЯ Чревоугодие
ADICIA (Адикия) Несправедливость, Правонарушение
AEDOS (Айдос) Почтение, Уважение, Стыд, Самоуважение, Скромность (лат. Pudicitia)
AERGIA Праздность, лень, ничегонеделание, лень (лат. Socordia, Ignavia)
АЕСХИНА (Айсхинэ) Стыд, Чувство стыда, Скромность, Честь (лат. Pudicitia)
АГЛАЯ (Аглая) Красота, Блеск, Слава, Великолепие, Украшение
АГОН Состязание, Борьба
АЛАЛА Боевой клич, Боевой клич
АЛАСТОР Кровавая месть, Месть
ALCE (Алке) Боевая Сила, Доблесть, Мужество
АЛЕТЕЙЯ Истина, Правдивость, Искренность (лат. Veritas)
ALGEA (множественное число) Боль тела, Душевная боль, Горе, Бедствие, Страдание (лат. Dolor)
AMECHANIA (Амехания) Беспомощность, отсутствие средств
AMPHILOGIAE (Amphilogiai) (множественное число) Споры, дебаты, разногласия (лат. Altercatio)
ANAIDEIA Безжалостность, Бесстыдство, Непрощение
ANANCE (Ананке) Необходимость, Принуждение (лат. Necessitas)
ANDROCTASIAE (Androktasiai) (множественное число) Убийство людей в бою
АНЖЕЛИЯ Сообщение, Вести, Воззвание
АНИЯ Горе, Печаль, Бедствие, Беда (лат. Dolor)
АНТЕРОС Взаимная любовь
APATE Уловка, Мошенничество, Обман, Коварство, Вероломство (лат. Dolus, Fraus)
APORIA Трудность, недоумение, отсутствие средств (лат., Egestas)
ARAE (Arai) (множественное число) Проклятия, проклятия
ARETE Добродетель, Превосходство, Доброта, Мужественность, Доблесть (лат. Virtus)
ATE Заблуждение, Увлечение, Глупость, Безрассудный порыв, Опрометчивое действие (лат. Nefas, Ошибка)
BIA Сила, Мощь, Могущество, Телесная Сила, Принуждение (лат. Vis)
CACIA (Какиа) Порок, Моральная испорченность
CAERUS (Kairos) Возможность, Критическое время, Преимущество, Прибыль (лат. Occasio, Tempus)
CALLEIS (Каллеис) Красота
CALOCAGATHIA (Калокагатия) Благородство, Благородство, Доброта
ЧАРИС (Харис) Красота, Изящество, Благосклонность
ХАРИТЫ (хариты) (множественное число) Изящество, Милость, Красота (лат. Gratiae)
COALEMUS (Коалемос) Глупость, Глупость
КОРУС (Корос) Пресыщение, Неумеренность, Дерзость, Пренебрежение
КРАТУС (Кратос) Сила, Мощь, Мощь, Телесная Сила, Правило (лат. Potestas)
КТЕСИЙ (Ктесиос) Дом, дом, домашнее имущество
CYDOIMUS (Kydoimos) Шум битвы, замешательство, шум, шум
DEIMUS (Deimos) Ужас-Страх, Ужас (лат. Pavor, Formido)
ДЕМОКРАЦИЯ (Demokrakia) Демократия
ДИКАИОСИНА (Dikaiosyne) Справедливость, Праведность
DIKE Правосудие, Права по обычаям и закону, Праведный суд (лат. Justitia)
DOLUS (Долос) Обман, Хитрый Обман, Лукавство, Коварство, Предательство (лат. Dolus)
ДИСНОМИЯ Беззаконие, Плохая гражданская конституция
ДИССЕБИЯ Нечестие, безбожие (лат. Impietas)
ЭЙРЕНА Мир (лат. Pax)
ECCHEIRIA (Экехейрия) Перемирие, перемирие, прекращение военных действий
ЭЛЕУС (Элеос) Жалость, Милосердие, Сострадание (лат. Misericordia, Clemencia)
ЭЛПИС Надежда, Ожидание (лат. Spes)
ЭПИАЛЕС Кошмар
ЭПИДОТ Ритуальное очищение
ЭПИФРОН Благоразумие, Проницательность, Внимательность, Задумчивость, Проницательность
ERIS Раздор, раздор, ссора, раздор, соперничество, битва-раздор (лат. Discordia)
ЭРОС Любовь, Половая Страсть (Латинская Амор, Амур)
ЕВКЛИЯ (Eukleia) Хорошая репутация, слава
EUDAEMONIA (Эвдемония) Счастье
ЭУНОМИЯ Хороший порядок, гражданский порядок, хорошие законы, законное поведение
ЕВФЕМА Добрые слова, похвала, одобрение, аплодисменты
ЕВФРОСИНА Хорошее настроение, Бодрость, Веселье, Радость, Веселье
Надлежащее поведение EUPRAXIA
EUSEBIA Набожность, сыновнее уважение, верность (лат. Pietas)
ЭВТЕНИЯ Процветание, Изобилие, Изобилие
ЮТИМИЯ Хорошее настроение, радость, довольство
EUTYCHIA (Евтихия) Удача, Удача, Процветание, Успех (лат. Fortuna)
GELUS (Гелос) Смех (лат. Risus)
ГЕРАС Старость (лат. Senectus)
ГАРМОНИЯ Гармония, Семейная гармония, Согласие, Союз, Объединение (лат. Concordia)
HEBE Youth, Youthful Prime (лат. Juventas)
HEDONE Удовольствие, Наслаждение, Восторг, Чувственные Удовольствия (лат. Voluptas)
HEDYLOGUS (Гедилогос) Сладкий разговор, Флэттер
ИСИХИЯ (Hesykhia) Тихий, Отдых, Тишина, Неподвижность (лат. Quies, Silentia)
HIMERUS (Himeros) Сексуальное желание, тоска, тоска
HOMADUS (Homados) Гром Битвы, Шум Битвы, Шум
HOMONOEA (Homonoia) Согласие, Единодушие, Единство Разума (лат. Concordia)
HORCUS (Horkos) Клятва, наказание за лжесвидетельство (лат. Jusjurandum)
HORMES Усилие, импульс к действию, приведение себя в движение, рвение, начало действия
HYBRIS Дерзость, Насилие, Чрезмерная Гордость, Распутство, Возмутительное Поведение (лат. Petulantia, Superbia)
HYGEIA Good Health (лат. Salus)
HYPNUS (Гипнос) Сон, Сонливость (лат. Somnus)
HYSMINAE (Hysminai) (множественное число) Драки, Драки, Кулачные бои, Бой (лат. Pugna)
IOKE Натиск, Боевой шум, Преследование, Бегство
КЕРЕС (множественное число) Смерть, Гибель Смерти, Чума (лат. Letum, Tenebrae)
ЛЕТЕ Забвение, Забвение (лат. Oblivio, Letum)
LIMUS (лимузины) Голод, Голод, Голод (лат. Fames)
LITAE (литай) (множественное число) Молитва, просьба
LUPE Боль тела, боль разума, горе (лат. Dolor)
ЛИССА Ярость, Боевая ярость, Ярость, Бушующее безумие, Бешенство, Бешенство (лат. Ira, Furor, Rabies)
МАЧАЕ (Махай) (множественное число) Битва, Бой
MANIAE (Maniai) (множественное число) Безумие, Безумное безумие, Безумие (лат. Insania)
МЕТ Пьянство, Нетрезвое состояние
Память МНЕМОЗИНА (лат. Монета)
MOIRAE (Moirai) (множественное число) Fate, Destiny, Portion (лат. Parca, Parcae)
MOMUS (Momos) Насмешка, Насмешка, Обвинение, Упрек, Язвительная Критика (лат. Querella)
MORUS (Морос) Fate, Destiny, Doom, Death (лат. Fatum)
MUSICA (Мусика) Музыка
NEICEA (Neikea) (множественное число) Ссора, Вражда, Обида (лат. Altercatio)
НЕМЕЗИДА Праведное Негодование, Раздача Податей, Ревность, Гнев (лат. Invidia)
NIKE Victory (латинская Виктория)
НОМУС (Номос) Закон, Законы, Постановления, Статуты
NOSI (Nosoi) (множественное число) Болезнь, Болезнь, Чума (лат. Morbus)
OIZYS Горе, страдание (лат. Miseria, Tristitia)
ОЛЕТРУС (Олетрос) День Рока, Разрушения, Смерти
ONEIRI (Oneiroi) (множественное число) Dream, Dreams (лат. Somnium, Somnia)
OSSA Rumor (лат. Fama)
PALIOXIS Backrush, Бегство, Отступление в бою
PAREGOROS Утешение, утешение, успокаивающие слова (лат. Consolatio)
ПЕИТАРХИЯ (Пейтархия) Повиновение приказу
PEITHO Убеждение, убеждение, соблазнение (лат. Suadela)
PENIA Бедность, нужда, нищета
PENTHUS (Penthos) Горе, Печаль, Скорбь, Страдание (лат. Luctus)
PHEME Слухи, отчеты, общие разговоры, сплетни, слава, репутация (лат. Fama)
ФИЛИЯ Нежное отношение, дружба (лат. Amicitia, Gratia)
ФИЛОФРОСИНА Дружелюбие, Доброта, Добро пожаловать
ФИЛОТ Дружба, Любовь, Привязанность, Секс (лат. Amicitia, Gratia)
PHOBUS (Фобос) Паника-Страх, Бегство, Бегство (лат. Metus, Terror, Fuga)
PHONI (Phonoi) (множественное число) Убийство, Убийство, Резня
PHRICE (Фрайк) Ужас (лат. Horror)
PHTHISIS Увядание, Гибель, Распад (лат. Tabes)
PHTHONUS (Фтонос) Зависть, Ревность, Злоба, Злоба (лат. Invidia)
PHYGE Бегство, Бегство, Бегство из битвы, Изгнание, Изгнание (лат. Fuga)
PISTIS Доверие, Честность, Вера, Надежность (лат. Fides)
PLUTUS (Плутос) Богатство
POINAE (Poinai) (множественное число) Retribution, Vengeance, Recompense, Punishment, Penalty, Bloodmoney (за убийство и непредумышленное убийство) (лат. Ultio)
ПОЛЕМУС (Полемос) Война, Битва
Крестный ход ПОМПЕ
PONUS (Понос) Тяжелый труд, труд, труд (лат. Labor)
PORUS (Poros) Целесообразность, средства достижения или обеспечения, приспособление, устройство
POTHUS (Потос) Сексуальная тоска, тоска
PRAXIDICAE (Праксидикай) Взыскание справедливости
PRAXIDIKE Исполнение правосудия, взыскание наказаний
PROIOXIS Onrush, преследование в бою
ПРЕДСКАЗАНИЕ Извинение, мольба
ПСЕВДОЛОГИ (Pseudologoi) (множественное число) Ложь, Лживые слова, Ложь (лат. Mendacium)
ПТОХЕЯ (Птохея) Нищенство
СОФИЯ Мудрость
СОФРОСИНА Умеренность, Воздержание, Самообладание, Благоразумие, Благоразумие (лат. Continentia, Sobrietas)
SOTER Безопасность, избавление и защита от вреда
SOTERIA Безопасность, избавление и защита от вреда
TECHNE (Техне) Искусство, Ремесло, Технические Навыки
ТЕЛЕТЕ Освящение, Посвящение
THALIA Праздник, банкет
THANATUS (Танатос) Смерть (лат. Mors, Letus)
ТРАСУС (Thrasos) Чрезмерная смелость, опрометчивость, дерзость
ТИХЕ (Тыхе) Фортуна, Случай, Провидение, Судьба (лат. Fortuna)
ZELUS (1) (Zelos) Соперничество, Рвение, Соперничество, Амбиции, Зависть
ZELUS (2) (Zelos) Ревность, Зависть
ПОЛНЫЙ СПИСОК РЕФЕРАТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ (ЛАТИНИЦА)
Следующие латинские олицетворения появляются в произведениях поэтов и писателей, таких как Овидий, Вергилий, Цицерон, Статий, Сенека, Апулей и Гигин.
ALTERCATIO Ссора, спор, дебаты (греч. Amphilogia, Neicus)
АМИКИТИЯ Дружба (греч. Philotes, Philia)
AMOR Любовь (греч. Эрос)
ARDOR Пыл, Жар страсти, Пылкое желание (греч. Pothus)
БЕЛЛА Война (греч. Энио)
БОНУСНОЕ СОБЫТИЕ Удача, Успех
КЛЕМЕНЦИЯ Милосердие, Милосердие (греч. Элей)
CONCORDIA Согласие, гармония, согласие вместе (греч. Harmonia, Homonoia)
CONSOLATIO Утешение, Утешение (греч. Paregoros)
CONSUETUDO Привычка, индивидуальная
CONTINENTIA Воздержание, Воздержание, Умеренность (греч. Sophrosyne)
CURA Уход, Беспокойство
ДИСКОРДИЯ Раздор, раздор, раздор, разногласие (греч. Эрида)
ДОЛОР Боль (тела и разума), Боль, Бедствие, Горе, Печаль, Тоска, Беда (греч. Algos, Ania, Achos)
ДОЛУС Коварство, Обман, Хитрый Обман (греч. Долус)
EGESTAS Want (Gree Aporia)
ОШИБКА Ошибка (Греческая Ате)
FAMA Слухи, отчеты, общие разговоры, сплетни, слава, позор (греч. фема, осса)
FAMES Голод, голод (греч. Limus)
FATUM Fate, Destiny, Fated Death (греч. Morus)
Доверие ФИДЕС, Вера (греч. Пистис)
ФОРТУНА, ФОРС Фортуна, Шанс, Удача, Судьба (греч. Тихе)
FRAUS Мошенничество, Обман, Мошенничество (греч. Апате)
FUGA Бегство, Бегство, Бегство из битвы, Изгнание (греч. Phyge)
FUROR Ярость, Безумие, Ярость (греч. Лисса)
GRATIA Благосклонность, Уважение, Уважение, Симпатия, Любовь, Дружба (греч. Philotes, Харис)
GRATIAE (множественное число) Благодать, Милость, Уважение, Дружба (греч. Charites)
УЖАС Ужас, Дрожащий Страх, Дрожащий Страх (Греческий Фрайс)
IGNAVIA Лень, Праздность, Лень (греч. Aergia)
ИМПЕТУС Атака, Нападение, Насильственный импульс, Быстрое движение, Импетус, Импульс
ИМПИЕТАС Нечестие (греч. Диссебия)
ИНЦЕСТ (i) Религиозная нечистота, нечистота, осквернение, осквернение (ii) Сексуально нечистое, нецеломудренное, непристойное, похотливое, кровосмесительное
INSANIA Безумие, Безумие, Безумие (греческая мания)
ИНСИДИЯ Засада
INVIDIA Зависть, Ревность, Злоба (греч. Nemesis, Phthonus, Zelus)
INVIDENTIA Зависть, ревность, недоброжелательность (греч. Немезида)
IRAE (множественное число) Гнев, Гнев, Ярость, Гнев (греч. Lyssa)
JUSJURANDUM Клятва (греч. Horcus)
JUSTITIA Справедливость, Справедливость, Праведность (греч. Dike)
ЮВЕНТАС Юность (греч. Hebe)
ТРУД Труд, Тяжёлый труд, Усилие (греч. Ponus)
LETUM Смерть, Разрушение (греч. Кер)
ЛЕТУС Смерть (греч. Танатус)
ЛУКТУС Плач, Скорбь, Горе, Печаль (греч. Penthus)
LUES Чума, Мор, Распространение Зла или Бедствия (греч. Кер, Носус)
MACIES Истощение, худоба, сухощавость, скудость (греч. Ischnasia)
МАЖЕСТА Величество
МЕНДАЦИУМ Ложь, неправда, неправда (греч. псевдолог)
METUS Страх, Ужас, Ужас, Опасение, Тревога (греч. Phobus)
MISERIA Несчастье, несчастье, несчастье, бедствие (греч. Oizys)
MISERICORDIA Жалость, Сострадание, Милосердие (греч. Элей)
МОНЕТА Память (греч. Мнемозина)
MORBUS Болезнь, Болезнь, Чума, Болезнь, Болезнь (греч. Nosi)
МОРС Смерть (греч. Танатус)
NECESSITAS Необходимость (греч. Anance)
НЕФАС Грех, Беззаконие, Нечестие, Преступность, Злоба (греч. Cacia)
OBLIVIO Забвение, Забвение (греч. Лета)
OCCASIO Возможность, случай (греч. Caerus)
OTIA Легкость, Liesure (греч. Акрат)
PARCAE (множественное число) Доля, Доля, Судьба, Судьба (греч. Moira, Moirae)
СТРАХ Страх, Ужас, Тревога, Паника (греч. Phobus)
PAX Peace (греч. Эйрена)
ПЕРТИНАЦИЯ Упрямство, Упрямство, Упрямство, Настойчивость
PESTIS Мор, заразная болезнь, разрушение, разорение (греч. Olethrus, Ker)
ПЕТУЛАНТИЯ Наглость, Дерзость, Причудливость, Распутство, Раздражение (греч. Hybris)
PIETAS Благочестие, Сыновнее уважение, Долг, Верность (греч. Евсевия)
POENA Штраф, Месть, Наказание, Искупление, Компенсация (греч. Poine)
ПОТЕСТАС Власть, Правило, Доминион (греч. Cratus)
PUDICITIA Скромность, целомудрие, добродетель, стыд (греч. Aedus, Aischyne)
ПУДОР Позор (греч. Aedus)
ПУГНА Бой, Кулачный бой, Битва (греч. Хисмина)
КЕРЕЛЛА Жалоба (греч. Момус)
ВОПРОСЫ Тишина, покой (греч. Исихия)
БЕШЕНСТВО Ярость, Безумие, Гнев, Ярость, Бешенство, Бешенство (греч. Lyssa)
RISUS Смех, Шутка (греч. Gelus)
SALUS Хорошее здоровье (греч. Hygeia)
СКЕЛУС Криминал
SENECTUS Старость (греч. Geras)
SILENTIA Тишина, Неподвижность (греч. Hesychia)
SOBRIETAS Трезвость, Умеренность, Умеренность, Воздержание (греч. Sophrosyne)
SOCORDIA Лень, Лень, Леность, Бездействие, Небрежность, Небрежность (греч. Aergia)
SOLLICITATIO Досада, Тревога
СОМНИЯ (множественное число) Сон, Сны (греч. Oneirus, Oneiri)
СОМНУС Сон (греч. Hypnus)
СОПОР Сон (греч. Hypnus)
SPES Надежда (греч. Элпис)
СУАДЕЛА, СУАДА Убеждение (греч. Peitho)
SUPERBIA Гордость, Высокомерие, Высокомерие, Высокомерие (греч. Hybris)
TABES Истощение, Истощающая Болезнь, Разложение, Гниение (греч. Phthisis)
Временное время TEMPUS (греч. Caerus)
TENEBRAE Тьма, Тьма-Смерти, Тени Смерти (греч. Керес)
TRISTITIA Печаль, Печаль, Печаль, Уныние, Меланхолия, Мрачность (греч. Oizys)
ULTIO Месть, Месть (греч. Poena)
VERITAS Истина, Правдивость, Истина, Целостность (греч. Aletheia)
VETUSTAS Древние времена, Античность
ВИКТОРИЯ Победа (греч. Nike)
ВИРТУС Добродетель, Мужество, Мужество, Храбрость, Превосходство (греч. Arete)
ВИС Сила, Мощь, Враждебная Сила (греч. Биа)
VOLUPTAS Удовольствие, Наслаждение, Наслаждение (греч. Hedone)
ПОДБОРКА ВЫДЕРЖОК ИЗ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Гесиод, Теогония 211 ff (пер. Эвелин-Уайт):
«Никс (Ночь) обнажила ненавистного Мороса (Рок Смерти) и черного Кера (Судьба Смерти) и Танатоса (Смерть), и она родила Гипноса (Сна ) и племя Онейроев (Сны). И снова богиня мутная Никта, хотя ни с кем не лежавшая, рожденная Момос (Критика) и болезненная Оизис (Несчастье), и Геспериды (Вечера)… И родила она Мойры ( Судьбы) и безжалостная мстительная Кереса (Смерти)… Также смертоносная Никс родила Немезиду, чтобы угнетать смертных, а вслед за ней Апате (Обман) и Филот (Секс), и ненавистный Герас (Старость), и жестокосердую Эриду (Раздор).
Но возненавидел Эриду (Раздор) обнажая болезненный Понос (Труд), и Лету (Забвение), и Лимос (Голод), и Алгею (Болезни), полные плача, Гисминаи (Борьбы) и Макаи (Битвы), Фонои (убийства) и андроктасиаи (людоубийства), неикеи (ссоры), псевдологосы (ложь), амфилогии (споры), дисномии (беззакония) и ате (разорения), которые разделяют друг друга по природе, и Хоркос (Клятва), который причиняет больше вреда земным людям, чем кто-либо другой, когда кто-либо, насколько ему известно, дает ложную клятву».0003
Псевдо-Гигин, Предисловие (перевод Гранта):
«От Нокса (Ночи) и Эреба [родились]: Фатум (Судьба), Сенектус (Старость), Морс (Смерть), Летум (Растворение), Continentia (Воздержание), Somnus (Сон), Somnia (Грезы), Amor — это Лисимелес, Эпифрон, Порфирион, Эпаф, Дискордия (Разлад), Miseria (Убожество), Petulantia (Распутство), Немезида, Евфросина, Амицития (Дружба). ), Misericordia (Сострадание), Styx; три Parcae (Fates), а именно Clotho, Lachesis и Atropos; Hesperides Aegle, Hesperie и Aerica…
Из Эфира и Терры (Земли) [родились]: Долор (Горе), Долус (Обман), Ира (Гнев), Луктус (Плач), Мендациум (Ложь), Юзиурандум (Клятва), Влтио (Месть), Неумеренность ( Невоздержанность), Altercatio (Ссора), Obliuio (Забывчивость), Socordia (Лень), Timor (Страх), Superbia (Гордость), Incestum (Инцест), Pugna (Бой).
Цицерон, De Natura Deorum 3. 17 (перевод Rackham):
«Эфир (Верхний Воздух) и Dies (День) должны считаться богами, а их братья и сестры, которых древние специалисты по генеалогии называют Амор (Любовь), Dolus (Коварство), Metus (Страх), Labor (Труд), Invidentia (Зависть), Fatum (Судьба), Senectus (Старость), Mors (Смерть), Tenebrae (Тьма Смерти), Miseria (Страдание). ), Querella (Критика), Gratia (Дружба), Fraus (Обман), Pertinacia (Упрямство), Parcae (Судьбы), Hesperides, Somnia (Мечты): все они, согласно легенде, были детьми Эреба (Темноты). ) и Нокс (Ночь)».
Бог есть воплощение реальности, а не личность
Бог не личность; Бог есть мифическое олицетворение реальности. Если мы упустим это, мы упустим все.
Рождение, жизнь, смерть, циклы и ритмы Природы, стихийные силы Вселенной — все это бесспорно реально. Нравится нам это или нет, мы, люди, всегда были в неизбежных отношениях с Реальностью, которую мы не могли ни полностью предсказать, ни контролировать. И, учитывая природу нашего мозга, есть одна вещь, которую люди в каждой культуре и на протяжении всей истории делали инстинктивно: мы использовали метафоры и аналогии, чтобы понять и соотнести с тем, что неизбежно, бесспорно реально и/или таинственно. мы не можем , а не , сделайте это. Сознательно или бессознательно мы будем всегда интерпретировать через метафоры.
ВСЕ образы и представления о Боге являются более или менее осмысленными интерпретациями и олицетворениями. И не нужно быть гением, чтобы понять, что если вы доверяете или верите в то, что в конечном счете неизбежно, ваша жизнь работает лучше, чем если вы осуждаете или сопротивляетесь тому, что реально. Это не теологическая ракетостроение.
Религия — это правильное отношение к реальности, а не сверхъестественное
Все религии предлагают карты что реально и что важно . Так утверждает философ-религиовед Лоял Рю в своей книге 2006 года . Религия не о Боге (клип на Youtube здесь). Религии также предлагают практики, которые помогают адептам жить в правильных отношениях друг с другом, со своим обществом и с реальностью в целом — независимо от того, как эта «реальность» мифически персонифицируется.
Дарвин не убивал Бога. Наоборот, он и Альфред Рассел Уоллес дали первое представление о реальный Творец, стоящий за мириадами мифических изображений реальности.
Джозеф Кэмпбелл, Хьюстон Смит, Пол Тиллих, Рудольф Бультманн, Роберт Белла, Паскаль Бойер, Майкл Шермер и другие исследователи сравнительного религиоведения и/или эволюционной психологии и нейробиологии напоминают нам, что мы не можем понять религию и религиозные различия, если мы не понимаем как человеческий разум инстинктивно соотносит или персонифицирует реальность. (Шермер называет эту глубоко укоренившуюся склонность «агентством».) Вспомните фильм «Изгой» с Томом Хэнксом. Персонифицированный волейбол, Уилсон, был единственным, что поддерживало характер Хэнка в здравом уме (вроде).
Свидетельства из широкого круга дисциплин, от когнитивной нейробиологии до антропологии и кросс-культурных исследований мировых мифов и религий, подтверждают утверждение о том, что Бог есть (и всегда был) интерпретация, олицетворение. Более того, нет никаких контрдоказательств, подтверждающих утверждение о том, что Бог — личность! Один только этот факт объясняет смысл сотен конкурирующих историй по всему миру о том, что Бог якобы сказал или сделал.
«Бог» — мифическое олицетворение реальности, а не невидимый друг или потусторонняя сущность . В самом деле, любой так называемый Бог, который представляется как 90 619 меньше 90 620, чем это, едва ли достоин нашего поклонения и заслуживает того, чтобы над ним насмехались, как это с готовностью делают новые атеисты. Как я регулярно напоминаю зрителям…
Посейдон не был богом океанов, как будто какая-то сверхъестественная сущность, отдельная от воды, смотрела вниз с высоты или поднималась из глубины. Посейдон был олицетворением непостижимо могущественных и капризных морей! То же самое, конечно, верно и для Нептуна.
Сол не был духом Солнца, как будто между ними существовало разделение. Соль было надлежащим благоговейным именем этого, казалось бы, вечного, живительного источника тепла и света, а иногда и источника жизни во времена отчаянной засухи. Произнося «Солнце», «Гелиос» или какое-либо другое имя собственное, наши предки воспринимали эту реальность как «Ты», с которым нужно иметь отношения.
Всякий раз, когда в какой-либо истории или любом отрывке из Священных Писаний утверждается, что «Бог сказал это» или «Бог сделал это», далее следует всегда интерпретация — в частности, интерпретация того, что некий человек (или группа людей) думал, чувствовал, ощущал или желал, чтобы реальность (жизнь/вселенная) «говорила» или «делать», и почти всегда как оправдание постфактум или для того, чтобы сделать богословское замечание. Такие субъективно значимые утверждения никогда не являются объективной, измеримой истиной.
Другими словами, если бы CNN или ABC News зафиксировали момент «божественного откровения», в вечерних новостях не было бы ничего необычного или чудесного — ничего, кроме того, что исходило из чьих-то уст или ручка или что-то еще, чем люди тогда писали. Если мы не поймем этого, мы не только опошляем само понятие божественного, но, что еще более трагично, мы упустим то, что реальность «говорит и делает» сегодня. Как я сказал в предисловии к Слава Богу за Evolutio n,
Как был создан мир? Почему случаются землетрясения, торнадо и другие плохие вещи? Почему мы должны умереть? И почему разные народы по-разному отвечают на эти вопросы? На большие вопросы, которые дети всегда задавали и будут задавать, нельзя ответить только силами человеческого восприятия. Древние культуры давали так называемые сверхъестественные ответы на эти вопросы, но эти ответы не были по-настоящему сверхъестественными — они были сверхъестественными.
До достижений в области технологий и научных способов проверки утверждений об истине фактические ответы были просто недоступны. Было не только трудно понять инфекцию до того, как микроскопы позволили выявить бактерии; это было невозможно. Без эволюционного мировоззрения также невозможно понять себя, наш мир и то, что требуется человечеству для выживания.
Сверхъестественное неестественно скучно
Все меняется, когда мы переходим от мировоззрения, данного традицией и авторитетом, к мировоззрению, основанному на фактах и эмпирических данных. Например, данные свидетельствуют о том, что единственное место, где когда-либо существовало так называемое сверхъестественное царство, находилось в умах и сердцах (и речи) людей — и то совсем недавно. Как показал Бенсон Салер в своей статье Ethos Американской антропологической ассоциации 1977 года «Сверхъестественное как западная категория», само понятие сверхъестественного — в противоположность естественному — является западным изобретением.
«Сверхъестественное царство» возникло как мыслеформа только после того, как мы начали понимать вещи естественным, научным путем. Только когда появилось понятие «естественного», некоторые сочли необходимым говорить о «сверхъестественном»: о том, что представлялось выше или вне природы.
По мере того, как мы коллективно узнавали все больше о естественном, сверхъестественного становилось все меньше. Ведь сверхъестественное и неестественное — это синонимы . Все, что считается сверхъестественным, по определению неестественно. И большинство людей находят неестественное относительно скучным, когда они действительно останавливаются и думают об этом.
Нас не должно удивлять, что молодые люди массово отворачиваются от религии и что новые атеисты лидируют в списках бестселлеров, когда «Евангелие», предполагаемая Великая Весть Бога для всего человечества, сводится к этому…
Неестественный король, который время от времени совершает противоестественные действия, неестественным образом отправляет своего противоестественного сына на Землю.
Он рожден неестественным рождением, живет неестественной жизнью, совершает противоестественные дела, убит и неестественно воскресает из мертвых, чтобы искупить человечество от неестественного проклятия, наложенного неестественно говорящей змеей. После 40 дней неестественных появлений он неестественным образом уносится на небеса, чтобы вернуться к своему неестественному отцу, сесть на неестественный трон и неестественно судить живых и мертвых. Если вы заявите, что верите во всю эту неестественную деятельность, вы и ваши единоверцы проведете неестественно долгое время в неестественно скучном раю, в то время как все остальные вечно будут страдать в неестественном, мучительном аду.
Рудольф Бультманн: На что указывает слово «Бог»?
Рудольф Бультманн, возможно, самый влиятельный теолог 20-го века, написал важное эссе в 1931 году под названием «Кризис веры». В нем он пытается перенести обсуждение Бога в современном контексте за пределы верований к универсальному опыту. (Впервые я узнал об эссе Бультмана, прочитав книгу Джина Маршалла, , «Введение в радикальное христианство», , глава 4: «На какую реальность в человеческом опыте мы указываем словом «Бог»?», которую я очень рекомендую.)
Мы все обеспокоены тем, что необходимо для обеспечения безопасности. Мы естественно и неизбежно участвуем в деятельности, предназначенной для обеспечения самого необходимого для жизни: пищи, воды, тепла, удовольствия и так далее. Но точно так же, как в библейской истории о человеке, который наполнил свои амбары зерном только для того, чтобы узнать, что он умрет, прежде чем сможет использовать то, что хранил, все мы сталкиваемся с неожиданными несчастьями. Планы идут наперекосяк. Наши усилия по обеспечению безопасности оказываются бесплодными. Случается неожиданное. Возможно, с нами разводится супруг или мы теряем работу, умирает любимый человек или наш дом поврежден пожаром или наводнением. Я испытал это на себе в сентябре прошлого года, когда мне поставили диагноз «рак» и я прошел лечение, чтобы уменьшить, а затем удалить опухоль, прикрепленную к моей селезенке. Мне быстро напомнили о том, насколько ненадежна и хрупка жизнь.
Быть хрупким, ограниченным, смертным существом, зависящим от других хрупких, конечных, смертных существ и вещей, означает, что я всегда уязвим перед тем, что мои достижения и вещи, которые заставляют меня чувствовать себя в безопасности, отрываются от меня. Если бы это зависело от меня, я был бы в безопасности. Моя неуверенность исходит от чего-то — какой-то власти, какой-то силы, какого-то неизбежного чего-то — кроме меня. Как бы мы ни назвали эту реальность, в нее невозможно поверить или не поверить. Это просто так. Мы все знаем это по своему опыту. Именно эту неизбежную реальность Бультманн называет «Богом».
Точно так же мы все жаждем настоящих и прекрасных моментов, которые мы хотели бы сохранить. Все мы знаем, каково это желать, чтобы время остановилось, чтобы момент остановился, но, конечно же, этого не происходит. Если бы это зависело от меня, то так бы и было, но я просто не в состоянии остановить время или сделать что-то временное вечным. Как бы мне ни хотелось продолжения удовольствия, я даже не чувствую запаха сирени более 30 секунд, и мои чувства не притупляются. Я не могу заставить часы остановиться или продлить прекрасное мгновение. Время идет. Что бы ни контролировало временное и вечное, это не я. Бультманн называет это «Богом».
Другой пример: поскольку мы социальные животные, почти всеми нами движет желание любви и общения. Если мы не можем быть всегда в безопасности и довольны, мы можем, по крайней мере, познать настоящую дружбу и питательное общение. И, конечно же, для большинства из нас в большинстве случаев это правда. У многих из нас долгие периоды жизни насыщены отношениями. Но, как мы все рано или поздно обнаруживаем, мы должны принимать свои собственные важные решения. Мы должны сами жить и, конечно же, должны сами умирать. Неважно, сколько у нас друзей и семьи, в очень важном смысле мы также одиноки. В конце концов, мы окончательно и неизбежно остаемся одни. Как говорит Бультманн, «сила, которая толкает нас в это окончательное одиночество, — это то, на что я указываю, когда использую слово «Бог».
Точно так же мы все знаем, что наши знания ограничены. После многих лет обучения навыкам и приобретения знаний мы часто снова оказываемся у стартовых ворот, снова будучи новичками. По словам Джина Маршалла,
Честное изучение действительности примерно похоже на эту историю: я отправился в дальнюю поездку, и пока меня не было, мои ближайшие коллеги занялись совсем другими делами. Когда я пришел домой, они использовали новый набор слов. Я не знал, о чем они говорили. Они делали новые вещи, которые я не знал, как делать. Вся моя с трудом завоеванная мудрость прошлого не имела отношения к тому, что происходило сейчас. Без консультации со мной все меняется. Реальность движется вперед. Я отрываюсь как человек, который больше не знает, что происходит.
Мы также испытываем наши ограничения в отношении наших действий и достижений. Даже египетские пирамиды в конце концов исчезнут — довольно быстро по геологической шкале времени! Сила, ограничивающая знание и действие, — это то, что Бультманн имеет в виду под «Богом».
Последний пример Бультмана относится к нашему стремлению к самообладанию. Опять же, независимо от того, как мы понимаем, что мы хотим делать или что, по нашему мнению, мы должны делать, наша совесть в конечном итоге объявляет нас виновными в потраченном впустую времени и упущенных возможностях, нечистых мыслях и подлых действиях. К какому бы совершенству и успеху мы ни стремились, мы понимаем, что если будем честны с собой, то потерпим неудачу.
Все вышеупомянутые способы переживания человеческих ограничений, конечно же, неизбежны. Сама жизнь делает нас конечными. Я не делаю себя ограниченным. Какое-то таинственное «больше, чем я» делает меня ограниченным. Эта таинственная сила, эта неоспоримая реальность, говорит Бультманн, и есть то, что на протяжении всей истории культуры подразумевали под словом «Бог».
Именно Бог делает нас конечными, превращает в комедию наши заботы, позволяет нашему стремлению потерпеть неудачу, бросает нас в одиночество, устанавливает предел нашим знаниям и действиям, призывает нас к ответственности и наполняет нас чувство вины, когда мы терпим неудачу.
Но также Бог позволяет нам испытать дар жизни, побуждает нас заботиться; кто наполняет наши сердца любовью, доверием и благодарностью, кто дает нам знания и силы для работы, и кто благословляет нас, казалось бы, бесконечным танцем между личным интересом и ответственностью перед другими.
Теперь Бультманн сосредоточил наше внимание: мы видим загадочную силу, действующую в нашей повседневной жизни, дающую нам нашу жизнь и все блага, но также ограничивающую нас почти всеми мыслимыми способами и, наконец, отбирающую нашу жизнь. Это реальная жизнь! Это реальность такой, какая она есть на самом деле, нравится нам это или нет. Не может быть спора о том, существует эта реальность или нет. Если вы не хотите называть это силой, назовите это силой, противодействием или просто вселенной, как она есть на самом деле. Как указывает Бультманн в своем эссе, здесь речь идет не о какой-то метафизической идее. Мы говорим о неизбежной действительности. Слова могут подводить нас, но мы все знаем эту реальность близко, лично.
Теперь, когда Бультман сосредоточил наше внимание на нашем обычном человеческом опыте, он спрашивает:
Зачем называть эту таинственную силу «Богом»? Зачем давать загадке, тайне, которая водит нас туда и сюда и ограждает нас, каким-либо другим именем, кроме как «загадкой» или «судьбой»? имя, отчего же не в равной степени и «дьявол»? Не играет ли эта сила с нами в жестокую игру, губя и уничтожая? Не является ли неудовлетворенность отличительным признаком каждой жизни? Разве смерть и ничтожество не есть конец?»
Эти вопросы показывают, что важно, как мы называем то, что неоспоримо, как мы думаем о неизбежности жизни, потому что наше наименование будет влиять на то, как мы относимся к нашей собственной конечности — более того, ко всем аспектам нашей жизни. Если мы назовем эту загадочную силу или силу «дьяволом», мы тем самым провозгласим реальность изначально злой и ненадежной. Такое отношение к жизни может привести только к отчаянию. Если реальность видится как зло, то мы отчуждены от реальности. Но поскольку мы также неразрывно связаны с реальностью — мы не можем избежать ее — мы впадаем в отчаяние.
Но отчаяние — не единственный выход. Бультманн предполагает, что вера не имеет ничего общего с верованиями; это о доверии. Верь, что реальность хороша такой, какая она есть. Реальность не слишком сурова для меня; Я создан для реальности! Это доверие придает смысл нашей жизни. Для меня заглянуть в наполняющую благоговейный трепет полноту жизни и произнести имя «Бог» означает посвятить свою жизнь жизни, основанной на реальности. Вот почему я говорю: Реальность — мой Бог, свидетельство — мое писание, а честность (жить в правильных отношениях с реальностью и помогать другим делать то же самое) — моя религия. Жизнь, какая она есть на самом деле, со всеми ее бородавками и славой, этот — главный объект моего доверия, моей верности, моей любви.
Я предвижу, что концепция «личного Бога», изображаемого как неестественное существо с лучшими и худшими человеческими чертами — теперь отличительная черта евангельского христианства — будет заменена основанным на реальности взглядом на Бога в течение нескольких поколений. Несмотря на то, как это выглядит в Библии, высшая Реальность не имеет сумасшедшей личности и недостатков характера военачальника бронзового века. Действительно, данные свидетельствуют о том, что у Бога вообще нет черт характера или личности, кроме тех, которые мы воплощаем и/или проецируем. Бог — это олицетворение, а не личность. Этот фундаментальный сдвиг в «коренной метафоре» авраамических традиций, как я предсказываю, будет рассматриваться исторически как, возможно, величайшая богословская трансформация за тысячелетия. Этот сдвиг и то, что из него естественным образом вытекает, также будет иметь большое значение для примирения науки и религии. Он сделает это не путем приспособления науки к религии, а путем натурализации, РЕАЛИЗАЦИИ религии. Этот сдвиг ведет к серьезному обновлению нашей карты реальности. Это открывает дверь для размышлений о «Божьих путях» и «Божьем руководстве» через науку, а не через древние тексты. По словам Фрэнка Ллойда Райта, «я верю в Бога, только я произношу это как Природа».