Биография н а добролюбов: Добролюбов биография кратко – жизнь критика Николая Александровича, творчество и интересные факты

Биография Николая Александровича Добролюбова – творчество и личная жизнь автора, читайте на Литрес

Об авторе

Николай Александрович Добролюбов – русский литературный критик, публицист и революционер.

Николай Добролюбов родился 24 января 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Мальчик имел большую страсть к литературе, с трех лет читал наизусть басни Крылова, позже стал одним из лучших в духовной семинарии. В 1853 году Николай отлично закончил обучение и поступил в Главный педагогический институт Петербурга. После смерти отца Николай по собственному решению стал главой семьи и начал энергично работать, отсылая большую часть денег домой.

С 1854 года Добролюбов решил полностью посвятить себя литературному творчеству. В рукописном студенческом журнале «Слухи» регулярно появлялись стихотворения и статьи Добролюбова, а в 1856 году в «Современнике» была напечатана первая статья будущего критика о «Собеседнике Российского Слова». Работал он чрезвычайно много и плодотворно, только за один 1958 год было создано семьдесят пять рецензий и статей. В своей критике Николай развивал взгляды и принципы Белинского и Чернышевского, усматривая назначение литературы в критике монархии. Философские взгляды автора нашли отражение в статьях, содержащих острые общественно-политические высказывания. Статьи-рецензии «Когда же придёт настоящий день?», «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве», «Забитые люди» – это яркие образцы реалистической критики русской литературы того времени. В статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» Добролюбов первым употребил термин «реализм» для обозначения художественного стиля.

Молодой автор-публицист был блестящим библиографом. Его «Обзор духовной литературы» архиепископа Филарета, статьи о Петре Первом, Роберте Оуэне образцы кропотливого научного труда. Свои взгляды на систему воспитания критик изложил в педагогических трудах: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами». Добролюбов-педагог выступал против подавления личности, воспитания покорности, осуждал физические наказания. Ратовал за воспитание всесторонне развитого самостоятельного человека, воспитание трудом, наглядным примером, за получение образования женщинами наравне с мужчинами.

Однако вскоре интенсивный умственный труд, большие физические и моральные нагрузки подорвали здоровье Николая Добролюбова – развилась чахотка. Весной 1860 года критик по настоянию друзей отправился за границу для лечения, но угасание продолжалось.17 ноября 1861 в возрасте двадцати пяти лет Николай Александрович Добролюбов скончался от туберкулеза и был похоронен в Санкт-Петербурге на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» рядом с могилой Белинского.

Слава к русскому критику пришла уже после смерти, когда Некрасов посвятил ему стихотворение «Светлой памяти Николая Добролюбова». Вскоре вышло полное собрание сочинений Николая Александровича, которое имело большой успех и только в девятнадцатом веке выдержало семь изданий большими тиражами.

Электронные книги Николая Добролюбова в нашем интернет-магазине можно купить и скачать для компьютера, телефона или ридера, а также прочесть онлайн.

Похожие авторы

Антон Чехов

Александр Куприн

Михаил Булгаков

Максим Горький

Стивен Кинг

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович (1836/ 1861)— русский публицист, критик, поэт, философ. Одной из важнейших тем творчества Добролюбова была социальная проблематика, вопросы познания, революционные, политические мотивы и др. Ему также принадлежат рецензии на известные книги (И. А. Гончарова, И.С. Тургенева и т. д.). Все свои работы Добролюбов выпускал под разными псевдонимами.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 86.

+ + +

Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) — российский публицист, литературный критик. Первые шаги в литературе сделал в 1849 г. В 1855—1856 гг. писал сатирические стихи на царствование Николая I, однако печататься начал с 1857 г. в журнале Н. Г. Чернышевского «Современник». Особенно интенсивно работал в 1858—1860 гг. Его статьи («Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день» и др.) формулировали основные идеи демократии и реализма в литературе.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 166.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. В философии — материалист и атеист. (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Седов М.Г. Философ-материалист, революционер, социалист-утопист (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964).

Иллерицкий В.Е. Литературная критика и публицистика являлись основной сферой деятельности Добролюбова (Советская историческая энциклопедия.

В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964).

Сухов А. Д. Русский литературный критик, публицист, поэт, философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кириллова Е. А. Ближайший последователь и сотрудник Чернышевского (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Свалов А. Общественный деятель-утопист. (Общественная мысль России XVIII– начала XX века: Энциклопедия. М., РОССПЭН. 2005).

Шикман А.П. Революционный демократ (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Критиковал существовавшую систему воспитания и обучения (

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001).

Кулешов В.И. Из «некрасовской» школы поэтов (В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989).

Пустарнаков В.Ф. Добролюбов считал сознание продуктом телесной организации (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Волков С.В. Ни в какой мере не был… (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев»,

2004).

Поэт и критик (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

Далее читайте:

Добролюбов Н.А. Проект социально-политической программы. 1856 г.

Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы. 1858 г.

Добролюбов Н.А. Деревенская жизнь помещика в старые годы. 1858 г.

Добролюбов Н.А. Рецензия на роман М. И. Воскресенского «Наташа Подгорич». 1858 г.

Добролюбов Н.А. Русская цивилизация (статья первая). 1858 г.

Добролюбов Н.А. Русская цивилизация (статья вторая). 1858 г.

Добролюбов Н.А. Роберт Овэн и его попытки общественных реформ. 1859 г.

Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года. 1859 г.

Добролюбов Н.А. Народное дело. 1859 г.

Добролюбов Н.А. От Москвы до Лейпцига. 1859 г.

Добролюбов Н.А. Черты для характеристики русского простонародья. 1960 г.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собрание сочинений: В 3 т. М., 1950-1952;

Собрание сочинений, т. 1-9. М. -Л., 1961-1964.

Избр. филос. соч.: В 2 т. М., 1945-1946;

 Избранное. М., 1984.

Литература:

Бердяев Н. А. Русская идея. Париж, 1946;

Бурлацкий Ф. М. Политические взгляды Н. А. Добролюбова. М., 1954.

Добролюбовские чтения. Горький, 1976, 1977.

Егоров Б.Ф. Николай Александрович Добролюбов. М., 1986.

Жданов В. В. Добролюбов. М., Молодая гвардия, 1961.

Караваев Г. Г. Политические и социологические взгляды Н. А. Добролюбова. Л., 1952.

Кружков В. С. Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М., 1976.

Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. Л., 1961.

Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы. Горький, 1965.

Н. А. Добролюбов. Указатель литературы. 1917—1960. Л., 1961.

Наумова М. А. Социологические, философские и эстетические взгляды И. А. Добролюбова. М., 1960;

Полянский Вал. (И. И. Лебедев). И. А. Добролюбов. Мировоззрение и литературно-критическая деятельность. 2-е изд. М., 1935;

Путинцев В. А. Жизнь и творчество Н. А. Добролюбова. М., 1957.

Седов М. Г. Изучение наследия Н. А. Добролюбова в прошлом и в наше время. — «Вопросы истории», 1987, № 6, с. 24—37;

Скрипилев Е. А. Добролюбов. М., 1988; Творческое наследие Добролюбова / Под ред. В. В. Богатова. М., 1988.

Творческое наследие Добролюбова. М., 1988.

Архивы:

РГАЛИ, ф. 166; ПД, ф. 97.

 

 

Николай Александрович Добролюбов | Русский литературовед

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Добролюбов Николай Александрович.

Николай Добролюбов

Николай Александрович Добролюбов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород — 17 ноября (29 ноября) 1861, СПб) — русский литературный критик на рубеже 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционер-демократ . Самые известные псевдонимы — Бов и Н. Лаибов, своим полным настоящим именем он не подписывался. Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно женился на Мельниковом-Печерском). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, был снесен в начале 21 века. С детства я много читала и писала стихи. С 17 лет в Петербурге учился в Главном педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) стал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические взгляды, что было отразилось в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Недолгая жизнь Добролюбова (умер от туберкулеза в возрасте 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много путешествовал по Европе) сопровождалась большой литературной деятельностью. Писал много и легко (по воспоминаниям современников, по заранее подготовленному логическому резюме в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), публиковался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» под номером исторических и особенно литературно-критических произведений; Н. Г. Чернышевский был его ближайшим сотрудником и единомышленником. Только в 1858 г. он опубликовал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально незаконные, специально направленные против Николая I, так и предназначенные для публикации, но не прошедшие цензуру вообще или в авторской редакции) остались неизданными при его жизни.

Сочинения Добролюбова, издававшиеся под видом чисто литературной «критики», обзоров естественнонаучных произведений или политических обзоров из зарубежной жизни (эзопов язык), содержали острые общественно-политические высказывания. Хотя все, что он написал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем-то, удачным, но он никогда не пытался обсуждать их литературную сторону: он использовал их только как карты. или фотографии. современная русская жизнь как повод для социальной проповеди.

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же наступит настоящий день?» содержали минимально завуалированные призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в темном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стала образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля впервые употребил Добролюбов — статья «О степени участия народа в развитии русской литературы»), а в СССР и России входили в школьную программу. Интерпретируя произведения преимущественно с социальной стороны и не раз заявляя об отрицании «искусства ради искусства» и подвергая чистых лириков разгромной критике, Добролюбов нередко высоко ценил с эстетической точки зрения стихи политически не близких ему авторов. (Юлия Жадовская, Яков Полонский). Смертельная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой литературного приложения «Свисток», издававшегося под «Современником». В ней Добролюбов-поэт выступил под тремя пародийными масками — «доносчика» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски были нацелены прежде всего на Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но также носили более общий характер). Добролюбов также писал серьезные стихи (самая известная — «Милый друг, я умираю…»), переведенные Гейне.

Николай Александрович Добролюбов. Родился 24 января (5 февраля) 1836 г. в Нижнем Новгороде — умер 17 ноября (29 ноября) 1861 г. в Петербурге. Русский литературный критик рубежа 1850-1860-х годов, публицист, революционер-демократ. Самые известные псевдонимы — Бов и Н. Лаибов, своим полным настоящим именем он не подписывался.

Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно женился на Мельниковом-Печерском). С детства я много читала и писала стихи. Получив хорошую домашнюю подготовку, он был принят сразу в последний год четвертого класса духовного училища. Затем учился в Нижегородской духовной семинарии. Среди характеристик, данных ему тогдашними наставниками: «отличался тишиной, скромностью и послушанием», «ревностный в богослужении и вел себя примерно хорошо», «отличался неутомимостью в учебе». Осенью 1853 г. с рекомендацией для поступления в Духовную академию Добролюбов отправился в Петербург, где поступил в Главный педагогический институт. С 17 лет в Петербурге учился в Главном педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) стал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические взгляды, что было отразилось в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Недолгая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной деятельностью. Писал он много и легко (по воспоминаниям современников, по заранее подготовленной логической схеме в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), публиковался в журнале «Современник» с рядом исторические и особенно литературно-критические произведения; его ближайшим сотрудником и единомышленником был. Только в 1858 г. он опубликовал 75 статей и рецензий.

Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально незаконные, специально направленные против Николая I, так и предназначенные для публикации, но не прошедшие цензуру вообще или в авторской редакции) остались неопубликованными при его жизни.

Сочинения Добролюбова, издававшиеся под видом чисто литературной «критики», обзоров естественнонаучных произведений или политических обзоров из зарубежной жизни (эзопов язык), содержали острые общественно-политические высказывания.

Например, рецензия на роман «Накануне» под названием «Когда же наступит настоящий день?» содержали минимально завуалированные призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе «Обломов» и «Луч света в темном царстве», о пьесе Островского «Гроза» стала образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля впервые употребил Добролюбов — статью «О степени участия народа в развитии русской литературы»), а в СССР и России входили в школьную программу. Интерпретируя произведения преимущественно с социальной стороны и не раз заявляя об отрицании «искусства ради искусства» и подвергая чистых лириков разгромной критике, Добролюбов нередко высоко ценил с эстетической точки зрения стихи политически не близких ему авторов. (Юлия Жадовская, Яков Полонский). Смертельная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Философские взгляды Добролюбова также фигурировали в ряде статей. В центре его системы находится человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонично связанный с природой. Равенство людей он считал «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение — результатом ненормального устройства, которое необходимо уничтожить. Он утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, он проповедовал разумный эгоизм.

Педагогические взгляды Добролюбова во многом сходны со взглядами Н. Г. Чернышевского.

Был против воспитания смирения, слепого послушания, подавления личности, холопства. Он критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», из-за чего он вырастает неготовым к жизни.

Добролюбов считал невозможным подлинное реформирование системы образования без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится новый учитель, бережно оберегающий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждения, всесторонне развитые.

Он также подверг критике теорию «бесплатного образования».

Воспитание патриота и высокоидеологичной личности, гражданина с твердыми убеждениями, всесторонне развитой личности. Воспитывать принципиальность, правильно и как можно полнее развивать «личную самостоятельность ребенка и все духовные силы его природы»; — воспитывать единство мыслей, слов, действий.

Он выступал против ранней специализации и выступал за общее образование как необходимое условие для специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулировка выводов после анализа суждений. Воспитание через труд, так как труд есть основа нравственности. Религия должна быть изгнана из школ. Женщины должны получать равное образование с мужчинами.

Учебники, сказал Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают их всякой возможности серьезно заниматься. В некоторых учебниках материал дается в заведомо ложной, извращенной форме; в других, если злонамеренно не сообщается никакой лжи, то много частных, мелких фактов, имен и званий, не имеющих никакого существенного значения в изучении данного предмета и затемняющих главное и главное. Учебники должны формировать у школьников правильные представления о явлениях природы и общества, считает Добролюбов. Нельзя допускать упрощения и, тем более, вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, что оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника должен быть изложен простым, ясным, понятным языком. для детей. Определения, правила, законы в учебнике должны быть даны на основе научно достоверного материала.

Не лучше, заключил он, обстояло дело и с детскими книжками для чтения. Фантастика, лишенная реальной основы, слащавое нравоучение, бедность языка — вот характерные черты книг, предназначенных для детского чтения. Добролюбов считал, что по-настоящему полезными детскими книгами могут быть только те, которые одновременно охватывают все человеческое существо. Детская книга, по его мнению, должна направлять воображение ребенка в нужное русло. В то же время книга должна давать пищу для размышлений, пробуждать любознательность ребенка, знакомить его с реальным миром и, наконец, укреплять его нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.

Дисциплина: против использования унижающих достоинство средств. Заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя считались средством поддержания дисциплины. Решительное осуждение физических наказаний. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении телесных наказаний.

Взгляды на деятельность учителя. Он высказался против унизительного материального и правового положения учителя. Они стояли за то, что учитель был сторонником передовых идей своего времени. Большое значение он придавал убеждениям и нравственному облику учителя. Учитель должен быть образцом для детей, иметь четкие «представления об искусстве обучения и воспитания». Учителя должны отличаться ясностью, твердостью, непогрешимостью убеждений, чрезвычайно высоким всесторонним развитием.

Педагогические труды Добролюбова:

«О значении авторитета в воспитании» (1853-1858 гг.)
«Основные законы воспитания» (1859 г.) воспитание и образование юношества» (1857)
«Всероссийские иллюзии, разрушенные розгами» (1860-1861)
«Учитель должен служить идеалом. ..».

Умер от туберкулеза в возрасте 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много путешествовал по Европе. Незадолго до смерти он попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять неприятный осадок в домах своих друзей после собственной смерти. До самой последней минуты он был в сознании. Н. Г. Чернышевский безнадежно сидел в соседней комнате.

По воспоминаниям А.Я. Панаева, за несколько дней до смерти Н. А. Добролюбов сказал: «Умереть с сознанием того, что я ничего не успел сделать… ничего! Как зло насмехалась судьба! Если бы смерть послала меня раньше!.. Если бы жизнь моя продлилась еще два года, я бы успел сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!

Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище.

Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) был идейным

соратником Чернышевского, глубоким мыслителем-материалистом и блестящим литературным критиком. Он родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился сначала в духовной семинарии, затем в Главном педагогическом институте в Петербурге (1853-1857). После окончания института Добролюбов был привлечен Чернышевским и Некрасовым к сотрудничеству в «Современнике», где ему было поручено возглавить литературно-критический отдел. Там он вскоре занял руководящую должность.

Мировоззрение Добролюбова сложилось под влиянием произведений Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского. Он также внимательно изучал труды Бэкона, Руссо, Монтескье, социалистов-утопистов, Гегеля, левых гегельянцев и Фейербаха.

Как и Чернышевский, Добролюбов видел в самодержавии, крепостничестве и либерализме главных врагов освободительной борьбы. Вместе с Чернышевским и другими революционными демократами он боролся за революционные преобразования в России и мечтал о социализме.

Продолжая материалистическую традицию в России, Добролюбов критиковал идеалистические, агностические и дуалистические теории в науке. Он отверг идеалистическое отделение сознания от материальной субстанции как его источника, их попытки выдать видимые объекты за «отражение высшей абстрактной идеи». Обращаясь к ученым и философам, Добролюбов убеждал их в том, что «пора отстать от абстрактных представлений, по которым якобы устроена жизнь, подобно тому, как они окончательно отстали от телеологических мечтаний, бывших в такой моде во времена схоластики» (9).0206 Н. А. Добролюбов, Собрание сочинений в девяти томах, вып. 2, М.-Л., 1962, с. 222).

В статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (1858 г.) Добролюбов назвал смешным и жалким утверждение вульгарного материализма о том, что «душа человека состоит из какой-то тончайшей материи». претензии, опровергнутые достижениями естественных наук. В то же время он восставал и против «мечтательных идеалистов», принимающих за исходные сознание или идеи, забывая, что о свойствах «души» человека можно судить только по их проявлению в его теле. «Антропология ясно доказала нам, — писал он, — что, во-первых, все наши усилия представить себе абстрактный дух без всяких материальных свойств или положительно определить, что он есть по своей сущности, всегда были и всегда останутся совершенно бесплодно» (там же, с. 434).

Подобно своему учителю Чернышевскому, Добролюбов рассматривал человека как единый организм, в котором телесное рождает духовное, мозг составляет материальную основу сознания, а со смертью тела прекращается всякая чувственная и психическая деятельность. В окружающей нас природе, по Добролюбову, действуют законы, не зависящие от людей. Поэтому природа — это не хаос случайных нагромождений, а естественный процесс. Эти законы человек не изменяет, а, открывая их, использует в своей практической деятельности.

В рецензии на книгу «Основы экспериментальной психологии» (1859 г.) Добролюбов выступает против отделения движения («силы») от материи, ибо движение не сообщается материи извне, а является неотъемлемым свойством всякой материи и немыслимо без него. Поэтому все разнообразные материальные процессы, происходящие в природе, суть процессы единой материальной субстанции; они сводятся к взаимодействию материальных тел и их развитию. «В природе все идет постепенно от простого к более сложному, от несовершенного к более совершенному; но везде одно и то же, только на разных ступенях развития» (9). 0206 Н. А. Добролюбов, Собрание сочинений в девяти томах, вып. 4, М.-Л., 1962, с. 262).

Добролюбов последовательно проводил материалистическую линию в вопросах теории познания, критикуя учения идеалистов о врожденных идеях, а также скептиков и агностиков, севших сомнение или прямо отрицавших возможность познания объективной действительности. Психическая деятельность людей имеет своим источником объективный мир и чувственные восприятия. Но последние превращаются в понятия и представления только тогда, когда мозг функционирует нормально, когда чувственные впечатления с помощью нервов достигают мозга и воздействуют на него. Мысль без предмета, без предмета невозможна. Категории логики — понятия, суждения, умозаключения и т. п. — имеют свою основу не в «чистом разуме», а в объектах окружающей нас действительности, они выражают реальные процессы жизни. Добролюбов выражает глубокие диалектические идеи. Он критикует метафизические теории «вечных и неизменных принципов жизни», утверждая, что все явления в природе и обществе преходящи. «То, что отжило свое время, больше не имеет смысла», — сказал он. Живучесть предметов, явлений природы — в их тесной связи со всей окружающей действительностью. Борьба противоречий есть источник развития.

В статьях «Буддизм, его догмы, история и литература» (1858 г.), «Жизнь Мухаммеда» (1858 г.), «Отец Александр Гавацци и его проповеди» (1861 г.) Добролюбов предстает перед нами воинствующим атеистом. В религиозном учении он видит мракобесие, духовные оковы, опутывающие народное сознание. Он осуждает духовенство как слуг реакции.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861), литературовед и публицист.

Родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848-1853). В 1857 году окончил Главный педагогический институт в Петербурге.

Еще будучи студентом организовал нелегальный кружок, издавал рукописную газету «Слухи», руководил студенческими протестами против власти. В 1856 году он познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым, а в следующем году поступил на постоянную работу в журнал «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и поэтические пародии.

Он также сотрудничал в журнале образования (1857-1859). По своим убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу — просветителем. В 1858 году он публикует статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народа в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочиненная господином Жеребцовым».

В 1859-1860 гг. появились литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придет настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов применяет разработанный им метод «реальной критики»: «… интерпретировать явления самой жизни на основе литературного произведения, не навязывая, однако, автору каких-либо заранее составленных идей и задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *