Блаженного августина: Блаженный Августин | Правмир

Блаженный Августин | Правмир

Блаженный Августин Аврелий, по словам отца Андрея Кураева, наиболее «молодёжный» святой. Его хрестоматийное произведение «Исповедь» повествует о сложном и полном приключений пути к Богу, о философских блужданиях, о напряжённых поисках нравственного идеала. Многие слышали фразу «Господи, дай мне целомудрие и воздержание — но только не сейчас». Это слова святого, не без ужаса вспоминающего дерзкие стремления своей молодости. Но главный герой книги — не автор, а Бог, к Которому обращены и покаянные стоны души, и хваления, и непростые вопросы.
Блаженный Августин — епископ Иппонский, один из великих святых неразделённой христианской Церкви. Он почитается и православными, и католиками. Святой родился и умер в Африке, в римской провинции, и молодые годы провёл в городах Италии — Риме, Милане. Один историк заметил, что как богослов Августин Аврелий был трагически одинок в своей эпохе — не было современника, способного ответить (и возразить) Августину на его уровне. Отдельные предположения святого, не осмысленные критически в Западной Церкви, получили мощное развитие в дальнейшем католическом богословии.

Для нас же жизнь и свидетельство Августина, сохранённое в его «Исповеди», — прежде всего, памятник любви, пламенной и преображающей любви к Богу.

1. Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

2. Мудрое и глупое — это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, — это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.

3. Я стал предпочитать православное учение, поняв, что в его повелении верить в то, чего не докажешь, больше скромности и подлинной правды, чем в издевательстве над доверчивыми людьми, которым заносчиво обещают знание, а потом приказывают верить множеству нелепейших басен, доказать которые невозможно.

4. Греховный закон — это власть и сила привычки, которая влечёт и удерживает душу даже против её воли, но заслуженно, ибо в эту привычку соскользнула она добровольно. Кто же может освободить меня, несчастного, от «этого тела смерти» (Рим. 7, 24), как не благодать Твоя, дарованная через Господа нашего Иисуса Христа?

5. Кто станет отрицать, что будущего ещё нет? Но в душе есть ожидание будущего. И кто станет отрицать, что прошлого уже нет? Но и до сих пор есть в душе память о прошлом. И кто станет отрицать, что настоящее лишено длительности: оно проходит мгновенно. Наше внимание, однако, длительно, и оно переводит в небытие то, что появится. Длительно не будущее время — его нет; длительное будущее — это длительное ожидание будущего. Длительно не прошлое, которого нет; длительное прошлое это длительная память о прошлом.

6. Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.

7. Так как некоторые общественные обязанности можно выполнять только если тебя любят и боятся, то враг истинного счастья нашего тут и начинает наступать, всюду разбрасывая, как приманку по силкам, свои похвалы: мы жадно их подбираем и по неосторожности попадаемся, отлагаем от истины Твоей радость свою и полагаем её в человеческой лжи. Нам приятно, чтобы нас любили и боялись не ради Тебя, а вместо Тебя. И враг, уподобив нас таким образом себе, держит нас при себе…

Того, кто хочет людских похвал, невзирая на Твоё порицание, не защитят люди на Суде Твоём, не вырвут его от осуждения Твоего. Не «грешника, однако, хвалят за желания души его», «не творящего беззаконие благословляют»: хвалят человека за дар, от Тебя полученный, но если он больше радуется похвалам, чем самому дару, за который его хвалят, то Ты его порицаешь. И тот, кто хвалит, лучше того, кого хвалят. Первому угоден в человеке Божий дар, а второму более угоден дар от человека, а не от Бога.

8. Почему человек хочет печалиться при виде горестных и трагических событий, испытать которые он сам отнюдь не желает? И тем не менее он, как зритель, хочет испытывать печаль, и сама эта печаль для него наслаждение. Удивительное безумие! Человек тем больше волнуется в театре, чем меньше он сам застрахован от подобных переживаний, но когда он мучится сам за себя, это называется обычно страданием; когда мучится вместе с другими — состраданием. Но как можно сострадать вымыслам на сцене? Слушателя ведь не зовут на помощь; его приглашают только печалиться, и он тем благосклоннее к автору этих вымыслов, чем больше печалится. И если старинные или вымышленные бедствия представлены так, что зритель не испытывает печали, то он уходит, зевая и бранясь; если же его заставили печалиться, то он сидит, поглощённый зрелищем, и радуется.

9. Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию? Победитель-полководец справляет триумф; он не победил бы, если бы не сражался, и чем опаснее была война, тем радостнее триумф. Буря кидает пловцов и грозит кораблекрушением; бледные, все ждут смерти, но успокаиваются небо и море, и люди полны ликования, потому что полны были страха. Близкий человек болен, его пульс сулит беду; все желающие его выздоровления болеют душой; он поправляется, но ещё не может ходить так, как раньше, — и такая радость у всех, какой и не было, когда он разгуливал, здоровый и сильный!

Так всегда с радостью: возникает ли она по поводу гнусному и отвратительному, по дозволенному ли и законному; в сердце ли самой чистой и честной дружбы; при мысли о том, кто «был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»: всегда большой радости предшествует ещё большая скорбь. Почему это, Господи Боже мой?

10. Легко человеку, если он полон Тобой; я не полон Тобой и потому в тягость себе. Радости мои, над которыми надо бы плакать, спорят с печалями, которым надо бы радоваться, и я не знаю, на чьей стороне станет победа. Увы мне!

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Читать книгу «Исповедь» онлайн полностью📖 — Блаженного Августина — MyBook.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

(ИС 14-404-0359)

Печатается по изданию:

Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Т 7. Ч 1. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого (б. Давиденко), 1880. Из журнала «Труды Киевской Духовной Академии» за 1866, 1867 и 1868 гг.

© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014

Предисловие

Христианский святой, богослов и философ, блаженный Аврелий Августин родился в 354 году в Тагасте. Его мать Моника была христианкой, а отец язычником. В 370 году родители послали сына учиться в Карфаген. В совершенстве овладев латынью, Августин стал учителем грамматики в Тагасте, затем в Карфагене, а в 383 году уехал преподавать в Рим. Затем друзья помогли ему устроиться преподавателем риторики в Милане. Там в 386 году он после многолетних духовных исканий, внутренней борьбы и пребывания вдали от истинного Бога принял христианство, крестившись у святителя Амвросия Медиоланского. После этого Августин вернулся в Африку, где Валерий, епископ Гиппона, уговорил его остаться при церкви и рукоположил в пресвитеры. С 391 года Августин начал учить и проповедовать в качестве помощника Валерия, а в 395 году стал его преемником. На кафедре епископа Гиппонского Августин преданно служил Африканской Церкви. В 430 году во время осады города испанскими вандалами он скончался.

Сочинения блаженного Августина пользовались большой популярностью в России издавна. Перевод их на славянский язык имелся уже, по крайней мере, в начале XVI века.

В книге «Исповедь» Августин раскрывает самые тонкие нюансы своей духовной борьбы, очень искренно описывает свою жизнь и основы своей веры во Христа, к которой он пришел после долгих лет пребывания в секте манихеев, мучительной внутренней борьбы и раздумий в поисках Истины.

Но помимо собственных исканий в этом труде философа-богослова нашли отражение и его основные идеи, учение. В «Исповеди» блж. Августин много рассуждает о категориях времени и пространства.

На русский язык «Исповедь» блаженного Августина впервые была переведена в 1787 году проповедником Московской Духовной Академии иеромонахом Агапитом.

Новый русский перевод «Исповеди» блаженного Августина, который и приводится ниже, был издан при журнале «Труды Киевской Духовной Академии» в 1866–1869 годах. Изданию этому покровительствовала императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II. Без изменений оно было переиздано в 1880, 1901 и 1914 годах.

Киевский переводчик старался как можно ближе держаться латинского подлинника.

Он сохранил общие латинские обороты и делал попытки передать даже оригинальные особенности латинского языка блж. Августина. Во многих случаях эти попытки не имели успеха и переводчик в примечаниях приводил подлинный текст и указывал на невозможность сохранить в русском переводе оригинальную особенность речи блж. Августина.

Стоит еще добавить, что «Исповедь» святого Августина – это не просто его автобиография. Но прежде всего – это богословские размышления святого о себе самом и своих отношениях с личным Богом-Творцом. Поэтому, эта книга будет очень полезна для тех, кто в нашем земном мире искренно ищет истинного Бога, ищет Истину, желает спасти себя от греха и заблуждений века сего, от вечной погибели, желает стать настоящим христианином.

Андрей Плюснин

Книга первая

После воззвания к Богу блаженный Августин вспоминает о первом времени жизни своей до пятнадцатилетнего возраста. – Сознается в грехах своего младенчества и отрочества. – Говорит, что в эти лета он склонен был ко всяким детским играм и забавам более, чем к занятиям наукой.


Глава 1

Велий еси, Господи, и хвален зело, велия крепость Твоя и разума Твоего несть числа (Пс. 144, 3; 145, 6). И человек, эта малейшая часть создания Твоего, хочет восхвалять Тебя; человек, носящий в себе смертность свою и повсюду заявляющий свидетельство греховности своей и Твоего противления гордым. И этот человек, столь маловажное звено в творении Твоем, дерзает воспевать Тебе хвалу. Но Ты Сам возбуждаешь его к тому, чтобы он находил блаженство в прославлении Тебя, ибо Ты создал нас для Себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в Тебе. Даруй же мне, Господи, уразуметь, не прежде ли должен я призывать Тебя, а потом славить Тебя? И не прежде ли я должен познать Тебя, нежели призывать? И кто призовет Тебя, не зная Тебя? Не зная Тебя, можно призывать иного вместо Тебя. Или, лучше, призывать Тебя, чтобы познать Тебя? Но как призывать того, в кого не уверовали? Или

как веровать без проповедующего? (Рим. 10, 14) И восхвалят Господа взыекающие Его. Ибо ищущие только могут обрести Его и обретающие могут славословить Его. Итак, взыщу Тебя, Господи, призывая Тебя, и призову Тебя, веруя в Тебя, ибо Тебя проповедали нам. Призывает Тебя, Господи, вера моя, которую Ты даровал мне, которую Ты вдохнул в меня человеколюбием Сына Твоего, служением Благовестника Твоего.

Глава 2

И как же я призову Бога моего, Бога и Господа моего? Взывая к Нему, я, конечно, стану звать Его в себя самого. А где же место во мне, куда вселился бы в меня Бог мой? Где Бог вселится во мне, Бог, сотворивший небо и землю? Так ли, Господи Боже мой, есть ли действительно что нибудь во мне, что бы могло воспринять Тебя? Сами небо и земля, созданные Тобою, вместе с которыми создал Ты и меня, вмещают ли Тебя? Или, если все сущее не существовало бы без Тебя, то не следует ли из того, что Ты всему сущему должен быть присущ и ничто не может быть чуждо Тебя? И так как я существую в ряду Твоих тварей, то зачем мне и домогаться, чтобы Ты взошел в храмину души моей и водворился в ней, когда я и существовать не мог бы, если бы Ты не был во мне? Я еще не во аде, но Ты и там; и если сойду во ад, Ты – везде, и там, и здесь (см.

Пс. 138, 8). Да! меня, не было бы, Боже мой; я вовсе не существовал бы, если бы Ты не был во мне; или – точнее – не существовал бы, если бы не был в Тебе, из Которого все, в Котором все. Так, Господи, так! Куда же я после сего зову Тебя, когда я сам в Тебе? Или откуда Ты придешь ко мне? И куда деваться мне с неба и земли, чтобы оттуда мог снизойти ко мне Бог мой, изрекший:
еда небо и землю не Аз наполняю
(Иер. 23, 24)?

Святой Августин — августинцы

Аврелий Августин родился в 354 году в Тагасте, Алжир, в Северной Африке, в семье неверующего Патриция и его набожной жены-католички Моники. Хотя он был зачислен в катехумен своей матерью, когда он был мальчиком, крещение Августина было отложено на более позднее время в соответствии с преобладающим обычаем. С самых ранних лет Августин обладал пытливым умом и привлекательной личностью и нацелился на карьеру, которая принесет ему и богатство, и славу, цели, которые были сердечно одобрены его родителями, которые искали возможности предоставить своему сыну самое лучшее. образование возможно.

После учебы в Тагасте, а затем в Карфагене Августин стал учителем риторики сначала в своем родном городе, затем в Риме и, наконец, в Милане. Его путешествие из города в город, вызванное различными возможностями и испытаниями, наводило на мысль о более важном духовном путешествии, которое он совершал в течение длительного периода времени в поисках внутреннего мира и прочного счастья. Пример, молитвы и влияние Моники сыграли немалую роль в драме духовного пути ее сына, и Августин в значительной степени приписывает ей его обращение в католическую веру. Он был крещен в возрасте 33 лет епископом Миланским Амвросием. Решение Августина принять католическую веру было в то же время обязательством провести остаток своей жизни как «раб Божий», то есть в безбрачии, даже несмотря на то, что он много лет жил с женщиной, которую очень любил. , и с которым он породил сына, которому он дал имя Адеодат.

После крещения, которое Августин принял вместе с Адеодатом и с собственным хорошим другом Августина Алипием, он отправился в свой родной город, где хотел вести монашеский образ жизни вместе с другими мужчинами, которые также пережили радикальный переход в христианство. вера. В пути, в Античной Остии, недалеко от Рима, Моника заболела и умерла внезапно, но счастливо, увидев полную приверженность Августина Христу и Церкви.

В Тагасте Августин, Адеодат и несколько их товарищей жили насыщенной жизнью молитвы, работы и общения, делясь своими взглядами на Писание и христианское призвание. Однако через три года, во время визита в город Гиппо, примерно в пятидесяти милях от Тагасте, Августин был призван стать священником, вопреки его желанию, но, тем не менее, был расположен принять то, что он считал божьей волей для его. В Гиппоне он также основал монашескую общину, которой руководил, помогая епископу Валерию. Несколько лет спустя Августин сменил Валерия на посту главы епархии и, чувствуя необходимость переехать в дом епископа, чтобы не нарушать покой монашеской общины, написал свой устав для ее дальнейшего руководства, а затем учредил еще третью общину для клириков в своей новой архиерейской резиденции. Таким образом, со времени своего возвращения в Тагасте и до самой смерти Августин решительно выбрал монашеский образ жизни в обществе.

Будучи епископом, Августин обнаружил, что его желанная жизнь, полная созерцания и отделения от мирских забот, неизбежно находилась под влиянием и видоизменялась его многочисленными обязанностями лидера поместной церкви и гражданского чиновника, которые в то время включали должность епископа. В дополнение к своим пастырским обязанностям в Гиппоне, он ездил на церковные советы в регионе Северной Африки — от сорока до пятидесяти раз за 35 лет служения епископа. Он совершил девятидневное путешествие в Карфаген, столицу митрополии, для встреч с другими епископами около тридцати раз. Но даже эти длительные путешествия, которые Августину всегда казались тяжелыми физически, были скромны по сравнению с огромным количеством написанных им сочинений и проповедей: более двухсот книг и почти тысяча проповедей, писем и других произведений.

В 430 году Августин заболел и лег в постель. Он дни и ночи проводил в молитвах покаянных псалмов, которые он просил написать на стене своей комнаты. Он умер 28 августа, когда вандалы разграбили город Бегемот. Его тело было погребено в Бегемоте, но позже было перевезено на Сардинию для безопасного хранения и, наконец, в Павию в Северной Италии, где оно сейчас покоится в базилике Сан-Пьетро-ин-Сиэль-д’Оро.

Святой Августин | Министерство Ньюмана

ул. Августин родился в 354 г. в семье святой Моники – чей праздник мы отмечали вчера, 27 августаго.  Он был одним из трех детей, которые с раннего детства вели распущенную и ленивую жизнь.  Именно благодаря молитвам, посту и раздаче милостыни его матери, святой Моники, он в конце концов обратился в христианство и крестился.  Летом 386 г., читая житие св. Антония Пустынника, он сильно вдохновился. Он пережил глубокий кризис, приведший его к обращению в католическую веру, он отказался от своей карьеры учителя в Милане, отказался от идеи брака и полностью посвятил себя служению Богу и практике священства, включая безбрачие. Согласно Августину, его обращение было вызвано «детским голосом». он услышал, как он сказал ему нараспев: «Возьми и прочитай».  

Августин продал свое наследство и раздал деньги бедным.  Единственное, что он сохранил, это семейный дом, который он превратил в монастырский фонд для себя и группы друзей.  В 391, он был рукоположен в священники в Гиппо Региусе, ныне Алжир.  Он стал известным проповедником и был известен своей борьбой с манихейской религией, во что он раньше верил. На сегодняшний день сохранилось более 350 его проповедей, которые считаются подлинными.   

В 395 году он стал епископом Гиппона.  Он оставался на этом посту до своей смерти в 430 г.  Он без конца трудился над обращением жителей Гиппона в христианство.  Он оставил свой монастырь, но продолжал вести монашескую жизнь в епископской резиденции.  Из-за того, что он оставил свой монастырь и стал епископом, он был назначен святым покровителем «обычного духовенства».   

После своего обращения в христианство он разработал свой собственный подход к философии и богословию, сочетающий различные методы и различные точки зрения.

  Он считал, что благодать Христа необходима для свободы человека, и сформулировал концепцию «первородного греха» и «справедливая война».  Когда Западная Римская империя начала распадаться, он разработал концепцию католической церкви как духовного «Города Бога». Он Доктор Церкви и покровитель Августинского Религиозного Ордена.  

Германское племя вторглось в Римскую Африку; они осадили Гиппона весной 430 г., когда Августин заболел последней болезнью. Одно из немногих чудес, приписываемых Августину, произошло во время осады. Когда Августин был прикован к своей больной постели, один человек попросил его возложить руки на больного родственника.  Августин ответил, что если бы у него была сила лечить больных, то он, конечно же, применил бы ее сначала к себе.  Гость сказал, что во сне ему было велено идти к Августину, чтобы его родственник исцелился. Услышав это, Августин немедленно возложил руки на больного, и тот ушел исцеленным.

 

Вскоре после этого он провел свои последние дни в молитве и покаянии, прося, чтобы покаянные псалмы Давида были развешаны на его стенах, чтобы он мог читать их.  Он распорядился, чтобы библиотека Церкви и все ее книги были тщательно сохранены.  Вскоре после его смерти, еще во время осады, город был сожжен дотла.  Они уничтожили все, кроме собора и библиотеки Августина, которые остались нетронутыми.  

Практический вывод

Иногда жизнь “мы” выбирать для себя, это не всегда та жизнь, которую выбирает для нас Бог.  Жизнь св. Августина — прекрасный тому пример.  Он провел свою юность в беззаботном стиле и мало обращал внимания на Бога или христианство.  Благодаря учебе и постоянным молитвам его матери, святой Моники, он пережил глубокое обращение.  Он принял крещение, рукоположен в священники и избран епископом Гиппона.  Всю свою жизнь он служил Богу, созидая Церковь и обращая людей, находящихся на его попечении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *