Биография франц лист: Ференц Лист: биография, интересные факты, творчество

концерты Ференца Листа в Москве, афиша 2022-2023, билеты

Ранние годы композитора: кратко

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.

Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.

Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро Людвигом ван Бетховеном. Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.

Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж.

Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Расцвет карьеры

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.

После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена. В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.

В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.

В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Личная жизнь

Вскоре после смерти отца Ференц Лист встретил графиню Мари д’Агу. В те годы девушка с небывалой любовью относилась к современному искусству. Помимо этого, Мари писала книги, но публиковала произведения под псевдонимом Даниель Стерн. Примером для подражания д’Агу считала Жорж Санд.

Роман между замужней дамой и музыкантом закружился стремительно. И спустя некоторое время Мари покинула супруга, а вместе с ним и привычное общество. С Ференцом девушка отправилась в Швейцарию. Молодые люди так и не поженились официально. В этом своеобразном браке родились три ребенка: дочери Бландина и Козима, сын Даниэль.

Бландина Лист позже вступила в союз с французским политиком Эмилем Оливье. Девушка умерла в 27 лет. На счету Козимы оказалось два брака. Первый раз дочь Листа вышла замуж за пианиста Ганса Бюлова, позже ушла от мужчины к Рихарду Вагнеру. Единственный сын музыканта Даниэль скоропостижно скончался в 20 лет из-за туберкулеза. Это стало серьезным потрясением для отца.

Счастье Мари и Ференца закончилось после знакомства музыканта с супругой Николая Петровича Витгенштейна Каролиной. Это знаменательное событие произошло в 1847 году. Любовь с первого взгляда заставила семейных людей пойти на преступление: бросить все и сбежать.

Из-за религиозности Каролины требовалось разрешение папы римского и русского императора на новый брак. Ференц отправился ради этого в Европу. Годы шли, но получить желаемого так и не удавалось. Тогда Витгенштейн и Лист решили поехать в Рим.

В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.

Смерть и наследие

В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.

Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.

Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.

Музыкальное наследие Листа богато и разнообразно. Он жил интересами своего времени и стремился творчеством откликнуться на актуальные запросы действительности. Отсюда — героический склад музыки, присущий ей драматизм, пламенная энергия, возвышенный пафос. Черты идеализма, свойственные мировоззрению Листа, правда, сказались на ряде сочинений, породив известную неопределенность выражения, расплывчатость или отвлеченность содержания. Но в лучших его произведениях преодолеваются эти отрицательные моменты — в них, если воспользоваться выражением Кюи, «кипит неподдельная жизнь».

Интересные факты из биографии Листа

  • Главный девиз, которому Ференц лист следовал на протяжении всей своей жизни, звучал так «Либо хорошо, либо никак».
  • Лист создал свою единственную оперу в 14 лет, и уже тогда произведение имело успех, было тут же поставлено. Партитура была утеряна, но ее обнаружили в 1903 году. Опера называется «Дон Санчо».
  • Взлет карьеры музыканта начался в Вене 1 декабря 1822 года, а в течение жизни Лист стал не просто исполнителем и композитором, но и публицистом, дирижером, педагогом.
  • Руки Ференца были словно созданы для фортепиано — его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки.
  • Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог в процессе сломать инструмент — не выдерживали струны и молоточки.
  • Манера выступления маэстро была уникальной: Лист любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди в ходе концерта. Именно такую сцену наблюдали зрители в Петербурге в зале Дворянского собрания.
  • Биография Листа гласит, что во время посещения Англии композитора пригласили сыграть для самой королевы Виктории в ее резиденции. Когда она появилась в ложе, концерт был уже в разгаре. Появление монаршей особы вызвало шум в зале, к тому же она довольно громко переговаривалась с сопровождавшими ее дамами. Тогда Ференц прекратил играть, а на замечание одного из приближенных королевы, ответил, что не хотел мешать Её величеству разговаривать.
  • Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.
  • Имя композитора — венгерский вариант немецкого имени Франц, а при крещении на латыни было записано как Франсискус. В некоторых источниках используется немецкий вариант, хотя общепринятым является именно «Ференц».
  • Бетховен, поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи.
    Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
  • Будущий король Франции Луи-Филипп, еще будучи герцогом, организовал для Листа выступление в оперном театре в Италии. Во время концерта музыканты из оркестра были настолько зачарованы игрой молодого дарования, что пропустили место, где должны были вступить сами.
  • Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором.

Основные произведения Листа

Симфонические произведения

Симфонические поэмы
  • Что слышно на горе (1847—1856)
  • Тассо.
    Жалоба и триумф (1849; переработка — 1850—1854)
  • Прелюды (1848; переработка — 1850—1854)
  • Орфей (1854)
  • Прометей (1850, переработка — 1855)
  • Мазепа (1851)
  • Праздничные звоны (1858)
  • Венгрия (1854)
  • Гамлет (1858)
  • Битва гуннов (1857), с органом
  • Идеалы (1857)
  • От колыбели до могилы (1881—1882)
Симфонии
  • «Фауст» (1854—1857)
  • «Данте» (1855—1856)

Оратории и мессы

  • «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
  • «Христос» (1862—1866)
  • Гранская месса (1855)
  • Венгерская коронационная месса (1866—1867)

Песни и романсы (около 90)

  • «Письма бакалавра музыки» (1837—1839)
  • «Паганини. По поводу его смерти» (1840)
  • «Шопен» (1851, новая редакция — 1879)
  • «Тангейзер» (1849)
  • «Лоэнгрин» (1850)
  • «Летучий голландец» (1854)
  • «Об „Орфее“ Глюка» (1854)
  • «О „Фиделио“ Бетховена» (1854)
  • «Об „Эврианте“ Вебера» (1854)
  • «Золото Рейна» (1855)
  • «Берлиоз и его симфония «Гарольд» (1855)
  • «Роберт Шуман» (1855)
  • «Клара Шуман» (1855)
  • «Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
  • «Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
  • «Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
  • «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция — 1881)

биография, творчество личная жизнь, фото, произведения и смерть композитора

О персоне

Деятельность:

композитор

Место рождения:

г. Доборьян, Венгрия

Дата рождения:

22 октября 1811 г.

Умер:

31 июля 1886 г. (в 74 года)

Рост:

185 см

Знак Зодиака:

Весы

Образование:

Венский университет музыки и исполнительского искусства

В браке с:

официально не был женат, партнерши: Мари д’Агу, Каролина Витгенштейн

Дети:

Бландина, Козима, Даниэль

 

Фото и портреты

1 из 13

Ференц Лист — биография

Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.

Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.

В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.

Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.

Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.

Содержание

Ранние годы

Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 на территории Венгрии, в городе Доборьян. Сейчас это место называется Райдинг, населенный пункт находится в Австрии.

Ференц Лист в детстве

Отец мальчика, будущего виртуоза — Адам Лист. Был музыкантом, играл в оркестре под руководством самого Франца Йозефа Гайдна. Параллельно занимал чиновничью должность. В раннем возрасте сразу после окончания школы хотел уйти в монахи и примкнуть к католическому ордену францисканцев. Однако потом передумал.

Затем долгое время играл на виолончели. После переезда в австрийский Айзенштадт продолжил заниматься музыкой. Выступал со многими выдающимися деятелями искусства позапрошлого века: Бетховеном и прочими.

Мать будущего композитора, Анна-Мария Лаггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти родителя она осиротела, и начала скитаться по стране пока в юные годы не познакомилась с Адамом Листом.

Ференц или Франц (зависит от транскрипции) был единственным ребенком семьи. Все свое внимание родители посвящали ему. Мальчик с юных лет проявлял интерес к музыке и недюжинные способности.

Ференц Лист в юности

Отец, будучи исполнителем талантливым и умелым, давал сыну первые уроки. Примерно в 5 лет, в 1816 году молодой человек начал учиться играть на фортепиано. Параллельно с этим в местной церкви он осваивал пение. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался совладать со сложным инструментом.

Ференц Лист с раннего возраста получал всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет подход к его обучению был очень фундаментальным.

Когда молодому человеку исполнилось 8, он был неплох в исполнении и добился успехов. Отец представил сына знатным вельможам. Мальчик сыграл на фортепиано и был встречен очень тепло. Сомнений в его музыкальности и большом будущем не оставалось.

Отец понимал, что в мелком городе найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие невозможно. В 1821 году Адам Лист перевез отпрыска в Вену.

Здесь молодой человек брал уроки фортепианного искусства у Карла Черни, который имел репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения учителя и его подопечного складывались сложно, но лишь поначалу. Творческие умения и сила таланта Листа-младшего делали свое дело.

Ф. Лист в молодости

Уроки проходили безвозмездно, Черни денег не брал. Вскоре молодого человека заприметил Антонио Сальери. Исполнительский дар будущего виртуоза произвел на мэтра такое сильное впечатление, что тот согласился давать ему уроки теории и музыкальной грамоты совершенно бесплатно.

Всего за несколько лет Ференц Лист обрел статус умелого, широко известного музыканта, часто играл на концертах в Вене. Во время одного из выступлений он заслужил эмоциональную похвалу самого Бетховена. Этот эпизод музыкант помнил всю свою жизнь.

Творчество

Творческая биография Ференца Листа началась примерно в 1823 году. После блестящих выступлений в Вене, отец решил, что пора двигаться дальше. По его инициативе семья переехала в Париж, чтобы сын поступил в консерваторию. Однако мальчика не приняли, так как на обучение брали только французов.

Жить было не на что. Однако отец решил все равно остаться в Париже. Чтобы заработать денег, он начал организовывать концерты. Ключевую роль в них играл сам Лист. Параллельно молодой человек брал уроки у преподавателей консерватории, хотя и в частном порядке.

Портрет юного Ф. Листа

Примерно в тот же период Лист начал работать как композитор. Основную часть его занятий составляло именно сочинительство. Не удивительно, учитывая, что на фортепиано он играл виртуозно, и ничему новому наставники научить его уже не могли.

К 1826-у году молодой человек утомился от постоянных концертов и выступлений. Работа на сцене стала для него тяжелой обузой, юноша начал болеть.

Чтобы поправить здоровье сына, а также восстановить его психологическое состояние отец вместе с Листом-младшим поехал на море. Но здесь глава семейства простудился, подхватил пневмонию и в 1827 умер.

Смерть родителя стала для музыканта тяжелым событием. Он впал в состояние кризиса. Еще хуже ему становилось от осознания своей творческой несостоятельности.

Он не желал быть салонным шутом, на которого смотрят как на диковинку. Исполнительство не было пределом мечтаний молодого и амбициозного человека. Он желал большего.

Примерно на 3 года Ференц Лист выбыл из творческой повестки Парижа и вообще очень редко появлялся на публике. Некоторые всерьез полагали, что он умер. Местные газеты даже печатали некрологи.

Вернуться к творчеству музыкант решился только в 1830-м. Расшевелить его смогла лишь революция, которая сотрясла Францию и дала толчок развитию общественных идей и творчества многих людей искусства.

Исполнитель и композитор планировал создать «Революционную симфонию», которая позволила бы увековечить достижения социального протеста.

Наконец, Лист продолжил исполнительскую деятельность. Впрочем, он считал, что его навыки оставляют желать лучшего. Музыкант активно совершенствовал, не щадил себя, пока не отточил искусство исполнения до такой степени, что угнаться за ним могли очень немногие.

В тот же период Ференц Лист сдружился с музыкантами, которые оказали на него влияние. Среди таковых был Гектор Берлиоз и Никколо Паганини. Во многом именно скрипач-виртуоз подтолкнул его к тому, чтобы взяться за свою технику с новой силой.

Чуть позже под впечатлением от произведений коллеги и друга Лист переложил каприсы Паганини на фортепиано.

Были среди знакомых музыканта также другие известные деятели искусства: Виктор Гюго, Александр Дюма и прочие. Среди современников серьезную конкуренцию Ференцу Листу составлял Фредерик Шопен.

Сам мэтр, если верить некоторым источникам, был о младшем коллеге весьма прохладного, скептического мнения. Однако даже он признавал технический талант Листа.

После 1835 года музыкант много и подолгу ездил за границу. За время странствий он успел побывать в Швейцарии, Италии и не только. Периодически композитор и пианист возвращался в Париж. Впрочем, былой популярности уже не имел. Столичная публика увлеклась новым исполнителем Сигизмундом Тальбергом.

В этот же период виртуоз начинает работу над крупным сборником пьес «Годы странствий». Лист всерьез увлекается идеями масонства, вступает в одну из лож, какое-то время посвящает формальному служению. Однако уже в начале 40-х совершает еще одно турне по Европе. В новом десятилетии виртуоз посещал Испанию, Португалию.

Бывал он и в Российской Империи. Находясь в Санкт-Петербурге, уже известный и именитый музыкант играл перед столичной публикой, любителями искусства и коллегами по цеху.

Фото Ф. Листа

Его произведения, а также пьесы других классиков с интересом слушали мэтры отечественного музыкального творчества: Серов, Глинка и прочие.

Россию Лист посещал несколько раз. С первого же приезда он завязал тесные контакты с членами сообщества «Могучая кучка», постоянно переписывался с русскими музыкантами, изучал творчество отечественных композиторов, извлекая уроки из зарубежной сочинительной традиции.

Известно, что Ф. Лист был очень высокого мнения о классиках, его предшественниках. Большую роль в творчестве и общественной жизни музыканта сыграла просветительская деятельность.

При любом удобном случае он исполнял произведения Баха, Бетховена. Участвовал в установке памятников крупным классикам, в том числе финансово.

Однако вскоре разочаровался в своей работе, поскольку широкая публика в сочинениях Бетховена, Баха и прочих была не особо заинтересована. Куда охотнее обыватели слушали простые и незатейливые мелодии, которые были модными в то время.

Как показала история, опускать руки было рано. Вскоре судьба наглядно дала это понять и самому виртуозу.

В 1848 начинается новая веха творчества композитора Листа. В этот период он перемещается между Австрией и Венгрией. И там, и там его встречают с большим почтением.

Виртуоз пользовался уважением широких кругов слушателей, в том числе крупно аристократии, которая боготворила известного музыканта.

Фотопортрет Ф. Листа

Лист давал концерты, однако большую часть времени и усилий он посвящал сочинительству. Именно в этот период на свет появились наиболее известные, крупные и успешные произведения композитора: «Мазепа», «Тассо», «Идеалы» и прочие. Всего — 12.

Все симфонические поэмы Ференца Листа. «Мазепа» (1986)

Работы в жанре симфонических поэм — детище Листа, ранее таких форм не было. Были в числе его трудов также многочисленные этюды и пьесы.

Период с конца 40-х стал для Ференца Листа венцом творчества. Значительную часть времени он жил в Веймаре. Тут виртуоз занимался активной просветительской деятельностью. Его попытки популяризировать известных композиторов, заслуживающих внимание, наконец, увенчались успехом.

Лист проводил сольные концерты, устраивал недели, посвященные тому или иному композитору. Давал частные открытые уроки или, как их называют сейчас, мастер-классы (к слову, именно он положил начало такому формату дополнительного образования). Активно поддерживал молодых музыкантов.

Последние годы и смерть композитора

Впрочем, все было не так уж и безоблачно. Часть публики Веймара не понимала и не желала воспринимать устремления Листа. Результатом становился бойкот консервативно настроенной части слушателей.

Иногда выступления по инициативе влиятельных жителей города и вовсе проходили в полупустом зале.

Вскоре начались неурядицы в личной жизни, а затем композитора постигли трагедии: его сын и старшая дочь умерли.

В начале 60-х Лист играл довольно мало. Ездил по Европе: жил то в Риме, то в Веймаре, то в Пеште (Венгрия). Мужчина продолжал писать, но также не столь активно. Занимался преподаванием.

На занятия к известному композитору и фортепианному виртуозу приезжали со всего континента, из большинства ближайших стран.

В 1886 уже в преклонных годах музыкант серьезно простудился и подхватил воспаление легких. Состояние постепенно ухудшалось: начались проблемы с сердцем, сильные отеки.

Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от осложнений пневмонии. После кончины останки известного композитора были похоронены на кладбище города Байройт в Германии.

Личная жизнь

Официально Лист ни разу не был женат. Свою фактическую спутницу виртуоз встретил под конец 20-х годов, после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина находилась замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.

Мари д’Агу

От фактического брака на свет появилось трое детей: дочери Бландина, Козима, а также сын Даниэль.

В конце 40-х сожительство дало трещину. Ференц Лист встретил Каролину Витгенштейн, дочку русского чиновника немецкого происхождения. Несмотря на то, что и он, и она были связаны семейными узами, оба бросили свои обязательства и начали совместную жизнь, которая продолжалась до 1861.

Ф. Лист и Каролина Сайн-Витгенштейн

Впрочем, в последние годы отношения пары были прохладными и натянутыми. Каролина была ярой католичкой, религиозной женщиной и не смела ослушаться родственников, которые стояли категорически против такого бесчестья.

Слушать композиции

Произведения

Произведения Ференца Листа:

Фортепианные произведения:

  • C-dur (Preludio / Прелюдия)
  • a-moll (Fusées)
  • F-dur (Paysage / Пейзаж)
  • d-moll (Mazeppa / Мазепа)
  • B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
  • g-moll (Vision / Видение)
  • Es-dur (Eroica)
  • c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
  • As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
  • f-moll (Appassionata)
  • Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
  • b-moll (Chasse-neige / Метель)
  • Этюды по каприсам Паганини S. 141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen — (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851):
  • Tremolo g-moll;
  • Octaves Es-dur;
  • La campanella gis-moll;
  • Arpeggio E-dur;
  • La Chasse E-dur;
  • Theme et variations a-moll.
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835—1836)
  • «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
  • 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
  • 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
  • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
  • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
  • «Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
  • «Утешения» (1849)
  • «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
  • 2 легенды S. 175 (1863)
  • 2 баллады (1848—1853)
  • Соната (1850—1853)
  • «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
  • Венгерские рапсодии
  • Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.

Произведения для фортепиано с оркестром:

  • Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
  • Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
  • «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)

Симфонические поэмы:

  • Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847—1856)
  • Тассо. Жалоба и триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; переработка — 1850—1854)
  • Прелюды (фр. Les préludes, 1848; переработка — 1850—1854)
  • Орфей (Orpheus, 1854)
  • Прометей (Prometheus, 1850, переработка — 1855)
  • Мазепа (Mazeppa, 1851)
  • Праздничные звоны (нем. Festklänge, 1858)
  • Плач о героях (фр. Héroïde funèbre, 1850—1854)
  • Венгрия (Hungaria, 1854)
  • Гамлет (Hamlet, 1858)
  • Битва гуннов (нем. Hunnenschlacht, 1857), с органом
  • Идеалы (нем. Die Ideale, 1857)
  • От колыбели до могилы (нем. Von der Wiege bis zum Grabe, 1881—1882)

Симфонии:

  • «Фауст» (1854—1857)
  • «Данте» (1855—1856)

Оратории и мессы:

  • «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
  • «Христос» (1862—1866)
  • Гранская месса (1855)
  • Венгерская коронационная месса (1866—1867)

Песни и романсы (около 90).

Ссылки
  • Страница в википедии

Великие Композиторы — Ференц Лист

Ференц Лист | Биография, музыка, сочинения, известные произведения, дети и факты

Франц Лист

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
22 октября 1811 г. Австрия
Умер:
31 июля 1886 г. (74 года) Байройт Германия
Известные работы:
увертюра «Явления» «Багатель без тональности» «Кристус» «Фауст Симфония» «Поэтические и религиозные гармонии» «Венгерская коронационная месса» «Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор» «Ле Мортс» «Прелюдии» «Новая большая увертюра» «О ноктюрнах Джона Филда» «Соната для фортепиано си минор» «Легенда о святой Елизавете» «Трансцендентальные этюды» «Годы странствий»
Механизм/стиль:
Романтизм
Известные члены семьи:
дочь Козима Вагнер

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Как Ференц Лист начал свою музыкальную карьеру?

Ференц Лист в раннем возрасте получил уроки игры на фортепиано у своего отца. Проявляя интерес к церковной и народной музыке, Лист начал сочинять в восемь лет, дав свой первый публичный концерт в девять лет. Впечатленные его игрой, венгерские магнаты финансировали его музыкальное образование в Вене в течение следующих шести лет.

Чем занимался Ференц Лист в Веймаре, Германия?

Выступая по всей Европе, Ференц Лист решил поселиться в Веймаре, Германия, в 1848 году и сосредоточиться на композиции при поддержке принцессы Каролины Сайн-Витгенштейн. Это был период его наибольшего творчества. Он написал первые 12 симфонических поэм, а также фортепианные концерты и хоровую музыку. Лист обучал многих учеников в Веймаре.

Какова была роль религии в жизни Ференца Листа?

В подростковом возрасте Ференц Лист выразил желание стать священником, но этого так и не произошло. В последние годы своего пребывания в Риме он все больше увлекался религиозной музыкой, сочиняя оратории, такие как Christus  (1855–66). Он хотел создать новый вид религиозной музыки, которая была бы прямой и трогательной, а не сентиментальной.

Как Ференц Лист популяризировал музыку других композиторов?

Франц Лист поощрял исполнение музыки Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза и других, переписывая их произведения для фортепиано и играя их в то время, когда их музыка была недооценена. Он написал книги о Фредерике Шопене, 9 произведениях Рихарда Вагнера.0057 Лоэнгрин и Тангейзер и ноктюрны Джона Филда.

Какое наследие Ференца Листа?

Ференц Лист был величайшим пианистом-виртуозом своего времени. Он был первым, кто дал полные сольные концерты как пианист. Он был композитором огромной оригинальности, расширившим гармонический язык и предвосхитившим атональную музыку 20-го века. Он изобрел симфоническую поэму для оркестра.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Франц Лист , венгерская форма Лист Ференц , (родился 22 октября 1811, Доборян, Венгерское королевство, Австрийская империя [ныне Рейдинг, Австрия] — умер 31 июля 1886, Байройт, Германия), венгерский пианист-виртуоз и композитор. Среди его многих известных сочинений — 12 симфонических поэм, два (законченных) фортепианных концерта, несколько духовных хоровых произведений и множество сольных фортепианных произведений.

Отец Листа, Адам Лист, был чиновником на службе у принца Николя Эстерхази, чей дворец в Айзенштадте посещали многие знаменитые музыканты. Адам Лист был талантливым музыкантом-любителем, игравшим на виолончели на придворных концертах. К тому времени, когда Францу исполнилось пять лет, его уже привлекала игра на фортепиано, и вскоре отец давал ему уроки. Он начал проявлять интерес как к церковной музыке, так и к цыганской музыке. Он превратился в религиозного ребенка, в том числе из-за влияния своего отца, который в юности провел два года в ордене францисканцев.

Франц начал сочинять музыку в возрасте восьми лет. Когда ему было всего девять лет, он впервые выступил на публике в качестве концертирующего пианиста в Шопроне и Пожони (ныне Братислава, Словакия). Его игра настолько впечатлила местных венгерских магнатов, что они выделили деньги на оплату его музыкального образования в течение следующих шести лет. Адам получил отпуск со своей должности и взял Франца в Вену, где он брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, композитора и пианиста, который был учеником Людвига ван Бетховена, и изучал композицию у Антонио Сальери, музыкального руководителя Венской академии. корт. Он дал несколько концертов в Вене с большим успехом. Легенда о том, что Бетховен посетил один из концертов Листа и поцеловал вундеркинда в лоб, считается недостоверной, но Лист определенно встречался с Бетховеном.

Лист переехал с семьей в Париж в 1823 году, по пути давая концерты в Германии. Ему отказали в приеме в Парижскую консерваторию, потому что он был иностранцем; вместо этого он учился у Антона Рейхи, теоретика, который был учеником брата Йозефа Гайдна Михаэля, и Фердинандо Паера, директора Итальянского театра в Париже и композитора световых опер. Сенсационным был парижский дебют Листа 7 марта 1824 года. Вскоре последовали другие концерты, а также визит в Лондон в июне. В следующем году он снова гастролировал по Англии, играя за Георга IV в Виндзорском замке, а также посетив Манчестер, где его Новая большая увертюра исполнялась впервые. Это произведение было использовано в качестве увертюры к его одноактной опере Don Sanche , которая была исполнена в Парижской опере 17 октября 1825 года. В 1826 году он совершил поездку по Франции и Швейцарии, а в следующем году снова вернулся в Англию. Страдая от нервного истощения, Лист изъявил желание стать священником. Отец отвез его в Булонь, чтобы принять морские ванны, чтобы поправить здоровье; там Адам умер от брюшного тифа. Лист вернулся в Париж и послал за своей матерью, чтобы она присоединилась к нему; она вернулась в австрийскую провинцию Штирия во время его турне.

Викторина «Британника»

Композиторы и их музыка

Без ума от классической музыки? Соберитесь и узнайте, как много вы знаете о Генделе, Моцарте, Дворжаке и других.

Лист теперь зарабатывал себе на жизнь главным образом учителем игры на фортепиано, а в 1828 году влюбился в одну из своих учениц. Когда ее отец настоял на разрыве привязанности, Лист снова сильно заболел; его считали настолько близким к смерти, что его некролог появился в парижской газете. После болезни он пережил длительный период депрессии и сомнений в своей карьере. Больше года он не прикасался к фортепиано и только усилиями матери его отговорили от вступления в сан священника. Он испытал много религиозного пессимизма. В этот период Лист активно не любил карьеру виртуоза. Он компенсировал свой прежний недостаток образования тем, что много читал, и познакомился со многими ведущими художниками того времени, включая Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и Генриха Гейне. После июльской революции 1830 года, приведшей к отречению французского короля Карла X и коронации Луи-Филиппа, он набросал Революционная симфония .

Между 1830 и 1832 годами он встретил трех человек, которые оказали большое влияние на его художественную жизнь. В конце 1830 года он впервые встретился с Гектором Берлиозом и услышал первое исполнение его «Фантастическая симфония ». От Берлиоза он унаследовал командование оркестром романтиков, а также дьявольские качества, которые остались с ним на всю оставшуюся жизнь. Он совершил, казалось бы, невозможный подвиг, переписав « фантастическую симфонию» Берлиоза.0058 для фортепиано в 1833 году, и он помогал Берлиозу, переписывая другие его произведения и играя их на концертах. В марте 1831 года он впервые услышал игру Никколо Паганини. Он снова заинтересовался виртуозной техникой и решил перенести некоторые фантастические скрипичные эффекты Паганини на фортепиано, написав фантазию на свою La campanella . В это же время он также познакомился с Фредериком Шопеном, чей поэтический стиль музыки оказал глубокое влияние на Листа.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Ференц Лист | Биография, музыка, сочинения, известные произведения, дети и факты

Франц Лист

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
22 октября 1811 г. Австрия
Умер:
31 июля 1886 г. (74 года) Байройт Германия
Известные работы:
увертюра «Явления» «Багатель без тональности» «Кристус» «Фауст Симфония» «Поэтические и религиозные гармонии» «Венгерская коронационная месса» «Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор» «Ле Мортс» «Прелюдии» «Новая большая увертюра» «О ноктюрнах Джона Филда» «Соната для фортепиано си минор» «Легенда о святой Елизавете» «Трансцендентальные этюды» «Годы странствий»
Механизм/стиль:
Романтизм
Известные члены семьи:
дочь Козима Вагнер

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Как Ференц Лист начал свою музыкальную карьеру?

Ференц Лист в раннем возрасте получил уроки игры на фортепиано у своего отца. Проявляя интерес к церковной и народной музыке, Лист начал сочинять в восемь лет, дав свой первый публичный концерт в девять лет. Впечатленные его игрой, венгерские магнаты финансировали его музыкальное образование в Вене в течение следующих шести лет.

Чем занимался Ференц Лист в Веймаре, Германия?

Выступая по всей Европе, Ференц Лист решил поселиться в Веймаре, Германия, в 1848 году и сосредоточиться на композиции при поддержке принцессы Каролины Сайн-Витгенштейн. Это был период его наибольшего творчества. Он написал первые 12 симфонических поэм, а также фортепианные концерты и хоровую музыку. Лист обучал многих учеников в Веймаре.

Какова была роль религии в жизни Ференца Листа?

В подростковом возрасте Ференц Лист выразил желание стать священником, но этого так и не произошло. В последние годы своего пребывания в Риме он все больше увлекался религиозной музыкой, сочиняя оратории, такие как Christus  (1855–66). Он хотел создать новый вид религиозной музыки, которая была бы прямой и трогательной, а не сентиментальной.

Как Ференц Лист популяризировал музыку других композиторов?

Франц Лист поощрял исполнение музыки Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза и других, переписывая их произведения для фортепиано и играя их в то время, когда их музыка была недооценена. Он написал книги о Фредерике Шопене, 9 произведениях Рихарда Вагнера.0057 Лоэнгрин и Тангейзер и ноктюрны Джона Филда.

Какое наследие Ференца Листа?

Ференц Лист был величайшим пианистом-виртуозом своего времени. Он был первым, кто дал полные сольные концерты как пианист. Он был композитором огромной оригинальности, расширившим гармонический язык и предвосхитившим атональную музыку 20-го века. Он изобрел симфоническую поэму для оркестра.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Франц Лист , венгерская форма Лист Ференц , (родился 22 октября 1811, Доборян, Венгерское королевство, Австрийская империя [ныне Рейдинг, Австрия] — умер 31 июля 1886, Байройт, Германия), венгерский пианист-виртуоз и композитор. Среди его многих известных сочинений — 12 симфонических поэм, два (законченных) фортепианных концерта, несколько духовных хоровых произведений и множество сольных фортепианных произведений.

Отец Листа, Адам Лист, был чиновником на службе у принца Николя Эстерхази, чей дворец в Айзенштадте посещали многие знаменитые музыканты. Адам Лист был талантливым музыкантом-любителем, игравшим на виолончели на придворных концертах. К тому времени, когда Францу исполнилось пять лет, его уже привлекала игра на фортепиано, и вскоре отец давал ему уроки. Он начал проявлять интерес как к церковной музыке, так и к цыганской музыке. Он превратился в религиозного ребенка, в том числе из-за влияния своего отца, который в юности провел два года в ордене францисканцев.

Франц начал сочинять музыку в возрасте восьми лет. Когда ему было всего девять лет, он впервые выступил на публике в качестве концертирующего пианиста в Шопроне и Пожони (ныне Братислава, Словакия). Его игра настолько впечатлила местных венгерских магнатов, что они выделили деньги на оплату его музыкального образования в течение следующих шести лет. Адам получил отпуск со своей должности и взял Франца в Вену, где он брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, композитора и пианиста, который был учеником Людвига ван Бетховена, и изучал композицию у Антонио Сальери, музыкального руководителя Венской академии. корт. Он дал несколько концертов в Вене с большим успехом. Легенда о том, что Бетховен посетил один из концертов Листа и поцеловал вундеркинда в лоб, считается недостоверной, но Лист определенно встречался с Бетховеном.

Лист переехал с семьей в Париж в 1823 году, по пути давая концерты в Германии. Ему отказали в приеме в Парижскую консерваторию, потому что он был иностранцем; вместо этого он учился у Антона Рейхи, теоретика, который был учеником брата Йозефа Гайдна Михаэля, и Фердинандо Паера, директора Итальянского театра в Париже и композитора световых опер. Сенсационным был парижский дебют Листа 7 марта 1824 года. Вскоре последовали другие концерты, а также визит в Лондон в июне. В следующем году он снова гастролировал по Англии, играя за Георга IV в Виндзорском замке, а также посетив Манчестер, где его Новая большая увертюра исполнялась впервые. Это произведение было использовано в качестве увертюры к его одноактной опере Don Sanche , которая была исполнена в Парижской опере 17 октября 1825 года. В 1826 году он совершил поездку по Франции и Швейцарии, а в следующем году снова вернулся в Англию. Страдая от нервного истощения, Лист изъявил желание стать священником. Отец отвез его в Булонь, чтобы принять морские ванны, чтобы поправить здоровье; там Адам умер от брюшного тифа. Лист вернулся в Париж и послал за своей матерью, чтобы она присоединилась к нему; она вернулась в австрийскую провинцию Штирия во время его турне.

Викторина «Британника»

Композиторы и их музыка

Без ума от классической музыки? Соберитесь и узнайте, как много вы знаете о Генделе, Моцарте, Дворжаке и других.

Лист теперь зарабатывал себе на жизнь главным образом учителем игры на фортепиано, а в 1828 году влюбился в одну из своих учениц. Когда ее отец настоял на разрыве привязанности, Лист снова сильно заболел; его считали настолько близким к смерти, что его некролог появился в парижской газете. После болезни он пережил длительный период депрессии и сомнений в своей карьере. Больше года он не прикасался к фортепиано и только усилиями матери его отговорили от вступления в сан священника. Он испытал много религиозного пессимизма. В этот период Лист активно не любил карьеру виртуоза. Он компенсировал свой прежний недостаток образования тем, что много читал, и познакомился со многими ведущими художниками того времени, включая Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и Генриха Гейне. После июльской революции 1830 года, приведшей к отречению французского короля Карла X и коронации Луи-Филиппа, он набросал Революционная симфония .

Между 1830 и 1832 годами он встретил трех человек, которые оказали большое влияние на его художественную жизнь. В конце 1830 года он впервые встретился с Гектором Берлиозом и услышал первое исполнение его «Фантастическая симфония ». От Берлиоза он унаследовал командование оркестром романтиков, а также дьявольские качества, которые остались с ним на всю оставшуюся жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *