Какой бог считался богом смерти в Древнем Египте?
Древние египтяне известны многими вещами, такими как мумификация, великая пирамида, сложная система письма и вера в загробную жизнь. Учитывая, что смерть и преданность многим божествам были столь заметны в этой культуре, кто был древнеегипетским богом смерти?
Теги:Исследование
Прошлое
Религия
Wikimedia
Хотя Осириса часто считают египетским богом подземного мира или богом мертвых, эксперты далеко не однозначны в своих оценках.
Андреа Кучарек, которая руководит проектом Гейдельбергского университета в Германии, посвященным ритуальным текстам Осириса, уверена, что этого бога не стоит называть «богом смерти». «Он не приносит и не вызывает смерть, но повелевает мертвыми. На самом деле, он также во многом бог жизни, обеспечивающий плодородие растений, животных и людей».
Древние египтяне видели в Осирисе особое божество; после того, как он «умер», его жизнь была ритуально восстановлена.
«Осирис был необычным среди египетских божеств, так как он сам умер и был возрожден к жизни в новом преображенном состоянии благодаря помощи ритуалов, которые были выполнены для него. Обычные умершие люди в Египте надеялись пройти тот же процесс преображения и возвращения к жизни, используя те же самые ритуалы, которые проводились для Осириса, поэтому в некотором смысле он служил для них образцом», — отметил Марк Смит, профессор египтологии на пенсии в Оксфордском университете.
С мертвыми ассоциировались и другие египетские божества, такие как Анубис, Гор, Хатхор и Исида. Однако также было бы неверно называть кого-либо из них богом смерти. Анубис с головой шакала — особенно важный бог, связанный с мертвыми. Эмили Титер, египтолог и исследователь из Варшавского университета , отметила, что он скорее был «богом бальзамирования». В египетской мифологии Анубис выполнил самую первую мумификацию — самого Осириса.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ«У древних египтян не было культа смерти, и, как следствие, они не поклонялись богу смерти», — пояснил египтолог Мартин Боммас, директор Исторического музея Университета Маккуори в Австралии.
Самым близким сверхъестественным существом, которое древние египтяне имели к «богу смерти», может быть едва зарегистрированное египетское божество под общим названием «Смерть, Великий Бог», который упоминается крайне редко и представляет собой злое, а не полезное явление.
Один из очень немногих случаев, когда в древних текстах встречается этот загадочный бог, появляется на папирусе, который датируется примерно 3000 лет назад, 21-й династией. На этом папирусе изображен «крылатый змей с двумя парами человеческих ног и человеческой головой, а его хвост оканчивается головой шакала». Надпись на папирусе говорит, что это божество называется «Смерть, великий бог, создающий богов и людей». Ученые не исключают, что это божество может быть попыткой создать некий «авторский» культ, однако его зачинатель не преуспел и божество не прижилось.
В результате, хотя у египтян были боги, посвященные мертвым и мумификации, идея бога, посвященного самой смерти, так и не обрела собственной жизни.
Бог Анубис (Древний Египет) — Русская историческая библиотека
Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.
(Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Бог Анубис – кратко.)
Бог Анубис. Слушать аудиокнигу с картинками
Имя
«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).
Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.
Бог Анубис
Автор изображения
Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».
Читайте также статьи Боги Древнего Египта – список и описание и Религия древнего Египта
История культа
В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.
Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.
В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.
Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:
…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…
Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».
В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир. Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры. Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.
Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.
Религиозные функции
Защитник могил
Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»). Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила. Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.
На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.
Бальзамировщик
Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.
В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.
Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)
Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда. Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.
Поводырь душ
К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще. За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида. Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.
Взвешивание сердца
Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат). Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера. Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.
Образ в искусстве
Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме – обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской. Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации. Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.
Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).
Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.
В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.
Кто такой египетский бог смерти?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Старинная иллюстрация из папируса Ани, изображающая Осириса (слева) и Исиду (справа) на свитке с курсивными иероглифами примерно 1250 г. до н.э., во время 19-й династии Нового царства. (Изображение предоставлено duncan1890 через Getty Images)Древние египтяне известны многими вещами, такими как мумификация , великая пирамида
, сложная система письма и вера в загробную жизнь. Учитывая, что смерть и преданность многим божествам были столь заметны в этой культуре, кто был древнеегипетским богом смерти?Хотя Осириса часто считают египетским богом подземного мира или богом мертвых, эксперты рассказали Live Science, что это не так просто.
Было бы ошибкой называть Осириса богом смерти, сообщила Live Science в электронном письме Андреа Кучарек, которая руководит проектом Гейдельбергского университета в Германии, изучающим ритуальные тексты Осириса. «Он не приносит и не вызывает смерть, но повелевает мертвыми», — сказал Кучарек. «На самом деле, он также во многом бог жизни, обеспечивающий плодородие растений, животных и людей».
Древние египтяне считали Осириса особым божеством; после того, как он «умер», его жизнь была ритуально восстановлена.
Связанный:
«Осирис был необычным среди египетских божеств, так как он сам умер и был возвращен к жизни в новом преображенном состоянии благодаря помощи ритуалов, которые были выполнены для него», — Марк Смит, бывший профессор египтологии в Оксфордский университет, сообщил Live Science в электронном письме. «Обычные умершие люди в Египте надеялись пройти тот же процесс преображения и возвращения к жизни, используя те же ритуалы, которые проводились для Осириса, поэтому в некотором смысле он служил для них образцом».
Другие египетские божества, такие как Анубис, Гор, Хатхор и Исида, были связаны с мертвыми. Однако также было бы неверно называть кого-либо из них богом смерти. Анубис с головой шакала — особенно важный бог, связанный с мертвыми. Он «бог бальзамирования», — сказала в электронном письме Live Science Эмили Титер, египтолог и исследователь из Варшавского университета. В египетской мифологии Анубис «выполнил самую первую мумификацию — самого Осириса», — сказала Live Science в электронном письме Лаура Раньери Рой, основатель и директор Ancient Egypt Alive.
«У древних [египтян] не было культа смерти, и, как следствие, они не поклонялись богу смерти», — сообщил Live Science в электронном письме египтолог Мартин Боммас, директор Исторического музея Университета Маккуори в Австралии.
Самым близким сверхъестественным существом древних египтян к «богу смерти» может быть едва зарегистрированное египетское божество под названием «Смерть, Великий Бог», — сказал Live Science Джон Бейнс, почетный профессор египтологии в Оксфордском университете. в электронном письме. «Существует древнеегипетский бог по имени «Смерть, Великий Бог», но этот бог крайне редко засвидетельствован и представляет собой злое, а не полезное присутствие».
связанные истории
Один из очень немногих случаев, когда упоминается этот загадочный бог, появляется на папирусе, который датируется примерно 3000 лет назад, 21-й династией. На этом папирусе изображен «крылатый змей с двумя парами человеческих ног и человеческой головой, а его хвост оканчивается головой шакала», — Франсуаза Дюнан, почетный профессор истории Страсбургского университета во Франции, и Кристиан Зиви-Кош, почетный директор об исследованиях в École Pratique des Hautes Etudes, также во Франции, написали в своей книге « Боги и люди в Египте: с 3000 до н. -Коше написали в своей книге. Возможно, что человек, написавший этот папирус, пытался создать «Смерть, Великий Бог», но он так и не прижился, отметили Дюнан и Зиви-Кош.
были боги, посвященные мертвым и мумификации, идея бога, посвященного самой смерти, никогда не обрела собственной жизни.
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.Оуэн Джарус — постоянный автор Live Science, который пишет об археологии и прошлом человечества. Он также писал для The Independent (Великобритания), The Canadian Press (CP) и Associated Press (AP) и других. Оуэн имеет степень бакалавра искусств Университета Торонто и степень журналистики Университета Райерсона.
1
Посмотрите, как осьминог просыпается от того, что, по мнению ученых, могло быть кошмаром Хинос
3
Странная звездная система может содержать первые свидетельства ультраредкой «звезды темной материи»
4
Нью-Йорк может тонуть под собственным весом, потому что здания слишком тяжелые, предупреждают ученые
5
Прекрасно сохранившийся скелет возрастом 7000 лет, обнаруженный во время реконструкции в Польше это мог быть кошмар
2
В странной звездной системе могут быть первые свидетельства существования ультраредкой «звезды темной материи»0003
4
Косатки потопили 3 лодки в Европе и, кажется, учат других делать то же самое. Но почему?
5
Пираньи окружили 8 туристов на бразильском курорте, оставив их с окровавленными ногами и ступнями
Божества загробной жизни
Божества загробной жизни
Осирис 90 003
Осирис является главным богом загробной жизни, также известным как Бог мертвых. Обычно его изображают в виде мумии с короной. на голове его и в руках присутствуют держащие скипетры. [18,27,28] Он изображен таким образом, потому что в В египетской мифологии он стал богом подземного мира после своего брата Сета. убил его, чтобы занять трон. Это было Исида, его сестра и жена, которая смогла вернуть его к жизни через магия. Он также считается богом земледелие, из-за его смерти и воскресения, связано с семенем и отрастание семени. Часто, цвет его лица зеленый, черный или золотой. Осирис считался одним из самых важных египетских богов, потому что он символизировал триумф жизни над смерть. Он также был судьей покойный, и не допустит ни одного преступного путешествия к удовольствиям Загробная жизнь. [18,27,28]
900 03
9 0006
9000 3
900 04
901 15
Исида
В египетской мифологии Исида была и сестрой, и жена Осирис и мать Гора [18] Египтяне верили, когда она нашла своего мужа Осириса убитым Сета, его брата, она связала куски его тела льняной тканью и использовала ее. магия, чтобы вернуть его к жизни ограниченным образом. Исида отмечен как первый, кто выполнил процесс мумификации. Она также известна своей преданностью своему сыну. Гор, изображенный на статуе, сидит у нее на коленях. [22] В конце концов она смогла занять трон вернуться за своим сыном Гором и изгнать Сета из королевства. Решительно, хитро и немного магии, она смогла добиться того, чтобы ее сын унаследовал трон его отец. История Исиды и Осириса история любви, история триумфа над смертью и победы добра и справедливости над грубой силой. [22,28] Их история одна из самых дорогих в египетская мифология. У Исиды также была изображена с эмблемой трона на голове, потому что ее имя буквально означает женщина престола или королева престола. [29] Также считается, что Исида Самая яркая звезда на небе Сириус, которую древние называли Сопедом. египтяне. История — это звезда исчезает за солнцем на семьдесят дней (это расчетное время для процесс мумификации должен быть завершен), а затем снова появляется, чтобы принести ежегодное наводнение Нила воды, чтобы пополнить сушу для земледелия. Это символ умершего для возрождения в загробную жизнь. [28]
90 005
Гор
Сокол- возглавляемый богом неба и сыном Осириса и Исиды, В другой сказке Гор также считается пятым сыном Нут и Геба. На протяжении веков его рассказы и атрибуты слились воедино. Сказка что все еще остается, так это то, что он был воспитан своей матерью Изидой, скрытой, потому что его отца, царя Осириса, убил его брат Сет (дядя Гора). Когда Гор вырос, он вернул своих отцов престол с помощью своей матери. Там была борьба за престол, потому что Сет не хотел отказываться от престола. Но на суде всех богов Гор по праву стал королем. В Древнем Египте каждым царем был Гор. Когда царь умирал, египтяне говорили, что сокол улетел на небо и соединился с солнечным диском. Следующим королем стал Гор. Как и Ястреб, король был бойцом, воин. Вот почему Гор, когда его показывают как человек с головой ястреба, носит бронированный нагрудник. [18,25,28]
9 0006
Анубис
Анубис — бог с головой шакала или собаки (с телом человек) бальзамирования. [18] Во время церемоний бальзамирования главный жрец должен был носить маску шакала и воспевать молитвы во время процесса потрошения. Считалось, что Анубис изобрел процесс бальзамирования его царя Осириса, первой мумии. [23] Другое ресурсный кредит Исида была первой, кто выполнил мумификация царя Осириса, и вскоре после этого появился Анубис. Иногда его изображали полностью черным. клык с длинными острыми ушами или просто с головой клыка как на фото Слева. Черный цвет клыка может быть символом обесцвечивание тела умершего после мумификации, а также могло относятся к богатой темной земле Египта, из которого каждый год происходил новый рост. [28] Ценя своих собак как компаньонов, Египтяне часто мумифицировали своих собак и хоронили их вместе с собой.
90 004
Маат
Богиня Маат была богиней правды, справедливости и баланс. Ее представлял страус перья и была богиней, которая будет судить умерших на заключительном этапе их испытания, чтобы перейти в загробную жизнь. Сердце умершего взвешивали с Маат, и если бы его находили балансировать с весом пера, то человек вел хороший и достойной жизни и мог войти в загробную жизнь. Но если бы сердце не уравновешивалось, то Пожиратель (см. ниже) потреблять его. [2]
Другой источник описывает Маат как жену Тота, бога мудрости. И Маат, и Тот отвечает за взвешивание сердца умершей души, чтобы определить, достойны ли они загробной жизни. [24]
9011 5
[ 38]
Ахемайт
Ахемайт — богиня подземного мира, также известная как Девувер, принимающий форму льва, крокодила и гиппопотама. Она пожирает души недостойных мертвецов. [21,26] Вера была Ахемаит ждала умершего чьи сердца не выдержали испытания, когда их сопоставили с Маат. Другие ресурсы говорят, что Ахемайт не был поклонялись и не считали богиней, но ее боялись египтяне, угрожая связать их вечным беспокойством, если они не будут следовать Принцип Маат. [26] Египтяне называли ее демоном, но она уничтожала зло как силу для Добро. Она также изображалась как охранять озеро огненное, куда были брошены недостойные сердца. В этом изображении она была больше охранником. из озера огненного, чтобы недостойные не могли спастись. [26]
90 003
9 0003
Нехебкау
Нехебкау (или Nehebu-Kau) известен как Бог Защиты и Магии для фараона и всех египтян как в жизни, так и в загробной жизни. Он также ассоциируется с богом, который объединяет умерших с их Ка и его имя происходит от древнего Египетское слово, означающее «соединяться вместе» или «объединяться». Его символическая форма — змея с руками и ногами (наполовину человек) или змея. с крыльями. Египтяне молились ему чтобы защитить или вылечить их от укусов ядовитых змей. В загробной жизни он был богом, которого считали накормить фараона и других умерших, которые были признаны достойными и хорошими. напиток, известный как Молоко Света, который был волшебным напитком, исцеляющим умерших, если их укусило ядовитое животное, была жидкость Нехебкау предлагал умершему, если это было необходимо. Миф о Нехебкау заключался в том, что он был связан с богом Солнца, плавающим в первобытные воды до сотворения мира. Еще один миф о том, что он проглотил семь кобр. и смог использовать их для своей магической силы. Это сделало его настолько могущественным, что богу Атему пришлось нажать на его ноготь. не позвоночник Нехебкауса, чтобы он мог управлять змеиным богом.