История Аида/Гадеса, бога подземного царства — Почитать на DTF
772 просмотров
Что мы знаем про Аида, властителя недр земли, где согласно верованиям древних греков, блуждают души умерших, протекает священная река Стикс и Ахеронт, а грозным и беспощадным стражником «зоны безопасности миров» является трёхглавый Цербер? Также из школьной программы известно, что по воле своего брата Зевса Аид похитил и насильно женил на себе дочь богини плодородия — Деметры, богиню весны Персефону, которая две трети года вынуждена была жить на земле, и лишь одну треть — в царстве мрачного Аида. Но есть и другие аспекты божества, о которых умолчали, дабы не вдаваться в подробности.
Происхождение имени Аида неясно, но с древних времен его обычно рассматривали как означающее «невидимый» . Обширный раздел диалога Платона « Кратил » посвящен этимологии имени бога, в котором Сократ приводит доводы в пользу народной этимологии не от «невидимого», а от «своего знания ( eidenai ) всех благородных вещей». Современные лингвисты предложили протогреческую форму * Awides («невидимый»). Самая ранняя засвидетельствованная форма — Aḯdēs ( Ἀΐδης ), в которой отсутствует предложенная дигамма . Вместо этого Мартин Литчфилд Уэст приводит доводы в пользу первоначального значения слова «тот, кто руководит собранием» из универсальности смерти.
Также, как и римляне, греки иногда называли Аида Плутоном ( Πλούτων Ploútōn ), что означает «богатый», учитывая, что из обители внизу (т.е. из почвы) приходят богатства ( например, плодородные культуры, металлы и так далее). Это божество было смесью греческого бога Аида и элевсинского Плутоса, и от этого же он получил жрицу, чего раньше в Греции не практиковалось. Более сложными названиями того же жанра были Плутодот Ploutodotēs ( Πλουτοδότης ) или Ploutodotḗr.( Πλουτοδοτήρ ), что означает «дающий богатство». Его также называли Зевсом катахтониосом (Ζεὺς καταχθόνιος), что означает «Зевс подземного мира», теми, кто избегал его настоящего имени, поскольку он имел полный контроль над подземным миром.
В числе эпитетов Аида были Агесандр ( Ἀγήσανδρος ) и Агесилаос ( Ἀγεσίλαος ), [12] оба от ágō ( ἄγω , «вести», «нести» или «приносить») и anḗr ( ἀνήρ , «человек») или лаос ( λαός , « люди» или «люди»), описывая Аида как бога, который уносит все. Никандр использует форму Hegesilaus ( Ἡγεσίλαος ).
В греческой мифологии Аид, бог греческого подземного мира, был первенцем титанов Кроноса и Реи . У него было три старшие сестры — Гестия , богиня домашнего очага, Деметра и Гера , а также младший брат Посейдон , которых отец проглотил целиком, как только они родились. Зевс был младшим ребенком, и благодаря махинациям их матери, Реи, именно он был единственным, кто избежал этой участи. Достигнув совершеннолетия, Зевсу удалось заставить отца извергнуть братьев и сестер. После освобождения шесть младших богов вместе с союзниками, которых им удалось собрать, бросили вызов старшим богам за власть в Титаномахии , божественной войне.
Война длилась десять лет и закончилась победой младших богов. После победы, согласно известному отрывку из « Илиады» ( книга XV , лн. 187–93), Аид и два его брата, Посейдон и Зевс, бросили жребий за власть над царствами. Зевс получил небо, Посейдон получил моря, а Аид получил подземный мир, невидимое царство, в которое отправляются души умерших, покидая мир. Несмотря на современные коннотации смерти как зла, Аид на самом деле был более альтруистически склонен в мифологии. Аид изображался пассивным и никогда — сугубо негативно; его роль часто заключалась лишь в поддержании относительного баланса. Тем не менее, его также изображали холодным и суровым, и он считал всех своих подданных в равной степени ответственными перед своими законами. Какие-либо другие индивидуальные аспекты его личности не приводятся, поскольку греки воздерживались от того, чтобы уделять ему много внимания, чтобы не привлекать его внимания.
Аид правил мертвыми при помощи других, над которыми он имел полную власть. Дом Аида был описан как полный «гостей», хотя он редко покидал подземный мир. [25] Его мало заботило то, что происходило в верхнем мире, так как его основное внимание было направлено на то, чтобы ни один из его подданных никогда не покидал его владения и приходил в ярость, когда кто-то пытался уйти, или если кто-то пытался украсть души из его царства. Его гнев был одинаково ужасен для любого, кто пытался обмануть смерть или иным образом перечить ему, как , к своей печали, узнали Сизиф и Пирифой. Обычно безразличный к своим подданным, Аид был очень сосредоточен на наказании этих двух человек; особенно Пирифой , когда он вошел в подземный мир в попытке украсть Персефону для себя и, следовательно, был вынужден сесть на «Кресло Забвения». Сизиф же дважды обманул смерть и был вынужден в наказание вечно катить камень в гору.
Другой миф касается греческого бога Асклепия , который изначально был полубогом, сыном Аполлона и Корониды , фессалийской принцессы. Еще при жизни он стал известным и талантливым врачом, которому со временем удалось вернуть мертвых к жизни. Чувствуя себя обманутым, Аид убедил Зевса убить его ударом молнии. После смерти он был перенесен на Олимп, где стал богом. Аид был изображен за пределами подземного мира только один раз в мифе, и даже это, как полагают, было случаем, когда он пытался защищать город Пилос и был атакован Гераклом. Однако, после того, как он был застрелен, Аид отправился на Олимп, чтобы вылечиться у врача богов — Пеана.
Кроме Геракла, единственными другими живыми людьми, отважившимися отправиться в подземный мир, были также небезызвестные герои : Одиссей , Эней (в сопровождении Сивиллы ), Орфей, к которому Аид проявил нехарактерную милость по настоянию Персефоны, которая была тронута музыкой Орфея, Тесей с Пирифой и, в позднем романе, Психея . Никому из них не понравилось то, что они увидели в царстве мертвых. В частности, греческий герой войны Ахиллес , которого Одиссей заколдовал кровавым возлиянием , сказал:
О сияющий Одиссей, никогда не пытайся утешить меня за то, что я умираю.Лучше я пойду за плугом в качестве раба к другомучеловеку, которому не выделена земля и не на что жить,чем быть королем над всеми погибшими мертвецами.
— Душа Ахилла Одиссею. Гомер ,Одиссея11.488-491 (перевод Латтимора)
Напомним, певец Орфей однажды спустился в подземное царство в поисках своей жены Эвридики, которая умерла, когда ее укусила змея. Так прекрасна была музыка, которую он играл, что она очаровала даже Аида (а также его жену Персефону), которая позволила ему взять Эвридику в страну живых, но до тех пор, пока он не оглядывался на нее, уходя. Но Орфей нарушил условие и был вынужден жить без Эвридики. Он играл на лире и вся природа внимала печальной песне. Погиб Орфей страшно — его разорвали в клочья менады, свита бога виноделия Диониса, когда тот отказался отдаться им. В другой истории Тесей и Пирифой поклялись похитить и жениться на дочерях Зевса .
Тесей выбрал Елену , и вместе они похитили ее и решили удерживать ее, пока она не станет достаточно взрослой, чтобы выйти замуж. Пирифой выбрал Персефону . Они оставили Елену с матерью Тесея, Этрой , и отправились в подземный мир. Аид знал об их плане захватить его жену, поэтому он сделал вид, что предлагает им гостеприимство, и устроил пир; как только пара села, змеи обвились вокруг их ног и удерживали их там.
Последним подвигом Геракла было захватить Цербера. Сначала Геракл отправился в Элевсин для посвящения в Элевсинские мистерии . Он сделал это, чтобы снять с себя вину за убийство кентавров и научиться входить и выходить из подземного мира живыми. Он нашел вход в подземный мир в Таэнаруме . Афина и Гермес помогли ему пройти и вернуться из Аида. Геракл попросил у Аида разрешения взять Цербера, на что Аид согласился, если Геракл не причинит вреда его «питомцу».
Аид, как бог мертвых, был устрашающей фигурой для тех, кто еще жив; не спешили навстречу ему, не желали клясться его именем и отворачивали лицо, принося ему жертву. Поскольку многих пугало простое произнесение слова «Аид», в ход пошли эвфемизмы и такие слова: «сумрачный Аид обогащается нашими вздохами и нашими слезами». Кроме того, его звали Климен («печально известный»), Полидегмон («принимающий многих») и, возможно, Эвбулей («добрый совет» или «благонамеренный»), все они были эвфемизмами для имени, которое было небезопасно произносить, которые превратились в эпитеты.
Большую часть времени он проводил в своем темном царстве. Грозный в бою, он доказал свою свирепость в знаменитой Титаномахии , битве олимпийцев против титанов , установившей власть Зевса. Аид, которого боялись и ненавидели, олицетворял неумолимую неизбежность смерти: «Почему мы ненавидим Аида больше, чем любого бога, если не потому, что он такой непреклонный и непреклонный?» Риторический вопрос принадлежит Агамемнону.
Аид, однако, не был злым богом, поскольку, хотя он был суровым, жестоким и безжалостным, он все же был справедлив. Аид правил подземным миром и поэтому чаще всего ассоциировался со смертью и боялся людей, но он не был самой Смертью — её функции исполнял Танатос , сын богини ночи Никты и Эреба , который является фактическим олицетворением смерти, хотя в пьесе Еврипида « Алкестида» довольно ясно утверждает, что Танатос и Аид были одним и тем же божеством, и дает интересное описание Аида как покрытого темной плащом и крылатого; кроме того, Аид также упоминается как Гесперос Теос («бог смерти и тьмы «).
Когда греки умилостивляли Аида, они стучали ладонями по земле, чтобы убедиться, что он их услышит. Черные животные, такие как овцы, были принесены ему в жертву. Хотя некоторые предполагают, что сама ярость отказа от человеческих жертвоприношений , выраженная в мифе, может подразумевать невысказанную память о каком-то далеком прошлом, прямых доказательств такого поворота нет. Кровь от всех хтонических жертвоприношений, в том числе и для умилостивления Аида, капала в яму или расселину в земле. Человек, принесший жертву, должен был отвернуть лицо.
В одном древнем источнике говорится, что он обладал Шапкой-невидимкой . Его колесница, запряженная четверкой вороных лошадей, производила устрашающее и впечатляющее зрелище. Эти звери были по-разному названы, согласно Клавдиану: Орфней , Эфон , Никтей и Аластор , в то время как другие авторы также перечисляли: Ноний, Аметей, Абастор, Абетор и Метей. Другими его обычными атрибутами были нарциссы и кипарисы, Ключ Аида и Цербер, трехголовый пес. Змеи также приписывались Аиду, поскольку его иногда изображали либо держащим их, либо сопровождающим их. Считается, что это имеет значение, поскольку в некоторых классических источниках Аид похитил Кору в образе змеи, которая впоследствии родила Загрея-Диониса.
Нося имя «Зевс», Зевс Олимпиос, великий царь богов, заметно отличается от Зевса Мейлихиоса, решительно хтонического персонажа, часто изображаемого в виде змеи, и, как видно заранее, они не могут быть различные проявления одного и того же бога, на самом деле всякий раз, когда упоминается «другой Зевс», это всегда относится к Гадесу. Зевса Мейлихиоса и Зевса Эвбулеуса часто называют альтернативными именами Аида.
Философ Гераклит , объединяя противоположности, провозгласил, что Аид и Дионис , сама сущность нерушимой жизни ( зоэ), есть один и тот же бог. Среди других свидетельств, Карл Кереньи отмечает в своей книге, что гомеровский гимн Деметре, мраморные изображения и эпитеты связывают Аида с Дионисом. Он также отмечает, что скорбящая богиня Деметра отказалась пить вино, так как она заявляет, что это было бы против них для нее, чтобы пить вино, которое является даром Диониса, после похищения Персефоны, из-за этой связи; что указывает на то, что Аид на самом деле мог быть «прикрытием» подземного мира Диониса. Он предполагает, что эта двойная идентичность могла быть знакома тем, кто соприкасался с мистериями . Дионис также разделял несколько эпитетов с Аидом, таких как Chthonios («подземный»), Eubouleus («Добрый советник»), и Euclius («славный» или «известный»).
Несколько слов о царстве Аида. В древних греческих мифах — это туманная и мрачная обитель мертвых (также называемая Эребом, а не Тартаром или в честь бога — Аидом), куда попадают все люди после смерти. Очень немногие смертные могли покинуть Аид после того, как вошли в него. Исключения составили только герои Геракл и Тесей. Даже Одиссей ( « Одиссея» , XI) призывает духов усопших, а не спускается к ним. Более поздняя греческая философия ввела идею о том, что все смертные судимы после смерти и либо вознаграждаются, либо проклинаются.
Было несколько частей царства Аида, в том числе — Элизиум , Луга Асфоделей и Тартар. Мифограф Аполлодор описывает Тартар как «мрачное место в Аиде, столь же далекое от Земли, как Земля далека от неба». Греческие мифографы не были полностью последовательны в отношении географии загробной жизни . Противоположный миф о загробной жизни касается Сада Гесперид , часто отождествляемого с Островами Блаженных , где могут обитать благословенные герои.
У эллинов умерший входил в подземный мир, пересекая Стикс , переправляемый Хароном (каир’-он), который брал обол , небольшую монету для перехода , которую благочестивые родственники помещали в рот умершего. Согласно шестой книге « Энеиды » Вергилия, на ближнем берегу сто лет собирались нищие и одинокие . Греки предлагали умилостивительные возлияния , чтобы умершие не вернулись в верхний мир и не «преследовали» тех, кто не похоронил их должным образом. Дальний берег реки охранял Цербер, трехголовый пес, побежденный Гераклом. Далее тени усопших входили в страну мертвых, чтобы предстать перед судом.
Пять рек царства Аида и их символические значения — это Ахерон (река печали или горя), Коцит (оплакивание), Флегетон (огонь), Лета (забвение) и Стикс (ненависть), река водами которой поклялись даже боги и в которую Ахиллес был окунут, чтобы сделать его непобедимым. Стикс образует границу между верхним и нижним мирами. Первая область Аида включает в себя Поля Асфоделей, описанные в « Одиссее XI», где тени героев уныло блуждают среди меньших духов, которые щебечут вокруг них, как летучие мыши. Только возлияния крови, предлагаемые им в мире живых, могут пробудить в них на время ощущения человечества.
Дальше лежал Эреб , который можно было принять за эвфоним Аида, чье собственное имя было ужасным. Было два бассейна: бассейн Леты , куда стекались обычные души, чтобы стереть всю память, и бассейн Мнемозины («память»), где вместо этого пили посвященные в мистерии. Во дворе дворца Аида и Персефоны сидят трое судей подземного мира: Минос , Радамант и Эак . Там у тривиума , посвященного Гекате , где сходятся три дороги, судят души, возвращаются на Поля Асфоделя.если они ни добродетельны, ни злы, отправлены дорогой в Тартар, если они нечестивы или злы, или отправлены в Элизиум (Острова Блаженных) с «безупречными» героями.
В римской же мифологии вход в подземный мир, расположенный в Авернусе , кратере недалеко от Кумы , был маршрутом, по которому Эней спускался в царство мертвых. С помощью синекдохи «Авернус» можно заменить подземным миром в целом. Ди инфери были коллективом божеств подземного мира.
Хотя, Аид редко изображался в произведениях искусства, а также в мифологии, потому что греки очень боялись его, нашлось место любовным похождениям даже владыке подземного царства. Так, в одном мифе океанида Левка была самой красивой из нимф. Аид влюбился в нее и похитил ее унёс в подземный мир. Она прожила всю свою жизнь в его царстве и, когда она умерла, бог искал утешения, создав подходящий памятник их любви: на Елисейских полях , где благочестивые проводят свою загробную жизнь, он породил белое дерево. Именно этим деревом увенчал себя Геракл в честь своего возвращения из подземного царства.
Другая нимфа, наяда Минте, обитательница реки Коцит, стала любовницей Аида после похищения и насильного замужества Персефоны. Сгорая от ревности, богиня весны растоптала нимфу ногой, превратив ее в садовую мяту в процессе. Согласно схолиасту Никандру Колофонскому, сам Аид превратил свою мертвую возлюбленную в траву мяты после того, как Персефона разорвала ее на куски за то, что она спала с ним. По другой версии, Аид отказался от Минте после женитьбы на Персефоне. Нимфа хвасталась, что она красивее богини весны и что Аид скоро заберет ее обратно. В гневе из-за высокомерия , направленного на ее дочь, сама Деметра растоптала Минту и превратила ее в мяту.
В римской мифологии было два бога подземного мира — Оркус и Дис Патер. Расскажу о них чуть подробнее. Dīs Pater, он же — Rex Infernus , — первоначально ассоциировался с плодородными сельскохозяйственными угодьями и минеральными богатствами, а поскольку эти полезные ископаемые добывались из-под земли, позже его отождествляли с хтоническим божеством Оркусом. Также этимология имени бога Патер («отец») может быть связано с ассоциацией с Юпитером. Что касается Оркуса, то он первоначально был богом подземного мира, карателем нарушенных клятв в этрусской и римской мифологии . Как и в случае с Аидом, имя бога также использовалось для самого подземного мира. Позже этрусский бог Айта , Оркус, Дис Патер и Аид слились в римской мифологии в единого персонажа — Плутона, а Персефона стала Прозерпиной и заменила собой прежнюю римскую богиню весны — Либеру.
Аид часто появляется в массовой культуре. Несмотря на его нынешний нейтралитет и отсутствие плохих поступков, его часто изображают злодеем из-за его связи со смертью и преступным миром. Так, Аид (под своим римским именем Плутон ) появляется в фильме Пазолини «Кентерберийские рассказы» . Его играет итальянский актер Джузеппе Арриджо. В фильме он случайно встречает слепого рогоносца сэра Января, прогуливаясь по секретному саду Января. Ему жаль Январь, поэтому он использует свои силы, чтобы вернуть ему зрение, чтобы он мог увидеть, как жена ему изменяет.
Аид появляется в фильмах « Перси Джексон и олимпийцы: Похититель молний» в исполнении Стива Кугана, а также в ремейке « Битвы титанов» и его продолжении «Гнев титанов», где его играет Ральф Файнс . Здесь Аид — опять злодей.
В трех телесериалах « Геркулес: Легендарные путешествия» , « Зена: королева воинов» и «Молодой Геракл » Аид был повторяющимся персонажем, которого чаще всего играл Эрик Томсон , хотя Марк Фергюсон и Стивен Ловатт также играли эту роль. Он был изображен перегруженным работой и недоукомплектованным персоналом.
В сериале комиксов DC « Смоллвиль » могущественное и демоническое божество Дарксайд было в истории Земли под многими именами, такими как Аид и Люцифер , а также было связано с индуистской богиней Кали .
Адаптация аниме-телесериала игры для PSP Kamigami no Asobi транслировалась с апреля 2014 года по июль 2014 года, где Аид — один из немногих богов, посланных Зевсом в академию, расположенную в отдельном царстве, которое напоминает человеческую среднюю школу, чтобы узнать о значение любви и человечества, в попытке обратить вспять ослабевающую связь между людьми и богами.
В диснеевском фильме 1997 года « Геркулес » Аид появляется как главный антагонист. В отличие от мифологического Аида, эта версия — быстро говорящее, вспыльчивое и злое божество; смесь Сатаны и хитрого голливудского агента. Он планирует свергнуть Зевса и править Вселенной, но перед этим убить Геракла, чтобы герой не помешал его замыслу. Однако он потерпел неудачу и на всю вечность оказался в ловушке в Реке Смерти. Персонажа озвучил Джеймс Вудс.
В 2016 году Аида сыграл Грег Джерманн в фильме « Однажды в сказке» . Эта версия основана на диснеевской версии Геркулеса и изображена влюбленной в Зелину, Злую Ведьму Запада. В последнем фильме диснеевской трилогии « Наследники » выясняется, что Аид является отцом главного героя Мэла, которого он получил от своего бывшего брака с Малефисентой , злодеем из диснеевского фильма « Спящая красавица» .
Он появляется в серии комиксов God of War (2010–11) от DC Comics , основанной на франшизе видеоигр. В нем он заключает пари с пятью другими олимпийскими богами, каждый из которых выбирает чемпиона для поиска амброзии Асклепия , эликсира с магическими целебными свойствами.
Кстати, в игре Gods of Rome по сюжету у Аида появляется сын по имени Тенебрус (Tenebrous), который хочет захватить мир с помощью ценного артефакта — сосуда Хаоса. Сам же Аид выглядит, как свирепый мертвец. У него есть крылья ворона на спине, шлем невидимости с такими же перьями, набедренная повязка, покрытая черепами, и деревянный посох с металлическим черепом на конце. В частности, из одной руки Аида торчат шипы. После победы Аид пожирает душу своего павшего противника. Это — единственная игра, где Аид больше не играет антагонистической или злодейской роли. Имя его якобы позабытого сына Тенебруса было явно позаимствовано разработчиками из «Звёздных войн».
Любовная история длинною в вечность
История Персефоны и Аида — одна из самых известных в греческой мифологии: Персефона, греческая богиня весны и плодородия, вышла замуж за Аида, царя подземного царства. Но любила ли она Аида? Их история далека от традиционной любовной истории и на протяжении многих лет их отношения претерпевали различного рода повороты. О том же, что же на самом деле связывало Аида и Персефону – далее в статье.
Персефона
Слева направо: Статуя синкретической Персефоны-Исиды с систром. Археологический музей Ираклиона, Крит. \ Сидящая богиня, вероятнее всего Персефона, на своём троне в подземном царстве, около 480-460 годов до н.э.
Персефона родилась у греческих богов Зевса и Деметры. Деметра чаще всего считалась Богиней урожая, и в этой роли она следила за плодородием на Земле. Она также служила богиней земледелия, плодородия, круговорота жизни, священного закона и смерти. В скором времени она родила свою дочь Персефону. В отличие от многих других греческих богов и богинь, Деметра не очень часто упоминалась Гомером, но его легенда о Персефоне была довольно древней.
Слева направо: Аид и Персефона на троне в царстве мёртвых (5 в. до н.э.). \ Персефона или умершая женщина, держащая гранат, этрусская терракотовая погребальная статуя, национальный археологический музей в Палермо, Италия
Персефона сегодня наиболее известна под своим греческим именем, означающим «Уничтожать-Убивать», но она также была известна под многими другими прозвищами и титулами в греческой и римской мифологиях. Первоначально она была известна как «Дева», что указывает на её определённый статус девственницы и её роль Богини Весны. В римской мифологии она известна как Прозерпина или Повелительница Эриний, иначе известных как Три Фурии: Аллекто, Мегера и Тисифона.
Саркофаг с изображением похищения Персефоны. \ Фото: commons.wikimedia.org.
Персефона известна тем, что служила Богиней Весны, но она также играла множество других важных ролей в греческой мифологии. Как и её мать Деметра, Персефона была богиней сельского хозяйства, которая управляла зерновыми культурами и растительностью.
Однако, помимо того, что она выступала в своей индивидуальной роли одного из олимпийских богов, она также правила Подземным миром вместе с Аидом.
В Подземном мире Персефона была чем-то вроде защитницы, которая помогала различным легендарным героям, оказавшимся в царстве Аида.
Фреска, изображающая Аида и Персефону, едущих в колеснице, из гробницы македонской царицы Эвридики I в Вергине, Греция, IV век до н. э. \ Фото: ricjournal.com.
Отношения между Аидом и Персефоной отражают отношения Зевса с Герой. Каждая пара была могущественна сама по себе и также по-разному влияла на греческую мифологию. Зевс и Аид были сопоставлены как владыки «Верхнего мира», иначе известного как небеса или гора Олимп, в то время как Аид правил Подземным миром. Каждый бог так или иначе обманом заставил понравившуюся женщину выйти замуж.
Во всех мифологиях Зевс и Гера постоянно сражались друг с другом, в то время как Аид и Персефона всегда отмечались счастливой совместной жизнью. В то время как Гера была известна тем, что действовала против различных возлюбленных своего мужа, вызывая их смерть или наказывая их различными изобретательными способами, Персефона действовала только вопреки Аиду, чтобы спасти жизни людей, вошедших в Подземный мир, кроме того, она смогла использовать свою силу не только для спасения других, но и для поддержки своего мужа в этом процессе. Не многие другие боги или богини были способны на такие подвиги.
Золотое кольцо из гробницы Изопата, близ Кносса, Крит, 1400-1500 гг. до н.э. \ Фото: mobillegends.net.
Несмотря на то, что Персефона была богиней-девой, которую долгое время ревностно защищала её мать, в конце концов у нее родилось двое детей: дочь по имени Мелиноя и сын по имени Загрей. Мелиноя была богиней призраков и духов. Говорили, что она приносит кошмары тому, кого навещает. Большинство древних источников утверждали, что она была зачата Персефоной и Аидом. Однако в некоторых историях утверждалось, что она была создана после того, как Зевс, переодетый Аидом, посетил Персефону.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Самая почитаемая гетера, первая женщина-поэт и другие древнегреческие женщины, которые прославились на весь мир >>
Загрей, или «Великий охотник», был богом орфических мистерий. Его рождение было результатом свидания между богиней Персефоной и Зевсом, когда бог переоделся змеем и соблазнил царицу Подземного мира. Как только он родился, Зевс посадил Загрея на небесный трон и дал ребёнку свои молнии, не подозревая, что Титаны обманут и расчленят мальчика, как только Гера настроит их против него. Зевс спас сердце ребёнка и превратил его в зелье, которое выпила Семела, тем самым зачав Диониса.
Погребальный сосуд с Дионисом в Подземном царстве, художник Дарий, 350-325 годы до н.э. \ Фото: google.com.
Поскольку она была Богиней Весны, Персефона часто ассоциировалась со многими символами весенней тематики. Венки из цветов, тростника, лилий и драгоценных камней — всё это ассоциировалось с ней в различных формах. Любая форма растительности, животного или даже запаха, представляющая новую жизнь, так или иначе была связана с Персефоной, потому что только после её возвращения на Землю жизнь могла продолжаться каждый год.
Похищение Персефоны: Аид со своими лошадьми и Персефоной (внизу), Апулийский краснофигурный спиральный кратер, около 340 года до н.э. \ Фото: fandom.com.
Двумя её наиболее заметными символами были гранаты и цветок нарцисса из-за их тесной связи с историей происхождения отношений Аида и Персефоны. Однако асфодель, или асфоделус, также сыграл ключевую роль в символизме Персефоны. Асфоделус — это разновидность цветка, который растёт по всей Европе и на Ближнем Востоке, хотя его можно найти и в других местах. Он ассоциировался с Персефоной, потому что в греческой мифологии это был цветок мёртвых и Подземного мира. На многих изображениях Персефона изображена в гирлянде из асфоделей как знак жизни в смерти.
Персефона открывает цисту, в которой находится младенец Адонис. \ Фото: blogspot.com.
Персефона была фигурой, не имеющей аналогов в греческой мифологии. Её власть простиралась до мест, которых мало кто из других богов когда-либо мог достичь, а любовная история с Аидом продолжает жить как одна из самых запоминающихся мифологических легенд.
Встреча с Аидом
Слева направо: Кора, дочь Деметры, Музей Акрополя, Афины. \ Элевсинское трио: Персефона, Триптолем и Деметра на мраморном барельефе из Элевсина, 440-430 годы до н.э.
Персефона и Аид встретились при интересных обстоятельствах. Аид был глубоко одинок в своём огромном подземном замке и жаждал спутника жизни, который составил бы ему компанию. Во время посещения верхнего мира он заметил молодую и прекрасную Персефону, собирающую цветы на лугу, и сразу же был очарован ею. Затем Аид хитростью заманил Персефону и поймав её, утащил с собой в подземный мир. В древнегреческих и римских текстах ясно говорится, что Аид похитил Персефону против её воли и насильно сделал её своей женой.
Слева направо: Возвращение Персефоны, Барон Фредерик Лейтон, 1890-91 гг. \ Прозерпина, Данте Габриэль Россетти, 1821-1882 гг.
Мать Персефоны, Деметра, богиня земледелия и урожая, была опустошена, когда поняла, что её дочь пропала. Она искала день и ночь свою любимую дочь, пренебрегая растениями мира и оставляя их увядать и умирать. Бог Гермес присоединился к поискам и в конце концов нашёл Персефону в подземном мире Аида, тут же потребовав, чтобы её немедленно освободили.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Зачем брились налысо спартанские женщины, или обязанности и привилегии прекрасного пола в Древней Греции >>
Мифы и легенды
Мозаика гробницы Каста в Амфиполе, изображающая похищение Персефоны Плутоном, IV век до н. э. \ Фото: nationalgeographic.com.
Столкнувшись с гневом Богов, Аид обманул Персефону, чтобы она никогда не смогла уйти. Он подарил ей гранат, и она съела несколько его зёрен, не зная, что любой, кто поест из глубин ада, будет вынужден остаться там навсегда. Возможно, Аид надеялся на то, что рано или поздно она полюбит его. Или, возможно, Персефона всё это время знала, что делает, и втайне хотела остаться рядом с ним (некоторые истории предполагают, что она не так невинна, как может показаться на первый взгляд). В конце концов была достигнута договорённость – Персефона будет проводить шесть месяцев в году на земле с Деметрой, а остальные шесть месяцев — в подземном мире с Аидом. Греки верили, что это привело к рождению теплого и холодного сезонов – когда Персефона была под землёй, растения и семена засыхали и умирали, создавая осень и зиму, но, когда она возвращалась, жизнь снова начинала цвести, приводя к весне и лету.
Аид похищает Персефону, настенная роспись в маленькой царской гробнице в Вергине, Македония, Греция. \ Фото: exarc.net.
Будучи правительницей Подземного мира наряду с Аидом, Персефона серьёзно относилась к отведённой ей роли, выполняя свои обязанности до глубокой старости. Но полюбила ли она Аида за эти годы? Кажется, трудно представить, что она могла влюбиться в своего похитителя. Но во многих историях Аид обращался с Персефоной как с королевой, которой она была, обожая её днём и ночью и позволяя ей процветать. По другой версии событий, Персефона влюбилась в красивого греческого охотника Адониса, ещё будучи замужем за Аидом. Но он так и не ответил ей взаимностью и женщине, убитой горем от безответной любви, пришлось остаться в подземном царстве.
Деметра управляет своей запряжённой лошадьми колесницей, в которой находится её дочь Персефона, VI век до н.э. \ Фото: stringfixer.com.
Одна из версий истории Персефоны, рассказанной римским поэтом Овидием, может свидетельствовать о том, что, несмотря ни на что, она испытывала некоторую привязанность к Аиду. В знаменитом тексте Овидия «Метаморфозы» у Аида был роман с молодой нимфой по имени Минта. Персефона, теперь уже в преклонном возрасте, была так разъярена ревностью, что превратила Минту в растение мяты. Говорит ли этот ревностный поступок о том, что у Персефоны развились чувства привязанности к Аиду? Или Персефона просто завидовала молодости и красоте Минты? Это извечные вопросы, на которые современный человек вряд ли когда-нибудь получит правдивый ответ. Тем не менее, у этой истории любви, по версии многих историков, может быть вполне счастливый конец. Ведь поступок Персефоны говорит сам за себя, наталкивая на мысль о том, что она испытывала к своему похитителю как минимум тёплые и ревностные чувства.
А в продолжение темы о мифах и легендах, читайте также о том, как боги людей дурачили или что из себя представляют «сказки для взрослых» по-древнегречески.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Hades – Mythopedia
Греческий Бог Автор: Ави КапахПоследнее обновление 7 декабря 2022 г.
Аид — это имя бога древнегреческого подземного мира, а также одно из имен самого подземного мира.
Каковы символы Аида?
Аид часто символизировался рогом изобилия или ключом и часто изображался со своим трехглавым сторожевым псом Цербером.
Кем была жена Аида?
Женой Аида — и царицей подземного мира — была Персефона, которую Аид похитил, когда был поражен ее красотой.
Table of Contents
- Overview
- Etymology
- Attributes
- Family
- Mythology
- Worship
- Pop Culture
Overview
One of the most dreaded and fearsome deities that Greek Мифология должна была предложить, Аид был царем Подземного мира (также называемого Аидом) и правителем мертвых. Он был призрачной фигурой, как в прямом, так и в переносном смысле, отчасти благодаря шлему-невидимке, созданному для него Гефестом. Единственный ребенок Кроноса и Реи, который не жил на горе Олимп, Аид жил один в темном дворце в Подземном мире, подземной области тумана и мрака.
Аид был необычайно одинокой фигурой и редко принимал участие в междоусобицах, которые постоянно занимали другие олимпийские божества. Несмотря на свою отдаленность от мифологической драмы (а может быть, и из-за этого), греки повсеместно боялись Аида, боялись даже произнести его имя.
Этимология
Самая ранняя задокументированная версия имени «Аид» была Aïdēs (Ἀΐδης), используемая в гомеровских эпосах Илиада и Одиссея (восьмой век до н.э.). Имя превратилось в более знакомую форму Аид (Ἅιδης) к классическому периоду (ок. 490–323 до н. Э.).
В древности имя Аида обычно интерпретировалось как означающее «невидимый» или «невидимый». Это тот редкий случай, когда первоначальная, народная этимология кажется верной: современные ученые проследили название «Аид» до праиндоевропейского слова * ṇ-uid-, означающего «невидимый». [1]
Произношение
English
Greek
Hades Ἅιδης Phonetic
IPA
[ HEY-deez] /ˈheɪ diz/
Другие имена
Самая ранняя засвидетельствованная форма имени, используемая в гомеровском и ионическом греческом языке, была Aïdēs. Другой распространенной поэтической альтернативой был Аидоней. К классическому периоду (ок. 49 г.0–323 г. до н. э.), имя бога превратилось в Аид.
Боясь произносить имя бога смерти, греки стали называть Аид альтернативным эвфемистическим именем Плутон, что означает «богатый». Это другое название, по-видимому, отражало тот факт, что богатства греков, такие как урожай и драгоценные металлы, добывались из-под земли. Имя Плутон было унаследовано римлянами, чей бог Плутон обладал теми же характеристиками, что и Аид.
Эпитеты
Аид был известен под несколькими эпитетами, включая agēsandros и agesilaos (что означает «тот, кто уводит людей»), polysēmantōr и polydegmōn («правитель многих» или «сонм многих»), klymenos («печально известный») и эубулеус («дающий добрый совет»).
Атрибуты
Аид был, прежде всего, богом смерти: именно он правил Преисподней, и действительно, его имя было синонимом Преисподней. Но Аид также был богом богатства и плодородия, поскольку из его подземного царства к смертным приходили такие блага, как урожай и драгоценные металлы.
Аид считался темным, безжалостным богом. Возможно, как расширение его имени, обычно означающего «невидимый», говорят, что Аид обладал шлемом-невидимкой. В одном известном мифе он позволил герою Персею одолжить этот шлем, чтобы тот мог подкрасться и убить Медузу.
Аида часто изображали верхом на колеснице, запряженной черными как смоль лошадьми. Среди других атрибутов Аида были скипетр, ключи от Преисподней, рог изобилия и Цербер, трехголовый сторожевой пес мертвых.
Статуэтка Плутона (римский Аид) с рогом изобилия. Римская копия греческого оригинала I века н.э.
Музей Дж. Пола Гетти Public DomainАид был настолько ужасен для греков, что его почти никогда не изображали в древнем искусстве. В художественных изображениях, с которыми мы сталкиваемся, Аид предстает либо молодым человеком, либо с темной бородой. Он часто сидит на троне с Цербером, трехголовым псом, угрожающе притаившимся рядом с ним.
Аид также может быть символизирован множеством животных, таких как змеи, петухи или кричащие совы, а также некоторыми растениями, такими как кипарис, мята и асфодель.
Семья
По словам поэта Гесиода, Аид был первым ребенком мужского пола титанов Кроноса и Реи. [2] Как и его первые четыре брата и сестры — Гестия, Деметра, Гера и Посейдон — Аид был проглочен вскоре после своего рождения Кроносом, владыкой вселенной, который получил пророчество, что один из его детей свергнет ему. В конце концов, Аид и его братья и сестры были спасены Зевсом, младшим ребенком Кроноса и Реи, который заставил Кроноса извергнуть детей, которых он проглотил, и взял себе мантию «правителя вселенной».
Невестой и королевой Аида была Персефона, которую Аид похитил, хотя она жила с ним только часть года. Иногда говорят, что Аид породил несколько мифических фигур, среди которых Эринии (также называемые «Фуриями»), женские духи мести и наказания; [3] Загрей, таинственное хтоническое божество; [4] Мелиное, другое хтоническое божество; [5] и Макария, божество подземного мира, связанное с удачливыми мертвыми. [6]
Мифология
Аид и подземный мир
Под предводительством могущественного Зевса Аид и его братья и сестры приняли участие в Титаномахии — катастрофической битве между старыми богами, титанами, и новыми богами, олимпийцами. Согласно «Илиаде » Гомера , братья-победители — Зевс, Посейдон и Аид — воспользовались своими мужскими привилегиями и распределили власть между богами и богинями.
Они также распределяли власть между собой, вытягивая жребий для определения своих владений. Зевс нарисовал небо, Посейдон — моря и все воды, а Аид — мрачный Подземный мир, погребенный глубоко под землей. [7] Обычно считалось, что Аид выбрал худший из доменов. Хотя его царство не обязательно было местом явных страданий или ужасов, оно все же было мрачным и безжизненным. В Одиссее Ахиллес говорит с Одиссеем в Подземном мире, лихо заявляя:
Нет, не стремись говорить мне успокаивающе о смерти, славный Одиссей. Я предпочел бы, чтобы я мог жить на земле, служить наемником другого, какого-нибудь бездарного человека, средства к существованию которого были очень малы, чем быть господином над всеми умершими, которые погибли. [8]
В Подземном мире Аид правил второстепенным пантеоном хтонических существ и построил дворец под названием Дом Аида. Там он жил с Персефоной (несколько месяцев в году) и своими «гостями», бесчисленными мертвецами, успешно совершившими путешествие в Преисподнюю.
Другим повезло меньше. Те, кто не заплатил дань перевозчику Харону, были оставлены оплакивать дальний берег реки Стикс. Тех, кто был осужден за нечестивую жизнь, а также тех, кто пытался избежать смерти и лишить Аид своей души, отправляли в ужасный Тартар, область под Аидом, полную страданий и мучительных наказаний.
Одним из известных примеров того, что ожидалось в Тартаре, был Сизиф, смертный царь, каким-то образом оскорбивший богов. Согласно самой известной версии, Сизиф обманул Танатоса (олицетворение смерти), заковав его в цепи, когда тот пришел за своей жизнью. [9] За этот поступок Аид бросил Сизифа в Тартар и поручил ему невыполнимую задачу закатить валун на вершину холма, до которой он никогда не сможет добраться. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, валун скатывался вниз.
Sisyphus Антонио Занчи (ок. 1660–1665).
MauritshuisPublic Domain Первоначально это был предел греческого подземного мира: унылое, серое поле для большинства мертвых, с особыми наказаниями, предназначенными для горстки грешников в Тартаре. Это Подземный мир, который посещает Одиссей в Книге 11 Одиссеи (один из самых ранних примеров греческой литературы).
Только в более поздние периоды греческой истории Подземный мир был более четко разделен на три области: одна для блаженных мертвецов, по-разному называемая Элизиумом или Островами Блаженных, которая предназначалась только для величайших героев и полубогов; один для преступников и грешников, оскорбивших богов, называемый Тартаром; и один для всех остальных, обычно называемый Полями Асфоделя или просто Аидом.
Аид и Персефона
Центральный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны. Аид посещал землю (редкий случай), когда заметил прекрасную Персефону, дочь Зевса и Деметры, собирающую цветы и играющую со своими друзьями. Пораженный, Аид налетел на Персефону в своей черной колеснице, схватил юную богиню и унес ее в подземный мир.
Фрагмент греческого вотивного рельефа, на котором Аид похищает Персефону (ок. 470 г. до н. э.).
Метрополитен-музей Public Domain Деметра, богиня плодородия и земледелия, повсюду искала свою пропавшую дочь, но тщетно. Охота в конце концов привела ее в Элевсин, где она удалилась от мира в храме, построенном в ее честь. Деметра была так поражена горем, что прокляла землю, чтобы ничего не росло.
Увидев ущерб и разрушения, причиненные горем Деметры, другие боги забеспокоились и обратились к Зевсу с просьбой вмешаться. В конце концов он согласился отправить Гермеса в Подземный мир, чтобы тот приказал Аиду освободить Персефону. Второй Гомеровский гимн передает обманчиво совместную реакцию Аида:
[Аид], повелитель мертвых, мрачно улыбнулся и подчинился приказу царя Зевса. Ибо он тотчас призвал мудрую Персефону, говоря: «Пойди теперь, Персефона, к своей матери в темных одеждах, иди и почувствуй в своем сердце благость ко мне: не будь так чрезвычайно уныл; ибо я буду неподходящим мужем для тебя среди бессмертных богов, что родной брат отца Зевса. И пока ты здесь, ты будешь править всем, что живет и движется, и будешь иметь величайшие права среди бессмертных богов: те, которые обманывают тебя и не умилостивляют твою власть приношениями, благоговейно совершая обряды и уплачивая подобающие дары, будут наказаны за навсегда».
[10]
Но Аид согласился с небольшой оговоркой. Если бы Персефона отказалась от еды, пока находилась в Подземном мире, он позволил бы ей выйти на свободу. Однако если бы она что-нибудь съела, она была бы вынуждена вернуться к нему в определенное время года. Во время своего пребывания в Аиде Персефона съела несколько зерен граната. Именно эти семена заставляли ее каждый год возвращаться в Подземный мир либо на треть, либо на половину года (в зависимости от версии). [11]
Согласно некоторым интерпретациям, время отсутствия Персефоны у Деметры совпало с самыми тяжелыми и опасными для жизни сезонами — либо жарким и сухим средиземноморским летом, когда жизнь растений находилась под угрозой, либо осенью/зимой, когда низкие температуры и морозы временно остановили сельскохозяйственный рост. История похищения Персефоны стала центральным элементом Элевсинских мистерий, ежегодных обрядов, совершаемых последователями культа Деметры и Персефоны.
Аид и герои
Хотя Аид редко был главным героем мифологических сказок, он появлялся в историях о героях, отправившихся в Подземный мир.
Геракл
Возможно, наиболее известно Аид появился в мифах Геракла. Во время своего двенадцатого и последнего подвига Гераклу было поручено захватить Цербера, многоголового пса, охранявшего вход в Подземный мир. Было много разных версий этой истории, но конечным результатом всегда была победа Геракла.
Аид появился еще раз в мифах о Геракле. На этот раз бог мертвых выступил против силача в битве, которая произошла у греческого города Пилос. Это не пошло хорошо для Аида, который в конечном итоге был ранен в плечо одной из стрел Геракла. Этот малоизвестный миф известен лишь по одному краткому упоминанию в 5-й книге Гомера «Илиада ». [12]
Тесей и Пирифой
Другая история связана с двумя авантюристами Тесеем (величайшим афинским героем и убийцей Минотавра) и Пирифоем, которые сговорились похитить Персефону из Подземного мира. Согласно наиболее известной версии мифа, изложенной в 9-й книге Аполлодора.0065 Epitome , Аид узнал о заговоре и пригласил их на большой банкет. Когда они садились, то мгновенно привязывались к своим стульям. [13]
Согласно большинству преданий, Гераклу в конце концов удалось спасти Тесея, когда он проходил через Подземный мир для своего последнего подвига; но, как он ни старался, он не смог освободить Пирифоя, который был обречен навсегда остаться в ловушке, потому что это была его идея похитить Персефону. [14]
Орфей
Аид также сыграл центральную и трагическую роль в истории Орфея, великого музыканта. Когда Орфей потерял свою жену Эвридику, он смело решил войти в Подземный мир, чтобы вернуть ее. Вооружившись только своей завораживающей музыкой, Орфей проник в самые глубины Преисподней. Ему даже удалось растопить ледяное сердце Аида.
Орфей, ведущий Эвридику из подземного мира Жан-Батист-Камиль Коро (1861).
Музей изящных искусств, ХьюстонОбщественное достояние На самом деле бог мертвых был настолько очарован музыкой Орфея, что позволил ему взять Эвридику с собой в мир живых при одном условии: Орфей не мог оглядываться назад, чтобы убедиться, что она позади него. пока он не оказался за пределами Преисподней. Но Орфей ослушался и навсегда потерял Эвридику.
Поклонение
Аид, описанный Гомером как «самый ненавидимый смертными из всех богов», [15] обычно не был объектом поклонения древних греков. У него было мало последователей или храмов, хотя греки чтили его и приносили ему жертвы на похоронах. Во время этих ритуалов крови жертвенного зверя позволяли впитаться в землю и умилостивить владыку Подземного мира. Поскольку Аид был хтоническим богом, то есть богом земли и подземного мира, он получал только черные жертвы.
Приношение жрицы Аиду: семейное приношение (после античных рельефов на вилле Маттеи) Лоренцо Роккеджани (1804 г.).
ThorvaldsenmuseumCC0 В Греции культовые изображения Аида появились в нескольких храмах, но у него почти не было собственных храмов. Возможно, его самым важным священным местом был «Оракул мертвых» в северном греческом городе Феспротия, который, как говорят, находился недалеко от одного из входов в подземный мир. Здесь прихожане собирались вместе, чтобы поговорить со своими мертвыми предками в стиле сеанса. [16] Еще один важный храм Аида находился в Элиде на Пелопоннесе, но был открыт только раз в году. [17]
У Аида было еще несколько храмов за пределами материковой Греции. У него был еще один «Оракул мертвых» в Кумах в Италии, [18] , а также святилища в Ахараке [19] и Гериополе [20] в Малой Азии.
Поп-культура
Хотя Аид часто появляется в популярной культуре, его часто изображают коварным и злым, что противоречит его древней персоне. Аид — один из антагонистов 19-го века.81 фильм Битва Титанов и его ремейки. В диснеевском фильме « Геркулес » (1997) персонаж Аида, озвученный Джеймсом Вудсом, пытается свергнуть Зевса и олимпийцев из-за своего негодования по поводу того, что он застрял в темном подземном мире.
Аид регулярно появляется в книгах и фильмах Перси Джексон и олимпийцы ; его изображает в фильмах Стив Куган. Аид также был неотъемлемой частью сериала 1990-х годов Геркулес: Легендарные путешествия 9.0066 и Зена: королева воинов .
В видеоиграх Аид появляется как повторяющийся персонаж в серии God of War (дворец Аида является характерным уровнем в God of War III ), а также в Age of Mythology и Age. Империй .
Ссылки
Примечания
Роберт С. П. Бикс, «Аид и Элизион», в Мир Курад: Исследования в честь Калверта Уоткинса , изд. Джей Джасанофф, Х. Крейг Мелхерт и Лизи Оливер (Инсбрук: Университет Инсбрука, 1998), 17–28, 17–19; Роберт С. П. Бикс, Этимологический словарь греческого языка (Leiden: Brill, 2009), 34.
↩Гесиод, Теогония 454–57.
↩Орфические гимны 29.6, 70.3; Статиус, Фиваида 11.47, 12.557.
↩Эсхил, фраг. 124 Смит.
↩Орфический гимн 71.
↩Суда , с.
↩в. «Макария».
Гомер, Илиада 15.187–93.
↩Гомер, Одиссея 11.487–90, пер. А. Т. Мюррей.
↩Схолия Гомера Илиада 6.153. Этот миф, по-видимому, использовался в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, хотя ни один из них не сохранился. Другие версии преступления Сизифа см. в Apollodorus, Library 1.9.3; Гигина, Fabulae 60.
↩Гомеровский гимн 2.357–69.
↩Во втором Гомеровском гимне и других греческих источниках Персефона проводила только одну треть года с Аидом и две трети со своей матерью Деметрой; но в некоторых римских источниках она делила год поровну между своими двумя домами (Овидий, Fasti 4.614, Metamorphoses 5.564ff; Hyginus, Fabulae 146).
↩Гомер, Илиада 5.395 и далее.
↩Аполлодор, Эпитом 1.24.
↩Согласно Аполлодору, Библиотека 2.
↩5.12, земля содрогнулась, когда Геракл попытался освободить Пирифоя. Однако в некоторых версиях Гераклу удалось спасти и Пирифоя (Hyginus, Fabulae 79), в то время как в других ему не удалось спасти ни Пирифоя, ни Тесея (Диодор Сицилийский, Library of History 4.63.5).
Гомер, Илиада 9.159, пер. А. Т. Мюррей.
↩См., например, Геродот, Истории 5.92.
↩Страбон, География 8.3.14; Павсаний, Описание Греции 6.25.2.
↩Страбон, География 5.4.5ff; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.22.1.
↩Страбон, География 14.1.44.
↩Страбон, География 5.4.5.
↩
Первоисточники
Греческий
Гомер: Аид упоминается как в Илиаде , так и в Одиссее г. до н.э. (восьмой век до н.э.). В 11-й книге Одиссеи , одноименный герой Одиссей действительно посещает Подземный мир.
Гесиод: Генеалогия и мифология Аида представлены в эпосе о Гесиоде седьмого века до н. э., особенно в Теогонии .
Гомеровские гимны : Второй Гомеровский гимн (седьмой/шестой век до н.э.), посвященный Деметре, дает подробный отчет о похищении Аидом Персефоны и последствиях этого деяния.
Пиндар: Аид иногда появляется в поэзии Пиндара, например, в Олимпийской оде 9 (466 г. до н.э.), которая намекает на битву, в которой он участвовал с Гераклом.
Аристофан: Аид — персонаж комедии Лягушки (405 г. до н.э.), где он председательствует на поэтическом конкурсе между мертвыми трагиками Эсхилом и Еврипидом.
Платон: Аид появляется в некоторых философских диалогах Платона. Например, Gorgias (ок. 380 г. до н.э.) включает басню о том, как Аид назначил трех человеческих судей, чтобы определить судьбу каждой души, пришедшей в Подземный мир (басня начинается в 523a).
Орфические гимны : Орфический гимн 17 (примерно с третьего века до н.э. до второго века н.э.) посвящен Аиду как Плутону, и бог мертвых также упоминается в нескольких других гимнах (включая 67 , 70 и 71).
Страбон, География : географический трактат конца первого века до н. э. и важный источник многих местных греческих мифов, институтов и религиозных практик древности.
Лукиан: Дионис фигурирует в некоторых сатирических произведениях Лукиана (конец первого — начало второго века н.э.), в основном в «Диалогах мертвых» .
Павсаний, Описание Греции : Путевой рассказ II века н.э.; как у Страбона География , важный источник местных мифов и обычаев.
Nonnus: монументальная эпическая поэма из 48 книг Dionysiaca (пятый век н.э.) повествует о приключениях и путешествиях юного Диониса; большинство богов играют определенную роль в эпосе, но роль Аида очень мала.
Роман
Вергилий: Плутон (как римляне называли Аид) появляется в некоторых произведениях Вергилия, включая Книгу 4 Георгиков (29 г. до н. э.) в связи с историей Орфея. В великом эпосе Энеида (19 г. до н.э.) герой Эней спускается в Подземный мир (в Книге 6).
Овидий: Мифы об Аиде/Плутоне упоминаются в некоторых произведениях Овидия, включая Метаморфозы и Фасти (оба ок. 8 г. н.э.). Обе эти работы рассказывают историю похищения богом Персефоны (римляне называли Прозерпину).
Сенека: в трагедии 9 есть подробный отчет о том, как Геракл (римский Геракл) отправился в подземный мир, чтобы вернуть Цербера.0065 Безумный Геркулес ; Аид/Плутон — тот, кто наблюдает за схваткой Геракла с трехголовым сторожевым псом.
Статий: Аид/Плутон и Подземный мир несколько раз фигурируют в эпосе Фиваида (первый век н.э.), в котором рассказывается о войне Семерых против Фив.
Клавдиан: Похищение Прозерпины , поэма четвертого века н.э., дает подробный отчет о том, как Аид/Плутон похитил свою племянницу Персефону/Прозерпину.
Справочники по мифологии (греческий и римский)
Диодор Сицилийский, Историческая библиотека : труд по всемирной истории, охватывающий события от сотворения космоса до времен Диодора (середина I века до н. э.) . Содержит отсылки к мифам об Аиде.
Аполлодор, Библиотека : мифологический справочник I века до н. э. или первых нескольких веков н. э. со ссылками на мифы об Аиде.
Hyginus, Fabulae : Справочник по латинской мифологии (первый или второй век н.э.), который включает разделы, посвященные мифам об Аиде/Плутоне.
Фульгентиус, Мифологии : Справочник по латинской мифологии (пятый или шестой век н.э.) с разделами, посвященными мифам об Аиде/Плутоне.
Вторичные источники
Бреммер, Ян.
«Аид». В Brill’s New Pauly под редакцией Хьюберта Канчика, Гельмута Шнайдера, Кристин Ф. Салазар, Манфреда Ландфестера и Фрэнсиса Г. Джентри. Опубликовано в Интернете в 2006 г. http://dx.doi.org/10.1163/1574-9.347_bnp_e501140.
Беркерт, Уолтер. Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1985.
Картрайт, Марк. «Аид.» Энциклопедия всемирной истории . Опубликовано в Интернете в 2012 г. https://www.worldhistory.org/Hades/.
Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.
Грейвс, Роберт. Греческие мифы . London: Penguin, 1955.
Гатри, В.К.Г. Греки и их боги . Лондон: Метуэн, 1962.
Кереньи, Кароли. Боги греков . Лондон: Темза и Гудзон, 1951.
Лонг, CR Двенадцать богов Греции и Рима .
Лейден: Брилл, 1987.
Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Метуэн, 1929.
Смит, Уильям. «Аид.» В Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Споттисвуд и компания, 1873 г. Цифровая библиотека Персея. По состоянию на 1 июня 2021 г. 1.
Проект Theoi. «Аид.» Опубликовано в Интернете 2000–2017 гг. https://www.theoi.com/Khthonios/Haides.html#Sisyphos.
Цитата
Капач, Ави. «Аид.» Mythopedia , 7 декабря 2022 г. https://mythopedia.com/topics/hades.
Капач, Ави. «Аид.» Mythopedia , 7 декабря 2022 г. https://mythopedia.com/topics/hades. По состоянию на 13 января 2023 г.
Капач, А. (2022, 7 декабря). Аид . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/hades
Авторы
Каждый греческий бог в Аиде
Аид взял миф об олимпийских богах и перевернул его с ног на голову. Игра — настоящее наслаждение для поклонников ролевых игр с изюминкой, которая также включает в себя мифологию таким образом, что это не скучно. Эти боги и богини, которых вы видите в Аиде, не те красочные и веселые, которых вы можете вспомнить из диснеевского Геркулеса.
Связанный:Аид: все актеры озвучивания из игры и кого они играют
В этом бродилке по подземельям вам предстоит сбежать из преисподней и из когтей вашего отца Аида. Вы играете за Загрея, принца подземного мира. По пути вы также столкнетесь с различными взглядами на хорошо известных и некоторых не очень известных богов и богинь, которые могут помочь вам, даруя вам «благо». Другие будут пытаться помешать вашему побегу на гору Олимп. Это настоящее наслаждение для глаз и ума, которое стоит посетить.
Загрей, принц подземного мира
Доминион: Хтонический
История игры: Он принц подземного мира и главный герой игры. Перед началом игры Загрей решает, что не согласен со своим отцом Аидом, и клянется сбежать из Подземного мира, сколько бы раз это ему ни потребовалось. Никс и его наставник Ахиллес помогают и подбадривают его на протяжении всего его коварного путешествия. Хотя его воспитывала Никс, он сын Персефоны. Он настоящая противоположность своему отцу, будучи весьма дружелюбным по отношению ко всем, кого встречает.
Связанный:Аид: Скрытые подробности о Загрее, которые все пропустили
Мифология: Загрей имеет противоречивое происхождение в мифологии. Одни говорят, что он сын Зевса и Персефоны, другие говорят, что он сын Аида. Он также идентифицируется как бог, которому поклоняются последователи орфизма. Загрей в этой легенде считается первым «Дионисом» — сыном Зевса, которого фактически разорвали на части титаны и возродили заново.
Аид, Бог мертвых
Доминион: Хтонический
История игры: Аид в игре очень похож на своего мифологического аналога, он живет в Подземном мире и является строгим отцом Загрея. Запись внутриигрового кодекса описывает его как «бога с характером», который очень серьезно относится ко всем вопросам, связанным с Подземным миром. Он также описывает Аида как человека, который действительно не любит ни свою семью на горе Олимп, ни своего сына.
Он также описан как ведущий уединенный образ жизни после своего решения разорвать все связи со своими родственниками-олимпийцами. Считается, что из-за этого выбора его отношения с сыном Загреем не самые лучшие, что становится очевидным, когда его сын продолжает пытаться сбежать из подземного мира.
Связанный: Сколько времени нужно, чтобы победить Аида?
Мифология: Он бог подземного мира, богатства, тьмы и металлов. В основном известный как король подземного мира, он правит местом, где все души уходят на покой согласно греческой мифологии. Он сын Кроноса и Реи и самый старший мужчина среди своих братьев и сестер. Его братья — Зевс и Посейдон, а сестры — Деметра, Гера и Гестия, которые старше его.
Когда он родился, он и другие его братья и сестры были проглочены Кроносом, который боялся, что его дети станут сильнее его. В конце концов Зевс освободил их всех. После окончания десятилетней войны, известной как «Титаномахия», Аид, Зевс и Посейдон разделили мир на три области, чтобы править морями (Посейдон), небом (Зевс) и Подземным миром (Аид). Аид также в конце концов женился / похитил свою жену Персефону, дочь его сестры Деметры.
Харон, стигийский лодочник
Доминион: Хтонический
Знания игры: Хотя Харон по-прежнему действует как перевозчик, как и его мифологическое происхождение, на самом деле он владелец магазина в игре. Он продаст Загрею полезные дары, которые помогут ему сбежать, бонусы и другие полезные предметы.
Однако его товары недешевы. В его записи в игровом кодексе упоминается, что он немногословен, а также предполагается, что у него есть свои собственные планы, отличные от Аида.
Связанный: Аид: как получить все легендарные дары
Мифология: Харон — паромщик Аида, который переправляет души недавно умерших людей через реку Стикс. Говорят, что эта река разделяет землю живых и землю мертвых.
В Древней Греции многие хоронили своих близких с монетой во рту, чтобы заплатить перевозчику за их путешествие в Подземный мир. Если у души нет платы, ее могут оставить скитаться по берегам Стикса в течение 100 лет. Он сын Никс и брат Гипноса и Танатоса.
Мегера, первая из фурий
Доминион: Хтонический
История игры: Мегера — одна из трех сестер Фьюри, посланных Аидом, чтобы помешать Загрею сбежать. Вы должны победить ее (или одну из ее сестер), чтобы продолжить попытку побега. Она также отвечает за решение проблем, возникающих в Тартаре, например, за то, что она мешает Загрею. Ее сестры, по-видимому, имеют дело с разразившейся между смертными войной, из-за которой она часто остается одна, чтобы решать проблемы Подземного мира.
Мегера считается самой свирепой из сестер, которая любит «мрачную работу», а ее любимое оружие — кнут — хорошо известно в Подземном мире. Также намекают, что у нее и Загрея есть совместная история, и вы можете продолжить романтические отношения с ней или остаться друзьями.
Связанный:Аид: Как победить Мегеру любым оружием
Мифология: Согласно легенде, Мегера — одна из Фурий, также известная как «воплощенные проклятия». Она и две другие фурии, Тисифона и Алекто, живут в Подземном мире и поднимаются на Землю, чтобы преследовать злых.
В других текстах говорится, что фурии рождаются от убитых призраков. Есть много противоречивых сообщений об их происхождении.
Алекто, мучительница страстей
Доминион: Хтонический
История игры: Алекто, как и ее сестры из Ярости Мегера и Тисифона, — еще один босс, с которым может столкнуться Загрей. Кажется, она получает наибольшее удовольствие от выполнения своего долга по наказанию смертных, которые поддаются своей импульсивности и совершают противоправные действия. Ее колючий кнут печально известен как в Подземном мире, так и в мире смертных. Алекто, похоже, не в лучших отношениях со своими сестрами, и из-за прошлого неподчинения ее тоже не пускают в Дом Аида.
Мифология: Алекто — одна из знаменитых Фурий, которой поручено наказывать смертных, сводя их с ума. В конечном итоге она несла ответственность за наказание тех, кто проявляет сильный гнев. Говорят, что она приложила руку к Троянской войне — ее миссия состояла в том, чтобы внести хаос в троянцев и привести к их падению.
Тисифон, мучительница убийств
Доминион: Хтонический
История игры: Еще одна сестра Ярости, которая появляется в Тартаре лишь несколько раз после поражения Мегеры. Считается, что Тисифона в основном ответственна за то, почему Фурии так широко опасаются как в Подземном мире, так и в мире смертных. Она чрезвычайно сосредоточена на своей задаче по наказанию убийц. Тисифону также не приветствуют в Доме Аида.
Связанный: Лучшие сборки Hades — лучшее оружие и дары для победы над финальным боссом
Мифология: Тисифона — одна из трех Фурий в греческой мифологии, которая помогала своим сестрам наказывать смертных, совершивших преступления отцеубийства, братоубийства и убийства.
В некоторых текстах она описывается как хранительница Врат Тартара, а в одном мифе рассказывается о том, как она влюбилась в смертного. Когда на ее любовь не ответили, она превратила часть своих волос в смертельную змею, которая укусила и убила его.
Никс, Воплощение Ночи
Доминион: Хтонический
История игры: Никс в основном служит защитником и опекуном Загрея, присматривая за ним и даже помогая ему с побегом. Иногда она известна как «Мать Ночи» и является матерью Гипноса, Танатоса и Харона. Никс также управляет Домом Аида и даже будет давать советы Мегере.
Связанный: Аид: 10 величайших персонажей преступного мира, рейтинг
Мифология: Никс — греческая богиня ночи. Говорят, что она очень красива и настолько могущественна — рожденная из Хаоса — что даже Зевс боится ее. Также сказано, что она была там в самом начале создания самой вселенной.
Хаос, Изначальный Создатель
Доминион: Хтонический
История игры: Хаос — буквальное воплощение пустоты, породивший Никс и Титанов. Хаос помогает Загрею в его поисках, предлагая дары, которые намного мощнее, чем дары олимпийских богов, но они приходят с условиями.
Связанный:Аид: руководство по хаосу и объяснение
Мифология: В греческой мифологии Хаос — это место рождения творения, из которого произошло все живое. Это было состояние мира до «сотворения», часто описываемое как пустота между небом и землей. В отличие от игры, Хаос, кажется, не изображается как что-то гуманоидное, а скорее представляет собой просто темную бездну.
Танатос, воплощение смерти
Dominion: Cthonic
Первая встреча Аида с Танатосом
История игры: Танатос — воплощение Смерти, а также брат-близнец Гипноса. Будучи буквальным воплощением самой смерти, он довольно часто рискует попасть в царство смертных, но ему это не нравится из-за яркости. Он еще один из друзей детства Загрея, и с ним также можно завязать роман, если вы выберете.
Мифология: Греческая версия Мрачного Жнеца, Танатос считается второстепенным богом по сравнению с другими, более известными. В текстах он упоминается, но его часто никогда не видели лично. Смертные считают Танатоса богом, который безжалостен и ненавидим как смертными, так и богами, которых он также ненавидит в ответ.
Гипнос, воплощение сна
Доминион: Хтонический
История игры: Гипнос служит секретарем Аида в Подземном мире, отслеживая каждую новую душу, которая входит. Однако на работе он довольно много спит, что вполне уместно для бога сна. Он также получает большое удовольствие, насмехаясь над Загреем каждый раз, когда ему не удается сбежать.
Мифология: Гипнос — сын Никс и брат Танатоса, воплощения Смерти. Гипнос считается олицетворением сна и известен как нежный и добрый Бог. Он будет помогать нуждающимся людям, что сильно отличается от того, как он изображен в игре.
Зевс, король олимпийцев
Доминион: Олимпиец
Знания игры: Бог неба и грома, а также король Олимпийцев, Зевс более чем готов принять Загрея с распростертыми объятиями. Он даже дает Загрею полезные дары, которые могут нанести большой урон группе врагов одновременно, используя удары молнии или цепные атаки молнией.
Мифология: Зевс — младший ребенок Кроноса и Реи. Его часто считают правителем небес и всех олимпийских богов. Зевс отвел роли всем остальным богам. Во многих текстах он женат на Гере, но проводит много времени, спускаясь на землю, чтобы завести романы. Наиболее узнаваемыми символами Зевса являются молния, орел, бык и дуб.
Афина, богиня мудрости
Доминион: Олимпиец
История игры: Афина, богиня мудрости, очень хочет помочь своему двоюродному брату сбежать из подземного мира и приветствовать его на горе Олимп. Ее дары повышают вашу защиту, а также могут отражать атаки, что может оказаться очень полезным. Она связалась с Никс, чтобы помочь вам сбежать, что приводит в движение сюжет игры.
Мифология: Будучи богиней мудрости, войны и ремесел, она известна как защитница многих городов по всей Греции. Известно, что город Афины был назван в ее честь, а Парфенон и Афинский Акрополь были посвящены ей. Мифы говорят о ее рождении изо лба Зевса. Также предполагается, что она будет вести мужчин в битвах.
Артемида, богиня охоты
Доминион: Олимпиец
История игры: Артемида, богиня охоты, наслаждается дикой природой и дает понять, что она не похожа на других олимпийских богов. Ее дары могут усилить вашу атаку, часто превращая их в критические удары, а также она даст Загрею улучшенные заклинания. Кажется, ей все равно, хвалят ее смертные или нет, что делает ее самым приземленным богом. Артемида также чрезвычайно предана своей работе.
Мифология: Известная как греческая богиня охоты, пустыни, луны, целомудрия и диких животных, Артемида часто считается защитницей молодых девушек. Также считается, что Артемида избавляла женщин от болезней. Ей широко поклоняются как одной из богинь деторождения и акушерства. Артемида так и не вышла замуж и поклялась оставаться девушкой.
Дионис, бог вина
Доминион: Олимпиец
История игры: Бог вина и безумия, кажется, никогда не воспринимает вещи всерьез. Его дары предназначены для замедления врагов и связаны с выпивкой. Также предполагается, что в жилах Диониса течет смертная кровь, поэтому он такой спокойный по сравнению со своими братьями и сестрами. Он популярен среди смертных, особенно за то, что приносит им больше радости, чем другие боги. Как только его смертные последователи переходят в Подземный мир, он разрывает с ними все связи.
Мифология: Дионис — бог урожая винограда, виноделия, плодородия, вина, садов и фруктов, растительности, безумия, ритуального безумия, религиозного экстаза, праздника и театра в Древней Греции. Те, кто принимал участие в его вечеринках, обнаруживали, что избавляются от вещей, которые могли помешать им вести более беззаботную жизнь. Один миф предполагает, что он родился от Зевса и Персефоны.
Деметра, богиня времен года
Доминион: Олимпиец
Знания игры: Богиня земледелия, священного закона и круговорота жизни и смерти озадачена Загреем
решение покинуть горькую тьму Преисподней. Несмотря на замешательство, она решает помочь ему, предоставив ему возможность накладывать проклятия на своих врагов. Когда-то смертные поклонялись ей и молились о ее благосклонности, но теперь боятся ее и просят о пощаде. Она проводит много времени вдали от Олимпа в поисках чего-то или кого-то.
Мифология: Считающаяся богиней урожая, земледелия и плодородия земли, Деметра также хранила священный закон земли, а также цикл жизни и смерти. Когда ее дочь Персефона была похищена и в конечном итоге стала королевой подземного мира, времена года, которые мы теперь знаем, остановились, и все живые существа погибли, когда она искала свою дочь. Зевс, понимая серьезность положения, пытался умолять Аида отпустить ее, но она съела пищу из Преисподней: шесть зернышек граната. Этот поступок привязывал ее к Подземному миру примерно на шесть месяцев в году, а остальные шесть месяцев ей разрешалось возвращаться к своей матери. Благодаря такому расположению у нас теперь четыре сезона.
Посейдон, бог моря
Доминион: Олимпиец
Знания игры: Посейдон выглядит веселым богом моря, приветствуя Загрея, называя его «маленький Аид». Он предлагает поднять ситуацию, чтобы помочь прикрыть продвижение Загрея через Подземный мир. Его дары дают возможность наносить врагам урон отбрасыванием. Аид не любит ни его, ни Зевса, равно избегая обоих, хотя они и братья.
Мифология: Греческий бог моря, штормов, землетрясений и лошадей, Посейдон получил власть над морем после поражения своего отца Кронуса. В «Илиаде» Гомера упоминается, что Посейдон помогал грекам против троянцев во время Троянской войны. Однако если вы попадете на его плохую сторону, как это сделал Одиссей в «Одиссее», он покажет вам всю силу своего гнева. Атлантида также считается его владением.
Афродита, богиня любви и красоты
Доминион: Олимпиец
Знания игры: Афродита, кажется, готова помочь Загрею главным образом потому, что находит его красивым, что подходит для Богини Любви и Красоты. Говорят, что она использует свою красоту как оружие, подобно тем, кто носит копье или кнут. Некоторые считают ее самой могущественной из всех, обладающей властью над сердцем, которое легко разбить, но нелегко исправить.
Мифология: Прекрасная греческая богиня обычно ассоциируется с любовью, красотой, удовольствием и деторождением. Афродита родилась на Кипре и это изображено на знаменитой картине «Рождение Венеры» (ее имя в римской мифологии). Она также была ответственна за создание Пандоры в мире по велению Зевса, чтобы принести зло в мир.
Арес, Бог войны
Доминион: Олимпиец
История игры: Арес, кажется, весьма впечатлен боевым духом Загрея. Как бог войны, он сосредотачивается на физических аспектах войны, в отличие от Афины, которая мыслит стратегически. Дары Ареса со временем увеличивают урон. Его не любят те, кто падает в бою, так как он символ войны и кровопролития. Несмотря на негативные стороны войны, многие смертные до сих пор поклоняются ему.
Мифология: Он бог войны и мужества, почитаемый древними греками, которые хотели проявить доблесть, необходимую для успеха в бою. Арес был унижен перед другими богами, когда выяснилось, что у него роман с Афродитой, которая была замужем за Гефестом. В то время как его сестра Афина олицетворяет стратегическое мышление в бою, Арес — полная противоположность, олицетворяющая жестокую физическую правду войны. Он сыграл роль в основании города Фивы.
Гермес, бог скорости
Доминион: Олимпиец
Знания игры: Гермес служит посланником всех богов, а также богом торговли, обмана, путешествий и проводником душ в загробную жизнь. Он считается свободолюбивым богом. Его дары увеличивают скорость. Он выглядит довольно молодым как духом, так и внешностью, и его даже можно было бы принять за обычного смертного, если бы не его скорость. Гермес также является единственным олимпийским богом, который также служит подземному миру.
Мифология: Гермес в греческой мифологии — вестник бога и защитник человеческих глашатаев, путешественников, воров и торговцев. Он может мгновенно перемещаться на огромные расстояния благодаря специальным крылатым сандалиям. Его миссия — безопасно направлять души после их ухода. Гермес также может свободно путешествовать между смертным и божественным мирами.
*Спойлер*
Персефона, богиня зелени, королева подземного мира (ранее)
Доминион: Олимпиец
Знания игры: Персефона служит богиней сезонных изменений и растительности (преимущественно зерна). Она дочь Деметры, а также была женой Аида, прежде чем покинуть Подземный мир на поверхность. Когда она была королевой подземного мира, ее описывали как добрую и статную женщину. На самом деле она настоящая биологическая мать Загрея, на что намекают на протяжении всей игры, но это не подтверждается позже.
Никто точно не знает, почему она ушла, но после того, как она это сделала, Аид запретил любое упоминание о ней. Никс расскажет о ней, но скажет Загрею, что она не умерла, потому что больше никогда не появлялась в Подземном мире через реку Стикс. Аид отмахнется от Загрея, когда тот попытается выведать у него информацию о его биологической матери, просто сказав, что она ненавидит, когда ее называют «Коре». Она — истинный мотив Загрея в желании сбежать из Подземного мира. Он осознает правду после того, как Танатос сказал ему, что у него глаз его матери (один красный для Аида и один зеленый для Персефоны). Персефона годами считала, что Загрей умер, поскольку родился мертворожденным, а затем был возрожден Судьбой. Она ошеломлена, узнав правду, но благодарна за возможность познакомиться с Загреем и помочь восстановить отношения между хтоническими богами и олимпийцами.
Мифология : Дочь Деметры и воплощение весны, а также олицетворение растительности, Персефона стала царицей подземного мира после того, как она была похищена Аидом с разрешения Зевса. Деметра, как только она обнаружила это, начала искать ее, и земля начала умирать, поскольку она запретила ей расти.