Глинка Михаил Иванович — биография
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне в Ельнинском районеСмоленской области) в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777-1834).В 1817-1822 годах М. И. Глинка учился в Благородном пансионе при Педагогическом институте в Санкт-Петербурге. В период обучения брал уроки у крупнейших столичных музыкантов, в том числе у пианиста и композитора Дж. Фильда. По окончании пансиона М. И. Глинка продолжал усиленно заниматься музыкой: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В 1820-х годах он пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист.
В 1830 году М. И. Глинка уехал за границу — сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии он познакомился со многими музыкантами, в том числе с В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль bel canto, много сочинял в «итальянском духе».
В 1834 году М. И. Глинка вернулся в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы композитор, по совету В. А. Жуковского, остановился на патриотическом подвиге Ивана Сусанина.
Премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» прошла на сцене санкт-петербургского Большого театра 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Вскоре после этого композитор был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которую возглавлял в 1837-1839 годах.
Премьера второй оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», основанной на одноименной поэме А. С. Пушкина, прошла 27 ноября (9 декабря) 1842 года не слишком удачно, хотя впоследствии именно она была признана величайшим достижением композитора.
В 1844 году М. И. Глинка уехал во Францию (в Париже познакомился с Г. Берлиозом), а затем в Испанию.
Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры – «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), написанные на испанские народные темы.По возвращении из-за границы М. И. Глинка создал свое значительнейшее симфоническое произведение — скерцо для оркестра «Камаринская» (1848), в котором синтезировал богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.
В 1852 году М. И. Глинка вновь отправился за границу, где провел с небольшим перерывом последние годы своей жизни. Композитор скончался 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. В мае 1857 года его тело было перевезено в Санкт-Петербург.
М. И. Глинка считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка). Он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.
Михаил Иванович Глинка
Русский композитор. По словам В. В. Стасова, «Пушкин и Глинка создали новый русский язык, один в поэзии, другой в музыке».
О человеке Деятельность: композитор Место рождения: с. Новоспасское, Ельнинский район, Смоленская область, Российская империя Дата рождения: 1 июня 1804 г. Смерть: 5 февраля 1857 г. (52 года) Знак зодиака: Близнецы Образование: Дворянский пансион при Санкт-Петербургском университете Женат на: Марии Петровне Ивановой (1835 г.) ‑1846) Дети: нет Фото и портреты 1 из 10
Михаил Глинка, фото 1842 г
М. И. Глинка. Фото 1853 г
Михаил Глинка с матерью Евгенией Андреевной и сестрой Пелагеей. Миниатюра, 1817 г
М. Глинка в детстве
Портрет М.И. Глинки, художник И.Е. Репин
Портрет 20-летней Глинки, выполненный в романтическом духе
М. Глинка в молодости, портрет
М. Глинка, 1820‑е гг., неизвестный художник
Михаил Глинка. Фото С. Левицкого 1856 г
Константин Егорович Маковский Портрет М. И. Глинки, 1870 г
Содержание
- Михаил Глинка — биография
- Детство и образование
- Творческий путь
- Глинка и Пушкин
- Личная жизнь
- Смерть композитора
- Интересные факты
- Слушать композиции
- Произведения
Михаил Иванович Глинка — один из самых выдающихся русских композиторов. Мастер жил и работал в первой половине XIX века. По воспоминаниям современников, он обладал удивительной работоспособностью, мог работать без устали часами.
Михаил Глинка вошел в историю прежде всего как создатель первой оперы на национально-патриотическая тему «Царская жизнь», посвященной событиям времени бунтов, борьбы с польскими интервентами и подвигу Сусанина.
Еще при жизни Михаил Иванович стал уважаемым и известным человеком во всей Российской империи. Пушкин и поэт Жуковский высоко отзывались о его творчестве.
Спектакли и концерты, где ставились и ставились произведения Глинки, регулярно посещали члены императорской семьи, имевшие высокое мнение о творчестве знаменитого современника.
Жизнь композитора оказалась довольно короткой. В этом мире он провел чуть больше 50 лет. Однако за отведенный период музыкант успел оставить огромное творческое наследие, которое широко известно и сейчас. Причем как в России, так и далеко за ее пределами.
Его произведения вдохновляли многих композиторов, работавших после него, в том числе Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова и Мусоргского.
По меткому выражению критика и искусствоведа В. Стасова, Глинка стал основоположником русского музыкального языка. И в этом аспекте он на высоте фигуры Пушкина, совершившего революцию в литературе и литературе.
- Детство и образование
- Творческий путь
- Глинка и Пушкин
- Личная жизнь
- Смерть композитора
- Интересные данные
- Слушайте песни
- Произведения
Детство и образование
Композитор Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года по новому стилю на территории Смоленской губернии, в селе Новоспасском.
Отец музыканта, Иван Николаевич, был потомственным аристократом, когда-то служившим в русской армии. В момент рождения сына ушел в отставку в качестве офицера.
Мужчина происходил из семьи польских дворян, долгие годы проживавших на Смоленщине. А после того, как город и его окрестности перешли под власть Российской империи, предки композитора приняли православие и приняли русские имена.
Дворяне сохранили свои поместья, аристократический статус, а также право использования старого родового герба. Предки Глинки быстро обрусели и приобрели положение русского дворянства.
Смоленская область. Хозяйский дом в Новоспасском, где родился и работал Глинка
Мать будущего композитора звали Евгенией Андреевной. Она была из одной семьи, он был отцом музыканта, ее законным мужем, троюродным братом, что в те годы стало довольно распространенным явлением.
Первые 6 лет своей жизни Глинка провела под присмотром бабушки Феклы Александровны. Она была строгой, суровой женщиной и воспитывала композитора вялым, недоверчивым и нервным ребенком.
После его смерти мать взяла сына под свою опеку и долгие годы пыталась искоренить то, что заложила в юноше сердобольная бабушка.
Начальное образование Михаил Иванович получил дома. Репетиторы помогали ему осваивать науки. В том числе Варвара Кламмер, первая учительница композитора, приглашенная из Петербурга.
М. Глинка в детстве
Музыкой Глинка начал увлекаться в достаточно позднем возрасте (конечно, по сравнению с другими гениями композиции и исполнительского искусства). На тот момент ему было уже больше 10 лет. Юноша занялся развитием игры на фортепиано и скрипке.
Во время Отечественной войны 1812 года семья укрылась в Орле. Смоленск стал небезопасным. Пришлось торопиться бежать. Глинка смог вернуться только в 1813 году, обнаружив на месте дома развалины. Дом пришлось строить с нуля.
В ранние годы Глинка не был увлечен музыкой. Толчком к выбору профессии композитора стал концерт, как-то прошедший дома.
Отец юноши любил пышные каникулы. Он часто приглашал родственников и друзей, устраивал шумные гуляния. Однажды в гости к семье приехал Афанасий Глинка, брат ее матери. Вместе со своим оркестром, состоявшим из крестьян, он исполнил концерт Б. Крусселя, произведший на юношу сильное впечатление.
Михаил Глинка с матерью Евгенией Андреевной и сестрой Пелагеей. Миниатюра, 1817 г
Ближе к совершеннолетию семья музыканта переехала в Санкт-Петербург. В 1817 году композитор попал в Дворянский пансион, где учился у одного из будущих декабристов Вильгельма Кюхельбекера (того самого лицейского друга Пушкина).
Однако не только формальное образование привлекало Михаила Ивановича. Переезд в столицу дал Глинке возможность профессионально заниматься музыкой.
Молодой человек брал уроки у ведущих художников, композиторов, писателей и исполнителей. Среди его учителей были Джон Филд, Чарльз Майер и Карл Зайнер.
Творческий путь
Творческая биография Михаила Глинки началась в 1822 году, сразу после окончания Дворянского пансиона. По окончании обучения музыкант не смог найти достойную работу и отправился в путешествие по Кавказу.
Вместе с дядей композитор посетил Пятигорск, Кисловодск и другие города. Дорога, горный климат вымотали музыканта, он начал тяжело болеть. Из-за этого мне пришлось спешить обратно в поселок Смоленск.
М. Глинка, 1820‑е гг., неизвестный художник
Через 2 года юноша уехал в Петербург и в 1824 году устроился на работу государственным служащим. Однако гораздо больше его привлекала музыка. Приходилось совмещать писательство и работу.
Государственная служба была тяжелой и занимала 6 часов в день. Остальное время, которое Глинка посвящал композиции, он работал не покладая рук.
В 1824 году Михаил Иванович нащупал свой путь к творчеству. Первые попытки написания не сохранились. Однако его более поздние работы, которые, впрочем, относятся к первым годам его творчества, хорошо известны и по сей день.
Среди произведений Глинки, родившихся первыми, можно назвать романсы на слова поэтов «Не искушай меня без надобности», «Осенняя ночь, дорогая ночь» и другие.
Юлия Сукманова Ночь осенняя, любезная (O Sweet Autumn Night) на Яндекс.Музыке
Несмотря на успешный дебют, Глинка остался недоволен своим творчеством. Он думал, что способен на большее. Он не любил отечественную музыку. Вскоре целеустремленный композитор занялся созданием оркестровых произведений малых форм.
Поездка на Кавказ, хотя и закончилась неудачно, произвела на композитора сильное впечатление. В дальнейшем они оказали значительное влияние на творчество, нашли отражение в последующих произведениях.
Не прошло и нескольких лет, как Глинка искал новых впечатлений. В 1830 году он отправился в путешествие по Европе. Мне удалось побывать в Дрездене, я объездил всю Германию. Однако он дольше оставался в Италии.
Портрет 20-летней Глинки, выполненный в романтическом духе
Здесь он изучил особенности зарубежного подхода к композиции, написал несколько пьес. Примерно в этот же период Михаил Иванович стал полноценным самобытным писателем. Из-под его пера вышло несколько произведений.
Величайшими были «Секстет…», а также «Патетическое трио ре минор». Произведения Глинки были зрелыми, в них не осталось и следа учености. Соблюдалась лирика известного композитора.
Послушать «Патетическое трио» ре минор: I. Allegro moderato — Михаил Иванович Глинка на Яндекс. Музыке
Не забывал Михаил Иванович и о своем образовании. Он продолжал доминировать в музыкальных дисциплинах. В 1833 году Глинка уехал в Берлин. В Германии под руководством Зигфрида Дена он изучал инструментовку и полифонию. Однако всего через год он был вынужден вернуться домой, узнав о смерти отца.
В 1836 году музыкальная карьера Глинки стремительно развивалась. Композитор давно вынашивал идею создания национально-патриотической оперы. Однако подходящей причины он не нашел.
На помощь писателю пришел Василий Жуковский, который посоветовал обратить внимание на подвиг Сусанина. Глинке понравилась эта идея. Михаил Иванович сразу принялся за работу.
Опера «Жизнь за царя» была закончена в 1836 году. Интересно отметить, что руководство Большого театра в Петербурге не хотело доводить произведение до работы. Только после того, как произведение Глинки прошло через несколько рук, его, наконец, с большой неохотой забрали.
Слушайте Евгений Нестеренко Глинка. Жизнь за царя (Иван Сусанин) на Яндекс.Музыке
Премьера состоялась 9 декабря. Опера произвела фурор, став в одночасье событием года. Творчество Глинки получило множество лестных отзывов. Публика была в восторге.
Сам император Николай I, лично поблагодаривший мастера, высоко оценил работу Михаила Ивановича.
В честь звездного часа Глинки его коллеги и знакомые, в том числе и Пушкин, написали полушутливый «Канон». В тексте вычеркнута его фамилия («Не глина, а фарфор!»).
Триумф помог композитору подняться на новую высоту. Практически сразу после премьеры он был назначен дирижером, получил должность руководителя Придворной капеллы.
М. Глинка в молодости, портрет
Заняв столь ответственную должность, Михаил Иванович объехал всю империю в поисках лично отобранных певцов и кандидатов.
Руководство капеллой просуществовало совсем недолго. Через 2 года Глинка оставил пост, чтобы вернуться к творчеству. Все свои силы он отдал созданию второй оперы. На этот раз по пушкинским «Руслану и Людмиле».
Слушайте Глинку: Руслан и Людмила – Евгений Нестеренко на Яндекс.Музыке
Михаил Иванович долго вынашивал идеи для нового крупного произведения. Он планировал организовать репетицию совместно с Пушкиным, с которым хотел посоветоваться при создании произведения. Однако этого не произошло – трагически погиб знаменитый поэт.
Работать над оперой мне пришлось, общаясь с коллегами, друзьями Пушкина, которые хорошо знали покойного писателя и были знакомы с его творчеством и стилем.
Михаил Глинка, фото 1842 г
Премьера новой постановки состоялась 9 декабря 1842 года, через 6 лет после триумфального дебюта. Однако опера «Руслан и Людмила» получила гораздо более низкие оценки. Публика продолжала аплодировать учителю. А вот искусствоведы были настроены куда более скептически и даже враждебно.
Агрессивная критика оперы «Руслан и Людмила» серьезно ударила по композитору. Он впал в состояние кризиса и боялся творить. В последующие годы Глинка работал над мелкими произведениями. Его внимание вновь привлекли романсы. «Я помню чудное мгновенье» в стихах Пушкина, так же, как родилось «Если я тебя встречу».
Слушай Я помню чудесное мгновение – Сергей Лемешев в Яндекс.Музыке
В 1844 году писатель отправился в Европу, чтобы привести мысли в порядок. Некоторое время жил во Франции. Здесь М. И. Глинка познакомился со многими крупными музыкантами и композиторами, среди которых был и Гектор Берлиоз.
По инициативе иностранного коллеги в Париже были исполнены отрывки из произведений Глинки. Французская публика приветствовала творчество русского композитора. И уже в 1845 году Михаил Иванович представил публике свои полные сочинения, которые они исполнили в рамках благотворительного концерта.
В том же году Глинка покинул Францию и поселился в Испании. Он упорно изучал язык и обычаи местного населения. Под впечатлением от страны и ее быта Михаил Иванович написал увертюру «Хота Арагонская», а через пару лет — «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
Послушайте Испанскую увертюру № 1, Арагонская хота — Евгений Светланов на Яндекс.Музыке
Следующие несколько лет Глинка путешествовал по России. Праздная жизнь, приглашения на светские мероприятия очень утомляли композитора. Однако он не мог выехать за границу, потому что ему отказали в паспорте. В результате композитор поселился в Варшаве, где подготовил симфоническую фантазию «Камаринская».
Слушать Симфоническую фантазию “Камаринская” – Юрий Симонов на Яндекс.Музыке
Вернуться в Петербург композитор решился только в 1851 году. В столице композитор давал уроки пения и помогал в подготовке оперных партий. Его творчество оказало сильное влияние на формирование русской вокальной школы.
М. И. Глинка. Фото 1853 г
Не прошло и года, как Глинка Михаил Иванович отправился в новую заграничную поездку. Он хотел вернуться в Испанию, но дорога была слишком тяжелой.
Композитор остановился в Париже, где прожил почти 2 года. Здесь он начал работу над новой оперой «Тарас Бульба», но не успел ее закончить.
После начала Крымской войны Глинка был вынужден уехать в Россию. В последние годы он практически не работал. Занимался подготовкой отчетов.
Примечателен тот факт, что на протяжении многих лет два гения были близкими друзьями. Композитор впервые встретился с Александром Сергеевичем в 1828 году. Их познакомил Кюхельбекер, познакомивший писателя с Пушкиным.
Несмотря на разницу всего в несколько лет, Глинка обращался к писателю по имени и отчеству. Он был высокого мнения о творчестве Пушкина, называя его «известнейшим поэтом». Александр Сергеевич ответил ему тем же. Он очень интересовался музыкой Глинки, высоко оценивая его творчество.
Портрет М.И. Глинки, художник И.Е. Репин
Они часто встречались и обсуждали темы русского искусства. Еще при жизни писателя Глинка решил создать вместе с Пушкиным оперу «Руслан и Людмила». Однако трагическая гибель письма поставила крест на этом грандиозном плане.
По мнению В. Стасова, Пушкин и Глинка во многом были похожи. Один стал родоначальником русской литературы и светочем литературы, а другой стал основоположником русской классической музыки.
Личная жизнь
Официально Глинка был женат один раз. Его женой была дальняя родственница Мария Петровна Иванова. Однако очень скоро композитор понял, что ошибался. Жена была взбалмошной, капризной и скандальной женщиной. Они часто устраивали драки. Не отличалась она и верностью, при первой же возможности ушла на сторону, опозорив мужа.
Михаил Глинка и его жена Мария Петровна Иванова
Глинка долго пытался найти повод для развода. И вскоре это проявилось. Женщину уличили в тайной свадьбе с новым избранником. На тот момент пара уже не жила вместе.
Михаил Иванович увлекся Екатериной Ермолаевной Керн, ставшей его фактической женой и музой. Дело о разводе затянулось. Вторая избранница композитора забеременела и постоянно уговаривала Глинку ускорить процесс. Но через несколько лет она развелась.
Михаил Глинка с Екатериной Керн
На тот момент старые чувства между Керном и музыкантом улетучились. Не желая, чтобы ребенок был внебрачным, Глинка дал несостоявшейся жене деньги на аборт.
Неизвестно, исполнила ли Екатерина свое желание. Но официально детей у Глинки не было, о чем музыкант очень сожалел. После развода с первой женой он больше не женился и жил холостяком.
Смерть композитора
В последние годы творчество Михаила Глинки практически не возобновлялось. Композитор проводил время в тишине и покое, периодически выезжал за границу. В начале 1867 года мужчина заболел. Легкая простуда обострила старые недуги.
15 февраля 1857 года в Берлине от болезни печени умер Михаил Глинка. Его смерть была внезапной и неожиданной.
Похоронен композитор на местном лютеранском кладбище. А позже, благодаря стараниям родственников, прах Глинки был захоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
51. Глинка живет для короля
Интересные факты
- Композитор имел белорусские, польские и литовские корни. Несмотря на это, он считал себя русским, был патриотом.
- В первые годы жизни его бабушка была музыкантом. Он мешал матери воспитывать собственного сына. В результате Глинка стала девочкой подозрительной, нервной и чересчур нежной. Лишь после смерти властного старшего родственника родным удалось должным образом воспитать композитора.
- У мужчины был красивый и сильный певческий голос. Но я решил выбрать путь писательства.
- Глинка был близким другом Пушкина.
- Михаил Иванович был знаком со многими известными музыкантами своего времени. А Гектор Берлиоз, имевший статус и репутацию гения, слыл большим поклонником таланта своего русского коллеги.
- Опера Глинки «Руслан и Людмила» не получила должного внимания при жизни композитора. Почти все ее критиковали. Слушатели и коллеги по цеху смогли оценить произведение только после смерти создателя.
- Михаил Иванович был невысокого роста, поэтому был очень застенчив.
- Помимо отличной музыкальной подготовки, Глинка отличался большим умом и знаниями, широким кругозором. Например, он без проблем говорил на 6 языках.
Слушать композиции
Слушайте лучших: Михаил Иванович Глинка — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Произведения
Произведения Михаила Глинки:
оперы:
- «Царская жизнь» («Иван Сусанин») (1836)
- «Руслан и Людмила» (1837–1842)
Симфонические произведения:
- Симфония на две русские темы
- Музыка к трагедии «Князь Холмский» Нестора Кукольника (1842)
- Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонского валета» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848 г) - Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851 г)
- «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная версия для симфонического оркестра)
- Камерно-инструментальные композиции
- Ре минор из “Патетического трио
- Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828 г. , редакция Вадима Борисовского в 1932 г)
- Блестящий дивертисмент на темы из оперы “Сомнамбула” Винченцо Беллини для фортепианного квинтета и контрабаса
- Блестящее рондо на тему из оперы «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини (1831)
- Большой секстет ми-бемоль мажор для фортепиано и струнного квинтета (1832)
«Патетическое трио» ре минор для кларнета, фагота и фортепиано (1832) - Ночная «Разлука» (1839)
- Фортепианный цикл «Привет Отечеству» (1847)
Романсы и песни:
- «Не искушай» (1825)
- «Венецианская ночь» (1832 г)
- «Патриотическая песня»
- «Я здесь, Инезилья» (1834 г)
- «Ночное обозрение» (1836 г)
- «Сомнение» (1838 г)
- «Ночной зефир» (1838 г)
- «Огонь желания горит в крови» (1839)
- Свадебная песня «Чудесная башня стоит» (1839)
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), составленный из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника
- «Я помню чудное мгновенье» (1840, по мотивам стихотворения Пушкина)
- «Исповедь» (1840)
- “Я слышу твой голос?” (1848)
- «Здоровая чашка» (1848 г)
- «Песнь о Маргарите» из трагедии Гёте «Фауст» (1848 г)
- «Мария» (1849 г)
- «Адель» (1849 г)
- «Финский залив» (1850 г)
- «Молитва» («В трудную минуту жизни») (1855)
- «Не говори, что у тебя болит сердце» (1856 г)
Михаил Глинка джинны и злодеи
Михаил Иванович Калинин | Советский государственный деятель
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Читать Далее
- Почему распался Советский Союз?
Михаил Иванович Жук (20.
09.1883 — 07.06.1964) — Биография, интересные факты, известные произведенияМихаил Иванович Жук (20 сентября 1883, Каховка — 7 июня 1964, Одесса) — украинский художник, выдающийся педагог, писатель , приверженец стиля модерн.
Особенности творчества художника Михаила Жука: в раннем творчестве мастера прослеживается тяга к западноевропейскому модерну, его орнаментальности и декоративности, стремление наполнить картины ассоциативным смыслом. Художник много работал в технике офорта, литографии, ламинарии, гравюры. Замечательный колорист, мастер композиции, Михаил Жук является автором галереи графических и живописных портретов выдающихся деятелей украинской культуры, в частности Тараса Шевченко, Леси Украинки, Александры Мурашко, Леся Курбаса. Художник предпочитал работать пастелью, углем, карандашом, акварелью, смешивая материалы ради интересных эффектов. Многие работы Жука выполнены с элементами орнаментальной импровизации — одной из визитных карточек мастера.
Известные картины художника Михаила Жука: «Сказка», «Актриса Мумине», «Портрет Михаила Коцюбинского», Серия автопортретов (1, 2, 3).
Читайте также: «Украинский модерн: стиль свободных художников»
Михаил Жук был из бедной семьи и с детства был вынужден зарабатывать на кусок хлеба: расписывал заборы, расписывал вывески и простые иконы. Когда мальчику было 13 лет, семья переехала в Киев Михаил поступил в Киевскую рисовальную школу Александра Мурашко, где его наставниками стали Харитон Платонов и Николай Пимоненко.После окончания школы Жук продолжил обучение в Московском училище живописи, но муштра и казна были непосильны. Через год он отправился доучиваться в Краковскую Академию художеств к Станиславу Выспянскому — и там расцвел как художник и как будущий писатель, в 1904 г. окончил курсы портретной живописи и фрески с серебряными медалями. Осенью в Киевском городском музее прошла его первая (и последняя) персональная выставка.
Время пришло. В 1905 году художник переехал с семьей в Чернигов, где преподавал рисование в женской гимназии Кузнецовой, в еврейской школе, в Духовной семинарии. Михаил Жук много времени уделял портретам; его моделями становились актеры и художники, поэты и писатели. Художник дружил с Иваном Франко, с семьями Грушевских и Коцюбинских. Росту профессионализма способствовали успехи на выставках. После Октябрьской революции Михаил Жук — вместе с Георгием Нарбутом, Федором и Василием Кричевскими, Николаем Бойчуком и другими художниками — стал одним из основателей Украинской академии художеств, где, помимо преподавательской (декоративной живописи), занимал должность секретаря и казначей. В 1919 вернулся в Чернигов.
Почти 40 лет творчество Михаила Жука было связано с Одессой: в 1925 году он стал профессором графической мастерской Одесского политехникума искусств. Здесь он преподавал, досконально изучал литографию, а впоследствии стал проректором Одесского художественного института. Под руководством Жука началось активное изучение традиций народного творчества, был открыт керамический факультет, выпустивший ряд высококлассных мастеров.
Всю жизнь Михаил Жук, как и его любимый учитель, художник Станислав Выспянский, занимался литературной деятельностью.