Биография михаил иванович: Михаил Иванович Глинка: биография, интересные факты, творчество

Глинка Михаил Иванович — биография

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне в Ельнинском районеСмоленской области) в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777-1834).

В 1817-1822 годах М. И. Глинка учился в Благородном пансионе при Педагогическом институте в Санкт-Петербурге. В период обучения брал уроки у крупнейших столичных музыкантов, в том числе у пианиста и композитора Дж. Фильда. По окончании пансиона М. И. Глинка продолжал усиленно заниматься музыкой: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В 1820-х годах он пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист.

В 1830 году М. И. Глинка уехал за границу — сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии он познакомился со многими музыкантами, в том числе с В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль bel canto, много сочинял в «итальянском духе».

В 1833-1834 годах жил в Берлине, где работал в области композиции, полифонии и инструментовки под руководством немецкого теоретика З. Дена.

В 1834 году М. И. Глинка вернулся в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы композитор, по совету В. А. Жуковского, остановился на патриотическом подвиге Ивана Сусанина.

Премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» прошла на сцене санкт-петербургского Большого театра 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Вскоре после этого композитор был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которую возглавлял в 1837-1839 годах.

Премьера второй оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», основанной на одноименной поэме А. С. Пушкина, прошла 27 ноября (9 декабря) 1842 года не слишком удачно, хотя впоследствии именно она была признана величайшим достижением композитора.

В 1844 году М. И. Глинка уехал во Францию (в Париже познакомился с Г. Берлиозом), а затем в Испанию.

Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры – «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), написанные на испанские народные темы.

По возвращении из-за границы М. И. Глинка создал свое значительнейшее симфоническое произведение — скерцо для оркестра «Камаринская» (1848), в котором синтезировал богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

В 1852 году М. И. Глинка вновь отправился за границу, где провел с небольшим перерывом последние годы своей жизни. Композитор скончался 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. В мае 1857 года его тело было перевезено в Санкт-Петербург.

М. И. Глинка считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка). Он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.

Михаил Иванович Глинка

Рус­ский ком­по­зи­тор. По сло­вам В. В. Ста­со­ва, «Пуш­кин и Глин­ка созда­ли новый рус­ский язык, один в поэ­зии, дру­гой в музыке».

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: с. Новоспас­ское, Ель­нин­ский рай­он, Смо­лен­ская область, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 1 июня 1804 г. Смерть: 5 фев­ра­ля 1857 г. (52 года) Знак зоди­а­ка: Близ­не­цы Обра­зо­ва­ние: Дво­рян­ский пан­си­он при Санкт-Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те Женат на: Марии Пет­ровне Ива­но­вой (1835 г.) ‑1846) Дети: нет Фото и порт­ре­ты 1 из 10 

Миха­ил Глин­ка, фото 1842 г 

М. И. Глин­ка. Фото 1853 г 

Миха­ил Глин­ка с мате­рью Евге­ни­ей Андре­ев­ной и сест­рой Пела­ге­ей. Мини­а­тю­ра, 1817 г 

М. Глин­ка в детстве 

Порт­рет М.И. Глин­ки, худож­ник И.Е. Репин 

Порт­рет 20-лет­ней Глин­ки, выпол­нен­ный в роман­ти­че­ском духе 

М. Глин­ка в моло­до­сти, портрет 

М. Глин­ка, 1820‑е гг., неиз­вест­ный художник 

Миха­ил Глин­ка. Фото С. Левиц­ко­го 1856 г 

Кон­стан­тин Его­ро­вич Маков­ский Порт­рет М. И. Глин­ки, 1870 г 

Содер­жа­ние

  1. Миха­ил Глин­ка — биография
  2. Дет­ство и образование
  3. Твор­че­ский путь
  4. Глин­ка и Пушкин
  5. Лич­ная жизнь
  6. Смерть ком­по­зи­то­ра
  7. Инте­рес­ные факты
  8. Слу­шать композиции
  9. Про­из­ве­де­ния

Миха­ил Ива­но­вич Глин­ка — один из самых выда­ю­щих­ся рус­ских ком­по­зи­то­ров. Мастер жил и рабо­тал в пер­вой поло­вине XIX века. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, он обла­дал уди­ви­тель­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, мог рабо­тать без уста­ли часами.

Миха­ил Глин­ка вошел в исто­рию преж­де все­го как созда­тель пер­вой опе­ры на наци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ская тему «Цар­ская жизнь», посвя­щен­ной собы­ти­ям вре­ме­ни бун­тов, борь­бы с поль­ски­ми интер­вен­та­ми и подви­гу Сусанина.

Еще при жиз­ни Миха­ил Ива­но­вич стал ува­жа­е­мым и извест­ным чело­ве­ком во всей Рос­сий­ской импе­рии. Пуш­кин и поэт Жуков­ский высо­ко отзы­ва­лись о его творчестве.

Спек­так­ли и кон­цер­ты, где ста­ви­лись и ста­ви­лись про­из­ве­де­ния Глин­ки, регу­ляр­но посе­ща­ли чле­ны импе­ра­тор­ской семьи, имев­шие высо­кое мне­ние о твор­че­стве зна­ме­ни­то­го современника.

Жизнь ком­по­зи­то­ра ока­за­лась доволь­но корот­кой. В этом мире он про­вел чуть боль­ше 50 лет. Одна­ко за отве­ден­ный пери­од музы­кант успел оста­вить огром­ное твор­че­ское насле­дие, кото­рое широ­ко извест­но и сей­час. При­чем как в Рос­сии, так и дале­ко за ее пределами.

Его про­из­ве­де­ния вдох­нов­ля­ли мно­гих ком­по­зи­то­ров, рабо­тав­ших после него, в том чис­ле Чай­ков­ско­го, Боро­ди­на, Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и Мусоргского.

По мет­ко­му выра­же­нию кри­ти­ка и искус­ство­ве­да В. Ста­со­ва, Глин­ка стал осно­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го музы­каль­но­го язы­ка. И в этом аспек­те он на высо­те фигу­ры Пуш­ки­на, совер­шив­ше­го рево­лю­цию в лите­ра­ту­ре и литературе.

  • Дет­ство и образование
  • Твор­че­ский путь
  • Глин­ка и Пушкин
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Про­из­ве­де­ния

Детство и образование

Ком­по­зи­тор Миха­ил Глин­ка родил­ся 1 июня 1804 года по ново­му сти­лю на тер­ри­то­рии Смо­лен­ской губер­нии, в селе Новоспасском.

Отец музы­кан­та, Иван Нико­ла­е­вич, был потом­ствен­ным ари­сто­кра­том, когда-то слу­жив­шим в рус­ской армии. В момент рож­де­ния сына ушел в отстав­ку в каче­стве офицера.

Муж­чи­на про­ис­хо­дил из семьи поль­ских дво­рян, дол­гие годы про­жи­вав­ших на Смо­лен­щине. А после того, как город и его окрест­но­сти пере­шли под власть Рос­сий­ской импе­рии, пред­ки ком­по­зи­то­ра при­ня­ли пра­во­сла­вие и при­ня­ли рус­ские имена.

Дво­ряне сохра­ни­ли свои поме­стья, ари­сто­кра­ти­че­ский ста­тус, а так­же пра­во исполь­зо­ва­ния ста­ро­го родо­во­го гер­ба. Пред­ки Глин­ки быст­ро обру­се­ли и при­об­ре­ли поло­же­ние рус­ско­го дворянства.

Смо­лен­ская область. Хозяй­ский дом в Новоспас­ском, где родил­ся и рабо­тал Глинка 

Мать буду­ще­го ком­по­зи­то­ра зва­ли Евге­ни­ей Андре­ев­ной. Она была из одной семьи, он был отцом музы­кан­та, ее закон­ным мужем, тро­ю­род­ным бра­том, что в те годы ста­ло доволь­но рас­про­стра­нен­ным явлением.

Пер­вые 6 лет сво­ей жиз­ни Глин­ка про­ве­ла под при­смот­ром бабуш­ки Фек­лы Алек­сан­дров­ны. Она была стро­гой, суро­вой жен­щи­ной и вос­пи­ты­ва­ла ком­по­зи­то­ра вялым, недо­вер­чи­вым и нерв­ным ребенком.

После его смер­ти мать взя­ла сына под свою опе­ку и дол­гие годы пыта­лась иско­ре­нить то, что зало­жи­ла в юно­ше сер­до­боль­ная бабушка.

Началь­ное обра­зо­ва­ние Миха­ил Ива­но­вич полу­чил дома. Репе­ти­то­ры помо­га­ли ему осва­и­вать нау­ки. В том чис­ле Вар­ва­ра Клам­мер, пер­вая учи­тель­ни­ца ком­по­зи­то­ра, при­гла­шен­ная из Петербурга.

М. Глин­ка в детстве 

Музы­кой Глин­ка начал увле­кать­ся в доста­точ­но позд­нем воз­расте (конеч­но, по срав­не­нию с дру­ги­ми гени­я­ми ком­по­зи­ции и испол­ни­тель­ско­го искус­ства). На тот момент ему было уже боль­ше 10 лет. Юно­ша занял­ся раз­ви­ти­ем игры на фор­те­пи­а­но и скрипке.

Во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 года семья укры­лась в Орле. Смо­ленск стал небез­опас­ным. При­шлось торо­пить­ся бежать. Глин­ка смог вер­нуть­ся толь­ко в 1813 году, обна­ру­жив на месте дома раз­ва­ли­ны. Дом при­шлось стро­ить с нуля.

В ран­ние годы Глин­ка не был увле­чен музы­кой. Толч­ком к выбо­ру про­фес­сии ком­по­зи­то­ра стал кон­церт, как-то про­шед­ший дома.

Отец юно­ши любил пыш­ные кани­ку­лы. Он часто при­гла­шал род­ствен­ни­ков и дру­зей, устра­и­вал шум­ные гуля­ния. Одна­жды в гости к семье при­е­хал Афа­на­сий Глин­ка, брат ее мате­ри. Вме­сте со сво­им оркест­ром, состо­яв­шим из кре­стьян, он испол­нил кон­церт Б. Крус­се­ля, про­из­вед­ший на юно­шу силь­ное впечатление.

Миха­ил Глин­ка с мате­рью Евге­ни­ей Андре­ев­ной и сест­рой Пела­ге­ей. Мини­а­тю­ра, 1817 г 

Бли­же к совер­шен­но­ле­тию семья музы­кан­та пере­еха­ла в Санкт-Петер­бург. В 1817 году ком­по­зи­тор попал в Дво­рян­ский пан­си­он, где учил­ся у одно­го из буду­щих декаб­ри­стов Виль­гель­ма Кюхель­бе­ке­ра (того само­го лицей­ско­го дру­га Пушкина).

Одна­ко не толь­ко фор­маль­ное обра­зо­ва­ние при­вле­ка­ло Миха­и­ла Ива­но­ви­ча. Пере­езд в сто­ли­цу дал Глин­ке воз­мож­ность про­фес­си­о­наль­но зани­мать­ся музыкой.

Моло­дой чело­век брал уро­ки у веду­щих худож­ни­ков, ком­по­зи­то­ров, писа­те­лей и испол­ни­те­лей. Сре­ди его учи­те­лей были Джон Филд, Чарльз Май­ер и Карл Зайнер.

Творческий путь

Твор­че­ская био­гра­фия Миха­и­ла Глин­ки нача­лась в 1822 году, сра­зу после окон­ча­ния Дво­рян­ско­го пан­си­о­на. По окон­ча­нии обу­че­ния музы­кант не смог най­ти достой­ную рабо­ту и отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по Кавказу.

Вме­сте с дядей ком­по­зи­тор посе­тил Пяти­горск, Кис­ло­водск и дру­гие горо­да. Доро­га, гор­ный кли­мат вымо­та­ли музы­кан­та, он начал тяже­ло болеть. Из-за это­го мне при­шлось спе­шить обрат­но в посе­лок Смоленск.

М. Глин­ка, 1820‑е гг., неиз­вест­ный художник 

Через 2 года юно­ша уехал в Петер­бург и в 1824 году устро­ил­ся на рабо­ту госу­дар­ствен­ным слу­жа­щим. Одна­ко гораз­до боль­ше его при­вле­ка­ла музы­ка. При­хо­ди­лось сов­ме­щать писа­тель­ство и работу.

Госу­дар­ствен­ная служ­ба была тяже­лой и зани­ма­ла 6 часов в день. Осталь­ное вре­мя, кото­рое Глин­ка посвя­щал ком­по­зи­ции, он рабо­тал не покла­дая рук.

В 1824 году Миха­ил Ива­но­вич нащу­пал свой путь к твор­че­ству. Пер­вые попыт­ки напи­са­ния не сохра­ни­лись. Одна­ко его более позд­ние рабо­ты, кото­рые, впро­чем, отно­сят­ся к пер­вым годам его твор­че­ства, хоро­шо извест­ны и по сей день.

Сре­ди про­из­ве­де­ний Глин­ки, родив­ших­ся пер­вы­ми, мож­но назвать роман­сы на сло­ва поэтов «Не иску­шай меня без надоб­но­сти», «Осен­няя ночь, доро­гая ночь» и другие.

Юлия Сук­ма­но­ва Ночь осен­няя, любез­ная (O Sweet Autumn Night) на Яндекс.Музыке

Несмот­ря на успеш­ный дебют, Глин­ка остал­ся недо­во­лен сво­им твор­че­ством. Он думал, что спо­со­бен на боль­шее. Он не любил оте­че­ствен­ную музы­ку. Вско­ре целе­устрем­лен­ный ком­по­зи­тор занял­ся созда­ни­ем оркест­ро­вых про­из­ве­де­ний малых форм.

Поезд­ка на Кав­каз, хотя и закон­чи­лась неудач­но, про­из­ве­ла на ком­по­зи­то­ра силь­ное впе­чат­ле­ние. В даль­ней­шем они ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на твор­че­ство, нашли отра­же­ние в после­ду­ю­щих произведениях.

Не про­шло и несколь­ких лет, как Глин­ка искал новых впе­чат­ле­ний. В 1830 году он отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по Евро­пе. Мне уда­лось побы­вать в Дрез­дене, я объ­ез­дил всю Гер­ма­нию. Одна­ко он доль­ше оста­вал­ся в Италии.

Порт­рет 20-лет­ней Глин­ки, выпол­нен­ный в роман­ти­че­ском духе 

Здесь он изу­чил осо­бен­но­сти зару­беж­но­го под­хо­да к ком­по­зи­ции, напи­сал несколь­ко пьес. При­мер­но в этот же пери­од Миха­ил Ива­но­вич стал пол­но­цен­ным само­быт­ным писа­те­лем. Из-под его пера вышло несколь­ко произведений.

Вели­чай­ши­ми были «Сек­стет…», а так­же «Пате­ти­че­ское трио ре минор». Про­из­ве­де­ния Глин­ки были зре­лы­ми, в них не оста­лось и сле­да уче­но­сти. Соблю­да­лась лири­ка извест­но­го композитора.

Послу­шать «Пате­ти­че­ское трио» ре минор: I. Allegro moderato — Миха­ил Ива­но­вич Глин­ка на Яндекс. Музыке

Не забы­вал Миха­ил Ива­но­вич и о сво­ем обра­зо­ва­нии. Он про­дол­жал доми­ни­ро­вать в музы­каль­ных дис­ци­пли­нах. В 1833 году Глин­ка уехал в Бер­лин. В Гер­ма­нии под руко­вод­ством Зиг­ф­ри­да Дена он изу­чал инстру­мен­тов­ку и поли­фо­нию. Одна­ко все­го через год он был вынуж­ден вер­нуть­ся домой, узнав о смер­ти отца.

В 1836 году музы­каль­ная карье­ра Глин­ки стре­ми­тель­но раз­ви­ва­лась. Ком­по­зи­тор дав­но вына­ши­вал идею созда­ния наци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ской опе­ры. Одна­ко под­хо­дя­щей при­чи­ны он не нашел.

На помощь писа­те­лю при­шел Васи­лий Жуков­ский, кото­рый посо­ве­то­вал обра­тить вни­ма­ние на подвиг Суса­ни­на. Глин­ке понра­ви­лась эта идея. Миха­ил Ива­но­вич сра­зу при­нял­ся за работу.

Опе­ра «Жизнь за царя» была закон­че­на в 1836 году. Инте­рес­но отме­тить, что руко­вод­ство Боль­шо­го теат­ра в Петер­бур­ге не хоте­ло дово­дить про­из­ве­де­ние до рабо­ты. Толь­ко после того, как про­из­ве­де­ние Глин­ки про­шло через несколь­ко рук, его, нако­нец, с боль­шой неохо­той забрали.

Слу­шай­те Евге­ний Несте­рен­ко Глин­ка. Жизнь за царя (Иван Суса­нин) на Яндекс.Музыке

Пре­мье­ра состо­я­лась 9 декаб­ря. Опе­ра про­из­ве­ла фурор, став в одно­ча­сье собы­ти­ем года. Твор­че­ство Глин­ки полу­чи­ло мно­же­ство лест­ных отзы­вов. Пуб­ли­ка была в восторге.

Сам импе­ра­тор Нико­лай I, лич­но побла­го­да­рив­ший масте­ра, высо­ко оце­нил рабо­ту Миха­и­ла Ивановича.

В честь звезд­но­го часа Глин­ки его кол­ле­ги и зна­ко­мые, в том чис­ле и Пуш­кин, напи­са­ли полу­шут­ли­вый «Канон». В тек­сте вычерк­ну­та его фами­лия («Не гли­на, а фарфор!»).

Три­умф помог ком­по­зи­то­ру под­нять­ся на новую высо­ту. Прак­ти­че­ски сра­зу после пре­мье­ры он был назна­чен дири­же­ром, полу­чил долж­ность руко­во­ди­те­ля При­двор­ной капеллы.

М. Глин­ка в моло­до­сти, портрет 

Заняв столь ответ­ствен­ную долж­ность, Миха­ил Ива­но­вич объ­е­хал всю импе­рию в поис­ках лич­но ото­бран­ных пев­цов и кандидатов.

Руко­вод­ство капел­лой про­су­ще­ство­ва­ло совсем недол­го. Через 2 года Глин­ка оста­вил пост, что­бы вер­нуть­ся к твор­че­ству. Все свои силы он отдал созда­нию вто­рой опе­ры. На этот раз по пуш­кин­ским «Рус­ла­ну и Людмиле».

Слу­шай­те Глин­ку: Рус­лан и Люд­ми­ла – Евге­ний Несте­рен­ко на Яндекс.Музыке

Миха­ил Ива­но­вич дол­го вына­ши­вал идеи для ново­го круп­но­го про­из­ве­де­ния. Он пла­ни­ро­вал орга­ни­зо­вать репе­ти­цию сов­мест­но с Пуш­ки­ным, с кото­рым хотел посо­ве­то­вать­ся при созда­нии про­из­ве­де­ния. Одна­ко это­го не про­изо­шло – тра­ги­че­ски погиб зна­ме­ни­тый поэт.

Рабо­тать над опе­рой мне при­шлось, обща­ясь с кол­ле­га­ми, дру­зья­ми Пуш­ки­на, кото­рые хоро­шо зна­ли покой­но­го писа­те­ля и были зна­ко­мы с его твор­че­ством и стилем.

Миха­ил Глин­ка, фото 1842 г 

Пре­мье­ра новой поста­нов­ки состо­я­лась 9 декаб­ря 1842 года, через 6 лет после три­ум­фаль­но­го дебю­та. Одна­ко опе­ра «Рус­лан и Люд­ми­ла» полу­чи­ла гораз­до более низ­кие оцен­ки. Пуб­ли­ка про­дол­жа­ла апло­ди­ро­вать учи­те­лю. А вот искус­ство­ве­ды были настро­е­ны куда более скеп­ти­че­ски и даже враждебно.

Агрес­сив­ная кри­ти­ка опе­ры «Рус­лан и Люд­ми­ла» серьез­но уда­ри­ла по ком­по­зи­то­ру. Он впал в состо­я­ние кри­зи­са и боял­ся тво­рить. В после­ду­ю­щие годы Глин­ка рабо­тал над мел­ки­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Его вни­ма­ние вновь при­влек­ли роман­сы. «Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье» в сти­хах Пуш­ки­на, так же, как роди­лось «Если я тебя встречу».

Слу­шай Я пом­ню чудес­ное мгно­ве­ние – Сер­гей Леме­шев в Яндекс.Музыке

В 1844 году писа­тель отпра­вил­ся в Евро­пу, что­бы при­ве­сти мыс­ли в поря­док. Неко­то­рое вре­мя жил во Фран­ции. Здесь М. ​​И. Глин­ка позна­ко­мил­ся со мно­ги­ми круп­ны­ми музы­кан­та­ми и ком­по­зи­то­ра­ми, сре­ди кото­рых был и Гек­тор Берлиоз.

По ини­ци­а­ти­ве ино­стран­но­го кол­ле­ги в Пари­же были испол­не­ны отрыв­ки из про­из­ве­де­ний Глин­ки. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка при­вет­ство­ва­ла твор­че­ство рус­ско­го ком­по­зи­то­ра. И уже в 1845 году Миха­ил Ива­но­вич пред­ста­вил пуб­ли­ке свои пол­ные сочи­не­ния, кото­рые они испол­ни­ли в рам­ках бла­го­тво­ри­тель­но­го концерта.

В том же году Глин­ка поки­нул Фран­цию ​​и посе­лил­ся в Испа­нии. Он упор­но изу­чал язык и обы­чаи мест­но­го насе­ле­ния. Под впе­чат­ле­ни­ем от стра­ны и ее быта Миха­ил Ива­но­вич напи­сал увер­тю­ру «Хота Ара­гон­ская», а через пару лет — «Вос­по­ми­на­ния о лет­ней ночи в Мадриде».

Послу­шай­те Испан­скую увер­тю­ру № 1, Ара­гон­ская хота — Евге­ний Свет­ла­нов на Яндекс.Музыке

Сле­ду­ю­щие несколь­ко лет Глин­ка путе­ше­ство­вал по Рос­сии. Празд­ная жизнь, при­гла­ше­ния на свет­ские меро­при­я­тия очень утом­ля­ли ком­по­зи­то­ра. Одна­ко он не мог выехать за гра­ни­цу, пото­му что ему отка­за­ли в пас­пор­те. В резуль­та­те ком­по­зи­тор посе­лил­ся в Вар­ша­ве, где под­го­то­вил сим­фо­ни­че­скую фан­та­зию «Кама­рин­ская».

Слу­шать Сим­фо­ни­че­скую фан­та­зию “Кама­рин­ская” – Юрий Симо­нов на Яндекс.Музыке

Вер­нуть­ся в Петер­бург ком­по­зи­тор решил­ся толь­ко в 1851 году. В сто­ли­це ком­по­зи­тор давал уро­ки пения и помо­гал в под­го­тов­ке опер­ных пар­тий. Его твор­че­ство ока­за­ло силь­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние рус­ской вокаль­ной школы.

М. И. Глин­ка. Фото 1853 г 

Не про­шло и года, как Глин­ка Миха­ил Ива­но­вич отпра­вил­ся в новую загра­нич­ную поезд­ку. Он хотел вер­нуть­ся в Испа­нию, но доро­га была слиш­ком тяжелой.

Ком­по­зи­тор оста­но­вил­ся в Пари­же, где про­жил почти 2 года. Здесь он начал рабо­ту над новой опе­рой «Тарас Буль­ба», но не успел ее закончить.

После нача­ла Крым­ской вой­ны Глин­ка был вынуж­ден уехать в Рос­сию. В послед­ние годы он прак­ти­че­ски не рабо­тал. Зани­мал­ся под­го­тов­кой отчетов.

При­ме­ча­те­лен тот факт, что на про­тя­же­нии мно­гих лет два гения были близ­ки­ми дру­зья­ми. Ком­по­зи­тор впер­вые встре­тил­ся с Алек­сан­дром Сер­ге­е­ви­чем в 1828 году. Их позна­ко­мил Кюхель­бе­кер, позна­ко­мив­ший писа­те­ля с Пушкиным.

Несмот­ря на раз­ни­цу все­го в несколь­ко лет, Глин­ка обра­щал­ся к писа­те­лю по име­ни и отче­ству. Он был высо­ко­го мне­ния о твор­че­стве Пуш­ки­на, назы­вая его «извест­ней­шим поэтом». Алек­сандр Сер­ге­е­вич отве­тил ему тем же. Он очень инте­ре­со­вал­ся музы­кой Глин­ки, высо­ко оце­ни­вая его творчество.

Порт­рет М.И. Глин­ки, худож­ник И.Е. Репин 

Они часто встре­ча­лись и обсуж­да­ли темы рус­ско­го искус­ства. Еще при жиз­ни писа­те­ля Глин­ка решил создать вме­сте с Пуш­ки­ным опе­ру «Рус­лан и Люд­ми­ла». Одна­ко тра­ги­че­ская гибель пись­ма поста­ви­ла крест на этом гран­ди­оз­ном плане.

По мне­нию В. Ста­со­ва, Пуш­кин и Глин­ка во мно­гом были похо­жи. Один стал родо­на­чаль­ни­ком рус­ской лите­ра­ту­ры и све­то­чем лите­ра­ту­ры, а дру­гой стал осно­во­по­лож­ни­ком рус­ской клас­си­че­ской музыки.

Личная жизнь

Офи­ци­аль­но Глин­ка был женат один раз. Его женой была даль­няя род­ствен­ни­ца Мария Пет­ров­на Ива­но­ва. Одна­ко очень ско­ро ком­по­зи­тор понял, что оши­бал­ся. Жена была взбал­мош­ной, каприз­ной и скан­даль­ной жен­щи­ной. Они часто устра­и­ва­ли дра­ки. Не отли­ча­лась она и вер­но­стью, при пер­вой же воз­мож­но­сти ушла на сто­ро­ну, опо­зо­рив мужа.

Миха­ил Глин­ка и его жена Мария Пет­ров­на Иванова 

Глин­ка дол­го пытал­ся най­ти повод для раз­во­да. И вско­ре это про­яви­лось. Жен­щи­ну ули­чи­ли в тай­ной сва­дьбе с новым избран­ни­ком. На тот момент пара уже не жила вместе.

Миха­ил Ива­но­вич увлек­ся Ека­те­ри­ной Ермо­ла­ев­ной Керн, став­шей его фак­ти­че­ской женой и музой. Дело о раз­во­де затя­ну­лось. Вто­рая избран­ни­ца ком­по­зи­то­ра забе­ре­ме­не­ла и посто­ян­но уго­ва­ри­ва­ла Глин­ку уско­рить про­цесс. Но через несколь­ко лет она развелась.

Миха­ил Глин­ка с Ека­те­ри­ной Керн 

На тот момент ста­рые чув­ства меж­ду Кер­ном и музы­кан­том уле­ту­чи­лись. Не желая, что­бы ребе­нок был вне­брач­ным, Глин­ка дал несо­сто­яв­шей­ся жене день­ги на аборт.

Неиз­вест­но, испол­ни­ла ли Ека­те­ри­на свое жела­ние. Но офи­ци­аль­но детей у Глин­ки не было, о чем музы­кант очень сожа­лел. После раз­во­да с пер­вой женой он боль­ше не женил­ся и жил холостяком.

Смерть композитора

В послед­ние годы твор­че­ство Миха­и­ла Глин­ки прак­ти­че­ски не воз­об­нов­ля­лось. Ком­по­зи­тор про­во­дил вре­мя в тишине и покое, пери­о­ди­че­ски выез­жал за гра­ни­цу. В нача­ле 1867 года муж­чи­на забо­лел. Лег­кая про­сту­да обост­ри­ла ста­рые недуги.

15 фев­ра­ля 1857 года в Бер­лине от болез­ни пече­ни умер Миха­ил Глин­ка. Его смерть была вне­зап­ной и неожиданной.

Похо­ро­нен ком­по­зи­тор на мест­ном люте­ран­ском клад­би­ще. А поз­же, бла­го­да­ря ста­ра­ни­ям род­ствен­ни­ков, прах Глин­ки был захо­ро­нен на Тих­вин­ском клад­би­ще в Санкт-Петербурге.

51. Глин­ка живет для короля 

Интересные факты

  • Ком­по­зи­тор имел бело­рус­ские, поль­ские и литов­ские кор­ни. Несмот­ря на это, он счи­тал себя рус­ским, был патриотом.
  • В пер­вые годы жиз­ни его бабуш­ка была музы­кан­том. Он мешал мате­ри вос­пи­ты­вать соб­ствен­но­го сына. В резуль­та­те Глин­ка ста­ла девоч­кой подо­зри­тель­ной, нерв­ной и черес­чур неж­ной. Лишь после смер­ти власт­но­го стар­ше­го род­ствен­ни­ка род­ным уда­лось долж­ным обра­зом вос­пи­тать композитора.
  • У муж­чи­ны был кра­си­вый и силь­ный пев­че­ский голос. Но я решил выбрать путь писательства.
  • Глин­ка был близ­ким дру­гом Пушкина.
  • Миха­ил Ива­но­вич был зна­ком со мно­ги­ми извест­ны­ми музы­кан­та­ми сво­е­го вре­ме­ни. А Гек­тор Бер­ли­оз, имев­ший ста­тус и репу­та­цию гения, слыл боль­шим поклон­ни­ком талан­та сво­е­го рус­ско­го коллеги.
  • Опе­ра Глин­ки «Рус­лан и Люд­ми­ла» не полу­чи­ла долж­но­го вни­ма­ния при жиз­ни ком­по­зи­то­ра. Почти все ее кри­ти­ко­ва­ли. Слу­ша­те­ли и кол­ле­ги по цеху смог­ли оце­нить про­из­ве­де­ние толь­ко после смер­ти создателя.
  • Миха­ил Ива­но­вич был невы­со­ко­го роста, поэто­му был очень застенчив.
  • Поми­мо отлич­ной музы­каль­ной под­го­тов­ки, Глин­ка отли­чал­ся боль­шим умом и зна­ни­я­ми, широ­ким кру­го­зо­ром. Напри­мер, он без про­блем гово­рил на 6 языках.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­ших: Миха­ил Ива­но­вич Глин­ка — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Произведения

Про­из­ве­де­ния Миха­и­ла Глинки:

опе­ры:

  • «Цар­ская жизнь» («Иван Суса­нин») (1836)
  • «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1837–1842)

Сим­фо­ни­че­ские произведения:

  • Сим­фо­ния на две рус­ские темы
  • Музы­ка к тра­ге­дии «Князь Холм­ский» Несто­ра Куколь­ни­ка (1842)
  • Испан­ская увер­тю­ра № 1 «Бле­стя­щее каприч­чио на тему Ара­гон­ско­го вале­та» (1845)
    «Кама­рин­ская», фан­та­зия на две рус­ские темы (1848 г)
  • Испан­ская увер­тю­ра № 2 «Вос­по­ми­на­ния о лет­ней ночи в Мад­ри­де» (1851 г)
  • «Вальс-фан­та­зия» (1839 — для фор­те­пи­а­но, 1856 — рас­ши­рен­ная вер­сия для сим­фо­ни­че­ско­го оркестра)
  • Камер­но-инстру­мен­таль­ные композиции
  • Ре минор из “Пате­ти­че­ско­го трио
  • Сона­та для аль­та и фор­те­пи­а­но (неокон­чен­ная; 1828 г. , редак­ция Вади­ма Бори­сов­ско­го в 1932 г)
  • Бле­стя­щий дивер­тис­мент на темы из опе­ры “Сом­нам­бу­ла” Вин­чен­цо Бел­ли­ни для фор­те­пи­ан­но­го квин­те­та и контрабаса
  • Бле­стя­щее рон­до на тему из опе­ры «Капу­лет­ти и Мон­тек­ки» Вин­чен­цо Бел­ли­ни (1831)
  • Боль­шой сек­стет ми-бемоль мажор для фор­те­пи­а­но и струн­но­го квин­те­та (1832)
    «Пате­ти­че­ское трио» ре минор для клар­не­та, фаго­та и фор­те­пи­а­но (1832)
  • Ноч­ная «Раз­лу­ка» (1839)
  • Фор­те­пи­ан­ный цикл «При­вет Оте­че­ству» (1847)

Роман­сы и песни:

  • «Не иску­шай» (1825)
  • «Вене­ци­ан­ская ночь» (1832 г)
  • «Пат­ри­о­ти­че­ская песня»
  • «Я здесь, Ине­зи­лья» (1834 г)
  • «Ноч­ное обо­зре­ние» (1836 г)
  • «Сомне­ние» (1838 г)
  • «Ноч­ной зефир» (1838 г)
  • «Огонь жела­ния горит в кро­ви» (1839)
  • Сва­деб­ная пес­ня «Чудес­ная баш­ня сто­ит» (1839)
  • Вокаль­ный цикл «Про­ща­ние с Петер­бур­гом» (1840), состав­лен­ный из две­на­дца­ти роман­сов на сти­хи Несто­ра Кукольника
  • «Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье» (1840, по моти­вам сти­хо­тво­ре­ния Пушкина)
  • «Испо­ведь» (1840)
  • “Я слы­шу твой голос?” (1848)
  • «Здо­ро­вая чаш­ка» (1848 г)
  • «Песнь о Мар­га­ри­те» из тра­ге­дии Гёте «Фауст» (1848 г)
  • «Мария» (1849 г)
  • «Адель» (1849 г)
  • «Фин­ский залив» (1850 г)
  • «Молит­ва» («В труд­ную мину­ту жиз­ни») (1855)
  • «Не гово­ри, что у тебя болит серд­це» (1856 г)

Миха­ил Глин­ка джин­ны и злодеи

Михаил Иванович Калинин | Советский государственный деятель

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Читать Далее

  • Почему распался Советский Союз?

Михаил Иванович Жук (20.

09.1883 — 07.06.1964) — Биография, интересные факты, известные произведения

Михаил Иванович Жук (20 сентября 1883, Каховка — 7 июня 1964, Одесса) — украинский художник, выдающийся педагог, писатель , приверженец стиля модерн.

Особенности творчества художника Михаила Жука: в раннем творчестве мастера прослеживается тяга к западноевропейскому модерну, его орнаментальности и декоративности, стремление наполнить картины ассоциативным смыслом. Художник много работал в технике офорта, литографии, ламинарии, гравюры. Замечательный колорист, мастер композиции, Михаил Жук является автором галереи графических и живописных портретов выдающихся деятелей украинской культуры, в частности Тараса Шевченко, Леси Украинки, Александры Мурашко, Леся Курбаса. Художник предпочитал работать пастелью, углем, карандашом, акварелью, смешивая материалы ради интересных эффектов. Многие работы Жука выполнены с элементами орнаментальной импровизации — одной из визитных карточек мастера.

Известные картины художника Михаила Жука: «Сказка», «Актриса Мумине», «Портрет Михаила Коцюбинского», Серия автопортретов (1, 2, 3).

Читайте также: «Украинский модерн: стиль свободных художников»

Михаил Жук был из бедной семьи и с детства был вынужден зарабатывать на кусок хлеба: расписывал заборы, расписывал вывески и простые иконы. Когда мальчику было 13 лет, семья переехала в Киев Михаил поступил в Киевскую рисовальную школу Александра Мурашко, где его наставниками стали Харитон Платонов и Николай Пимоненко.После окончания школы Жук продолжил обучение в Московском училище живописи, но муштра и казна были непосильны. Через год он отправился доучиваться в Краковскую Академию художеств к Станиславу Выспянскому — и там расцвел как художник и как будущий писатель, в 1904 г. окончил курсы портретной живописи и фрески с серебряными медалями. Осенью в Киевском городском музее прошла его первая (и последняя) персональная выставка.

Время пришло. В 1905 году художник переехал с семьей в Чернигов, где преподавал рисование в женской гимназии Кузнецовой, в еврейской школе, в Духовной семинарии. Михаил Жук много времени уделял портретам; его моделями становились актеры и художники, поэты и писатели. Художник дружил с Иваном Франко, с семьями Грушевских и Коцюбинских. Росту профессионализма способствовали успехи на выставках. После Октябрьской революции Михаил Жук — вместе с Георгием Нарбутом, Федором и Василием Кричевскими, Николаем Бойчуком и другими художниками — стал одним из основателей Украинской академии художеств, где, помимо преподавательской (декоративной живописи), занимал должность секретаря и казначей. В 1919 вернулся в Чернигов.

Почти 40 лет творчество Михаила Жука было связано с Одессой: в 1925 году он стал профессором графической мастерской Одесского политехникума искусств. Здесь он преподавал, досконально изучал литографию, а впоследствии стал проректором Одесского художественного института. Под руководством Жука началось активное изучение традиций народного творчества, был открыт керамический факультет, выпустивший ряд высококлассных мастеров.

Всю жизнь Михаил Жук, как и его любимый учитель, художник Станислав Выспянский, занимался литературной деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *