Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
«Медный всадник» — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.
Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.
Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.
Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.
Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.
Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.
Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.
В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.
Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.
Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.
Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.
«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.
Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.
В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
История поэмы “Медный всадник” Пушкина – создание, историческая основа
С самого момента основания города Санкт-Петербурга его реальная история интерпретировалась и описывалась различными авторами. Город описан в произведениях литературы и искусства с точки зрения реальной истории. Очень тонко история города описана у Пушкина, в ней он описал и историю создания города, и его великих создателей. История поэмы «Медный всадник» Пушкина сама по себе отличается оригинальностью. Но всему великому предстоит пройти сложный путь – это мы можем наблюдать как в самой поэме, так и на примере ее истории.
Реальное наводнение
Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.
Как была написана поэма
История создания «Медного всадника» не проста. Не смотря на то что поэма была написана в короткий срок – меньше чем за месяц, в октябре 1833 года, Пушкин вложил в нее много сил. Каждый стих Пушкин переписывал по несколько раз. В итоге ему удалось совместить в короткой поэме множество образов, символов, значений. Произведение было написано в Болдино, после путешествия Пушкина на Урал по местам, которые связаны с пугачевским бунтом.
Возможно, образ ожившего памятника Пушкину пришел после того, как Александр I запланировал вывезти памятник из города. Но одному из майоров приснился сон, как Медный всадник скачет по городу, подъезжает к императору и говорит о том, что нынешний правитель довел жизнь в стране до трагедий, но пока памятник на месте- он следит за городом и ничего ему не будет страшно. Это остановило Александра, а поверье о хранителе города Медном всаднике живет до сих пор.Цензура и публикация
Когда Пушкин вернулся из Болдино, он передал свою поэму на цензуру. Вернули ему произведением с большим количеством правок. Александр Сергеевич верил, что рукопись читал сам Николай, но позже выяснилось, что вычиткой занимались служащие политической полиции. Запрещена поэма не была, но Пушкин воспринял это как запрет. Автор пытался переписать забракованные фразы и места. Но это было выше его сил и он бросил эту затею. При жизни Пушкина поэма не была опубликована, вышло лишь вступление в журнале «Библиотека для чтения».
Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «История поэмы «Медный всадник» Пушкина», указать связь с реальными событиями, историю написания и публикации произведения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
межкультурная биография памятника Средиземноморья – Bryn Mawr Classical Review
BMCR 2022.02.42
Елена Н. Бек, Медный всадник Юстиниана в Константинополе: кросскультурная биография средиземноморского памятника . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2021.
Стр. ХХVII, 451. ISBN 9781107197275 90 фунтов стерлингов.Отзыв от
Кэрол Маттуш, Университет Джорджа Мейсона. [email protected]
Preview
«Триумфальная колонна Юстиниана была колоссальным памятником империи: самая высокая отдельно стоящая колонна досовременного мира была увенчана, возможно, самой большой металлической конной скульптурой, созданной где-либо в мире до 169 г.9” (стр. 1). (Только на стр. 69 читатели узнают, что высота памятника была 50 м.) Статуи больше нет; Бек ищет тексты в хронологическом порядке, от правления Юстиниана (годы правления 527–565) до 1860-х годов, медленно раскрывая особенности, инсталляцию и сложную историю.
Когда Юстиниан прибыл в Константинополь ок. 500, он приступил к проектам обновления городов. Сразу за Милионом, центральной точкой города, находился его церемониальный форум, Августейон,[1] огромная колонна (ок. 543 г.) внутри, огромный купол Святой Софии (532–537 гг.) слева. Триумфальная колонна была абсолютно необходима: порфировая колонна Константина была 40 метров в высоту, колонна Феодосия была почти 50 метров в высоту, а колонна Юстиниана была бы немного выше, единственная колонна с конной статуей на вершине. Статуя уже существовала, но присвоение статуи более раннего лауреата было давней римской традицией, как и конные статуи.
В шестом веке Иоанн Малалас считал, что конная статуя первоначально изображала Аркадия (годы правления 383–408) (57). Но Кириак Анконский (1391-1452) поднялся на колонну в 1427 году и нашел надпись, идентифицирующую статую как Феодосия, а художника как Патрофила.[3] Григора (1295–1360) измерил палец статуи чуть более девяти дюймов; Кириак измерил общую высоту в двадцать футов, лицо императора — в три фута, глаза и рот — по шесть дюймов (высота и ширина не указаны) (стр. 270). Бек оценивает высоту статуи в 24,6 фута (стр. 60), ее вес — 4425 кг (90,755 фунта или 4,88 тонны), сравнивая его с весом Марка Аврелия в Риме (2500 кг или 2,75 тонны) (стр. 65). Она проводит сравнения с Колоссом Родосским (используя оценку Плиния Старшего в семьдесят локтей (32 метра, 105 футов,
Юстиниан заменил оригинальную сферу статуи на сферу и крест; он переместил его на 850 метров от его первоначального местоположения на Форуме Тавра и поднял на 50 метров к вершине колонны, превратив «величайшую внутреннюю проблему своего правления [беспорядки в Нике] в замечательную возможность для продвижения своей gloria . (с. 70). Колонна находилась в религиозном центре города, между соборами Святой Софии и Святой Ирины, но она не была строго религиозной — тема, которая обсуждалась в 10 9 г.0030-й век: Константин Родосский видит в статуе триумф города против внешних врагов; в Повествовании о строительстве собора Святой Софии Юстиниан является врагом внутри города (гл. 6). На иллюстрации из издания Книги Иова конца 12 -го — начала 13 -го -го века статуя едет высоко над городом, но у нее нет сферы, а всадник тянется назад правой руку, но едет к Иову, который лежит на куче навоза. Бек называет этот образ «одновременно триумфальным и трагическим» (с. 168).
Прокопий (ок. 500–565), используя «образную речь и безопасную критику… обвиняет Юстиниана в гигантомании и уничтожении прошлого» (стр. 82) и дает подробное описание статуи. Когда Георгий Пахимерес (1242 – ок. 1308) описывает колонну, он опирается на Прокопия в отношении того, как она выглядела раньше. По прошествии времени зрители сами решили, протянута ли правая рука или поднята.
В главе 4 представлен соревнующийся всадник на вершине купола высотой 80 локтей, воздвигнутого в 762 году аббасидским халифом в Багдаде Абу Джафаром аль-Мансуром (годы правления 754–775), чье падение было связано с падением его статуи. Точно так же все, что случилось с бронзовым всадником в Константинополе, стало интерпретироваться «как гадательные указания на будущее византийско-аббасидского соперничества» (стр. 123). Во время правления Феофила (829-842) с конной статуи Юстиниана упала бронзовая туфа , заставив Феофила опасаться, что он может потерять свою корону в пользу Аббасидского халифата, пока головной убор не заменил отважный альпинист. В другой истории наклоненная корона была исправлена, чтобы предотвратить чуму.
Колонна потеряла бронзовую облицовку во время Четвертого крестового похода, но крестоносцы сохранили статую, идентифицировав ее как своего героя Ираклия, который, по их мнению, отвоевал Иерусалим у сасанидов ок. 628 г., босиком вошел в Иерусалим и забрал Истинный Крест. Ираклий принес Константинополю мир и свободу, а его статуя указывала на Иерусалим, а не на врага (гл. 8).
После восстановления Константинополя Михаилом VIII Никейским в 1261 году всадник стал символом выживания. Майкл восстановил город путем реконструкции и реставрации. Когда он был коронован в соборе Святой Софии, представляя династию Палеологов, его коронация включала процессию через Августейон и дань уважения колонне (гл. 9).).
Пахимерас, в отличие от Прокопия, описывает конструкцию, состояние и материалы колонны и восхваляет «защиту и триумфальную силу креста» (стр. 226), косвенно бросая вызов Прокопию, но опираясь на его описание. В конце 13 -го века некоторые перья из туфы были утеряны, а в 1317 году выпал бронзовый шар. Андроник II Палеолог (годы правления 1282–1328) немедленно восстановил его, а Никифор Григора (ок. 1295–1360) описывает проект. Под живот лошади были добавлены железные опоры, а головной убор всадника и держава были сняты для повторной позолоты. В конце концов, лошадь должна была быть прикована к основанию. Перо Тафур (1410-1487), полагая, что статуя представляет Константина, сообщает о другой реставрации державы за 8000 дукатов, которые Бек оценивает в 1,1 миллиона долларов (стр. 257-258). «Жест статуи, который, как считалось, веками удерживал варваров в страхе, теперь предвещал приближающуюся гибель» (стр. 260).
В 1420-х годах Кристофоро Буондельмонти писал, что монумент имел высоту 70 локтей (105 футов) и изображал всадника с золотым яблоком в левой руке, а правая рука угрожала «Турции» и востоку.[5] На миниатюрах Константинополь изображался прежде всего его стенами, колонной и собором Святой Софии (с. 292). Обычно монумент выше купола собора Святой Софии..
После победы над Константинополем в 1453 году османский султан Мехмед II снял монумент, и в итоге он был переплавлен. Пьер Жиль видел части статуи около 1550 года, ногу императора выше человеческого роста, нос и копыто у каждого по 9дюймов в длину (стр. 334).
Изображения статуи появлялись на флорентийских свадебных ларцах (1460-е гг.), в « Агонии в саду» (1450-е гг.) Мантеньи, «Введение Богородицы» Карпаччо (1510-1520 гг.) и русской иконе 16 -х гг. показывая Покрова Пресвятой Богородицы . Он быстро стал чудом Константинополя, напечатанным в «Всемирных хрониках » Гартмана Шеделя (1493 г.) и «Historia Byzantina» Дю Канжа .0008 (1680). В османском манускрипте 16 – века колонна появляется вместе с собором Святой Софии, обелиском Феодосия, Змеиной колонной из Дельф и каменным обелиском.
Эта книга будет полезна читателям, интересующимся синтетическим описанием всадника и колонны в контексте более поздней политической и религиозной истории Константинополя/Стамбула, соперников города и его посетителей. Ее можно было бы назвать биографией объекта, если бы она начиналась с краткого описания того, что известно о статуе: читатели должны иметь возможность визуализировать статую с самого начала. Насколько велика она была, какой высоты была колонна? Бронзовые конные статуи были основным продуктом римской имперской скульптуры, и было бы полезно узнать об этой долгоживущей традиции в качестве превью этой статуи и продолжающейся истории этого типа памятников. Недостатком строгой хронологической последовательности источников является то, что только в гл. 12 Читатели узнают, что Кириак Анконский опознал бронзового всадника и его создателя (стр. 270). Бек в значительной степени полагается на других современных ученых, перефразируя и цитируя их точки зрения, но не часто внося свой вклад в дискуссию. Она включает в себя множество полезных первичных ресурсов, переведенных другими: это вызывает вопросы об использовании «бронзы», «латуни» и «меди» для χαλκός или 9.0024 aes .[6] По-видимому, только Кириак описал эту статую как отлитую из бронзы . Возможно, пока статуя стояла на месте, никто не говорил о ней так много, как о опорной колонне, потому что до самой статуи нужно было слишком много подниматься.
Бек не упоминает, что изготовление стоячей статуи сильно отличается от изготовления всадника, и не учитывает того, что известно о больших бронзовых изделиях в 6 веке. Как могла быть отлита эта статуя? Упоминаются ли в каких-либо источниках, насколько толстыми были стенки бронзовой ноги или пальца? Есть еще вопросы о бронзовой статуе, на которые могут ответить ранние источники, даже если они делают это косвенно.
Оглавление
1. Въезд Юстиниана в Константинополь: он пришел, увидел, завоевал
2. Создание форума Юстиниана
3. Отвержение определяющего свидетеля: Медный всадник и постройки (De Aedificiis) Прокопия
4. Багдадский всадник отвечает Константинопольскому всаднику
5. Успокоение имперских тревог: Феофил и восстановление короны Юстиниана
6. Дебаты о заслугах Юстиниана в десятом веке
7. Медный всадник и темный час для человечества
8. Всадник становится Ираклием: рассказы о крестовых походах одиннадцатого и двенадцатого веков
9. От изгнания в Никее до восстановления Константинополя
10. Ученый диалог сквозь века: Пахимеры Противостояние Прокопию
11. Орб-сессия: Будущее Константинополя в руке Медного всадника
12. Колонна Юстиниана и взгляд антиквара: разоблачение многовековой «тайны»
13. Вечный идеал: Константинополь в славянском воображении XIV–XV вв. Века
14. Конец Всадника
15. Конь как История, Византия как Аллегория
16. Мрачное Прошлое и Грозное Будущее
17. После Падения: Медный Всадник и Вечный Царьград
Постскриптум: Дебют Всадника в печати.
Примечания
[1] Бек склонен транслитерировать греческие имена и места, хотя в случаях, подобных этому, латинизированная версия, Augusteum, гораздо более привычна.
[2] Павсаний упоминает статую Августа в Аргосе, которая раньше была Орестом (2.17.3), и статуи Мильтиада и Фемистокла в Афинах, которые были переименованы в римлянина и фракийца (1.18.3). Бек неправильно цитирует римский пример присвоения (59): статуи Домициана были заново вырезаны и переделаны его преемником Нервой, а не наоборот.
[3] Patrophilos не индексируется.
[4] Бек упоминает бронзовый конный торс статуи Августа, которая сейчас находится в Афинах, но из-за его жеста, а не размера: с. 90.
[5] Согласно переводу на с. 276, с сн. 30.
[6] Бек цитирует перевод Дьюинга 1954 года Prokopios, Buildings I.ii, в котором говорится о латунной колонне, бронзовом коне и бронзовом императоре (85): каждый раз, однако, греческое χαλκός . Основными ингредиентами латуни являются медь и цинк; бронза состоит из меди и олова и/или свинца.
История написания Медный всадник
06.01.2023
Стихотворение основано на реальной истории о наводнении, случившемся в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин находился в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме описал события со слов очевидцев.
История «ожившего памятника» могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти памятник Петру («Медный всадник») из Петербурга. Но императора остановило сообщение о сне майора. Во сне майор увидел скачущего по улицам Петербурга «Медного всадника» и, подойдя к императору, сказал ему: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, моему городу нечего бояться». По другой версии, идею ожившего памятника Пушкин мог позаимствовать у Дон Жуана.
Работа над поэмой
Поэма «Медный всадник» написана осенью 1833 года в Болдине после поездки на Урал в пугачевских местах. По данным исследователей, работа над поэмой длилась меньше месяца – с 6 по 31 октября. Белая рукопись поэмы заканчивается примечанием: «31 октября 1833 года. Болдино 5 ч. л. 5 <м. утром>». Идея «Медного всадника», вероятно, возникла у Пушкина еще до его приезда в Болдино. Возможно, какие-то зарисовки были сделаны в Петербурге. Работа над поэмой стоила Пушкину большого труда. По мнению исследователей, каждый стих поэт переписывал несколько раз (иногда до 10 раз), прежде чем добился идеальной формы для каждого из них. «Медный всадник» — одно из самых коротких стихотворений Пушкина. Менее чем в 500 стихах Пушкин сумел уместить и размышления Петра о берегах Невы, и описание Петербурга, и сцены наводнения 1824 года, и историю любви Евгения и т. д.
Цензура Государя
В конце 1833 года, вернувшись из Болдина, Пушкин передал «Медного всадника» на цензурную проверку. В результате рукопись была возвращена ему со многими правками. Об этом поэт записал в своем дневнике: «…11 числа я получил от Бенкендорфа приглашение приехать к нему на следующее утро. Я прибыл. Медный всадник возвращен мне с замечаниями государя. Слово «идол» не пропускает высшая цензура; стихи: «И впереди столица младшая…» размыты. (Дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.) Пушкин считал, что его рукописи читал непосредственно император Николай I. Но исследования показали, что рукопись «Медного всадника» читал не император, а служащие Третьего отдела ( политическая полиция). Конечно, формального запрета на поэму не было, но Пушкин справедливо расценивал многочисленные замечания «высочайшей цензуры» как запрет. В середине декабря 1833 года Пушкин сообщил своему другу П. В. Нащокину, что стихотворение цензура не пропустила: «…Цензура не пропустила Медного всадника. Это мне в убыток…» (10 декабря 1833 г., А. С. Пушкин – П. В. Нащокин). Получив замечания «высочайшей цензуры», Пушкин попытался внести правки в текст поэмы. Но поэт не закончил это произведение и решил не печатать стихотворение.
Издание «Введения» в 1834 году
При жизни Пушкина поэма «Медный всадник» не печаталась. Опубликован лишь отрывок из «Медного всадника» — «Введение». Отрывок был опубликован в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения».
Издание с редакцией Жуковского в 1837 г.
Вскоре после смерти Пушкина «Медный всадник» был впервые опубликован полностью в журнале «Современник» в 1837 г. Однако это издание нельзя назвать полноценным, поскольку Жуковский переработал текст стихотворение в соответствии с пожеланиями цензуры. Например, из поэмы был вырезан эпизод бунта Евгения против памятника Петру.