Боги древняя индия: Боги Древней Индии — урок. История, 5 класс.

Боги Древней Индии – список, описание и фото

(Таблица индийских богов составлена по алфавиту и может быть использована для занятий с учениками 5 класса. См. также статьи Боги Древней Греции — список, Боги Рима — список, Боги Древней Греции, Мифы о богах Древней Греции, Мифы о происхождении богов Древней Греции, Чудовища древнегреческой мифологии, Боги Древнего Египта, Боги древних славян — список, Скандинавские боги, Скандинавская мифология, Боги древних германцев, Германская мифология, Боги Китая.)

 

Боги Древней Индии. Слушать аудиокнигу с картинками

 

 

Агни – бог огня. Так как религиозные жертвы сжигались в Древней Индии на кострах, Агни играл также роль посредника между божествами и людьми. Изображался с двумя головами, тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, со знаменем из дыма, верхом на баране. Быстрое исчезновение и возникновение огня символизировано в индийском мифе о бегстве Агни от других богов.

Бог Агни. Индийская скульптура VII (?) века

 

 

Адитьи – космические боги, сыновья Адити (воплощения материнства) и божественного мудреца Кашьяпы. В ведах Адитьев семь: Варуна, Митра, Арьяман, Бхага, Анша, Дакша и Индра. В ведийский период Адитьи были очень почитаемы. Однако в позднейшей, индуистской, религии их значение падает, а число их возрастает до 12. (См. Индийский миф о сотворении мира.)

 

Ашвины – боги-близнецы Насатья и Дасра, олицетворения рассвета и заката. Двое могучих витязей, вечно юные и прекрасные, которые на золотой колеснице, влекомой крылатыми конями, первыми из богов появляются на утреннем небе перед рассветом, когда на исходе ночи свет борется с тьмой. Вместе с ними едет их подруга, солнечная дева Сурья – женская параллель бога Сурьи. (См. Ашвины.)

 

Брахма – верховное божество индуизма, создатель мира и живых существ, сам возникший из Золотого Яйца, которое плавало в первобытных водах. (См. Миф Древней Индии о сотворении мира.) Брахма изображался красным, с четырьмя лицами и телами, с восемью руками. Он живёт на вершине расположенной в центре мира горы Меру и ездит верхом на лебеде. После создания мира Брахма мало вмешивался в его жизнь. Несмотря на своё формальное верховенство, он затмевается в пантеоне индусов двумя другими великими богами – Вишну и Шивой. Жена Брахмы – богиня Савитри, которую он, томимый одиночеством, сотворил из собственного тела. (См. Бог Брахма, Брахманизм.)

Бог Брахма

 

 

Брихаспати – бог планеты Юпитер, наставник богов. Из-за похищения богом Сомой жены Брихаспати, Тары, разгорелась великая война богов и асуров.

 

Будха – бог планеты Меркурий, зачатый женой Брихаспати, Тарой, от Сомы во время её похищения последним. Был прародителем Лунной династии царей.

 

Бхага – бог счастливой доли. Считался слепым, так как счастье в жизни достаётся человеку по случайности, безотносительно к способностям и заслугам.

 

Варуна – в ведической религии бог неба – верховный из богов. Соответствует древнегреческому Урану. Имена Варуна и Уран происходят от общего индоевропейского корня. В эпоху индуизма Варуна утратил главенство в пантеоне и превратился в бога-повелителя небесных вод, посылающего дождь. Изображался верхом на волшебном водном животном Макаре (смесь дельфина, акулы и крокодила) с арканом из змеи в руке. (См. Бог Варуна.)

Бог Варуна. Индийская миниатюра XVII века

 

 

Ваю (Вата) – бог воздуха и ветра. Его культ имеет общеиндоевропейские истоки – по имени Вата соответствует древнегерманскому Водану и скандинавскому Одину. Тысячеглазый Ваю ездит иногда на олене (символ быстроты), но чаще – в сияющей колеснице, запряжённой множеством коней или быков. Имена Ваю и Вата обычно являлись синонимами, но иногда под ними почитали двух разных, хотя и близких друг к другу, богов: Вата был больше связан со стихиями ветра и бури, Ваю – с воздухом. В эпосе Ваю считался отцом обезьяньего царя Ханумана (героя «Рамаяны») и Бхимасены, богатыря из «Махабхараты».

Бог Ваю верхом на олене

 

 

Ведическая религия – отражённые в ведах первоначальные религиозные представления индусов-ариев, которые были выработаны ещё до их переселения в Индию – на первоначальной центральноазиатской или восточноевропейской родине. Ведическая религия сильно отличается от позднейшего индуизма – верований, возникших уже на индийской почве под влиянием местных культов и новых философских систем. (См. Ведическая религия.)

 

Вивасват – древнейший бог солнца, впоследствии вытесненный Сурьей. Восьмой из Адитьев, родившийся безобразным – без рук и без ног, гладким со всех сторон, равным по высоте и толщине – Вивасват был отвергнут собственной матерью. Старшие братья-Адитьи отсекли от тела Вивасвата всё лишнее, чтобы он стал похож на человека, а из оставшихся кусков возник слон. Сын Вивасвата Яма сделался позднее богом смерти. (См. Бог Вивасват.)

 

Вишну – член верховной индийской божественной триады (Тримурти), бог-хранитель мира, который в отличие от Шивы олицетворяет не бурное и неудержимое, а ясное и спокойное начало Вселенной. Ради спасения колебавшегося в разные эпохи миропорядка Вишну 10 раз воплощался в могущественные смертные существа (10 аватар Вишну.) Среди этих воплощений – Рама и Кришна, герои знаменитых поэм Рамаяна и Махабхарата. Вишну обычно изображается возлежащим на громадном мировом змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей в жёлтой одежде и синей кожей. Ездит Вишну на царе птиц Гаруде. Супруга Вишну – богиня счастья и красоты Лакшми. (См. Бог Вишну.)

Четырёхрукий Вишну. Статуя XIII века

 

 

Ганеша – бог мудрости, приносящий благополучие. Обычно признавался сыном Шивы и Дурги. Его изображали с красным или жёлтым шарообразным туловищем, с четырьмя руками, головой слона, одним бивнем во рту, верхом на крысе.

Бог Ганеша, статуя XIII века

 

 

Дурга – супруга Шивы, богиня-воительница, имеющая множество других имён (Парвати, Кали, Ума и др.). Изображается в виде десятирукой или двадцатирукой женщины восседающей на тигре или льве. Шиваиты приносят Дурге кровавые жертвы: козлов, буйволов, иногда и людей.

Богиня Дурга. Рельефное изображение храма в г. Патан, Индия

 

 

Дхрува – бог Полярной звезды. Изошёл из пупа Брахмы. Имя его означает «твёрдый, непоколебимый», так как Полярная звезда не меняет своего положения не небосклоне.

 

Дьяус – древнейший бог неба и небесного света, который уже в ведах был почти полностью вытеснен образом Варуны.

 

Индра – бог грома, молнии и воинской доблести. Индра восходит к тому же общеиндоевропейскому образу, что и греческий Зевс, славянский Перун, скандинавский Тор. Индра совершил множество подвигов в боях с демонами и великанами. Главные из них – победа над «запирателем вод» Вритрой и освобождение коров (лучей зари), похищенных демонским племенем паниев. Индра живёт со своей женой Шачи в великолепном небесном царстве, чья столица – тысячевратный город Амаравати, полный золота и драгоценных камней. В ведийской религии Индра наряду с Варуной относился к числу главных богов, но в индуизме его значение поблекло. (См. Бог Индра.)

Изображение Индры из храма Бантеай-Срей, Камбоджа

 

 

Индуизм – религиозное учение, созданное в ходе развития первоначальной ведической религии при влиянии на неё верований доарийского населения Индии и философской мысли. Пантеон богов индуизма сильно отличается от ведического. Вместо старых индоевропейских богов (Варуна, Индра, Митра и др.) на первый план здесь выходит Троица Брахмы, Вишну и Шивы, которая отсутствует в ведах.

 

Кама – бог чувственного влечения, в честь которого названа Камасутра. Изображается в виде красивого юноши с зелёной кожей. Кама держит в руке лук из сахарного тростника и пять стрел из цветов. Он постоянно окружён пчёлами (пчела, окунающаяся в цветок, – символ любовного акта) и ездит на попугае Шуку.

Бог Кама, целящий любовной стрелой в Шиву

 

 

Кубера – бог богатства, брат знаменитого ракшаса Раваны и повелитель якшей. Изображается человеком с пухлым телом, сидящим на белом льве, держа в руке мангуста – животное, которое, по представлениям индусов, может отрыгивать драгоценные камни. В ведах Кубера считался нечистым духом земли и гор – и повелителем над зарытыми сокровищами. Благодаря последнему качеству он и был переосмыслен позднее в бога богатства.

 

Лакшми – богиня счастья и красоты, супруга бога Вишну.

Богиня Лакшми

 

 

Локапалы – боги-властители стран света. В индийской религии их вначале было четверо: Кубера – покровитель севера, Индра – востока, Яма – юга, Варуна – запада. Потом число Локапал дошло до восьми: были добавлены Сома – как покровитель северо-востока, Сурья – юго-востока, Агни – юго-запада, Ваю – северо-запада.

 

Маруты – боги бури. Сыновья Рудры, числом трижды семь, они стали свитой бога Индры. В золотых доспехах, с огненными молниями в руках Маруты мчатся за Индрой по небу на сверкающих колесницах, запряженных пятнистыми оленями. От их неистовства сотрясаются горы, и в страхе клонятся долу леса.

 

Митра – общий для индусов и иранцев бог добра и света, вседержитель, который хранит мировой порядок, поддерживает ход небесных светил, а также устои человеческого общества. Весьма почитаемый в глубокой древности у ариев, Митра в Индии не имел большого значения. Уже в ведах образ его блекнет. В Древнем Иране культ Митры, напротив, с течением веков обретал всё больше влияния, развившись к началу нашей эры в широко распространённое учение митраизма, которое одно время соперничало с христианством.

 

Пушан – бог-хранитель дорог и стад. Иногда считался беззубым, и жертвы ему приносили кашей.

 

Рудра – древнейший арийский бог ярости и гнева, позднее слившийся с образом Шивы. Имя его происходит от общеиндоевропейского корня со значением «ярко-красный» (ср. русское «рдяной»). (См. Рудра и жертвоприношение Дакши.)

 

Савитар – бог солнечного света с золотыми руками, глазами и языком и жёлтыми волосами. Ездит на колеснице с золотым дышлом, запряжённой двумя лучезарными конями. Савитар символизировал живительную силу Солнца, а в образе Сурьи индусы олицетворяли это светило как физическое тело.

 

Савитри – жена Брахмы, богиня, которая породила науки и искусства и питает их своею грудью; покровительница мудрых и благочестивых. (См. Богиня Савитри.)

 

Сарасвати – богиня мудрости и красноречия.

 

Сканда – бог войны, сын Сурьи или Шивы, убийца могучего асура Тараки. Сканда изображался шестиголовым и двенадцатируким юношей, который едет на павлине, держа в руке знамя с рисунком петуха. Сканда покровительствовал не только воинам, но и ворам.

Бог Сканда. Скульптура XII века

 

 

Сома – в ведах – бог священного опьяняющего напитка древних ариев. Рецепт его неизвестен: некоторые считают, что сома была разновидностью вина или пива, другие – что её приготовляли из галлюциногенных грибов, вроде мухоморов. В индуистскую эпоху Сома стал богом луны, властителем над планетами и звездами. Он женился на 27 дочерях прародителя Дакши, ставших созвездиями на небе. Дакша, разгневанный тем, что из 27 супруг Сома предпочитал лишь одну – Рохини, наслал на него недуг, от которого луна стала чахнуть и уменьшаться. Боги умоляли Дакшу снять проклятие, и тот позволил Соме одну половину месяца полнеть и расти в размерах, а другую вновь худеть – так возник цикл полнолуния и новолуния. (См. Бог Сома.)

 

Сура – богиня вина и хмеля, жена или дочь Варуны. Вышла из глубины вод при пахтании океана.

 

Сурья – бог солнца, который ездит по небу в колеснице, запряжённой семью лошадьми. Его возничий – Аруна, брат царя птиц Гаруды. Как всевидящее око, Сурья знает всё, что происходит на земле. На небесном пути Сурью преследует дракон Раху и время от времени проглатывает его – так происходят солнечные затмения. Сурья – отец Карны, одного из главных героев «Махабхараты».

Храм в честь бога Сурьи в Гуджарате. XI век

 

 

Тваштар – божественный мастер, изготовивший многие волшебные предметы и даже живых существ. Близок к образу древнегреческого Гефеста.

 

Тримурти – троица верховных богов поздней индусской религии – индуизма. В неё входят Брахма, Вишну и Шива, олицетворяющие соответственно творческую, охраняющую и разрушительную силу мира.

 

Ушас – богиня зари.

 

Шани – сын Вивасвата, бог планеты Сатурн.

 

Шачи – богиня ревности и гнева, жена Индры.

 

Шива – один из трёх верховных богов индуизма, который в отличие от Вишну олицетворяет не ясное и спокойное, а бурное, неудержимое, разрушительное начало, без которого, однако, тоже непредставимо творчество и жизнь и не может существовать Вселенная. Шива уничтожает мир и богов в конце каждой кальпы (мировой эры). Символом его неукротимой энергии является лингам (фаллос). Изображения лингама в виде каменной колонны, покоящейся на йони (женском символе) – главный объект поклонения шиваитов. Свиту Шивы составляют якши, веталы и пишачи – злые духи и оборотни, которые живут на кладбищах и питаются человеческим мясом. В качестве «великого аскета» (махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в медитацию. Посредине лба Шивы – третий глаз, чей взгляд испепеляет. Жена Шивы – ужасная богиня Дурга. (См. Бог Шива.)

Танцующий Шива

 

 

Шукра (Ушанас Кавья) – бог планеты Венера, наставник демонов-асуров.

 

Яма – сын Вивасвата. Наряду со своими братом и сестрой (Ману и Ями) был одним из трёх первых людей – и первым человеком, который умер. Открыв смертным путь в загробный мир, Яма стал владыкой царства мёртвых (Паталы), как греческий бог Аид. Чтобы после смерти Ямы утешить его сестру Ями, боги создали ночь.

Бог Яма

 

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

 

Боги и мифы Древней Индии | Древние арии

«Примерно в середине II тысячелетия до нашей эры в Индию начинают проникать арии, которые приносят с собой религию, основанную на убеждении в эффективности жертвоприношения (яджня). Мы называем её ведийской, так как познакомились с ней по самым древним из имеющихся индийских текстов — ведам. Она предусматривала исполнение сложнейшего ритуала и принесение щедрых жертв, главным образом жареным говяжьим мясом и сомой — пьянящим напитком, получаемым в результате прессования растения, вид и способ обработки которого до сих пор не удаётся открыть. Арии занимались преимущественно скотоводством и селились в первую очередь в бассейне Инда. На пути их дальнейшего распространения жили племена с тёмной кожей, которых арии называли дасью. Хотя эти племена находились на довольно высоком культурном уровне развития — владели многочисленными стадами, хорошо знали земледелие — и оказывали пришельцам упорное сопротивление, они были частично уничтожены, а частично оттеснены вместе с дикими колами в горы; некоторые из племен вынуждены были принять образ жизни победителей и пойти к ним на службу. Через какое-то время они заняли определённое место и в кастовой системе пришельцев. Арии же научились от побеждённых строить каналы для искусственного орошения и выращивать культурные растения, прежде всего просо, овес, лен, а позднее рис и сезам.

Индиец эпохи Вед  не проводил строгого различия между живым и неживым, духом и материей, конкретными вещами и абстрактными понятиями. Он считал, что окружён множеством существ —  зверями, растениями, богами и демонами, которые похожи на человека и могут оказать воздействие на его жизнь. В этих представлениях древние индийцы заходили так далеко, что к «живым» относили предметы, сделанные самими, например алтарь для жертвоприношений, утварь, оружие, военный бубен, целебные мази, игральные кости — всем им приписывалась способность действовать и воля.

Явления природы в огромной степени влияли на психологию ведийского индийца. Яркий свет солнца, мощные порывы ветра, неистовство бурь, перекрещивающиеся на небе молнии, равномерность появления утренней звезды и волшебный блеск её — всё это либо приводило в восторг, либо вызывало ужас и оцепенение.

Древний индиец не мог объяснить причины возникновения подобных явлений, не знал их закономерностей и потому привносил в мир природы опыт из жизни людей, одухотворял и обожествлял силы стихии. В ведийских гимнах мы встречаемся с богом огня (Агни), с утренней зарей в её божественном воплощении (Ушас), с небосводом и богом неба (Дьяус), с солнцем и богом солнца (Сурья), с ветром и богом ветра (Вайю). Постепенно рамки их деятельности расширялись, но при этом представления об отдельных богах не принимали ещё форму законченных концепций: нескольким богам придавались одинаковые атрибуты, некоторым не хватало определённых черт или последние не были выражены достаточно отчетливо. Порой характер того или иного бога складывался лишь из второстепенных индивидуальных черт в сочетании с общими свойствами, которые приписывались всем богам (например, сила, доброта, мудрость) и в массе которых тонули присущие ему лично качества.

Отсутствовала и чёткая иерархия пантеона: создается впечатление, что каждый певец вед просто ставил воспеваемого им бога на первое место и придавал ему высшие атрибуты. Оттого бог, восхваляемый в одном гимне как самый важный, в других отходил на задний план. Не были достаточно точно определены родственные связи — бог, в одном гимне называемый отцом, в другом становится сыном, брат — мужем, богиня в одном гимне приходится какому-то богу матерью, в другом — женой. Существует много точек зрения на происхождение богов ариев, и не установлено, скольким они поклонялись; чаще всего говорится, что богов было три раза по одиннадцать, т.е. тридцать три, причем одиннадцать находились на небе, одиннадцать — на земле и одиннадцать — в области между землей и небом. В ведийских гимнах немало неясностей и расхождений — надо не забывать, что до своей довольно поздней окончательной письменной редакции они не представляли единого целого, — но на их основе мы можем реконструировать, во всяком случае в главных чертах, отдельные фигуры и образы ведийского пантеона.

Старейшим богом был Дьяус, называвшийся также Отец Дьяус (Дьяус-Питар). О том, что арии почитали его ещё до прихода в Индию, свидетельствует следующее: Дьяусу поклонялись в Греции как Зевсу, в Риме как Юпитеру, а у германских племен как Тиру и Зию.

В «Ригведе» он ассоциируется с небом в самых различных образах и проявлениях последнего. Так, ночное небо со звёздами отождествлялось с чёрным конём, украшенным жемчугом; в связи с громом и молнией Дьяуса именовали мычащим и разъяренным быком и т. д. Женой его была Земля (Притхиви), и оба они воспевались как прародители  мира, прародители богов и людей. Однако слава их уже во времена ранних вед закатилась, и их место заняли Индра, Агни, Сома и др.

Самым популярным богом ведийского пантеона являлся Индра: из 1028 гимнов «Ригведы» ему посвящено 250. В доиндийский период он был у ариев богом света и тепла, сокрушающим мощь зимы. В субтропических областях Индии первоначальное представление заменяется новым — бог тепла превращается в бога бурь и дождей, в мощного борца с демоном засухи, чудовищным змеем Вритрой, в утробах которого томятся пленники — небесные коровы-облака и небесные воды.

Родственные связи Индры не совсем ясны, но, вероятнее всего, он считался сыном Неба и Земли, зачатым и произведенным на свет в период, когда его «родители» жили ещё вместе в общем доме. После необыкновенного рождения из бока матери Индра остался в тайнике, пока не выпил чудесного напитка сомы. Далее оставаться там было невозможно, ибо он разросся до таких размеров, что навсегда отделил небо от земли, заполнил всё пространство между ними и стал хозяином воздуха, в котором передвигаются и действуют боги и люди. Его царству противостояло царство демонов (асуров и ракшасов), воплощавших силы зла и другие черты характера, вечных противников и соперников богов, ведущих с ними постоянную борьбу. Вначале боги не были сильнейшей стороной, они победили лишь после того, как во главе их стал отважный Индра, прекрасный воин на золотой колеснице, запрёженной двумя несущимися быстрее мысли конями. К нему обращается вместе с богами певец Вед:

Приди, Индра, на своих резвых скакунах,
Чьи гривы словно павлиньи перья.
Если никто не поймает тебя в сети,
Как птицеловы — птицу,
Пройди мимо них, как безводной пустыней.
Ты владеешь мудростью глубокой, как море,
Неисчислимой, как (стада) коров,
В тебя вошла она, как потоки воды — в озеро,
Как покровительствуемые добрым пастухом коровы —
На пастбище.

Величие и мощь Индры воспеваются в невероятно выспренних выражениях: никто из богов и из людей, уже родившихся или тех, кто сейчас рождается, не может сравниться с ним; он — господин Вселенной, вождь людей и богов, бич демонов, живущих в воздухе, защитник сомы, пьянящего напитка бессмертия, и иногда пьёт его сверх меры, так что даже бывает пьян.

Позднее, когда арии победили местное темнокожее население, они начали почитать Индру и как главного помощника светлокожих воинов.

Индра — не законодатель, это универсальный владыка, силой своей превосходящий всех в мире природы, его поддержка обеспечивает победу, и он богато одаряет тех, кто в жертву ему приносит возлияние сомой».

Вилем Гамперт, Предыстория индуизма, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 16-20.

Три индуистских бога – Smarthistory

Британский музей


Хранитель индуизма

Стела со стоящей фигурой Вишну , 12 век, династия Пала, 162,56 см, Бенгалия, восточная Индия © Trustees of the British Museum

Вишну — один из самых популярных богов индуистского пантеона. Его изображение здесь стандартно: высокая королевская фигура, коронованная и украшенная драгоценностями, что соответствует его роли короля и хранителя порядка во Вселенной. В руках у него гада (булава) и чакра (диск). Две другие руки, которые должны были держать лотос и раковину, сломаны. На лбу у него вертикальная отметина или тилак, которую обычно носят последователи Вишну. В соответствии с его иконографией божественного царя, он сильно украшен драгоценностями, носит священную нить, перекинутую через левое плечо, и длинную гирлянду, спускающуюся до колен.

Он стоит в окружении двух слуг, которые могут быть его супругами Бху и Шри, на двойном лотосе. Стела имеет треугольную вершину, в отличие от более ранних образцов, которые обычно имели форму арки с плавными лопастями. По обе стороны от его венца — небесные гирляндоносцы и музыканты, видьядхары и киннары. киртимукха , или благоприятный лик славы, вырезан в центре верхней части арки.

Скульптура типична для династии Пала в Бенгалии двенадцатого века. Характерны сердцевидное лицо со стилизованными дугообразными бровями, длинные глаза, слегка вздернутые на концах, широкий нос и натянутая улыбка.

Храмовое изображение Божественной Четы: Шива и Парвати

Бронзовые фигуры Шивы и Парвати , начало XI века, бронза, высота 67 см, западный Декан, Индия © Trustees of the British Museum

Шива — могущественный индус божество. У него есть супруга, как и у большинства богов, одно из имен которой Парвати, «дочь горы». Шива и Парвати могут появиться как любящая пара, сидящая вместе в форме, называемой Умамахешвара. В этом примере два отдельных бронзовых изображения были спроектированы как группа. И Шива, и Парвати носят изысканные украшения. Шива является более могущественным божеством, поэтому он изображен с четырьмя руками и более высокой фигурой. В руках он держит свое оружие, трезубец, маленького оленя и фрукт. Его четвертая рука поднята в знак заверения ( абхаямудра ). Как и другие изображения Шивы, он носит две разные серьги. Парвати держит лотос в одной руке и круглый плод в другой.

Бронзовое литье в одиннадцатом веке было высоко развито в штате Тамил Наду на крайнем юге Индии. Однако эти две бронзы необычно велики для Декана того же периода.

Прямая поза этих двух фигур контрастирует с расслабленной, натуралистичной позой многих изображений из Тамил Наду периода Чола.

Индуистский бог-создатель

Каменная фигура Брахмы , c. 1110-1150, династия Чола, высота 131 см, из Тамил Наду, южная Индия © Trustees of the British Museum

Часто говорят, что существует троица индуистских богов: Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Но в то время как у Вишну и Шивы есть последователи и храмы по всей Индии, Брахме не поклоняются как главному божеству. Брахма — это персонифицированная форма неопределимого и непознаваемого божественного принципа, называемого индусами брахманом. В мифе о Шиве как Лингодбхаве, когда Брахма ищет вершину огненного лингама, Брахма ложно утверждал, что нашел цветы на его вершине, хотя на самом деле Шива-лингам был бесконечен. За эту ложь он был наказан отсутствием преданных. В Индии очень мало храмов, посвященных одному лишь Брахме. Единственный известный находится в Пушкаре, в Раджастхане.

Брахму можно узнать по четырем головам, из которых на этой скульптуре видны только три. В двух из четырех рук он держит сосуд с водой и четки. Первоначально у Брахмы было пять голов, но Шива в приступе ярости отрезал одну. Шива в образе Бхайравы изображен странствующим аскетом с пятой головой Брахмы, прилипшей к его руке, как напоминание о его преступлении. Брахму обычно помещают в нишу на северной стороне храмов Шайвы в Тамил Наду вместе со скульптурами Дакшинамурти и Лингодбхавы.

 


Рекомендуемая литература:

Т. Р. Блартон, Индуистское искусство (Лондон, The British Museum Press, 1992).

© Попечители Британского музея

Цитируйте эту страницу как: Британский музей, «Три индуистских бога», в Smarthistory , 30 марта 2020 г., по состоянию на 11 февраля 2023 г., https://smarthistory.org/three-hindu-gods/.


Индуизм и мифология — Энциклопедия мифов

  1. Энциклопедия мифов
  2. Привет
  3. Индуизм и мифология

Индуизм, у которого миллионы последователей в Индии и по всему миру. сегодня является одной из древнейших мировых религий. На протяжении более 3000 лет, он накапливал священные истории и героические эпосы которые составляют мифологию индуизма. Ничто в этом сложном и красочная мифология фиксирована и тверда. Пульсируя созиданием, разрушением, любовь и война, она меняется и меняется. Большинство мифов встречается в нескольких разные версии, и многие персонажи имеют несколько ролей, личностей, и истории. Эта кажущаяся путаница отражает богатство мифологии. которая расширилась и приобрела новые значения на протяжении веков.


Фон и темы

Около 1700 г. Б

. С ., народы из области к северо-западу от Индии начали мигрировать в Индия. Названные арийцами или индоевропейцами, они принесли мифическую традицию это стало основой ранней формы индуизма. С годами, как Арии смешались с народами и культурами Индийского субконтинента, мифология становилась все более сложной.

Этапы и источники. Индуизм прошел различные этапы, которые можно связать с наиболее важные тексты, сохранившиеся с каждого периода. Самая ранняя стадия это связаны с Ведами, древнейшими индийскими документами. Один из них, т. Ригведа, представляет собой сборник из 1028 гимнов хвалы и молитв богам с отсылки к мифам. Веды основаны на древних арийских традициях, которые долгое время передавались только в устной форме.

эпический длинное стихотворение о легендарных или исторических героях, написанное в большом стиль

Следующая группа текстов, брахманы, дата с 900 по 700 Б . С . Хотя в основном они касались ритуалов индуизма, Брахманы содержат множество мифов. Упанишады, написано около 700 Б . С . и после этого сосредоточьтесь на идеях, но часто передавайте их через мифы. два великих индуистских эпоса, Махабхарата и в Рамаяна,

записано где-то между 300 Б . С . и А . Д . 300, содержат рассказы о ряде крупных божества. После этого главным выражением индуистской мифологии и религии была в текстах, называемых Пураны, «рассказы о былых временах». Большинство рассказов посвящено тому или иному богу. Пураны часто пересказывают более ранние мифы, иногда голосами богов сами себя.

Темы. Некоторые ключевые верования в индуизме формируют фон, на котором мифы разворачиваются. Одной из них является идея реинкарнации, которую иногда называют переселение душ. Согласно индуистской вере, каждая душа переживает много, много жизней. После смерти одного тела или воплощения рождается душа снова в новое живое тело. Даже боги могут перевоплощаться в людей форма.

Подобно тому, как индивидуальная душа постоянно перерождается, вселенная постоянно создаются и разрушаются. Время движется циклами миллионов лет, бесконечно строящих и разрушающих без начала и конца. Все изменения и упадок являются частью божественно направленного космический танец, который в конечном итоге приведет к обновлению. Столкнувшись с этим огромным модели, каждый человек обязан следовать своему собственному образцу правильное поведение, называемое дхармой.


Основные цифры

Индуистская мифология населена огромным набором божеств, демонов, полубоги, люди, и животные. Некоторые из них играли центральную роль в одну эпоху, но остаются в фон в более поздние периоды, в то время как другие поднялись из безвестности до известность. атрибуты и истории многих мифологических персонажей значительно изменились на протяжении многих веков существования индуизма.

божество бог или богиня

космический большие или универсальные по масштабу; имеющий отношение к вселенной

полубог тот, кто наполовину человек и наполовину бог

атрибут качество, свойство или сила существа или вещи

пантеон

все боги определенной культуры

Брахма, создатель жизни на земле, является одним из Тримурти, трех боги в центре индуизма пантеон (вместе с Шивой и Вишну). В ранних ведических текстах бог-творец был Праджапати, но со временем Брахма занял место старшего бога во многих мифы о сотворении Вселенной.

Индуистские божества
Божество Роль
Брахма бог-создатель
Деви жена Шивы, богиня, принимающая множество форм — как добрых, так и яростный
Ганеша бог удачи и мудрости
Индра бог бури и дождя
Шива мстящий и уничтожающий бог
Варуна изначально бог-творец и правитель неба, позже стал богом вода
Вишну бог-хранитель и защитник жизни

Вишну, второй член Тримурти, является хранителем или защитником жизни. Его атрибуты — милосердие и доброта. Некоторые индусы считают Вишну как высшее существо, а Брахма и Шива как его аспекты. Шива, потомок древнего ведического бога бури Рудры, является третьим членом Тримурти. Он бог мщения и разрушения, но его уничтожение позволяет начать новое творение. Иногда Шиву изображают танцором, который управляет движением Вселенной.

Деви, «богиня», — одно из древнейших божеств пантеон. Под ее именем сгруппированы различные женские божества, которые представляют различные аспекты Деви. Среди них Парвати, жена Шива; Дурга, богиня-воительница и борец с демонами; и тем более свирепая Кали, «темная», которая тоже сражается с демонами, но иногда опьяняется кровью и разрушениями.

Популярный четырехрукий бог с головой слона Ганеша — сын Парвати. Один из самых популярных богов в индуизме сегодня, он ассоциируется с добрым удачи и мудрости. Индра, бог бури и дождя, был одним из самых важные божества Ригведа и, возможно, представляли воинственных вождей арийских предков.

народы. Ведические гимны предполагают, что Индра заменил Варуну, хранителя справедливости и порядка, как царь богов. Как мифология индуизма развивался, однако Индра, в свою очередь, перешел на второстепенный статус ниже Тримурти. Кришна является одним из воплощения, или аватары Вишну. Он появляется в Махабхарата и Пураны. Многие рассказы о нем сосредоточены на его озорном, игривом характере и на его много любовных дел.

Ману, которого иногда называют сыном Брахмы, является одновременно богом и первым человек, родоначальник рода человеческого. Согласно одному мифу, маленькая рыбка предупреждает Ману, что земля скоро будет уничтожена великим потопом. Ману берет заботиться о рыбе, которая на самом деле является воплощением Вишну, и когда она выращенный, он спасает его от потопа, чтобы он мог заново заселить землю. Героиня Савитри, история которой рассказана в Махабхарата, символизирует любовь, которая побеждает даже смерть. Она уговаривает Яму, владыку смерти, чтобы освободить мужа от смерти.


Основные мифы

Индуистская мифология включает в себя огромное количество историй. Некоторые оказались особенно устойчивый и центральный для понимания индуизма. Среди это сказки, рассказанные в Махабхарата и Рамаяна и описанные ниже.

Шива и жертвоприношение

Махабхарата рассказывает, как Дакша, тесть Шивы, провел церемонию верховой езды. жертвоприношение богам. Были приглашены все боги, кроме Шивы. Разгневанный тем, что его исключили, Шива вместе со своими слугами напал на церемонию. Они бросили кровь в огонь и съели священников. Капля пота от Бровь Шивы упала на землю и образовала Болезнь, уродливую фигуру, которая напугал богов. Брахма пообещал, что Шива сможет принять участие во всех будущие жертвы, а взамен Шива превратил болезнь во множество мелких недуги, доставляющие беспокойство животным и людям.

воплощение появление бога, духа или души в земной форме

первобытный самый ранний; существующий раньше других вещей

Создание. Индуистская мифология включает в себя несколько различных рассказов о начале вещей, но в каждой версии акт творения на самом деле является актом упорядочивая, производя порядок из хаоса. Ведические тексты рассказывают о жертвоприношении из первобытный именуемый Пурушей, чье изрезанное тело становится всеми элементами вселенная. Другой образ творения, образ оплодотворения и беременности, встречается в мифах о Праджапати, отце всех людей и животных. Иногда

На этой иллюстрации изображены три главных индуистских бога — Брахма, создатель жизни; Вишну, защитник жизни; и Шива, бог разрушение.

небо и земля описываются как родители, спаривание которых порождает богов. Мифы о Тваштаре, второстепенном ведическом боге столярного дела или архитектуры, объясняют Творчество как акт созидания.

По мере развития индуизма и обретения значения Тримурти возникло сложное видение. сотворения, разрушения и воссоздания Вселенной. Брахма создает вселенную своими мыслями. Тогда мир проходит через маха-югу, или великий век, который длится 4 320 000 лет. Маха-юга состоит из четырех юг или эпох. Каждый короче и аморальнее чем предыдущая, из крита-юги — золотой возраст — через два промежуточных возраста под защитой Вишну до Кали-юга — темный век Шивы.

Каждый темный век, в свою очередь, сменяется новым золотым веком, и цикл Маха Юга повторяется тысячу раз. Затем Шива уничтожает все живое с помощью палящий зной и потоп, и земля остается пустой, пока Вишну спит. После тысячи маха-юг из пупок Вишну, и он становится Брахмой, готовым совершить свой творческий акт. заново

Аватары Вишну. Многие мифы связаны с аватарами Вишну, воплощениями бога на Земле. земля. Наиболее распространенный список десяти аватаров начинается с Матсьи, рыба, защищающая Ману от потопа. Второй аватар — Курма, черепаха, которая держит гору Мандара на спине, чтобы боги могли ее использовать как весло, чтобы пахтать океан и производить напиток вечной жизни.

Вараха, кабан, который появляется после того, как демон-гигант притягивает землю к земле. дно океана, это третье воплощение. Вараха побеждает демона и поднимает землю на своих бивнях. Нарасинха, четвертый аватар, наполовину человек и полулев. Он побеждает демона, которого не может убить ни человек, ни зверь. Карлик Вамана, пятое воплощение, побеждает Бали, существо, получившее контроль над миром. Когда Бали дарует Вамане столько земли, которую он может преодолеть в три шага, карлик становится великаном и шагает по небу и земля. Шестая аватара, вооруженный топором Парашурама, освобождает жрецов от Господство воинов.

Этот рисунок иллюстрирует индуистский миф о сотворении мира. Черепаха поддерживает слоны, которые держат мир, и все окружено мировой змей.

Седьмое воплощение, Рама, является героем Рамаяна. Восьмой — бог Кришна; а девятый — Будда. Индусы верят что Будда пришел на землю, чтобы отвлечь людей от надлежащего поклонения Веды, чтобы мир пришел в упадок и был разрушен, как космическое требования цикла. Десятая аватара, Калки, появится в конце мир руководить его разрушением и созданием нового, чистого мир.

Рождение Ганеша. Жена Шивы, Парвати, произвела на свет Ганешу — и сделала это без всякого вмешательства. помощь от Шивы, согласно многим свидетельствам. Некоторые говорят, что Шива, будучи бессмертный, не желала сына, но Парвати хотела ребенка и родила мальчика из собственного тела. В других версиях Шива дал Парвати куклу, которая в ее прикосновение волшебным образом ожило, как ребенок.

Согласно одной истории, Шива отрубил мальчику голову либо потому, что Ганеша помешал ему приблизиться к Парвати или потому, что Шива поверил что его сын обречен на смерть. Однако горе Парвати побудило его попытаться заменить голову, и ему, наконец, удалось прикрепить слоновью голову к телу мальчика.

Индра и Змей. Легенды об убийстве змея или дракона появляются во многих культурах. В В индуистской мифологии одна из таких историй сосредоточена на боге Индре и «безногий и безрукий» демон Вритра, описываемый как одновременно змея и дракон. Сказка рассказана в Ведах и датируется временем когда Индра был царем богов.

бессмертный способен жить вечно

Божественной молнией Индра ударил Вритру между плеч. разрезая гору, на которой лежал Вритра. удар отделил небо от земли и землю от воды. Воды, которые Вритра содержала поток, чтобы принести жизнь. Героическая победа Индры сделал его защитником всех, кто изо всех сил пытался преодолеть препятствия или сопротивление.


Современное наследие

Индуистская вера и мифология окрашивают каждый аспект жизни и культуры в Индия. Они лежат в основе бесчисленных произведений искусства, от пьес о Раме написанный в 700-х годах для современных индийских фильмов, основанных на мифических историях. Храмы и изображения божеств повсюду. Фестивали, такие как десятидневное осеннее празднование Рамы и его жены Ситы — соблюдайте традиционные боги, герои и мифы живы. Даже топонимы имеют священное значение. ассоциации. Город Калькутта, например, происходит от Калигата, место, где когда-то совершались жертвоприношения богине Кали.

Помимо вдохновения поколений индийских художников и мыслителей, индуистские мифология привлекала многих и на Западе. Ральф Уолдо Эмерсон, Американский писатель 1800-х годов писал Брахма, стихотворение, воспевающее бога-творца. В ту же эпоху англоязычный читатели познакомились с легендами о Савитри через рассказ Эдвина Арнольда. стих Савитри, или Любовь и Смерть. Стихотворение немецкого писателя Гете под названием Бог и баядерка (танцующая девушка) рассказывает о появлении на земле бога Шивы.

Английский композитор Густав Хольст написал камерную оперу, предназначенную для пели, а не играли, с небольшим оркестром, называемым Савитри Холст также перевел много гимнов с Ригведа на английский и написал музыку к ним. Эти четыре набора песен сгруппированы под названием Хоровые гимны. Бертрам Шепли, американский композитор, написал Ведический гимн, также на основе текста из Ригведа, и часть оркестровой музыки под названием Рамаяна. Фильм 1989 года о Махабхарата по сценарию Жан-Клода Карьера и режиссеру Питеру Бруку. донес античный эпос до современной киноаудитории.

Смотрите также Бхагавадгита ; Брахма ; Буддизм и мифология ; Деви ; Ганеша ; Индра ; Кришна ; Махабхарата, т. ; Ману ; Наги ; Рама ; Рамаяна, ; Реинкарнация ; Ригведа ; Савитри ; Шива ; Упанишады ; Варуна ; Веды ; Вишну .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *