Иштар — биография богини, значение имени, мифы и легенды
История персонажа
Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар — львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.
История происхождения
ИштарИмя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером — это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское — Астар, или «утренняя звезда», и женское — Астарт, или «вечерняя звезда».
В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской — два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность — признаки и мужского, и женского полов. Иштар — богиня одновременно войны, секса и деторождения.
ШумерыКроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.
Мифы и легенды
К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.
Иштар – артСчитается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.
Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.
ЭрешкигальИштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.
На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.
В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает Гильгамешу взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.
Гильгамеш и ЭнкидуГильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.
Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.
На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.
Гильгамеш и небесный быкБлудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия — «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.
В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.
Иштар в культуре
Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов — Нергал и Иштар — сошлись в бесконечной битве.
Писатель Нил ГейманОбраз богини Иштар присутствует в романе Нила Геймана «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.
Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.
Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.
Кристин ЧеноветБогиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar — древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.
ИШТАР • Большая российская энциклопедия
Авторы: С. С. Соловьёва
Иштар. Статуя из храма в Мари. Нач. 2-го тыс. до н. э. Национальный музей (Халеб).
И́ШТАР (аккадское – Инанна, шумерское – Иннин), главное женское божество месопотамского (шумеро-аккадского) пантеона, богиня плодородия, любви, войны и распри, в астральном плане – олицетворение планеты Венера. Имя И. происходит от семитич. термина «астар», который у разных групп семитоязычных народов означал либо «богиня», либо «бог». И. именовалась «госпожой неба и земли», «госпожой небесного света», «госпожой стран», «госпожой воинств» и др. По-видимому, И. приписывали и дар целительства. Напр., статую И. Ниневийской царь Митанни Тушратта в 14 в. до н. э. прислал на время в Египет Аменхотепу III для излечения какого-то недуга, которым тот страдал. Женщины уповали на помощь И. при родах. Генеалогия И.
«Иштар на льве». Рельеф из Эшнунны Лувр (Париж).
Согласно местным гор. традициям, Инанна-И. в Уре считалась дочерью Нанны (Сина), сестрой Уту (Шамаша) и Эрешкигаль, богини загробного мира; в Ашшуре – дочерью и супругой верховного бога Ашшура; в Уруке – бога Ана [Ану(м)]; с возвышением культа Энлиля – его дочерью. В роли мужа Инанны-И. иногда фигурирует Забаба – бог-покровитель Киша, но в большинстве мифов – бог-пастух Думузи. В качестве сына И. упоминается бог-воитель Шара из г. Умма. Нередки были теофорные имена, включающие имя богини: наместник Мари Пузур-Иштар («Тайна Иштар»), царь Исина Липит-Иштар («Прикосновение Иштар») и др.
Инанна-И. стала одним из центр. образов мифоэпич. творчества народов Месопотамии, формирование которого началось в Шумере, в связи с чем б. ч. мифов посвящена Инанне. Особенно обширен цикл мифов об Инанне и её супруге Думузи, ставший основой для ритуала «священного бракосочетания». В шумерских и аккадских вариантах получил развитие миф о Гильгамеше и небесном быке: в отместку герою, отвергшему любовь И., богиня насылает на Урук чудовищного быка, которого тот всё же побеждает. В шумерских и аккадских вариантах сохранился самый популярный миф о нисхождении Инанны-И.
Таммуз | Бог, смысл, мать и факты
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Таммуз , шумерский Думузи , в месопотамской религии бог плодородия, воплощающий силы для новой жизни в природе весной. Имя Таммуз, по-видимому, произошло от аккадской формы Таммузи, основанной на раннем шумерском Даму-зид, Безупречный Молодой, который в более позднем стандартном шумерском стал Думу-зид или Думузи. Самое раннее известное упоминание о Таммузе содержится в текстах, относящихся к началу раннединастического периода III (9 г. до н.э.).0011 с. 2600– г. 2334 г. до н.э.), но его культ, вероятно, был намного старше. Хотя культ засвидетельствован в большинстве крупных городов Шумера в 3-м и 2-м тысячелетиях до н. где Таммуз был городским богом.
Как показывает его самый распространенный эпитет, Сипад (Пастух), Таммуз был, по существу, пастырским божеством. Его отец, Энки, упоминается редко, а мать, богиня Дуттур, была олицетворением овцы. Его собственное имя, Думу-зид, и два варианта его обозначения, Ама-га (Мать-Молоко) и У-лу-лу (Умножитель Пастбища), предполагают, что он на самом деле был силой всего, о чем мог пожелать пастух: чтобы в пустыне взошла трава, чтобы родились здоровые ягнята, а у матерей-животных было много молока.
Когда культ Таммуза распространился в Ассирию во 2-м и 1-м тысячелетиях до н. э., характер бога, кажется, изменился с пастырского на сельскохозяйственного божества. Тексты предполагают, что в Ассирии (а позже и среди сабеев) Таммуз в основном рассматривался как сила в зерне, умирающая при помоле зерна.
Культ Таммуза был сосредоточен вокруг двух ежегодных праздников: один праздновал его брак с богиней Инанной, а другой оплакивал его смерть от рук демонов из преисподней. Во времена 3-й династии Ура (9 г.0011 с.
2112– г. 2004 г. до н.э.) в городе Умма (современный Телль-Джока) бракосочетание бога торжественно праздновалось в феврале-марте, месяце Уммы фестиваля Таммуз. В период Исин-Ларса ( ок. 2004– ок. 1792 г. до н. э.) тексты сообщают, что во время брачного обряда царь фактически принимал личность бога и, таким образом, завершив брак со жрицей, воплощающей богиня, волшебным образом оплодотворяющая и оплодотворяющая всю природу в течение года.Празднования в марте-апреле, отмечавшие смерть бога, также, по-видимому, были драматическими. Многие причитания по этому случаю представляют собой шествие в пустыню к стаду убитого бога. Однако в Ассирии в VII веке до н. э. ритуал проводился в июне-июле. В крупных городах королевства для бога устанавливали ложе, на котором он лежал в состоянии. Его тело, по-видимому, символизировалось набором растительных веществ, меда и множества других продуктов.
Среди текстов, посвященных богу, есть «Сон Думузи», миф, повествующий о том, как Таммузу приснился сон, предвещающий его смерть, и как этот сон сбылся, несмотря на все его попытки сбежать. Очень похожая история составляет вторую половину шумерского мифа «Сошествие Инанны», в котором Инанна (аккадское: Иштар) отправляет Таммуза в качестве своего заместителя в преисподнюю. Его сестра, Гештинанна, в конце концов находит его, и миф заканчивается тем, что Инанна постановляет, что Таммуз и его сестра могут чередоваться в преисподней, проводя каждый по полгода среди живых.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Ухаживание и свадьба Таммуза были популярной темой песен о любви и анекдотических стихотворных композиций, которые, кажется, использовались в основном для развлечения. Однако ряд истинных культовых текстов следуют обряду шаг за шагом, как если бы его рассказывал внимательный наблюдатель, и многие причитания, вероятно, исполнялись в реальных обрядах.
В конце концов, множество изначально независимых богов плодородия стали отождествляться с Таммузом. Таммуз пастухов, чье главное отличие от Таммуза-пастуха заключалось в том, что его матерью была богиня Нинсун, Леди Дикая Корова, и что он сам представлялся пастухом, возможно, был изначальным аспектом бога. Сельскохозяйственная форма Таммуза на севере, где он отождествлялся с зерном, также могла быть изначально независимым развитием бога от его роли силы весенней растительности. Явным слиянием, хотя и очень ранним, было слияние Таммуза в Уруке с Амаушумгаланой, Единым Великим Источником Соцветий Фиников, то есть силой плодородия финиковой пальмы (9).
Более поздним важным слиянием было слияние Таммуза и Даму, бога плодородия, который, вероятно, олицетворял силу сока, поднимающегося в деревьях и растениях весной. Отношение еще других фигур к Таммузу, таких как Думузи-Апзу — богиня, которая, по-видимому, была силой подземных вод (Апзу), дающей новую жизнь растительности, — не совсем ясно.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Ашур | древний город, Ирак
Ашур
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сеннахирим
- Похожие темы:
- укрепление храм дворец ассирийский
- Похожие места:
- Ирак Ассирия
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Ашур , также пишется Ассур , современный Калъат Шаркат , древняя религиозная столица Ассирии, расположенная на западном берегу реки Тигр в северном Ираке. Первые научные раскопки здесь провела немецкая экспедиция (1903–13) под руководством Вальтера Андрэ. Ашур — это название города, страны и главного бога древних ассирийцев.
Первоначально это место было занято около 2500 г. до н. э. племенем, которое, вероятно, достигло реки Тигр либо из Сирии, либо с юга. Стратегически Ашур был меньше и менее удачно расположен, чем Нимруд (Калах) или Ниневия, другие главные города Ассирии; но религиозная святость Ашура обеспечивала его постоянное содержание до 614 г. до н. э., когда он был разрушен вавилонянами. Позже часть города была возрождена примерно во время парфянского завоевания Месопотамии в середине II века до н.э.
Внутренний город был защищен окружными стенами длиной почти 2,5 мили (4 км). С восточной стороны Ашур омывался Тигром, вдоль которого впервые были возведены массивные набережные при Адад-нирари I (годы правления ок. 1295– ок. 1264). С северной стороны рукав реки и высокий откос служили естественной защитой, которую дополняла система укрепленных стен и мощный вылазный порт под названием мушлалу — полукруглая башня из каменной рустованной кладки, построенная Сеннахиримом и вероятно, самый ранний известный пример этого типа архитектуры. Южная и западная стороны были защищены мощной системой укреплений.
В каталоге построек Ашура, составленном во времена правления Сеннахирима (704–681), перечислены 34 храма, хотя было найдено менее одной трети из них, включая храмы Ашура-Энлиля, Ану-Адада, Син-Шамаша и Иштар и Набу. Исторически наиболее интересны храмы, посвященные культу богини Иштар, или Инанны, как ее знали шумеры.
Помимо храмов, были выявлены три дворца. Древнейший из них приписывается Шамши-Ададу I (9 г. до н.э.).0011 с. 1813– г. 1781) и позже использовался как могильник. Многие частные дома, обнаруженные в северо-западной части городища, имели просторную планировку и имели под этажами родовые склепы, где в ходе немецких раскопок были обнаружены десятки архивов и библиотек. Нерегулярная планировка города указывает на строгое соблюдение прав собственности и землевладения. Другие аспекты ассирийского права, в частности касающиеся женщин, известны из серии табличек, составленных между 1450 и 1250 годами9.