биография, хронологическая таблица основных событий жизни и творчества
Биографии
12.11.21
13 мин.
Радищев Александр Николаевич известен многим как первый русский общественный деятель, автор «Путешествия из Петербурга в Москву», за которое он был отправлен в ссылку. Его литературное творчество и вольные мысли оказали большое влияние на многих революционеров и писателей: декабристов, Грибоедова, Пушкина, Ленина. В хронологической таблице Радищева для 9 класса отражены важные даты и события его жизни.
Оглавление:
- Детство и юность
- Начало службы и литературного пути
- Главное произведение
- Последние годы жизни
- Краткая биография
Детство и юность
Александр Николаевич Радищев родился 31 августа 1749 года в отцовском имении. Оно располагалось в селе Немцово Калужской губернии. Сегодня оно переименовано в Радищево, но почти заброшено: там проживает менее 100 человек.
Отец мальчика, Николай Афанасиевич, был хорошо образован: знал несколько языков, занимался богословием и историей. Он также собрал обширную библиотеку, в которой были книги самых разных направлений. Стоит отметить, что Николай Афанасиевич был богатым, но добрым и справедливым помещиком, которого любили крестьяне. Во время восстания Пугачева усадьба Радищевых не пострадала — по преданию, крепостные сами не выдали господскую семью.
Мать, Фекла Степановна, была дочерью зажиточного капитана Семеновского полка. Оба родителя пережили сына: мать умерла через 2 года после сына, отец — через 4.
В семье родились 11 детей, Александр был старшим. Образование мальчик получал в несколько этапов:
- Первое образование было домашним, вероятнее всего, хорошо образованный отец сам занимался с ребенком.
- В 1756 Александр переехал в Москву в дом в дяди по материнской линии, где получил образование наравне с детьми хозяев. Их преподавателями стали учителя гимназии Московского университета, французскому обучал хороший гувернер.
- В 1762 году 13-летний Александр получил должность пажа (в его задачи входило прислуживать императрице на балах и в театрах) и был направлен в Петербург в Пажеский корпус.
- В 1766 Радищева отправили в Лейпцигский университет в Германию для изучения права. Это позволило юноше значительно расширить знания. В числе прочего он изучил идеи французских просветителей, который легли в основу буржуазной революции.
Во время обучения заграницей умер один из близких друзей Александра Федор Ушаков — опытный, серьезный и высоконравственный человек. После смерти все его бумаги перешли в руки Радищева, последний также напечатал некоторые сочинения покойного.
Начало службы и литературного пути
В 1771 году Радищев вернулся в Россию и начал службу протоколистом. Однако вскоре он уволился и поступил в штаб генерал-аншефа Брюса в Петербурге. Молодой человек быстро выделился добросовестным отношением к обязанностям, а в 1775 вышел в отставку.
Он женился на Анне Рубановской, племяннице товарища по учебе в Лейпциге. В браке у них родились 3 сына и дочь, еще 2 девочки умерли в младенчестве. Анна умерла в 1783 году во время родов.
В 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию, которая заведовала промышленностью и торговлей. Там он познакомился с графом Воронцовым, дружба с которым продлилась до конца жизни. В 1780 году Радищев служил на Петербургской таможне, к 1790 он стал ее начальником.
Все это время Александр Николаевич занимался литературой:
- В 1771 он отправил в журнал «Живописец» отрывок из будущего произведения «Путешествия». Его напечатали анонимно.
- В 1773 изданы несколько работ Радищева: перевод французского философа Мабли и несколько собственных работ.
- В 1780-х писатель активно работал: писал «Путешествие», стихи и прозу. На это время пришлись победы американской и французской революций, наступило хорошее время для продвижения мыслей о свободе.
- В 1781—1783 он создал оду «Вольность».
- В 1789 писатель опубликовал в журнале «Беседу о том, что есть сын Отечества» и анонимно брошюру «Житие Ушакова».
В том же году Радищев обустроит типографию дома, а в мае 1790 напечатал анонимно «Путешествие из Петербурга в Москву».
Главное произведение
«Путешествие» представляло собой разрозненные небольшие истории, в которых изображалась современная автору Россия. Особое внимание уделено крепостным крестьянам,
Произведение написано в форме путевого дневника. В конце XVIII века в Европе жанр сентиментального путешествия был крайне популярен, и Радищев таким способом избежал цензуры: проверяющий просмотрел содержание, увидел список населенных пунктов и пропустил, не читая.
Книга стала невероятно популярной и быстро раскупалась. Смелые рассуждения о крепостничестве, государственной и социальной жизни привлекли внимание многих, в том числе императрицы Екатерины II. Последняя была разгневана, особенно явным стремлением автора заменить в России монархию республикой. Сохранился даже экземпляр книги, которую читала царица — он весь исписал ее циничными замечаниями.
30 июня писатель арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. Его дело передано доверенному лицу императрицы Шешковскому. Радищев на допросах не назвал имен помощников, постарался сохранить себе жизнь и уберечь детей.
4 сентября 1790 следствие завершилось, Екатерина Великая подписала указ: Радищев был признан виновным в измене и заговоре против власти, в нарушении общественного покоя и разжигании народного негодования. Его приговорили к смерти, но по императорскому милосердию заменили казнь ссылкой на Илимский острог (Иркутская губерния) на 10 лет.
С Радищевым поехала младшая сестра умершей супруги Елизавета, уже на месте они поженились. В браке родились 2 дочери и сын. Елизавета скончалась от простуды при возвращении. Во время ссылки писатель создал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии».
Почти весь тираж уничтожили, печать оказалась под запретом на больше чем на сто лет — вето было снято только в 1905 году. Уцелело лишь несколько экземпляров, которые стали библиографической редкостью. Само же произведение ходило в списках (переписанных копиях), но долгое время было неизвестно публике. Ни Белинский, ни Герцен не читали его, хотя декабристы часто называли Радищева источником идей.
Последние годы жизни
Из 10 лет ссылки Радищев отбыл только 6: после смерти Екатерины II ее сын Павел I в 1796 освободил заключенного, но теперь тот должен был проживать территориально в родном селе Немцово.
В 1801 после восшествия на престол Александра I Радищева полностью освободили. Его вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии для составления законов. Также он работал над конституционным проектом вместе с графом Воронцовым.
Однако здоровье Александра Николаевича было подорвано еще в ссылке. 24 сентября 1802 года он умер.
Существует 2 версии его смерти:
- Несчастный случай: Радищев случайно выпил стакан «царской водки» (смеси кислот), которую приготовили для выжигания офицерских эполет сына.
- Чахотка: эта причина записана в ведомости церкви при Волковском кладбище, где, вероятно, похоронили покойного.
- Самоубийство: писатель показал либеральный проект, в котором говорилось о всеобщем равенстве, свободе печати. Граф Завадовский строго напомнил, к чему привели вольные мысли в прошлом, и пораженный, расстроенный Радищев выпил яд.
Последняя версия считается вымыслом, так как тело Александра Николаевича похоронили возле храма по всем правилам, а не за оградой, как самоубийцу. Но проверить это невозможно: до наших дней могила Радищева не дожила.
Краткая биография
Александр Николаевич прожил чуть больше 50 лет. За эти годы он успел сделать немало, но главное его дело — создание и печать «Путешествия», наполненной критикой современной ему Российской империи и крепостного права, желанием равных прав и свобод для всех.
Дата | Событие |
31 августа 1749 | Рождение |
1756 | Переезд в Москву, домашнее обучение |
1762 | Обучение в корпусе пажей |
1766 | Перевод в Лейпциге для изучения права |
1771 | Возвращение в Москву, поступление на службу в Сенат |
1773 | Первая печать — перевод книги Мабли и собственные сочинения |
1777 | Поступление на службу в Коммерц-коллегию |
1780−1790 | Работа на таможне, активные занятия литературой |
Май 1790 | Печать «Путешествие из Петербурга в Москву» |
4 сентября 1790 | Указом Екатерины Великой Радищев приговорен к ссылке на 10 лет |
1796 | Павел I вернул писателя из Сибири, но предписал проживать в Немцове |
1801 | Александр I полностью восстановил Радищева и назначил работать над конституционным проектом |
24 сентября 1802 | Смерть |
Радищева сложно назвать великим литератором, но его влияние на общество неоценимо. Например, Ленин считал автора первым революционером России, а Бердяев писал, что с рождением «Путешествия» родилась и русская интеллигенция. Самое известное произведение Александра Николаевича — путевые заметки, обличающие ужасы и трагедию крепостничества — долгое время оставались неизвестны и едва не были утрачены вместе с уничтоженным печатным вариантом.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о судьбе русского писателя Александра Николаевича Радищева;
· обсудим основные темы повести Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Александр Николаевич Радищев родился в богатой дворянской семье 31 августа 1749 года. Он был старшим ребёнком в семье. Ещё у Александра Николаевича было 4 сестры и 6 братьев.
Первые годы его жизни прошли в родовом поместье Радищевых, селе Верхнее Облязово Саратовской губернии.
Как и большинство дворянских детей того времени, грамоту Радищев изучал по церковным книгам. Его отец Николай Афанасьевич Радищев был человеком образованным и добрым. Он настолько хорошо относился к своим крестьянам, что они прятали его вместе с младшими детьми во время восстания Пугачёва.
Николай Афанасьевич стремился дать детям хорошее образование, поэтому в возрасте семи лет мальчика отправили в Москву к родне по матери, которая принадлежала к роду Аргамаковых.
Семья Аргамаковых принимала у себя весь цвет русской интеллигенции. Вместе с детьми Аргамаковых Радищев учился у лучших учителей, среди которых были профессора университета.
В московском обществе этих лет зрело недовольство политикой императора.
Дворяне обсуждали крепостное право, бюрократию, новые законы правительства, труды европейских философов. Эти разговоры сильно влияли на юного Радищева и стали основой его смелых взглядов.
В 1762 году Радищева взяли в Пажеский корпус. В нём готовили пажей для придворной службы. Пажи прислуживали императрице и развлекали её, поэтому науками в Пажеском корпусе серьёзно не занимались.
Но Радищев очень много узнал о придворной жизни за годы учёбы, и придворная карьера его не прельщала. Он мог видеть борьбу вельмож за место у трона, подлые интриги и предательство.
В 1766 году по распоряжению Екатерины II Радищева в числе лучших воспитанников отправляют учиться в университет Лейпцига.
После окончания юридического факультета молодые специалисты должны были работать в правительстве.
За 5 лет в университете Радищев не только закончил юридический факультет, он прошёл почти полный курс медицинского факультета и получил право заниматься врачебной практикой.
Радищев изучал естественные науки, историю, философию и литературу.
В Лейпциге он увлёкся трудами французских просветителей – Жана Жака Руссо, Дени Дидро, Вольтера.
Интересно, что в эти же годы в университете учился будущий классик немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте.
Куратором русских студентов в Лейпциге назначили майора Бокума. Куратор прикарманил деньги, которые выделяли на содержание студентов. Его подопечные жили в ужасных условиях и питались впроголодь. В конце концов молодые люди взбунтовались и попали за это под суд. Спасло их только вмешательство русского посла.
Зачинщик бунта, Фёдор Ушаков, вскоре после этого тяжело заболел и умер. Перед смертью он просил дать ему яд, чтобы избавить от мук болезни. На такой шаг его друзья не решились, но этот случай произвёл на Радищева сильное впечатление.
Церковь считала самоубийство страшным грехом, но под влиянием просветителей-материалистов у юноши появляется мысль, что человек имеет право распоряжаться своей жизнью.
Воспоминания об этих событиях стали основой для «Жития Фёдора Васильевича Ушакова», которое Радищев написал в 1789 году.
После возвращения из Лейпцига в 1771 году Радищева определили в Сенат на должность протоколиста. Нудная работа была для него невыносима, но ещё тяжелее было наблюдать за махинациями чиновников, подтасовками фактов и взяточничеством.
В 1773 году он ушёл из Сената и два года служил юридическим советником в штабе Финляндской дивизии.
В Петербурге Радищев познакомился с Николаем Новиковым, который издавал журнал «Живописец».
Новиков рискнул анонимно опубликовать очерк Радищева «Отрывок путешествия…», в котором писатель заклеймил крепостничество, обрисовав его порядки самыми мрачными красками. Этот очерк наделал много шума, его автора обвинили в оскорблении всего дворянского корпуса. Но вместо извинений Новиков написал статью в защиту «Отрывка», а позже опубликовал его вторую часть.
В 1773 году Новиковым был издан перевод труда аббата Мабли «Размышления о греческой истории».
Фамилия Радищева в книге не значилась. Молодой писатель дополнил свой перевод примечаниями, в которых назвал монархию «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». Публиковать такое открыто было рискованно.
На службе в армии Радищеву приходилось сталкиваться с превышением полномочий высших военных чинов, изучать дела беглых рекрутов и военные приказы.
Там он смог прочитать манифесты Емельяна Пугачёва. После того как бунт Пугачёва был жестоко подавлен, Радищев ушёл в отставку и женился.
Избранницей Радищева стала Анна Васильевна Рубановская, в которую писатель был страстно влюблён. Родители невесты рассчитывали на более выгодного жениха для дочери, но любовь оказалась сильнее расчёта.
После восьми лет брака Радищев овдовел. Воспитывать трёх сыновей и дочь ему помогала младшая сестра покойной жены Елизавета.
Свою самую знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев начал писать в 1775 году.
Работа над ней заняла у писателя целых 5 лет. За это время взгляды Радищева менялись, у него появлялись новые идеи, которыми автор стремился поделиться с миром.
История издания этой книги очень интересна. Радищеву удалось получить разрешение напечатать книгу у самого обер-полицмейстера Петербурга Никиты Ивановича Рылеева. Скорее всего, чиновник не стал её читать, а название его обмануло. Но все издатели наотрез отказались печатать «Путешествие из Петербурга в Москву».
Слишком уж опасные темы затронул автор в этой книге.
Радищев говорил в ней обо всех пороках современного общества: произволе чиновников, жёсткой цензуре, неравных браках, развращённости общества, плохом влиянии на дворян воспитателей-иностранцев и многом другом.
Но главной темой «Путешествия из Петербурга в Москву» стала жизнь крепостного крестьянина. Радищев не просто описывал ужасы крепостного права. Писатель указывал, что оно пагубно влияет на развитие страны. Более того, Радищев предложил отменить крепостное право!
Издатели понимали, что выпустить книгу, автор которой отрицает самодержавие, яростно и гневно обличает крепостничество, нападает на государственный строй и порядки, значит подписать себе смертный приговор.
Но Радищев был полон решимости. Он купил типографский станок и с помощью друзей и слуг напечатал 600 экземпляров книги. 25 из них Радищев отдал в продажу, ещё несколько подарил друзьям. Один экземпляр был отослан Гавриилу Романовичу Державину в знак глубокого уважения.
Есть версия, что именно Державин передал опасную книгу Екатерине II.
Гавриил Романович был убеждённым монархистом.
Кроме того, он лично участвовал в подавлении Пугачёвского бунта. Поэтому идей Радищева он категорически не разделял.
Реакция общества была невероятно острой. У императрицы книга вызвала ярость. Екатерина II возмущённо сказала своему личному секретарю, что автор «Путешествия» «бунтовщик хуже Пугачёва».
Началось следствие. Радищева арестовали и посадили в Петропавловскую крепость.
Его обвинили в издании книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и, наконец, оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской».
19 августа 1790 года Радищеву утвердили смертный приговор. Его исполнения писатель ждал целый месяц, находясь в тюрьме. Но в честь торжества по случаю мирного договора со Швецией казнь заменили на ссылку в Сибирь.
Державин написал по этому поводу такие строки:
«Езда твоя в Москву со истиною сходна,
Некстати лишь смела, дерзка и сумасбродна,
Я слышу, наконец, ямщик кричит: вирь, вирь!
Знать, русский Мирабо, поехал ты в Сибирь».
В Илимском остроге Радищев много читал, вёл научные наблюдения, занимался литературой.
Пригодились и его врачебные навыки ‒ он успешно лечил местных жителей.
В ссылку к Радищеву приехала сестра его умершей жены Елизавета Васильевна. За пять лет жизни в Илимском остроге она родила ему ещё троих детей. Елизавета Васильевна умерла от простуды, когда Радищевы возвращались из ссылки.
Император Павел Первый освободил Радищева в 1796 году. Писателю вернули дворянский титул и чины в обмен на обещание не писать книг, подобных «Путешествию из Петербурга в Москву». Радищев честно сдержал слово.
В 1801 году Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии составления законов. Для него это был шанс воплотить в жизнь свои идеи, чтобы изменить к лучшему жизнь России.
Радищев начал работу над новым «Государственным уложением».
Он снова предложил отменить крепостное право, уничтожить «Табель о рангах», ввести закон о свободе слова и вероисповедания. Но проект реформ не оценили.
Более того, глава комиссии граф Завадовский укорил его: «Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! или мало тебе было Сибири?»
Радищев был потрясён. Мысль о второй ссылке для него была кошмаром. К литературе он охладел. Его идеи оказались ненужными, их даже признали вредными. Радищев был в отчаянии. Мысль о самоубийстве, которая появилась ещё в студенческие годы, возникла у него снова. Ночью 12 сентября 1802 года Радищев принял яд. Похоронили писателя на Волковском кладбище в Петербурге.
Весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» сожгли в 1790 году. Остались только книги, которые Радищев подарил друзьям. Второй раз книгу издал Герцен в своей лондонской типографии в 1858 году.
В России её напечатали ещё через тридцать лет крохотным тиражом в сто экземпляров. А массовое издание появилось только после отмены цензуры в 1906 году.
«Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало видеть мудрость, воссевшую на троне всемирном. Он зрел лишь слабость и невежество, обман под личиною святости и сошёл во гроб. Он родился быть просветителем, жил в утеснении – и сошёл во гроб; в сердцах благородных патриотов да сооружится ему памятник, достойный eгo!», ‒ писал на смерть Радищева Иван Мартынович Борн.
Живые и мертвые: дальновидные политические идеи Александра Радищева | Калугин
Алексеев А. А., Словообразовательная и семантическая структура слова присутствие, Развитие словарного состава русского языка XVIII века: Вопросы словообразования, Л., 1990, 48–57.
Алексеев А. А., Старое и новое на языке Радищева, XVIII век, 12: А. Н. Радищев и литература его времени, Л., 1977, 99–112.
Белл Д. А., Культ нации во Франции: изобретение национализма, 1680–1800 гг., Кембридж, Лондон, 2003 г.
Богданов К. А., Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры, СПб, 2017.
Бонне Ж.-К., Les morts illustres, Les Lieux de mémoire, P. Nora, реж., 2 : La Nation, Париж, 1986, 217–239.
Бонне Ж.-К., Naissance du Panthéon. Очерк о культе великих людей. L’esprit de la Cité, Paris, 1998.
Браун П., Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве, Чикаго, 1981.
Буланин Д. М., Translatio studii: Путь к русским афинам, Пути и миражи русской культуры, Санкт-Петербург, 1994, 87–154.
Кассен Б., L’effet sophistique, Москва, Санкт-Петербург, 2000.
Касл Т., Женский термометр: культура восемнадцатого века и изобретение сверхъестественного, Оксфорд, 1995.
Курциус Э. Р., Европейский Литература и латинское средневековье, Принстон, 1953.
Деррида Дж., Политика дружбы, Париж, 1994. Век Россия, 30, 2002, 49–67.
Гирц С. Дж., Интерпретация культуры, М., 2004.
Гинзбург С., Представительство: слово, идея, вещь, Новое литературное обозрение, 33, 1998, 5–21.
Гоуинг А. М., Империя и память: представление Римской республики в имперской культуре, Кембридж, 2005. Массачусетс, 1992.
Кан А., Я и чувствительность в путешествии Радищева из Санкт-Петербурга в Москву: диалогизм, релятивизм и моральный зритель, Я и история в русской истории, Лондон, 2000, 280–305.
Калугин Д. Я., Между философией и литературой: Концепция присутствия в текстах XVIII века, Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahressschrift für Slavistik, 65/1, 2020, 7–17.
Калугин Д. Я., От гения-творца к гению национальному: репрезентации величия в биографиях М. В. Ломоносов, Русская литература, 99, 2018, 39–70.
Калугин Д. Я., Воспитание Просто: перевод западноевропейского философского языка и практики «заботы о себе» в России второй половины XVIII века, Ю. Кагарлицкий, Д. Калугин, Б. Маслов, ред., Понятия, идеи, конструкции: очерки сравнительной исторической семантики, Москва, 2019, 225–294.
Костин А. А., Религиозные взгляды А. Н. Радищева, XVIII век, 24, СПб, 2006, 255–280.
Лазарчук Р. М., Проза Радищева и традиции эпистолярного жанра, XVIII век, 12: А. Н. Радищев и литература его времени, Л., 1977, 72–82.
Ленен Дж., Adventus principis. Untersuchungen zu Sinngehalt und Zeremoniell der Kaiserankunft in den Städten des Imperium Romanum, Frankfurt am Main, 1997.
Левитт М., Литературная культура России XVIII века, 6: Петра Филологика: профессору Петру Евгеньевичу Бухаркину ко дню шестидесятилетия, ул. Петербург, 2015, 41–57.
Левонтина И. Б., Словарные статьи поля «личность» и «жалость», Ю. Апресян Д. , изд., Проспект активного словаря русского языка, Москва, 2010, 585−617.
Лотман Ю.В. М., Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века, Там же, Избранные статьи в трех томах, 2: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века, Таллин, 1992, 40–100.
Макогоненко Г. П., изд., Новиков Н. И., Избранные сочинения, Москва, Ленинград, 1951.
Макогоненко Г. П., Радищев и его время, Москва, 1956.
Маслов Б., Пиндар и возникновение литературы, Кембридж, 2015.
МакКоннелл А., Русский философ. Александр Радищев, 1749–1802, Гаага, 1964.
Миллер Т. А., Античные теории эпистолярного стиля, Античная эпистолография, Москва, 1967, 5–26.
Мур А. Л., Парусия в Новом Завете, Лейден, 1966.
Пейдж Т., Утилитаризм и его опровержение в мысли А. Н. Радищева, Западные философские системы в русской литературе, изд. А. М. Мликотина, Лос-Анджелес, 1979, 1–10.
Филлипс М. С., Общество и чувства: жанры исторического письма в Британии, 1740–1820 гг. , Принстон, Нью-Джерси, 2000. Новое литературное обозрение, 91, 2008, 64–84.
Рикёр П., Мемуар, история, свет, Москва, 2004.
Смит А., Теория нравственных чувств, Москва, 1997.
Сорокин Ю. С., Развитие словарного состава русского литературного языка. 30–90-е годы XIX в., Москва, Ленинград, 1965.
Старобинский Ю., К пониманию воображения: веки истории, Там же, Поэзия и знание, 1, Москва, 2002, 69−84.
Виноградов В. В., История слов, М., 1999.
Живов В. М., Успенский Б. А., Царь и Бог: семиотические аспекты сакрализации монарха в России, Б. А. Успенский, Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры, 2 изд., М., 1996.
Проект MUSE — Издательство, книгопечатание и истоки интеллектуальной жизни в России, 1700-1800
- Гэри Маркер
- Издательство Принстонского университета
- книга
- Посмотреть цитату
- Дополнительная информация
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА В РОССИИ, можно с уверенностью сказать, никогда не разжигала страстей исследователей русской истории. Многим историкам, безусловно, известны биографии некоторых выдающихся деятелей истории русской книги, таких, как Иван Федоров, Николай Новиков, Александр Смирдин, отдельные достижения которых уже давно нашли место в русле исторической науки. повествование. Но место книгопечатания как системы коммуникаций и роль печатных книг в общем развитии русской культуры и общества остаются в значительной степени неисследованными как темы, требующие серьезного внимания со стороны историков. Однако это пренебрежение не следует рассматривать как свидетельство того, что история русской книги не получила признания как серьезная тема. Как раз наоборот. Библиографы, антиквары, историки литературы, книжники-любители и даже советские «археографы» писали об этом предмете, часто весьма блестяще, в течение длительного времени1. такие начинания, как журнал «Книга» и проект «История русской книги», которым уже несколько лет занимаются научные сотрудники отдела редких книг библиотеки Академии наук в Ленинграде2. несмотря на публикации, почти непреодолимая преграда прочно отделяла изучение истории книги в России от русской истории вообще. Несмотря на обилие вторичной литературы по истории русской книги, не существует принятой концептуальной структуры или даже периодизации, кроме обычных династических разграничений, вокруг которых можно ставить существенные вопросы или развивать точку зрения. Советские книжники, безусловно, небезразличны к истории. Многие современные библиографы, написавшие информативные книжные исследования, в том числе Сергей Луппов и Иван Мартынов, получили высшее историческое образование, и практически все они пытались рассматривать историю русской книги с конкретной привязкой ко времени и месту. . Но мало что из этого исторического сознания позволяло сколько-нибудь точно говорить о том, какое значение в развитии русской истории имело печатание или издательское дело. Скорее, большинство советских специалистов либо предпочитали вообще игнорировать вопросы исторической важности, либо, что чаще всего, они довольно свободно встраивали свои собственные исследования в подразумеваемую теорию культурного прогресса ИНТРОДУКЦИЯ, рассматривающую развитие издательского дела в основном как часть пути просвещения. в семнадцатом и восемнадцатом веках. В самых общих чертах теория исходит из того, что существовала историческая полярность между секуляризацией, просвещением и прогрессом, с одной стороны, и религией, реакцией и отсталостью, с другой3. Период между серединой XVII и началом Девятнадцатый век, с этой точки зрения, характеризуется неумолимым и стихийным движением от русской православной церкви и религиозного господства в передаче идей в сторону секуляризма и прогресса. Государство как носитель образовательных возможностей и реформ было первоначальным проводником прогресса в конце XVII и начале XVIII веков, но в течение XVIII века ответственность за секуляризацию русской культуры взяла на себя интеллигенция. Русский народ, в свою очередь, воспользовался и одобрял этот просветительский натиск, потому что он давал доступ к полезным и интересным книгам, которые он, естественно, предпочитал чисто религиозным изданиям церкви или узкогосударственным изданиям правительства4. Это видение привело советских ученых искать доказательства продвижения секуляризации везде, где они могут их найти, и делать особый акцент на эпизодах, когда сочинения литературных и философских героев, таких как Новиков, Радищев и Ломоносов, оказываются в руках людей за пределами литературная элита.