Бог бык египта – Египетская мифология: Бог-бык. Часть 1

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 1

Уже в глубокой древности в Древнем Египте обожествляли крупный рогатый скот – быков и коров. Бог мог воплощаться в свое любимое животное, и по этой причине египтяне почитали священными определенных представителей этого вида  животных. Уже во времена I династии существовал культ мемфиского быка Аписа, не уступал ему по популярности культ гелиопольского быка Мневиса, с которым отождествлялся бык Бухис. Культ священного быка существовал в двух очень древних восточных номах Дельты: в 10-м номе поклонялись Великому Черному Быку, в 19-ом – Быку Хесебу. 12-ый ном, основанный скотоводами и земледельцами, носил название Теленок.

В дополнение ко всем своим титулам царь именовался Могучим Быком, Осирис – «Великим быком Запада», которым представлялся новый, нарождающийся лунный серп. День полнолуния в египетском иероглифическом письме изображали в виде лунного диска на стволе кипариса. В древности на ствол или столб «помещали не лунный диск, а голову рогатого животного». Слово «жертва» передавалось иероглифом, представлявшим собой голову коровы или быка. В доисторическую эпоху святилища и архитектурные сооружения Египта «были украшены рогами и черепами быков и антилоп, которые считались лунными апотропеями». 

 

 Геродот в своей «Истории» отмечает факты проявления египтянами почтительного отношения к этим священным животным: «Погребают же павших [коров и быков] они вот каким способом: коров бросают в реку, а быков всякий предает земле перед своим городом, причем один или два рога торчат над землей как могильный знак. Когда туша сгниет, в определенное время в каждый город с острова под названием Просопитида подъезжает барка. ...На этом острове Просопитиде  много и других городов, а тот, откуда приходит барка за костями, называется Атарбехис, и на нем воздвигнуто святилище в честь Афродиты. Из этого города выезжает много барок в разные египетские города выкапывать кости, которые потом увозят и погребают все в одном месте».

В древности умерших заворачивали в шкуру быка, чтобы обеспечить им новую жизнь. Такая шкура называлась Мескет, а позднее это название использовалось для обозначения Иного Мира, причем связывалось с помещением, где враги Ра подвергали умершего за его грехи пыткам. Умерший спешил сообщить, что «никогда не совершал ничего неугодного богам», что он «чист в Мескете» (Книга Мертвых, гл. XVI, 121). Божественный символ - шкура черно-белого быка с хвостом, но без головы, висящая на столбе, с которой стекали в расположенный  под ней сосуд капли крови, в период Среднего царства стал приписываться богу Анубису. Однако, «первоначально этот символ, похоже, представлял совсем иного бога». Возможно, его древним значением было  «Тот кто (спрятан) в шкуре, тот обернутый».

Описывая жертвоприношение быка, Геродот сообщает, что для жертвы выбирается по определенным признакам «чистый» бык, что «совершив возлияние вином над алтарем, где лежит жертва, и призвав божество, они закалывают животное, а после заклания отсекают голову. Тушу животного обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Если там есть рынок и на нем торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок и продают. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Над головой же они изрекают вот какие заклятия: если тем, кто приносит жертву, или всему Египту грозит беда, то да падет она на эту голову». Что касается повседневной жизни, то на пахоте египтяне использовали только коров, а быки предназначались для погребальных процессий. Быки тащили на полозьях саркофаг.

Уже с очень раннего периода египетский царь стал называться тельцом. На одной из сторон палетки царя Нармера фараон в образе быка разрушает крепость врагов, на другой он изображен в образе льва. В тексте "Исида и семь скорпионов" сам бог солнца Ра говорит о себе: "Я Бык из Бахи, и я Лев из Ману. Я тот, кто свободно бороздит небеса днем и ночью".  Бахи – Страна Восходящего Солнца, Восток, Ману – Страна Заходящего Солнца, Запад. Обычным эпитетом бога Солнца в Египте было «Бык Девятки богов». Бата – древний бог в облике быка – почитался в Кинопольском номе наряду с Анубисом. Со времен XI династии в Фивах начинает распространяться культ бога Амона, отождествляемого с богом плодородия Мином, и Амон заимствует у Мина эпитет «Бык (Телец) своей матери», однако древние боги, начиная уже с Гора назывались "совокупляющимися со своей матерью" или "быками этой матери". В том же тексте ("Исида и семь скорпионов") Тот, обращаясь к Гору, говорит: "Почтение тебе, бог, сын бога… Почтение тебе, бык, сын быка, тебе, рожденному священной богиней".

Белый бык принадлежал культу  итифаллического божества плодородия Мина, которому поклонялись во многих местах Верхнего Египта. Особые места его культа находились в Коптосе, покровителем которого он считался, и в Хеммисе (Кем-мин, или «Святилище Мина»). В святилище Мина находилась «тонкая колонна, увенчанная парой рогов», в сущности – шест. Он считался покровителем диких обитателей восточной пустыни - племен Антиу (троглодитов греков), которые во время праздниках в его честь участвовали в «странной церемонии – состязании в подъеме по шесту». Позади Мина изображалось его святилище в различных необычных формах или три высоких дерева, изображавших рощу. Эта деталь подчеркивает связь этого бога с плодородием и растительностью, что позволило отождествить его с Осирисом. «Самые древние доисторические статуи Мина показывают его стоящим прямо, сжимающим свой огромный фаллос левой рукой, а в опущенной правой руке он держит плеть, в то время как задняя часть его тела украшена животными моря и пустыни».  Голова Мина увенчана высокими перьями, цвет тела – черный. На более поздних изображениях его правая рука с плетью поднята вверх. Матерью и женой Мина считалась Исида.

В Египте праздник в его честь справлялся, когда начинался сбор урожая, и фараон жертвовал богу Мину сноп пшеницы. В праздничной процессии, возглавляемой фараоном в короне Нижнего Египта, жрецы несли на носилках ящик с латуком, священным растением бога. Участником процессии был также  белый бык, между рогами которого был солнечный диск, украшенный двумя высокими перьями.  Процессия доходила до алтаря, на который ставили статую бога. Двое жрецов с эмблемами богов-охранителей Востока стояли перед Мином, пока фараон приносил богатые дары богу. «Представления египтян о смысле этой части обряда – водружения статуи Мина на алтарь – объясняются словами гимна: "Приветствуем тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как таинственно то, что ты сделал с ней в темноте!". В отрывке из другого  гимна говорится, «что Мин, "телец своей матери", оплодотворил ее и посвятил ей свое сердце, когда его чресла были слиты с ее  чреслами».

 

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. Геродот. История, кн. II, 39, 41;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. 3. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  5. 4. У. Бадж. Легенды о египетских богах;
  6. М. Мюллер.Египетская мифология;
  7. П. Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.

www.a700.ru

Египетский бог бык — Язычество

Апис – египетский бог плодородия, культ которого был особо распространен в Мемфисе. Имел облик черного быка с особыми пятнами и традиционно изображался с солнечным диском. Считался душой («Ба») богов Ра и Птаха. Также египетский бог бык был тесно связан с загробным миром. Живым воплощением Аписа древние египтяне считали черного быка с особыми белыми отметинами, среди которых должно было быть и изображение месяца. Считалось, что это ритуальное животное способно увеличить урожайность. Быка пускали на поля, а его бег, согласно преданиям, неким образом оплодотворял земли.

Изображался египетский бог с головой быка нередко с мумией, сидящей на спине. Это связано с тем, что Апис, согласно древнеегипетской мифологии, был быком Осириса. Позже Осирис и Апис стали считаться единым божеством, которое получило название Серапис.

Ритуальные быки содержались в специальном помещении – Апейоне. Не только сами животные считались священными – их матери также получали статус приближенных к миру богов. Коровы, родившие «божественных» телят, как и быки, почитались жителями и содержались в отдельном помещении. Смерть ритуального быка приравнивалась к трагедии государственного масштаба. Страна погружалась в траур. Выбор следующего ритуального животного и захоронение умершего бука считались важными государственными обязательствами. Божественное животное бальзамировали, а его захоронение сопровождалось соблюдением определенного священного ритуала. Таких божественных быков, по традиции, хоронили в специальном склепе Серапениуме, который находился недалеко от Мемфиса.

В некоторых местностях было распространено верование в миф о том, что богиня неба Нут каждое утро принимала облик коровы и рожала нового Аписа. К вечеру божественный бык вырастал и становился мужем Нут. Изначально египетский бог в облике быка считался воплощением бога Мемфиса – Как Птаха. Во многом из-за этого его связывают и с фараонами Египта. Апис символизировал правителя.

Согласно преданиям, бог-бык обязательно должен был существовать в земном обличье. После смерти священного животного он переселялся в следующее. Быков находили жрецы, которые сопровождали животное в Никополь. Там быка в течение 40 дней откармливали. Праздник в честь бога Аписа проводился во время обновления вод Нила. Животное не могло жить больше 25 лет – по прошествии этого времени быка топили в колодце или с определенного места скидывали в Нил.

Рождение Аписа Плутарх приписывает лучу месяца. Луна и ее фазы тесно связаны с этим божеством. В ряде примет бога есть изображение нового месяца, которое также указывает на новолуние (месяц — 29 дней). 25 лет жизни священного животного связаны с фазами луны и древнеегипетским лунным периодом. Жрецы направлялись на поиски Аписа с восходом луны.

Животное, воплощающее бога, должно было быть абсолютно черным, за исключением особых отметин, благодаря которым такой бык и приравнивался к божественному. Нахождение нового бога-быка широко отмечалось во всем Египте: в стране, по случаю появления нового воплощения бога плодородия, проходили празднества и ритуальные мероприятия.

Похожие записи

pagandom.ru

Священные животные Египта: бык древних египтян Апис

Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.

Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов — исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.

Священный бык в Древнем Египте

Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.

Апис — бог Египта

Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.

Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.

После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.

Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике — двойные полосы (всего 29 признаков).

Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.

Священные быки

Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.

Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.

Животные, ассоциирующиеся с Анубисом

С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.

Священные козлы и бараны

Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.

Особым считался Амона — баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.

Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.

Крокодилы

Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.

В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил — священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.

Змеи, лягушки

Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.

От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.

Птицы

Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.

Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол — защитник фараонов.

Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.

Скарабей

Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).

Гиппопотамы

Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.

Свиньи

Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши — звёзды.

Кошки и львы

Считается, что Египет — родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.

За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа — Леонтополь.

Египет — удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, — это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.

nlo-mir.ru

Египетский бог-бык 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Священный бык у древних египтян

Ответ: Апис

Вопрос: Священный бык, земное воплощение бога Пта

Ответ: Апис

Вопрос: На какое священное египетское животное был похож Зевс в момент похищения Европы

Ответ: Апис

Вопрос: В египетской мифологии бог плодородия в облике быка (мифическое)

Ответ: Апис

Вопрос: Бог плодородия в образе быка

Ответ: Апис

Вопрос: Священный бык древних египтян

Ответ: Апис

Вопрос: Древнеегипетск. священный бык

Ответ: Апис

Вопрос: Бог-бык

Ответ: Апис

Вопрос: Земное воплощение Пта

Ответ: Апис

Вопрос: Священный бык

Ответ: Апис

Вопрос: Божественный бык

Ответ: Апис

Вопрос: Воплощение бога Пта

Ответ: Апис

Вопрос: Воплощение бога Птаха

Ответ: Апис

Вопрос: Священный бык в Египте

Ответ: Апис

Вопрос: Бог в облике быка

Ответ: Апис

Вопрос: Египетский бог-бык

Ответ: Апис

Вопрос: Бог плодородия в облике быка

Ответ: Апис

Вопрос: Священное животное

Ответ: Апис

Вопрос: Почитаемый бык

Ответ: Апис

Вопрос: Бог в лике быка

Ответ: Апис

Вопрос: На какой реке столица ЮАР?

Ответ: Апис

Вопрос: Священнный бык египтян

Ответ: Апис

Вопрос: Священный бык у египтян

Ответ: Апис

Вопрос: Бык, хозяин храма в Мемфисе

Ответ: Апис

Вопрос: Египетский тотем

Ответ: Апис

Вопрос: Бык, почитаемый в Египте

Ответ: Апис

Вопрос: Бог в образе быка

Ответ: Апис

Вопрос: Почитаемый в Египте бык

Ответ: Апис

Вопрос: Священное животное Египта

Ответ: Апис

Вопрос: Земное воплощение бога Пта

Ответ: Апис

Вопрос: Др.-егип. свящ. бык.

Ответ: Апис

wordparts.ru

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 2

В одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr, произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «...он зачинается,  когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что …  она зачинает и  беременеет от солнца…".(«Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне «не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».

Быка содержали в специальном помещении – Апейоне в большой роскоши и «делали предсказания по дорожке, которую он выбирал, по пище, которую он принимал или отвергал», и рассматривали как телесное воплощение бога Птаха, называя «Пта, обновляющий себя» или «сын Пта». Церемониальный бег Аписа символизировал плодородие и достаток. Вероятно, именно бег Аписа послужил основанием для именования его «Беглец». Позднее Аписа считали больше «воплощением Осириса-Сокара, особенно после его смерти». Этому быку позволялось «пить только из колодца, а не из Нила». В греко-римский период его называли Серапис, годовщину его рождения праздновали каждый год, а траур по случаю его смерти соблюдался по всей стране. Аписа пышно хоронили в Саккаре, где находились гробницы быков Аписов и их матерей, которые стали священными благодаря рождению божества. Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится ко времени Аменхотепа III, самое позднее предшествует началу новой эры.

Аллея сфинксов ведет к Серапеуму. «Над усыпальницей священных быков был сооружен громадный заупокойный храм, один только подземный коридор которого достигал в длину 350 метров. Каменные саркофаги, в которых покоились мумии священных быков, были высечены из монолитных отполированных глыб черного и красного гранита высотой более трех метров и длиной не менее четырех. Вес каждого такого блока составлял около 65 тонн». В саккарском некрополе находилась гробница царицы I династии Хер-Нейт, жены Джера, преемника первого фараона Египта – Нармера. «Вокруг гробницы стояли  глиняные головы быков с вделанными в них настоящими рогами». Имя бога «Серапис» возникло в греко-римский период, когда культ священного быка Аписа объединился с культом Осириса. Греки переименовали древний храм Апейон в Серапейон, а римляне трансформировали это название в Серапеум. В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. На бронзовых статуэтках Апис часто изображался с солнечным диском между рогами. Несмотря на то, что Мемфис перестал быть столицей Египта, тысячи паломников стекались в храм Птаха, почитаемой святыней которого был Апис - священный бык Мемфиса, которого египтяне считали "слугой бога Птаха".

Почитали Аписа и в Гелиополе, потому что Атум, бог этого города, когда-то принимал образ быка. Однако в Гелиополе (библейский Он) существовал культ своего священного быка Мневиса (егип. mrw-wr, «Великий странник, Путник, Блуждающая звезда»). В ранний период атрибутом его культа был шест с укрепленным на верхушке черепом быка. Этот шест считался хребтом быка Мневиса и назывался "Юн (столб) быка из Она". Подобно Апису черный бык Мневис содержался в особом помещении, и после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Заменителями сердца для быков Мневисов служили заупокойные скарабеи. «Мневис был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, к более древним временам».  Матерью Мневиса считалась корова Хесат, сам бык считался душой бога Ра и города Нехен (Иераконполь).

Культ жертвенного быка Мневиса содержал в себе идею возвращения молодости, возрождения жизненных сил: старый бог умирал, чтобы возродиться молодым. «Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса, входящего в композицию заклания, или поклонения священному быку: отсюда среди его атрибутов – букеты лотоса;нередко и сам хвост Мневиса "процветает", подобно распустившемуся цветку».  Лотос был магическим посредником возрождения: именно в чаше его распускающегося цветка являет себя миру омоложенное солнце. Шкура жертвенного быка уподоблялась стеблю лотоса, и «прохождение» покойника через нее было тождественно выходу из цветка лотоса. «Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") связывает лотос с магической способностью этого животного оживлять покойного омоложенным. Обряд обычно сопровождался завертыванием умершего в шкуру шакала (древнеегип. inpw – "собачка"), а цветок лотоса делал его сопричастным Нефертуму, уподобленному в одном из своих проявлений солнцу». Шкура шакала представляется древнейшим символом возрождения, которое много позже стало связываться со шкурой быка.

Аммиан Марцеллин сообщает: «Среди животных, которым издревле воздается культ, наиболее известны Мневис и Апис. Первый посвящается Солнцу, но о нем ничего невозможно сообщить примечательного; второй – Луне. Апис должен иметь различные врожденные отметины, особенно его отличает пятно в виде полумесяца на правом боку». Мневис, в свою очередь, отождествлялся с еще одним быком черно-белой масти – Бухисом, который был связан с богом Монту. Центром его культа был город Гермонт, где находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии быков. Матерью Бухиса считалась небесная корова, родившая также и Солнце. В ряде случаев быки Бухисы изображались не черно-белыми, а красновато-коричневыми.


Использованные материалы:

  1. Б. Бриер. Древне-египетская магия;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  4. А.Ю. Низовский. Древний мир;
  5. А.М. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  6. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.

www.a700.ru

Священный бык египтян. Бык Апис - мемфисский бог плодородия

Апис - священный бык
Аписсвященный бык египтян, бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону.

Священный бык Апис. Рельеф храма Птолемеев. Дейр ель-Медина. Луксор.Апис - священный бык у древних египтян наряду с Бухисом из Гермонта и Мневисом из Гелиополя. Все они имели земное воплощение в виде реальных быков, почитавшихся в качестве богов.

В Древнем Египте культовым центром бога Аписа был город Мемфис - один из важнейших религиозных, административных и культурных центров Древнего Египта. На протяжении многих веков этот город был столицей древнеегипетского государства.

Поэтому культ животного, почитавшегося в этом городе, распространился далеко за его пределами. Именно к Апису более всего подходит термин "священный бык египтян".

29 характеристик будущего бога

Апис был тесно интегрирован с другими мемфисскими божествами. Поклонялись не абстрактному быку, а живому животному, которого жрецы находили по наличию определенных физических характеристик.

Священный бык египтян из Луврского музея. Бронза.В общей сложности, по мнению некоторых классических авторов древности, таких характеристик было 29. Такое число не было случайным – оно определялось 29 днями лунного цикла (бык Апис - бог плодородия и Луна, которая играла важную роль в астрономо-земледельческих прогнозах, были определенным образом связаны друг с другом).

Среди наиболее важных физических характеристик был белый треугольник на лбу и черные пятна на теле, одно из которых, согласно Геродоту, должна была быть форме напоминать орла. Корова, родившая божество, тоже становилась объектом почитания и всемерной заботы.

Вначале считалось, что в теле священного животного обитает бог Пта (Птах) - главное божество Мемфиса, позднее, что оно является вместилищем ба (души) Пта. Также стало считаться, что это животное является и ба бога солнца Ра.

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

«Тексты пирамид» из Древнего царства уже упоминают Aписа в связи с его влиянием на плодородие, мотив, к которому возвращается Диодор Сицилийский, рассказывая, что египтянки приподнимали перед могучим животным свои одежды, чтобы таким магическим способом обеспечить себе плодовитость.

После «божественной» жизни - смерть в колодце

Мумия Аписа. Розенкрейцеров музей, Сан-Хосе, Калифорния, СШАПо возрениям египтян, бог всегда должен пребывать только в здоровом и могучем теле. Одряхлевший бык уже не мог выполнять божественные функции. По сведениям, дошедших от греческих авторов (о культе Аписа писали Геродот, Страбон, Элиан, Диодор), если животное доживало до 25 лет, то его ритуально умерщвляли (топили в священном колодце).

Сразу после этого начинались поиски нового воплощения Аписа в живого быка. Умершего же священного быка у древних египтян хоронили как человека самого высокого ранга: внутренности извлекали и складывали в канопы (специальные сосуды для хранения внутренностей), а тело мумифицировали.

Хоронили их мумии в огромных каменных саркофагах в специальном склепе Серапиуме близ Мемфиса. Вес отдельных гранитных саркофагов достигает 80 тонн. Раскопки Серапеума проводились французским археологом Ф. О. Мариетом. Мариет обнаружил 64 мумии священных быков древних египтян. Он установил, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II, Хами, который был жрецом Аписа. До этого захоронения проводились в Саккаре.

Благодаря традиции посвещать каждому умершему быку стелу с датами его жизни (привязанными к годам правления фараона) ученым удалось разгадать тайну хронологии Египта, начиная от XXVI династии до греческого периода.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в единое божество – Серапис.


Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Апис – священный бык Египта

Развитие древнеегипетской религиозности уходит корнями в седую древность. Зачатки ее просматриваются в неолите, когда уже, как считается, существовали довольно развитые и устоявшиеся магические традиции. Последние представляли собой форму нерелигиозного мистицизма, являясь, скорее, средством манипуляцией окружающей средой. Однако позже, усложняясь, они дали начало многочисленным культам определенного религиозного характера.

Истоки культа Аписа

В Древнем Египте важную роль для экономического развития государства играло сельское хозяйство. От урожая зависела вся жизнь царства – мир, благосостояние народа и политическая обстановка. Поэтому египтяне с большой чуткостью относились к факторам обеспечения хорошего урожая. Разливы Нила, популяции насекомых и многие другие факторы в силу своей важности для процветания страны оказались втянуты в культ и в дальнейшем мифологизированы. Не последнюю роль среди них играли животные, особенно сельскохозяйственные, так как прямо или косвенно они служили источником продовольствия. Пахотный скот не был исключением. Быков широко почитали во всех городах государства, привязывая к различным богам и соотнося с различными мифами. За свою историю Египет знал несколько общегосударственных культов быков и множество локальных. Удивительную эволюцию от последних к первым демонстрирует культ небезызвестного Аписа.

Кем же был этот таинственный бык?

Первоначальное зарождение почитания Аписа относится к Мемфису – столичному городу Нижнего Царства. Божеством этого города был именно Апис. Однако влияние столичной политики и культуры вскоре обеспечило распространение его почитания по всей стране и даже за ее пределы. Известно, что в различные моменты истории перед Аписом преклонялись персидские цари и римские императоры. Для греков же это священное животное вообще стало одним из источников появления синкретического культа бога Сераписа.

Священный бык: сакральная природа и теология культа

Ведя речь о священном животном в контексте египетской религиозной традиции, нужно упомянуть, в чем именно заключалась священность того или иного животного. Ведь Апис не был только мифологической абстракцией наподобие известной небесной коровы. Напротив, он был предельно конкретизирован в лице, если можно так выразиться, определенного живого быка, для которого уставы и традиции требовали специального содержания, специального поклонения и после его смерти - специального погребения.

Итак, в первую очередь необходимо вкратце обрисовать оккультную антропологию египтян. Им, как и многим другим мистикам (а египтяне отличались глубоко мистериальным характером своей религии), было свойственно трихотомическое деление человека – на дух, душу и тело. В терминах самих египтян эти составные части человека имеют следующие названия:

1. Хат – физическое тело.

2. Следующие две части составляют душу:

  • Ка – так называемое двойное или двойник.
  • Ху – разумная душа.

3. Ба-Бай – дух.

Аналогичный "состав" человека древнеегипетскими теологами инкриминировался и их богам. Теперь можно пояснить природу сакральности Аписа. Как было сказано, это конкретная особь быка. Основанием служила вера египтян в то, что данный бык является инкарнацией Ка, то есть первой части души, бога. Какого бога - это вопрос, на который нет единого ответа. Но так или иначе, священный бык Апис - это воплощенное божество.

Генеалогия священной традиции Аписа

Теперь о генеалогии культа. Священный бык у египтян соотносился сразу с несколькими богами. Такая ситуация вполне характерна для политеистического общества или даже для полирелигиозного общества, каким был Древний Египет. Дело в том, что в Египте никогда не было единой религиозной доктрины и единого религиозного института. Египетская традиция сочетает в себе множество более и менее самостоятельных и независимых религиозных структур. Проникая в разные из них, культ Аписа обрастал различными мифами, поэтому в отношении более позднего времени можно даже условно говорить о нескольких культах Аписа.

Сегодня исторические и археологические данные позволяют уверенно соотнести раннюю форму почитания Аписа с богом Птахом. Это божественный патрон города Мемфиса. Именно с ним ассоциировался священный бык у египтян, проживающих в этом городе. Спустя время, возросла роль Мемфиса, а вместе с ним и популярность, которой пользовался этот священный бык в Египте. Позже локальный по своей природе культ стал общеегипетским. Это сказалось и на теологии культа. Влияние Аписа не обеспечило авторитет Птаха, и в дальнейшем священный бык стал почитаться как инкарнация другого бога – Осириса.

Апис: жизнь и смерть воплощенного бога

Жизнь, которую проживал священный бык, была заключена в специальном храмовом дворе – апиуме. В определенные дни в честь быка устраивались празднества (обычно совпадавшие с разливом Нила) и приносились жертвы. Существуют данные, что времени для жизни ему отводилось 25 лет, после чего быка топили. Эта цифра обычно связывается с лунным циклом египетского календаря. Однако археологические открытия в мемфисском акрополе, где захоронены десятки мумий быков, не подтверждают эту информацию.

Возвращение Осириса – новая инкарнация Аписа

Так или иначе, но египтяне верили, что после смерти действующего Аписа сущность Ка вновь воссоединяется с Ба-Баем Осириса, а затем воплощается вновь. Новую инкарнацию определяли по ряду характерных признаков (черная шерсть, ряд специфических отметин и т. д.). У некоторых авторов число таких признаков доходит до 29. Когда подходящий теленок был найден, его откармливали и отводили в Апиум, где он торжественно «вступал в должность». Так у Египта обретался новый священный бык.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *