Сражение у Фолклендских островов.Российский государственный архив Военно-Морского Флота
Глава XXV
Сражение у Фолклендских островов {54}
После боя у Коронеля дислокация морских сил Антанты, разверстых против германских крейсеров, была следующая.
В Тихом океане и у берегов Сев. Америки, идущие на юг, 1 японский крейсер и 2 английских.
Около Гонолулу — 2 японских бр. крейсера.
У островов Фиджи — австралийская эскадра — лин. кр. Australia (дред.) и 2 крейсера (1 фр. и 1 англ.).
У Маршальских островов — 3 японских бр. крейсера.
У Каролинских о-вов — японские 1 лин. кор. и 2 крейсера.
В Атлантическом океане — у Пернамбуко и севернее Рио-де-Жанейро по 1 англ. крейсеру для защиты от Карлсруэ.
У о-вов Зеленого Мыса — англ. кр. Carnarvon (под флагом адм. Стоддарта).
Таким образом, против эскадры Шпее в разных направлениях было развернуто 17 крейсеров, из коих один дредноутного типа.
Но задача их была нелегка. Они должны были сторожить германские крейсера в разных направлениях: инициатива была на стороне последних, и Шпее мог на громадном пространстве океана, пользуясь внезапностью появления, иметь много шансов на успех потому, что противник не успеет во время и в нужном месте сосредоточить свои силы.
Конечно, долго так не могло продолжаться. По меткому выражению Черчилля, эскадра Шпее была срезанным цветком, обреченным на смерть. Материальная часть, в конце концов, должна была сдать. Бой, поскольку он был сопряжен с крупными повреждениями, обрекал корабли на гибель, ибо починиться им было негде. Питание углем, хотя оно и было хорошо организовано, но всегда сопровождалось риском, так как назначение рандеву, слежка за угольщиками, и пр., все это могло дать противнику сведения и нарушить скрытность передвижений.
Чтобы покончить с Шпее, англичане решились на крайнюю меру: они откомандировали из Гранд Флита два новых линейных крейсера Invincible и Inflexible (дредноутного типа), тем ослабив свои главные силы, и послать их для борьбы со Шпее.
На Invincible поднял флаг адмирал Стэрди, назначенный главнокомандующим морскими силами Южно-Атлантического и Тихого океана, который должен был объединить все действия против германских крейсеров. Ему было приказано идти к Фолклендским островам и, базируясь на них, найти и уничтожить неприятеля.
7 декабря Стэрди, соединившись с крейсерами адмирала Стоддарта, прибыл на Фолклендские острова, где таким образом были сосредоточены лин. крейсера Invincible и Inflexible бр. кр. Defence, Carnarvon, Cornwall, и Kent, легкие крейсера Bristol и Glasgow. Кроме того, туда же прибыл лин. кор. Canopus, который свез часть своих орудий на берег для усиления береговых батарей, сам же расположился при входе на рейд, чтобы стрелять перекидным огнем в случае появления неприятеля и попытки его атаковать временную базу английской эскадры.
Сосредоточение крупных английских сил на Фолклендских островах оставалось неизвестным Шпее. Мало того, ничего не подозревая, он решил под давлением командира Гнейзенау (хотя сам он не сочувствовал этой операции) идти на Фолклендские острова, разрушить там радиостанцию, склады и взять в плен английского губернатора, чтобы отомстить за недостойное обращение англичан с захваченным ими германским генерал-губернатором о-вов Самоа.
26 ноября германская эскадра с тремя угольщиками вышла из бухты С. Кентен, чтобы обогнуть мыс Горн и идти к восточным берегам Америки.
Подойдя к м. Горн, эскадра встретила жестокий шторм. Для пополнения запасов угля, Шпее решил зайти в одну из бухточек к NO от м. Горн. Но здесь попытка скрыть национальность им не удалась, германская эскадра была обнаружена, и о ней тотчас донесено англичанам. Погрузка задержала Шпее на 4 дня.
Днем 6 декабря он вышел в море.
Предполагалось, что Гнейзенау подойдет к проходу в Порт-Виллиам (английскую базу на Фолклендских островах), спустит шлюпки, протралит вход, после чего в порт войдет Нюренберг, разрушит склады и возьмет необходимые для эскадры, запасы.
Эти два корабля утром (в 7 час. 50 мин.) 8 декабря и были замечены английскими наблюдательными постами.
Неожиданность для англичан была полная. Суда их не были готовы к выходу: Invincible и Inflexible грузили уголь, из других — кто перебирал машины, кто чистил котлы и пр.
Glasgow и Bristol получили приказание немедленно поднимать пары, прочие корабли начали срочно готовиться к выходу.
Когда немцы подошли каб. на 50-60, Canopus открыл огонь, будучи для них совершенно невидимым, так как он стрелял через берег.
В это время вышел и Kent. Немцы повернули в море, начали было уходить, но затем вернулись вновь к входу, как бы намереваясь атаковать Kent.
В 9 час. 40 мин. Гнейзенау увидел внутренность гавани. Помимо громаднейших столбов дыма, валивших из труб английских судов и показывавших, что там стоит не то, что немцы могли ожидать, они рассмотрели характерные мачты-треноги английских крейсеров дредноутного типа. Эти последние свидетельствовали о присутствии мощных кораблей, от которых эскадра Шпее, находившаяся вблизи, ни уйти, ни спастись не могла. Увидел это командир Гнейзенау, как раз тот командир, который настойчиво советовал Шпее идти к Фолклендам, поняв теперь, к чему привели его советы, сразу повернул и пошел на соединение к своему флагману.
Нюренберг пошел за ним. В море они соединились со Шпее. Glasgow и Kent вышли вслед за немцами.
К 10 часам английские суда начали выходить из гавани: Invincible, Inflexible и Cornwall.
Glasgow, значительно опередивший Kent, все время доносил о движении немцев.
Немцы — в стремлении уйти, англичане — стараясь догнать, усиленно дымили. Дым был настолько густ и обилен, что временами совершенно заволакивал часть горизонта, и немцы, которых хорошо можно было видеть, т.к. погода была ясной, временами скрывались в дыму.
Англичане определенно нажимали. Помимо того, что скорость новых линейных крейсеров превосходила скорость немецких, сказывалось состояние котлов и механизмов последних, не получавших за свое продолжительное крейсерство ремонта.
Старые английские крейсера, отставая от дредноутов, все-таки имели некоторое преимущество перед германскими.
Стэрди, видя, что немцам все равно не уйти, уменьшил ход, чтобы дать подтянуться другим судам.
Но так как средняя скорость противника в тот момент не превышала 15 узлов, то он, сбавив до 19 свой ход, спокойно стал нагонять его и на этом ходу. Соединившаяся немецкая эскадра шла хорошо сохраняя строй: Шарнгорст и Гнейзенау — головными, легкие крейсера — за ними.
В 12 час. 50 мин. Стэрди приказал увеличить ход до 25 узлов и открыть огонь.
Когда расстояние достигло 80 каб., Inflexible открыл огонь, а за ним и другой дредноут — Invincible. Концевой корабль немцев, Лейпциг сильно отставал. Он весь был закрыт столбами падений 12» снарядов английских лин. крейсеров.
Адмирал Шпее, отчетливо сознавая, что при столь неравных силах бой долго продлиться не может, принял решение, делающее ему честь. Он решил пожертвовать собой и двумя броненосными крейсерами (Шарнхорстом и Гнейзенау), отпустив легкие крейсера в надежде, что они смогут уйти и затем нанести вред английской торговле.
Схема № 56. Фолклендское сражение.![]()
Около 1 час. 20 мин. он поднят сигнал: Легким крейсерам уходить к южно-американскому побережью,- а сам повернул на 6 румбов и пошел полным ходом в океан, идя на сближение с мощным противником.
Но такой маневр был предусмотрен английским командованием заранее, в период подготовки и обсуждения возможных обстоятельств боя. Английские крейсера без сигнала погнались за легкими крейсерами немцев, а линейные — вступили в бой с Шарнхорстом и Гнейзенау. Invincibles стрелял по первому, Inflexible — по второму. Расстояние было около 70 каб. Английские крейсера не стремились уменьшать его, т.к. на этой дистанции они могли безнаказанно расстреливать немцев, снаряды которых даже не долетали.
Однако, на короткое время Шпее удалось уменьшить дистанцию до 65 каб., и германские снаряды начали попадать, после чего Стэрди вновь увеличил расстояние.
Немцы берегли снаряды в этот период боя, так как количество их, не пополненное после Коронеля, оставалось ограниченным.
Густой дым сильно мешал английской стрельбе, и она была малоуспешной. В 2 часа, когда расстояние увеличилось до 90 каб., бой на время прекратился.
Немцы, временно закрытые дымом, повернули и пошли на S, в том направлении, где скрылись их легкие крейсера. Снова началась погоня.
В 2 часа 45 мин., приблизившись на 75 каб., оба англичанина снова открыли огонь. 5 минут Шпее продолжал идти прежним курсом, не отвечая на огонь, но затем начал поворачивать влево на 9 румбов, очевидно желая быстро сблизиться с противником, чтобы ввести в бой свою среднюю артиллерию. Через несколько минут дистанция уменьшилась до 62 каб. и немцы открыли огонь из всех орудий.
Это была отчаянная схватка совершенно неравных сил. Шпее со своими двумя слабыми кораблями дрался и дрался самоотверженно, с мощным противником, разносившим его своими 16 — 12 орудиями.
12 орудия скоро сделали свое дело. В 3 ч. 10 м. Гнейзенау начал крениться, а у Шарнхорста была сбита труба, он в нескольких местах горел, стрельба его ослабла.
Дальнейший бой был просто избиением обоих немецких крейсеров, не желавших сдаваться и дравшихся до последней возможности.
Палубы флагманского немецкого корабля, — писал очевидец, — представляли собой груду развороченных, перекрученных кусков стали и железа, через пробоины в борту, даже с большого расстояния ясно виднелись огненные языки, пробивающиеся на палубу между мачтами. Многим казалось, что ему пришел уже конец. Однако, как только крейсер развернулся противоположным бортом, стрельба возобновилась с прежней энергией, и снова заговорила его средняя артиллерия, т.к. дистанция опять уменьшилась…
Шарнхорст сильно отставал и разрушался английской стрельбой. Он все еще поддерживал оживленный огонь из оставшихся орудий. Вдруг он неожиданно замолк, подобно ярко горевшей свече, которою вдруг задули, рыскнут вправо, в сторону английских судов, видимо переживая последние минуты, а затем повалился на бок.
Гнейзенау на минуту задержался у гибнувшего товарища, затем лег на прежний курс. Стэрди остался недалеко от лежащего Шарнхорста, ведя бой с Гнейзенау, пока первый (в 4 ч. 17 м.) не погиб.
Затем оба крейсера, с расстояния 50-60 каб., сосредоточили огонь по Гнейзенау. К ним подошел еще брон. крейсер Carnarvon и тоже принял участие в стрельбе.
После 5 часов Гнейзенау, весь разбитый и исковерканный, с сильным креном и объятый пожаром, все-таки временами открывал огонь из отдельных орудий. Наконец, он замолк. Стэрди поднял сигнал: Прекратить огонь. Однако, противник не хотел еще кончать боя и снова сам начал стрелять. Англичане вновь открыли огонь. Но через 1/4 часа доблестный бой Гнейзенау закончился. Он замолчал окончательно. Английские корабли пошли к нему 20 узловым ходом, но не успели дойти, как он лег на борт.
На Гнейзенау из 850 чел. 600 было убито или ранено. Все орудия были выведены из строя, но мысли о сдаче не возникало.
Когда не осталось уже никакой надежды, опасаясь, чтобы крейсер не остался на плаву и не достался англичанам, открыли кингстоны и вызвали всех людей наверх.
С Шарнхорста не был спасен никто. С Гнейзенау было поднято из воды 200 человек.
Тем временем подобная же драма разыгрывалась в двух других местах, где были настигнуты легкие крейсера.
Самым быстроходным германским крейсером был Дрезден, дававший фактически до 27 узлов, Нюренберг — 23,5 узлов, Лейпциг — менее 22. Эти два последние корабля и были настигнуты англичанами, ход крейсеров которых был: Glasgow — более 25, Kent и Cornwall — 23 узла.
В начале погони немцы держались соединенно: Нюренберг, Лейпциг, Дрезден. Броненосные крейсера догоняли медленно.
В 2 ч. 53 мин. Glasgow, находясь в 4 милях впереди броненосных крейсеров в 60 каб. от Лейпцига, открыл по последнему огонь из 6» орудия. Тот принял вызов, повернул вправо и ответил всем бортом.
6 английские снаряды не долетали, тогда как 4,1 германские могли покрыть эту дистанцию. Glasgow увеличил расстояние и продолжал его удерживать до тех пор, пока Лейпциг не прекратил огонь и не повернул за своими товарищами. Затем Glasgow повторил свой маневр и Лейпциг опять ответил ему, причем дал два попадания. Но при каждом повороте Лейпциг отставал от своих и вскоре сделался добычей подошедших английских броненосных крейсеров.
Увидев, что неприятель догоняет, Нюренберг отклонился влево, а Дрезден, бывший головным, повернул вправо, увеличил ход и скоро скрылся от англичан в юго-западном направлении.
Лейпциг и Нюренберг были обречены. Их уже заранее распределили между собой командиры двух английских бр. крейсеров. Первый должен был стать добычей кр. Cornwall, а второй — кр. Kent.
В 4 час. 15 мин. бронен. крейсера открыли огонь, но снаряды еще не долетали. Лейпциг отклонился вправо, за ним последовал и Cornwall. Сражающиеся разделились на две группы.
Мы не будем описывать всех маневрирований и эволюции Лейпцига — сражавшегося с Glasgow и Cornwall’. Это было избиение слабейшего. Лейпциг, то смело переходил на малые дистанции, то англичане оттягивали их, одно время сильный ливень скрыл было врагов и дал время Лейпцигу передохнуть. 4 часа он сопротивлялся, ведя энергичный бой, пока наконец Cornwall, подойдя на 40 каб., не начал по нему стрелять лидитными снарядами.
Результат сказался немедленно: Лейпциг покрылся клубами черного дыма от рвущихся снарядов и через несколько минут загорелся. По словам одного из спасенных немцев, действие этих снарядов было ужасно и вызывало громадную потерю в людях. Однако, крейсер не прекращал огня, и английские суда продолжали приближаться. К 6 час. 35 мин., к моменту получения радио о потоплении Шарнхорста и Гнейзенау, расстояние уменьшалось до 35 каб. и Cornwall, снова открыв огонь из бортовых орудий, наносил противнику сильнейшие повреждения. Попадания следовали без перерыва и Лейпциг весь был охвачен огненными языками, но все-таки, хотя и изредка, стрелял.
Только в 7 час. последнее его орудие замолкло. Более доблестного и упорного сопротивления, чем оказал Лейпциг, — пишет английский историк, — трудно себе представить. Когда наши суда приблизились, то он представлял из себя груду развалин. Мачты и трубы были сбиты, палубы, кроме средней части, пылали, но на остатках фок-мачты развевался германский флаг…
Англичане прекратили было огонь, но видя, что Лейпциг не спускает флага, вскоре возобновили его опять.
А в это время команда Лейпцига, выпустив свой последний снаряд и открыв кингстоны, в числе 150 оставшихся в живых собралась посредине между двумя пылающими конечностями корабля в надежде быть спасенной.
Уже наступила темнота. Немцы показали англичанам два зеленых фонаря, принятые последними как сигнал о сдаче. Англичане тогда прекратили огонь против уже не стрелявшего давно по ним противника и спустили шлюпки. Им удалось спасти только 5 офицеров и 13 матросов, так как большинство оставшихся в живых после боя, умерло в ледяной воде океана, куда они бросились в последний момент.
Потери англичан были ничтожны Cornwall получил 18 попаданий, имел легкий крен, но не потерял ни одного человека. Glasgow получил два попадания, имел одного убитого и 4-х раненых.
В то же время Kent, развив 24 узла (контрактная его скорость 23) гнался за Нюренбергом. После боя, во многом напоминавшего бой Лейпцига, ведшегося Нюренбергом с тем же упорством, около 7 часов, весь избитый, в пожаре, лишившийся артиллерии и давно замолчавший под огнем кр. Kent, Нюренберг спустил флаг и скоро после этого перевернулся. Англичанам удалось спасти только 6 человек.
Три угольщика, о которых ранее упоминалось, были утоплены английским крейсером Bristol.
Таким образом эскадра Шпее была уничтожена вся, за исключением успевшего уйти Дрездена. Но последний ненадолго пережил своих товарищей. Он ушел к западным берегам Америки, где крейсеровал до марта. 19 марта, стоя на якоре в бухте Кумберланд на о-ве Мааса-Фуэра он был застигнут крейсерами Glasgow и Kent, обстрелян ими в нейтральных водах и затем потоплен своей командой.
Фолклендское сражение подтвердило всю рискованность крейсерских операций при отсутствии точной разведки. Шпее сам пошел в пасть врагу, о том не подозревая. Он, может быть, сделал ошибку, что шел соединенно эскадрой, а не предоставил с самого начала каждый корабль своей участи, отправив его на борьбу с торговлей. Результаты, в смысле воздействия на последнюю, были бы значительно больше, и задача союзников в борьбе с ними осложнялась бы. Но Шпее, по-видимому, стремился открытым боем с разрозненными судами и отрядами неприятеля обеспечить себе свободу действий. Он не знал о присутствии дредноутов и полагал, что успех Коронеля может быть повторен им. Но он был безусловно не прав, начиная авантюрную операцию против английской базы, которая в конечном счете, для его главного назначения — борьбы с торговлей — ничего ему не давала, но была сопряжена с большим риском.
Тактический успех англичан в боях не требует комментариев: это было просто избиение, притом, не вполне искуссное, коль скоро оно длилось 4-6 часов.
Отчасти это объясняется тем, что англичане не хотели подвергать свои корабли опасности повреждений в бою, в особенности столь ценные, как крейсера-дредноуты. Они располагали возможностью, не торопясь и не рискуя, раздавить противника, не имевшего шансов ни уйти, ни победить. Однако, несмотря на то, что условия видимости (дым) затрудняли английскую стрельбу, она несомненно была неудачной: понадобилось израсходовать почти весь боевой запас дредноутов на бой с бесконечно слабейшим противником.
Оба дредноута несмотря на то, что имели попадания, оказались неповрежденными. Они не потеряли ни одного человека, ни один снаряд не пробил их брони. Также ничтожны были потери и на других кораблях.
Перейти на страницу Содержание
21 мая 1982 года английские войска высадились на Фолклендских островах
- Информация о материале
- Опубликовано: 21 мая 2022
- Просмотров: 5605
На фото: Высадка британских военных.
Фото с сайта: https://footballclassic.ru
Вопрос о территориальной принадлежности Фолклендских островов уходит корнями в колониальную эпоху, когда Испания, Португалия, Франция и Великобритания соперничали друг с другом за господство над обширными территориями.
Многочисленные архипелаги становились опорными военно-морскими базами западных держав и важными перевалочными пунктами, через которые проходили морские торговые пути.
В 1764 году французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль основал первое поселение Порт Сен-Луи на острове Восточный Фолкленд, а также дал новое название архипелагу — Мальвинские острова — в честь своего родного города Сен-Мало. Спустя год капитан английского фрегата «Дельфин» высадился на архипелаге и объявил его владением Великобритании. В 1766 году на Фолклендах было основано первое английское поселение Порт-Эгмонт. В том же году Королевство Испания выкупило земли у французов, а затем изгнало в 1770 году англичан, которым удалось вернуться спустя год.
Во второй половине XIX века власти Аргентины предпринимали попытки дипломатическим путём вернуть Фолклендские острова, но безуспешно. Причиной этого был тяжёлый социально-экономический кризис в стране, вызванный гражданской войной между федералистами и унитариями. Аргентина оказалась в сильной зависимости от внешних займов, которые ей пришлось брать у западных держав, в том числе у Великобритании. Аргентино-британский спор был заморожен на долгие десятилетия, и даже подтверждение статуса архипелага как английского владения в 1892 году не изменило положения дел.
После окончания Второй мировой войны началось широкое национально-освободительное движение в колониях Британской империи.
Обе стороны предприняли несколько попыток преодолеть давние разногласия. В 1967 году они возобновили переговоры для обсуждения не только вопроса суверенитета, но и перспектив экономического сотрудничества на архипелаге. Хотя тайные двусторонние переговоры о передаче Фолклендских островов Аргентине были сорваны, экономическое сотрудничество на архипелаге укреплялось.
На усиление территориального спора между Великобританией и Аргентиной повлиял и крупнейший мировой энергетический кризис 1973 года, когда по западной экономике был нанесён тяжёлый удар. В то же время на Фолклендских островах в 1974 году были открыты нефтяные месторождения и архипелаг приобрёл дополнительное значение для Великобритании, экономика которой переживала стагфляцию. Великобритании пришлось разрешить Аргентине не только осваивать нефтяные месторождения, но и стать поставщиком энергоресурсов для жителей Фолклендских островов.
Тем не менее британское правительство, не желая проигрывать экономическое соперничество, решило проанализировать потенциал хозяйственного развития архипелага. Премьер-министр Дж. Каллагэн направил туда в 1976 году экспертную комиссию во главе с лордом Шеклтоном для подробного экономического отчёта. Корабль, на котором находилась комиссия, обстрелял аргентинский эсминец. В том же году на острове Южный Туле Буэнос-Айрес основал военную базу для подкрепления своих территориальных претензий на Фолкленды, после чего противостояние Аргентины и Великобритании вступило в фазу вооружённого конфликта.
Новая военная хунта из трёх человек во главе с Леопольдо Галтьери, пришедшая к власти в Аргентине в декабре 1981 году, быстро теряла поддержку населения на фоне экономической депрессии, роста безработицы и преследования оппозиции. Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины во главе с президентом генералом Леопольдо Галтьери невозможным, и оно перешло к решительным действиям.
19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.
2 апреля 1982 года аргентинские войска высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Рекса Ханта капитулировала без сопротивления.
Вопреки ожиданиям Маргарет Тэтчер не удалось склонить президента США Рональд Рейгана к участию в конфликте, и Штаты предпочли занять нейтральную позицию.
К концу мая 3-я бригада специального назначения Королевской морской пехоты Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я воздушно-десантная бригада.
21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало двадцать две тысячи солдат, два авианосца, семь эсминцев, семь десантных кораблей, три атомные подводные лодки, сорок истребителей бомбардировщиков вертикального взлёта «Харриер» и 35 вертолётов. Также Министерство обороны Великобритании перебросило на Фолкленды морскую эскадру из сорока кораблей, которая установила блокаду всего архипелага.
С рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен один фрегат и ряд кораблей получили повреждения. Ошибкой аргентинцев было то, что лётчики атаковали боевые корабли, прикрывавшие высадку, а не более уязвимые транспорты с войсками и десантные корабли. В этот день аргентинцы потеряли 14 самолётов.
В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Английский адмирал Джон Вудворд впоследствии написал в своих воспоминаниях, что после этих потерь он мысленно допустил возможность поражения, однако к тому моменту у Аргентины не осталось достаточного количества исправных самолётов для продолжения массированных налётов.
25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейер».
Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. Тем временем 3-я бригада специального назначения надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.
28 мая 2-й батальон Парашютного полка, подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гус-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После ожесточённого боя гарнизон капитулировал.
В течение мая британские силы вытеснили аргентинцев с островов Южная Георгия и Восточный Фолкленд, а затем с Южных Сандвичевых островов.
8 июня два разгружавшихся в бухте Блафф десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота. В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать оборону.
14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал.
Боевые действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова продолжались 74 дня. В ходе морских сражений самой крупной потерей для Аргентины стало потопление крейсера «Генерал Бельграно». В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.
Фолклендская война 1982 года привела к серьёзным внутриполитическим изменениям в Аргентине и Великобритании. Правительство во главе с генералом Галтьери было вынуждено передать власть оппозиционным силам. Состоялся военный трибунал: Галтьери и его соратников приговорили к различным срокам тюремного заключения. В свою очередь, Британский премьер-министр Маргарет Тэтчер заработала дополнительную популярность, позволившую ей и Консервативной партии уверенно победить на всеобщих парламентских выборах 1983 года.
Текст: Дарья Денисова
При подготовке использовались материалы:
Kohen, Marcelo G., Rodríguez, Facundo D. Las Malvinas entre el Derecho y la Historia // Eudeba, 2015.
Охошин О.В. Фолклендские острова: между Соединённым Королевством и Аргентиной // Современная Европа. 2020. № 7.
Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. Симферополь: Доля, 2005.
- День в истории
- 21 мая
Битва за Фолклендские острова | Резюме
Карта Фолклендских островов
См.
все СМИ
- Дата:
- 8 декабря 1914 г.
- Местонахождение:
- Британская антарктическая территория Восточный Фолкленд Фолклендские острова Стэнли
- Участники:
- Германия объединенное Королевство
- Контекст:
- Первая мировая война
- Ключевые люди:
- Максимилиан, граф фон Шпее
Просмотреть весь связанный контент →
Битва за Фолклендские острова , (8 декабря 1914 г.). После победы Германии в Первой мировой войне в Коронеле в предыдущем месяце адмирал фон Шпее планировал уничтожить британскую угольную станцию в Порт-Стэнли на Восточном Фолкленде в Южной Атлантике. Когда он приблизился, Шпее обнаружил в порту гораздо превосходящие британские силы. Через несколько часов он был мертв.
Коронель стал самым крупным морским поражением Британии за более чем столетие. Среди сил, развернутых для мести, была эскадра во главе с двумя линейными крейсерами — «Инвинсибл» и «Инфлексибл» — гораздо более мощными и значительно более быстрыми, чем основные корабли Шпее, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» .
События Первой мировой войны
Когда утром 8 декабря 1914 года немцы увидели Порт-Стэнли, они быстро поняли, что попали в беду, и на полной скорости развернулись, чтобы попытаться уйти. Слишком рано для немцев англичане покидали гавань и набирали скорость для погони. Условия были ясными, и у британцев была большая часть дня, чтобы наверстать упущенное. К полудню Шпее понял, что побег невозможен, и повернул назад на двух своих более медленных больших кораблях, приказав трем более быстрым легким крейсерам бежать. Британский адмирал Стерди послал свои пять крейсеров за меньшими немецкими кораблями (два были потоплены позже, а один уцелел) и столкнулся со Шпее со своими двумя линейными крейсерами.
Британская артиллерия была плохой, а немцы умело маневрировали, так что прошла большая часть дня, прежде чем британцы нанесли решающие удары. В конце концов, однако, крупные британские снаряды попали в цель. Оба немецких броненосных крейсера были потоплены около 18:00, выжило мало людей.
Поражение при Коронеле было отомщено — даже немецкий беглец из битвы, Дрезден , был пойман и уничтожен, скрываясь в чилийских водах три месяца спустя.
Битва за Фолклендские острова была названа самым морским сражением войны, потому что она значительно подняла моральный дух военных действий союзников в тяжелое время, когда союзники терпели неудачу на Западном фронте и вот-вот должны были получить застрял в Галлиполи.
Потери: англичане, 10 убитых, 19 раненых, кораблей не потоплено; Немцы, около 1900 убитых, 215 взятых в плен, 6 кораблей потоплено.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Дональд Соммервиль
Империя наносит ответный удар: Первая битва за Фолклендские острова 1914
Изображение: «Битва за Фолкленды 1914 года», Уильям Лайонел Уилли,
WW1Битвы
С точки зрения британской военной истории, Фолклендские острова наиболее известны 10-недельной войной 1982 против Аргентины.
Однако почти 70 лет назад воды вокруг этих южноатлантических островов стали местом крупного морского сражения в первые месяцы Первой мировой войны.
Подготовка к битве за Фолкленды фактически началась за тысячи миль 1 ноября 1914 года, дата, которая остается одной из самых мрачных в истории Королевского флота. В тот день у берегов Чили британская эскадра под командованием контр-адмирала Кристофера Крэдока потерпела поражение от искусной артиллерийской стрельбы немецкого вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. Два старых броненосных британских крейсера Monmouth и Good Hope были потоплены всеми силами, включая Cradock. Это первое поражение Королевского флота после войны 1812 года серьезно подорвало предполагаемую мощь и престиж Британии, но, что еще более тревожно, вся британская торговля в Южной Америке теперь находилась во власти кораблей фон Шпее.
Несмотря на победу, фон Шпее столкнулся с серьезной проблемой — его корабли израсходовали более половины своего драгоценного запаса боеприпасов, а пополнение запасов было практически невозможно из-за их изолированного положения.
Единственная надежда фон Шпее заключалась в возвращении в Германию.
Тем временем британцы немедленно отправили два быстроходных линейных крейсера в Южную Атлантику в надежде перехватить фон Шпее до того, как он обогнет мыс Горн и потеряется в бескрайнем Атлантическом океане. Invincible и Inflexible, под командованием вице-адмирала сэра Доветона Стерди, утром 7 декабря достигли Порт-Стэнли на Фолклендских островах. К линейным крейсерам теперь присоединились три броненосных крейсера Cornwall , Carnarvon и Kent и два легких крейсера Glasgow и Bristol . Но после того, как они прошли тысячи миль, британским кораблям потребовалось несколько дней, чтобы загрузить уголь для следующего этапа их миссии по поиску фон Шпее.
Но пока британские корабли были в безопасности в Порт-Стэнли, заправляясь топливом, фон Шпее уже обогнул мыс Горн. Большинство адмиралов тогда просто мчались бы в порт приписки, но фон Шпее объявил своей удивленной команде, что хочет уничтожить радиостанцию на Фолклендских островах.
Он считал, что Фолкленды не защищены, и это нападение станет последним актом неповиновения Германии в регионе. Однако по невероятному стечению обстоятельств: хотя о прибытии британской эскадры было известно всем в портах на чилийском побережье, никто не сообщил немецкому адмиралу. Это должно было доказать роковую ошибку.
Утром 8 декабря фон Шпее направил броненосный крейсер Gneisenau и легкий крейсер Nürnberg для атаки на Фолкленды, в то время как его флагман броненосный крейсер Scharnhorst и легкие крейсера Dresden0 и 900 Lezig ждал за горизонтом. Когда Gneisenau и Nürnberg приблизились к Фолклендам около 8.30 утра, британские наблюдатели на островах заметили их дым и немедленно сообщили об этом 9-й дивизии.0043 Канопус , старый устаревший линкор, единственное использование которого для флота заключалось в том, чтобы высадить его на берег у входа в Порт-Стэнли и превратить в форт.
Канопус спас от уничтожения всю британскую эскадру.
Отсутствовала телефонная линия между Canopus и британским флагманом Invincible s o старый линкор был вынужден поднять проверенный веками сигнал «Враг в поле зрения». Занятые добычей угля, британские корабли были застигнуты врасплох, и пройдут часы, прежде чем кто-либо из них сможет поднять пар. Хотя он этого и не знал, радиостанция Фолклендов и, по сути, вся британская эскадра оказались во власти фон Шпее.
Примечательно, что, несмотря на стрельбу вслепую, так как немецкие корабли были скрыты мысом, второй залп из Канопус едва не попал в основание воронки Гнейзенау . спас всю английскую эскадру от уничтожения.
Вопреки своей цели эскадрилья фон Шпее перегруппировалась и была вынуждена бежать, направляясь на юг. Однако под предводительством Стерди на борту Invincible британский флот бросился в погоню, пользуясь преимуществами более быстрых кораблей и хорошей погоды. Через несколько часов немецкие корректировщики увидели большие клубы черного дыма от преследующих их британских линейных крейсеров с смертоносными 12-дюймовыми орудиями — скоро начнется бой.
В 12:47 линейный крейсер Inflexible открыл огонь на колоссальной дальности 16 500 ярдов. Ни один британский военный корабль никогда прежде не стрелял по живой цели с такого расстояния. Хотя артиллерийский огонь был неточным, фон Шпее вскоре понял, что его положение уже критическое. Он был вынужден совершить самоотверженный подвиг, развернув два своих броненосных крейсера Scharnhorst и Gneisenau на пути приближающихся британских линейных крейсеров, надеясь отвлечь их огонь от оставшихся трех легких крейсеров, позволив им уйти.
Admiral Sturdee, however, had planned for this, and while his battlecruisers Invincible and Inflexible would engage the Gneisenau and Scharnhorst, the Kent , Cornwall and Glasgow could hunt the escaping Немецкие легкие крейсера.
Хотя артиллерийское вооружение британцев было плохим, мощь их 12-дюймовых снарядов медленно превращала Scharnhorst и Gneisenau в груды искривленной стали.
Несмотря на отчаянное сопротивление, к 16.00 Scharnhorst прекратил стрельбу и к 16:17 ушел под воду. Все члены ее 800 человек, включая фон Шпее, погибли. К 17:15 Gneisenau прекратил стрельбу и также затонул, всего 190 немецких моряков были вытащены из ледяного моря.
Тем временем оставшиеся британские крейсера напрягались, чтобы догнать оставшиеся три немецких корабля. Инженеры устаревшего крейсера Kent были поражены тем, что его ненадежные двигатели все еще работали, но более острой проблемой была растущая нехватка угля, поскольку прибытие немецкой эскадры на Фолкленды задержалось.0043 Пополнение запасов Кента. Были организованы группы разрушения, которые работали со сверхчеловеческой энергией, зачищая все, что они могли найти, чтобы питать котлы. Это заставило корабль развивать скорость 24 узла, скорость, которой он никогда раньше не достигал. В конце концов, Кент догнал и сокрушил Нюрнберг . Спаслись только двенадцать немецких моряков.
