Бог в древнем египте бастет: Статуэтка богини Бастет в образе кошки

Богиня Бастет в Древнем Египте

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 162.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 162.

В Древнем Египте было многобожие. Пантеон богов состоял из множества зооморфных божеств. Среди них имелась и богиня Бастет с головой кошки. Сокращенно ее называют Баст.

Имя и мифология

Особенностью языка Древнего Египта было то, что гласные звуки не записывали. Именно поэтому слово могло звучать по-разному. Слово “Бастет” могло произойти от имени небольшого божества домашнего очага – Беса.

Рис. 1. Богиня Бастет.

Согласно мифологии, ее отцом было Солнце, матерью Луна, сестрой – Нут, а братом египетский бог луны Хонсу. Чаще всего богиню изображали в виде силуэта женщины, но с кошачьей головой. В таком виде ее можно видеть на различных барельефах. Богиня держала в руках систр – музыкальный инструмент. На некоторых изображениях у ее ног лежало четыре котенка, таким образом, египтяне символизировали плодородие.

Сыном богини был Махес. Он представлял собой зооморфную фигуру – человека с головой льва.

В период Древнего царства эту богиню отождествляли с Сехмет и Тефнут. Они обе имели головы кошачьих, например, вторая считалась нубийской кошкой. В период Нового царства, то есть во второй половине II тыс. н.э. ее стали отождествлять с богиней Хатхор.

У богини Баст было два воплощения – доброе и злое. Первое имело кошачью голову, а второе – львиную.

Рис. 2. Богиня Баст.

Культ богини

Храмы богини Бастет пользовались уважением. В них совершали жертвоприношения даже фараоны. Кошек в Египте любили, этим он отличался от средневековой Европы. Когда кошка умирала, хозяин мог в знак траура сбрить себе брови. Пик ее почитания относится к X веку до н.э. В тот период и далее около 200 лет центром ее культа был город Бубастис. Описание святилища этой богини есть в трудах греческого историка Геродота. В Бубастисе в конце XIX века британский археолог обнаружил некрополь с мумиями кошек.

Бастет являлась богиней кошек, радости, веселья, любви, женской красоты, плодородия и рождаемости. Египтяне верили, что она защищает очаг от болезней и злых духов.

В греческой мифологии Бастет называли Бубастис и отождествляли ее с богиней плодородия Артемидой, а иногда и с Афродитой.

Рис. 3. Богиня Баст Египет.

Что мы узнали?

Богиня Египта Бастет является одним из символов этой страны. Кошачьих в Египте почитали, поэтому и появление такого зооморфного божества было предсказуемо. Древние греки к середине I тыс. до н.э. установили связи с Египтом, поэтому в их трудах и остались упоминания про Бастет.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Lina-Ada Laty

    4/5

  • Юлия Лейко

    5/5

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 162.


А какая ваша оценка?

Бастет PR в мифологии Древнего Египта

PR в мифологии Древнего Египта

Короткова Анастасия
Франковская Мария

Бастет (Баст)

 

 

Краткое содержание мифа

 

Бронзовая статуя Бастет—Уаджит

Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет – известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха — одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. У Баст был сын Махес — бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой. Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Статуэтка богини Бастет
Бронза. XXVI дин.
Лондон, Британский музей

Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что  думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она — всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только  смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она — богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь — это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора — смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

 

Образы и символы мифа

 

Статуя богини Бастет в образе кошки

Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.

Чаще всего Баст изображалась в двух позах –  стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр –  это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина — не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Карта археологической зоны Телль Баста

Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная

богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.

Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями.

Панорама храма Бастет с упавшими колоннами
XIX–XXII дин.

Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.

О Бастет писал известный античный историк – Геродот. Он  оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.

Блок с хоровым именем
царя Хуфу
Из раскопок Э. Навилля в
Бубастисе. IV дин.
Лондон, Британский музей

Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.

 Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало  уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.

 

Социальное значение мифа

 

Статуэтка богини Бастет в образе кошки
Каир, Египетский музей

В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.

Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.

На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни  Бастет просили вылечить домашних кошек.

 Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.

Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.

Бастет — Энциклопедия всемирной истории

Бастет — египетская богиня дома, домашнего хозяйства, женских секретов, кошек, плодородия и деторождения. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно болезней, связанных с женщинами и детьми. Как и многие божества египетской религии, она также играла роль в загробной жизни.

Иногда ее изображают проводником и помощником мертвых, хотя это не входило в число ее основных обязанностей. Она была дочерью бога солнца Ра и связана с концепцией Ока Ра (всевидящее око) и Далекой Богини (женского божества, которое покидает Ра и возвращается, чтобы принести трансформацию). Бастет была одним из самых популярных божеств древнего Египта, поскольку она была защитницей дома и семьи каждого.

Удалить рекламу

Реклама

Значение имени Бастет

Изначально ее звали Б’сст, потом Убасте, потом Баст, потом Бастет; значение этого имени неизвестно или, по крайней мере, не общепризнано. Джеральдин Пинч утверждает, что «ее имя, вероятно, означает Та, что в банке с мазью», поскольку она ассоциировалась с защитой и защитными мазями (115). Греки тесно ассоциировали ее со своей богиней Артемидой и считали, что, поскольку у Артемиды был брат-близнец (Аполлон), у Баст тоже должна быть. Они связывали Аполлона с Гором, сыном Исиды (Херу-са-Асет), и так называли богиню, известную как Баст ба’Асет (Душа Исиды), что было бы буквальным переводом ее имени с добавлением второго «Т». ‘ для обозначения женского начала (Асет входит в число египетских имен Исиды).

Бастет, однако, также иногда связывали с богом духов и сладких запахов Нефертумом, который считался ее сыном, и это еще больше связывает значение ее имени с сосудом с мазью. Наиболее очевидным объяснением было бы то, что первоначально это имя означало что-то вроде «Она из кувшина с мазью» (Убасте), а греки изменили значение на «Душа Исиды», поскольку они ассоциировали ее с самой популярной богиней Египта. Тем не менее, ученые не пришли к единому мнению о значении ее имени.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Бастет и Сехметс

Котоми Ямамура (CC BY-NC-SA)

Ассоциации

Бастет была чрезвычайно популярна во всем Египте как среди мужчин, так и среди женщин из Второй династии Египта (ок. 2890 — ок. 2670 до н.э.) и далее, с ее культом, сосредоточенным в городе Бубастис, по крайней мере, с 5 века до н.э. Сначала она была представлена ​​​​женщиной с головой львицы и тесно связана с богиней Сехмет, но, поскольку иконография этого божества изображала ее все более агрессивной, образы Бастет со временем смягчились, чтобы представлять больше ежедневного спутника и помощника, чем ее более ранние формы. как дикий мститель. Ученый Джеральдин Пинч пишет:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Начиная с Текстов Пирамид, Бастет имеет двойной аспект заботливой матери и ужасающей мстительницы. Это демонический аспект, который в основном фигурирует в Текстах Гробов и Книге Мертвых, а также в медицинских заклинаниях. Говорят, что «убийцы Бастет» навлекли на человечество чуму и другие бедствия. Одно заклинание советует притвориться «сыном Бастет», чтобы не заразиться чумой. (115)

В искусстве Бастет иногда изображают с выводком котят у ее ног, но наиболее популярным ее изображением является сидящая кошка, смотрящая вперед.

Несмотря на то, что она очень почиталась, ее в равной степени боялись, о чем свидетельствуют два ее титула: Леди Ужаса и Леди Бойни. Она связана как с Мау, божественной кошкой, которая является аспектом Ра, так и с Мафдет, богиней справедливости и первым кошачьим божеством в истории Египта.

И Бастет, и Сехмет получили свои ранние формы как кошачьи защитники невинных, мстители за обиженных, от Мафдет. Эта ассоциация была продолжена в изображениях сына Бастет Маахеса, защитника невинных, который показан как человек с головой льва, несущий длинный нож, или как лев.

Удалить рекламу

Реклама

В ассоциации Бастет с Мау иногда можно увидеть, как она уничтожает врага Ра, Апофиса, отрезая ему голову ножом в лапе; образ Мау наиболее известен. Со временем, когда Бастет стала больше семейным компаньоном, она потеряла все следы своей львиной формы и регулярно изображалась в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой, часто держащей систрум.

Иногда в искусстве ее изображают с выводком котят у ее ног, но наиболее популярным ее изображением является сидящая кошка, смотрящая вперед.

Bastet

Попечители Британского музея (авторское право)

Роль в религии и иконографии

Бастет появляется в начале 3-го тысячелетия до нашей эры в образе мстительной львицы в Нижнем Египте. Ко времени Текстов пирамид (ок. 2400–2300 до н. Э.) Она была связана с царем Египта в качестве его няни в юности и защитника, когда он рос. В более поздних текстах гробов (ок. 2134-2040 гг. До н.э.) она сохраняет эту роль, но также рассматривается как защитница мертвых. Ученый Ричард Х. Уилкинсон комментирует это так:

В своей самой ранней известной форме, изображенной на каменных сосудах 2-й династии, Бастет изображалась как женщина с безгривой головой львицы. Однако иконография богини изменилась, возможно, потому, что ее природа стала рассматриваться как более мягкая, чем у других божеств-львиц. (178)

Ее культовый центр в Бубастисе в Нижнем Египте стал одним из самых богатых и роскошных городов Египта, так как люди со всей страны приезжали туда, чтобы отдать дань уважения богине и похоронить тела своих мертвых кошек в городе. В египетском искусстве ее иконография заимствована у более ранней богини Мафдет, а также у Хатхор, богини, связанной с Сехмет, которая также была тесно связана с Бастет.

Удалить рекламу

Реклама

Появление систрума в руке Бастет на некоторых статуях является явной связью с Хатор, которая традиционно носит этот инструмент. Хатор — еще одна богиня, которая претерпела драматические изменения из кровожадного разрушителя в нежного друга человечества, поскольку изначально она была божеством-львицей Сехмет, которую Ра послал на землю, чтобы уничтожить людей за их грехи. В случае с Бастет, хотя она и стала мягче, она была не менее опасна для тех, кто нарушал закон или оскорблял других.

Египетский кот

Shadowgate (CC BY)

Сказка о Сетне и Табубу

Повесть о Сетне и Табубу (часть произведения, известного как Первая Сетна или Сетна I) — это средняя часть произведения египетской литературы, составленного по истории римского Египта и в настоящее время хранящегося в Каирском музее в Египте. Главный герой сказок о Сетне — принц Сетна Кхемвас, основанный на реальном принце и верховном жреце Птах Кхемвезет (ок. 1281 — ок. 1225 до н. Э.), Сыне Рамсеса II (годы правления 1279).-1213 г. до н.э.). Кхемвезет, известный как «Первый египтолог», был известен своими усилиями по восстановлению и сохранению древнеегипетских памятников и ко времени династии Птолемеев очень почитался как мудрец и маг. Хотя эту историю можно интерпретировать по-разному, Джеральдин Пинч утверждает, что этот раздел сказки можно наиболее четко понять как иллюстрацию того, как Бастет наказывает нарушителей.

В этой истории молодой принц Сетна крадет книгу из гробницы, даже после того, как обитатели гробницы умоляют его не делать этого. Вскоре после этого он находится в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, когда видит красивую женщину в сопровождении ее слуг и страстно желает ее. Он спрашивает о ней и узнает, что ее зовут Табубу, дочь священника Бастет. Он никогда не видел более красивой женщины в своей жизни и посылает ей записку с просьбой прийти к нему в постель за десять золотых, но она отвечает встречным предложением, в котором говорит ему встретиться с ней в храме Бастет в Саккаре, где она живет и живет. тогда у него будет все, что он пожелает.

Удалить рекламу

Реклама

Сетна отправляется на свою виллу, где ему не терпится приступить к делу, но у Табубу есть некоторые условия. Во-первых, говорит она ему, он должен передать ей все свое имущество и имущество. Он настолько поглощен похотью, что соглашается на это и движется, чтобы обнять ее. Однако она удерживает его и говорит, что за его детьми нужно послать, а также подписать документы, подтверждающие это, чтобы не было проблем с юридической передачей. Сетна соглашается и на это и посылает за своими детьми. Пока они подписывают бумаги, Табубу исчезает в другой комнате и возвращается в льняном платье, настолько прозрачном, что он может видеть «каждую часть ее тела через него», и его желание к ней становится почти неконтролируемым.

С подписанными документами он снова движется к ней, но нет, у нее есть третье требование: его детей нужно убить, чтобы они не попытались нарушить соглашение и не втянули ее в долгую, затянувшуюся судебную тяжбу. Сетна немедленно соглашается на это; его детей убивают, а их тела выбрасывают на улицу. Затем Сетна стягивает с себя одежду, берет Табубу и быстро ведет ее в спальню. Когда он обнимает ее, она внезапно вскрикивает и исчезает, как и комната и вилла вокруг них, а Сетна стоит голый на улице, его пенис засунут в глиняный горшок.

В это время проходит фараон, и принц Сетна полностью унижен. Фараон сообщает ему, что его дети все еще живы и что все, что он пережил, было иллюзией. Затем Сетна понимает, что он был наказан за свой проступок в гробнице, и быстро возвращает книгу. Кроме того, он возмещает ущерб обитателям гробницы, отправляясь в другой город и забирая похороненные там мумии, которые были частью семьи обитателя гробницы, чтобы все они могли воссоединиться в одном месте.

Хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, кого представляет Табубу, ее тесная связь с Бастет как дочерью одного из жрецов богинь делает это божество весьма вероятным кандидатом. Хищная природа Табубу, когда Сетна оказывается там, где она хочет, напоминает кошку, играющую с мышью. Джеральдин Пинч заключает, что Табубу является «проявлением самой Бастет, играющей свою традиционную роль карателя людей, оскорбивших богов» (117). В этой истории Бастет принимает облик красивой женщины, чтобы наказать преступника, осквернившего могилу, но эта история также должна была бы послужить предостережением для мужчин, которые рассматривали женщин только как сексуальные объекты, поскольку они никогда не могли знать, являются ли они сексуальными объектами. на самом деле в присутствии богини и что может случиться, если они оскорбят ее.

Бронзовый кот из Египта

Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)

Поклонение Бастет

Богине поклонялись прежде всего в Бубастисе, но она занимала пост опекуна в Саккаре и других местах. Уилкинсон пишет:

Популярность богини со временем росла, и в Поздний период и в греко-римские времена она пользовалась большим статусом. Главным культовым центром этого божества был город Бубастис — Телль-Баста — в восточной дельте, и хотя сейчас сохранились лишь очертания храма Бастет, Геродот посетил это место в 5 веке до н. э. и восхвалял его великолепие. Фестиваль Бастет также был описан Геродотом, который утверждал, что это был самый сложный из всех религиозных праздников Египта, когда большие толпы участвовали в безудержных танцах, пьянстве и веселье. (178)

Геродот является основным источником информации о культе Бастет и, к сожалению, не вдается в подробности об особенностях ее поклонения. Похоже, что и мужчины, и женщины служили ее духовенством, и, как и в случае с другими египетскими божествами, ее храм в Бубастисе был центром города, предоставляя услуги, начиная от медицинского обслуживания и заканчивая консультированием и раздачей еды. Геродот описывает этот храм:

г.

За исключением входа, он стоит на острове; два отдельных канала подходят к нему от Нила и, подойдя к входу в храм, огибают его с противоположных сторон; каждое из них шириной в сто футов и затенено деревьями. Храм находится посреди города, и со всей его окружности открывается вид на него; ибо уровень города был поднят, а уровень храма остался таким, каким он был с самого начала, так что его можно увидеть снаружи. Каменная стена с резными фигурами окружает его; внутри находится роща очень высоких деревьев, растущих вокруг большого святилища, в котором находится изображение богини; храм представляет собой квадрат, каждая сторона которого имеет размер фарлонг. Ко входу ведет дорога, вымощенная камнем, длиной около трех стадий, идущая на восток через рыночную площадь к храму Гермеса; эта дорога имеет ширину около 400 футов и окаймлена деревьями, достигающими небес. ( Истории , II.138).

Жители Египта ежегодно приезжали на великий праздник Бастет в Бубастисе, который был одним из самых роскошных и популярных событий года. Джеральдин Пинч, цитируя Геродота, утверждает, что «женщины были освобождены от всех ограничений во время ежегодного праздника в Бубастисе. Они праздновали праздник богини, выпивая, танцуя, сочиняя музыку и демонстрируя свои гениталии» (116). Это «поднимание юбок» женщинами, описанное Геродотом, имело столько же общего со свободой от социальных ограничений, сколько и с плодородием, связанным с богиней. Как и многие другие египетские фестивали, празднование Бастет было временем, когда отбрасывались запреты, как это делают современные гуляки в Европе во время карнавала или в Соединенных Штатах на Марди Гра. Геродот представляет яркую картину людей, едущих в Бубастис на праздник:

Когда люди направляются в Бубастис, они идут по реке, по большому количеству в каждой лодке, мужчины и женщины вместе. Одни женщины шумят трещотками, другие всю дорогу играют на флейтах, а остальные женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они плывут по реке в Бубастис, всякий раз, когда они приближаются к любому другому городу, они подводят свою лодку к берегу; затем некоторые женщины делают то, что я сказал, а некоторые выкрикивают насмешки над женщинами города; другие танцуют, а третьи встают и задирают юбки. Они делают это всякий раз, когда подходят к любому прибрежному городу. Но когда они достигли Бубастиса, они устраивают праздник с большими жертвами, и на этом пиру выпивают больше вина, чем за весь другой год. Там принято собираться мужчинами и женщинами (но не детьми) в количестве семисот тысяч, как говорят местные жители. ( Истории , Книга II.60)

Хотя Геродот утверждает, что этот праздник превосходил все другие по великолепию и пышности, в действительности было много праздников, посвященных многим богам, которые могли претендовать на то же самое. Однако популярность этой богини придала ей особое значение в египетской культуре. В приведенном выше отрывке Геродот отмечает, как женщины в лодках издевались над теми, кто был на берегу, и это должно было быть сделано для того, чтобы побудить их оставить свои повседневные дела и присоединиться к празднованию великой богини. Бастет, по сути, уступала по популярности только Исиде и, попав через Грецию в Рим, была одинаково популярна среди римлян и подданных позднейшей Римской империи.

Битва при Пелусии

Саймон Зейтц (CC BY-NC-SA)

Непреходящая популярность Бастет

Популярность Бастет выросла благодаря ее роли защитницы женщин и домашнего хозяйства. Как уже отмечалось, она была так же популярна среди мужчин, как и среди женщин, поскольку у каждого мужчины была мать, сестра, подруга, жена или дочь, которые получали пользу от заботы, которую оказывала Бастет. Кроме того, женщины в Египте пользовались большим уважением и имели почти равные права, что почти гарантировало богине, которая защищала женщин и хранила женские тайны, особенно высокое положение.

Кошки также очень ценились в Египте, поскольку они защищали дома от паразитов (и, таким образом, контролировали болезни), защищали урожай от нежелательных животных и предоставляли своим владельцам довольно нетребовательную компанию. Одним из важнейших аспектов праздника Бастет была доставка мумифицированных кошек в ее храм. При раскопках храма в 1887 и 1889 годах нашей эры было найдено более 300 000 мумифицированных кошек. Уилкинсон, комментируя ее всеобщую популярность, пишет:

Амулеты кошек и пометы котят были популярными новогодними подарками, а имя Бастет часто писали на маленьких церемониальных «новогодних фляжках», вероятно, чтобы прославить богиню как подательницу плодородия и потому, что Бастет, как и другие богини-львицы, считался защитным божеством, способным противостоять более темным силам, связанным с «днями демонов» в конце египетского года. (178)

Бастет была настолько популярна, что в 525 г. до н. э., когда Камбиз II из Персии вторгся в Египет, он использовал богиню, чтобы заставить египтян сдаться. Зная об их большой любви к животным, и особенно к кошкам, он приказал своим солдатам нарисовать изображение Бастет на своих щитах, а затем расположил всех животных, которых можно было найти, и погнал их перед армией к центральному городу Пелусию. Египтяне отказались сражаться, опасаясь причинить вред животным и оскорбить Бастет, и поэтому сдались.

Историк Полиен (II век н.э.) пишет, как после своей победы Камбиз II швырял кошек из мешка в лица египтянам, презирая их тем, что они сдадут свой город ради животных. Однако египтяне не боялись своего почитания кошки и поклонения Бастет. Ее статус одного из самых популярных и могущественных божеств сохранялся на протяжении всей оставшейся части истории Египта и в эпоху Римской империи, пока, как и другие боги, ее не затмило возвышение христианства.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Богиня Бастет и культ кошачьих божеств в дельте Нила

Очаровательный и порой экзотический характер древнеегипетской религии нашел свое идеальное воплощение в кошачьей богине Бастет. В бесчисленных музеях и на выставках мы встречаем ее в виде сидящей кошки с различной божественной иконографией, такой как скарабей на голове. В неподвижной, но бдительной позе, которую легко увидеть на настоящих кошках, прекрасная, божественная Бастет олицетворяет древний мир таинственных верований.

Бастет, Львица и Кошка

Основным культовым местом Бастет является Бубастис, важный город в юго-восточной части дельты Нила. Но самые ранние свидетельства Бастет происходят из галерей под знаменитой ступенчатой ​​пирамидой Джосера в Саккаре близ Мемфиса. Здесь были обнаружены тысячи осколков каменных сосудов из захоронений 2-й династии (около 2800 г. до н.э.). На некоторых есть короткие надписи, в которых упоминаются божества, в том числе Бастет, изображенная в виде женщины с головой львицы, а также священники и возможное культовое место Бастет в Мемфисе. Возможно, изначально Бастет была божеством царской резиденции и, судя по этимологии ее имени, производным от названия кувшина с мазью б#с.т. — возможно, богиня, связанная с королевскими регалиями. Слияние концепции божества с защитной мазью, защитная и могучая природа божественной львицы соответствовала бы королевской идеологии.

Храм Бастет, Бубастис Фото: Ева Ланге-Атинодору

Самое раннее свидетельство Бастет в Бубастисе относится к более позднему периоду, правлению Пепи I из 6-й династии (около 2270 г. до н.э.). Это свидетельство исходит от украшенной дверной перемычки в царском храме Ка, на которой изображены Бастет и Хатхор. И снова Бастет изображается как антропоморфная женщина с головой львицы. Надгробные стелы с элитного кладбища Бубастис того же периода сохранили титулы администраторов храма Бастет, поэтому можно предположить, что к концу Древнего царства здесь существовал храм и культ богини.

Неясно, как культ Бастет попал из древней династической резиденции в Мемфисе в Бубастис. Одна из теорий состоит в том, что в начале 3-го тысячелетия львиные прайды жили на окраинах полупустыни Дельты. Вади Тумилат с сезонным озером в центре стал отличным убежищем для этих животных. В то время Дельта содержала большие стада крупного рогатого скота, которые были ключом к зарождающемуся централизованному государству с королевскими сельскохозяйственными владениями, а также непреодолимым охотничьим угодьям для львов. Египтяне могли легко наблюдать нападения львов и особенно львиц, которые, как известно, являются активными охотниками, использующими впечатляющую слаженную работу. Нетрудно предположить, что эти наблюдения привели к поклонению этим устрашающим, очаровательным животным.

Рельеф Бастет Фото: Ева Ланге-Атинодору

С самых ранних свидетельств до более позднего Нового Царства Бастет изображалась исключительно как львица. Ее знаменитая символика в виде кошки является более поздним развитием, отражающим тонкие изменения в религиозных верованиях на протяжении многих веков египетской истории. Фактически, двойная природа Бастет как львицы и кошки часто выражается в ее слиянии с Сехмет, другой известной богиней-львицей. Эта двойная природа Бастет была тематизирована в более ранних текстовых источниках. Так называемое «лоялистское учение» 12-й династии описывает идеальный характер царя так: «Он — Бастет, защищающий две земли. Тот, кто поклоняется ему, будет защищен его рукой. Он Сехмет против того, кто нарушает его приказ. Тот, кого он ненавидит, будет в беде».

Этот амбивалентный характер кошачьих богинь и особенно Бастет получил дальнейшее развитие в последующие периоды. Кошка символизировала более мягкую, доступную и привлекательную натуру кошачьей богини. Это переосмысление Бастет как более доброй формы львицы, очевидно, привело к ее изображению в виде кошки, которая не представляла для людей такой же угрозы, как настоящая львица. Интересно, что Поднебесная также является первым случаем, когда кошки, хотя и близкие к своей дикой форме felis silvestris, изображены как домашние животные на росписях гробниц.

Начиная с Нового царства, культ Бастет пользовался все большей популярностью, особенно в 1-м тысячелетии до нашей эры, когда он распространился за пределы Египта в Средиземноморье. Храмы Бастет в Саккаре и Александрии являются свидетелями этого все более космополитического культа.

Триумфальная Бастет – Праздник Бастет в Бубастисе

Около 450 г. до н.э. греческий историограф Геродот описал храм и культ Бастет, сосредоточив внимание на знаменитом фестивале, регулярно проводимом в честь богини: « Теперь, когда они подходят к городу Бубастис, они делают следующее: — они плывут вместе мужчин и женщин, и великое множество каждого пола в каждой лодке; и у некоторых из женщин есть с собой погремушки и трещотки, а некоторые из мужчин играют на свирели во все время плавания, а остальные, как женщины, так и мужчины, поют и хлопают в ладоши; и когда они, плывя, встречаются с каким-либо городом на пути, они причаливают лодку к берегу, и некоторые из женщин продолжают делать то, что я сказал, другие громко кричат ​​и насмехаются над женщинами в этом городе, некоторые танцуют, и некоторые встают и подтягивают свои одежды. Это они делают в каждом городе на берегу реки; и когда они приходят в Бубастис, они устраивают праздник великих жертвоприношений, и на этот праздник выпивается больше виноградного вина, чем за все остальное время года. К этому месту (так говорят туземцы) съезжаются из года в год аж до семидесяти мириадов мужчин и женщин, не считая детей ». (Hd. II, 60).

В научных дискуссиях оргиастический характер этих событий обычно связывают с плодовитостью кошек и их демонстративным поведением во время брачного сезона. Согласно этой точке зрения, знаменитости изучали такое плодородие в своей собственной жизни. Другие доказательства свидетельствуют о пьянстве и проявлениях экстатической активности, которые представляют собой умышленные нарушения принятых социальных стандартов. Считалось, что такое исключительное поведение на пылких празднествах доставляло удовольствие египетским богиням, особенно тем, кто появлялся в образе львицы — Бастет и Сехмет, а также Мут и Хатхор.

Рельеф Бастет Фото: Ева Ланге-Атинодору

Богини-львицы стали опасными и непредсказуемыми, но в то же время заботливыми, защищающими и свирепыми. Они были связаны с богом солнца Ра, которого часто называли «Дочь Ра» или «Око Ра». Так называемый «Миф о Глазе Ра», сохранившийся на трех демотических папирусах II века до н. жара пустыни. По какой-то необъяснимой причине она злится на своего отца и сеет страх в пустынях своим присутствием. Бог солнца посылает Тота, чтобы провести ее обратно в Египет, что является трудной задачей, поскольку бог должен успокоить разгневанную львицу и сделать ее счастливой на долгом пути домой. Чтобы выполнить свою миссию, Тот появляется в образе бабуина и использует музыку, танцы и алкоголь, чтобы доставить удовольствие львице. Связывая это повествование с праздником в Бубастисе, мы приходим к выводу, что празднества с танцами, музыкой и выпивкой прославляли богиню, которая наслаждалась теми же развлечениями.

На фестивале в Бубастисе было представлено еще одно мероприятие преимущественно местного характера: Папирус Бруклин 47.218, рукопись 7-го века до н. э., содержащая местные мифы и легенды о знаменитых городах Дельты, включает рассказ о Бубастисе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *