Боги египта какие были: Боги Древнего Египта — урок. История, 5 класс.

Первые египетские боги Мифология Древнего Египта

Слово бог, по-египетски нетер, в древнем Египте имело совсем иное значение, чему нас или у греков и римлян. Нетер значило возвышенный, достопочтенный; небо, солнце, земля, Нил – были нетеры, точно так же, – герои прошедших времен, основатели и строители государства; даже каждый царь был нетер, если он в самом деле был тем, чем должен был быть, – защитником и попечителем страны; и ему воздвигались алтари, точно так как добрый сын молился, ежедневно перед идолом своего отца и приносил жертвы на маленьком алтаре.

Первоначально в Египте было четыре неразделимых бога:
1) Материя, вещество, из которого произошло все. Свет со всем, что в нем есть, произошел из этого вещества; но само первоначальное, вещество не могло произойти из чего-нибудь, оно несотворенное. Это богиня Нет.

2) Дух, который действует и живет в материи. Это бог Неф. Неф и Нет неразрывно связаны между собою; материя совершенно немыслима без сил, которые действуют в ней; точно так же нет никакой силы без вещества, в котором она могла бы держаться.

От бога Неф и из богини Нет произошло все, что только существует.

3) Вещество занимает пространство, так как первоначальная, материя не создана в начале, а существует от века, то бесконечное пространство должно быть точно также несозданное, вечное. Это богиня Пашт. Она все обнимает, в ней все покоится, все восстает и исчезает.

4) Что ни есть, все существует в пространстве, и что бывает, бывает во времени. И время без начала и конца, не произошло, не сотворено. Неразделимое время, вечность, есть бог Себек. Дух и вещество, время и, пространство неотделимы одно от другого. Неф и Hет, Себек и Пашт – четыре первых величайших бога, через которых, из которых и в которых произошло все; но они не произошли; они несозданны, непреходящи, неразделимы, – они одно целое.

Но как нужно представлять себе это единение, этого не знает ни один человек, это никому непонятно, это амун, то есть скрытое, таинственное (ом = не, нет; ун = открытый).

Амун – непонятное единение четырех первых божеств, само есть высочайшее божество; Амун есть великое четвероединство, состоящее из Нефа и Нет, Себека и Пашт, Амун есть все во всем.

Часть бесформенной материи приняла форму и стала миром. Таким образом мир образовался в этом четвероединстве как часть ее, и именно в виде шара, но и после остается еще объятым Амуном.

Часть бога Неф, действующая в мире, внутри мира находящийся, творящий дух, называется бог Мент. Он создал прежде всего первоначальный огонь, первоначальную теплоту, бога Птаха. Без теплоты невозможна ни животная, ни растительная жизнь; без теплоты нет испарения, следовательно, нет разделения влажного от сухого; теплота была необходима для бытия всех вещей.

Далее, под влиянием Мента и при действии Птаха отделяется неустроенная, смешанная мировая масса, которая покоилась в виде шара в недрах Амуна: самое тонкое поднялось к поверхности, стянулось там и образовало твердый свод, небо, – это богиня Пэ. Более грубое осело в центре, сгустилось там и сделалось землею, – это богиня Ануке.

У египтян не было бога небес, который управлял бы солнцем, луною и звездами, но само небо, синий свод, было божеством. У них не было бога земли, который растил бы растенья, питал бы животных, управлял бы жребием человека, но сама земля, на которой мы живем, была богиней.

Из той части первоначальной материи, которая носилась еще между небом и землею, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два больших мировых тела – солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг. Но Мента нельзя представлять при этом в виде личности; он только присущая веществу сила, как сила, которая действует в магните, притягивая железо. Птах не бог огня, но только сама всепроницающая теплота.

Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Caтe, день, светлая половина мира, и Гатгар, ночь, мрачная половина мира. (Последняя богиня называется не Гафор, как часто писали и выговаривали, ибо ее имя представляет слово, сложенное из гат и гар). У египтян день и ночь не были от вечности, прежде даже чем произошло солнце, как это у нас в священной истории творения. У нас говорится: «И был вечер и было утро», но только на четвертый день создал Господь Бог солнце. Египтяне, напротив, говорили: «Прежде чем произошло солнце, дня и быть не могло».

Итак, божества, рассмотренные нами до сих пор:

I. Амун, четыреединый, непостижимый, состоящий из:

1) бога Неф – дух, первобытный дух;
2) богини Нет – материя, вещество;
3) бога Себек – нераздельное время, вечность;
4) богини Пашт – бесконечное пространство.

II. Божества внутри мира:

1) бог Мент – творящий дух;
2) бог Птах – первоначальный огонь, теплота;
3) богиня Пэ – небесный свод;
4) богиня Анке – земля;
5) бог Ра – солнце;
6) бог Эаг – луна;
7) богиня Сате – светлая половина мира, день;
8) богиня Гатгар – мрачная половина мира, ночь.

Затем еще был бог – Яро, Нил, который почитался под различными именами, в зависимости от того, с какой точки зрения на него смотрели. Например, как источник всякой жизни его называли бог Аком, так как он своей илистой водою, которою покрывает землю и доставляет вещество для всего бывающего на ней. Если представляет образ богини Нет, то он называется богиней Нетне и пр.

К богам Египта принадлежат и герои. Между тем как те боги не имели в себе ничего человеческого, эти только люди, люди в полном смысле слова. Между ними особенно блистала семья великого царя Осири. К ней принадлежат:
Осири, царь. Он основал государство и, между прочим, научил людей виноделию.

Супруга его Изи, царица. Она положила начало хлебопашеству.
Братья и сестры Осири называются:
Гаруери, то есть Гар, старейший.
Сет, который изобрел оружие, научил людей употреблению его и этим приобрел звание бога войны.

Небфи, покровительница семьи.

Она научила людей строить дома и считалась богиней семейного счастья.

Дети Осири и Изи:
Гор, известный под именем Горус.
Анта, дочь, названная греками Бубастис, и тотчас почти по смерти Осири рожденный сын, которого, в отличие от его брата называли Гарпекроти, то есть Гар – дитя (из Гарпекроти произошло греческое имя Гарпократес).

Божеские почести воздавались и другим героям; в их память строили храмы, воздвигали им алтари и приносили жертвы перед их статуями, то есть молились им и возливали на их алтарь молоко, масло и вино. При больших празднествах им тоже воскуряли и пели.

Весьма естественно при этом, что различные боги почитались тем более, чем понятнее они были народу. Птах, первобытный огонь, теплота, чествовался гораздо чаще, чем Мент, творящий дух; ибо теплота, огонь, было нечто гораздо более наглядное, чем создающая сила, которая была видима только в своих действиях. И еще более храмов воздвигали богу Ра, солнцу, ибо видели как оно, ясное и светлое, стоить в небе, и его благотворное влияние было понятно для всякого; и самый необразованный изумлялся солнцу и чувствовал свое сердце проникнутым благодарностью к нему.

Что без теплого, ясного солнечного сияния не растут растения, а без них невозможна и жизнь животных и человека, это было ясно каждому, и поэтому идолы бога Ра распространялись по всей стране.

Однако больше всего молились тем божествам, которые сами были людьми; ибо они, естественно стояли ближе всего к народу, они были понятны всякому. Об Осири и Изи говорили повсюду; что сделали они для страны, знал каждый и каждый мог оценить. Почти не было ни одного города, который не построил бы храма великому Осири, гораздо реже были храмы богу Эаг (луна) и еще реже богине Нет (первоначальная материя).

Боги древнего Египта

Отдельная тема – роль религий в жизни Египта, да и всего Востока. Нет сомнений в том, что религиозные верования и обряды играли исключительную роль повсюду, где обитал человек, ибо тот, как справедливо заметил Т. Тэйлор, – религиозное животное. Древний Восток – родина всех религиозных систем. Не были исключением и египтяне, «самые богобоязненные люди» (как говорил о них Геродот). Множество их богов различалось лишь головами, тогда как человеческие тела были одинаковы. Египтяне почитали дождь, как слезы Нила, поклонялись Солнцу, почве, камням, животным, деревьям и растениям.

Вначале среди египтян господствовала «естественная религия», единство духовного и природного начал. Народы в своих поступках и инстинктах руководствуются не столько писаными законами или мыслями книжников, рекомендациями ученых и политиков, а некими давно устоявшимися канонами и культами, напоминающими чары мифологии и колдовства. Гегель так объяснял эту склонность людей к религии: «Убеждения, настроенность человека не обязательно принимают форму религии; они могут сохранять известную неопределенность. Однако для тех, кого называют народом, последняя истина содержится не в форме мыслей и принципов; народ склонен считать правом лишь то, что ему дано как определенное, особенное. Эта определенность права и нравственности обретает для народа свое наиболее убедительное подтверждение только в форме существующей религии…»

Возможно, это имеет место потому, что в таком природно‑религиозном единстве легче постигается и сам бог. По свидетельству ученых, в Месопотамии и Египте (у египтян и у шумеров) уже к началу III тысячелетия до н. э. существовали тщательно разработанные религиозные системы. Египтяне считали, что бог создал все земли, но ранее других – все же землю Египетскую. История религиозных представлений древних египтян, по словам Б. Тураева, несомненно, является одним из основных элементов истории их культуры («последняя может быть понятна только при основательном знакомстве с первой»). Однако понятно и то, что в готовом виде религии не могли появиться на свет. В работе Г. Редера о народной религии в Египте показано, как мелкие культы с годами сливались в более крупные, создавая таким образом сложные богословские системы.

Небесный мир строился по образцу земного египетского государства. Боги возникали из небесного хаоса. У каждого поселения имелись собственные божества (животные, растения, небесные светила и т. д.). Многие божества представлены в образе человека (богиня правды Маат изображалась в виде женщины с пером на голове, а уже упомянутый бог мудрости Тот – в образе человека с головой ибиса). Согласно египетской мифологии, мир возник из цветка лотоса (священного лотоса над великим озером). Лотос дал жизнь юному солнечному богу Ра. По другим преданиям, солнце явилось в виде золотого теленка. Тексты Пирамид повествуют о Ра, «золотом теленке, рожденном небом». Фараоны Египта в дальнейшем часто изображались в облике сына небесной коровы.

В других сказаниях создателями мира выступают не птицы и животные, а боги и богини (богиня‑женщина Нут или боготворец Хнум, вылепивший мир на гончарном круге). В них находили отражение реальности окружающей жизни (рождение младенца, изобретение гончарного круга и т. д.). В эпоху матриархата божества‑покровители номов Египта – это в большинстве своем женщины (богиня неба Нут и др.), а в эпоху патриархата на первые места выходят боги‑мужчины. М. Матье описывает, как мемфисский бог Птах творит богов, города, искусства, жизнь для праведных или смерть для грешных: «И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов, согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей… И он родил богов, он создал города, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины». Таковы были представления древних египтян о миссии разного рода божеств и их роли в повседневной жизни. Боги – воплощения законов небесных и земных, суровые стражи порядка.

Можно сказать, что Египет – родина первых божеств. Как утверждал Гермес Трисмегист, «наша страна – всего мира святилище». Такой же точки зрения придерживались греки. Один путешественник‑грек говорил: «Почти весь мир научили египтяне поклоняться богам, и мы знаем, что боги обитали и доныне обитают здесь». Ученые разделяют точку зрения, что первое представление о божественном слове как творческой силе мироздания возникло в Египте. Дж. Брестед считает, что родиной учения о логосе является Египет. Сравним с Библией, Евангелием от Иоанна: «Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Все через него». Это же можно сказать о мифах. Если признать, что в «древней Европе не было богов» и что Европа заимствовала мифические элементы повсюду – у Египта, на Крите, в Вавилоне и Палестине, как и то, что статуя так называемого гелиополитанского Зевса была по своей природе египетской, то можно предположить, что и миф возник там же.

Возможно, что в сущности мифологии всех народов являются повторением одной‑единственной прамифологии. Ю. Браун в «Естественной истории сказаний» выражал уверенность, что исходным пунктом этих великих мифологических переселений был Египет. По его словам, человечество владеет вобщем‑то небольшим запасом фундаментальных идей и образов, которые создали наши представления о жизни и смерти. В большинстве случаев все эти идеи космологического характера, и явились они из Египта. «Отсюда этот единственный духовный, основной капитал человечества эмигрировал, как одна цельная масса сказаний, в Исландию, Эфиопию, Индию, Мексику, Новую Зеландию, в греко‑романский и германский миры», – пишет В. Вундт, развивая концепцию Брауна.

В египетской истории порой трудно отличить сказку от реальности. Сведения греков (скажем, Диодора Сицилийского) также звучат довольно фантастично… Царям предшествовал род богов. Исчисляя время, истекшее от царства Солнца до похода Александра, говорят о 23 тысячах лет. «Они говорят – это, очевидно, сказка, – что из богов, царствовавших на земле, старейшие владели скипетром по 12 веков каждый, а потомки их – не менее чем по 300 лет». Первым царем египтян, согласно мифологии, было Солнце, затем правил Сатурн, который дал жизнь Осирису и Исиде.

Миф об Осирисе и Исиде лежит в основе системы религиозной мысли египтян. Пантеон богов состоял из «Гелиопольской девятки»: бога Амона‑Ра, создателя вселенной, и четырех пар божеств. Египетская религия вызывала большой интерес у древних народов. Плутарх, «последний универсальный ученый эллинизма», даже посвятил этой теме специальный труд. Все крупные египтологи писали о религии Египта (Г. Масперо, А. Эрман, Х. Бонне, З. Моренц, Б. Тураев, М. Коростовцев и др.). Для египетской религии характерны политеизм, синкретизм, веротерпимость и относительная свобода религиозных воззрений. Вера египтян не была застывшей формой, она развивалась и эволюционировала в направлении монотеизма, хотя процесс сей занял много лет.

Божества в Египте

Среди божеств египтян особенно популярны были Ра, Тот, Осирис, Исида… Первым родился Осирис. В момент его появления на свет некий голос якобы возвестил, что родился «властелин всей земли». На четвертый день в болотах Нила родилась Исида. Опять же согласно легенде Осирис и Исида полюбили друг друга, находясь еще в чреве матери. Став царем Египта, первым фараоном, Осирис научил египтян выращивать злаки, повышать плодородие земли, дал им основной свод законов, приучил к почтительности к богам. Он просвещал и наставлял народ, вывел его из нищеты и варварства. По этой причине его ставят на одну ступень с Ра, богом солнца, а порой и выше…

Культ Осириса, который обещал людям воскрешение и вечную жизнь, просуществовал долго. Миссию заступницы и покровительницы у египтян выполняла богиня Исида. Ей были известны загадки земли и неба, она заслоняла людей от сил зла, поддерживая мировой порядок. В ней видели символ мудрости и глубокомыслия. Исида играет главенствующую роль в египетском пантеоне. Ее обычно изображают в длинном одеянии, с коровьими рогами, в ее руках – копье, систр и пальмовая ветвь, символизирующая древо жизни. Место зарождения культа – один из номов Нижнего Египта. Легенда гласит, что ее и ее сына после гибели мужа, Осириса, преследовали враги. Тогда она спрятала сына, младенца Хора, в зарослях Дельты, но, вернувшись после короткой отлучки на то же место, обнаружила его тело бездыханным.

Будучи искусной волшебницей, магией заклинания Исида спасла сына, затем хитростью отвоевала для него престол. Ее популярность и авторитет у простого народа объясняются тем, что именно народ пришел ей на помощь, когда она пыталась спасти сына. Никто из знатных семей не внял мольбам. Лишь простые рыбаки протянули ей руку помощи и поддержки. Народ с энтузиазмом собирался на празднества в ее честь в Бусирисе (в середине египетской дельты), где находился самый большой храм благословенной Исиды.

Культ Осириса процветал в древнем городе Тасу (греки называли его Абидос). Жители сооружали тут величественные монументы богу. Увы, большинство их засыпано песком. До нашего времени дошли лишь руины святилища и древнего города. Хотя сохранился храм фараона Сети I и другие храмы, что известны превосходной живописью. Страбон отозвался о некоторых из них как о прекраснейших строениях. В Египте считалось почетным и престижным, если египтянину удавалось возвести в Абидосе заупокойную молельню или мемориальную стелу.

Богиня материнства и плодородия Исида – верная супруга и любящая мать. Она – божественная мать фараона, кормящая его грудью. Как и Хотхор, богиня любви, она покровительница женщин, олицетворяет собой образ женщины‑матери. Впервые в мире египетское искусство, пишет Матье, привлекло внимание к такому глубокому человеческому чувству, как материнство, и высоко подняло его, закрепив в облике Исиды с младенцем Гором. В возникшем на почве народной мифологии образе Исиды издревле сосредотачивались чаяния тысяч египетских матерей, веривших, что она может так же избавить от болезней и смерти их детей, как, по легенде, спасла она от смертельной опасности своего сына. Созданный искусством образ Исиды‑матери был широко распространен среди населения Египта, сыграв в дальнейшем немалую роль в сложении христианской историографии. «Глубокая любовь, которой проникнут миф об Осирисе, – пишет Карпичечи, – окружила милосердием и нежностью фигуру Исиды, богини, наиболее близкой египетскому народу, самому человечному и страстному созданию, когда‑либо появлявшемуся в древнем мире».

Древние боги Египта

Авторитет Исиды был высок не только в Египте, но в Риме, Греции, Галлии, Британии и Германии, на Апеннинском и Иберийском полуостровах, в Северной Африке, Нубии, на Черноморском побережье, в Месопотамии. Как объяснить популярность культа Исиды, женщины, знавшей магические слова? О причине повсеместного обожания Исиды В. В. Розанов сказал так: «Египтяне, и только они одни во всемирной истории, среди всех цивилизаций Востока, взяли – как я указываю – для изображения Изиды самый острый, страстный и нежащий «уголок материнства» – кормление грудью младенца. Кроме них ни один народ этого не сделал; и хотя мне раз это попалось на халдейском рисунке, но только раз: и в Халдее оно почему‑то не удержалось.

Увлекательно то, что боги – Египта, Месопотамии, хеттов, Палестины, Сирии, Персии, Греции, Рима – пользовались уважением у других народов, пусть даже если это боги соперника или противника. Предположим, персы имели обычай приносить жертвы греческим богам «по эллинскому обычаю» даже в ту пору, когда находились в состоянии войны с греками. При отправлении культа своего, иранского бога Ахура Мазды отпускали аж в три раза меньше вина, чем предназначалось чужому богу, эламскому богу Хумбану. Дело, конечно, не в вине, а в отношении к вероисповеданию. Значимо и другое: древние научились уважать обычаи, порядки и культы других народов. Сражаясь с противником бывало не на жизнь, а на смерть, и даже убивая его, они тем не менее пытались не прекращать жизненную, религиозно нравственную пуповину, связывавшую их со всем человечеством.

Хоть вера египтян (в образном смысле) и была «звероподобной». В отличие от греков, воспринимавших богов своих в образе людей, народ Древнего Востока считали творцами мира существа, имевшие обличие зверя. У шумер и вавилонян – это Тиамат (двукрылый змей), у китайцев – дева змея, Нюйва, слепившая первых людей из глины, у египтян – бог демиург Хнум, изображённый в виде барана (бараночеловека), создавший из глины первые человеческие существа. Египтяне обильно населяли божественный мир животными. Небо представлялось им в образе гигантской небесной коровы, богини Нут, солнце – в виде золотого теленка, древнейший бог Нун (всемирный хаос) – в виде лягушки, Гор, бог солнца и неба, являлся в виде человека с головой сокола или солнечного диска.

Древние индусы считали прародителями мира божественных быка и корову. Финикийцы демиургом называли Илу, являвшегося в образе старца или в образе быка. Творцом мира у самаритян считался бог козел. Древние майя и ацтеки создателями мира считали фантастических животных. У майя творцом мира выступала Ицамна – пресмыкающееся с чертами птицы и ягуара, а в религиозных культах Латинской Америки двукрылый змей Кецалькоатль («змей, поросший зелеными перьями») рассматривался как творец человека и мира. Считалось, что он обучил ацтеков возводить дома и взращивать рис.

В то же время верованиям Востока присущ дух свободы… М. А. Дандамаев пишет: «Для Древнего Востока была характерна полная независимость вероисповедания, причиной которой были не политические или моральные мотивы, а полное отсутствие убеждения о ложной вере, о каких либо формах ереси. Еретические учения не могут начаться при политеизме, так как каждый культ считается правомерным и имеющим основание на существование. Раз признается политеизм, совершенно разумно и желательно в случае необходимости прибавить к своим традиционным богам и богов чужеземных. В силу указанных причин Древний Восток, в отличие от более поздних периодов, не знал крестовых походов с целью распространения какой-никакой либо религии… Еще в прошлом веке многие ученые высказывали всецело неверное воззрение, что Древний Восток погиб из за религиозного разделения людей, из за презрения к культам иноверцев, затруднявшим контакты среди людьми…

Ведь в действительности прозелиты никому не были нужны в древности, ибо ни один человек не был заинтересован в том, чтобы делиться с ними нисколько не безграничными благодеяниями своих богов. Рано или поздно стало формироваться учение о строгом монотеизме, в V веке до н. э. иудейские законоучители силой внедряли его среди своих соплеменников. Так был нанесен первоначальный самый тяжкий удар древним плюралистическим (религиозным) представлениям». Удары палкой, которые обрушились на тех, кто поклонялся финикийско ханаанским божествам наравне с Яхве и заключал смешанные браки, встретили яростное противодействие со стороны народа. Но впоследствии долгой и яростной борьбы, унизительных и мучительных наказаний, демагогии и важных экономических реформ удалось настоять торжества монотеизма. То, что палка для Яхве стала главным аргументом веры, неудивительно. Но и православие, пришедшее в Египет в III веке н. э., а прежде тем в Рим или Иудею, как и мусульманство, вошедший в бытие и уклад жизни стран Востока с VII века н. э., зачастую обращались к насилию как к аргументу веры.

О верованиях древних египтян хотелось бы сообщить еще вот что… В их религии возникли закрепленные признаки богов. В сознании бог Сет служил олицетворением зла, а бог Озирис был его антиподом – олицетворением добра. Восток не знал еще в то время эсхатологических учений, свирепо повествующих о рае и аде. Ученые отмечают: не только в клинописной, но и в обширной ветхозаветной литературе ни рай, ни ад «ни разу не упоминаются». Характерен эпизод из «Книги Мертвых», принадлежавший жрецу Ани, современнику Сети I, где содержится беседа между умершим Ани и богом Атумом. Ани высказывает недоверие в том, что предстоящее загробное бытие будет легче земного. Атум пытается убедить его в обратном: «Ани: «О, Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там то нет воды, нет воздуха, она глубока глубока, она темна темна, она вечна вечна!» Атум: «Ты будешь в ней век вековать с удовлетворенным сердцем». Ани: «Но в ней нет радостей любви!» Атум: «Я дал прозрение взамен воды, воздуха и радостей любви, умиротворенность сердца взамен хлеба и пива!»». Доводы в пользу «рая» неприкрыто звучат не ахти веско.

Акт воздаяния здравицы в честь фараона совершался в Египте изо дня вдень. Так когда-то молились за здравие государя императора в храмах России. Царь – преемник бога на земле. «Как наверху, так и внизу», – гласила древнеегипетская поговорка. Восхваление фараона как подлинного бога – литературная гиперболизация. Ее должно разуметь как молитву египтян, обращенную к богу. В ней они молят выказать верность к царю, дарить ему здоровье и долгую жизнь. Подтверждений подобной интерпретации молитв в египетских текстах куча (дифирамб Сенусерту III, или «Повесть о Синухе», воспевающую как бога фараона Сенусерта I). В построенном царицей Хатшепсут храме имелась посвящение. В ней «царь богов» Амон непосредственно указывает на разграничение своих полномочий с царицей: «Мое имя – во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей».

Фараон предстает перед людьми в облике «богочеловека», мыслится как «богочеловек», но заключенное в нем человеческое происхождение сближает его со смертными. Он зависел от богов и нуждался в их помощи. В молитвах фараон непрерывно подчеркивал, что «послушен» воле богов. И еще один интересный случай: в провинциальных центрах «отцом» фараона считался коренной высший бог. На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами существовал строго соблюдавшийся незыблемый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтоб ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благосостояние и преуспевание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам выполнение культа, сооружение храмов, дары и т.д.

Интересные статьи

Каирский музей
Гелиополь
Где находится Египет
Религия Египта
Хургада или Шарм-эль-Шейх
Судебная система Египта
Достопримечательности Египта
Розовая пирамида Снофру

Бог | Боги Египта Викия

Бог

Псевдонимы

Бессмертный

Принадлежность

Ра (Основатель)
Гор (Нынешний Король)

Бог — это божественное существо, обладающее властью над аспектами как природного мира, так и человеческих усилий. До появления смертной расы люди поклонялись богам как защитникам и добытчикам; уважая их силу, а также их гнев и мудрость в надежде достичь загробной жизни.

Пример истинной формы богов

Содержание

  • 1 Физиология
  • 2 Истинная форма
  • 3 Источник питания
  • 4 Личность
  • 5 Внешний вид
  • 6 Сил и Способностей
  • 7 Слабые стороны и ограничения
  • 8 известных богов
  • 9 Теоретические вещи

Физиология

Боги — существа выше смертных, в кровеносной системе которых вместо крови течет чистое светящееся жидкое золото. Они обладают ростом выше смертных. Боги могли быть от 8 до 10 футов и выше. Слово «боги» гендерно-нейтрально, предполагая, что женщины известны как богини, а мужчины известны как боги. Боги более мускулисты, чем богини. Бог также обладает истинной формой (см. Истинную форму ниже). Боги практически лучше смертных во всех отношениях, проявлениях и формах.

Поскольку боги выше, они должны иметь более прочную структуру, чтобы поддерживать их рост и размер. При этом тело богов прочнее, выносливее и тяжелее, чем у любого человека. Мышцы богов могут перемещать любой вес, который человек не может легче и без усилий. Теоретически дети-боги, вероятно, разовьют свои божественные силы с возрастом и специальной подготовкой. Согласно этой теории, им, возможно, придется тренироваться, чтобы развить свою истинную форму и / или получить контроль над своей истинной формой (зависит от того, начинается ли это непроизвольно или нет). Боги, возможно, выбрали бы свои владения на основе выбора, личности или любых сил, которыми они обладали бы.

Истинная форма

Истинная форма бога проявляется в виде металлического гуманоидного звероподобного существа. Их силы увеличиваются в десять раз, пока бог находится в своей истинной форме. Боги могут по желанию переключаться между своей человеческой маскировкой и своей истинной формой. Когда боги принимают свою истинную форму, они начинают светиться ярко-красным светом, а энергия окружающей среды поглощается этим богом. Затем бог превращается в свою истинную форму. Боги также могут перемещать часть своего тела между своей истинной формой и своей человеческой маскировкой. Боги в своей Истинной форме выше, чем в своей человеческой маскировке.

Источник силы

У каждого бога есть источник силы, например, у Сета есть яма в центре мира. Этот источник силы экспоненциально увеличивает силу бога, делая его сильнее, быстрее, проворнее и т. д., когда источник силы закончил свое создание. Если этот источник силы будет удален по какой-либо причине, бог будет бессилен, например, не сможет превратиться в свою истинную форму. При воссоединении с источником силы богов бог восстанавливает свои силы. Боги также могут усилить свой источник энергии, возможно, с помощью специальной подготовки или чистой силы воли. Внешний вид источника силы богов различается между богами. Некоторые похожи на кристаллы. Боги, возможно, могли выбирать свой источник энергии. Некоторые из них могут быть местами, частями тела, оружием и т. д. Вот список известных богов с источниками энергии.

  • Гор : Глаза
  • Осирис : Сердце
  • Набор : Яма к центру земли
  • Тот : мозг
  • Нефтис : Крылья
  • Ра : Неизвестно (возможно, его копье, солнце или что-то еще)

Личность

Боги должны жить среди смертных, чтобы править ими как фараоны. Как только бог становится фараоном, он может выбирать, что произойдет с людьми после их смерти, например, когда Гор установил правило, что только люди, которые совершали добрые дела, были страстными, щедрыми и т. д., попадут в загробную жизнь в конце. фильм. Боги могут заключать сделки со смертными, например, когда Бек заключил сделку с Гором, чтобы воскресить Зайю из мертвых, чтобы Хорус вернул себе глаза.

Внешность

Боги кажутся практически идентичными смертным, но выше ростом, а их тела покрыты золотом, а не кровью. У богов более мускулистое телосложение, чем у богинь.

Силы и способности

Бог Сет — Повелитель пустыни и сын Ра — проявляет свою истинную форму; проявляя всю силу своей божественной силы в своей первой битве с Гором. В своей смертной форме боги по-прежнему обладают большой силой благодаря своему огромному размеру. Когда они полностью сформированы, боги становятся электростанциями.

Известно, что египетские боги в фильме «Боги Египта» обладают следующими силами и способностями:

  • Сверхчеловеческая сила — Будучи высшими существами в Мироздании, боги небрежно демонстрируют более сильную физическую силу по сравнению со смертными существами; способный проявить превосходящую силу в бою. Ни один человек не может бросить вызов богу в смертельной схватке. Хотя боги не рождаются равными в мускулах, все они сильные бойцы.
  • Сверхчеловеческая скорость: Показано, что боги физически быстрее, чем любой человек, достигая скорости, намного превышающей возможности лучшего олимпийского спортсмена.
  • Сверхчеловеческие чувства: Показано, что боги обладают точными и острыми чувствами, такими как зрение и слух. Гор мог видеть вещи за мили.
  • Магия: Известно, что боги обладают врожденной способностью творить магию. Они могут гипнотизировать и управлять смертными и различными видами существ, просто используя только свои глаза, вызывать других богов (например, когда Гор призвал Анубиса), разговаривать с другими людьми издалека, благословлять / проклинать людей; среди различных других магических техник.
  • Трансформация: Боги могут превращаться в бронированных зверей. Голову доспехов можно убрать, чтобы показать их истинное лицо, но когда они не убраны, они издают звук зверя, которым они являются. См. выше информацию об истинной форме богов.
  • Всеобъемлемость: Боги могут творить все, что им заблагорассудится, например, создавать все творение, выковывать магическое оружие и доспехи, создавать массивные сооружения и многое другое.
  • Сверхчеловеческая Прочность: Боги демонстрируют силу, позволяющую не пострадать от оружия смертных, кажется, что оружие просто разлетается на куски или оружие просто отскакивает от тела бога.
  • Увеличенная продолжительность жизни: Боги стареют медленнее, чем любые другие смертные. Если бог умирает, их можно воскресить магическими средствами, например, когда бог Ра вернул к жизни всех богов после того, как Сет убил большинство из них. Боги также невосприимчивы ко всем болезням, токсинам, недомоганиям и всему остальному, что может сделать их больными. Боги также невосприимчивы к обычным средствам нанесения вреда из-за их более прочной структуры. Ра говорит, что способ достижения бессмертия немыслим.
  • Увеличение силы: Боги могут становиться более могущественными, беря части тел других богов и сплавляя части тел в их истинную форму.
  • Ускоренный лечебный фактор: Боги могут оправиться от всех несмертельных травм и могут исцелиться быстрее, чем любой смертный от несмертельных травм.
  • Сверхчеловеческая выносливость: Боги могут выдерживать огромное количество повреждений и травм от вреда. Гор смог пережить несколько ударов молота Сета, врезавшись в храм Осириса, среди прочих подвигов.
  • Искажение реальности: Показано, что боги манипулируют реальностью по своей прихоти, например, когда Ра исказил реальность до такой степени, что весь Египет в конечном итоге стал таким, каким он был до того, как Сет захватил Египет, хотя Осирис и Исида уже были в загробной жизни, поэтому они не воскресли.
  • Сверхчеловеческая выносливость: Боги способны выдерживать длительные физические или умственные усилия дольше, чем любой смертный.
  • Сверхчеловеческая красота: Боги и богини поразительно и потрясающе красивы сами по себе.

Слабости и ограничения

Боги подвержены следующим слабостям:

Особая часть тела богов

Известные боги

  • Хатор
  • Хорус
  • Исида
  • Нефтис
  • Осирис
  • Ра
  • Комплект
  • Тот
  • Анубис

Теоретические вещи

  • Боги замедлили старение, но настоящие боги из египетской мифологии бессмертны, боги в этом фильме могли сами стать бессмертными. Ра говорит, что возможность достичь такой силы немыслима.
  • Поскольку у богов есть родители, это означает, что боги действительно могут размножаться половым путем.
  • Как и в греческой и даже римской мифологиях, боги, как известно, брали в жены членов своей семьи. В основном это связано с тем, что после рождения у них нет других существ, с которыми они могли бы размножаться.
  • Поскольку боги были здесь с самого начала существования, неизвестно, какую форму они приняли. Они стали физическими, чтобы жить со своим меньшим творением, Человеком.

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Религия и боги в Древнем Египте



  • Обновлено
    28.06.21
  • Время чтения
    2 минуты



Нажмите, чтобы увеличить изображение

Осирис, главный бог мертвых и загробной жизни, обычно изображается как человек в форме мумии, одетый в корону атеф (белая корона, окруженная страусиными перьями) и держащий посох и цеп (знаки царской власти и справедливости). Кожа Осириса зеленая или черная, что указывает на его аспекты растительности и плодородной земли. E026217 Фигура Осириса из известняка — Сиде, Древние цивилизации, недалеко от Александрии, Египет, Северная Африка [номер музея Николсона AML159] Около 10 см в высоту. Изображение: Абрам Пауэлл
© Австралийский музей

Религия

На протяжении всей истории Египта верования и обычаи постоянно менялись, хотя темы плодородия, возрождения, смерти и воскресения в целом оставались неизменными. Древние египтяне имели тенденцию объединять новые верования со старыми, а не просто заменять их. Эта тенденция мешает современным ученым полностью понять древние верования, и, хотя многое известно, многое остается загадкой.


Будьте в курсе

Оставайтесь на связи и знакомьтесь с нашими культурными программами и образовательными предложениями, многие из которых вдохновлены и организованы сообществом.

Подпишитесь сейчас


Боги

Мы знаем о сотнях богов и богинь, которым поклонялись древние египтяне, поскольку их имена, личности и облики сохранились в произведениях искусства, оставленных цивилизацией. У многих из них были одинаковые или похожие роли. Это связано как со сложной природой религии, так и с политической организацией государства.

В некоторых районах были местные боги, причем в каждом городе или регионе часто были свои собственные божества, которым они поклонялись. Если город становился известным при правителе или могущественном чиновнике, то вместе с ним поднимались и местные боги. Они стали «государственными» богами, которым поклонялись богатые и элита в храмах. Однако население в целом продолжало поклоняться и своим местным богам. Таким образом, некоторые боги предпочитались определенными классами людей, некоторым поклонялись только в определенных областях, а другие были известны только в определенные периоды. В более поздние времена разные божества часто объединялись или сливались.

Осирис , главный бог мертвых и загробной жизни, обычно изображается как человек в форме мумии, одетый в корону атеф (белая корона, окруженная страусиными перьями) и держащий посох и цеп (знаки царской власти и справедливости). ) Иногда кожа Осириса бывает зеленой или черной, что указывает на его аспекты растительности и плодородной земли.


Интерактивная 3D-модель известняковой статуи Осириса


Посмотреть известняковая фигура Осириса на пьедестале 3D для полноэкранного режима и дополнительных функций.


Анубис был богом бальзамирования и мумификации с головой шакала и богом-покровителем бальзамировщиков. Он также был хранителем мертвых и проводником по подземному миру.


Фигурка Анубиса. Голова шакала, человеческое тело. Изображение: Абрам Пауэлл
© Австралийский музей


Нейт была матерью бога солнца Ре и богиней охоты и войны.

Карлик Бес был популярным домашним богом и в основном отвечал за защиту семьи и, в частности, за обеспечение безопасных родов. Художники часто изображали его лицом вперед, а не в профиль.


Керамика. 16 см в высоту. 10см в самом широком месте. Египет c 1990 г. до н.э. — 1080 г. до н.э. Прованс: Эсна, Египет Бес был обычным божеством, изображаемым на глиняной посуде на протяжении всей истории Египта. Его изображали невысоким и уродливым, с лицом и хвостом, напоминающим льва. Поскольку дети не осуждали его внешность, он стал богом-защитником детей. Изображение: Абрам Пауэлл
© Австралийский музей


Сахмет была богиней войны, разрушения и несчастья. Название происходит от древнеегипетского слова sekhem, означающего «мощный». Она агрессивное божество, которое обычно изображается в виде фигуры с головой льва.

Богиня с головой кошки Бастет была нежным аналогом Сахмет с головой льва. Она была защитницей дома и беременных женщин, а также была связана с поклонением луне.

Гор , бог неба с головой сокола, был сыном Осириса и Исиды и воплощением божественного царствования. Его глаз, или уджат (иногда пишется как веджат), был мощным защитным амулетом. Правители Египта считались земными воплощениями Гора, поэтому многие статуи и изображения соколов несут корону Верхнего и Нижнего Египта.


Глиняный амулет с изображением глаза Гора, сына египетских божеств Осириса и Исиды. С места недалеко от Дефенне в Нижнем Египте. Приобретен в 1911 через Египетский исследовательский фонд. Размер: прибл. 5,3 х 4 см. Изображение: Стэн Флорек
© Австралийский музей


Человекоголовый Имсети , сын Гора, был защитником печени.

Павиан с головой Хапи , сын Гора, был хранителем легких.

Голова сокола Кебехсенуэф , сын Гора, защитник кишечника.

Голова шакала Дуамутеф , сын Гора, хранитель желудка.


Дуамутеф был одним из четырех сыновей Гора, хранителей органов умершего короля. Этот бог с головой шакала защищал желудок короля и защищал его от вреда в Преисподней. Древние египтяне боялись смерти и разложения и защищали умерших, удаляя органы и мумифицируя тело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *