Богиня диана богиня чего: Диана (богиня) | это… Что такое Диана (богиня)?

Богиня Диана — прекрасная охотница, презиравшая мужчин | Мусагет — традиции, верования, обряды

Богиня Диана — прекрасная охотница, презиравшая мужчин

Богиня Диана, покровительница охоты, среди женских образов древнеримской мифологии привлекает особое внимание. Эта богиня была одной из самых прекрасных среди небожительниц, однако строго осуждала связь с мужчинами, а сама никогда не вступала в отношения с противоположным полом.

Основным занятием Дианы также было не “женское” ремесло, а охота. Однако она выступает и как защитница природы, лесных животных, гармонии мира, которую нельзя нарушать. Образ Дианы римлянами был заимствован у греков, однако в новой подаче богиня стала ещё более интересной, загадочной, утончённой. Какая же она – охотница Диана?

Функции богини

Диану в Древнем Риме считали не только богиней охоты, но, в первую очередь, покровительницей растений и животных. К ней обращались женщины с просьбой облегчить роды, ведь очаровательная богиня выступала как воплощение женственности и сил плодородия.

Её братом был Феб, что ассоциировался с солнцем, а потому, в противоположность этому богу, Диану называли покровительницей луны. Если присмотреться, на многих изображениях и скульптурах голову богини украшает полумесяц. Родителями богини были Юпитер и Латона.

Что интересно, изначально, во время зарождения культа (а это приблизительно в VI веке до нашей эры), Диана считалась богиней, объединяющей три основные сферы деятельности и функции. Можно даже считать её триединым божеством, образом, что складывался из воплощения луны и её света, богини охоты и повелительницы подземного мира. В дальнейшем Диана стала охотницей, а Прозерпина и Геката унаследовали прочие функции.

Питер Пауль Рубенс «Возвращение Дианы с охоты», 1615 год

Имя и облик Дианы

В имени Дианы также заложены интересные символы. Исследователи сошлись во мнении, что именовать богиню стали так из-за основы “див-” или “дэв-”. В праиндоевропейском языке это слово означало “бог”. По сути, имя Дианы открывает её божественную сущность.

Изображения Дианы кажутся не менее колоритными, чем её способности. Она значительно отличается от большинства римских богинь. Образ её почти в точности повторяет внешний облик Артемиды, греческой богини охоты. Чаще всего римляне изображали свою небожительницу со строгой причёской, которую украшала диадема с месяцем.

Питер Пауль Рубенс – Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту

Одета она в короткую тунику (в таком облачении легко было ходить по лесам). В руках Дианы – предметы, что указывают на её основное занятие: колчан со стрелами, лук.

Порой она держит щит или факел, и это – символы защитницы и богини света, что способна указать дорогу – так же, как луна своим светом помогает найти путь во мраке ночи. Рядом с богиней нередко можно увидеть свору охотничьих псов или лань, священное животное богини.

“Цветочные” мифы о Диане

Приверженцы культа Дианы считали, что у неё было два священных цветка, которыми украшали жертвенники богини. С ними связаны трогательные предания. Один из цветов – гвоздика. Как рассказывает легенда, однажды юный пастух так увлёкся игрой на флейте, что не заметил, как оказался во владениях Дианы.

Богиня как раз вышла поохотиться. Музыка юноши напугала дичь, а потому охота оказалась неудачной. В порыве гнева Диана выстрелила в пастуха из лука, и тот упал замертво. Правда, богиня тут же раскаялась и попросила Юпитера превратить кровь юноши в цветы. Так и появились алые гвоздики.

Луи Мишель ван Лоо — Диана в пейзаже

Другой священный цветок богини – ландыши. Если верить преданиям римлян, однажды Диана спасалась бегством от фавнов, преследовавших её. Погоня была столь долгой и утомительной, что на теле Дианы стали появляться капельки пота. Они падали на землю и тут же обращались в прекрасные миниатюрные цветы с волшебным ароматом.

Суровый характер богини Дианы

Как вы уже могли догадаться, нрав у этой богини был непростым. Несмотря на то, что Диана оказывала помощь женщинам во время родов, сама она была противницей всяких отношений с мужчинами. Этого же требовала у своих подруг, нимф, что составляли её свиту.

Ян Брейгель Старший – Нимфы Дианы после рыбалки и охоты

Однажды Юпитер залюбовался одной из девушек окружения богини, юной Каллисто. Спустившись с небес, он хитростью овладел красавицей. Диана об этом даже не догадывалась. Во время купания в источнике целомудрия богиня и прочие нимфы вдруг обратили внимание на округлившийся живот Каллисто.

Для Дианы это было оскорблением, для Каллисто – страшным преступлением. Богиня изгнала с позором нимфу, которую обратила в медведицу. Блуждая по лесу, несчастная Каллисто родила маленького медвежонка. Смилостивившись над возлюбленной и сыном, Юпитер поместил их на небо, превратив в Созвездия Большой и Малой Медведиц.

Николас Питерс Берхем – Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто

Миф о Диане и Актеоне также является одним из римских заимствований у эллинов. И здесь снова проявляется сложный характер богини. Согласно этому преданию, однажды Диана купалась в священной роще. Проходивший неподалёку охотник Актеон, невольно залюбовался сияющей красотой богини.

Однако заметив, что её увидел обнажённой мужчина, Диана впала в отчаянный гнев, что обрушился на наивного Актеона. В одно мгновение он был обращён в оленя. Совсем рядом товарищи охотника с собаками преследовали дичь. Учуяв оленя, свора охотничьих псов помчалась к берегу, где и растерзала того, кто некогда был их хозяином.

Джузеппе Чезари (Кавалер д Арпино) — Диана и Актеон

Диана – одна из самых ярких и колоритных богинь Древнего Рима. Она, как и её “коллега” из Греции, Артемида, принадлежит к числу сложных образов, что известны противоречивыми характерами.

Несмотря на поддержку и покровительство, Диана могла проявлять истинную жестокость, а в ярости могла совершить поистине ужасные вещи. Впрочем, о некоторых своих поступках богиня впоследствии сожалела, однако изменить ситуации это уже не могло. Сочетание жестокости и доброты стало особой “изюминкой” великой охотницы.

Обзор фильма «Чудо-женщина».

Диана — богиня сердец — Игромания

Фильмам по комиксам DC частенько достается от критиков — по крайней мере, с тех пор как Warner Bros. стали строить свою мультивселенную с Бэтменом и Отрядом самоубийц. Похоже, «Чудо-женщине» предстоит переломить эту недобрую тенденцию о свое очаровательное колено. И она справится. Потому что есть еще женщины на отдаленных островах в океане…

Жанр: кинокомикс
Режиссер: Пэтти Дженкинс
Сценарий: Чарльз Ровен, Дебора Снайдер, Зак Снайдер, Джейсон Фукс
В ролях: Галь Гадот, Дэвид Тьюлис, Робин Райт, Крис Пайн, Конни Нильсен, Елена Анайя и другие
Премьера в РФ: 1 июня
Слоган: «Справедливость наступит вместе с ней»
Рейтинг: 16+

Богиня

Именно на острове амазонок начинается эта история. Здесь малютка Диана взрослеет, учится драться, вступает в свой первый конфликт с излишне опекающей ее матерью из-за желания уйти воевать вместе с агентом Стивом, чей самолет (аккурат над территорией амазонок) подбили немцы. Здесь она получает очень солидное образование, которым еще не раз блеснет по ходу действия.

И здесь превращается в самую обворожительную красотку во всей мультивселенной DC, а заодно и Marvel (плачь от зависти, Черная Вдова!). Кажется, «Чудо-женщина» возвращает ту эпоху, когда взрослому солидному мужчине не зазорно иметь на стене постер с киноактрисой — ведь она не «hot-hot-hot», а по-настоящему красивая.

Дизайном интерьеров острова словно бы занимался Тарсем Сингх.

Галь Гадот так царственно-женственна в образе Дианы, что крадет буквально каждую сцену, участницей которой становится. В ней есть что-то такое антично-средиземноморское, что обеспечивает идеальное попадание в образ: слово «богиня» с постера не преувеличение ни сюжетно, ни визуально.

И это здорово — потому что на плечи этого персонажа ложится нелегкая задача: Чудо-женщина должна нести миру свой феминистический посыл. Не матриархальный, не про борьбу за права, а именно тот первоначальный, философский феминизм, ставящий под сомнение мужские ценности: карьеру, власть, деньги. Диана сражается за любовь, милосердие и счастье незнакомых ей людей на полях первой мировой войны, в один из самых сложных периодов человеческой истории.

Чудо-женщина так сильна, что могла бы выиграть войну недели за две.

Фильм очень ловко играет на контрастах и сопоставлениях: вот райский остров, залитый солнцем, сменяется грязным и переполненным Лондоном, тут прямодушный идеализм амазонки встречается с реальностью военной действительности начала двадцатого века и увязает в хитросплетениях дипломатических интриг, а вот здесь Диана, воплощение всех лучших женских качеств, противопоставляется богу войны Аресу.

Причем если Чудо-женщина как носитель идеологии — вот она, смотрите и наслаждайтесь! — то про Ареса мы до конца путешествия героев не можем сказать точно, кто он — выдумка, персонификация отрицательных человеческих качеств или реальный злодей, ставший первопричиной мировой войны. У каждого персонажа свое видение этого вопроса. Зрители до конца не знают, что изменится в мире и в самих персонажах, если они достигнут намеченной цели. Благодаря этому фильм отлично сохраняет интригу и держит в напряжении.

Важнейший момент мифа — обретение героем своего меча.

Бог войны

Сценаристы и режиссер умело конструируют и чередуют яркие ситуации: потрясающие боевые сцены, уморительные диалоги, жуткие, неприглядные кадры войны. Мировая война здесь (в отличие от «Первого Мстителя») не аттракцион и не фон — это реальные страдания, увечья, смерти, ужас в глазах женщин и детей. Это двигатель сюжета, постоянный источник мотивации для всех действующих лиц. И на каждого война действует по-своему: идеалистка Диана рвется спасать всех и каждого, прагматичный Стив пытается выполнить свою боевую задачу, а злодеи упиваются насилием и властью.

Яркая броня Чудо-женщины прекрасно контрастирует с серым фоном траншей.

Первая мировая испытывает на прочность идеализм Дианы, завершает формирование ее характера. И помогает лучше раскрыться ее спутникам. Тут авторы смогли изящно протанцевать мимо целого поля из граблей, на которые раньше наступали их предшественники. Спутники Чудо-женщины — не супергерои, которые в решающий момент сделают все за нее или вытащат из плена, но и не мельтешащий под ногами балласт, который надо спасать, — это просто люди. Про каждого можно сказать, чего он хочет, какую роль играет в общем сюжете. И даже в финальной битве, где второстепенные герои физически не могут помочь Диане, у них находится собственная важная и вполне посильная задача — свое место для подвига.

Приключения в Лондоне легко спутать с кадрами из фильма «Фантастические твари и где они обитают».

И раз уж мы заговорили о битвах: экшен в фильме — под стать главной героине — прекрасен. Очень эффектное замедление времени, камера, следующая за пулей, нечеловечески грациозные движения — как будто смотришь на гремучую смесь «Матрицы», «Трехсот спартанцев», «Эквилибриума» и фаталити из Mortal Kombat. Что вдвойне приятно, этого замечательного экшена в фильме ровно столько, сколько нужно. Картина нигде не провисает и не утомляет.

Ведьма

И все-таки DC не смогли сделать все идеально. Со злодеями у «Чудо-женщины» не так много проблем, как у других лент мультивселенной, но все-таки они есть. Главный гад спокойно держится до самого последнего момента — холодно, безразлично, — и это реально работает. Он пугает. Вызывает уважение. Берет за душу. Но под самый занавес зачем-то начинает орать и выпучивает глазки, что изрядно портит впечатление. Понятно, режиссер хотел показать, что все это спокойствие лишь маска, за которой живет страх смерти, — но можно же это было подать как-то более взросло, без воплей.

Райский остров чем-то напоминает марвеловский Асгард. Ну и обитель Элронда заодно

Или вот еще проблема: злобный химик доктор Яд не спешит делиться со зрителем своими мотивами, она просто ведет себя так, будто ей нравится делать гадости. В одном месте она и вовсе смеется над очередной пакостью, как Доктор Зло. Когда кто-то из персонажей обзывает ее ведьмой, живо понимаешь, что это очень меткое определение для сей злодейки. Но хотелось бы знать про нее больше — кто она такая? Почему у нее лицо обезображено? Кто дал ей эту странную фарфоровую полумаску?

Хватает и некоторых логических ляпсусов, часть которых, наверное, возникла на этапе монтажа. Амазонки, имея превосходство над противником, зачем-то слезают со скал, откуда могли почти без потерь обстреливать приплывших немцев из луков. Воительницы они крутые, спору нет, но вот со стратегией совсем не дружат. Корабль немцев — похоже, засекший остров, — так и не пытается его атаковать или выслать новые десантные группы. Ну или хотя бы как-то известить большую землю о находке. А что — ну, подумаешь волшебный солнечный остров нашелся, делов-то!

Да и то, что герои добираются от острова до Лондона буквально за ночь на паруснике, кажется настоящей магией — и наличие буксира этот момент никак не проясняет. Остается лишь мечтать о режиссерской версии, которая убрала бы подобные странности, а заодно могла бы подробнее раскрыть доктора Яд.

Анти-отряд самоубийц

Поскольку фильм снят при продюсировании Зака Снайдера, не обошлось без религиозных отсылок — тут и фирменные кадры «спаситель человечества на фоне неба с распростертыми руками», и рассуждения о том, гнилой ли человек по природе своей, или все-таки эту природу кто-то портит.

Отдельно отметим реверансы в сторону «Первого мстителя»: полет на огромном самолете под конец фильма, поездка на мотоцикле по мрачному лесу, да и само имя Стива — героя Криса Пайна постоянно хочется обозвать Роджерсом. В принципе, он и есть Капитан Америка — каким тот был бы без суперсил и с Англией в качестве Родины. А еще в фильме есть, так сказать, ружье, что висит и не стреляет. Рассказали бы подробнее, но сами понимаете — спойлеры.

Злодеи как есть: любят себя, ненавидят окружающий мир.

Кроме того, что «Чудо-женщина» полна внутренних контрастов, она еще отлично противопоставляется другим творениям массовой культуры. Даже в рамках самой киновселенной DC. По сути, перед нами — идеальный антипод «Отряда самоубийц». Вместо кучи плохо раскрытых персонажей — один образцовый герой. Вместо инфантильной и вульгарной Харли Квинн — взрослая Диана с безупречным вкусом и образованием.

Безумной любовной линии Харли и Джокера легко противопоставить сдержанный военно-полевой роман (ой, что вы, какие спойлеры, это было очевидно с первых кадров трейлеров!) Чудо-женщины и Стива-не-Роджерса. Сравнение можно продолжать и развивать до полноценной статьи, но общую мысль вы уловили.

Диана могла бы просто раздавить руку этого лысого драчуна. Но это противоречит ее ценностям.

Фильм говорит со зрителем на разных уровнях, и это очень здорово. «Чудо-женщина» и аллегорическая притча о борьбе женских и мужских ценностей, и добротный триллер с элементами детектива, где не знаешь, во что верить, и даже хорошая комедия положений, что начинается всякий раз, как Диану оставляют наедине с Стивом или помещают в новую культурную среду.

К тому же фильм великолепно работает на визуальном уровне — картинка отлично задает настроение для каждой сцены.

Мы получили лучшего женского персонажа в кинокомиксах, лучший фильм в мультивселенной DC и отличный повод поговорить на серьезные темы. Черт, я хочу от этой женщины сиквелов!

Диана Богиня Луны – Фазы Дианы

Хотя Диана является тройственной богиней со многими аспектами, ее связь с Луной, возможно, более важна для ее личности, чем ее аспект охотницы. На латыни ее имя означает «богиня света и луны». Оно происходит от слов «сияющий», «божественный», «открытое небо» и dies или «дневной свет». Это может показаться противоречивым для богини ночи и подземного мира, но, как поясняет Цицерон, «ее звали Дианой, потому что ночью она делала ее похожей на день» 9.0005 1 . Диана была не только богиней луны; ей поклонялись как луне 2 . Она была луной. Овидий изображает ее таковой в своих « метаморфозах », часто используя слово «луна» вместо ее имени.

В «Истории Фаэтона » Овидия Солнце, отец Фаэтона, предположительно является Аполлоном. Позже он упоминается как Феб, что является одним из многих имен Аполлона. Аполлон — это Солнце, а Диана, его сестра, — это Луна. По сюжету Фаэтон умоляет отца позволить ему управлять своей колесницей, что Аполлон делает каждый день, чтобы перемещать солнце по небу. Солнце соглашается на просьбу своего сына, и все заканчивается ужасом, когда Фаэтон и большая часть земли загораются:

«Луна в изумлении наблюдает, как лошади ее брата бегут ниже, чем ее собственные кони. Дымятся выжженные облака. Горы земли загораются, прерии трескаются, реки высыхают, луга раскалены добела, деревья, листья горят до хруста, посевы трут». 3

Личность Дианы как Луны играет решающую роль в соединении других ее аспектов как охотницы и богини подземного мира. Луна была важным элементом успешной охоты. Древние верили, что луна дает земле росу ночью, и эта роса, или влага, позволяет охотничьим собакам улавливать запах лесных животных. Влажность должна быть в самый раз; слишком много или слишком мало, и запах будет слишком трудно отследить

4 .

Древние рассматривали месячные фазы луны как метафору смерти; время, когда Диана, Луна, отправится в подземный мир  5 . Из-за влияния растущей и убывающей луны на океанские приливы считалось, что она дала жизнь и забрала ее 6 .

«Щит бога краснеет рано утром, краснеет вечером, но белеет в полдень в более чистом воздухе, вдали от земной заразы. И Луна-богиня меняется в ночное время, сегодня меньше, чем вчера, если убывает, то завтра больше, чем сегодня, когда полумесяц». 7

Фазы луны, меняющиеся от новолуния к полнолунию каждый месяц, отражают преходящую природу Дианы, лежащую в основе ее личности. Она превратила свет во тьму и жизнь в смерть.

 

 

 

 

  1. C.M.C. Грин, Римская религия и культ Дианы в Ариции (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2007), 74, 75. ↵
  2. Зеленый, Римская религия и культ Дианы в Ариции,  112. ↵
  3.  Овидий, Метаморфозы , Перевод Рольфа Хамфриса (Блумингтон: издательство Университета Индианы, 1983), 34. ↵
  4. Зеленый,  Римская религия и культ Дианы в Ариции,  117, 118. ↵
  5. Зеленый,  Римская религия и культ Дианы в Ариции,  131, 132. ↵
  6. Зеленый,  Римская религия и культ Дианы в Ариции,  116, 118. ↵
  7. Овидий, Метаморфозы , 371. ↵

Богиня и принцесса: почему Диана выживает

Спустя двадцать пять лет после ее безвременной смерти наследие Дианы, принцессы Уэльской, более известной как принцесса Диана, продолжает существовать. Для специалиста по гендерным и культурным исследованиям Джейн Капути, которая считала Диану культовым статусом в годы сразу после ее смерти, образ бывшей королевской семьи черпает свою силу и долголетие из мифологии, в частности, из параллелей между повествованиями о Диане, богине, и жизнью. Диана Спенсер, женщина. Популярность и сила принцессы Дианы «основаны на бесконечных фоновых слоях старых сказок, которые наполняют поверхностное повествование памятью, цветом, нюансами, душой и метаморфической силой», — пишет Капути.

Древняя богиня Диана превратилась в «народное» божество, рассматриваемое как защитница низших классов — народная богиня — роль, которую общественность отводила и Диане Спенсер. «Ценности, связанные с принцессой Дианой, включают в себя сострадание, любовь и признание первенства простых людей», — отмечает Капути.

Тогдашний премьер-министр Тони Блэр посмертно назвал Диану «народной принцессой» за ее общительность. Вместо того, чтобы служить «иконой белизны, привилегий, расы и классового превосходства», утверждает Капути, сама Диана видела свою роль в защите тех, «отверженных обществом», с которыми она чувствовала «близость»: тех, у кого был диагностирован СПИД, жертвы наземных мин и бездомная молодежь.

Конечно, это не взаимоисключающее. Диана, возможно, была (и остается) символом белых привилегий и классового превосходства, одновременно обладая сочувствием, которое заставляло других чувствовать, что она больше «из народа», чем «из истеблишмента».

Для тех, у кого менее благоприятное мнение о Диане, была древняя конструкция Великой Стервы («Многочисленные соски/груди Эфесской Дианы относятся к этому происхождению», — объясняет Капути). Геката-Артемида (Диана) изображалась в ионийский период как «родящая сука», и это слово, возможно, стало оскорблением в христианской Европе из-за его связи с этой разрушительной, мстительной богиней диких животных.

Капути делится реакцией искусствоведа Саймона Шамы на интервью с принцессой Уэльской, которое транслировалось по телевидению в 1995 как часть документального сериала BBC, Panorama . Шама явно упоминает мифологическую Диану в отношении образа принцессы: «Относитесь к ней плохо, и она угостит вас колчаном, полным стрел», — предлагает он. Опираясь на образы животных, он характеризует принцессу Диану как «превратившуюся из отчаянного линяющего лебедя в хищную птицу… ангела-истребителя».

«Такое преувеличение отражает угрозу, которую представляла Диана, проявляя самые отрицаемые, страшные и мощные аспекты архетипической женской священной силы», — пишет Капути.

Брат принцессы Дианы, Чарльз, также сыграл важную роль в создании мифологии своей покойной сестры. На ее похоронах он подчеркнул связь между богиней и принцессой, назвав ее «затравленной, а не охотницей». Мифологическое было дополнительно конкретизировано тридцатью шестью дубами, отсылающими к дубовой роще Дианы из Неми в древности, которая шла вдоль дороги в Олторп, дом ее детства и место ее захоронения. Ее могила покоится на острове, недоступном для публики. Напротив острова находится дорический храм с именем и силуэтом Дианы. Пишет Капути, 9 лет0013

Приходят паломники, принося цветы, а также письменные и набросанные молитвы и воспоминания Диане, которую мы могли бы признать новым божеством, как древним, так и новым. Олторп открыт для публики только в июле и августе, открывается в день ее рождения и закрывается за день до ее смерти. Август скоро снова может быть провозглашен священным месяцем праздника богини Дианы.

«Мифо-религиозное» поведение в отношении культуры знаменитостей — поклонение и идолопоклонство, ритуальные жертвоприношения и поиск козла отпущения — может показать, что мифические традиции являются «предшественниками современных идей». Спустя двадцать пять лет после заведомо трагической смерти новый вид культуры знаменитостей, подпитываемый социальными сетями, ностальгической поп-культурой и недавними бурными событиями в британской королевской семье, снова сделали миф о Диане актуальным: Диана как жертва, Диана как победительница, Диана в роли ангела-хранителя, Диана в роли ангела-мстителя. «Именно миф, архетип и икона позволяют выразить отдаленные или невыразимые понятия и эмоции», — предлагает Капути. Стойкость мифа о Диане, возможно, также демонстрирует, как мы все еще пытаемся понять смысл ее жизни и смерти и нашу реакцию на них обоих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *