Биография о державине краткое содержание: Краткая биография Державина Гавриила Романовича – жизнь и творчество поэта

краткая биография, фото, творчество, факты из жизни

Одной из наиболее выдающихся личностей в российской культуре конца XVIII – начала XIX веков был Державин Гавриил Романович. Он являлся яркой фигурой, и как государственный деятель, и как поэт, перу которого принадлежат наиболее известные стихотворения своего времени, пропитанные духом эпохи Просвещения. Мало кто из людей смог столько сделать для развития культуры своей страны, сколько сделал Гавриил Державин. Биография и творчество этого великого человека, бесспорно, заслуживают подробного изучения.

История рода

Но прежде чем начать изучать факты из жизни Державина Гавриила Романовича, давайте бегло взглянем на историю его рода.

Семейство Державиных имеет татарские корни. Основателем рода считается ордынский мурза Брагим, который перешел в XV веке на службу к Великому князю Московскому Василию II Темному и крестился под именем Илья. Учитывая, что новообращенный татарин был знатного рода князь даровал ему дворянский чин.

У Брагима был сын Нарбек, в крещении названный Дмитрием, от старшего сына которого произошел род Нарбековых, а от младшего – Алексея Нарбекова, прозванного Держава, как раз и образовалась династия Державиных.

Потомки основателей рода полностью обрусели, чему в значительной мере благоприятствовали многочисленные браки с представительницами русского дворянства, занимали значительные посты при князьях и царях Российской державы. В частности, были воеводами и стольниками. Вот как раз потомком этого славного рода и был Державин Гавриил Романович.

Молодость Державина

Жизнь Гавриила Романовича Державина началась 3 июля (по старому летоисчислению) 1743 года. Именно тогда он был рожден в селе Сокуры Казанской губернии в семье военного офицера Романа Николаевича Державина и Фёклы Козловой.

Из-за специфики военной службы Романа Николаевича семейству постоянно приходилось переезжать с места на место. Впрочем, Гавриил Романович лишился отца уже в 11 лет.

Будущий поэт начал получать образование с семи лет, когда был отправлен учиться в пансион. Впрочем, из-за бедности, в которую скатилась семья после утери кормильца, продолжать образование было довольно трудно. Тем не менее, в 1759 году Гавриил Державин поступает в Казани в учебное заведение гимназического типа, которое с успехом через три года оканчивает, демонстрируя одни из лучших результатов в обучении. Впрочем, на этом его обучение заканчивается. Подобное образование даже по тем времена считалось поверхностным.

Сразу же после окончания учебы Гавриил Романович был зачислен рядовым солдатом в Преображенскую гвардию. Там же он начинает писать первые стихи. В составе этого подразделения участвовал в государственном перевороте 1762 года с целью свержения императора Петра III и возведения на престол Екатерины, позже прозванной Великой. Этот факт в немалой степени отразился на его дальнейшей карьере.

Через десятилетие после переворота Гавриил Державин, наконец, получает офицерское звание, а ещё через год впервые были опубликованы его стихотворения. Тогда же он отличился в борьбе против мятежа Пугачева.

На государственной службе

Уйдя с военной службы в 1777 году, благодаря своей личной просьбе в письме к императрице Екатерине, Державин Гавриил Романович переходит на статскую службу. Кроме того, он получил ещё 300 крестьян во владение. Ещё через полгода становится экзекутором в сенате. В 1780 году он стал советником по государственным доходам и расходам, что являлось довольно прибыльной должностью.

Широкую славу как поэт Державин приобрел в 1782 году, благодаря публикации своей оды «Фелица», посвященной прославлению императрицы Екатерины II. Безусловно, данное произведение было переполнено лести к высочайшей особе, но в то же время оно было высокохудожественным и прямо способствовало дальнейшему карьерному росту автора. Именно благодаря ему, завоевал благосклонность императрицы Гавриил Державин. Биография его в дальнейшем состоит из чреды продвижений по служебной лестнице. В том же году он становится статским советником.

В 1783 году была основана Академия в Санкт-Петербурге, и поэт с момента открытия стал её действительным членом.

Впрочем, нельзя сказать, что все у него было абсолютно гладко на государственной службе. Из-за конфликта с высокопоставленным князем Вяземским, своим бывшим покровителем, ушёл в отставку Гавриил Романович Державин. Краткая биография не дает возможности остановиться на всех моментах этого дела.

Впрочем, уже в 1784 году он был направлен для управления Олонецкого наместничества в Карелии. Там Гавриил Романович отличился большим старанием в налаживании общественной жизни и экономики региона, тем самым показав свои высокие организаторские таланты. Этому периоду жизни и краю, которым управлял поэт, посвящен значительный массив поэтического творчества Державина.

Уже через два года ему предоставляют более выгодную должность Тамбовского наместника, сулившую больший доход и привилегии.

Вершина служебной карьеры

Тем временем, все новых и новых служебных высот добивается Державин Гавриил. Кратко говоря, в 1791 году он становится секретарем самой императрицы Екатерины, а ещё через два года повышен до звания сенатора и тайного советника. С этих пор можно смело заявлять, что Державин пробился в элиту российского общества.

В 1795 году Державин Гавриил Романович жалован званием президента Коммерц-коллегии — государственного органа, задачей которого было управление и контроль за торговлей. Безусловно, это была очень доходная должность.

Уже после смерти Екатерины, при императоре Павле I Гавриил Романович стал государственным казначеем и правителем канцелярии Сената. При наследнике Павла Александре I в 1802 году Державин получил министерский портфель, став министром юстиции. Это была вершина его служебной карьеры.

Отставка

Но уже в 1803 году в возрасте шестидесяти лет министр юстиции уходит в отставку и больше никогда не возвращается на государственную службу, прожив до самой смерти в одной из своих усадьб в селе Званка Новгородской губернии. Существует целый ряд причин, которые привели к тому, что вынужден был отойти от дел Гавриил Романович Державин. Краткая биография позволяет лишь перечислить их, без указания подробностей. Это преклонный возраст, усталость от государственной службы самого Державина, и главное — желание его отстранения новыми фаворитами Александра I.

Впрочем, в данном событии есть и положительный момент: отставка позволила Гавриилу Романовичу сконцентрироваться на литературной деятельности.

Ранее творчество

Творчество Гавриила Державина носит знаковый характер для своего времени. Как уже говорилось ранее, первые свои стихотворения он написал, будучи рядовым в Преображенской гвардии. Правда, эту поэзию Державин писал скорее для себя, чем на общий обзор.

Впервые его стихотворения были опубликованы только через десяток лет в 1773 году, когда Державин занимал уже офицерскую должность. Но славу поэта общегосударственного уровня ему принесла ода «Фелица», посвященная Императрице Всероссийской Екатерине II. Данное произведение изобиловало комплиментами и восхвалениями монаршей особе, но в то же время его композиция бала достаточно стройна, а употребляемые метафоры ставили оду на одну ступень с величайшими творениями современной ей поэзии.

Именно после публикации «Фелицы» Державин стал одним из наиболее известных поэтов России своего времени.

Дальнейший творческий путь

Сложную судьбу имел Гавриил Державин. Факты из его жизни свидетельствует о том, что даже занимая высочайшие государственные посты, он не забывал о поэзии. Именно к этому периоду деятельности относится написание таких знаковых произведений, как «Гром победы раздавайся», «Лебедь», «Бог», «Вельможа», «Водопад» и многих других. Каждое из них обладало своими концептуальными особенностями и актуальностью тематики. Например, «Гром победы раздавайся» был положен на музыку и до середины XIX века считался неофициальным российским гимном. Ещё одно творение поэта «Осень во время осады Очакова» было своеобразным стихотворением-призывом к активным действиям против османской армии. А такие произведения, как «Лебедь» и «Водопад», были написаны под впечатлением пребывания Державина в Карелии.

Державин писал как лирические стихотворения, так и эпические, направленные на поднятие боевого духа и возвеличивание Императрицы и Российской империи. В каждом его произведении была своя неповторимая изюминка.

Примечательно, что большинство наиболее известных творений Гавриила Романовича хронологически приходятся как раз на период его наивысшего продвижения по карьерной лестнице на государственной службе.

Литературная деятельность после отставки

Как уже было сказано выше, отставка с государственной службы позволила Державину уделять больше времени поэзии и литературной деятельности в целом.

В 1808 году было издано новое собрание его сочинений в пяти частях.

В 1811 году совместно с другим значительным деятелем российской культуры Александром Семеновичем Шишковым министр в отставке создает литературное общество. Создание этой организации, безусловно, одно из многих деяний, которыми мог бы гордиться Гавриил Державин. Краткая биография, к сожалению, сужает рамки повествования и не дает подробно рассказать о деятельности данного общества.

Особо следует отметить ставшую в будущем знаменитой встречу Державина с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Правда, тогда Пушкин был ещё студентом и славы не имел, но Гавриил Романович, принимая экзамен, уже в то время заметил в нем задатки гения. Эта знаменательная встреча произошла за год до смерти Державина в 1815 году.

Семья

Гавриил Державин был женат дважды. В первый раз он женился в возрасте 35 лет на шестнадцатилетней Екатерине Яковлевне Бастидон, которая являлась дочерью камердинера свергнутого императора Петра III, бывшего португальцем. Отсюда и такая странная для России фамилия. Свадьба произошла в 1778 году. Между молодоженами были довольно трепетные чувства, что и неудивительно, учитывая личные качества Гавриила Романовича и красоту Екатерины Яковлевны. Недаром Державин считал свою супругу музой, которая вдохновляет его на творчество.

Но счастье не бывает вечным, и Гавриила Державина постигает большое горе. Его молодая супруга, будучи всего 34 лет от роду, умирает в 1794 году. Упокоена она на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга.

Хотя горю Гавриила Романовича не было границ, уже через полгода после смерти супруги он женился во второй раз. Его суженой стала дочь обер-прокурора и статского советника Дарья Алексеевна Дьякова. В момент их бракосочетания невесте было всего 28 лет, в то время как Державину – 51 год. Нужно сказать, что в отличие от первого брака поэта этот союз строился не на любви, а на дружбе и взаимоуважении. Пережила Дарья Алексеевна своего мужа на целых 26 лет, но тем не менее во второй раз замуж не вышла.

Детей у Гавриила Романовича Державина не было, но он взял на себя присмотр за детьми своего погибшего друга Петра Лазарева, которых звали Андрей, Алексей и Михаил. Последний из них в будущем стал первооткрывателем Антарктиды.

Смерть поэта

Умер Гавриил Романович Державин в своем поместье Званка, в котором и прожил все последние годы после отставки с министерской должности. Случилось это на семьдесят третьем году жизни поэта 8 июля (по старому стилю) 1816 года. Во время кончины с ним рядом находилась его верная жена Дарья Алексеевна.

Но, кроме жены, об утрате такого мощного культурного светоча своего времени, безусловно, горевала значительная часть российской интеллигенции и просвещенных личностей, а также людей, которые просто были знакомы с Гавриилом Романовичем и знали его как отзывчивого и благородного человека.

Похоронен Гавриил Державин в Свято-Преображенском Соборе, что расположен невдалеке от Новгорода.

Итоги жизни и наследие

Довольно сложную, насыщенную и интересную жизнь прожил Державин Гавриил Романович. Факты из его биографии свидетельствуют о значительной роли этой личности как в культурной жизни страны, так и в общественной деятельности. Особо следует выделить его службу на благо Российской империи на различных государственных постах. Но главное наследие, которое оставил Гавриил Державин, – это, конечно же, его гениальная поэзия, высоко ценимая как современниками поэта, так и потомками.

И сейчас в России помнят о той лепте, которую внес Гавриил Романович в развитие отечественной культуры. О чествовании памяти великого поэта свидетельствуют многочисленные памятники, стелы и мемориальные доски, установленные Державину в разных городах России, в частности, в Петрозаводске, Казани, Санкт-Петербурге, Тамбове, и, конечно же, на территории его усадьбы Званка, расположенной в Новгородской области, где гений провел последние годы своей жизни. Кроме того, в честь Гавриила Державина во многих населенных пунктах называются улицы, площади, учебные учреждения и т. д.

Особняком следует выделить Музей-усадьбу великого поэта. Именно в этом особняке во время несения службы в Санкт-Петербурге проживал Гавриил Державин. Фото усадьбы со стороны Польского сада представлено ниже.

Теперь это здание считается главным музеем, посвященным жизни и творчеству Гавриила Романовича Державина. Сегодняшний свой статус бывшая усадьба приобрела только в 2003 году, хотя решение о создании музея было принято за пять лет до этого. В предыдущие годы тут находилась коммуналка. Теперь же в здании воссоздан интерьер времен жизни Державина.

Безусловно, память такой выдающейся личности, как Гавриил Романович Державин, не заслуживает забвения и забыта никогда в России не будет.

Державин Г. Р. Биография поэта: основные вехи

В истории русской литературы первым писателем, который прославился на весь мир еще при жизни, был Державин Г. Р. Биография его и творчество стали известны в Европе благодаря духовной оде «Бог». Она была написана автором в момент высочайшего просветления.

Детские и юношеские годы поэта

Биография Державина краткая, разумеется, может отобразить только ключевые моменты его жизни. На свет Гаврила появился в июле 1743 года в деревне Кармачи, расположенной в Казанской губернии.

Родители его происходили из дворянской, однако не имевшей большого достатка, семьи. Отец взял в жены бездетную вдову Феклу Андреевну Горину. Гаврила был их первым ребенком. В 7 лет мальчика отдали на обучение в частный пансион немца Розе. Там он провел 4 года. В 1754 году умер глава семейства. Вдова осталась с тремя детьми на руках и не имела чем оплатить даже долги мужа. Соседи, воспользовавшись ее беспомощностью, еще и отняли те земли, которые принадлежали Державиным. И все-таки ей удалось определить сыновей в гимназию, которая только что открылась в Казани. Гаврила показал настолько великие способности, что директор гимназии упомянул о нем на встрече с Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Граф сразу же велел, чтобы наряду с другими дворянами кондуктором Инженерного корпуса был записан и Державин Г. Р. Биография же его свидетельствует об ином. Отрока по каким-то причинам определили в Преображенский полк обычным рядовым, а в 1762 году уже вызвали на службу в Петербург. В солдатах Гаврила Романович оставался долгих 10 лет. Многое ему довелось пережить за эти годы. В это время произошел государственный переворот, поменялась власть: вместо убитого Петра III править начала Екатерина II. Но как бы ни прошел день Державина, по ночам он читал доступные книги и сочинял стихи.

Принудительная отставка. Женитьба поэта

Только в 1772 году добился Державин Г. Р., биография которого до этого и так была нелегкой, чтобы его наконец-то повысили до унтер-офицера и перевели в казарму для дворян. Там он пристрастился к игре в карты. Возбужденное против него уголовное дело тянулось 12 лет, так ничем и не закончившись. Свои переводы, стихотворения и оды поэт впервые опубликовал в 1773 году. Три года он находился в войсках генерала Бибикова, которые старались подавить восстание Е. Пугачева. В свободное время Державин продолжал писать. Неожиданно начальство отправило Гаврилу Романовича за его прямолинейный характер в отставку. Вскоре он нашел влиятельного покровителя. Им стал князь Вяземский. Он помог Державину получить должность в Сенате. Однако поэт понял, что там, где нет правды, он работать не сможет. В 1778 году Гаврила Романович решил жениться. Избранницей его стала 18-летняя Екатерина Яковлевна Бастидон. В этот же период поэт вошел в литературный кружок. Он обратился к написанию духовной поэзии.

Покровительство Екатерины II

Появившаяся «Ода к Фелице» привела императрицу в восторг. В благодарность она назначила поэта сначала Олонецким, а потом Тамбовским губернатором. Здесь он сразу же развел кипучую деятельность. В Тамбове открыл театр, сиротский приют, школу, народный дом. Гаврила Романович как мог боролся с бюрократией и несправедливостью. Это не понравилось властям Петербурга, на него пожаловались. Екатерина решила, что надежнее будет держать поэта при себе и никаких дел ему не поручать. По ее приказу Державин прибыл в столицу и более 2 лет жил там праздно. Только в 1791 году Екатерина дала ему должность: ее личным секретарем по жалобам теперь стал Державин Г. Р. Биография его с этих пор ощутимо переменилась. В 1793 году Державин стал сенатором, а потом и президентом коммерц-коллегии. Поэт стал достаточно богатым и смог позволить себе купить себе дом на Фонтанке. В этом же году умерла его первая супруга. Вскоре Гаврила Романович снова женился, теперь уже на подруге покойной – Дарье Дьяковой.

Новые назначения

В 1796 году, после смерти императрицы, Павел I определил поэта правителем Совета. Из-за дерзкого поведения надолго там не задержался Державин Г. Р. Биография его, правда, при этом особо не пострадала: стоило ему написать похвальную оду императору, как он снова получил несколько высоких назначений подряд. Когда императором стал Александр I, он дал Державину должность министра юстиции. Правда, на этом посту Гаврила Романович долго не пробыл, так как, по словам правителя, «слишком ревностно служил».

Последние годы жизни Державина

В 1809 году поэта окончательно удалили от всех дел. Он жил то в имении, то в Петербурге. Своих наследников у Державина не было. Он занимался воспитанием детей покойного друга. Любил привечать Гаврила Романович и талантливых молодых людей. Известно, что он одобрил первые опыты и Пушкина, и многих других поэтов, ставших впоследствии знаменитыми. Гаврила Романович пережил нашествие Наполеона и изгнание его армии из страны. Умер поэт Державин, биография которого была столь насыщенной, летом 1816 года в собственном имении. Похоронили его в церкви женского монастыря, расположенного рядом с Новгородом.

Project MUSE — Дерзость Дерявина: Нравственно-эстетическая независимость поэта в России Анны Лизы>Крона (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Отзывы Старуха,Анна Лиза. 7. Смелость Дерзавина. Мораль и эстетическая независимость поэта в России. Славица, Блумингтон, ИН, 200I. iv + 258 стр. Рисунки. Заметки. Приложение. Индекс. 24,95 доллара (мягкая обложка). ЭТО первая за много лет крупная англоязычная экспертиза поэзии и наследия Державина. Партоне посвящает пять глав центральным вопросам эстетики Державина и, собирая воедино взгляды Державина на тон, язык, авторитет поэзии как вида искусства и статус поэта, по сути, пытается дать трактат, который Державин мог бы написать, если бы он создал свою собственную искусство поэзии. Сила второй части заключается в широте охвата и глубине анализа, предлагаемого в следующих пяти главах. В них обсуждаются его основные и второстепенные стихотворения, сплетаются увлекательные преемственности и связи между известными и менее известными произведениями. В шестой главе дается новый взгляд на избитую тему новаторства в оде, в седьмой главе учитываются взгляды историка Ричарда Вортмана на перечитывание «Фелицы», в то время как другие главы прослеживают изменение статуса поэта и убедительно доказывают, что Державин через свою поэзию и биографию оказал серьезное влияние на статус поэзии с 1820-х годов.

Одна из сильных сторон книги заключается во впечатляющем чувстве Кроун к формальным паттернам, особенно к синтаксическим структурам. Ее теоретическая отправная точка — версия структурализма Якобсона, делающая акцент на бинарных оппозициях. Она приходит к выводу, что колебания между высоким и низким стилем составляют основу лингвистического и эстетического новаторства Державина. Историкам языка ее предположения и выводы о выполнении синтаксиса Державина могут показаться проблематичными. Литературоведы могут заключить, что бинарная модель редуктивна и, возможно, затемняет риторический характер использования Державиным симметрии и батоса. Ирония и амбивалентность, истинные цели его тональной стратегии, почти никогда не упоминаются. Учитывая состояние текучести литературного языка в этот период и учитывая шаткое понимание Державином европейских моделей в любом языке (утверждения ПейсКрона на стр. 67), другие наблюдения об интенциональности и философской коннотации дикции кажутся более спорными, чем Кроун.
признает. Связь между синтаксисом и эстетикой, реальная проблема для Ломоносова, должна быть обоснована не только в главе четвертой, но и в неоклассических теориях аббата Батте. Некоторые читатели, придерживающиеся иного подхода к истории литературы, могут пожалеть об использовании когда-то традиционных разделений на классицизм, романтизм, век разума и век чувств. В книге выдвигается важный тезис о вкладе Державина в формирование образа поэта в русской культуре. Это тезис, вызывающий вызов. Кроун исходит из широко распространенного клише, что русские поэты пользуются особым статусом в русской культуре, и что серьезность Державина отражает и увеличивает этот статус. Это интересная и до сих пор актуальная тема. Досадно, что Крон по крайней мере не пересматривает свои предположения (а отсутствие библиографии затрудняет отслеживание ее мыслей), поскольку ее выводы можно было бы с пользой интегрировать в спектр подходов. ОТЗЫВЫ 319Некоторые недавние ученые подтвердили иератическое значение поэта, перенеся влиятельную парадигму о сакрализации царя на фигуру поэта.
Это подход, который рискует спутать две разные тенденции, объединенные родственной лексикой, а не лежащей в основе культурной грамматикой. Другие исследователи более эмпирически видят в статусе поэзии результат микроистории того или иного периода, а культ поэта все больше выглядит как ретроспективное неверное прочтение (здесь основополагающая работа Поля Бенишу о поэтах-романтиках может многое предложить русским). Кроун утверждает, что «чрезвычайное благоговение перед поэтами и поэзией [. . .] была постоянной чертой русских элитарных культур с середины восемнадцатого века» (стр. 1)? Огромное количество свидетельств легко опровергает эту анахроничную отправную точку того, что на самом деле является круговым аргументом. Императрицы Елизавета и Екатерина относились к Тредиаковскому и Сумарокову совсем не с благоговением, а сам Пушкин успокаивающе грубо относился ко многим своим предшественникам и писал стихи, утверждающие статус поэта, именно потому, что возвышение поэта не было данностью.
Таков посыл недавней работы Г. С. Смита, С. Сандлера и Андрея Зорина (чья книга о рецепции Державина в девятнадцатом веке Кроуном не отмечена). Знание Державином из вторых рук светских ценностей Просвещения, а не русского культурного наследия, наделило его верой в силу разума и…

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

Проект MUSE — Три метафоры жизни: Поздняя поэзия Державина Смоляровой Татьяны (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

ОТЗЫВЫ 535 Смолярова Татьяна. Три метафоры жизни: Поздняя поэзия Державина. Перевод Рональда Мейера, совместно с Нэнси Уоркман и Татьяной Смоляровой. Под редакцией Нэнси Уоркман. Либер Примус. Academic Studies Press, Бостон, Массачусетс, 2018. 319стр. Иллюстрации. Заметки. Индекс. 79 долларов США. Русский текст, на котором основана эта книга, был опубликован в Москве в 2011 году издательством «Новое литературное обозрение» под названием «Зримая лирика».

Он был тепло принят, особенно за его авантюрный, глубоко информированный интеллектуальный размах. Эта английская версия заслуживает признания прежде всего как переводческий подвиг; конкретный вклад каждого из трех зачисленных лиц не указан. Основная трудность возникает, разумеется, при адекватном переводе исходного материала, исчерпывающе и двуязычно цитируемого здесь, — трех крупных стихотворений из солидного корпуса произведений, созданных Державиным после вынужденной отставки с государственной службы в 1803 г.: «Волшебный фонарь» (1804 г.), «Радуга» (1806 г.) и «Евгению. Жизнь на Званке» (1807). Третьему из них, что неудивительно, достается львиная доля анализа, порядка 110 страниц. Эта поэзия сурова, изобилует архаизмами и, кажется, упивается синтаксисом, который иногда до безумия запутан. Задача перевода была выполнена с редкой чуткостью и проницательностью; наказывая, трудно представить кого-либо, читающего результат, который не может хотя бы нанести удар по оригинальному русскому языку.
Есть мелкие неточности, но их очень мало, ввиду громоздкости и варварства переводных текстов. Сказать все это о транспортном средстве ни в коем случае не умалить значение содержания, которое оно артикулирует. Почему оригинальное название книги было так радикально изменено, понять непросто. Английская версия, в конце концов, существенно не отклоняется от центральной темы оригинала Татьяны Смоляровой, а именно отношений между способами видения, модифицированными и артикулированными различными технологиями — иногда, как утверждается, в виде метафор — научными теориями и образным письмом ( а также такие заботы, как садовый дизайн). Эти технологии, в частности, включают в себя телескоп, волшебный фонарь, камеру-обскуру, вплоть до «стекла Клода», используемого приверженцами живописного. Через всю книгу проходит общеевропейская диалектика между этими телами размышлений о человеческом восприятии, восходящая к античности. Значительная часть приводимого здесь справочного материала изначально была написана на английском языке и, как правило, фильтровалась через французский язык, прежде чем попала в русскую версию, о которой, как утверждает Смолярова (с должной осторожностью, к счастью), Державин знал и которая помогла сформировать его мышление.
Александр Поуп по праву является ключевой фигурой. Цитаты и иллюстрации вторичного материала щедры. К сожалению, ввиду тематики, все иллюстрации монохромны, а иногда и уменьшены до мизерных размеров. Модное сейчас вставление в текст самостоятельных тематических вставок, где конкретная тема дается мини-ВИДЯЩАЯ, 97, 3, JULY 2019 536 энциклопедии, означает, что продолжительное повествование иногда с трудом получается, но читатели с проблемами концентрации внимания будут в восторге. Исключительно хороша в своем роде коробка на живописности. Но Смолярова может быть столь же полезной при внимательном чтении, как и при отвлечении внимания, о чем свидетельствует, в частности, анализ строф «паровой машины» «Евгению». Бывают, однако, ляпсусы при допущении фальсифицируемых утверждений: зияет бездна, когда вольный ямб державинской «Девушки у арфы» относят к «ухабистым верлибрам»; в последнем стихотворении Державина и в его переводе Морриса Галле «пятистопный ямб кажется решающим» — но оба они четырехстопные; а пятистопный ямб в «Очерке о человеке» Поупа не имеет фиксированной цезуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *