Биография и творчество фонвизина: Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты

Содержание

Денис Фонвизин: биография, личная жизнь, творчество

  • 8 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Оксана Мыкало

Биография Дениса Ивановича Фонвизина интересна всем, кто знаком с его творчеством. В его жизни были взлеты и падения, опала и аплодисменты. Что надо обязательно знать о Фонвизине? Именно ему мы обязаны появлением русской национальной комедии.

Происхождение

В роду Дениса Фонвизина были рыцари, жившие в Ливонии. Во времена Ивана Грозного они перешли на службу к русскому царю. Немецкая семья верно служила новой отчизне. Фамилия ее членов тогда писалась через дефис «фон-Визин».

Именно так ее указал в своих трудах князь П. А. Вяземский, первым написавший биографию Фонвизина. Однако А. С. Пушкин говорил, что фамилию надо писать слитно. Он считал Фонвизина не просто русским, а настоящим «перерусским» человеком.

Первые шаги

Биография Фонвизина началась в Москве. Именно там 14 апреля 1745 года в семье немецкого дворянина родился мальчик, которого нарекли Денисом.

С 10 лет он начал обучаться в гимназии, открывшейся при Московском университете. Знания в этом образовательном учреждении давали блестящие, да и способности у Фонвизина имелись. Он изучал не только русский и немецкий, но и французский, латынь.

15-летнего Дениса Фонвизина (как одного из лучших учеников) направили в Санкт-Петербург, чтобы представить университетскому куратору графу И. Шувалову. В городе на Неве молодому человеку понравилось. Там он познакомился с мэтрами словесности Ломоносовым и Сумароковым, впервые попал на театральное представление.

В это же время он дебютировал в качестве переводчика, работая по заказу московских книгопродавцев. Денис перевел 228 популярных басен поэта Людвига Гольберга, а также романы и повести Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе и Руссо.

Взрослая жизнь

Окончившему в 1762-м гимназию Фонвизину, биографию которого мы рассматриваем в статье, предложили должность переводчика в Коллегии иностранных дел.

До 1769-го Денис Иванович служил секретарем у И. Елагина. Также он состоял в елагинском театральном кружке. Его члены разрабатывали принципы отечественной комедии и переделывали французские и немецкие фарсы на русский лад.

Фонвизин сразу проявил себя. Взяв за основу произведение француза Грессе, он сочинил пьесу «Корион». Она была дважды поставлена в театре при дворе в 1764 г.

Первый успех

1769 год стал особым в биографии Дениса Фонвизина. Именно в этот период он написал комедию «Бригадир».

Она стала первой в российской литературе «комедией нравов». В ней особенности поведения и речи персонажей социально определены. Речевая характеристика – это проявление индивидуальностей персонажей. Разумеется, отрицательные герои глупы. В конце сюжета они проигрывают. Положительные персонажи благоразумны и выигрывают.

Особое внимание в комедии уделялось офранцузившемуся Иванушке. С этим персонажем Фонвизин связывал важную для себя тему патриотического воспитания русского дворянина.

Комедия имела большой успех. Автора даже пригласили прочитать ее в Петергофе перед императрицей Екатериной II. Взгляды Фонвизина и графа Никиты Ивановича Панина, который служил воспитателем наследника престола — сына императрицы, — во многом совпадали.

На государственной службе

Панин высоко оценил идеи и усилия Д. И. Фонвизина. В биографии литературного гения это оставило заметный след. Он перешел на службу к графу, став его личным секретарем и получив чин сначала надворного, а затем коллежского советника. Панин подарил Фонвизину имение в Полоцкой губернии и 1000 крестьян.

Денис Иванович стал не просто служащим, а другом и доверенным лицом своего начальника, который строил планы досрочно передать сыну Екатерины II Павлу Петровичу царскую власть, но при этом ее несколько ограничить.

В этот период Фонвизин практически перестал писать комедии. Он занимался политикой, общественными проектами и социальными реформами, выступал в качестве пресс-секретаря Панина.

В 1771 году из-под его пера вышло только «Слово на выздоровление». Оно посвящено не столько недомоганию и выздоровлению наследника Павла Петровича, сколько лечению всего русского общества и верхушки власти.

В 1777 г. он написал политическое произведение, переведя француза А. Тома и его знаменитый труд «Слово Марку Аврелию». Этот перевод привлекает внимание образом мудрого государя – гуманного и справедливого.

В 1782 г. вышло одно из самых ярких публицистических произведений в России — «Рассуждение о непременных государственных законах». Его еще называют «Завещание Панина». Труд предназначался будущему императору и являлся предисловием к готовящемуся братьями Паниными проекту конституционной монархии.

Фонвизин предлагал Павлу Петровичу сделать крепостное право более умеренным, чтобы избежать новых потрясений и бунтов. Впоследствии произведение Дениса Ивановича использовали в своих сочинениях декабристы.

Личная жизнь

В 1774 г. Фонвизин женился. Его выбор пал на вдову Екатерину Ивановну Хлопову (купеческую дочь). В 1777 г. вместе с женой он отправился в путешествие за границу — в Германию и на юг Франции. Во время поездки Фонвизин отсылал П. И. Панину сатирические письма, отображающие нравы во французском обществе накануне близящейся революции 1789 г.

В своей заграничной поездке Денис Иванович Фонвизин встречался с Бенджамином Франклином. Некоторые считают, что будущий президент Америки мог послужить прототипом образа Стародума.

Отставка

Идеи Никиты Панина не пришлись по вкусу Екатерине II. Всевластный канцлер попал в опалу, а в марте 1782 г. вышел в отставку. Через несколько дней после ухода покровителя и начальника Денис Фонвизин также подал прошение об отставке, которое Екатерина II приняла.

Панин умер спустя год – в марте 1783-го. Денис Фонвизин написал его биографию. Он создал образ идеального государственного деятеля. На русском языке произведение вышло только в 1786 г. Сначала его издали во Франции.

Вершина творчества

Что самое главное в краткой биографии Фонвизина? Многие считают, что это написание комедии «Недоросль». В первый раз она была поставлена в 1782 г. на сцене Вольного Российского театра. В пьесе играл друг Фонвизина, знаменитый актер И. Дмитревский. Успех превзошел ожидания – благодарная публика бросала на сцену актерам кошельки. В мае 1783 г. пьесу показали в Москве, затем появилась первая печатная публикация «Недоросля».

Князю Григорию Потемкину, бывшему с Фонвизиным в ссоре, так понравилась пьеса, что он забыл о конфликте. Встретив писателя, князь обнял Дениса Ивановича и сказал, что имя его будет теперь бессмертно.

«Недоросль»

Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.

В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:

  1. Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
  2. До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
  3. В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.

Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.

Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.

Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.

Общественная деятельность

Княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, пригласила Дениса Ивановича принять участие в издании журнала. «Собеседник российского слова» должен был стать новой литературной площадкой, где бы рассуждали о назначении власти, обязанностях и судьбе дворян. Фонвизин написал очерк «Опыт сословника», который стал ярким примером политической сатиры, направленной против порядков при царском дворе и дворянского безделья.

Вскоре на страницах журнала появились анонимные вопросы Екатерине II и «ответы» императрицы в раздраженном и злом духе. Фонвизин, вдохновленный идеями Монтескье, стремился начать дискуссию о состоянии русской политической системы, но императрица посчитала подобное произведение проявлением непозволительного свободоязычия. Она обвинила в авторстве сначала графа И. Шувалова. Когда открылось, что автор – Фонвизин, императрица была крайне рассержена. В дальнейшем она не позволила писателю и поэту издать собрание сочинений в 5 томах.

Впоследствии многие произведения Денису Фонвизину пришлось печатать анонимно.

Он серьезно отнесся к предложению княгини Дашковой и подготовил «Начертания», которые легли в основу академического словаря.

Как сложилась жизнь дальше

Если говорить кратко о биографии Фонвизина, следует заметить, что, уйдя со службы, он отправился вместе с женой за рубеж. Из Германии и Италии он слал письма, в которых описывал происходящее в Европе. Экономические и социальные, политические и общественные процессы – все это было отражено в его сочинениях.

В августе 1785 г. у Фонвизина приключилась тяжелая болезнь — паралич. Но писатель продолжал заниматься литературной деятельностью.

В 1786 г. из-под его пера вышла философская повесть «Каллисфен», в 1787 г. – перевод Шубарта «Лисица-Кознодей» (то есть строящий козни). В 1787 г. Фонвизин пытался издать свой журнал, куда должны были войти не пропущенные цензурой труды.

Из-за болезни в мыслях Дениса Ивановича произошли перемены. Ему хотелось покаяться, он увлекся религией. В произведении «Признание» автор, подражая Руссо, представил миру автобиографию, наполненную размышлениями о российском быте.

Завершение земного пути

Весь день 12 декабря 1792 г. Фонвизин провел у поэта Державина, где весело шутил и смеялся. Писатель привез друзьям свою новую пьесу «Выбор гувернера». В этот же вечер он скончался.

Похоронили его в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Жена, пережившая его на 4 года, установила гранитный саркофаг серого цвета. Он окружен оградой из кованых прутьев.

В статье была рассмотрена краткая биография Дениса Ивановича Фонвизина, литературного гения конца XVIII века.

Похожие статьи

Искусство

Владимир Высоцкий: биография, личная жизнь и творчество

Искусство

Абай Кунанбаев: биография, годы жизни, творчество, произведения

Искусство

Модест Петрович Мусоргский: биография и творчество

Искусство

Группа БТС: биография каждого участника

Искусство

Актриса Галина Яцкина: биография, личная жизнь, фильмография, работа в театре, награды

Искусство

Аида Гарифуллина: биография, личная жизнь и творчество певицы

Жизнь и творчество Фонвизина

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Жизнь и творчество Фонвизина

Фонвизин Денис Иванович – великий русский писатель и переводчик по совместительству. Он является представителем классицизма и создателем бытовой комедии. Самое известное произведение автора, высмеивающее пороки людей, «Недоросль».

Родился автор в Москве, в семье дворянина. Воспитывался мальчик в патриархальной обстановке, обучался на дому, однако уже в десять лет стал учиться в гимназии, а позже поступает в университет, откуда, как один из одарённых учеников, уезжает в Петербург.

Уже в пятнадцать лет Фонвизин пишет свои первые произведения и даже начинает работать над главным творением своей жизни. Также автор занимается и переводами текстов, чем и зарабатывает.

В 1768 году молодой Денис Иванович создал комедию «Бригадир», которую даже читал императрице, настолько был впечатлён её свет.

Целый год автор пробыл во Франции, а вернувшись, написал одно из своих лучших произведение — «Рассуждение о непременных государственных законах».

В 1783 году «Недоросль» ставится в театре и производит на зрителей такое впечатление, что те закидывают актёров кошельками с деньгами.

Последние годы жизни писатель путешествует по Европе, но с ним случается инсульт, и он возвращается в Россию. Автор очень сильно болеет, императрица запрещает ему издать сборник сочинений, однако он продолжает писать. Из-под его пера в последние годы рождается множество комедий и фельетонов, и даже пишет автобиографию «Чистое признание», которая осталась незаконченной, потому что Фонвизин умер в 1792 году.

Творчество писателя затрагивает проблемы человеческой глупости, желания быть, а не казаться, а также такие темы как любовь, честность и порядочность. Помимо этого, писатель ставит под вопрос порядки в стране, пытается реформировать их через творчество, из-за чего и попадает под запрет Екатерины. Несмотря на то, что Фонвизин жил в 18 веке, его творчество остаётся актуальным до сих пор.

Вариант 2

Всем нам знакома комедия «Недоросль», где особо четко автор показал читателям невежество и самодурство. Это знаменитое произведение было создано русским писателем, жившим в XVIII веке Д. И. Фонвизиным, появившимся на свет 3 апреля 1745 года. Его родителя были верующими, и поэтому отправляли в церковные праздники на службы. Как только мальчик научился читать, он сразу же стал изучать церковные книги, постигая таким образом старославянский язык.

В возрасте 10 лет он обучается в латинской школе, в которой велась подготовка к поступлению в Московский университет. Через 4 года Фонвизин становится студентом данного учебного заведения. Именно там он начал переводить басни Гольберга, за что получал от продавца книг для чтения определенную литературу. Будучи студентом, Денис Иванович упражнялся в переводах с немецкого и французского языка на русский, и вскоре, изучив Вольтера перевел его произведение «Альзира». В 1762 году выходит первая творческая работа писателя- басня «Лисица-Казнодей».

Отправившись в Петербург в 1763 году Фонвизин вести дела при статс -советнике И. П. Елагине и одновременно занимается переработкой драмы Грессе «Сидней», которая получила название «Корион». Постановка этого шедевра прошла с успехом на сцене придворного театра. После этого в декабре 1769 года издается комедия «Бригадир». В сентябре 1877 года писатель отправляется во Францию, где постоянно делает записи в свой дневник. Вернувшись в родные места, он создает «Недоросль», вызвавший непонимание и критику в общественных местах. Но, несмотря на все препятствия, комедия нашла путь к сцене благодаря И.А. Дмитриевскому.

Смелая сатира Фонвизина оставалась действенной и после смерти драматурга. И если изъять «Недоросля» из репертуара было невозможно, цензура частично изменила текст комедии. В 1788 году писатель попытался выпустить свой журнал «Друг честных людей, или Стародум, периодическое сочинение, посвященное истине». Он даже заготовил материал для ряда номеров, но его читатели так и не увидели, так как полицией он был запрещен. В 1784 году уезжает в Италию, где занимается изучением местного театра, музыки и живописи. Вернувшись на родину, Фонвизина разбивает паралич. Государыней запрещено издавать произведения Фонвизина. Он переносит еще 4 удара и продолжает работать, подготавливая Полное собрание сочинений для П. Богдановича. Внезапная смерть застала его в декабре 1792 года.

Жизнь Дениса Фонвизина

Денис Фонвизин – один из самых примечательных российских писателей и драматургов 18 столетия.

Денис Иванович Фонвизин появился на свет 3 апреля 1745 года в столице Московской губернии в дворянской семье. Его родители имели связи с известными политическими личностями, приближёнными к царскому двору, поэтому они смогли занять высокие государственные должности. Мальчик обучался дома самостоятельно и при помощи частных преподавателей или учителей. Домашнее образование считалось почётным, потому что его могли позволить только богатые люди. Тем не менее в юношеском возрасте он поступил в гимназию, где продолжил обучение по ускоренной программе.

После окончания гимназии Фонвизин становится студентом Московского Университета. Он учился на факультете философии. Его успеваемость была лучшей среди всех остальных обучающихся. За заслуги в учёбе его перенаправляют в Санкт-Петербург. Денис активно принимал участие в общественной деятельности университета, участвуя в различных театральных постановках и конкурсах.  В это же время он начинает заниматься литературной деятельностью, сотрудничая с журналом “Литературное наследство”. Одним из самых знаковых произведений того периода является комедия “Корион”, написанная в 1764 году.  После переезда в столицу Российской Империи он устраивается на работу переводчиком. Дальнейшие 7 лет он провёл, работая личным секретарём Елагина, который распоряжался челобитными документами.

Вскоре публика начинает замечать удивительные театральные способности Фонвизина. Он начал принимать активное участие в работе театров Петербурга. Дебютом драматурга являлась пьеса «Послание к слугам моим…», которое было написано им после увольнения. Используя опыт работы переводчика, Денис начал переводить комедии иностранных писателей. Его переводы в дальнейшем использовались для организации спектаклей. Тем не менее великий публицист решил создавать авторские комедии. В 1769 году он выпустил одну из самых знаменитых комедий “Бригадир”. Удивительно, но печатное издание данного произведения вышло гораздо позже театральной постановки.

В конце 1770-ых годов Фонвизин отправляется в путешествие по странам Западной Европы. Там его охватывают либеральные идеи, что в будущем отразилось на его произведениях. Некоторые пьесы Денис издавал в других государствах. Например, комедия “Жизнь графа Никиты Ивановича Панина” было поставлено исключительно во Франции. Свои либеральные взгляды творец отразил в культовом произведении “Недоросль”, сюжет которой указывает на недостатки русского народа. Именно после публикации этой комедии в 1782 году к нему пришла массовая известность.

После крестьянского бунта свобода слова в России начала подавляться. Фонвизин, как и многие писатели того периода, подвергся прессингу со стороны властей. Из-за острой критики Екатерины 2, ему запретили публично печататься. Стресс и политические притеснения привели к обострению паралича, из-за которого Денис Фонвизин скончался 1 декабря 1792 года.

Жизнь и творчество Фонвизина

Интересные темы

Фонвизин Артур Владимирович (30.12.1883 — 19.08.1973) — Биографии, интересные факты, известные произведения

(1882/1883, Рига – 1973, Москва)

Акварелист, иллюстратор книг. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Разговоры и рисование начались в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. В 1902 по 1903 учился у магусов М. П. Клодта и В. Н. Бакшеева, затем пару лет в частных академиях в Мюнхене. Был дружен с М. Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубая роза» и «Бубновый валет», вступил в «Союз молодежи». Был членом «Маковца», «Общества московских художников», АХРР. С конца 1920-х лет работает почти исключительно акварелью, изображая мир поэтических видений и грез, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов.

В 1937 г., в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве, художника причислили к «банде формалистов» («три ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). Начиная с эвакуации в Казахстан (1943, Караганда), куда Фонвизин был отправлен за свое немецкое происхождение, художник часто обращался к пейзажу. Выставлены же

в основном портреты, в основном актрис – Бабановой, Зеркаловой, Глизер, Богуславской, Левитиной, Тихомирновой, Плисецкой…

А. В. Фонвизин родился в семье егеря. Начал в 1901 году учиться в Московском училище живописи, но был отчислен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и Сергеем Судейкиным, за устройство не разрешенной властями выставки. В 1904-06 годах продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первое десятилетие века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», салонов «Золотое руно», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-х годов стал членом объединения «Бубновый валет», преподавал в мастерских Тамбовского пролеткульта, в Нижегородском художественном училище.

В ранний период своего творчества он работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Картины Фонвизина того времени отличаются изысканной палитрой. От них словно исходил таинственный мерцающий свет, создающий определенное душевное состояние. Это его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (обе 1904). Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-х годов он окончательно выбрал основную и излюбленную с тех пор технику акварели, раскрыл романтически-поднятый строй своего искусства, наметил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и утопающих в розовой дымке детских воспоминаний. Цветным карандашом без подготовки он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но преимущественно портреты, отдавая предпочтение натурщицам. Его любимая героиня — актриса, часто в театральных костюмах, связанных с той или иной ролью, погруженная в праздничную атмосферу эмоциональных сцен («Портрет Д.
В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глазер», обе 1940 и др.). А дети любят цирк и бесчисленное количество продиктовано ему, не природой, а воображением, порожденным цветными этюдами нарядных наездников (серия «Цирк», 1940-70-е). Романтический туман покрывал тающие в дымке цвета образы народных романсов (серия «Песни и романсы», 1940-60-е), детские воспоминания о провинциальной жизни («Извозчики», 1940). К ней также примыкают лучшие его работы для книги. Однако ни импровизированная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечают в 19 веке.30-х и 1940-х годов официальные художественные инсталляции, а потому творчество Фонвизина подвергалось в свое время нападкам в прессе. А во время войны был на время сослан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен природе своего дара, до конца жизни развивал и варьировал все те же излюбленные мотивы.

Биография

Олег Васильев | Февраль 1997 г.

Как я стал художником? Как я воспринимаю себя как художника? Как я оказался в кругу неофициальных художников? Стал ли я тем, кем мечтал стать? Я ранее писал на подобные темы в тексте к моей работе Замены и преобразования — 102 страницы. Статья о моем отношении к живописи была опубликована в журнале А-Я . Размышления о моих встречах с художником В. А. Фаворским вошли в двухтомный сборник, посвященный жизни и творчеству Фаворского. Размышления о моем сотрудничестве с Эриком Булатовым по детской книжной иллюстрации были опубликованы в

Pastor . Другие письма были о памяти, о друзьях и коллегах. Теперь возможно, что я буду повторяться, не иметь значения или, что еще хуже, забывчив.

Память ведь не просто отпечаток, а «метафизическая, творческая память». Он отбирает и усиливает одни аспекты прошлого, стирает другие, трансформирует их, украшает и даже драматизирует. Тема памяти для меня одна из самых важных.

Опавшие листья — так называется одна из моих картин. Листья появляются естественным образом каждую весну. Но перед их появлением проходит краткий шквал увядших листьев прошлого года — метафора личной памяти. Жизнь продолжается, пока существует память.

«Поэзия приходит так же естественно, как листья на дереве» (Китс).

Это не относится ко мне. Я не чувствую себя «творцом». Для меня каждая картина — это труд, наполненный сомнениями, граничащий с отчаянием. Только много позже в жизни я понял, что имел в виду мой профессор, когда говорил мне: «Ленив ты, Васильев, просто ленив!» В то время я был полностью поглощен своей работой, как мне казалось, даже больше, чем другие. Я был спокоен до тех пор, пока не начал «раздумывать». Позже из-за моей «задумчивости» в плантоновском смысле я оказался «неофициалом».

В детстве я любил копировать открытки. Мне нравились Шишкин и Гермашов: особенно Гермашов, потому что работа у него понятная и не такая загруженная, как у Шишкина. Я с теплотой вспоминаю открытки с картинами Гермашова: «Одна, зимний вечер, домик в лесу и свет в его окне. Другой: поздняя осень, желтый дом, окна с белыми наличниками, березовая аллея и лужи на дороге, все в белой кайме. Третий: тоже осенью двор, забор с каменной калиткой, желтовато-красные деревья за забором и на переднем плане старичок, сметающий листву с дорожки.



В Третьяковской галерее мне понравились Шишкин, Васнецов, Левитан и, отдельно стоящая, Иванова Явление Христа народу . Позже, когда я учился в Московской средней художественной школе, Левитан затмил их всех.

Война, эвакуация и возвращение в Москву изменили характер моих занятий. Я стал равнодушен к своим прежним интересам. Живопись полностью ушла из моей жизни. Во дворе меня дразнили за мой вятский акцент, который я приобрел в Кирове (наше эвакуационное место; теперь это снова Вятка). К счастью, мой самый большой «мучитель» был слабее меня, и мы подружились. Основным нашим занятием была «игра в войну» — бои на палках и салют после каждой нашей победы на фронте. Мы взорвали патроны и гранаты, которые украли с соседнего военного склада. Туда с передовой свозили подбитые немецкие танки. Охраны не было.

Я отказался пойти с отцом в районный Дом пионеров, чтобы записаться в кружок художников. Я решил, что это будет скучно и, главное, не хотел жертвовать дружбой во дворе. Вскоре после этого два друга — один из них, мой бывший мучитель, — предложили нам вместе вступить в клуб. Я очень удивился, когда мне объяснили, что будут ждать меня в холле. Такое внимание со стороны сверстников пересилило мой страх скуки. Они снова провожали меня на следующий урок, героически дежуря у дверей больше часа. Я подозреваю, что мой отец тайно вступил в сговор с моими друзьями. Должна сказать, что моим друзьям всегда нравился мой отец. Он искренне интересовался нашей деятельностью, умел слушать и с удовольствием ходил с нами на пруд в Сокольниках ловить карася. При этом он получил не меньше удовольствия, чем мы.

Позже я пошел в студию один. Хотя занятия проходили по расписанию, нам удавалось посещать студию почти каждый день. Дверь можно было легко открыть перочинным ножом; уборщица, которая то и дело появлялась в дверях, уходила, увидев, как мы рисуем.

Я хорошо помню нашего учителя. Его звали Петр Петрович (фамилия его не сохранилась в памяти). Судя по всему, он был в числе тех, кого не жаловала советская власть. Наш районный Дом пионеров был его пристанищем. Высокий и немного сутуловатый, он всегда был одет в черный костюм с узким черным галстуком. Его рукава и лацканы блестели от интенсивной чистки — как у моего отца. Он всегда анализировал нашу работу с улыбкой и никогда никого не ругал. В разговоре обо мне с отцом он сказал: «У него от Бога талант пейзажиста», чем я был очень польщен.

Я полюбил ходить в студию. Там новые друзья говорили о книгах и музыке. Все было свежо и захватывающе. среди посетителей студии царил дух «одержимости искусством», который многие из них сохраняли долгое время.

Вскоре Петр Петрович исчез из мастерской. Его место занял молодой энергичный человек. Он заказал новый замок для двери студии. Теперь рисовать можно было только в установленные дни графика.

Примерно в это же время мы с отцом отправились в Московскую среднюю художественную школу на консультацию и показать свои рисунки. Мне посоветовали записаться в мастерскую Александра Михайловича Михайлова в Центральном доме пионеров. В студии было очень многолюдно, и учитель не уделял должного внимания большинству из нас. Некоторые серьезно увлеклись им, а другие довольствовались нечастыми комментариями. Я был среди «других». Я пожаловался на это дома. Отец пришел поговорить с Александром Михайловичем, спросил, стоит ли мне там учиться. Дома папа пересказал неожиданный ответ: «Твой сын, — сказал он, — уже сражен всем этим, и так или иначе будет рядом. Так что не волнуйся, отец. Пусть твой сын учится дальше».

В то время и впоследствии, после того, как я уже поступил в Московскую среднюю художественную школу (поступив в четвертый класс восьмиклассной средней школы, потеряв год), я не думал всерьез о профессии художника. художник. Я убедился в невозможности обычного человека заниматься чем-то, сравнимым с тем, что я любил в Третьяковской галерее, где, кстати, мы, студенты, проводили много времени, когда прогуливали занятия по неспециальным предметам. Левитан и молодой Серов были нашими кумирами. Втайне я продолжал любить Шишкина.

После МСХШ и незабываемой летней практики в Поленово выхода не было — надо было быть художником! Я самоотверженно вставал на рассвете, чтобы рисовать этюды. Мазками на картоне становились лес, поле, туман с Оки или далекие карьеры. Мир виден издалека — как в этюдах Поленова, Коровина и особенно Левитана. Писать было легко, так как цвета, растительность и небо предстали явлениями одного природного порядка. Я ходил весь в краске и не знал, что я счастлив. Эскиз Река Ока , 1949 год, одна из немногих сохранившихся работ того счастливого времени. Как отражение того времени позже я сделал картину 1949 в 1999 году, изображающую серую реальность с висящим в воздухе страхом, сопровождаемую текстом. Текст гласит: «Я не знал, что счастлив».

Я мечтала о живописном факультете Суриковского института, но вместо этого меня приняли на художественно-графический факультет. После третьего курса я попытался перейти на отделение живописи. Директор Мадоров обещал перевести меня, если я получу все пятерки. Я получил пятерки и устроил выставку своих работ, в основном летних этюдов маслом, в актовом зале факультета живописи. Но меня не перевели. Мадоров сказал: «Все в порядке! Теперь ты будешь отличным графиком».

Я остался на факультете графики. Евгений Адольфович Кибрик был начальником студии. Атмосфера в его мастерской резко отличалась от той, к которой я привык за первые три года. Для своего дипломного проекта я решил сделать серию линогравюр на тему Москвы. Ретроспективным отражением дипломной работы являются мои картины Проводник ворон , 1988 и Спектакль 88 , 2000. Наброски гуашью я сделал легко и получил одобрение моего профессора. А потом я заблудился. Евгений Адольфович сказал в своей обычной манере: «Смотрите, все так просто!» Но советы и инструкции не помогли.

Я назвал свое состояние: «Единство мира распалось». Раньше поток света и красок объединял мир живописи и реальный мир. Везде был мир Левитана. Теперь все изменилось. Конечно, изменения произошли не сразу, но как-то я испытал катастрофическое расхождение между приобретенными навыками и мировосприятием. .. особенно когда я работал на природе. Мне хотелось включить в картину не только то, что было передо мной, но и впечатления от прохода в выбранное место.

Вот как я описывал свое состояние: «все было видно и живо до момента моего вмешательства — потом живое тут же свернулось, превратившись в мазки отвратительной краски, когда я посмотрел на мотив «профессионально»». происходило бы время от времени. Я проводил много часов и дней в поисках мотива и, как только начинал рисовать, жизнь неизменно умирала под моим взглядом. Я закончил визуализацию неподвижной, депрессивной картины.

Я начал «экспериментировать», чтобы найти средства преодоления этого несоответствия. Кибрик понимал мое состояние и не препятствовал мне. Я едва получил диплом об окончании школы. Моя борьба вышла из этого состояния, проявившегося в поиске опоры в искусстве авангарда начала ХХ века. У моих друзей был подобный опыт. Возникла потребность в общении с оставшимися художниками этого течения, вытесненного и еще не реабилитированного советским официальным искусством. Мы были убеждены, что он содержит знания, дающие нам возможность войти в «священное царство» искусства.

Мы с другом были благодарны за встречу с В. А. Фаворским, Р. Р. Фальком и А. В. Фонвизиным. Я был особенно благодарен Фаворскому. В его искусстве и философии я нашел основу, на которую впоследствии неизменно полагался. Подробно и, может быть, слишком наивно и откровенно, я описал значение своих бесед с Фаворским в своих текстах, Замен и трансформаций Последовательности и вариации , 102 листа, 1981-1986, и моих размышлениях, как упоминалось ранее были включены в двухтомник о Фаворском, изданный в Москве в 1990. Общение с этими художниками, знакомство с их работами, бесконечные дискуссии с друзьями и Третьяковская галерея — все это помогло мне найти свой путь в живописи.

Перед окончанием института одна из моих работ была воспроизведена в журнале Молодёжь, и была раскритикована в прессе как слишком сложная и «художественная». После окончания института я сделал серию линогравюр из девяти рисунков под названием «Метро» (линогравюры, напечатанные на бумаге, 1960-1961 гг. ), которую сам назвал «Фаворскист» — так же я называл свои работы конца XIX века.50-х и начале 1960-х как фалькист, а не кубист. Сезанниста Фалька, но как-то туманно и мерцающе ( Автопортрет , 1960; Деревня, Весна (Синий) , 1961; и Деревня, Весна (Зеленый) , 1961).

При рассмотрении в Приемной комиссии МОСХ линогравюры были признаны слишком занятыми формальными вопросами, поэтому я семь лет оставался кандидатом в члены Союза. Позже я стал членом МОСХ как книжный иллюстратор вместе с Эриком Булатовым. В то время мы с Эриком Булатовым показывали только свои работы, связанные с детской книжной иллюстрацией. Я стал иллюстратором с помощью Ильи Кабакова после нескольких попыток заработка в графическом центре «Изогиз» на ВДНХ. Мы с Эриком Булатовым работали вместе, иллюстрируя детские книги, в течение тридцати трех лет.

Время, не потраченное на иллюстрирование книг, примерно шесть месяцев в году, было посвящено нашей личной работе. Я хотел исследовать саму живопись, как инструмент: исследовать ее пространство, ее отношение к поверхности и границе, энергетический поток в картине и трансформацию предмета и пространства, взяв за основу систему Фаворского. Позже, когда мне попалась стенограмма лекций Фаворского, я понял, что в наших беседах он изложил все свои основные мысли, хотя принципиально говорил только о том, о чем его прямо спрашивали.

Впервые я увидел в природе отблески света и понял законы энергетики в белом полотне во время нашей совместной с Эриком Булатовым поездки на север России на остров Анзер в Белом море.

Дом на острове Анзер , 1965 год — первая картина, которую я решил подписать как свою собственную. Я сознательно отложил все в сторону и начал работать над взаимодействием поверхности-пространства на холсте. Это было началом моего так называемого «абстракционистского периода». Пять картин, Space Compositions , 1968 год. Сейчас они находятся в Художественном музее Джейн Вурхиз Зиммерли (Нью-Брансуик, Нью-Джерси). Они были выставлены во время открытия нового крыла музея в 2000 году.

Я написал о своем понимании взаимодействия между пространством-поверхностью-светом и изображаемым объектом в эссе, которое вошло в 102-страничную работу (сейчас это находится в Художественном музее Берна в Швейцарии). Триптих « Горизонталь, Вертикаль и Крест », 1988 год иллюстрирует взаимодействие объекта с различными видами пространств. Я постоянно обращаюсь к образцам живописи, которые я сделал в 1968 и которую я продолжал развивать в 1970-х годах. Это защищает меня от излишней сентиментальности моих картин и от прилипания к объекту. Мой диалог с картиной продолжается до сих пор без перерыва.

Момент, когда человек впервые испытывает острую потребность что-то выразить, когда его восприятие мира впервые принимает форму чего-то родственного образу — то есть становится формой, описывающей — это тон важнейшего моменты жизни художника. Это начало всех начал. Куда бы ни завели человека обстоятельства его жизненного пути в дальнейшем, в конце концов ему придется повернуться лицом к своему «дому», своему началу. Без этого ему не избежать чувства потери; чувство неполноценности будет продолжать преследовать его. Круг его путешествия должен быть завершен любой ценой, должен замкнуться и стать самодостаточным.

В 1968 году я показал двадцать пять своих картин в молодежном кафе Синяя птица . Это была моя первая и последняя персональная выставка в Москве. После нескольких отказов я перестал приносить свои работы в выставочные комитеты. Действовала внутренняя цензура, и я понял, что делаю то, что нельзя выставлять.

Официально мы с Булатовым по-прежнему работали книжными иллюстраторами. То, что мы создали для себя в студии, старались не показывать чиновникам. Единственными нашими зрителями были друзья и узкий круг знакомых.

Конечно, мы чувствовали потребность в том, чтобы наши личные работы были выставлены на всеобщее обозрение на стенах галереи вместе с работами других художников. Я восхищаюсь и отдаю должное тем художникам, которые отстояли право показывать свои работы. Однако путь к общественно-политической борьбе — а я его так оцениваю — был для меня невозможен. Я бы не смог совместить это с моей профессиональной работой. Таким образом, я не принимал участия в движении и даже активно избегал его. Вместо этого я сосредоточился на своей личной работе. Однако в нашем общественном строе даже такое занятие своим делом было преступным по принципу: «Кто не с нами, тот против нас».

Официально, таким образом, я оказался в кругу «неофициальных» художников, попав на страницы журнала А-Я  в Париже, а потом подвергся критике в МОСХе со стороны «тройки» (три : директор, коммунистическая партия и лидеры профсоюзов художников). Ранее, как официальные художники и иллюстраторы детских книг, на страницах «Правды» нас заклеймили «формалистами» — после разрушения Манежной выставки в 1962 г. — что повлекло за собой временное отстранение от иллюстраций, но не для длинный. Все, что после этого, уже хорошо известно. В Советском Союзе все стало «открытым». Все описано в каталоге выставки «Другое искусство: 1956-1976», представленный в 1991 году в ГТГ.

Сейчас я эмигрировал и работаю за границей. Теперь я живу в соответствии со своей программой, которая сложилась за эти долгие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *