Детство и юность Гоголя.. История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы
Детство и юность Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы его прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в летописи. Здесь Кочубей враждовал с Мазепой, и в диканькской церкви хранилась его окровавленная рубашка, в которой по навету Мазепы он был казнен. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.
Семья Гоголей выделялась на этом фоне устойчивыми культурными запросами. Василий Афанасьевич был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова.
Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим.
От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.
В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.
Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».
Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.
Но первые литературные опыты Гоголя до нас не дошли. В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».
Этот «молчун» и «мертвая мысль» вдруг вышел из подполья и обнаружил неиссякаемые источники юмора. Все заметили его острый глаз и способность по одной детали схватывать суть человеческого характера. Его коньком стала, например, комическая имитация лицейских учителей, настолько точная и меткая, что учащиеся хохотали до колик в животе. А однажды, чтобы избежать телесного наказания, Гоголь так правдоподобно разыграл сумасшествие, что перепуганное гимназическое начальство направило его в лечебницу. Но за внешней гоголевской веселостью всегда чувствовалась трагическая нотка, звучал какой-то скрытый вызов. Тогда-то и родилась наиболее меткая кличка, которую дали этому маленькому и болезненному проказнику гимназисты, – «Таинственный Карла». Впоследствии Гоголь говорил: «Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал все самое смешное, что только мог выдумать». Так, уже в гимназические годы сформировался комический дар Гоголя – подмеченное Белинским «комическое одушевление, всегда побеждаемое чувством грусти и глубокого уныния».
Период обучения Гоголя в гимназии совпал с поворотом русской общественной мысли от культуры французского классицизма к романтической философии и поэзии Германии.
Пробудилась мысль о необходимости национального самопознания, и юный Гоголь с помощью своих наставников следил за возникшим в Москве обществом «любомудров». Не прошла для него незамеченной статья Д. В. Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала»: «Самопознание – вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека… С сей точки зрения мы должны взирать на каждый народ, как на лицо отдельное, которое к самопознанию направляет все свои собственные усилия, ознаменованные печатию особенного характера».
Принял Гоголь и то, как Веневитинов подвергал критике современную русскую литературу. «У всех народов, – говорил он, – просвещение развивалось из начала отечественного. Россия же все получила извне». Она «приняла наружную форму образованности и воздвигла мнимое здание литературы без всякого основания». Задача современности – возвращение к себе, к своим собственным историческим корням, к русской древности, к народной песне как хранительнице национальной памяти. Один из «любомудров», М. А. Максимович, приступил тогда к собиранию украинских народных песен, а другой, П. В. Киреевский, – великорусских. Пробуждался интерес к Украине как колыбели восточнославянской и русской истории.
В 1824 году «любомудры» вместе с В. К. Кюхельбекером организовали свой печатный орган – альманах «Мнемозина». Второй выпуск его открывался программной повестью В. Ф. Одоевского «Елладий». В ней звучал призыв к духовному возрождению человека: «Чья жизнь была – беспрерывное совершенствование, тому на земле знакомо небесное, тот бодро оставляет прах земной, он привык отрясать его! – но горе оземленелому телом и духом!»
Гоголь читает этот альманах. За год до окончания гимназии он пишет своему другу Г. И. Высоцкому в Петербург: «Ты знаешь всех наших существователей, которые задавили корою своей земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека. И между этими существователями я должен пресмыкаться». В согласии с религиозной философией «любомудров»-романтиков Гоголь верит в свое высокое предназначение.
Благословен тот дивный миг,
Когда в поре самопознанья,
В поре могучих сил своих
Ты, небом избранный, постиг
Цель высшую существованья… —
так пишет он о своем призвании в романтической поэме «Ганц Кюхельгартен», сочиненной в последний год его обучения в гимназии.
В 1826 году Гоголь начинает труд собирательский. Он заводит «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию» – объемистую тетрадь в пятьсот страниц. Он записывает в ней украинские народные песни, пословицы и поговорки, народные предания, описания деревенских обрядов, отрывки из произведений украинских писателей, выписки из сочинений старинных западноевропейских путешественников по России. Сюда включает он обширный «лексикон малороссийский» – материалы к словарю украинского языка.
В 1825 году семья Гоголей переживает тяжкую утрату: скоропостижно умирает отец, Василий Афанасьевич. Гоголь переносит этот удар «с твердостью христианина». Он остается старшим в семье. С этого момента начинается его стремительное взросление: юноша всерьез задумывается о своем призвании, о выборе жизненного пути. «Ежели об чем я теперь думаю, так это все о будущей жизни моей, – пишет он матери. – Во сне и наяву мне грезится Петербург и служба государству». «Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции», – делится он планами с дядюшкой.
Насколько искренни эти признания «Таинственного Карлы»? Ведь романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и «Подручную энциклопедию» он тщательно уложил в дорожный саквояж! Звание литератора в глазах русского дворянства 1830-х годов не воспринималось серьезно. Да и в жизни того времени понятие «профессиональный писатель», если вспомнить Пушкина, с трудом завоевывало свое место в общественной «табели о рангах».
Детство и юность Грибоедова.
Детство и юность Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 (по другим данным – 1794) года в Москве в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец его, человек безвольный, в домашних делах участия не принимал, проводя свою жизнь за карточным столом, и
Юность. Петербургский период.
Юность. Петербургский период. Летом 1817 года состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Сначала Пушкин колебался в выборе жизненного пути, хотел поступить на военную службу. Но друзья отговорили, и он определился чиновником в Коллегию иностранных дел.После
Детство
Детство
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И
Юность Герцена. Первые идейные влияния
Юность Герцена. Первые идейные влияния Незаконнорожденный сын родовитого и богатого русского дворянина И. А. Яковлева и немки Л. Гааг (что объясняет секрет его искусственной немецкой фамилии), Герцен получил достаточно хорошее домашнее воспитание, с детства помимо
1. Так начинают… (Детство, юность, подполье, эмиграция)
1. Так начинают… (Детство, юность, подполье, эмиграция) В Киеве, в ЦГИА Украины хранится «Книга для записи родившихся евреев на 1891 год». В ней на обороте листа 21 под № 36 имеется следующая запись: 1-я графа: Кто совершал обряд обрезания — мещанин Ярышева Мошко Сорочин; затем:
Быкова Н.

Быкова Н. Г «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой вошел в русскую литературу как зрелый и оригинальный художник. Повесть «Детство» (1852), как и последовавшие за ней «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), была произведением необычным уже по той изобразительной силе,
Глава 1 «РАЗГОВОРА ПРО ЛИТЕРАТУРУ ТОГДА НИКАКОГО НЕ БЫЛО» Детство и юность 1891–1916
Глава 1 «РАЗГОВОРА ПРО ЛИТЕРАТУРУ ТОГДА НИКАКОГО НЕ БЫЛО» Детство и юность 1891–1916 Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве[1]. Об этом сохранилась запись в метрической книге Киево-Подольской Кресто-Воздвиженской церкви: «Тысяча восемьсот девяносто
Из отрочества в юность
Из отрочества в юность
Это случилось в конце лета, в теплый августовский день 1904 года на даче у Владимира Васильевича. Из года в год — более двадцати лет подряд — проводил он летние месяцы в деревне Старожиловке, близ Парголова, Там он снимал всегда одну и ту же дачу у
Детство
Детство Андреевский спуск — одна из самых живописных киевских улиц, особенно если идти сверху — от прелестной, как бы плывущей в небо Андреевской церкви, которую киевляне по традиции называют собором, к Подолу.Улица петляет, пытаясь умерить свою крутизну, зажатая между
Письмо в редакцию «Юность»
Письмо в редакцию «Юность» В газете «Вечерняя Москва» 6 августа напечатана рецензия-крик художника в отставке Ф. Зевакина по поводу новых стихов Андрея Вознесенского в № б «Юности» за 1975 год.Рецензия написана в издевательском тоне и даже озаглавлена «А-Б-E-Б-Е-А,
«БУЧ И САНДЕНС: ЮНОСТЬ» (Butch and Sundance: The Early Days) США.

«БУЧ И САНДЕНС: ЮНОСТЬ» (Butch and Sundance: The Early Days) США. 1979.110 минут. Режиссер Ричард Лестер.В ролях: У ильям Кэтт, Том Беренджер, Джеф Кори, Джон Шак, Брайан Деннехи.В — 2; М — 3; Т — 2,5; Дм — 3; Р — 3; Д — 3; К — 3, (0,539) В 70-е годы Р.Лестера, замечательного мастера эксцентрических и абсурдных
«Юность» (Повесть) Пересказ
«Юность» (Повесть) Пересказ Николаю Иртеньеву уже шестнадцать лет. Он готовится к вступительным экзаменам, и душа его наполнена мечтами и думами о своем дельнейшем жизненном предназначении. В отдельную тетрадь молодой человек записывает все обязанности, которые
Юность
Юность Уже в 1818 году Пушкин пишет совсем иные стихи. Это поэзия не «потухших», а горящих восторгом глаз: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою
Детство Гоголя — Русская историческая библиотека
Великий русский и украинский писатель Николай Васильевич Гоголь (см. его краткую биографию, хронологию жизни, подробную биографию и статью о творчестве) родился 19 (31) марта 1809 г. в малороссийской помещичьей семье. Раннее детство его протекло в небольшом имении отца Полтавской губернии Васильевке, или Яновщине.
Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840
Отец будущего литератора, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был человек добрый и сердечный, наделенный живым умом. Талантливый рассказчик, он сам не чуждался литературных занятий. Хороший знаток малороссийской жизни и народной поэзии, Василий Афанасьевич сочинил несколько веселых бытовых комедий-шуток. После смерти Гоголя-старшего была напечатана его комедия «Простак»; он сочинил ещё комедию «Собака-овца», до нас не дошедшую.
Василий Афанасьевич интересовался артистическим ремеслом. Он был сам хорошим актером и режиссером в домашнем театре своего соседа и дальнего родственника (по жене) богача-магната Трощинского, екатерининского вельможи, который доживал свои пышные дни в деревне. Благодаря широкому гостеприимству, Трощинский был постоянно окружен толпой соседей, родственников, друзей и прихлебателей. В свою деревню, пожилой сановник занес привычки блестящего двора Екатерины II. Постоянные увеселения, музыка, театр, гулянья создали из его дворца место утонченных развлечений. Для захолустных помещиков-соседей его имение было «Афинами» местом, где развивались их умственные интересы и эстетические вкусы. Под впечатлением театральных развлечений в этих «Афинах» и отец Гоголя взялся за сочинение своих пьес из народной малороссийской жизни.
Мать Н. В. Гоголя была женщина очень добрая, «золотого сердца», впечатлительная до болезненности и очень религиозная. Эту черту своей души она рано привила и сыну. Таким образом, будущий писатель от отца унаследовал склонность к сочинительству, а от матери – тот религиозный склад мировоззрения, который, с годами, все заметнее развивался в нем, покоряя все другие черты его многосторонней, сложной души.
Религиозность матери Гоголя отличалась аскетизмом, который делил власть над миром между Богом и дьяволом, а человека делал игрушкой в их руках. «Воля Бога» в таком мировоззрении направляла человеческую жизнь на «неисповедимые пути», почти парализуя личную волю; награда или наказание за гробом, становились исход человеческого бытия. Гоголь на всю жизнь запомнил рассказ матери о страшном суде: «Один раз я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность; это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли!».
Впрочем, детские годы Гоголя текли весело и беззаботно в мирной, счастливой семейной обстановке. Впечатлительный и живой мальчик жадно всматривался в жизнь окружавших его людей помещиков и крестьян, в картины яркой украинской природы. Он рано полюбил родные малороссийские обычаи, песни, пляски. В доме Трощинского он с детства полюбил театр.
И природа, и народ, воспитавшие Гоголя, отличаются своеобразными чертами. «Есть какая-то затаенная грусть в малороссийской природе, говорит Н. А. Котляревский; в ней нет ни строгости, ни энергического величия природы северной, ни жгучей, страстной красоты настоящего юга; её красота, по преимуществу, томная, мечтательная, как греза, без ясных очертаний и сильного движения. Народ, живущий издавна среди этой природы, одарен и соответствующими чертами характера: идиллическим настроением души, переходящим иногда в волевую слабость, грустною мечтательностью, которая всегда спорит с весельем, и живой, но не грандиозной фантазией. Природа наделила малорусский народ, кроме того, особым даром – юмором… Трудно определить точно, в чем этот дар заключается; иногда это просто комическая жилка, способность оттенить в предмете, или в вопросе его смешную сторону, чтобы позабавиться так, для невинной потехи; иногда это своеобразный взгляд на вещи, ищущий в насмешке противовеса грусти и ограждающий себя смехом от слишком печальных выводов и размышлений».
Уже в ребенке-Гоголе ясно сказались типичные черты украинца: с наклонностью отдаться иногда чувствам сентиментальной мечтательности, он соединял способность смотреть на жизнь с точки зрения юмориста. Человек, наделённый одновременно и сентиментальностью, и юмором обычно может среди людей жить уединенно в «своем мире». Таков был Гоголь уже в детстве: ему были присущи скрытность, умение скрывать свои настроения.
С детства привык Гоголь интересоваться не только настоящим, но и прошлым Украины; оно было полно поэзии и жизни. Малороссия имела бурную историю, и рассказы о том, что было пережито родиной с детства, занимали и увлекали мальчика. «Эх, старина, старина! – восклицает Гоголь, – Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете!» Интерес Гоголя к истории Украины отчасти объясняется тем, что его предки играли некоторую роль в её прошлом.
Таким образом, воспитание Гоголя в детстве сильно отличалось от того, которое получил Пушкин. Тот воспитывался на французский лад, в кругу международных интересов и идей и лишь позднее сам обратился к русским народным корням. Гоголю пришлось в жизни поступить наоборот: выросши на впечатлениях чисто национальных, он лишь потом пытался, отчасти под влиянием Пушкина, войти в круг общечеловеческих идей.
Николай Гоголь Биография, жизнь, интересные факты
Николай Васильевич Гоголь был самым уважаемым драматургом украинского происхождения. Среди его разнообразных произведений одним из самых известных является роман «Мертвые души» , выпущенный в 1842 году. чувственность с упором на художественные произведения. Его книги обычно были вдохновлены окружающей средой, как, например, его несколько ранних романов, демонстрирующих его украинское воспитание, их культуру и фольклор.
Детство
Николай Васильевич Гоголь родился 31 марта 1809 года в городе Сорочинцы, расположенном на территории нынешней Украины, в семье потомка Леонтия Косяровского, бывшего в 1710 году офицером Лубенского полка, и отца Василия Гоголя-Яноского. Его отец был потомком украинских казаков, а также драматургом-любителем на украинском языке.
реклама
реклама
Ранняя жизнь
Николай проявлял интерес к написанию пьес , и с самого детства помогал ставить украинские пьесы в домашнем театре своего дяди. Николай начал писать, когда учился в Высшем художественном училище в Нежине с 1820 по 1828 год. У Николая был очень замкнутый характер, так как во время учебы у него было немного друзей, которые называли его разными прозвищами. Из-за того же в самом начале своей жизни у него развилось безграничное честолюбие, отмеченное хорошим талантом к мимикрии, что в конечном итоге помогло ему в рассказывании своих произведений.
реклама
реклама
Карьера
После окончания школы все, что было у Николая Гоголя , были пылкие честолюбивые надежды, полные смутности, надежды на какую-то литературную славу для него в 1928 году. Следуя той же страсти, он не только привез с собой романтическую поэму, но и тот же изданный за свой счет под именем Алов В. , который был всеобще осмеян, тем самым подведя его морально.
Несмотря на то, что он был в унынии, Гоголь был постоянно в контакте с литературной аристократией, где он опубликовал рассказ. Здесь он познакомился с Пушкиным , который после этого стал одним из самых влиятельных людей в его жизни. Следуя своей страсти, Гоголь снова рискнул и выпустил свой первый том , состоящий из украинских рассказов, который, к его крайнему удивлению, имел немедленный успех в 1831 году. За ним последовал еще один том в 1832 году, а в 1835 году последовали еще 2 том рассказов по имени Миргород и, наконец, два тома разной прозы под названием Арабески .
Его стиль стали считать гораздо более сложным и нестандартным по сравнению с другими украинскими писателями. Благодаря им Николай Гоголь даже вырос на своей страсти к украинской истории, тем самым пытаясь получить место на историческом факультете Киевского университета, который стал источником одного из его вымышленных рассказов по имени Тарас Бульба. На этом этапе Гоголь также сблизился с другим украинцем Михаилом Максимовичем , который был историком и естествоиспытателем.
С 1836 по 1848 год для Гоголя была великая борьба как в личном, так и в профессиональном плане, поскольку большую часть этого времени он путешествовал за границей и даже встречался с разными поэтами, восхищавшимися их творчеством. Во время этого путешествия Гоголь полюбил Рим, изучая искусство, а также читая множество произведений итальянской литературы, что помогло ему развить страсть к опере.
реклама
реклама
Личная жизнь
Николай Гоголь познакомился и полюбил Иосифа Виельгорского в 1838 году, но эти отношения не могли продолжаться долго, так как она умерла в 1839 году, тем самым вдохновив его на одно из лучших произведений своего времени, т.е. «Ночи на даче». ».
Следующее потрясение пришло после смерти Пушкина, вдохновившей его на одно из лучших своих произведений, т. е. «Мертвые души» , который был сатирическим произведением. После чего он написал и другие современные произведения, в том числе самый известный рассказ под названием « Пальто».
реклама
реклама
Последние годы
После великого триумфа романа «Мертвые души», Николай Гоголь считался одним из самых известных сатириков , показавших неприглядные стороны царской России. Вернувшись в Россию, он провел свой последний год со старыми друзьями. В последние годы он как бы обострил свои отношения с духовным старцем, который как бы усилил гоголевскую боязнь предсказаний тем, что умышленно настаивал на греховности всех своих творческих произведений. Его работа, казалось, оказала негативное влияние и ввергла его в состояние депрессии. Эта депрессия заставила его сжечь несколько рукописей, которые составили значительную часть второй части «Мертвых душ». Вскоре после этого он лег спать, отказавшись от еды, и через девять дней умер от сильных болей.
Земной роман Гоголя | Газета «День»
Иллюстрации к произведению Викентия Вересаева «Гоголь в жизни» (1933)24 ноября, 00:00
Поделиться:
В № «День» (№ 103) была опубликована статья «Театральный романс Гоголя» о его увлечении драматическими спектаклями. Его творческое и духовное наследие настолько разнообразно, что редакция решила познакомить читателя с земным романом Гоголя.
Николай Гоголь всю свою сознательную жизнь был ловеласом, вероятно, из-за своего романтического и духовного склада, сильно нравившегося противоположному полу. Женщины нашли в нем сердечного советчика. Общение с ним помогло некоторым из них решить свои повседневные проблемы. Гоголь так и не женился, но с представительницами прекрасного пола поддерживал особые доверительные отношения. Ему было что рассказать им о жизни, культурном воспитании и миссии человека в этой жизни.
У Гоголя были нежные, дружеские и поддерживающие отношения с его матерью Марией и его сестрами Ольгой, Лизой, Анной и Марией. Письма Гоголя к матери показывают, как хорошо он понимал ее заботу о сыне, его литературной карьере и быте. Своим сестрам Гоголь был советчиком и помощником. Он помог им поступить в учебные заведения и позаботился о комфортных условиях жизни.
Свой «Земной роман», как выразился сам Гоголь, был посвящен Анне Виельгорской. Его биографы считают, что она была единственной настоящей любовью Гоголя. Она была дочерью графа Михала Виелгорского — музыканта, физика и друга Пушкина и Жуковского. Ей было 25, когда начался ее роман с Гоголем. На нее сильно повлиял образ жизни высшего общества, и она практически не говорила и не писала по-русски — только по-французски. Отравленная бомондом, она вела себя весьма раскрепощенно. Гоголь стал ее «врачом» — он видел свою задачу в том, чтобы изгнать ее из того, что он считал неприятной средой. На определенном этапе он даже подумывал жениться на добросердечной и спокойной Анне и родственнике графа Толстого Викторе Апраксине. Это не сработало.
Вскоре после встречи со своим протеже в Париже в 1845 году Гоголь разочаровался. Анна была теперь совсем другим человеком, светской дамой, слишком занятой вечеринками и вечеринками. Он уже не видел в ней изначальной незаурядной личности и интеллекта — просто очередная кокетка.
Следующая их встреча, спустя четыре года, вновь сблизила Гоголя с Анной. Она рассказала ему о своих проблемах и разочаровании в мужчине, с которым хотела прожить остаток жизни. «Я хочу, чтобы что-то схватило меня и приковало меня; У меня больше нет сил, — сказала она Гоголю.
Это поразило и напугало Гоголя. На самом деле, этот страх заставил его раскрыть свои истинные чувства к ней. Он всегда боялся жениться, но набрался смелости, чтобы сделать молодой графине предложение, попросив ее перестать посещать светские вечеринки и танцевать — что, как он был уверен, не соответствовало ее внутреннему «я».
«На самом деле ты некрасивая. Вы становитесь хорошенькой только тогда, когда имеете в виду что-то действительно благородное, что отражается на вашем лице; когда оно исчезнет, ты перестанешь быть привлекательной», — сказал ей Гоголь. Могло ли такое заявление будущего мужа понравиться даме, принадлежащей к высшим аристократическим кругам? Не в последнюю очередь. Она обиделась и перестала отвечать Гоголю. Виелхорски сказали, что брака не будет. Гоголь воспринял это как заслуженное наказание. Он был убежден, что причиной их разрыва стала его божественная миссия по спасению человеческих душ, и это помогло ему преодолеть боль неразделенной любви. Он понял, что его земная привязанность обречена, потому что им двоим не хватало духовного единства.
Его отношения с другой дамой, графиней Зинаидой Волконской, поначалу были теплыми и дружескими. Она влюбилась в Гоголя, но потом возненавидела его. Эту графиню восхваляли поэты Веневитинов, Пушкин, Жуковский, Мицкевич. Сначала она проживала в Москве, где приняла католическую веру, а затем переехала в Санкт-Петербург. Узнав об этом, Николай I послал православного священника для ее исповеди. У нее случился нервный срыв и начались судороги. Российский император разрешил ей покинуть Россию, и она поселилась в Италии. С Гоголем она познакомилась в Риме, и это была любовь с первого взгляда. Гоголя часто приглашали к ней на званые обеды. Волконской нужен был кто-то, кому она могла бы доверить свои проблемы, или кто-то, кто показался бы ей интересным собеседником.
Что заставило графиню резко изменить свое отношение к Гоголю? Почему она начала его ненавидеть? Дело было пустяковое, но и здесь между ними не было духовного единства.
Госпожа Судьба имела свои планы на Гоголя и наградила его возлюбленной на всю жизнь. Ее звали Александра Смирнова-Россет. Гоголь писал в письме к Языкову: «Она была моей заветной сбывшейся мечтой, в то время, когда едва ли кто-нибудь мог произнести хоть слово, чтобы утешить меня». Ее искали первоклассные женихи России. Говорят, за ней ухаживал российский император и его братья. Известные поэты, в том числе Жуковский, Пушкин и Лермонтов, посвящали ей стихи.
Она была очень красивой, с латиноамериканским классическим цветом лица, темными блестящими глазами и угольно-черными волосами. Она была остроумной дамой с острым языком (последнее побудило Вяземского обозначить ее как «Донна Перечный Язык»). Другой ее чертой был страстный темперамент, который делал ее особенно привлекательной. Однако ее брак оказался полным провалом. Она вышла замуж за камер-юнкера Николая Смирнова, доброго человека, которого не любила. Он не был ни интересен, ни умен и не осчастливил ее, о чем ее предупреждал Пушкин. «Я продала себя за 6000 крепостных из-за моих братьев», — признавалась она позже, имея в виду, что ее брак должен был (но в конечном итоге не увенчался успехом) помочь ее братьям получить желаемый статус.
Познакомилась с Гоголем в Риме в 1843 году. В то время она была в отчаянии; то, что она искала своим сердцем и разумом, казалось, не соответствовало нынешним реалиям. Это была их вторая встреча, потому что Жуковский познакомил их друг с другом еще раньше, при русском дворе. В то время красавица Александра Россе мало обращала внимания на Гоголя, маленького и неуклюжего человека (она помнила только его длинный нос).
Они снова встретились, когда Смирновой-Россет было 33, а Гоголю 34. Ей пора было начать переоценку некоторых ценностей; она чувствовала, что вокруг не так много людей, которым она могла бы действительно доверять, а все придворные интриги, зависть и желание подняться над толпой не приносили пользы. Именно тогда Смирнова-Россет осознала свою тягу к духовному и осознала, что хочет использовать с пользой свой нереализованный потенциал — свой интеллект, эмоции и то, что еще никем в ней не вызывалось.
Гоголь переживал тогда очень несчастливую фазу; он убедил себя, что не годится как писатель и пытается вернуться к вечным ценностям, в том числе к земной любви. Они соединились на основе духовного единства. Она относилась к нему как к воспитателю, а он к ней как к человеку, ничего от него не требующему. Их объединяло единое мировоззрение и схожие мечты и стремления. Оба разочаровались в земных реалиях, их объединяло их украинское происхождение и хорошее владение украинским языком. Позже Смирнова-Россет писала, что они часто вспоминали любимую Украину, «эти звездные украинские ночи, все эти белые аисты, галушки со сметаной и пироги с вишней». У нее был хороший голос, и она часто пела украинские народные песни, которые так любил Гоголь.
Их отношения вызвали удивление; дамы, считавшие Гоголя своей «исповедницей» (например, графиня Наталья Шереметева), бранили его за то, что он сосредоточил свое внимание только на одной даме. Его друзья Данилевский и Аксаков отрицательно относились к его дружбе со Смирновой-Россет (Аксаков действительно считал ее влияние на Гоголя губительным).
Мы должны, однако, рассмотреть следующий аспект. У Гоголя была в друзьях милая и интеллигентная дама. Мог ли он устоять перед ее чарами, учитывая, что он никогда не испытывал маленьких радостей семейной жизни? Вероятно, он не мог; иначе это было бы действительно странно.
Биографы Гоголя указывают на случай, определенным образом повлиявший на их отношения. Однажды, когда Гоголь читал «Мертвые души» Смирновой-Россет, вдруг раздался гром, разбивший окно. Гоголь закрыл ставни и вернулся на свое место рядом с ней. Она посмотрела на него, и он покраснел. Она сказала: «Разве ты не любишь меня, хоть немного?» Он встал и вышел из комнаты.
У нас есть воспоминания Смирновой-Россет как доказательство того, что их «духовный союз» был чист и что Гоголь играл роль «врача», лечащего свою пациентку от депрессии, подвигов отчаяния или просто упадка духа. «Нет живой души, с которой я могла бы думать вслух и чувствовать, как с тобой», — сказала она ему.
Письма Гоголя к Смирновой-Россет были теплыми и нежными: «Я желаю видеть тебя всем сердцем… Я обожаю твое прекрасное сердце… Когда бы ты ни грустила, я буду с тобой, даже если мне придется ехать на большие расстояния. ; Я пролечу над ними, и будет третий, утешающий тебя, Господь наш Иисус Христос». Гоголь был обеспокоен ее эмоциональным состоянием и хотел узнать об ее отношениях с мужем. Он дал ей совет, как женщине-христианке относиться к мужу, не осуждая других за распространение сплетен об их отношениях: «Мы с тобой связались из-за взаимной потребности в помощи и друг в друге, которая была в наших душах, но они не смогли понять это».
Дружба Гоголя со Смирновой-Россет зародилась и развивалась в трудный период его творческих поисков. Это был его последний период, когда он достиг высот человеческого духа, и это ознаменовало его сочинения. Русские критики заклеймили его как реакционного автора, упрекая в мистицизме и отходе от сатирического изображения действительности.