Биография сергия радонежского кратко: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов

Содержание

Преподобный Сергий Радонежский житие кратко.

Сергий Радонежский житие кратко

В Москве, в знаменитой Третьяковской галерее, висит большая картина. На вершине пригорка стоит белокурый мальчик. На вид ему лет семь-восемь, не больше. На руке у него висит кнутик, пальцы молитвенно сложены. Рубашка с красным воротом перекликается своей белизной с тоненькой березкой, растущей невдалеке. Да и сам мальчишечка похож на эту березку — тоненький, хрупкий, гибкий. Широко распахнутыми глазами он смотрит на стоящего перед ним монаха. Лицо одетого в черное старца закрывает капюшон-клобук; из-под него видна только седая борода. На заднем плане церковка, а еще дальше бескрайние, полные прозрачного хрустального воздуха русские просторы. В руках монаха крошечный ларчик.

​Еще мгновение, и он достанет оттуда кусочек церковного хлеба — просфоры — и даст его отроку. Картину эту написал в конце XIX века замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Называется она «Святое видение отроку Варфоломею» и рассказывает о чуде, которое случилось в юности великого русского святого подвижника Сергия Радонежского.

Рождение Сергия Радонежского

Древние русские летописи говорят, что Сергий Радонежский, до пострига носивший имя Варфоломей, появился на свет в первой четверти XIV века в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

Вместе со старшим братом Стефаном и младшим — Петром под приглядом местного дьячка он постигал грамоту, однако буквы священных библейских текстов никак не складывались у него в слова. Варфоломей печалился и страдал, ибо мила его сердцу была и горячая молитва, и святые образа в церкви. В это время и повстречал он старца-странника, который помолился за отрока и дал ему кусочек просфоры. То ли эта неожиданная встреча с божьим человеком, то ли совершенное им священное действо так повлияли на мальчика, но случилось чудо.

Словно пелена спала с его ума, и в тот же день он громко и ясно читал у домашних икон псалтырь — одну из книг Библии. Старец же предрек его родителям, что «…велик будет сын ваш перед Богом и людьми». При тех чудных словах вспомнилось матери Варфоломея, как еще до рождения сына стояла она в церкви, и трижды детский голос перекрыл слова певчих. Еще тогда показалось ей — это особый знак свыше о том, что жизнь ребенка, которого она носила под сердцем, будет связана со Святой Троицей.

Переселение на Радонеж

Так оно и вышло. Варфоломей подрастал в тяжелое для Ростова, да и для всей Руси время. Еще памятно было жестокое разорение города монголами. Тяжелой данью придавили они русичей, не давали вздохнуть, вольно расправить плечи. Но не только от монгольского ига страдали ростовчане.

В Москве власть забрал Иван Калита, который, выдав дочь за ростовского князя, стал вмешиваться в его дела. Прислал в Ростов своих вельмож, которые хуже татар тянули из людей последнее. Беднел город, а с ним хирели и соседние села. Не от хорошей жизни пришлось родителям Варфоломея в 1328 году покинуть насиженные родные места и тронуться на новое жительство — на Радонеж, в глухой лесной угол, куда еще не добрались алчные поборники.

Глядя на разорение и бесправие людское, Варфоломей мечтал об уединенной жизни, в которой он один будет трудиться перед Богом, творить ему тихую свою молитву и прославлять его каждодневными трудами отшельника. От этой мечты его удерживал до поры лишь сыновний долг. Братья Стефан и Петр были уже женаты и жили своим хозяйством. Кто кроме него позаботится о стареющих родителях? Варфоломей был рядом с ними до конца их жизни.

Уединение на берегу реки Кончуры

После смерти родителей он уступил брату Петру свою часть наследства и отправился в окрестные леса, искать места для пустынного житья. Рядом с ним был и его брат Стефан. Жена его недавно скончалась, и тоскующий по ней вдовец хотел облегчить свое горе жизнью отшельника. Местом своего уединенного поселения братья избрали холм Маковец, что на берегу реки Кончуры. Здесь, посреди глухого Радонежского бора, срубили они маленькую церковь во славу Пресвятой Троицы.

Легка и тяжела жизнь лесного отшельника. Легка, ибо нет рядом несправедливости и горя, лишь молчание векового бора кругом. Тяжела, поскольку нет помощи людской в делах и молитвах ежедневных; кроху тепла и скудное пропитание — все приходится добывать своими руками. Варфоломею тяготы в радость — каждое дело свое творит он без устали и во славу Божию. Однако годы Стефана дают себя знать, жизнь аскета для него оказалась слишком тяжела. Пришлось ему со временем покинуть брата и уехать в московский Богоявленский монастырь. Так Варфоломей остался в лесу совсем один.

Возникновение монастыря вокруг отшельника Сергия Радонежского

Жил он так тихо и светло, что вскоре лесное зверье перестало пугаться этого удивительного человека. Кажется, Варфоломей стал понимать бессловесный язык животных, которые стали его бесхитростными соседями.

Летописи говорят, что к Варфоломею приходил даже косолапый лесной великан — медведь, с которым святой делил и скудную свою пищу, и ласковое доброе слово. За годы уединенной жизни Варфоломей утвердился в правильности пути отшельника и принял постриг — стал монахом и взял себе монашеское имя Сергий.

Вскоре об удивительном отшельнике Сергии Радонежском пошла людская молва. На Маковец потянулись монахи, желавшие, как и он, тихой уединенной жизни вдали от мирской суеты. Так вокруг подвижника возникла скромная обитель. Поначалу монахов было лишь двенадцать — по числу святых библейских апостолов. Лишь с большим трудом удалось им уговорить Сергия стать игуменом — принять над ними старшинство.

Правила общежития он установил суровые — настрого запретил просить милостыню и велел жить только плодами своих трудов. Пример подавал сам — с утра до вечера хлопотал по хозяйству: колол дрова, таскал бревна, носил для братии из источника воду в ведрах, пек просфоры и варил квас, сам шил одежду и обувь, успевая при этом творить молитвы и катать восковые свечи для церкви. Говорят, что крестьяне, приходившие взглянуть на великого подвижника, не сразу узнавали его в оборванном старике, смиренно копающем грядки.

Между тем поселение отшельников разрасталось и со временем превратилось в небольшой монастырь. Вокруг стали селиться крестьяне, появились возделываемые поля, сенокосы, пасеки. Так убегавший от несправедливого темного мира Сергий подвижничеством своим стал творить вокруг себя жизнь иную, светлую. В своем монастыре Сергий ввел правила общего жития. По ним все монахи в стенах его монастыря были равны меж собой, носили одинаковую одежду и питались из общего котла. Своим примером они являли людям общину тружеников, каждый из которых радел об общем благе и творил святую молитву во славу Господа.

По примеру Троицкого монастыря на Маковце ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. Более сорока монастырей так возникло в то время на Руси. А вблизи монастырских строений начинали селиться люди.

Сергий Радонежский в объединении Руси

Своими тихими и мудрыми словами Сергий Радонежский примирял враждующих меж собой русских князей, уговаривал их добровольно подчиниться великому князю московскому. Слово праведника оказывалось сильнее оружия.

Во многом благодаря усилиям Сергия Радонежского перед Куликовской битвой все русские воины объединились под началом Дмитрия Донского.

Сам Дмитрий Иоаннович перед решающим сражением приехал на Маковец к Сергию, молился вместе с ним и получил его благословение. Нарушив ради спасения Родины от ее врагов монашеский обет не брать в руки оружия, Сергий отправил с полководцем двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. По легенде, оба они пали в битве, которая закончилась славной победой над войском Мамая в день Рождества Богородицы. Древние тексты рассказывают, что Пречистая Дева однажды сама явилась Сергию в сиянии света, услышав его молитвы об учениках и созданной им обители.

Смерть Сергия Радонежского

Кончина преподобного Сергия Радонежского знаменовала собой конец целого этапа в истории Русской Церкви и Русского государства.

25 сентября 1392 года отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Через шестьдесят лет он был причислен к лику святых Русских.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни строчки рукописных поучений. В отличие от многих других христианских святых, житие Сергия не поражает чудесами — событиями, которые многие современные люди сочли бы невероятными. В его жизни был лишь каждодневный труд, любовь к людям и радение за родной край.

«Игуменом всея Руси» называли его. Георгий Федотов в «Святых Древней Руси» пишет о нем:

«От мистики до политики огромный шаг, но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свое духовное благо для братьев своих, для русской земли. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя… Преподобный Сергий, в еще большей мере, чем Феодосий Печерский, представляется нам выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте».

Возможно именно поэтому и жизненный путь Сергия Радонежского, полный «чистоты душевной и любви нелицемерной», остается для множества людей ярким путеводным маяком.


Житие и биография Сергия Радонежского краткое содержание биографии для детей (жизнь и творчество)

  • Краткие биографии
  • /
  • Сергий Радонежский

3 мая 1314 года у Кирилла и Марии в Ростовской области появился на свет сын. Первое чудо произошло до рождения мальчика. В один из дней Мария, будучи беременной, пошла в храм. Во время богослужения, малыш, находящийся в животе матери три раза закричал. Через сорок дней после рождения, его окрестили и назвали Варфоломеем. Мать с отцом поведали священнослужителю о крике сына из утробы. На что духовник ответил, что отрок в будущем станет служить Святой Троице.

Когда мальчик вырос, он стал учиться грамоте, но обучение ему давалось с трудом. В один из дней Варфоломей повстречал священника и поведал духовнику о трудностях с обучением и попросил его помощи. Священник дал ему кусок просфоры и сказал, что теперь Варфоломей будет читать хорошо. Священник пошёл в храм и стал молиться, а Варфоломею сказал читать песнопение. Чудом он стал читать на много лучше, чем раньше. Спустя время Варфоломей стал поститься и читать молитвы.

Спустя некоторое время семья Варфоломея переехала в город Радонеж. Отрок изъявил желание стать монахом, но родители попросили его, чтобы он дождался, когда они умрут. Кирилл и Мария ушли в монастыри и там умерли. Наследство, доставшееся от отца, Варфоломей передал младшему брату Петру, а старший брат Стефан ушел в монахи. Варфоломей принял решение уйти в лес и построить там церковь и позвал с собой своего брата Стефана. Они нашли в чаще безлюдное место, возвели не большую хижину и построили там храм, который был освящен митрополитом Киевским во имя Святой Троицы. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в монахи и назвал его Сергием. В это время ему было около 20 лет.

Однажды во время молитвы произошло чудо, стены в церкви разошлись, и в нее ступил сам сатана, он велел Сергию покинуть храм и пугал его. Но Сергий изгнал его своей молитвой. Спустя время другие монахи поселились рядом с Сергием. Каждый возвел хижину. Когда монахов стало 12, вокруг хижин построили ограду. Когда игумен Митрофан скончался Сергий с монахами пошёл к епископу, за новым наставником. Епископ наказал самому Сергию быть игуменом. Сергий дал свое согласие.

Первое время к церкви не было хорошей дороги. Спустя время люди стали строить свои дома по близости, которые разрослись в села. Монахи проявляли недовольство, что рядом нет воды. Святой Сергий долго молился и вблизи появился источник, вода которого исцеляла. Возле реки Волги проживал сановник, которого мучил бес. Преподобный Сергий прогнал дьявола. С того времени большое количество мирян стали посещать святого. Перед битвой с ордынским князем Мамаем, князь Дмитрий попросил благословения у Сергия и победил. Впоследствии в честь этого был возведен Успенский монастырь.

Свою кончину святой Сергий предсказал за 6 месяцев и передал игуменство ученику Никону. Сергий Радонежский отошел в мир иной 25 сентября 1392 года, прожив 78 лет. Сергий хотел, чтобы его похоронили за пределами церкви, рядом с остальными монахами. Но митрополит Киприан дал свое благословение, чтобы Сергия положили с правой стороны в церкви. Огромное количество людей в день похорон пришло попрощаться со святым Сергием Радонежским.

Биография и житие Сергия Радонежского кратко для детей 2, 4 класса

Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.

Мария, нося ребенка в утробе, вела праведный образ жизни. Она строго соблюдала все посты и молилась. Еще тогда она решила, что если на свет появится мальчик, то посвятит его службе господней. И, как предзнаменование будущего ребенка, произошло, однажды, чудо в храме во время молитвы Марии. Ребенок трижды прокричал из чрева матери. Священником было это истолковано так, что он вырастет служителем Святой Троицы.

После рождения, на сороковой день от роду, младенец был крещен. Имя дали ему Варфоломей. Были у него и еще два брата – Петр и Стефан.

Мальчик рос. Пришло ему время обучаться грамоте. Братьям его эта наука давалась легко, а Варфоломею с большим трудом. Он очень сильно переживал из-за этого.

Однажды, по просьбе отца, отправился Варфоломей на поиски лошадей. И по дороге встретил мальчик в поле святого старца. Рассказал он ему о своих трудностях в обучении и попросил помолиться за него. В ответ на это старец дал юнцу кусочек просфоры и сказал, что будет знать он отныне грамоту очень хорошо.

Варфоломей пригласил старца в дом к своим родителям. Он не отказался. А мальчику с тех пор все науки стали легко даваться.

Прошло несколько лет и Варфоломей стал строго соблюдать все посты и читать молитвы, готовя себя к службе Всевышнему. Перечитал он не мало книг святых.

Вскоре, он вместе со всей семьей переселился в земли Ростовские, в Радонеж. Переезд был связан с бесчинствами в Твери московского воеводы. Поселилось семейство подле местной церкви.

Братья Варфоломея нашли себе жен. А он стремился к богослужению. Попросил он отца с матерью благословить его на это. На что родители попросили его дождаться, покуда они закончат свой земной путь, а после уже и посвящать себя Господу.

Через какое-то время ушли они в монастыри. И там настигла их смерть. К этому времени, у Стефана умерла жена и он тоже нашел себе приют в монастырской келье. Наследство родителей отдал Варфоломей все другому своему брату – Петру.

Позвал он Стефана на поиски подходящего места для строения обители. И выстроили они с ним на пустыре небольшую церквушку, освятив ее во имя Святой Троицы. Через какое-то время брат покинул Варфоломея. Тяжелой оказалась для него жизнь на лоне природы. Ушел он в московский монастырь. Там стал он игуменом.

А Варфоломей попросил старца Митрофана постричь его в монахи. При постриге и принял он имя Сергий. Был он на то время чуть старше 20 лет.

И стал жить он в своей хижинке, усердно молясь. Искушали его бесы всячески, но Сергий был стоек. Не поддался на их соблазны, а изгонял их. Как-то раз посетил его сам сатана, но святой и его изгнал.

Навещали иногда Сергия монахи. А со временем, некоторые стали и селиться там вместе с ним. Церквушка стала расстраиваться.

После смерти игумена, по настоянию епископа Афанасия, Сергий принял этот святой сан.

Творил святой много чудес разных. По молитве Сергия возник родник неподалеку от основанной им церкви. Мог он и больного исцелить, и умершего воскресить. И стали приходить к нему за помощью люди страждущие.

Однажды, было Сергию видение, что будет его церковь приютом для нищих и странников и будет полна она народа.

Вернулся в церковь и брат Стефан. Но, как-то раз, Сергий, обидевшись на него, покинул обитель. Построили он себе келью на реке Киржач. Но пришли туда к нему иноки из церкви Святой Троицы.

Через какое-то время святой вернулся назад, оставив в новой обители игуменом одного из своих учеников.

Продолжил жизнь свою там Сергий. Продолжал творить он чудеса, исцелять больных. Приходили к нему за советами и благословением. Сам великий князь московский Дмитрий посетил святого, прежде чем пойти на битву с Ордой, произошедшей на Куликовом поле. Получив на нее благословение Сергия, князь спокойно повел свое войско в бой.

Сергий не только молился и исцелял людей. Много он работал на благо своего монастыря. Постепенно, стала его обитель и приютом для страждущих, что было ему предсказано в видении.

25 сентября 1392 года Сергий Радонежский скончался. Оставил он после себя игуменом ученика своего Никона. Сергий положил начало пустынной монашеской жизни.

Какие чудеса с ним происходили

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями, наш герой был вторым ребенком. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении.

И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца мальчик отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника.

Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей. Там старец и сказал, что после его ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Слова старца сбылись.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в селе Варницы недалеко от Ростова 3 мая 1319 года, Его называют — Варфоломей. Кирилл и Мария, родители будущего святого, принадлежали к боярам. Кроме Варфоломея у них родились еще двое мальчиков Петр и Стефан.

По легенде Мария пошла в церковь и во время исполнения молитвы ее ребенок из чрева издает громкий крик. Будучи во младенческом возрасте он удивляет всех, тем что в среду и пятницу не пьет молоко матери, а если Мария в другие дни кушала мясо, то он также не употреблял в этот день молоко от ее груди. И матери Варфоломея впоследствии пришлось не употреблять мясную пищу.

В семилетнем возрасте вместе с братьями его отправляют на учебу, но грамота ему тяжело дается. Варфоломей очень желал научиться писать и читать. После его непрестанных молитв об даровании ему понимания грамоты, он встречает старца, которого просит помочь в его беде. Старец благославляет отрока и говорит, что отныне ты будешь все разуметь, даже лучше чем твои братья. И с этого дня Варфоломей удивительным способом стал понимать грамоту.

Мальчику были интересны книги о жизни святых. Прочтя их Варфоломею приходит вдохновение в установленные дни держать строжайший пост с отказом от пищи, а в оставшиеся дни употреблять в пищу исключительно хлеб и воду, а также все ночи посвящает усердной молитве.

В 1328 года Варфоломей с семьей переезжает в Радонеж. И в возрасте 12 лет он решает принять обет монашества, но родители ставят условие, что это произойдет только после того как они умрут, так как Петр и Стефан обзавелись семьями, а он остается их оставшейся опорой. Этого ждать долго не пришлось Кирилл и Мария умерают, а перед кончиной, по традиции, принимают постриг в иноки и схимничество.

После их смерти Варфоломей направляется в Хотьково-Покровский монастырь, где брат Стефан, после кончины своей жены принял постриг. Желая осуществить строжайший монашеский подвиг, братья у реки Кончуры основывают обитель. И Варфоломей прямо в Радонежском бору возводит церквушку в честь Святой Троицы. Его брат не смог выдержать строжайшей отшельнической дисциплины и уходит.

В 1337 году Варфоломей получает посвящение в монахи от игумена отца Митрофана и нарекается в честь великомученика Сергия. Прошло время и к нему начали приезжать другие монахи и иноки, образовывая обитель в последствии ставшей Троице-Сергеевой Лаврой. Община росла — и вокруг нее начали обосновываться труженики и крестьяне.

Отец Сергий отличался особой любовью к труду и возвел своими руками некоторые кельи, а также выполнял всю хозяйственную работу в обители. Труд он соединял с непрестанною молитвою и постом. Монахи часто удивлялись, как их преподобный все время тяжело работает и постится, но здоровье не ухудшается, а на оборот.

В 1354 годы преподнобного Сергия возводят в сан иегумена. Слава о нем распространяется и Филофей, будучи патриархом, передает ему некоторые дары с пожеланием дальнейших духовных подвигов. По патриаршему наставлению в монастыре вводится общинно-жительный строй. Он предполагал равенство в имуществе, носить такую же одежду и обувь как у всех, питаться из общего котла и повиноваться иегумену и признанным старцам.

Кроме Троицко — Сергиевой обители преподобный основывает и другие монастыри, где вводит общинно-жительный устав. Вот некоторые из них:

  • Высоцкий монастырь в Серпухове
  • Благовещенский монастырь в городе Кержач
  • Георгиевский монастырь, расположенный на реке Клязьме
  • Старо-Голутвин близ Коломны

А последователи Сергия преподобного основывают в дальнейшем приблизительно 40 монастырей на родной земле.

Сергий Радонежский приобрел и славу миротворца, что имело важное значение в Куликовской битве. Дмитрий Донской перед баталиями получает благословение старца. Сергий предрекает небывалый разгром войска татар . И нарушая принятые каноны, напрявляет вместе с князем двух иноков. И в святой день рождества Богородицы русское войско побеждает.

На протяжении всего своего жизненного пути преподобный Сергий видел различные мистические видения.

И близко к своей смерти он передает иегуменство и наставления близкому ученику Никону и отрекается от земного. Скончался святой Сергий Радонежский осенью 1392 года.

4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Предыдущая
БиографииКраткая биография Шолохова интересные факты и творчесвто Михаила Александровича

Следующая

БиографииДиджей Грув (Dj Groove) краткая биография диджея

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.

Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.

Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.

В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».

Как Сергий Радонежский стал игуменом

Со временем Сергий стал известен другим инокам, которые стали искать его руководства, и приходить в обитель. Так она превратилась в братство, а сам Сергий стал ее игуменом.

Святой Сергий поражал своих учеников трудолюбием и смирением: сам строил кельи, готовил пищу на всех, шил одежду, рубил дрова и носил воду. Несмотря на тяжелую работу и практический постоянный пост, его здоровье не только не ухудшалось, но становилось еще лучше.

Слава о религиозных подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму, и благословил на новые подвиги. Также он советовал Сергию устроить общежительный монастырь.

В итоге в обители стал строгий уклад общежития, а затем Сергия основал новый монастырь с таким же укладом в Киржаче, где оставил во главе одного из своих учеников.

Как Сергий Радонежский стал монахом

После смерти родителей Сергий с одним из своих братьев ушел в отшельничество или пустынножительство в лес. Сначала у них в лесу была только келья, а чуть позже они поставили маленькую церковь, которую освятили во Имя Пресвятой Троицы.

Брат Сергия не выдержал трудностей пустынножительства и ушел в Московский Богоявленский монастырь.

В возрасте 23 лет, 7 октября 1337 года, Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана и взял имя святого мученика Сергия.

Сергий Радонежский житие его кратко. Краткая биография Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский. гибель

Не все знают, кто такой Сергей Радонежский, его жизнь и подвиги. Кратко узнать об этом помогут древние хроники. Согласно им, великий чудотворец родился в начале мая 1314 года. Известно и время его смерти — 25 сентября 1392 года. О том, чем знаменит Сергей Радонежский, можно узнать, изучив его биографию.

Сергей Радонежский: краткая биография:

Согласно древним хроникам, чудотворец стал основателем нескольких монастырей. До сих пор известно одно из самых известных его творений — Свято-Троицкий монастырь, расположенный под Москвой.

Сергей Радонежский, или как его раньше называли Варфоломей, отставал от сверстников в изучении наук. Ему была ближе тема Священного Писания. В возрасте четырнадцати лет он с семьей переехал жить в Радонеж. Там он основал первую церковь, названную Троице-Сергиевым монастырем.

Через несколько лет чудотворец решает стать игуменом. С тех пор ему дали новое имя — Сергей. После этого он стал уважаемым человеком в народе. Они пришли к нему, чтобы он благословил перед битвой и помог в примирении.

Кроме Троице-Сергиевой он создал более пяти церквей. Скончался Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года. До сих пор православные люди отмечают эту дату как день памяти великого чудотворца.

Некоторые интересные факты

Известно несколько интересных фактов о Сергее Радонежском:

  • Будучи беременной, мать чудотворца пошла в храм. Во время молитвы ее младенец в утробе матери трижды вскрикнул. Каждый раз громкость плача увеличивалась;
  • По словам источников, Сергий Радонежский помогал монахам. Они были вынуждены преодолевать большие расстояния за водой. Монах нашел несколько капель, оставшихся от дождя, и помолился над ними. Через некоторое время появился источник воды;
  • Чудотворец помогал и простым людям. К нему обратился местный житель с просьбой спасти его больного сына. Мальчик умер после того, как его привезли к Сергею Радонежскому. Но пока отец ходил за гробом, он невероятно оживал;
  • Монах неизменно помогал каждому, кто нуждался в его поддержке. Известно, что он исцелил бесноватого вельможу, лечил больных от бессонницы и слепоты;
  • Чудотворец оказал помощь в примирении и спасении от долгов.

По этому поводу в 2014 году давал интервью Патриарх Кирилл. По его словам, Сергей Радонежский обладал незаурядными способностями. Он мог влиять на законы природы и приближать человека к Богу. Историк Ключевский утверждал, что чудотворец смог поднять дух народа.

Жизнь Сергея Радонежского

Через 50 лет после смерти основателя успешных храмов было написано житие. Рассказ о великом чудотворце написал его ученик Епифаний Премудрый. Она вызвала интерес народа, а через несколько лет получила статус ценного источника Московской Руси.

Первая жизнь написана на основе сочинений Эпифани. Ученик был высокоразвитым и образованным. Из публикации несложно догадаться, что он любил путешествовать и бывал в таких местах, как Иерусалим и Константинополь. Он был вынужден несколько лет жить со своими наставниками. Сергей Радонежский выделял своего ученика за необычный склад ума.

К 1380 году Епифаний уже стал опытным летописцем с отличной грамотностью.

После смерти чудотворца ученик начал писать о нем интересные факты и доносить их до людей. Он сделал это по нескольким причинам. Больше всего он уважал работу своего наставника. Его обидело, что спустя столько лет после его смерти о нем не было опубликовано ни одного рассказа. Инициативу написать житие Епифаний взял на себя.

Мудрый ученик тоже верил, что его рассказы помогут донести до людей ценность жизни, научат верить в себя и справляться с трудностями.

Где сейчас мощи святого?

Через 30 лет после смерти Сергия Радонежского, а именно в 1422 году, были обретены его мощи. Это событие произошло под руководством Пахомия Лагофета. По его словам, несмотря на столь долгий срок, тело чудотворца сохранилось целым и светлым. Даже его одежда осталась нетронутой. Его мощи были перенесены только дважды, чтобы сохранить их и спасти от огня.

Впервые это произошло в 1709 году, а затем повторилось в 1746 году. Третий и последний раз мощи были перевезены в 1812 году во время войны с Наполеоном.

Вскрытие могилы состоялось в 1919 году по распоряжению Советского правительства. Это было сделано в присутствии государственной комиссии. По словам Павла Флоренского, человека, у которого производилось вскрытие, голова Сергея Радонежского была отделена от тела и заменена головой, принадлежавшей князю Трубецкому.

Мощи чудотворца стали экспонатом музея и находятся в Троице-Сергиевой Лавре .

Сергей Радонежский и живопись

При жизни Сергея Радонежского и на несколько столетий после его смерти был введен запрет на искусство. Она могла быть подарена народу только в виде икон. Впервые русская живопись появилась только в 18 веке.

Художнику Нестерову удалось изобразить образ чудотворца. В 1889 г.он завершил свою картину под названием «Пустырник». Сергей Радонежский был для артиста кумиром с ранних лет. Святой почитался своими родственниками, для них он был образом чистоты и непорочности. Взрослый Нестеров создал цикл картин, посвященных великому чудотворцу.

Благодаря картинам, житиям и летописям каждый современный человек может узнать о том, кем был Сергий Радонежский, его жизнь и подвиги. Кратко изучить его жизнь невозможно. Это был совершенно уникальный человек с чистой душой, искренностью и бескорыстием, направленным на помощь другим людям.

По сей день люди ходят в храмы, молятся перед иконой Сергия Радонежского и его мощами. Каждый человек искренне верит, что он поможет им разрешить трудную жизненную ситуацию.

Видео о Святом Чудотворце

В этом видео отец Михаил расскажет о жизни и подвигах Сергия Радонежского:

Портал «Православие и мир» проводит конкурс на лучший рассказ-личный рассказ «Преподобный Сергий в жизни моей». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал.

«Дом Живоначальной Троицы всегда был и признается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, является «особым хранителем и помощником царства нашего Русского», как Царь Иоанн и Петр Алексеевич говорили о нем в 1689 году, особом покровителе, хранителе и вожде русского народа, может быть, правильнее было бы сказать — ангел-хранитель России.

«Троице-Сергиева Лавра и Россия»

Священник Павел Флоренский

У каждого человека на свете есть сердце. Даже Кощей. Хотя он лежал где-то в сундуке под замком в сундуке. Если нет сердца, то о человеке так и говорят — бессердечный. Это почти как смерть, только хуже. Мертвые лежат там и никому особого вреда не причиняют. А бессердечные ходят по земле и обижают других, ругают и злословят. А заодно и себя оправдывают: раз нет сердца, то откуда им знать, что они делают другим больно?

Наоборот, им кажется, что это все, что они должны делать — хвалить себя, ругать других и делать все, что они хотят. Но, к счастью, хороших людей на свете все же больше.

Сердце есть не только у людей. У городов, народов и даже целых государств есть сердце. Сердце города – его храм. Где бы ни появлялся город, в нем обязательно строился храм. И на все праздники туда ходили. И все самые важные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победа, и урожай праздновались в храме. Есть ли поводы для радости в сердце?

Где сердце человека, там его мысли и его дела. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Вот что об этом говорит Евангелие. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. И это сердце православное. Это означает того, кто верит в Бога единственно правильной верой, предписанной самим Богом. Вот почему она называется Православной Верой. Вера, которая справедливо прославляет Бога.

Что в сокровищницу сердца вложишь, то и получишь: золото положи — золото и возьми, положи медь — медь и возьми, — сказал когда-то наш святой Феофан Затворник. В сокровищнице русского сердца лежит истинная вера в Святую Троицу.

Сердце нашей страны – Троице-Сергиева Лавра. Отсюда, из радонежских лесов, вышла великая православная страна Россия. Москва — голова. Есть наш президент и наше правительство. Они сидят весь день и думают о том, как нам жить лучше. В голову приходят разные мысли – и плохие, и хорошие.

И только сердце может распознать, кого слушать, а кого нет. А то иногда думаешь что-то красивое выглядит, а на деле оказывается полной чушью.

Например, пришла в голову идея вместо трех килограммов картошки купить три килограмма конфет и угостить всех друзей во дворе. Вроде хорошая идея. И вашим друзьям он точно понравится. Но сердце тебе подскажет: нет, брат, сладости для друзей, конечно, хороши, но папина картошка на обед все же лучше.

Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, не было бы вообще никакой России. И было бы много мелких слабых княжеств, которые никто и никогда не учитывает. А кто хочет считаться со слабаками, которые толком за себя постоять не могут? Что хочешь с ними, делай что хочешь, бери велосипед, а если хочешь мяч.

В те древние смутные времена слабые княжества тут же захватывались врагами и устанавливали там свои порядки. Они заставляли местных жителей работать на себя и отбирали у них все. А сами жили в отборных домах, и только на пол плевали.

Что это такое? Все равно не им убираться.

То же самое враги хотели сделать и с Русью — русские князья жили сами по себе, и их было легко взять в плен. Но среди них был один московский князь Димитрий, не желавший захвата Руси. Наоборот, он хотел, чтобы все на нашей стороне жили свободно. Но соседние князья не слушали его, а только ругались и спорили. И не было никого, кто мог бы просветить их. Они принцы.

Монголы воспользовались этим и захватили русские княжества. В отличие от русских они жили дружно и, если что, сразу объединились. И когда они собирались вместе, против них не могли устоять не только княжества, ни одно царство — настолько они были организованы и жестоки. Монголы захватили русские княжества и многие царства на Востоке и Западе. Пол мира было захвачено.

Почти триста лет жестокие монголы правили русской землей. Так продолжались бы эти безобразия и дальше, если бы преподобный Сергий Радонежский не родился на русской земле. Он был послушным и добрым, и решил посвятить свою жизнь Богу. С разрешения родителей вместе со старшим братом он ушел в лес, где построили церковь, и стал служить Богу.

Узнав об этом, к нему отовсюду стали стекаться люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь — Троице-Сергиева Лавра. Люди, которые жили в монастыре, назывались братией, потому что они были готовы друг для друга на все и жили как братья в согласии. А преподобный Сергий, которого братия избрала своим наместником за его святую жизнь, больше всех трудился и молился. Это в мире те, кто начальники, только командуют. Христиане, напротив, желающие быть первыми, служат другим и помогают, как Господь наш Иисус Христос служил и помогал всем.

Люди любили и уважали монаха за его кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приходить к нему за советом. Как ласковый отец, монах усадил их за один стол и примирил, чтобы они никогда не ссорились между собой, но между ними всегда были мир и согласие, как и подобает христианам.

В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять с Руси очередную дань и стал жечь русские города и села, грабя все на своем пути и беря людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Донской смело вышел ему навстречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда неприятельские войска сошлись на Куликовом поле, Дмитрий Донской пришел к преподобному Сергию просить о помощи.

Святой ждал его. Не успел князь и рта открыть, как преподобный Сергий сказал, что русские обязательно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят их земли от врагов. Преподобный отдал Дмитрию Донскому свой святой крест и послал с ним двух любимых иноков-учеников — Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахами, они ничего и никого не боялись, кроме Бога, и готовы были отдать жизнь свою за Русскую землю.

В день решающей битвы огромный и страшный воин Челубей вышел из монгольского войска против русских. Он размахивал своим огромным копьем и смеялся, уверенный в своей быстрой победе. Многих и многих он победил и лишил их жизни. Челубей был так свиреп, что его боялись даже собственные люди. С ним в бой пошел монах Пересвет. Он помолился и, перекрестившись, смело бросился на врага.

Соперники столкнулись прямо посреди поля. Удары копий были настолько сильными, что щиты треснули, и они насмерть врезались друг в друга. Огромный монгольский воин упал в траву, а русский витязь остался в седле. Верный конь привел его в русскую армию. Преподобный Пересвет умер за Родину, и ангелы унесли его душу на Небо. Нет более высокого подвига перед лицом Божиим, чем когда человек полагает свою душу за своих друзей.

Увидев, как повержен страшный монгол, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Бой продолжался весь день до поздней ночи, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков.

И уже ни у кого не было сомнений, во что нам, русским, верить и кому поклоняться.

О конкурсе

ПРИЗ за лучший рассказ 1 место — 3000 руб. , 2 место — 2000 руб.

Уважаемые читатели, примите участие в конкурсе и поделитесь с нами своей историей помощи преподобного!!!

Преподобный Сергий Радонежский вознесен Православной Церковью как великий подвижник земли русской и канонизирован за содеянное им при жизни, благодаря искренней и чистой вере в Бога, несмотря на тяготы, которые ему пришлось испытать .

Историки не могут определить точную дату рождения Сергия Радонежского, но сходятся на 3 мая 1314 или 1319 года, датах, которые упоминал его биограф Епифаний в своих трудах и других источниках. Русская Церковь буквально и традиционно считает его днем ​​рождения 3 мая 1314 года. Родился он в семье Кирилла и Марии, знатных бояр на службе у князя, в селе Варницы под Ростовом. Ребенок был уготован Богу еще до рождения, потому что во время визита беременной матери в церковь младенец в утробе трижды вскрикнул, и священник объявил родителям, что он будет служителем святой троицы.

При крещении ребенок получил имя Варфоломей и с первых дней жизни удивлял окружающих, стал шустрее — не пил молоко матери по средам и пятницам, не ел мяса на протяжении всей жизни. В семилетнем возрасте родители отправили его учиться, но письмо мальчику не отдали, и он очень переживал по этому поводу. Однажды он встретил странствующего старца, который молился и благословлял. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и начал углубленно изучать Библию и священные писания. Окружающие удивлялись его стойкости и воздержанию, нежеланию участвовать в общих играх, пристрастию к молитве и церкви, посту в пище.

В 1328 году сильно обедневшие родители Варфоломея были вынуждены переселиться в город Радонеж. Когда Стефан, его старший брат, женился, они приняли постриг и ушли в монастырь, где и умерли.

После смерти родителей Варфоломей сам ушел в Хотьково-Покровский монастырь, где уже приняли монашество его брат Стефан и его родители. Стремясь быть ближе к Богу, он оставил монастырь и устроил в десяти верстах от него небольшую деревянную церковь в служении Святой Троице. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой, полной лишений жизни, вскоре ушел и стал игуменом в Москве, в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею пришел игумен Митрофан, от которого он принял постриг и стал именоваться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. В церковь стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовался монастырь монахов, который в 1345 году окончательно состоялся как Троице-Сергиев монастырь.

Иноки монастыря милостыни не просили, а питались, по настоянию Сергия, собственным трудом, в чем он первый подал пример. Сам Сергий выполнял тяжелейшую работу своими руками, не требуя за это никаких денег. Однажды он помог старцу Даниле заколотить проход в келью за решетом с гнилым хлебом. Он работал не покладая рук, а братьев поддерживали и вдохновляли на преодоление трудностей. Весть о монастыре дошла до Вселенского патриарха Филофея в Константинополе, который прислал посольство с дарами и советами, а вскоре после этого Сергий принял общинное правило, этому примеру последовали многие храмы и монастыри по всей Русской земле.

Тихим и кротким словом Сергий мог примирить, по свидетельству современников, даже самых ярых врагов, как он примирил между собой враждующих русских князей, склонил его в подчинение великому князю Московскому. Он предсказал победу и благословил колеблющегося князя Дмитрия на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле, и это воодушевило становящуюся в то время Московскую Русь. В 1389 году его призвали закрепить духовно новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий Радонежский, краткая биография его представлена ​​во многих изданиях, а его учениками впоследствии было основано еще несколько монастырей и скитов, среди них Благовещенская церковь на Киржаче, Высоцкий монастырь, ул. 40.

Из-за образа жизни, чистоты помыслов и нравов, игумен Сергий почитался как святой, ему были доступны и чудеса, благодаря милости Божией он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил мальчика, умершего на руках у отца.

За полгода до своей кончины преподобный призвал к себе своих учеников и благословил преподобного Никона, достойнейшего из них, в игумении. Смерть наступила 25 сентября 1392г. и вскоре после этого Сергий Радонежский был канонизирован. Это произошло еще при жизни людей, знавших его, подобный случай больше не повторялся.

Спустя 30 лет, а точнее 5 июля 1422 года, были обретены его нетленные мощи (не разрушенные и не истлевшие кости), о чем свидетельствуют многочисленные свидетели и современники. Этот день почитается как день памяти святого. Впоследствии, в 1946 г. реликвии в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния были перенесены из музея в церковь, где до сих пор хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семилетнем возрасте родители отправили его учиться грамоте. Сначала мальчику дали очень плохое воспитание, но постепенно он изучал Священное Писание и увлекся церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Около 1328 года будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со своим старшим братом Стефаном отправился в безлюдные места. В лесу на горе Маковец построили небольшую Троицкую церковь.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг с именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, и на месте церкви образовался монастырь. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером монастыря.

Религиозная деятельность

Через несколько лет на этом месте образовался цветущий храм Сергия Радонежского, Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении монастыря, Вселенский Патриарх Филофей направил игумену грамоту, в которой воздал должное его деятельности. Преподобный Сергий был очень уважаемым человеком в княжеских кругах: благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Помимо Троице-Сергиева, за свою краткую биографию Радонеж основал еще несколько монастырей — Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронников и Симонов, Высоцкий.

Чествование памяти

Сергий Радонежский был канонизирован в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», главном первоисточнике биографии иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что при жизни преподобный Радонежский совершил много чудес и исцеления. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день кончины святого, верующие отмечают день его памяти.

Другие варианты биографии

  • Житие Сергия рассказывает, что Варфоломей научился грамоте благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, святитель Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и подвигах, в том числе ряда книг для детей . Биографию Сергия Радонежского изучают школьники 7-8 классов.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежа поможет лучше усвоить материал.

В средней и северной Руси преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, близ Ростова, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отправили учиться к двум его братьям — старшему Стефану и младшему Петру. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, познакомился со Священным Писанием и пристрастился к церковной и монашеской жизни.

Около 13.30 родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья обвенчались, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском Покровском монастыре Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа. Впоследствии в этом монастыре принял монашество и овдовевший старший брат Стефан.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил свою часть наследства женатому брату Петру.

Вместе со своим братом Стефаном уединился в пустыне в лесу в нескольких километрах от Радонежа. Сначала братья построили келью (жилище для монаха), а затем маленькую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в безлюдном месте, Стефан оставил брата и перебрался в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с монахом Алексием, будущим митрополитом Московским, а впоследствии стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Весть о подвижничестве Сергия разнеслась по округе, к нему стали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовался монастырь. Основание Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева Лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время монахи убедили Сергия принять игуменство, пригрозив разойтись, если он не согласится. В 1354 году, после долгих отказов, Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением сам Сергий служил братии — строил кельи, рубил дрова, молотил зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в монастырь стали обращаться все, от крестьян до князей, многие поселились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпя крайнюю нужду пустыни во всем необходимом, она обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был поначалу «особым»: подчиняясь одному игумену и сходясь на молитву в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию прибыли послы от Константинопольского Патриарха Филофея и принесли ему в благословение на новые подвиги крест, параман (небольшой четырехугольный щит с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) и патриаршую грамоту, где патриарх посоветовал игумену построить общежительный монастырь по примеру христианских общин апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в монастырях строгую общинную жизнь.

Вскоре монахи стали жаловаться на суровость устава, и Сергий покинул монастырь. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в бывшем монастыре стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся монахи обратились к митрополиту Алексию с просьбой вернуть святого. Тогда Сергий подчинился, оставив своего ученика Романа игуменом Киржачского монастыря.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но из смирения отказался от первенства.

Сергий Радонежский также выступил как мудрый политик, стремившийся умиротворить усобицы и объединить русские земли. В 1366 году разрешил княжеский родовой спор из-за Нижнего Новгорода, в 1387 году отправился послом к ​​князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде

Выдающаяся общечеловеческая ценность

Краткое обобщение

Троице-Сергиева лавра – всемирно известный духовный центр Русской Православной Церкви, популярное место паломничества и туризм. Находясь в городе Сергиев Посад примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, он является важнейшим действующим русским монастырем и резиденцией Патриарха. Этот религиозный и военный комплекс представляет собой воплощение роста русской архитектуры и содержит некоторые из лучших выражений этой архитектуры. Он оказал глубокое влияние на архитектуру в России и других частях Восточной Европы.

Объект серийный, в том числе постройки за пределами основного монастырского комплекса.

Троице-Сергиева лавра, «жемчужина» русского церковного зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г.) монахом Сергием Радонежским, великим игуменом России и одним из самых почитаемых православных святых. Сергий добился большого авторитета как духовный наставник Дмитрия Донского, великого князя Московского, получившего благословение на Куликовскую битву 1380 года. Монастырь начинался как небольшая деревянная церковь на Маковецком холме, а затем с течением времени развивался и укреплялся. .

На протяжении веков был создан уникальный ансамбль из более чем 50 зданий и сооружений разной давности. Весь комплекс возведен по архитектурному замыслу главного храма — Троицкого собора (1422 г.), в котором покоятся мощи преподобного Сергия.

В 1476 году псковские мастера возвели к востоку от собора в честь Сошествия Святого Духа на апостолов кирпичную звонницу. Церковь сочетает в себе уникальные черты раннемосковской и псковской архитектуры. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под ее куполом без внутренней связи между звонницей и самим собором.

Успенский собор, повторяющий Успенский собор Московского Кремля, возведен между 1559 и 1585 годами. Фрески Успенского собора написаны в 1684 году. У северо-западного угла собора, на площадке западного крыльца в 1780 г. устроена усыпальница с погребением царя Бориса Годунова и его семьи.

В 16 веке монастырь был окружен оборонительными стенами высотой 6 м и толщиной 3,5 м, хорошо зарекомендовавшими себя во время 16-месячной осады польско-литовскими захватчиками в Смутное время. Позже они были усилены и расширены.

После Великого переворота 17 века началась масштабная строительная программа. В это время в северо-западной части монастыря возводятся новые постройки, в том числе лазареты, увенчанные шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких (1635-1637). Таких церквей до сих пор сохранилось немного, поэтому этот шатровый храм с уникальной черепичной крышей является важным вкладом в Лавру.

В конце 17 века к монастырю пристроили ряд новых построек в стиле нарышкинского (московского) барокко.

После разрушительного пожара 1746 года, когда большая часть деревянных зданий и сооружений была уничтожена, была начата масштабная кампания по реконструкции, в ходе которой внешний вид многих зданий был изменен на более монументальный стиль. В это время была построена одна из самых высоких звонниц России (высотой 88 метров).

В конце 18 века, когда многие церковные земли были секуляризированы, хаотичная планировка поселений и предместий вокруг монастыря сменилась регулярной планировкой улиц и кварталов. Город Сергиев Посад был окружен традиционными валами и стенами. В окрестностях монастыря был возведен ряд принадлежащих ему построек: конюшенный двор, гостиницы, богадельня, богадельня, а также гостевой и купеческий дома. Основные магистрали, ведущие к монастырю, были спрямлены и обозначены въездными площадями, а общая городская застройка ориентировалась на центральное место — ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.

Приходские храмы, расположенные на территории Сергиева Посада, изначально деревянные, а затем перестроенные в камне, образовали кольцо куполов, перекликающихся с лаврскими. Будучи меньшими по размеру и находящимися обособленно от других построек, они лишь еще больше подчеркивают главенство Лавры.

Таким образом, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает в себя как здания и сооружения внутри стены, так и комплекс построек около монастыря. Он представляет собой ключевой элемент градостроительства Сергиева Посада.

Критерий (ii) : Комплекс Троице-Сергиевой лавры представляет собой слияние традиционной русской архитектуры с западноевропейской, создавая восточноевропейскую традицию, оказавшую сильное влияние на архитектурное развитие на большой территории Восточной Европы. Европа.

Критерий (iv) : Лавра является выдающимся и удивительно полным образцом действующего православного монастырского комплекса с военной функцией, характерной для периода его роста и расширения с 15 по 18 век .

Целостность

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры обладает всеми составляющими, представляющими его Выдающуюся Вселенскую Ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы собственности, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля обеспечивается за счет создания Государственного музея-заповедника с начала 20 века.

Наряду с утверждением границ охранной зоны целостность ансамбля обеспечивается законодательно закрепленными и зарегистрированными границами земель, занятых зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.

К факторам, оказывающим негативное влияние на объект, относятся строительство памятников и другие формы застройки в охранной зоне, что отрицательно сказывается на историческом облике Лавры, а также увеличение числа туристических и паломнических групп.

Подлинность

Сложная история Троице-Сергиевой Лавры с момента ее основания привела к многочисленным изменениям и перестройкам на протяжении столетий, вызванным войной, огнем, имперской поддержкой и спонсорством. Таким образом, ни одно здание не может считаться находящимся в своем первоначальном состоянии. Однако важность монастыря как символа русской духовной культурной самобытности привела к тому, что на его сохранение и восстановление было затрачено много времени и ресурсов. Таким образом, как ансамбль, который развивался с течением времени, он обладает собственной подлинностью.

Реставрационные работы 1920-х гг. были направлены на достижение определенного «стилевого единства», возвращение зданиям их облика XVIII века и ранее. Этот подход отличается от современных методов сохранения. Однако его необходимо рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, и в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого места для русского народа.

Реставрационные работы, проводимые с 1960-х годов под руководством архитектора Балдина, в целом соответствовали Венецианской хартии. Это включало в себя выявление и восстановление скрытых и скрытых элементов (особенно оригинальных сводчатых форм), что усилило целостность архитектурного выражения зданий. Также сохранились более поздние дополнения, сохраняющие особое значение. Реставрационные и консервационные работы, а также мониторинг, проводимый специалистами, обеспечивают дальнейшее сохранение аутентичности ансамбля.

Требования к охране и управлению

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (исторических и памятники культуры) народов Российской Федерации». Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по реставрации, использованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *