Биография франц лист: Ференц Лист: биография, интересные факты, творчество

Содержание

Ференц Лист — биография и творчество

ФЕРЕНЦ ЛИСТ – ЧЕЛОВЕК-КОМЕТА

 

Ференц Лист прожил 75 лет. Это много или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. Ференц Лист написал 647 произведений. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 22 октября 1811 года как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа. Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь.

Любящие родители Ференца Листа

Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». До 14 лет играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. Адам сочинял произведения. В 1805 он добился назначения в Эйзенштадт, где в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами.

В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром Адама и впоследствии стал кумиром его сына.

Мать Франца Листа, урожденная Анна Лаггер, осиротев в 9 лет, поехала работать горничной в Вену, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году сюда же приехал Адам Лист навестить отца. Молодые люди познакомились и в январе 1811 поженились. Уже в октябре у них родился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Уроки музыки маленького Ференца

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. После трехлетних занятий,

Ференц в восемь лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьезная школа, отец везет его в Вену. Здесь с 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у Карла Черни. Он согласился учить мальчика безвозмездно.

Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж и Лондон

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в консерваторию. Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как

Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть, свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: “…маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел”.

Этот триумф окончательно закрепил за Листом славу нового Моцарта. Его музыкальную карьеру в Париже можно было считать обеспеченной. У Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу. Работа над ней прервалась поездкой в Англию, куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей – Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он хотел, чтобы

Ференц опробовал новые инструменты.

Лондон оказал парижской знаменитости теплый прием. К нему отнеслись здесь не просто как к баловню салонов, а как к истинному артисту, настоящему маэстро. После нескольких выступлений Ференц вернулся в Париж, чтобы закончить оперу. Сдав ее, Ференц отправился во второе концертное турне в Англию и на юг Франции.

Как же без любви

Мари д’Агу

Немалую роль в творчестве Ференца сыграло его путешествие с Мари д’Агу по Швейцарии и Италии, предпринятое во второй половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа. Она во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре 1835 года у них рождается первый ребенок – дочь Бландина. Через несколько лет они расстались. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства – все это, очевидно, с особой силой заставило

Листа ощутить в себе не виртуоза, а прежде всего художника. Он много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем (“Путевые письма бакалавра музыки”), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.

Ненасытный голод

Жажда творчества обуревает Листа. Но его друзья ошибаются, думая, что, перестав быть исключительно пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы. Лист пишет одну за другой фортепианные пьесы, пишет под впечатлением увиденного, услышанного, прочитанного, под влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно “Путевым письмам” рождается цикл “Альбом путешественника”, превращенный более поздней редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес “Годы странствий”. Замысел романтичен.

Лист стремится запечатлеть картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество значительную долю романтического лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные во время “странствий”, группируются в две тетради с подзаголовками: “Швейцария” и “Италия”.

Фортепианная игра Листа и его творчество не могли не мешать друг другу, так как требовали огромной затраты сил и времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось гастролями. Лист объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу. Только в Россию

Лист приезжал трижды. Своеобразные творческие контакты возникли у него с четырьмя русскими композиторами – Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым. Из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как Ференц Лист. Он был уверен в блестящем ее будущем.

Конец гастролей Ференца Листа

После очередной поездки в Россию в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, чтобы всецело отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя… В дальнейшем Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и уже никогда не носили систематического характера. Период 1848-1861 годов – веймарский – самый яркий, самый плодотворный в творчестве Листа. В это время он осуществляет многие крупные замыслы. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже – концертного дирижера.

Между тем жизнь дарила не только радости. Лист восхищался творчеством Вагнера. Однако как пропагандист музыки Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Кроме “Лоэнгрина” он так и не смог добиться постановок других опер друга. Все чаще при дворе задевают его самолюбие, выказывая неуважение к его возлюбленной – княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем молодым.

После отъезда из Веймара на Листа обрушиваются новые беды. Не успел еще залечить раны, нанесенные ему в городе, который он пытался превратить в Афины новой музыки, а судьба уже готовила новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.

Не судьба

Каролина после неустанных хлопот в столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец, согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном.

Каролина хотела, чтобы венчание их состоялось в Вечном городе. Все было готово к предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда Листа, 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне, поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о ее разводе вновь откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все возможное, чтобы получить право на брак, на нормальную семейную жизнь, защищенную от косых взглядов, осуждения светского общества.

Каролина

Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть счастливой в этом мире. Она полностью отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья. Затворница по собственной воле, она в течение долгих лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами, при наглухо закрытых окнах и ставнях, при свете свечей.

По вечерам ее навещают Лист и близкие друзья.

Лист устал от вечных неудач и разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо любимого сына Даниэля, умершего от скоротечной чахотки. Композитор очень медленно возвращается к творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию “Легенда о святой Елизавете”. Его настигает новый удар судьбы – умирает его старшая дочь Бландина.

Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в торжественные дни исполняются его “Папский гимн” в переложении для органа. Листа уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане. Решение Листа

вызывает недоумение и испуг друзей, злобные выпады врагов. Впрочем, эта власть церкви над Листом была весьма относительной. Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал гарибальдийскому движению и, не стесняясь, позволял себе самые свободолюбивые высказывания.

Одиночество в море любви

Не прекращается и творческая деятельность композитора. Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от пребывания в Италии Листа-аббата, Листа – умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла “Годы странствий”. И снова в неустанных трудах протекает жизнь Листа. Для своего возраста он исключительно живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его ученики. Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся “листовские недели”, программы которых состоят из его симфонических и фортепианных произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.

Идут годы, и хотя Лист больше чем когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников – друзей и врагов – уже нет. Двое его детей умерли, а дочь Козима бесконечно далека от него; подруга жизни – единственная опора на склоне лет – ушла в религию, и он остался один в бурном жизненном водовороте. Он борется изо всех сил, старается сохранить свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Из-за отеков ног временами он передвигается лишь с посторонней помощью. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла.

 

Ференц (Франц) Лист. Творчество и биография. Лечебное воздействие музыки.

Великий венгерский композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в городе Райдинг Австрийской империи. Мальчик, появившийся на свет в семье пастуха и горничной, стал одним из лучших пианистов 19 века, заложил основы Веймарской школы в музыке, создал новые инструментальные жанры, сделал массу открытий в области мелодики, гармонии, фактуры и формы.

Его творческая жизнь начиналась совсем непросто: бывшего певчего церковного хора не пожелали принять в парижскую консерваторию, где мечтал учиться будущий великий композитор, ведь там могли учиться только французы. Из-за бедственного положения семьи с целью пусть небольшого заработка Ференц с самого юного возраста начинает давать концерты, пишет свои первые произведения. Когда мальчику исполнилось всего шестнадцать, его постигло большое несчастье — умер его отец, бывший его первым музыкальным учителем, наставником и вдохновителем.

Основные творческие годы Ференца Листа приходятся на 1830 — 1848 гг, именно в это время созданы его лучшие произведения, оставшиеся в памяти и сердцах благодарных потомков на века.

Его самые известные и полюбившиеся произведения: Венгерская рапсодия, Грезы любви, Годы странствий, Утешение, Кампанелла, Марш Ракоци и другие ноктюрны, этюды, сонаты и концерты для фортепиано.

Музыке Ф. Листа, как и произведениям других великих композиторов, свойственно не просто радовать наш слух, но и, в буквальном смысле, приносить утешение, рассеивать страх, дарить душевное спокойствие, гармонию, придавать веру в себя.

Например, Венгерскую рапсодию Листа рекомендуют прослушивать при эмоциональных перегрузках, она также уменьшает головную боль.

Романтические произведения Ференца Листа помогают при стрессе, способствуют сосредоточению, концентрации.

Симфоническую поэму «Прометей» Листа рекомендуют слушать перед важной встречей или разговором с незнакомыми людьми. Особенно если человек испытывает чувство неуверенности и даже страх.

Прелюдии Листа также «борются» с застенчивостью, придают уверенность в себе и своих силах.

При жизни Ференц Лист часто практиковал посещение лечебниц. Его музыка способствовала излечению от апатии и меланхолии.

Кроме того, было замечено, что произведения Листа лечат болезни горла (тонзиллит), ушей (отит) и шейных позвонков.

Ференц Лист свято верил в силу искусства, в ее способность влиять на людей, менять мир к лучшему. Его творчество стало живым свидетельством его правоты.

Ференц (Франц) Лист. Творчество и биография. Лечебное воздействие музыки.

Оцените статью:

 

 

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Лечебная музыка: воздействие классической музыки на человека. Часть II.
  • Вперед: Лучшая музыка классиков. Влияние классической музыки на эмоционально-психическое состояние человека.

Лист, Ференц, подробная биография

(1811-1886) венгерский композитор и пианист

Музыка окружала Ференца Листа с детства. Она как бы сама пришла к нему и заставила стать великим композитором. Он родился в небольшой деревушке Деборьян в семье смотрителя графской овчарни Адама Листа.

Уже в раннем детстве под руководством отца, талантливого музыканта-самоучки, пятилетний Ференц овладел искусством игры на фортепиано. В девять лет он впервые выступил на публичном концерте и вызвал всеобщий восторг. Мальчика отвезли в Вену к композитору и пианисту Карлу Черни. Пораженный способностями юного Листа, Черни стал заниматься с ним, и вскоре о маленьком виртуозе заговорила вся Вена.

В 1823 году Адам Лист приехал с сыном в Париж, надеясь, что здесь удастся завершить его музыкальное образование. Однако мальчика не приняли в Парижскую консерваторию, поскольку он был иностранцем. Двенадцатилетний Ференц горько переживал этот отказ и дал себе клятву — бесплатно учить музыке всех, кто к нему обратится.

В последующие годы жизни в Париже ему пришлось очень трудно, особенно после смерти отца в 1827 году. Ференц Лист овладел несколькими языками, прекрасно знал литературу, искусство, историю. Его учителем фортепиано стал известный композитор и пианист Антонио Сальери.

В начале 30-х годов вся Европа была покорена игрой молодого Листа. Его концертные поездки проходили с неслыханным успехом и принесли ему славу первого пианиста мира. Ференц Лист словно не знал трудностей в игре на фортепиано и шутя справлялся с тем, что для многих других исполнителей казалось непреодолимым. Он превратил рояль в маленький оркестр, обогатив его множеством новых выразительных средств.

Ференц Лист доказал, что рояль может передать как певучесть человеческого голоса, так и мощь звучания оркестра. Он впервые переложил на фортепиано известнейшие симфонические произведения, например, симфонии Бетховена.

Игра Ференца Листа поражала не только техническим совершенством и новизной приемов, но и своей выразительностью. Она была полна могучей силы и нежности, страсти и глубоких раздумий. Все, кто слышал ее, отмечали поэтичность и необыкновенную выразительность игры молодого пианиста.

В тридцатые и сороковые годы Лист объездил с концертами всю Европу. Трижды он приезжал в Россию, где познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой и даже написал переложение его «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Несмотря на то, что Ференц Лист написал уже немало собственных превосходных произведений, для публики он долгое время продолжал оставаться прежде всего пианистом. Поэтому любители музыки были поражены, узнав, что в 1847 году он отказался от концертных поездок и решил посвятить себя композиторской деятельности.

Он поселился в немецком городе Веймаре, где некогда жили Гете и Шиллер. Там Ференц Лист занялся композиторской, дирижерской и педагогической работой и почти не выступал как пианист. В Веймар приезжали молодые пианисты из всех стран. Они находили в Листе не только великого музыканта и учителя, но и друга, который искренне радовался их успехам.

Его замечательные произведения сейчас входят в репертуар каждого музыканта. Среди них известные «Венгерские рапсодии» — блестящие фантазии на темы народных песен, а также «Испанские рапсодии» — виртуозная сюита, захватывающая своей жизнерадостностью.

К лучшим созданиям Ференца Листа принадлежат три группы пьес, объединенные общим названием «Годы странствий», — это зарисовки природы и памятников искусства Италии и Швейцарии. Здесь есть и картина грозы, бушующей в горах, и музыкальное воплощение сонетов Петрарки, и сцены народного праздника в Венеции и Неаполе. Очень интересна и «Пляска смерти» — фортепианная фантазия на тему известного средневекового песнопения «Dies Irae» (День страшного суда).

Ференц Лист переписывался и встречался с целым рядом русских композиторов — Александром Порфирьевичем Бородиным, Ц. А. Кюи, М. А. Балакиревым и А. Н. Серовым. Страстный поклонник творчества композиторов «Могучей кучки», Лист много сделал для распространения их музыки за пределами России.

Но главное, что осталось в истории мировой культуры, — это его фортепианные сочинения, которые представляют собой настоящую школу игры на этом инструменте. И сегодня они входят в программу всех престижных конкурсов пианистов.

Франц Лист: Биография и произведения


Франц Лист уже в раннем детстве благодаря горячей поддержке своего отца прослыл вундеркиндом, чудо-пианистом. В 1823 году семья переехала в Вену, чтобы продолжить музыкальное образование Франца. Далее последовали поездка в Париж и концертные туры по Франции, Швейцарии и Англии. Внезапная смерть отца в 1827 году вынудила Листа давать частные уроки музыки, чтобы прокормить себя и свою мать. После пережитого личностного кризиса он отдалился от общества и посвятил свое время литературе и изучению религии. В 1830 году к композитору, воодушевленному революционной активностью, возвращается интерес к жизни и искусству.

Лист знакомится с представителями литературного Романтического движения и вскоре становится любимцем парижского общества. В музыкальной среде у него возникли дружеские отношения с Берлиозом, Паганини и Шопеном, которые оказали значительное влияние на его творчество. Паганини стал для него примером музыканта-виртуоза высочайшего уровня, к которому стремился сам Лист. С Шопеном ему довелось выступить в нескольких концертах.

В 1833 году Лист встретился со своей будущей спутницей графиней Мари д’Агу, родившей впоследствии троих детей. Одной из их дочерей была Косима, будущая жена Рихарда Вагнера.

Приглашение занять пост особого капельмейстера (“Kappellmeister Extraordinaire”), поступившее от Веймарского двора, требовало от Листа постоянного пребывания в Веймаре.

В феврале 1842 года Лист решил поселиться в Веймаре вместе с его новой спутницей, княгиней Каролиной Витгенштейн. На посту придворного капельмейстера Лист всячески способствовал распространению музыки своих современников, прежде всего произведений Шумана, Берлиоза и Рихарда Вагнера, жившего в изгнании в Швейцарии. С приходом Франца Листа Веймар стал важным музыкальном центром Германии. Альтебург, Веймарская резиденция Листа, привлекала молодых артистов и композиторов со всей Европы.

В 1859 году Лист подал в отставку со своего поста в Веймаре и спустя два года уехал в Рим. Римский период ознаменован возросшим интересом Листа к католицизму, возникшего на фоне трудностей в личной жизни, и созданием духовной музыки. В 1865 году он был рукоположен в сан аббата.

С 1869 года Лист живет попеременно в Веймаре, Будапеште и Риме. Несколько поколений молодых пианистов из разных стран было воспитано на его мастер-классах. В этот период Лист активно участвует в становлении аутентичной Венгерской музыкальной культуры. Он решительно отказывается от подражания музыкальному мэйнстриму. Его позднее творчество несет на себе следы изоляции и экспериментальной выразительности.

31 июля 1886 года Франц Лист скончался в доме своей дочери Косимы Вагнер в Веймаре. Согласно официальным сведениям смерть наступила в результате пневмонии, однако более вероятной причиной могли стать проблемы с сердцем.

Лист, биография, музыка, mp3

ЛИСТ, ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ) (Liszt, Ferenc или Franz) (1811–1886), выдающийся венгерский пианист и композитор.

Жизнь Ференца Листа. Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. От известного издателя А.Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз.

Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д’Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р. Вагнера. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Он выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне.

В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Лист успевал сражаться с герцогом Веймарским по поводу перерасходов в своем бюджете, отстаивать при дворе свою артистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать. Именно в Веймаре появилась единственная фортепианная соната композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

В 1860 Лист отправился в Рим, надеясь преодолеть ряд препятствий политического и религиозного характера, которые делали невозможным его брак с княгиней Витгенштейн. Когда же Римско-католическая церковь отказалась благословить их союз, пылкий музыкант, устав и разочаровавшись в жизни, удалился от мирской суеты. В 1865 Лист вступил во францисканский орден терциариев (члены его могли оставаться в миру, вступать в брак и иметь собственность, но брали на себя особые религиозные обязательства и должны были вести аскетический образ жизни и заниматься благотворительностью) и жил сначала в Риме, а затем в Тиволи у кардинала Густава Адольфа Гогенлоэ. Это уединение, однако, продолжалось недолго: спустя два года он вернулся к своей обычной жизни странствующего виртуоза. В 1871 Лист получил звание советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул «аббат Лист», которым композитор иногда подписывался. После кончины Вагнера в 1883 Лист провел в Веймаре мемориальный концерт. В начале 1886 75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Байройт на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886.

Музыка Ференца Листа. Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Ф.Шопену и Р.Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения – tudes d’excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий (Annes de plerinage). Некоторые из Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.

Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. В нашу эпоху публика по большей части проходит мимо этих бравурных и стилистически устаревших аранжировок, хотя пианисты по-прежнему включают в концертный репертуар подобные пьесы, дающие возможность продемонстрировать головокружительную технику. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.

Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды (Les Prludes, 1854), Орфей (Orpheus, 1854) и Идеалы (Die Ideale, 1857).

Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы и ораторию Легенда о святой Елизавете (Legende von der heiligen Elisabeth, 1861). Кроме того, можно упомянуть Фауст-симфонию с хоровым финалом (1857) и Симфонию к Божественной комедии Данте с женским хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные концерты – ля мажор (1839, редакции 1849, 1853,1857, 1861) ми-бемоль мажор (1849, редакции 1853, 1856). Единственная опера Листа – одноактная Дон Санчо (Don Sanche) – написана 14-летним композитором и тогда же поставлена (выдержала пять спектаклей). Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903.

Оценки творческого наследия Листа – композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Радикальная «музыка будущего», о которой мечтали Лист и Вагнер, вызвала к жизни целотоновые последовательности, политональность, атональность и прочие элементы, типичные для музыкального импрессионизма. Подобно Вагнеру, Лист был приверженцем идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.

Лист как пианист. Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой.

Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме разных школ.


Лист / Liszt: Feux Follets
Download MP3 Unedited studio recording on a Bösendorfer grand in MIDI at Cristofori, Amsterdam, 1989. (Е. Кушнерова)


Лист / Liszt: Polonaise No. 2 in E
Download MP3 (Е. Кушнерова)

Лист / Liszt: Rhapsodie espagnole
Download MP3 (Е. Кушнерова)
Unedited studio recording on a Bösendorfer grand in MIDI at Cristofori, Amsterdam, 1989. ( of the performance at the 1990 Tchaikovsky Competition) 
Лист / Liszt: Concert etude «Un sospiro»
Download MP3 (Е. Кушнерова)
Live recording in Freudenstadt, on 4 April 1994
Лист / Liszt: Consolation No.3
Download MP3 (Е. Кушнерова)
Live recording in Freudenstadt, on 4 April 1994
Лист / Liszt: Concert etude «La leggierezza
Download MP3 (Е. Кушнерова)
Live recording in Moscow, Rachmaninov Hall, 1998 
Лист / Liszt: Mephisto waltz
Download MP3 (Е. Кушнерова)
Live recording in Schömberg, 1993 

Ференц Лист — биография, личная жизнь, фото

Ференц (Франц) Лист (1811-1886) – венгро-немецкий композитор, пианист, музыкальный педагог, дирижер, публицист и один из ведущих представителей музыкального романтизма. Относился к числу величайших пианистов 19-го столетия, при этом и сегодня его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения – вершинами фортепианной виртуозности.

В биографии Ференца Листа есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Листа.

Биография Ференца Листа

Ференц Лист появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян. Его отец, Адам Лист, был чиновником в администрации князя Эстерхази, а также талантливым виолончелистом. Кроме этого, он писал музыкальные произведения, которые посвящал Эстерхази.

Мать Листа, Анна-Мария, была дочерью пекаря. У своих родителей Ференц был единственным ребенком в семье.

Детство и юность

В доме Листа-старшего висел портрет Бетховена, творчеством которого он крайне восхищался. Позднее Бетховен станет кумиром и для его сына. Отец сыграл ключевую роль в музыкальном формировании Ференца.

Когда мальчик был еще совсем маленьким, Адам Лист начал обучать его музыке. Одновременно с этим Ференц пел в церковном хоре и учился игре на органе у местного музыканта. Когда ему было 8 лет он впервые выступил на сцене.

В последующие годы биографии Ференц Лист играл на пианино в домах высокопоставленных вельмож, куда мальчика возил его отец. В результате, такие выступления стали пользоваться популярностью в высшем свете. Осознавая, что сыну необходима более серьезная школа, глава семейства отвез его в Вену.

Здесь 10-летний Лист обучался игре на фортепиано у Карла Черни, который согласился бесплатно давать ему уроки. Именно Черни смог придать технике ребенка универсальности. Интересен факт, что музыкальную теорию Ференц познавал у Антонио Сальери, который также согласился бесплатно обучать талантливого мальчика.

Маленький Лист начал появляться на концертах, удостаиваясь восторженных аплодисментов венской публики. Примечательно, что в ходе одного из выступлений сам Бетховен, после феерической импровизации Ференца, поцеловал его. Это событие музыкант вспоминал до конца своей биографии.

Музыка

Когда Ференцу исполнилось 12 лет он вместе с отцом отправился в Париж для поступления в консерваторию. Однако ему было отказано в поступлении только потому, что в данном заведении могли обучаться исключительно французы.

Отец и сын решили не покидать Париж, поэтому были вынуждены зарабатывать средства путем концертной деятельности Листа. В скором времени подросток начал писать свои первые музыкальные произведения. В 14-летнем возрасте он стал автором оперы «Дон Санчо, или Замок любви», которая была поставлена на сцене «Grand Opera» в 1825 г.

Через пару лет не стало отца Ференца, смерть которого он пережил крайне тяжело. Около 3-х лет он находился в депрессии, отойдя от музыки. После этого он решил создать «Революционную симфонию», которая бы состояла из революционных песен.

В данный период биографии Лист познакомился с легендарным Паганини, игра которого приводила его в восторг. Он был настолько ослеплен игрой скрипача, что задался целью усовершенствовать свою технику на пианино. Парень отказался от выступлений и начал оттачивать на фортепиано сложные каприсы Паганини.

В итоге Ференцу удалось достичь высочайшего мастерства в фортепианном переложении исполнения данных композиций. Стоит заметить, что на мастерство его игры оказал значительное влияние Шопен, который так и не успел увидеть расцвет таланта Листа.

Любопытно, что в одном из писем Шопен признавался, что хотел бы «похитить у Ференца манеру исполнения его собственных этюдов». С каждым годом Лист приобретал все большее признание, вследствие чего у него появлялось много знаменитых друзей, включая Дюма-отца, Гюго и Жорж Санд.

В середине 1830-х годов композитор увлекся педагогической деятельностью, которой занимался до конца жизни. Во время пребывания в Швейцарии он создавал сборник пьес «Годы странствий». В тот момент биографии его концертное творчество уже не было так востребовано как раньше, поскольку жители Женевы проявляли интерес к игре другого виртуоза – Сигизмунда Тальберга.

В Италии Ференц Лист впервые в мировой истории организовал сольный концерт, без участия других музыкантов. Именно тогда, европейцы начали разграничивать салонные и концертные мероприятия. 1840-е годы стали пиком его творчества.

Лист посетил множество стран, где ему оказывали бурный прием. Интересен факт, что после одного выступления к нему подошел его главный оппонент Тальберг, который поздравил Ференца и признал его превосходство над собой.

За годы творческой биографии Лист стал автором 647 сочинений, созданных в разных жанрах. Во всех его работах прослеживается новаторство, поиск новых решений, богатство фантазии, смелость и субъективный взгляд на искусство. Он сделал множество открытий в сферах гармонии, мелодики, формы и фактуры.

Помимо этого, Ференц стал основоположником новых жанров – рапсодии и симфонической поэмы. Он знаменит собственными Венгерскими рапсодиями, которые относятся к числу самых ярких и оригинальных его сочинений. Примечательно, что мастер верил в силу искусства, с помощью которого можно овладевать сознанием масс и противостоять злу.

В зрелые годы биографии Лист давал открытые уроки у себя дома, за которые никогда не брал платы. Он также написал несколько книг и массу статей, в которых рассматривал глобальные вопросы той эпохи.

Личная жизнь

В начале 1830-х годов Лист встретил графиню Мари д’Агу, которая проявляла живой интерес к современному искусству. Любопытно, что девушка издавала свои книги под псевдонимом Даниель Стерн. Вскоре между Ференцом и Мари завязались романтические чувства, которые позже возымели серьезное продолжение.

Д’Агу решила уйти от законного мужа к композитору, вместе с которым переехала в Швейцарию. И хотя влюбленные так и не стали законными супругами, в результате их отношений родилось трое детей: сын Даниэль и 2 дочери – Бландина и Козима.

Ференц Лист и Каролина Витгенштейн

Спустя годы Лист увлекся супругой русского генерала-фельдмаршала Николая Витгенштейна – княгиней Каролиной. Их роман развивался так стремительно, что в 1847 г. они решили пожениться. Однако набожная Каролина состояла в законном браке. Вследствие этого она была вынуждена добиваться развода и нового венчания, в помощью русского императора и папы римского.

В 1841 г. Ференц вступил в масонскую ложу «Zur Einigkeit», а позже был возведен в степень мастера-масона берлинской ложи «Zur Eintracht». В последующие годы биографии он принимался и в другие ложи, расположенные на территории Европы.

Смерть

Незадолго до своей кончины Лист простудился на одном из музыкальных фестивалей. Болезнь прогрессировала и в скором времени привела к воспалению легких. У него появились проблемы с сердцем, а по причине отечности ног, мэтр уже не мог ходить без посторонней помощи. Ференц Лист умер 31 июля 1886 года в возрасте 74 лет.

Фото Ференца Листа

Ференц Лист и Мари д’АгуЛист и его ученики

Арма Сенкра и Ференц Лист

Если вам понравилась биография Ференца Листа – поделитесь ею с друзьями. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Личная жизнь Ференца Листа — Без песен

До конца дней своих, Лист менял любовниц, но каждый раз влюблялся по настоящему и надолго.

Мы не знаем, когда Ференц Лист влюбился в первый раз. Его любовные похождения с определенного момента биографии  описываются точно. В начале 30-х годов Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Чего нельзя сказать о Ференце Листе. Но Мари открыла для Листа его вторую профессию – журналиста и писателя.

Ференц Лист — романтическая натура

Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюблённости. Тем более, что Листу в ту пору было всего лишь 20 с небольшим. Их роман развивался бурно.

О роли внешности. Харизма Листа.

Свидетели описывают Ференца Листа как человека высокого, худого и бледного.

“Cвои идеальные прямые волосы он опускал до плеч, а то и ниже”, писал Чарлз Халле. “Порой это производило забавное впечатление, ибо когда он оживлялся и начинал жестикулировать, волосы падали ему на лицо, так что не оставалось видно ничего, кроме носа. Этот необычный человек все время находился в движении – то переминается с ноги на ногу, то воздевает руки к небесам, — то одно то другое”

Его поклонницы приходили от этого в восторг, равно как от музыки, которую он играл. Захватывающей манерой игры, в которой блестяще сочетались музыкальность и театральность.

Ференц Лист со своей шляпой

Перчатки – я вызываю вас на бой

Фридрих Вик, отец Клары и учитель Роберта  Шумана, побывал на концерте в 1838 году. “Он играл фатазию на К.Графе так, что две струны лопнули. Тогда он встал и выкатил из-за угла второй рояль и стал играть на нем этюд. Вскоре и и у того рояля лопнули две струны, и тогда он громко сообщил собравшимся, что очень разочарован, но ради них раздобудет и третье фортепиано. А перед тем как сесть за него, в ажитации швырнул на пол носовой платок и перчатки. На одном из концертов в 1846 году выброшенные перчатки композитора затавили сразу нескольких дам повскакивать с мест и ринуться за ними, в итоге перчатки были разорваны на мелкие кусочки, и каждая поклонница унесла фрагмент домой. Для Листа бросок перчаток был привычным жестом.

Ференц Лист без перчаток

На саму эту идею его наверняка натолкнул Черни, один из первых учителей по технике игры и не только. Черни составил нечто вроде руководства, как именно обставить появление пианиста на сцене наиболее ярко.

Первая победа. Мари.

Мари д,Агу была поражена его “огромными глазами цвета морской волны, в которых то и дело загорались искры света, словно солнечные блики на воде”. Ганс Христиан Андерсен пишет о Листе так “Когда он входил в салон, по помещению словно бы пробегал электрический разряд: почти все дамы поднимались на ноги, и луч света осенял их лица”.

Мари д, Агу не оставалась в долгу. Она также как Ференц Лист распускала о себе разные слухи и отзывалась о себе, как о “двадцати футов лавы, покрытых шестью дюймами снега”.

Она была на шесть лет старше Листа.   У неё было двое маленьких детей.  Она томилась в унылом браке с немолодым человеком, старше её на 20 лет, которого никогда не любила.

Она была очень хороша собой, была глубокой натурой, независимо мыслила и много читала. Один из ее современников описывает ее как высокого роста блондинку с длинными рыжеватыми волосами, большими мечтательными глазами, белой бархатной кожей, изящным носом и благородно очерченным лбом. Руки и ноги были у нее маленькие и красивые. Ко всему этому она обладала недюжинным музыкальным талантом.

«Лист сделался настоящим божком, на алтарь которого женщины нередко приносили свою стыдливость, честь и репутацию», – так говорили об этом венгерском чуде…

Мария де Агу — первая любвь и первая цыганка?

Мария де Агу — первая любовь и первая цыганка?

Закрутился тайный роман с прекрасными записками и встречами в маленькой, снятой по этому случаю, квартирке. Она так и не развелась со своим  прежним мужем, хотя призналась ему.

В 1835 году графиня д’Агу ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уехала в Швейцарию — так начался следующий период жизни Листа. Лист был наверху блаженства. Композитор даже попытался узаконить их отношения, но Мари в сердцах резко возразила ему: «Графиня д`Агу никогда не станет мадам Лист!». Глубоко задетый, Ференц смирился.

В 1837 году, уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу поехали в Италию. Здесь они посетили Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры.

Этот период вошел в историю как «Годы странствий» (по названию сборника пьес Листа).

Летом Лист и Мари отправились в Альпы.
25 декабря 1837-го родилась вторая дочь Листа – Козима (в свое время она станет женой Рихарда Вагнера).

Осенью 1838-го Лист и Мари предприняли настоящее странствие по Италии, переезжая из города в город. Путешествуя без определенной цели, подчиняясь только своим настроениям, они проводили время, знакомясь с произведениями искусства.
В январе 1839-го путешественники приехали в Рим. Здесь 9 мая появился на свет единственный сын композитора – Даниель.

Осложнения на личной почве

Несмотря на рождение детей, отношения с Мари все более осложнялись. Ревность, эгоизм и стремление графини влиять на творчество Листа приводили к постоянным ссорам. Ференц и сам подливал масла в огонь, подкидывая на алтарь любви всё новых жертв.

Май-июнь 1841-го он провел в Лондоне. Графиня, несмотря на возражения Листа, вела себя как банный лист. Осень они провели на рейнском острове Нонненверт. Здесь была создана первая немецкая песня Листа – «Лорелея».

Лето 1843-го Лист вновь провел с Мари и детьми в Нонненверте, где сочинил несколько прекрасных и задушевных песен.

Когда Лист концертировал в Дрездене, он познакомился с испанской танцовщицей Лолой Монтес, известной всему европейскому обществу своим неукротимым и авантюрным нравом.


И.К. Штилер. Портрет Лолы Монтес

Своенравная красавица сопровождала композитора в его дальнейших поездках из города в город. Слухи об этом дошли до Мари, осыпавшей его в письмах жесточайшими упреками. Лист возражал ей с чувством оскорбленной гордости, и тогда графиня порвала с ним… Сам же композитор вскоре бросил Лолу, предусмотрительно оставив на столике в гостинице некоторую сумму.

Другие женщины в жизни Листа. »Грёзы любви» и »Утешение».

Лист славился своими любовными похождениями. Он совершенно не скрывал их. Безусловно в этом была привычка распустить свой хвост при виде дам. Его многочисленные похождения сводили его с весьма примечательными особами: c Марией фон Муханофф ( более известна как “Мария под мухой”) – Гейне называл её “пантеоном, в котором нашли свое упокоения многие славные мужи”, с принцессой-курильшицей Керолайн фон Сайн-Витгештейн, с графиней Ольгой Яниной, которая в припадке ревности угрожала  Листу револьвером и отравленным кинжалом, а затем разослала нелицеприятные письма о нём всем самым влиятельным особам, включая герцога Веймарского и папу римского.

Лист фотография — на концерте

Берассудство в амурных делах приводило к последствиям и иного рода – дружба композитора с Фредериком Шопеном, когда-то признававшимся, что “дорого отдал бы за то, чтобы научиться играть свои собственные этюды так, как это делает Лист”, дала трещину после того, как Лист назначил свидание дочер фортепианнных дел мастера Мари Плейель прямо у Шопена в квартире.

По поводу вспыльчивости и непредсказуемости Листа историк Фердинанд Грегоровиус писал принцессе Каролине, ставшей впоследствии первой женой Листа “К сожалению любвеобильность — это неизлечимая болезнь, поэтому мы просто должны любить его таким, каким он есть”.

Эта черта нашла отражение в полных любви и неги фортепианных произведениях “Грезы любви” или “Утешение”.

Вот три исполнения на выбор –  первое необычное своим звуком – как будто электроорган, на самом деле рояль, Ван Кляйберн с его знаменитого концерта в Москве, Владимир Горовиц, Фредди Кемпф, Евгений Кисин, Артур Рубенштейн.

Фредди Кемпф «Утешение»

Владимир Горовиц — вот действительно Утешение

Евегий Кисин «Грезы любви» — современное исполнение