Державин «Бог» – читать текст онлайн
Ода Гавриила Романовича Державина «Бог» впервые была напечатана в журнале «Собеседник», 1784, ч. 13; и вскоре была издана отдельно (по-видимому, в Петербурге), снова отдельным изданием вышла около 1792 г. (в Москве). Ею открываются Издание 1798 г. Это первое произведение русской литературы, заслужившее широкую мировую известность. Ода была переведена на английский, испанский, итальянский, польский, чешский, греческий, латинский, шведский, японский языки. Существует не менее 15 французских переводов и 8 немецких. Державин задумал оду «Бог» «в 1780 г., быв во дворце у всенощной в Светлое воскресенье», тогда же начал писать, но не смог исполнить замысла из-за занятости по службе. Закончена она была в Нарве в феврале или марте 1784 г.
Державин. Бог. Слушать аудио
На нашем сайте вы можете также прочитать краткое содержание и анализ этой оды.
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества! [1]
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: бог.
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий,
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света твоего рожденны,
Исследовать судеб твоих:
Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,
В твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В себе самом ты основал:
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый всe единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от тебя родятся;
Как в мрaзный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры
Перед тобой – как нощь пред днем.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед тобой – ничто.
Ничто! – Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто!- Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и ты!
Ты есть! – природы чин [2] вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил твaрей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я твaрь [3],
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие твое.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
1784
[1] Без лиц, в трех лицах божества. – «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, то есть: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает», – указывал сам Державин.
[2] Природы чин – порядок природы, законы природы.
[3] Тварь – т. е. творение.
Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина
Ода «Бог» — своеобразный поэтический манифест Г. Р. Державина. В нем определяются основы миросозерцания поэта; выражаются его представления о Боге (как Творце всего сущего) и Его свойствах, а также о предназначении человека и его месте в мироздании.
Ода «Бог» была написана в 1784 году. История создания произведения подробно излагается в «Записках» Г. Р. Державина. Согласно «Запискам», первое вдохновение автор получил в 1780 году после молитвенного стояния на всенощном бдении в праздник Светлого Воскресения Христова. Уже тогда, приехав после службы домой, он положил первые строки на бумагу; но, будучи занят должностью, не мог окончить произведение. Даже получив отставку от службы, поэт из-за суеты городской жизни ничего не мог сделать. Ему понадобилось уехать в Нарву и уединиться в комнате на постоялом дворе. На этом дворе Державин, согласно «Запискам», и написал последнюю строфу, окончив тем, что проливал «благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были» [1, с. 337].
Ода «Бог» — образец высокой лирики Державина. В ней, по верному выражению В. Ф. Ходасевича, поэт ощущал «высоту своего парения». Автор оды громоздил слова и образы, точно скалы, и, «сталкивая звуки, сам упивался звуком их столкновений» [4, с. 53].
Главной задачей Державина в этом произведении становится создание художественного образа Бога. Решая эту задачу, поэт пытается ответить на два вопроса: что есть Бог? И каковы свойства Божии? Автор также пытается рассказать о несравненном величии Бога-Творца, Демиурга, и о Его беспредельной любви к падшему человечеству.
Художественный образ Бога, созданный Державиным в оде, всецело соответствует православной догматике. Державин нигде не впадает в ересь. Он представляет очень правдивый живописный портрет (не икону) Творца всего Сущего, как он Его видит.
По мысли автора, Бог, прежде всего есть Лицо, Личность. Он не есть истина что (курсив — наш): абстрактная идея, отвлеченное понятие (например, благо). Он есть истина Кто (курсив — наш). Бог — жив. С Ним можно говорить. К Нему можно обращаться с молитвой (лирический герой так и делает, восклицая: «О Ты, пространством бесконечный!»).
Бог Державина — не монотеистический иудаистский Яхве. У Него три Лица: Отец, Сын и Дух («без лиц, в трех лицах Божества») [2, с. 114]. Лица святой Троицы равночестны, сопрестольны и выступают в качестве одной сущности триединого Бога.
В 86 главе катехизиса митрополита Филарета (Дроздова) Бог представляется Лицом, наделенным особыми личными свойствами.
В оде «Бог» упоминается только 7 из 10 упомянутых выше личных свойств Бога (поэт умалчивает о Боге Всеведущем, Всеправедном и Неизменяемом, зато раскрывает другие свойства Божии). Располагаются свойства Божии у Державина согласно собственной внутренней логике. Поэт видит Бога Духом, Вездесущим, Вечным, Всемогущим, Вседовольным, Промыслителем, Всеблагим, Всеблаженным, Непостижимым.
В первой строфе Державин говорит о духовной природе Божества и Его Вездесущии. У поэта Бог не имеет костей и тела. Он есть «Дух, всюду Сущий, кому нет места и причины» [2, с. 114]. Его невозможно увидеть. При этом, Бог находится везде. Он «все Собою наполняет, // Объемлет, зиждет, сохраняет». Нет такого места в мире, где бы Его не было.
Во второй строфе поэт свидетельствует о вечности Духа Божия. Если в мире все временно, все имеет свое начало и конец, то Бог бесконечен. Ему «числа и меры нет». Он находится вне времени — в вечности. Одно величие Божие настолько велико, что «времени прошедший миг» теряется в этом величии вместе с временной человеческой мыслью.
В третьей строфе автор оды воспевает всемогущество Божие и Его Вседовольство. Всемогущество Божие наиболее ярко проявилось, по мысли поэта, во время творения мира. Ведь Бог творит мир из ничего. Он выводит из вечности «хаоса бытность довременну», творит все «единым словом». Хвала Вседовольству Божию проистекает от того, что человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Что же касается Бога, то Он имеет все в Себе и ни в чем не нуждается, ибо «Собою из Себя» сияет.
В четвертой и пятой строфе Державин говорит о Боге-Промыслителе. По определению митрополита Филарета, «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее… зло пресекает или… обращает к добрым последствиям» [5, с. 35]. Державин так говорит о Промысле Бога:
«Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Ее с началом сопрягаешь,
И смертию живот даришь» [2, с. 114].
Поэт восторгается неизмеримостью созданных Богом миров; он знает, что все эти миры творят Его законы; все происходит согласно воле Божией.
В шестой, седьмой и восьмой строфах Державин свидетельствует о Боге Всеблагом и Всеблаженном. Именно Всеблагим представляется Бог лирическому герою оды. Последний знает, что не имеет в себе ничего доброго. Если в нем и есть что доброе, то это потому, что Бог сияет в нем «величеством Своих доброт». Бог есть «Источник жизни».
То же самое и с Всеблаженством. Лирический герой, ощущая радость и духовный восторг, прославляет Всеблаженного Бога, посетившего его душу блаженством Своего присутствия. Для героя Бог — это «душа души» его, залог будущего бессмертия.
В десятой строфе Бог воспринимается лирическим героем как абсолютно не познающийся ни разумом, ни органами чувств. Ибо слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее. Герой восклицает: «Неизъяснимый, Непостижный!». Воображение души бессильно начертать не просто образ Бога, но даже тень Его. Человеку в такой ситуации «должно» лишь «славословить» Творца и лить пред Ним благодарные слезы.
Таким образом, главной идеей оды становится идея возвращения человека к Богу. Человек есть творение Божие. Он принадлежит не себе, но Своему Творцу. Его задача — достойно прожить жизнь и вернуться в райские обители, к небесному Отцу.
Идею возвращения человека к Богу символически выражает даже структура оды. Последняя состоит из десяти строф, в каждой из которых по десять строк. Количество как строф, так и строк в оде возводит к главному образу произведения — образу единого Бога, поскольку десять (как и сто — число, получающееся посредством возведения десятки в квадрат) символизирует, по Х. Э. Керлоту, возвращение к единице [3, с. 579].
Литература:
1. Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф, очерк и коммент. И. И. Подольской; Ил. и оф. Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека — М.: Правда, 1985.
- Державин Г. Р. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957.
3. Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: «Refl-book», 1994.
4. Ходасевич В. Ф. Державин. — М.: «Книга», 1988.
5. Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2009.
Пасхальный период в жизни известных писателей
Пасха, тема возрождения в новую, лучшую жизнь, воскресения души и нравственного обновления всегда занимала особое место в творчестве русских писателей. Обращаясь к духовной природе празднования Пасхи, писатели размышляли о добре и милосердии, любви и прощении. Иван Шмелев в своем замечательном романе «Лето Господне» описал любимый православный праздник через призму детского восприятия; Иван Бунин соединил образ Пасхи с образом национального возрождения; по завещанию Федора Достоевского именно в пасхальные дни происходит нравственное воскресение Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании».
Что случилось с самими писателями в период Пасхи?
*****
Государственный служащий и поэт Гаврила Романович Державин почувствовал «первое вдохновение или мысль» к написанию оды «Бог» в 1780 году. В этот момент он «был на Всенощном бдении на Пасху Воскресенье в дворцовой церкви Зимнего дворца, а потом, приехав домой, положить на бумагу первые строчки», — читаем в издании «Записки Гавриила Романовича Державина. 1743-1812 гг.» на портале Президентской библиотеки.
Так же назвал свою оду Державин. Поэт не мог закончить ее на пасхальной неделе «из-за занятости на службе», домашних и светских забот. .. Он часто пытался вернуться к начатой оде, но из этого ничего не выходило: Державин ставил очень высокую творческую задачу в первых строк, а повседневные хлопоты правительства отнимали слишком много нервной и умственной энергии.
Вершиной творчества Державина является ода «Бог», пришедшая к поэту в пасхальную ночь. Ода «Бог» — первое из всех произведений русской литературы, почти сразу получившее мировую известность. Он был переведен на английский, испанский, итальянский, польский, чешский, греческий, латинский, шведский, японский языки. Есть по крайней мере пятнадцать французских, восемь немецких переводов. Так, многоязычный мир впервые узнал о стихах русского поэта – оды Державина о величии Божием… Полный текст бессмертной оды доступен на портале Президентской библиотеки в издании Императорской Академии наук 1864 года «Державинская ода». Сочинения: с пояснительными примечаниями [и предисловием] Я. Грот».
*****
…На торжественной пасхальной службе в 1835 году Пушкин был в той самой дворцовой церкви Зимнего дворца, где на Всенощном преддверии Пасхи Державина озарило первые строки оды «Богу «. Календарь — 7 апреля. В этот же день, по крайней мере, утверждают «Примечания к Собранию сочинений» поэта, Пушкин написал стихотворение «Полководец». Видимо, после службы он снова посетил Зимнюю галерею в 1812 году.
Пушкин назвал свое стихотворение «несколько грустных размышлений» о заслуженном полководце. Но она гораздо шире, более философична. Речь идет о человеке, в русле гениальной Державинской строки из оды «Бог»: «Я царь — я холоп, я червь — я бог». Она о вас и обо мне, хотел или не хотел этого Пушкин в пасхальное воскресенье 1835 года.
Еще одно свидетельство современника поэта из книги «Пушкин в жизни» В. В. Вересаева, связанное с отношением Александра Пушкина к великому празднику Пасхи. По свидетельству Александра Раевского, Пушкин, будучи еще совсем юношей, будучи в Одессе, «никогда не пропускал… заутрени в пасхальное воскресенье и всегда призывал своих товарищей «услышать голос русского народа» (в ответ на христианство священник «Воистину воскрес»)».
*****
Московская литературная элита впервые услышала эти строки из Гоголя в 1844 году, 17 апреля, в канун Пасхи. Перед самым утром пасхального воскресенья он прочитал в Москве в маленьком кабинете Сергея Аксакова шестую главу «Мертвых душ», «в которой творение Плюшкина доставило всем великий восторг». После прочтения все собравшиеся отправились в Кремль, чтобы услышать первый пасхальный удар колокола Ивана Великого. После заутрени они поздоровались с Гоголем… Один из компании, Панов, «пришел в восторг и тотчас решил пожертвовать всеми расчетами и отправиться с Италией к Гоголю… Гоголь этому очень обрадовался». А один из первых слушателей шестой главы «Мертвых душ» Аксаков вспоминал, что в том же 1844 году «перед страстной неделей приехала мать Гоголя с его младшей сестрой. Глядя на Марью Ивановну (так звали мать Гоголя) и разговаривая с ней несколько минут от души, можно было понять, что у такой женщины мог быть такой сын. Это было доброе, нежное, любвеобильное существо, исполненное эстетического чувства, с легким налетом нежнейшего юмора». Эти сведения приведены «листая» «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем» 9.
0003
В этом же сборнике есть такое свидетельство современника писателя: «В Страстную неделю Гоголь варился… Он обыкновенно становился немного в стороне от других и был так глубоко погружен в молитву, что как будто не замечал никого вокруг себя».
Гоголь искренне любил Пасху. В книге «Избранные места из переписки с друзьями» 1847 года, которая также представлена на портале Президентской библиотеки, есть глава «Воскресение Пасхи», полная глубочайших мыслей об этом христианском празднике.
* * * * *
Достоевский уехал из Петербурга в Страстную Пятницу 14 апреля 1867 года.
Достоевские приехали в недостроенный Никольский храм. Потом они пошли в церковь. Склонил саван. Ночью, без четверти два, у Федора Михайловича случился эпилептический припадок. В этот раз было сильно, минут пятнадцать не отпускала… Утром поболтали с творогом, куличом, яйцами и уехали в Берлин. Оттуда — в Дрезден. «Я уезжал тогда (из России) со смертью в душе. Одна, без материи, с юным созданием, которое с наивной радостью стремилось разделить со мной скитальческую жизнь». — писал Федор Достоевский А. Н. Майкову 16 (28) августа 1867 г. из Женевы.
Это был не уход, а побег! От болезни, от невыносимого «нервного и мозгового напряжения», вызванного творческой усталостью, от кредиторов, не желающих больше ждать. Некоторые переводные векселя были давно просрочены, и писателю грозило заключение неполноценных должников в Палату. В просторечии его называли Тарасовской Кутузкой, или Тарасовской ямой, потому что он служил в доме Тарасова в первой роте Измайловского полка.
… Достоевский уехал за границу с идеей романа. Еще не написано ни строчки — на бумагу они лягут только в сентябре. Шедевры на библейские темы помогли в апреле, на пасхальной неделе. Помогали не только душе, но и творческому воображению. Главным героем романа станет князь Мышкин, которого Достоевский назвал бы князем Христом за его нравственные идеалы, отношение к жизни и убеждения.
Материалы о жизни и творчестве великого писателя, философа и публициста собраны на портале Президентской библиотеки в сборнике «Мир Достоевского».
* * * * *
«После Австралии Сахалин — единственное место, где можно изучить колонизацию преступников. <…> Сахалин — место невыносимых страданий, которые может совершить только человек, добровольный и зависимый… Знаменитые 60-е ничего не сделали для больных и заключенных, нарушив тем самым важнейшую заповедь христианской цивилизации», — напишет он Суворину спустя девять лет. Эти слова приводятся в «Биографическом очерке» А. А. Измайлова, который доступен на портале Президентской библиотеки.
Чехов заповедей не нарушал. Москва. Пермь, Тюмень, Томск. Иркутск, Сахалин… Он преодолеет 11 тысяч верст — то на телеге, то на лодке. Дождь, бездорожье, холод. Разлив Иртыша и Оби, душные ночи на почтовых станциях. Все это было в пути.
На Сахалине врач Чехов, прекрасно сознающий свое далеко не крепкое здоровье, в течение пяти месяцев каждое утро будет вставать в пять утра и работать до позднего вечера «под большим давлением от мысли, что много не сделано». Он объездил все слободы, обошел все избы. .. В одиночку Чехов провел перепись населения Сахалина, собственноручно заполнил десять тысяч статистических карточек, каждая из которых содержала двенадцать вопросов.
Ф. Кони, воспоминания которого о Чехове приведены в сборнике «Антон Чехов: Утерянные произведения. Неопубликованные письма. Воспоминания. Библиография» — и которые размещены на портале Президентской библиотеки, он писал: «Он предпринял трудный путь, сопряженный с массой испытаний, тревог и опасностей, которые губительно сказались на его здоровье. Итог этого путешествия — его книга о Сахалинском — несет на себе печать безжалостной траты времени и сил автора. В ней, за строгой формой и деловым тоном, за множеством фактических и цифровых данных чувствуется грустное и негодующее сердце писателя».
Слова «совершил подвиг» как-то не подходят Чехову, не вяжутся с его внешностью. Но других, быть может, и не найдешь…. Совершение начнется после Святого… А пока Чехов дочитывает последние страницы «многого» предназначенной экономической, юридической, географической, исторической литературы за «книжное освоение» сахалинских и островных проблем, пишет письма. «Христос воскресе, дорогой Роман Романович! Поздравляю вас и всех вас с праздником и искренне желаю вам счастья… Фоминую неделю уезжаю от здешних прекрасных мест…» «Христос воскресе, дорогой Николай Александрович… Я скоро буду на мой метод. Ждем освобождения Камы. Поживу на Сахалине не менее двух месяцев». «Христос воскрес, Александр Сергеевич. Поздравляю, милый… Скоро нанесу прощальные визиты…».
Известные цитаты и поговорки о Гавриле Державине
Список 15 лучших известных цитат и высказываний о Гавриле Державине , чтобы прочитать и поделиться с друзьями на ваших Facebook, Twitter, блогах.
Top 15 Цитаты Гаврила Державина
#1. Не может быть всеобщего без разнообразия: поиск предельной общности был бы бессмысленным, если бы мы не признавали первоначальные различия, объясняющие, почему мы должны идти на поиски универсального. — Автор: Тарик Рамадан
#2.Я имею в виду, если консервные банки можно перерабатывать, то почему нельзя спиртные напитки? — Автор: Марла Гиббс
#3. Лучше бедно жить плодами благости Божией, чем в изобилии жить плодами собственного греха. — Автор: Т. Б. Джошуа
#4. Удивление здорово. Расширяет кругозор. Открывает вас для всех видов блуждающих мыслей и возможностей. — Автор: Чарльз Де Линт
#5. Нет другого лекарства от рождения и смерти, кроме как наслаждаться интервалом. — Автор: Джордж Сантаяна
#6. Я предложила тебе целый мир, — сказала она. — Когда будешь умирать в канаве, помни об этом. — Я сделаю из этого пункт, — сказал он. — Автор: Нил Гейман
# 7. Мужчины часто сильно отличались в своих ролях отцов и женихов, воспоминания о которых заставляли их по необходимости быть бдительными и жестокими, и даже в нежные моменты, по отношению к своим дочерям.— Автор: Джеймс Андерсон
#8. Неважно. Я с тобой. Я счастлив быть где угодно с тобой. — Автор: Стефани Перкинс
#9. Наймите продавцов, которые умеют решать проблемы, но им не хватает мужества, голода и конкурентоспособности, и ваша компания разорится. — Автор: Ben Horowitz
#10. Никого из моих знакомых не убили в южно-центральном Лос-Анджелесе. Сегодня был хороший день. — Автор: Ice Cube
#11. Юмор в буквальном смысле предназначен для игры с человеком; то есть лишить его официального достоинства и охотиться на него, как на дичь. — Автор: Г.К. Честертон
#12. Благословение есть суверенное действие Бога, и сила благословения подобна силе Бога. — Автор: Джон Пирсон
#13.