Биография про бетховена: Краткая биография Бетховена и интересные факты жизни и творчества композитора Людвига ван Бетховена для детей

Содержание

Людвиг ван Бетховен — биография и жизнь композитора

Фото Все
Видео Все

Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.

Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.

Детство

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу.  Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.

Портрет Бетховена в детстве

Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.

Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.

Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.

Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.

Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.

В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.

В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.

Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.

После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.

В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.

Музыка

В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.

Людвиг ван Бетховен играет на пианино

Через год Бетховен пишет музыкальное сопровождение на «Оду Радости» Шиллера, которую тот написал для масонской ложи в 1785-м. Потом Людвиг несколько раз меняет гимн, пока не добивается его триумфального звучания. Окончательный вариант симфонии он представил публике в 1824-м, и она вызвала неимоверный восторг.

Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.

Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.

Он часто переписывается с доктором Вегелером, и в одном из писем написал, что не собирается сдаваться. Всю жажду к жизни он вложил во «Вторую симфонию» и три скрипичных сонаты. Композитор понимает, что скоро полностью потеряет слух, поэтому набрасывается на работу.

В 1808-м Бетховен создает «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей. Она занимает особое место в его жизни и творчестве. Для отдыха Людвиг часто выбирал дальние деревушки, бывал на природе и там обдумывал новую музыку. Четвертую часть этой симфонии он назвал «Гроза. Буря». Ему удается в точности передать всю мощь стихии с помощью тромбонов, фортепиано и флейты.

В 1809-м дирекция городского театра попросила Бетховена написать музыку к драме Гете «Эгмонт». Он был поклонником творчества писателя, поэтому решил не брать за свою работу денежное вознаграждение. Он писал музыку во время театральных репетиций. Одна из актрис – Антония Адамбергер решила над ним пошутить и сказала, что у нее полностью отсутствует певческий талант, но тут же рассмеялась и мастерски спела арию. Бетховену эта шутка не понравилась, он сказал, что раз она умеет петь, то он пойдет писать эти песни.

В 1813-1815 годах Людвиг уже не может работать в полную силу, он глохнет окончательно. Однако и в таком положении он не сдается. Для того, чтобы «слышать» ноты, он использует тонкую деревянную палочку. Один кончик палочки зажат у него в зубах, второй он устанавливает на переднюю часть инструмента. Во время вибрации композитор чувствует, как звучит инструмент.

В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Сложности преследовали Людвига не только в творческой биографии, но и в личной жизни. Он хоть и мог общаться с аристократической элитой, но все равно в их глазах оставался простолюдином. Это не давало ему никакой надежды завоевать сердце благородной девицы. В 1801-м Бетховен воспылал страстью к юной графине Жюли Гвиччиарди. Это была неразделенная любовь, девушка отдала предпочтение графу фон Галленбергу, и вышла за него замуж. Людвиг был унижен и раздавлен, он пишет «Лунную сонату», которую с тех пор ассоциируют как гимн неразделенных чувств.

Людвиг ван Бетховен и Жозефина Брунсвик

В 1804-1810-м годах композитор питает нежные чувства к Жозефине Брунсвик, вдове графа Йозефа Дейма. Женщина тоже увлеклась Людвигом, она принимает ухаживания, отвечает на его письма. Но родственники Жозефины настояли на прекращении этого романа, они уверили ее, что из этого простолюдина никогда не получится достойной партии. Разрыв был очень болезненным, Бетховен решил принципиально жениться на ком попало, и предлагает замужество Терезе Мальфати. Но и здесь его ждал отказ, после которого музыкальное наследство композитора обогатилось сонатой «К Элизе».

Впечатлительный Бетховен настолько близко принял к сердцу эти отказы, что решил больше не делать попыток устроить свою личную жизнь. В 1815 году он судился с женой своего покойного брата за право опекать ее сына, своего племянника. Женщина была гулящей, поэтому суд оказался на стороне композитора. Спустя некоторое время оказалось, что племянник Карл такой же непутевый гулена, как и его мать.

Людвиг старается воспитать мальчика по строгим правилам, пытается разбудить в нем любовь к музыке, но Карл уже подвержен алкогольной и картежной зависимости. У Бетховена никогда не было собственных детей, поэтому он не знает, как наставить парня на правильный путь, и частенько не церемонится с ним. После очередного скандала Карл чуть было не наложил на себя руки, но все закончилось благополучно. Бетховен определил племянника в армию.

Смерть

В 1826-м Людвиг сильно заболел, у него диагностировали воспаление легких. Помимо этой болезни, он сильно страдал от желудочных болей. Доктор не смог назначить правильную дозу лекарства, поэтому болезнь продолжала прогрессировать. На протяжении шести месяцев Бетховен не вставал с постели. Его постоянно навещали друзья, предпринимавшие попытки хоть как-то облегчить состояние больного.

Памятники Людвигу ван Бетховену

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, ему шел 56 год. Природа разразилась в этот день грозой, что непривычно для марта, а в сам момент смерти грянул громовой раскат. После вскрытия стало известно, что у Бетховена полностью разложилась печень, имелись существенные повреждения слуховых и прилегающих нервов. Проводить выдающегося композитора в последний путь собралось двадцать тысяч человек, во главе похоронной процессии шел Франц Шуберт. Местом упокоения Бетховена стало Вэрингское кладбище Церкви Святой Троицы.

Факты

  • В возрасте 12 лет стал автором сборника вариаций для клавишных.
  • Первый среди музыкантов, живших на денежное пособие от городского совета.
  • Стал автором трех любовных писем к «Бессмертной Возлюбленной», которые обнародованы после его смерти.
  • За всю свою жизнь создал всего одну оперу – «Фиделио».
  • Бетховену приписывают авторство «Музыки ангелов» и «Мелодии слез дождя». Это величайшее заблуждение современников, Людвиг не имеет к ним никакого отношения.
  • Умел ценить настоящую дружбу, и никогда не отказывал в помощи нуждающимся.
  • Обладал умением трудиться одновременно над созданием пяти композиций.
  • Во время бомбардировки города войсками Наполеона в 1809 году боялся лишиться слуха. Сидел в подвале дома и с помощью подушек закрывал уши.
  • Первая скульптура Бетховена появилась в Бонне в 1845-м.
  • Популярная группа «Битлз» написала свою композицию «Because» на основе «Лунной сонаты», проигранной наоборот.
  • Официальным гимном Евросоюза утвердили «Оду к Радости».
  • Смерть композитора наступила в результате ошибки доктора, который назначил ему сильную дозу препарата, содержавшего свинец.
  • Фото великого композитора украшает почтовые марки Германии.

Произведения

Людвиг ван Бетховен стал автором девяти симфоний, одиннадцати увертюр, свыше сорока танцев и маршей, которые звучат в исполнении симфонических и духовых оркестров.

  • 9 симфоний
  • 8 симфонических увертюр
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 юношеских сонат для фортепиано
  • 32 сонаты для фортепиано
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • Концерт для скрипки с оркестром
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано
  • 16 струнных квартетов
  • 6 трио
  • Балет «Творения Прометея»
  • Опера «Фиделио»
  • Торжественная месса
  • Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»

Слушать симфонии

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Людвиг ван Бетховен. Биография и главные бетховенские мифы

Композитор, потерявший слух, революционер и сын короля — это все о Бетховене. В этой части говорим о его биографии и развеиваем главные мифы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ляля Кандаурова

скрипачка, выпускница консерватории, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книг «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Герой нового времени, бунтарь, гений и свободный художник — каким был Людвиг ван Бетховен?

⚡️Бетховена традиционно причисляют к тройке венских классиков: Гайдн — Моцарт — Бетховен. Однако его стихийный гений буквально проломил мраморную стену классицизма.

🦹🏻‍♂️ Бетховен — не просто композитор, он герой Нового времени, титан, бунтарь, совершивший настоящую революцию в европейской музыке. В этом ему помогло время: конец 18 — первые десятилетия 19 века — эпоха тектонических сдвигов как в истории (Французская революция, передел Европы после распада Священной Римской империи и наполеоновские войны), так и в искусстве (переход от классицизма к романтизму).

🤱 Бетховен родился в 1770 году в Бонне и был крещен 17 декабря. Точная дата его рождения неизвестна, ей принято считать 16 декабря.

👨‍👦 Отец Бетховена был певцом и первым учителем Людвига. Он видел экстраординарную одаренность сына и хотел сделать из него второго Моцарта, что, естественно, было невозможно. В Бонне Бетховен прошел серьезный теоретический курс и познакомился с музыкой предшественников у Кристиана Нефе.

🎓 Затем он отправился в Вену, чтобы брать уроки у Гайдна, но у них были слишком разные темпераменты: Гайдн ценил, но не мог принять мрачный гений Бетховена. Учителями Бетховена в Вене стали теоретик Карл Альбрехтсбергер и композитор Антонио Сальери.

👨‍🎨

Бетховен — первый действительно свободный художник в истории музыки. Он состоял на службе лишь в молодости — после смерти матери взял на себя заботы о семье и с 1787 по 1792 работал альтистом в оркестре в Бонне.

💰 В Вене доход Бетховена составляли: деньги от уроков (он преподавал в домах аристократов и брал способных учеников), концертных выступлений в качестве пианиста, авторских концертов — академий, доходы от издания сочинений. Кроме того, несколько венских аристократов, поклонников Бетховена, назначили и выплачивали ему пожизненную субсидию.

👂 В 1796 году Бетховен начал терять слух. К 1802 он понял, что глухота неизбежна, и собирался покончить жизнь самоубийством: уже после смерти композитора был найден уникальный документ — Гейлигенштадское завещание. Но Бетховен нашел в себе силы бороться, его фраза «я схвачу судьбу за глотку» стала крылатой.

🎹 Тем не менее, Бетховен выступал как пианист до 1808 года, а до середины 1820-х — как дирижер.

Правда, на концерты стали приглашать дирижера-дублера, который стоял за спиной у Людвига и при необходимости ассистировал ему. Так проходила премьера Девятой симфонии в 1824 году.

📖 Сохранились уникальные документы — разговорные тетради Бетховена, куда все записывали свои реплики или вопросы, на которые композитор отвечал устно или письменно. Несмотря на глухоту, он был в курсе всех последних событий в музыке, жизни и политике.

🌟 Прижизненная слава Бетховена постоянно росла. Он был так популярен, что ему прощали даже дурной характер, антимонархистские высказывания и жесты. Премьера Девятой симфонии стала грандиозным триумфом композитора.

⚰️ Бетховен умер 26 марта 1827 года. На следующий день его череп вскрыли, чтобы понять причину глухоты, но диагноз поставить не смогли. На похоронах за гробом Бетховена шли 20 000 человек.

1. Виллиброрд Йозеф Мэлер. Портрет Бетховена в образе нового Орфея, 1804–1805
2. Йозеф Карл Штилер. Потрет Бетховена, 1820
3. Виллиброрд Йозеф Мэлер. Портрет Бетховена, 1823
4. Похороны Бетховена

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Бетховен в сознании современников был великим человеком. И, как любого героя, его начали окружать легендами.

🙀 Мрачное детство

Все советские книги и учебники начинаются с рассказов о бедном детстве и жестоком отце-пьянице, который бил Людвига и заставлял бесконечно заниматься. Это не так: отец Бетховена был приличным и уважаемым человеком, который начал пить после смерти жены, когда Бетховену было 17 лет.

🤴 Сын короля

Ходили слухи, что Бетховен — внебрачный сын прусского короля. Это неправда, но Людвиг эти слухи не комментировал. Ему не нужна была королевская кровь, чтобы чувствовать свое величие. Он считал искусство священным, божественным, и себя видел как медиума, транслирующего это божественное.

Для него было естественным, что аристократы и короли общаются с ним на равных. Известен ответ Бетховена его покровителю князю Лихновскому, который позволил себе ему приказывать: «Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!».

👂 Глухота

Бетховен оглох не внезапно, он терял слух медленно. Первые признаки появились в 26–28 лет. До 1806 года Бетховен пытался скрывать глухоту, до 1816 он кое-как слышал оркестр и громкую речь, в 1817 стал пользоваться слуховыми трубками Мельцеля, а с 1818 вел разговорные тетради. Бетховен привык жить с глухотой, но она всегда оставалась предметом его диалога с судьбой.

💔 Бессмертная возлюбленная

После смерти Бетховена было найдено его письмо «Бессмертной возлюбленной». До сих пор неизвестно, кому адресовано это страстное послание. Вместе с письмом лежали миниатюрные портреты Джульетты Гвиччарди (ученица Бетховена, для нее написана «Лунная соната») и графини Эрдёди (одна из самых загадочных фигур в биографии Бетховена). Среди возможных адресатов письма называют еще минимум пять женщин.

Бетховен часто влюблялся (особенно в своих учениц), но всегда — несчастно: его музой становилась то аристократка, шанса на брак с которой у композитора не было, то замужняя женщина, то певица.

🇫🇷 Революционер

На момент Французской революции Бетховену было 29 лет.

Вероятно, он встретил ее с энтузиазмом и даже собирался посвятить Наполеону Симфонию №3. Но Наполеон назвал себя императором, и Бетховен уничтожил посвящение. Он понимал разницу между идеалами и реальностью, к тому же дважды пережил оккупацию французами Вены.
Бетховен-революционер — большой советский миф.

🤦‍♂️ Непонятый гений, одиночество и бедность

А это романтический миф. Даже когда Бетховена не понимали, к нему относились как к пророку. Бетховен не вел роскошную жизнь, но бедность — не про него. Он успешно издавал и исполнял свои сочинения. Трое меценатов в 1809 году дали обязательства платить ему пожизненную субсидию, вне зависимости от того, сочиняет он или нет.

Бетховен жил в пятикомнатной квартире, прежде принадлежавшей генералу, и оставил в наследство племяннику банковские акции.

Одиноким Бетховен тоже не был — разговорные тетради свидетельствуют, что вокруг него всегда было много людей. Душевное одиночество присутствовало, но выход ему Бетховен находил в творчестве, обращаясь к человечеству и миру, — как в Девятой симфонии.

Классическая симфония

Сонатная форма

Поговорим о Симфонии № 1 до мажор — рубежном произведеним Бетховена.

🕰 Внешне она продолжает линию «Гайдн — Моцарт» и принадлежит 18 веку. Но Бетховен уже смотрит на традицию с долей критики и иронии — так же, как в 20 веке это будут делать неоклассики. Неслучайно Первая симфония Бетховена хорошо рифмуется с еще более озорной Первой («Классической») симфонией Прокофьева.

🧐 Первая часть

По традиции Бетховен начинает симфонию с медленного вступления, но вместо того, чтобы сразу показать главную тональность, он буквально водит слушателей за нос, начиная с лабиринта неустойчивых аккордов, которые приводят не туда — полторы минуты публика должна гадать, где обещанный до мажор?

Видео-пример на Ютубе

🎺 Бетховен сразу выводит на первый план духовые инструменты, что тоже необычно. В газете написали о симфонии: «Только уж слишком обильно применены в ней духовые инструменты; создавалось впечатление, будто звучит скорее духовая музыка, нежели полный оркестр».

📣 Но для Бетховена симфония — жанр не камерный (как для его предшественников), а публичный. В дальнейшем роль духовых еще больше усиливалась, а симфонии Бетховена становились все более «громкими».

〰️ Вторая часть

Для второй, медленной, части Бетховен выбрал жанр менуэта, а не традиционную лирику. Однако танцевать под него невозможно — в нем нет необходимых для танца ровных «квадратных» построений: вместо необходимых 8 тактов в главной теме их всего 7. Бетховен усложняет фактуру подголосками, полифонией, перекличками инструментов и все время нарушает ощущение четкого метра.

Видео-пример на Ютубе

🩰 Среди необычных находок — заключительная партия, где скрипки будто танцуют на пуантах на фоне ударов литавр. Так Бетховен заявляет, что относится к литаврам не как к шумовому вспомогательному средству, а как к равному участнику оркестра, способному играть самостоятельную роль и даже временами солировать. (Через 5 лет Бетховен напишет Концерт для скрипки с оркестром, где во вступлении тоже сольная партия литавр).

Видео-пример на Ютубе

🎉 Третья часть

Вторая часть обозначена Andante cantabile, но на самом деле это менуэт. Третья часть обозначена «менуэт», но на самом деле это скерцо. Прежде скерцо в третьей части появлялось только в камерной музыке, Бетховен узаконил его в симфонии.

Однако, если это менуэт, то такой зажигательный менуэт могла танцевать только молодежь, которой не важны хорошие манеры старшего поколения. Можно представить себе, что это карнавал, где возможны разные розыгрыши и происшествия.

Видео-пример на Ютубе

😏 Поначалу кажется, что в Трио (средняя часть скерцо) Бетховен решил стать серьезным: «хор» деревянных духовых и валторн напоминает благочестивый хорал. Однако его сопровождают озорные пассажи скрипок, которые превращаются в откровенное хихикание и перебивают воображаемых «святош». И непонятно, то ли на вечеринку забрела компания монахов, то ли монахи оказались ряжеными.

Видео-пример на Ютубе

🤹‍♂️ Четвертая часть — финал

Короткий стремительный финал традиционнее остальных частей. Это самая моцартовская часть. Здесь много остроумных и по-театральному эффектных деталей.
Во вступлении, после торжественного аккорда, Бетховен опять играет со слушателями: он шутливо растягивает вступительный пассаж (гамму) на несколько тактов, прерывает музыкантов и не даем им возможность сразу дойти до нужного звука.

Видео-пример на Ютубе

🎺 Театральная связующая партия с трубами и литаврами напоминает бутафорски-торжественное шествие, а совершенно беззаботная побочная партия (у Бетховена мало такой музыки) звучит как дуэт из комических опер Моцарта.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/662mxZCoVcfDbw

Премьера симфонии состоялась весной 1800 года в Вене в авторском концерте Бетховена. Она посвящена барону Готфриду ван Свитену — и даже в этом есть преемственность: дипломат, а впоследствии заведующий Императорской библиотекой в Вене, ван Свитен был поклонником музыки Баха и Генделя, материально поддерживал Моцарта и его семью, написал либретто к двум ораториям Гайдна.

курс Level One

Как слушать классическую музыку

Курс лекций о том, как слушать классическую музыку. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5500₽ 2750₽

подробнее о курсе

Бетховен: сочинения, биография, братья и сестры и другие факты

Бетховен: сочинения, биография, братья и сестры и другие факты — Classic FM

Он заново изобрел симфонию, переделал струнные квартеты и переосмыслил фортепианные сонаты — но еще многое предстоит узнать о Людвиге ван Бетховене, глухом композиторе, который навсегда изменил музыку.

Подробнее Бетховен последний

Если Бетховен был совершенно глухим, как он сочинял музыку?

Ресторан McDonald’s в Уэльсе сыграет Бетховена, чтобы бороться с антиобщественным поведением поздно ночью

Послушайте, как японский мегахор из 10 000 человек поет «Оду к радости» Бетховена.

Леброн Джеймс рассказал, что слушает Бетховена, чтобы «успокоиться» перед играми

Выступление оркестра в космосе Бетховена заставило легендарного дирижера расплакаться

Сэйдзи Одзава

Как звучит «Ода к радости», триумфальный хоровой гимн Бетховена?

Когда Даниэль Баренбойм, Йо-Йо Ма и Анн-Софи Муттер объединились, чтобы подарить нам до боли прекрасного Бетховена

Даниэль Баренбойм

Сила «Похоронного марша Бетховена», музыкального шедевра, сыгранного во время шествия королевы

Симфония Бетховена исключена из Эдинбургского международного фестиваля из-за разногласий по поводу маски Covid-19

Исследование показало, что дельфины лучше ведут себя после прослушивания Баха и Бетховена

Подробнее Лучшая классическая музыка

15 самых известных мелодий классической музыки

Откройте для себя музыку

15 величайших симфоний всех времен

Откройте для себя музыку

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

Откройте для себя музыку

25 лучших пианистов всех времен

Откройте для себя музыку

10 самых романтичных оперных дуэтов всех времен

Откройте для себя музыку

Последнее на Классическом FM

Ланг Ланг ошеломил лондонский вокзал импровизированным фортепианным дуэтом с женой Джиной Элис

Ланг Ланг

«На западном фронте без перемен» получил «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек на 95-й церемонии вручения премии «Оскар»

«Оскар»

Основные моменты радио Classic FM на этой неделе, в том числе «Альбом недели» и «Drive Discovery»

Все номинированные на «Оскар» саундтреки на церемонии вручения премии «Оскар» 2023 года и как они звучат

Оскар

Классический пианист играет импровизированный дуэт с шаловливым малышом посреди вокзала

Откройте для себя музыку

Фортепиано для прикованных к постели музыкантов было настоящим изобретением 1930-х годов.

Откройте для себя музыку

The King’s Singers говорят, что студенты христианского колледжа «пришли» к ним после отмены шокирующего концерта Крыша

Видео

The King’s Singers говорят, что христианский колледж отменил свой концерт из-за «беспокойства по поводу сексуальности»

The King’s Singers

Этот резкий сигнал будильника iPhone превратился в масштабную фортепианную фантазию.

Видео

Людвиг ван Бетховен | Биография

Бетховен написал одну из самых волнующих физически и духовно музыкальных произведений. Его творчество — квинтэссенция классической музыки, и, несмотря на далеко идущие медицинские и эмоциональные муки (к 40 годам он полностью оглох), его музыка — свидетельство стойкости человеческого духа перед лицом жестокой невзгоды — в нем сплошная радость. финал Седьмой симфонии и медленные движения его поздних произведений, кажется, передают безмятежность, совершенно несовместимую с беспокойной личностью одинокого человека. Бетховен бросил вызов будущему, который все еще ощущается всякий раз, когда композитор намеревается написать новую сонату, квартет или симфонию. Даже его имя приобрело монументальный статус в нашей культуре. Бетховен родился в Рейнской области на западе Германии. Его отец был придворным музыкантом, который надеялся заработать деньги, используя своего сына как вундеркинда. Он также был алкоголиком, и к подростковому возрасту Бетховен-младший стал кормильцем и главой семьи. К счастью, талант ребенка был достаточно велик, чтобы вмешались учителя и члены придворного круга. Именно они поставили его на более безопасный карьерный путь. В то время Вена была местом, куда любой немецкий или австрийский музыкант должен был отправиться, чтобы завоевать репутацию, и неизбежный переезд произошел в 179 г.2, через год после смерти Моцарта. Бетховен ранее посещал Моцарта в Вене и когда-то надеялся изучать с ним композицию. Вместо этого его учил Гайдн, чья терпимая натура была бы значительным преимуществом, хотя они редко сходились во взглядах. Бетховену не хватало социальной грации, которая сделала бы его жизнь более гладкой, но он был достаточно крепок, чтобы выжить. Он изо всех сил старался наладить связи с богатыми и знатными покровителями, а также зацепился за виртуозных инструменталистов того времени, сочиняя для них показательные произведения и выступая в качестве аккомпаниатора в их турах. Такие произведения, как Соната для валторны и наборы вариаций для виолончели и фортепиано, отражают поспешность их сочинения, но они были написаны для немедленного эффекта, а не для потомков. Замыслы первой симфонии Бетховена были совершенно иными. Впервые она прозвучала на концерте, устроенном самим композитором в Вене в 1800 году. Построенная по образцам Гайдна или Моцарта, она заметно крепче по темпераменту и более выдержана по интенсивности, чем произведение любого из них. Симфонии этого времени начинались прочно и надежно в домашней тональности. Однако произведение Бетховена начинается с череды диссонансов. Они решаются, но при этом ведут нас не к дому, а от него. Правила не нарушаются полностью, но они растягиваются и тщательно опрашиваются. Это смелый жест, который служит метафорой всего отношения Бетховена. Его первая и вторая симфонии дразнили условность, но третья, «Героическая» (1805 г.), была поистине революционной. Первоначально партитура была посвящена Наполеону Бонапарту, тогдашнему лидеру Французской революции. Симфония начинается с ударов молота и напряженного, решительного вдоха. Он переходит от похоронной музыки для одного героя к облагораживанию деревенского танца — возможно, к героизму масс. Сам Бонапарт считался героическим освободителем народа, пока не провозгласил себя императором Франции. Бетховен выразил свое разочарование тем, что сердито стер посвящение с титульного листа своей симфонии. Помимо социальных проблем, музыка «Героики» представляет собой огромный скачок от классицизма к романтизму. Основная мелодия первой части попадает в ожидаемые классические фразы только в самых последних тактах. Сначала идут трансформации и приключения масштабно расширенного развития и кода. Разногласий и бафтинговых акцентов предостаточно. Часто выделяются ветер и латунь. Две валторны были обычным явлением для того времени — Бетховен добавил третью, значительно усилив присутствие духовых. Бетховен неоднократно открывал новые горизонты не только в своей оркестровой музыке. 32 фортепианные сонаты, которые он писал очередями на протяжении всей своей карьеры, экспериментируют с формой во всех направлениях, используя весь выразительный диапазон инструмента, который сам быстро менялся, становясь все громче и со все большим диапазоном нот. Несмотря на эту постоянную революцию, все более интегрированный мелодический материал скрепляет сонаты. Самая дальновидная музыка Бетховена представлена ​​в струнных квартетах, которые он написал в последнее десятилетие своей жизни. Их гармоничный язык лежит на краю своего времени. Их мелодии находятся в состоянии постоянной трансформации – форма и содержание теперь неразрывно связаны. Grosse Fuge, op.133, изначально задуманная как финал квартета op. 130, показывает страстное самовыражение Бетховена, сражающееся с правилами строгого контрапункта. Ни одна из сторон не идет на компромиссы, и порядок доводится до грани хаоса. Мало кто из современных слушателей мог понять такую ​​музыку. Тем не менее, еще при жизни Бетховен был широко признан гением. Хотя его возмущало рабство, которое было обычным уделом музыкантов, включая его отца, он не мог позволить себе быть полным бунтарем. Но вместо того, чтобы быть его учителями, принцы, графини и эрцгерцоги, которые финансировали его карьеру, были его учениками по музыке и очень часто его друзьями. С 1809 г.и далее Бетховен смог действовать как независимый художник, что свидетельствует о ценности, которую ему придавали те, кто имел влияние. Группа его богатых соратников и покровителей предоставила ему ежегодный финансовый грант при условии, что он останется в Вене. Статус-кво не изменился, но Бетховен мог писать в соответствии со своим вдохновением, а не для двора или церкви. В зрелом возрасте он создал произведения во всех жанрах, которые открыли новые горизонты и остались в основе репертуара. Никто прежде не писал концертов столь объемных, как Концерт для скрипки с оркестром или Пятый фортепианный концерт. Его единственная опера «Фиделио» восходит к бурным дням революционного идеализма, но ее крик о свободе эхом отозвался на протяжении столетий. Торжественная месса продолжает очаровывать слушателей любопытной смесью небесной и земной музыки, в то время как Девятая симфония с ее дерзким введением голосов остается высшим произведением, которым можно отметить и посвятить великие события. Жизнь никогда не становилась легкой для Бетховена. Ежегодного гранта в 4000 флоринов было недостаточно, чтобы покрыть его потери на публичных концертах. Его хамство приводило к частым ссорам и мешало длительным отношениям с женщиной. Его глухота стала заметной до 30 лет и полностью исчезла в течение восьми лет. Это был глубокий психологический удар и огромное препятствие для его профессии. Но это была лишь одна из ряда болезней, которые привели к его смерти в возрасте 56 лет. Его влияние можно услышать в музыке композиторов от Шуберта до Берлиоза, от Брамса до Малера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *