Битва ижора: Невская битва 1240 пос. Усть-Ижора, ш. Шлиссельбургское, д. 48 Музей-диорама в Санкт-Петербурге

Два берега русской славы. Память о Невской битве хранит музей в Усть-Ижоре | ОБЩЕСТВО

Битва на Неве со шведским войском ярла Биргера, по итогам которой молодой князь Александр Ярославич получил прозвище Невский, можно по праву назвать одним из самых известных сражений в истории нашей страны. Со школьной скамьи большинство россиян помнят подробности сражения – и стремительный натиск русского войска, и поединок Невского с Биргером, которого князь вышиб из седла, «наложив» отпечаток копья на лицо.

Тем удивительнее, что само место этой битвы, которое находится в административных границах нынешнего Петербурга (всего в 30–40 минутах поездки от центра), привлекает так мало внимания со стороны туристов. В поселке Усть-Ижора, в месте, где в Неву впадает речка Ижора, на одном берегу расположен храм во имя святого и благоверного князя, а напротив – небольшой музей «Невская диорама», созданный усилиями энтузиастов. Его развитие могло бы создать новую точку притяжения на туристической карте региона.

Музей «Невская диорама» расположен прямо напротив храма – на другом берегу реки Ижоры. Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

Где состоялась битва?

Возможно, некоторое невнимание к месту знаменитой битвы связано с тем, что долгое время историки не могли прийти к согласию – а где она, собственно, состоялась? Вроде бы новгородская летопись прямо говорит про шведов «и сташа в Неве устье Ижеры». Но за почти 800 лет, прошедших со дня сражения, ландшафт мог измениться: даже крупные реки меняют свои русла, почва заболачивается или, наоборот, просыхает, на месте полей встают вековые леса.

Достоверно из летописей известно лишь про сам факт высадки шведского войска на берега Невы. Кроме того, описание сражения свидетельствует о том, что русские дружинники атаковали шведские корабли, а значит, отойти от побережья шведы не успели. Судя по дошедшим сведениям, конечной целью шведов был Новгород («хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую»), и вряд ли они собирались идти сотни километров пешком.

То есть остановиться отряд должен был на берегу реки, из которой можно было водным путем попасть в окрестности главного города северной Руси. Понятно, что местность должна быть достаточно открыта для того, чтобы на ней смогли развернуться для атаки вооруженные всадники.

Однако под эти описания подходят слишком многие места по берегам Невы. Казалось бы, на выручку должна прийти наука. Археологи могут провести раскопки и обнаружить следы битвы. Но не тут-то было. Битва хотя и оказала существенное влияние на всю историю нашей страны, не была по-настоящему грандиозной.

С каждой стороны насчитывалось по несколько сотен участников. Потери русского войска были минимальные (до 20 человек), у шведов – гораздо больше, но полного истребления противника не случилось. Александр Невский не стал добивать побежденных шведов. И потому на следующий день после сражения те, погрузив на корабли самых знатных из числа своих павших, отбыли восвояси. Прочие тела сгрузили в огромную яму и закопали на месте боя.

Такая обстоятельность подхода позволяет констатировать – победители имели и время, и возможность осмотреть павших. А значит, все ценное: в том числе оружие, любые металлические изделия, какие-то поделки они наверняка забрали с собой. А чего не прихватили русские воины, то позже собрали их союзники-ижорцы, также участвовавшие в битве и жившие по берегам Невы и Ижоры. В общем, найти следы сражения практически нереально.

Храм во имя святого и благоверного князя в Усть-Ижоре. Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

Народная память

Как же в таком случае удалось определить место Невской битвы? Помогла народная память. В XIII веке предки ижорцев уже принимали православие, и, по преданию, на месте славной победы, связанной и с удальцами из их племени, они уже тогда поставили часовенку. Конечно, до нашего времени она не сохранилась, однако когда в начале XVIII века Россия вернула свои земли на берегах Невы, то ижорцы еще помнили про это место, и по указанию

Петра Первого именно здесь в 1711–1712 годах была построена деревянная церковь святого Александра Невского. В конце столетия его заменил каменный храм, стоящий на берегу Невы по сей день. А когда историки сравнили сведения в летописи и то место, на которое в народе прямо указывали как на поле легендарной битвы, то совпадение оказалось почти стопроцентным – и место впадения Ижоры в Неву, и открытые пространства для размещения лагеря и конницы, и соседний берег, на котором могли укрыться лучники ижорского ополчения. Поэтому хотя говорить про то, что место Невской битвы определено с точностью до метра, по-прежнему нельзя, но более-менее уверенно утверждать, что да – сражение случилось именно здесь, все-таки можно.

Официальным подтверждением этого можно считать установку рядом с храмом, на месте соединения двух рек, памятника Александру Невскому.

Памятник рядом с храмом (справа) и реплика средневековой ладьи рядом с музеем. Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

Инициатива снизу

На другом берегу от него расположен и музей-диорама «Невская битва». Его историко-мемориальная зона включает земляную крепость – фортецию XVIII века и выставочную экспозицию, посвященную Невской битве.

«Создание этого музея фактически было инициативой снизу – местные жители объединились, собрали некоторую сумму денег, а местная власть предоставила в аренду здание, в котором и расположился музей. Также общими усилиями пополнялась и экспозиция музея. Основное направление нашей работы – взаимодействие со школьниками: в музее регулярно проходят экскурсии, устраиваются квесты», – рассказывает директор учреждения Алексей Виноградов.

Центральный экспонат музея – картина современного художника И. Жебровского. Полотно является единственным в мире изображением сражения в историческом ландшафте и фиксирует момент атаки русской конницы на вражеский лагерь.

«Конечно, это не фотография и не кинохроника, которая исторически достоверно воспроизводит саму битву. Художник попытался воссоздать сражение, как он его понимает и осмысливает, и в каких-то деталях, вероятно, нарушил историческую канву. Наш Александр Невский, к примеру, изображен уже взрослым мужчиной среднего возраста, хотя известно, что в момент сражения ему было 18 лет. Кроме того, по сюжету диорамы очевидно, что действие происходит за короткое время до поединка между Невским и Биргером – русская дружина во главе с князем прорывается в самый центр шведского лагеря, где уже стоят готовые к схватке рыцари, но в руках у Александра меч, тогда как из хроник известно, что ярла он поразил копьем. На соседнем берегу в этот момент мы видим ижорских лучников, но из летописи нам неизвестно, когда именно они вступили в бой. Однако эти допущения не портят впечатления от картины в целом», – рассказывает экскурсовод Лидия Шишкунова.

Достоинство этого небольшого музея – в его интерактивности и использовании новых технологий. К тому же Музей «Невская битва» создавался в тесном содружестве с энтузиастами военно-исторической реконструкции, и это сказывается. К примеру, рассказ про Невскую битву звучит с применением мультимедийных технологий, а почувствовать себя русским дружинником, примерив латные доспехи или подержав в руках точные реплики оружия того времени, может любой желающий.

И дети, и взрослые

Поэтому понятно, что особый восторг визит в музей вызывает у школьников. Тем более, они на сегодня – основные посетители. В этом году в рамках всероссийского проекта «Путь Александра Невского» в музее побывали более трех с половиной тысяч ребят со всей страны.

Но не разочарованными остаются и взрослые посетители. Среди которых иногда оказываются и очень неожиданные гости.

«Помню, к нам однажды нагрянули сербские туристы. Они плыли на байдарках, увидели памятник, решили высадиться – и с удивлением обнаружили наш музей. Для них это было тем более интересно, что один из центральных храмов Белграда – собор Александра Невского», – отмечает Лидия.

Главным событием в ежегодном календаре музея, конечно, является военно-исторический фестиваль, который приурочен к годовщине сражения. Он называется «Александр Невский – защитник земли Русской»: недалеко от здания диорамы разворачиваются конные и пешие поединки, реконструкторы воспроизводят события того времени.

Музей в Усть-Ижоре – прекрасный пример вклада энтузиастов в сохранение исторической памяти об Александре Невском.

Невскую битву реконструируют в устье Ижоры — Северо-Запад |

Репортажи 26 августа 2020 г. 13:46

Санкт-Петербург. 26 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД — Третий фестиваль исторических театров «Александр Невский — защитник земли русской» пройдет в поселке Усть-Ижора в субботу, 29 августа, сообщила директор фестиваля Светлана Исаева.

«Как масштабное действо фестиваль продлится один день. Но потом будут бесплатные экскурсии, которые будут приезжать к нам в музей («Невская битва 1240 г.» — ИФ). Мы обновили диораму: это будет 3D-звук, люди будут попадать в стерео-кинотеатр, и битва будет обыграна звуковой и визуальной партитурой», — рассказала Исаева на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад» в среду.

https://www.youtube.com/watch?v=MrGij5BuJnc&feature=youtu. be

Площадка фестиваля развернется у музея-диорамы «Невская битва 1240 г.». Фестиваль откроется в 12.00 показательными выступлениями реконструкторов. На «Поляне сказок» пройдут кукольные представления и игры, а на площадках «Город мастеров» и «Лагерь рыцарей» организуют интерактивные зоны и тематические мастер-классы. На открытии выступят фолк-группы «Невоморье» и «Пятое колесо», русский оркестр «Северный город», а также фольклорные коллективы Колпинского района.

«Мы подобрали хорошую программу, которая украсит традиционные исторические мероприятия. Каждому, кто приедет в Усть-Ижору, будет интересно. Мне кажется, за эти годы мы сформировали очень разноплановую программу: наравне с фолковыми коллективами мы показываем новые течения. Мы показываем, как развивается музыкальная традиция современного мира, как исполняют музыку XIII-XIV веков», — подчеркнул режиссер фестиваля Борис Горанский.

В 15.30 состоится концерт «Русской роговой капеллы» на берегу Невы под руководством Сергея Песчанского. В 16.00 в храме Святого благоверного великого князя Александра Невского пройдет молебен. На воду спустят памятный венок. В 17.20 на площадке фестиваля начнется реконструкция Невской битвы.

«В рамках фестиваля мы привозим шесть лодок. Весь наш флот, по традиции, будет выступать за шведскую сторону. Потом мы будем с позором бежать от берегов Усть-Ижоры. Будет достаточно интересно», — отметил руководитель клуба исторической реконструкции «Морская дружина «РУС» Сергей Кашин.

Реконструкторы также научат гостей фестиваля вязать морские узлы и строгать весла.

В 18.00 стартует вечерняя концертная программа. На сцену выйдут ансамбль «Казачья доля», цыганский ансамбль «Душа ромэн» и фолк-группа «Устиния». Главным гостем музыкальной части станет московская группа «Партизан FM». Фестиваль завершит шоу танцующих фонтанов и фейерверк.

«У нас всегда в первый день был фейерверк, а во второй день — фонтанное шоу. В этом году мы их объединили, и фестивальный день будет завершать фонтанным шоу в дельте реки Ижоры, а над фонтанами будет пиротехническое шоу», — добавила Исаева.

В течение дня к площадке фестиваля будут курсировать бесплатные автобусы от станции метро «Рыбацкое», КДЦ «Ижорский» и поселка Металлострой. В связи с эпидемиологической обстановкой организаторы фестиваля просят гостей мероприятия соблюдать социальную дистанцию и использовать средства индивидуальной защиты.

В 1240 г. в устье реки Ижоры Александр Ярославович одержал победу в битве со шведскими войсками, за что получил прозвище Невский. В 2020 году отмечается 780-летие «Невской битвы».

  • Главные события

    Севморпуть надо углублять, считают гидрографы

    Севморпуть надо углублять, считают гидрографы
  • Точка зрения

    Прогнозируемое явление

    Interfax-Russia. ru — Ученые назвали возможный предвестник землетрясений в районе Байкала.

    Прогнозируемое явление
  • Дрейфовать и исследовать

    Interfax-Russia.ru – Полярная станция «Северный полюс» начала работу в Северном Ледовитом океане. Ученые планируют изучить климатические изменения в Арктике и их влияние на лед.

  • Калининградские исключения

    Interfax-Russia.ru – Евросоюз и Россия договорились о транзите грузов в Калининградскую область. На компромисс, который предлагает ЕС, пока не соглашается Литва.

  • Нетипичная оспа

    Interfax-Russia.ru – Первый случай заражения оспой обезьян выявили в России. Заболевший вернулся из Португалии, все контактировавшие с ним установлены.

  • В надежде на здравый смысл

    Interfax-Russia. ru — Москва надеется на урегулирование транзита в Калининград, но не исключает и развития ситуации по худшему сценарию.

Показать еще

Izhora — Bilder und stockfotos

Bilder

  • Bilder
  • FOTOS
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos

Durchstöbern Sie 181918 IrhhaRARERENGIRE. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

Sortieren nach:

Am beliebtesten

ust-izhora, kirche des heiligen fürsten alexander newski — izhora stock-fotos und bilder

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски

усть-ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски — ижора фото и фотографии

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски

Санкт-Петербург, Россия, 11. Август 2018: Усть-Ижора, Kirche des Heiligen Fürsten Alexander Newski

sonnig kann am ufer des flusses izhora. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote и…

Уфер де Флюсс Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

ein eisloch auf dem izhora fluss zum schwimmen am dreikönigstag. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Ein Eisloch auf dem Izhora Fluss zum Schwimmen am Dreikönigstag.

Ижорские заводы, г. Колпино, ул. petersburg — izhora stock-fotos und bilder

Ижорские заводы, Колпино, Санкт-Петербург

Старые Ижорские заводы — Gasbehälter auf der linken Seite, Kraftwerk in der Mitte, Stahlwerk auf der rechten Seite, Колпино, Санкт-Петербург, Россия

Panzerwagen Fiat ischora angreifenden stellung beim wiederaufbau — izhora stock-fotos und bilder

Panzerwagen Fiat Ischora angreifenden Stellung beim Wiederaufbau

Львов, Украина — 29 января 2017 г. : Militärhistorische Wiederaufvon Krychlacht. Gepanzertes Auto Fiat Izhora Angriffsposition während der Rekonstruktion.

Город-ан-дер-Ижора — ижорские фото и фотографии

Город-ан-дер-Ижора

Музей-диорама Александра Невского и Ижорской земли. усть-ижора. ул. Петербург. Россия — Ижора стоковые фото и фотографии

Музей-диорама Александра Невского и Ижорской земли. г.Усть-Ижора….

заводоуправление ишора фабрик гебдэуде в колпино. — Ижора фото и фотографии

Управление заводом Ischora Fabrik Gebäude в Колпино.

Werksleitung Izhora Fabrikgebäude im Historischen Zentrum von Kolpino, einem Vorort von St. Petersburg, Russland.

еине бутстанция ам уфер дер ижора в колпино, ул. Петербург, wurde bis zum frühjahr geschlossen. — ижора фото и фото

Eine Bootsstation am Ufer der Izhora в Колпино, Санкт-Петербург,…

г. Ижора Пфланзен, г. Колпино, ул. петербург — ижора фото и фотографии

Ижора Пфланзен, Колпино, Санкт-Петербург

Кирхе и Денкмаль для Александра Ньюски am zusammenfluss des flusses izhora in der newa. — Ижора фото и фотографии

Кирхе и Denkmal для Александра Ньюски ам Zusammenfluss des…

Кирхе унд Denkmal для Александра Ньюски ам Zusammenfluss des Flusses Izhora in der Newa. Der historische Ort der Schlacht der Russen mit den Schweden im Jahr 1240. Александр Ньюски осадил Шведен.

die große tschukhonski-brücke über die izhora in kolpino in st. Петербург. — ижорские фото и фотографии

Die Große Tschukhonski-Brücke über die Izhora in Kolpino in St….

ижорские заводы, г. Колпино, ул. петербург — ижора фото и фото

Ижорские заводы, Колпино, Санкт-Петербург

Fabrikverwaltungsgebäude der Izhora-Werke, Blick vom Innenhof, Колпино, Санкт-Петербург, Россия

werksleitung izhora fabrikgebäude в Колпино. — Ижора стоковые фото и изображения

Werksleitung Izhora Fabrikgebäude в Колпино.

Werksleitung Izhora Fabrikgebäude im Historischen Zentrum von Kolpino, einem Vorort von St. Petersburg, Russland.

еине бутстанция ам уфер дер ижора в колпино, ул. Петербург, wurde bis zum frühjahr geschlossen. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Eine Bootsstation am Ufer der Izhora в Колпино, Санкт-Петербург,…

ein eisloch auf dem izhora fluss zum schwimmen am dreikönigstag. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Ein Eisloch auf dem Izhora Fluss zum Schwimmen am Dreikönigstag.

Кирхе де гл. Александр Ньюский в Усть-Ижоре. — стоковые фотографии и изображения ижора

Kirche des Hl. Александр Ньюский в Усть-Ижоре.

Кирхе Св. Александра Ньюского в Усть-Ижорском городке, Санкт-Петербург Ворорт, Россия. Шварц и Вайс.

Sonnenuntergang am Fluss Izhora — ижорские стоковые фотографии и фотографии

Sonnenuntergang am Fluss Izhora

умирают без фона. Дер Флусс Ижора.

Кирхе ул. александр невский в усть-ищере. — ижора фото и фотографии

Церковь Св. Александра Невского в Уст-Исхора.

Церковь Св. Александра Ньюского и аль-Фридхоф в городе Усть-Ижора, Ворорт, Санкт-Петербург, Россия.

Кирхе ул. александр невский в усть-ищере. — ижора фото и фотографии

Церковь Св. Александра Невского в Уст-Исхора.

Кирхе Св. Александра Ньюского в Усть-Ижорском городке, Санкт-Петербург Ворорт, Россия. Шварц и Вайс.

усть-исхора ист eine kleine stadt in russland, befindet sich am zusammenfluss der flusse ischorski und neva — ижора стоковые фото и фото

USt-Ischora ist eine kleine Stadt in Russland, befindet sich am…

музей Александра Невского. Усть-Ижора, ул. Петербург. russland — ижора фото и фотографии

Музей Александра Невского. Усть – Ижора, Санкт-Петербург….

Усть-Ижора, Санкт-Петербург, Россия – 19 сентября 2018 г.: Sehen Sie das Diorama-Museum von Alexander Newski und Izhora Land von dem Ort aus, an dem sich die Flüsse Ижора и Нева verbinden

boot auf dem fluss izhora. усть-ижора. ул. Петербург. Россия — Ижора стоковые фото и фотографии

Ботинок на Флюсе Ижора. Усть-Ижора. Санкт-Петербург. Россия

Усть-Ижора, Санкт-Петербург, Россия – 29 сентября 2018 г.: Weißes Boot auf dem Fluss Izhora. Auf der linken Seite befindet sich die Alexander-Newski-Kirche

die große tschukhonski-brücke über die izhora in kolpino in st. Петербург. — ижора фото и фото

Die Große Tschukhonski-Brücke über die Izhora in Kolpino in St….

eine bootsstation am ufer der Izhora in Kolpino, ул. Петербург, wurde bis zum frühjahr geschlossen. — Ижора стоковые фото и изображения

Eine Bootsstation am Ufer der Izhora в Колпино, Санкт-Петербург,…

Кирхе ул. александр невский в усть-ищере. — ижора фото и фотографии

Церковь Св. Александра Невского в Уст-Исхора.

Кирхе Св. Александра Ньюского в Усть-Ижорском городке, Санкт-Петербург Ворорт, Россия. Шварц и Вайс.

Кирхе ул. александр невский в усть-ищере. — ижора фото и фотографии

Церковь Св. Александра Невского в Уст-Исхора.

усть-ижора, ул. Петербург. Россия. Фото на Александро-Невской Кирхе — Ижора стоковые фото и фотографии

Усть-Ижора, Санкт-Петербург. Россия. Блик на Александра…

der gefrorene fluss izhora im bezirk kolpino von st. Петербург. — ижора фото и изображения

Der gefrorene Fluss Izhora im Bezirk Колпино в Санкт-Петербурге.

еине бутстанция ам уфер дер ижора в колпино, ул. Петербург, wurde bis zum frühjahr geschlossen. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Eine Bootsstation am Ufer der Izhora в Колпино, Санкт-Петербург,…

die mündung des flusses ischora. — Ижора стоковые фото и изображения

Die Mündung des Flusses Ischora.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote und…

alte eisen fußgängerbrücke über den fluss ischora. — Фото со склада и изображения

Alte Eisen Fußgängerbrücke über den Fluss Ischora.

Кирхе ул. александр невский в усть-ищере. — ижора фото и фотографии

Церковь Св. Александра Невского в Уст-Исхора.

Кирхе Св. Александра Ньюского в Усть-Ижорском городке, Санкт-Петербург Ворорт, Россия. Шварц и Вайс.

гольденер хербст им дорф усть-ищора, ленинградская область. die ufer des flusses newa. Фото и фотографии ижора

Goldener Herbst im Dorf Усть-Ищера, Ленинградская область. Die Ufer…

winterlandschaft mit eisenbahnbrücke über den fluss izhora. — Ижора фото и фотографии

Winterlandschaft mit Eisenbahnbrücke über den Fluss Izhora.

Herbst im dorf Усть-Ижора — Ижора фото и фотографии

Herbst im Dorf Усть-Ижора

der mündung des flusses ischora in fluss neva. — Ижора стоковые фото и изображения

Der Mündung des Flusses Ischora in Fluss Neva.

ischorski mit blick auf den fluss im zentrum von kolpino stadt. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Ischorski mit Blick auf den Fluss im Zentrum von Kolpino Stadt.

blühende kirschbäume im gebiet dorf ust-ischora leningrad. Уайльд Блютен. — ижорские фото и фотографии

Blühende Kirschbäume im Gebiet Dorf Ust-Ischora Ленинград. Уайльд…

альтвассер ижора. — стоковые фото и изображения ижоры

Альтвассер Ижора.

Биллабонг Ижора. Historische Stätte Schlacht an der Newa 15 июля 1240 г.

ischorski blick auf den fluss. — ижорские стоковые фотографии и фотографии

Ischorski Blick на Fluss.

Blick auf den Fluss Ижора-ам-Волкенфрюлингзабенд, Россия.

menschen mit kleinen booten in der nähe des flusses newa. усть-ижора. ул. Петербург — Ижора стоковые фотографии и изображения

Мужчины с клейнен Ботинки в дер Nähe des Flusses Newa. Усть-Ижо

еине бутстанция ам уфер дер ижора в колпино, ул. Петербург, wurde bis zum frühjahr geschlossen. — Ижора стоковые фото и изображения

Ейне АЗС на Уфер-дер-Ижора в г. Колпино, Санкт-Петербург,.. .

Ейне АЗС на Уфер-дер-Ижора в г. Колпино, ул. Петербург, wurde bis zum frühjahr geschlossen. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Eine Bootsstation am Ufer der Izhora в Колпино, Санкт-Петербург,…

ein eisloch auf dem izhora fluss zum schwimmen am dreikönigstag. — ижорские стоковые фотографии и изображения

Ein Eisloch auf dem Izhora Fluss zum Schwimmen am Dreikönigstag.

г. Ижора Пфланзен, г. Колпино, ул. Петербург — Ижора стоковые фото и фотографии

Ижора Пфланцен, Колпино, Санкт-Петербург

Индустриархитектур. Altbau-Rüstungshärtungswerkstatt in Izhora-Werken, 1896, Колпино, Санкт-Петербург, Россия

Ижорские заводы, Колпино, ул. Санкт-Петербург — Ижора Фото и фото

Ижорские заводы, Колпино, Санкт-Петербург

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски — Ижора Фото и фото

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски

Санкт- Санкт-Петербург, Россия, 11 августа 2018 г. : Усть-Ижора, Kirche des Heiligen Fürsten Alexander Newski

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски — ижора фото и фото

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски

Санкт-Петербург, Россия, 11 августа 2018: Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюский

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски — ижора фото и фотографии

Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски

Санкт-Петербург, Россия, 11. августа 2018: Усть-Ижора, Кирхе де Хайлиген Фюрстен Александр Ньюски

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote und…

Ufer des Flusses Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote и…

Уфер де Флюсс Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote und…

Ufer des Flusses Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фото и изображения

Sonnig kann am Ufer des Flusses Ижора. Verlassene Boote und…

Ufer des Flusses Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote und…

Ufer des Flusses Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote und…

Ufer des Flusses Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote и…

Уфер де Флюсс Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

sonnig kann am ufer des flusses ижора. verlassene boote und boote. — Ижора стоковые фотографии и изображения

Зона отдыха в Ижоре. Verlassene Boote und…

Ufer des Flusses Ижора. Колпинский безирк, Санкт-Петербург, 23 мая 2017 г. Sonniger Maitag am Ufer des Flusses Izhora, Boote und Boote in Reparatur.

фон 4

Подвиг лесовоза «Ижора»

К началу 1942 года война для Германии приняла затяжной характер, и грузы, доставленные северными конвоями, в значительной степени компенсировали потери боевой техники, понесенные Красной Армией в первые месяцы войны.

По приказу Гитлера оставшиеся тяжелые корабли были переброшены в Норвегию, усилены подводные силы и морская авиация. В январе 1942 года в Тронхейм прибыл линкор «Тирпиц», чуть позже к нему присоединился тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», а в марте — тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Немцы начали проводить систематические операции на арктических морских коммуникациях.

Хорошо организованная к тому времени агентурная воздушная и радиоразведка доложила, что в одно и то же время готовятся к выходу два конвоя. При удачном стечении обстоятельств на дно могло быть отправлено около трех десятков кораблей. Такой ущерб, по сути, мог быть равен потерям в ходе фронтовой стратегической операции. Главной ударной силой в планируемом наступлении был «Тирпиц», не имевший тогда на Севере ни одного достойного противника.

В конце февраля ˗ начале марта 1942 северные конвои PQ-12 и QP-8 вышли из Рейкьявика и Мурманска почти одновременно. В последнем с грузом леса был лесовоз «Ижора». «Ижора» — советский грузовой пароход, построенный в 1921 году в Бристоле (Великобритания) компанией Ллойд. Это было однопалубное двухмачтовое грузопассажирское судно длиной 98,76 метра и дедвейтом около 2815 тонн, закупленное СССР в 1934 году. К началу Второй мировой войны «Ижора» представляла собой очень ветхое судно с изношенными двигателями.

Старое тихоходное судно едва удерживало свое место в караване и вскоре из-за усилившегося ветра и неисправности двигателей стало отставать. По суровым законам войны конвой не мог дождаться Ижоры, и через некоторое время корабль остался один.

6 марта 1942 года началась операция германских военно-морских сил под кодовым названием «Спортпаласт» против конвоев кораблей союзников, направлявшихся в Советский Союз. Tirpitz покинул Тронхейм, Норвегия, в сопровождении эсминцев Friedrich Ihn, Herman Schöman и Z-25. В первую очередь планировалось внезапное нападение на конвой PQ-12, охраняемый легким крейсером «Кения», одновременно пытаясь избежать эскадры британского адмирала Джона Тови, охранявшей путь из Исландии в Мурманск. Британская подводная лодка Seawolf обнаружила немецкие корабли, но почти сразу связь была потеряна. Из переданного ей сообщения было неясно, какие корабли покинули Тронхейм и куда они направляются.

К полуночи отчет лежал на столе у ​​британского командующего Метрополитен-флотом адмирала сэра Джона Тови, находившегося в это время в 100 милях от PQ-12 с отрядом линкоров King George V и Duke of York, тяжелый крейсер «Слава», авианосец «Викториус» и группа эсминцев.

Эскадра во главе с линкором «Тирпиц» должна была скрытно подойти к пересечению путей двух союзных конвоев, один из которых (PQ-12) направлялся в Мурманск, а второй (QP-8) направлялся в берегов Исландии.

Немецкая разведка сработала хорошо: время и место встречи были рассчитаны точно. Вне всякого сомнения, Тирпиц пошел бы на конвои и устроил бойню, если бы не встреча с Ижорой.

7 марта 1942 г. в полдень эсминец Z-25 заметил задымление ˗ это советский лесовоз (капитан В.И. Белов), отставший от конвоя QP-8.

В бортовом журнале немецкого эсминца, сопровождавшего броненосец «Тирпиц», сухо описано открытие Ижоры:

«16:45. Отличная видимость. При температуре 10 градусов эсминец Ihn обнаружил сильный дымовой след. Это сразу же подтвердили эсминцы Schöman и Z-25. Эсминцы движутся на полной скорости в этом направлении. Вскоре становятся видны воронка и две мачты парохода, идущего на запад».

 «17:20. Пароход сообщает опознавательные сигналы: лесовоз Ижора, порт приписки Ленинград. Дедвейт 2815 тонн, они загружены».

17:25 Пароходу приказали остановить курс и запретили пользоваться радиосвязью. Перед его носовой частью был произведен предупредительный выстрел 37-мм снарядом. Пароход перестает двигаться. При этом немцы были настолько уверены, что изношенный пароход не посмеет нарушить этот запрет, что даже не включили свою станцию ​​радиопомех, которая могла мешать радиопереговорам. Однако «Ижора» не только вышла в эфир, предупредив всех о надвигающейся опасности, но и открыла огонь из своей единственной 37-мм пушки.

Ижора не имела ни малейшего шанса отбиться, помощи ждать было неоткуда — английская эскадра была далеко. Без сомнения, ижорские моряки это прекрасно понимали. Дальнейшее должно было быть для них очевидным – либо плен, либо смерть в случае отказа подчиниться приказу немцев. На борту лесовоза находилось тридцать четыре члена экипажа, чей подвиг навсегда останется в истории. Никогда не узнать, что в этот момент происходило на борту «Ижоры», но грузовое судно продолжило курс и начало вещание. ..

 

«17:25 вечера. …Люди видели у ее кормовой пушки. Оружие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму «РР» с указанием их точного местонахождения…».

Бортовой журнал Фридриха Ина

По приказу Мастера Белова радист вышел в эфир с радиограммой: «Gunned Gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora». Местонахождение немецкой эскадры было раскрыто британским войскам. Таким образом, капитан Ижоры Василий Белов успел предупредить союзников о нападении кораблей противника.

Неравный бой длился недолго. Не опасаясь ответного огня, эсминцы вели огонь почти в упор, то есть без промаха, но ни через 5 минут, ни через 10, ни через полчаса «Ижора», хотя и изуродованная снарядами, не пошла ко дну. Радиопередача прекратилась, так как радиорубка была разбита, а радист погиб, но теперь издалека был виден дым от горящего корабля, что демаскировало гитлеровцев.

 

Немецкий историк Бернард Гомм в своей книге «Война на море 1939-45», подсчитал, что по грузовому судну, помимо 2 торпед и 2 глубинных бомб, было произведено 11 выстрелов из 150-мм орудий, 43 выстрела из 127-мм орудий, 82 выстрела из 37-мм орудий. Ижора успела произвести несколько выстрелов, которые, однако, не причинили противнику никакого вреда.

На Ижоре был сильный пожар, но она упорно держалась на плаву, несмотря даже на две торпеды, выпущенные противником. Пылающая Ижора, нагруженная русским лесом, упорно держалась на поверхности воды. «Тирпиц» в бойне не участвовал, ее командир Карл Топп воскликнул: «Тирпиц золотом не стреляет!» Его беспокоило радиосообщение с советского парохода, посланное перед самым его затоплением, а также огромные клубы дыма и пара, поднявшиеся в небо и выдавшие местонахождение эскадры.

Последним аккордом беспощадной бойни стали две глубинные бомбы, сброшенные немецким эсминцем под борт Ижоры. Фридрих Ин подошел к Ижоре и сбросил глубинные бомбы, установленные на минимальную глубину подрыва. В 18:13 «Ижора» пошла на дно, героически простояв против линкора и трех эсминцев почти час.

 

Ill. Торпедирование парохода «Ижора» немецким эсминцем Z14

Подвиг «Ижоры», экипаж которого погиб, но не сдался врагу, не прошел даром: оба конвоя — PQ-12 и QP-8 — получили радиограммы лесовоза. Радиосигнал был принят британским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12. Это обстоятельство помогло конвою избежать столкновения с «Тирпицем» и спасло его от разгрома. Конвой QP-8 тоже уцелел. Кроме того, сигнал «Ижоры» приняла и британская эскадра адмирала Тови, охотившаяся за «Тирпицем». Англичане послали авианосец на перехват немецкой эскадры. Потеряв эффект внезапности по сигналу Ижоры, «Тирпиц» был вынужден развернуться и вернуться на свою базу в Норвегии. Позднее линкор атаковали британские бомбардировщики-торпедоносцы, и хотя ни одна из 24 торпед не попала в цель, действовать «Тирпицу» в таких условиях было рискованно. Так и не решившись выйти в море, в конце концов она была уничтожена ударами британских подводных лодок и самолетов у своего причала в Норвежском фьорде.

Так, 7 марта 1942 года русские моряки ценой своих жизней спасли два конвоя, которые целенаправленно собирался уничтожить мощнейший линкор «Тирпиц». Единственный оставшийся в живых член экипажа «Ижоры» старший офицер Адаев попал в плен и впоследствии погиб в немецком концлагере.

Много лет спустя известный русский писатель Валентин Пикуль написал о подвиге Ижоры в своем знаменитом романе «Реквием по Каравану PQ-17», завещав всем: «Помните, люди, эту Ижору!

Состав экипажа лесовоза «Ижора»:

  1. Белов Василий Васильевич, 1895 г.р., капитан корабля;
  2. Адаев Николай Николаевич, 1905 г.р., старший помощник;
  3. Корольков Леонид Михайлович, 1909 г.р., второй офицер;
  4. Осипенко Иван Иванович, 1906 г.р., заместитель помощника капитана;
  5. Шерстнев Фёдор Михайлович, 1916 г.р., 3-й офицер;
  6. Петров Михаил Николаевич, 1910 г.р., главный инженер;
  7. Леонид Стрекер, 1912 г.р., второй инженер;
  8. Греков Константин Николаевич, 1903 г.р., третий инженер;
  9. Гусаров Николай Николаевич, 1908 г.р., радист;
  10. Смуров Владимир Владимирович, 1918 г.р., боцман;
  11. Митин Василий Николаевич, 1915 г.р., плотник;
  12. Горьков Николай Николаевич, 1914 г. р., матрос матросский;
  13. Марков Михаил Михайлович, 1915 г.р., квалифицированный моряк;
  14. в/ч
  15. Антропов Александр Николаевич, 1914 г.р., рядовой моряк;
  16. Шумков Юрий Михайлович, 1925 г.р., рядовой моряк;
  17. Макарычев Алексей Николаевич, 1925 г.р., рядовой моряк;
  18. Поступинский Сергей Николаевич, 1910 г.р., старший машинист;
  19. Веденеев Фёдор Михайлович, 1917 г.р., машинист;
  20. Борис Федоров, 1916 г.р., машинист;
  21. Давыдов Петр, 1910 г.р., угольщик;
  22. Капитонов Егор, 1897 г.р., угольщик;
  23. Киричук Иван Иванович, 1909 г.р., угольщик;
  24. Куропцев Григорий Николаевич, 19 г.р.11 — углевоз;
  25. Пантелеев Петр Петрович, 1923 г.р., угольщик;
  26. Митрошин Александр Николаевич, 1923 г.р., угольщик;
  27. Григорий Мохин, 1908 г.р., угольщик;
  28. Свищев Дмитрий, 1910 г.р., угольщик;
  29. Чирков Захар, 1910 г.р., угольщик;
  30. Сергей Тимофеев, 1916 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *