Баснописец Эзоп | Исторический документ
Все мы в школе изучали такой жанр поэтического творчества как басня.
Преимущественно, конечно, в российских школах говорят о нашем соотечественнике, великом баснописце Иване Андреевиче Крылове.
Но свой исток басня ведет из Древней Греции, ее как жанр создал полумифический, полуисторический персонаж по имени Эзоп.
Содержание
Эзопов язык
По сути дела, все сюжеты басен пришли к нам от Эзопа, а остальные баснописцы – Крылов, и его предшественники Федр, Жан Де Лафонтен, Лессинг – лишь пересказывали его басни, добавляя подробности и облекая их в форму стихотворений с обязательным поучительным итогом в финале.
Во времена Эзопа басня еще не имела вид поэтического произведения, эзоповы басни были прозаическими. Они имели вид небольших сказок с нравоучительным иносказательным подтекстом, главные роли в которых исполняли животные или неодушевленные предметы.
Концепция басен максимально проста: персонажи схематичны и условны, язык незатейлив и приближен к разговорному. В этом малом жанре это не главное, большее значение имеет нравственный урок, который автор преподает читателю.
До Эзопа тоже существовали басни, но подобные сюжеты были введены им впервые и обрели огромную популярность, несмотря на то, что во многом высмеивали общество, его недостатки и человеческие пороки.
Также баснописец считается создателем иносказательного языка, который называют по имени его автора – эзопов язык, многие фразеологизмы, пословицы и поговорки берут из него начало.
Этот язык, иносказательные выражения, завуалированная критика сильных мира сего, их пороков и аморальных действий, с помощью которого можно было выражать свои мысли и протесты, всегда был популярен, особенно в те времена, когда говорить правду напрямую было опасно для жизни.
Оригинальные стихи Эзопа до наших дней не дошли, вероятно, изначально они были устной формой и передавались от человека к человеку, из уст в уста.
«Басни Эзопа» дошли до нас лишь в переработке более поздних греческих и римских авторов – Федра, Бабрия, Авина.
Жизнь и смерть Эзопа
О том, откуда появился Эзоп, известно крайне мало, биография его туманна, исторических сведений почти нет.
В рассказах о нем, не ясно, где начинается правда, а где выдумка биографов, желавших романтизировать образ творца. Даже время, в котором жил баснописец известно только примерно – шестой век до нашей эры.
Геродот рассказывает, что Эзоп был рабом самосского рабовладельца Иадмона.
Многие античные писатели называют местом его рождения Фракию, Сарды, Фригию. Хотя в основном эти сведения ложны: с Фракией Эзопа связывает лишь отношения с фракийской рабыней Родопис, а в Сарды его приводит легенда, где мифический Эзоп фигурирует в пиршестве Семи мудрецов.
Позднее его отечеством называли Малую Азию, что соотносится с именем мудреца – Эзоп, Áisopos, а также Фригия зачастую стереотипно называлась страной рабов.
Аристофан приводит легенду о смерти баснописца в Дельфах. Некоторых граждан города возмутили ехидные и оскорбительные речи Эзопа об их грехах и недостатках, и они приняли решение его покарать.
Втайне они вложили в его котомку золотую чашу, выкраденную из храма. Когда богомольцев обыскали в связи с кражей, чаша оказалась в вещах Эзопа, и за святотатство он был забит насмерть камнями.
Позже правда вышла наружу и сыну хозяина раба Эзопа был выплачен выкуп за жизнь творца.
Дельфы в умах греков являлись городом, в котором процветает поэзия и творческий дух, так как были под покровительством бога Аполлона.
В связи с этим, вероятно, согласно легенде, Эзоп был убит именно здесь, а его басни обрели покровительство.
Внешность легендарного баснописца и черты характера
Ничего не известно о его внешности, но его образ тесно соотносился с творчеством. Острый на язык раб, аллегорически очернявший властителей мира, представлялся мужчиной отталкивающей наружности, хромоногим или горбуном, с обезьяньими чертами лица.
Характер ему приписывали соответствующий – озлобленный и вздорный, но, вместе с тем, мудрый. В особенности ярко это нашло отображение в анонимном «Жизнеописании Эзопа», написанном простонародным языком.
Здесь Эзоп выступает, как дурашливый плут и мудрый человек, обманывающий своего хозяина – безмозглого философа – и сильных мира сего.
Но как ни странно, в этом анекдотическом произведении сами басни Эзопа не играют важной роли, все его шутки и высказывания, которые персонаж использует в «Жизнеописании», не имели ранних упоминаний и даже жанрово не соотносились с творчеством баснописца.
Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру.
Споры об историчности Эзопа
В античности никто не сомневался в реальности фигуры Эзопа, лишь в XVI веке Мартин Лютер поставил ее под сомнение.
Далее уже многие авторы находили доказательства того, это Эзоп был собирательным образом автора устного народного творчества, высмеивающего пороки общества, и не имел какого-то конкретного прообраза.
В XX веке лишь отдельные авторы не сомневаются в мифичности красноречивого раба Эзопа.
Наследие
Хотя есть основание полагать, что уже в V веке до нашей эры в ходу был сборник басен Эзопа, о чем-то подобном упоминает один из персонажей Аристофана.
А В III веке до нашей эры было опубликовано 10 книг с баснями Эзопа, записанных Деметрием Фалерским. К сожалению, это издание было утрачено. С этого начались переложения и издания эзоповых басен.
Образ Эзопа окутан мифами и легендами, романтизирован как античными авторами, так и средневековыми, поэтому сложно сказать, был ли такой человек реален.
Но тем не менее творчество Эзопа и «эзопов язык» дошли до нашего времени и остаются популярными и актуальными.
Эзоп — краткая биография античного баснописца
автор: Ekaterina 25.10.2018 0 Комментарии
Древние греки явили миру целую плеяду великих писателей и поэтов. Ярким и загадочным явлением эпохи античности стал поэт Эзоп, с именем которого связывают появление басни как литературного жанра.
Понятие «эзопов язык» характеризует способность иносказательно передавать мысль автора через вымышленные ситуации с участием животных, насекомых, птиц, а иногда и неодушевленных предметов. В баснях древнегреческого поэта образы животных использованы для показа правдивых ситуаций, обучения людей житейской мудрости. Также возможно, что в образах животных из басен скрываются реальные исторические персонажи, открыто говорить о пороках которых Эзоп не мог, так как был рабом.
Краткая биография Эзопа
Вместе с тем, нет достоверных подтверждений существования человека по имени Эзоп. Искусствоведы допускают, что под этим именем в легендах сохранился собирательный образ античного баснописца. Считается, что первым описал жизнь и творчество Эзопа древнегреческий историк Геродот. Затем эту работу продолжил философ и астроном Гераклид. Они сходятся в том, что Эзоп появился на свет в VI веке до н.э., около 600 года, в греческой провинции Фракия (иногда считается, что Эзоп родом из Фригии), жизнь начал рабом, но позднее оказался на воле. Некоторое время поэт жил в Сардах, величайшем городе древнего мира. Жизнь баснописца трагически оборвалась в 564 году до н. э. в городе Дельфы в Центральной Греции. Его обвинили в краже дорогого сосуда из храма, приговорили к смерти и сбросили в пропасть.
О забавных приключениях Эзопа рассказывают сохранившиеся издания. Произведение неизвестного автора на греческом языке — «Жизнеописание Эзопа», датировано II веком н.э. В народных преданиях он изображён горбуном, странным человеком с некрасивым лицом, сквернословом, без боязни высмеивающим пороки богачей. По утверждению искусствоведа Германа Хафнера из Германии, через двести лет после гибели Эзопа в Афинах появилась его статуя, которую установили вместе со скульптурной группой «Семь мудрецов», что подтверждает признание вклада поэта в античную культуру.
Творчество Эзопа
Стихи Эзопа не сохранились в оригинальном виде. Его считают автором около 400 басен, дошедших до нас в виде коротких рассказов в прозе. Их герои предстают в узнаваемых современными читателями ситуациях. «Голодная лисица увидела на лозе свисающие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла, поэтому убежала, утешив себя так: «Они ещё зеленые, а поэтому и не нужны мне вовсе». Эти небольшие эзоповы сказки с нравоучениями в иносказательной форме стали основой басен, в разное время вышедших из-под пера поэта-римлянина Федра, писателя Бабрия в Греции, Лафонтена во Франции, Лессинга в Германии, А.Е. Измайлова и И.А. Крылова в России.
В результате переработки предложенных Эзопом сюжетов, басни обогатились новыми подробностями и приобрели форму стихотворений. Переводом басенных историй греческого поэта на русский язык занимался и великий русский писатель Лев Толстой. Примеры уникального владения мастерством иносказания представлены в сказках русского прозаика М.Е. Салтыкова-Щедрина, например, «Премудрый пескарь», «Орёл-меценат», «Карась-идеалист».
В нашей стране наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе литературоведа и филолога Михаила Гаспарова опубликован в 1968 году. Мудрость кратких поучительных сюжетов выдержала испытание веками и не утратила значимости в наши дни.
Краткая биография баснописца Эзопа предоставлена Ольгой Динанн.
Советую посмотреть:
Тэффи – краткая биография королевы смеха
АЕСОП | Биографии, басни о животных и факты
(баснописец, греческий, ок.
620 – ок. 560 г. до н. э.) Эзоп по традиции был греческим рабом , и сегодня он известен исключительно благодаря приписываемому ему жанру басен. «Басни Эзопа» (в большинстве из которых главными героями являются антропоморфные животные) оставались популярными на протяжении всей истории , и до сих пор преподаются как уроки нравственности и используются как сюжеты для различных развлечений, особенно детских спектаклей и мультфильмов.
Очень мало известно о происхождении Эзопа . В качестве места его рождения разные авторы предлагали Амориум, Фригию, Египет, Эфиопию, Самос, Афины, Сарды, Фракию и многие другие места. Некоторые утверждают, что его имя может быть получено из «эфиопского», слова, часто используемого древними греками для обозначения любого темнокожего народа из внутренних районов Африки. Его дата рождения также неопределенна, но наилучшей оценкой может быть около 620 г. до н.э. Согласно некоторым средневековым преданиям, он был чрезвычайно уродлив и уродлив, хотя современных свидетельств этому нет.
Как и его рождение, остальная часть его жизни также окутана мраком . Говорят, что какое-то время он жил в рабстве у человека по имени Ксанф на Самосе. На каком-то этапе он, должно быть, был освобожден (возможно, его вторым хозяином, Джейдоном, в награду за его знания и остроумие), поскольку позже записано, что он публично защищал демагога на греческом острове Самос. В других сообщениях говорится, что впоследствии он жил при дворе Креза, царя Лидии, где он встретился (и, по-видимому, был впечатлен его остроумием) Солоном и семью греческими мудрецами, а также, как говорят, он посетил Афины во время правления Писистрата. .
По словам историка Геродота, Эзоп встретил насильственную смерть от рук жителей Дельф, хотя для этого выдвигались разные причины. Наилучшая оценка даты его смерти в 90 009 году – около 560 г. до н. э.
Вероятно, что сам Эзоп никогда не записывал свои «Басни» , но эти рассказы передавались устно. Считается, что даже оригинальные басни Эзопа, вероятно, были сборником сказок 9.0010 из различных источников, многие из которых исходят от авторов, живших задолго до Эзопа. Несомненно, уже в 4 веке до н. Они, в свою очередь, были переведены на арабский и иврит, дополнительно обогащенные дополнительными баснями из этих культур. Коллекция, с которой мы знакомы сегодня, вероятно, основана на греческой версии 3-го века н.э. Бабрия, которая сама является копией копии копии.
Его басни являются одними из самых известных в мире и являются источником многих фраз и идиом в повседневном использовании (например, «кислый виноград» , «плачущий волк», , «собака в яслях» , «львиная доля» и т. д.).
Среди наиболее известных:
- Муравей и кузнечик
- Медведь и путники
- Мальчик, который кричал волка
- Мальчик, который был тщеславным
- Кот и мыши
- Петух и драгоценность
- Ворона и кувшин
- Олень без сердца
- Собака и кость
- Собака и волк
- Собака на сене
- Фермер и аист
- Фермер и Змея
- Лягушка и Бык
- Лягушки, которые хотели короля
- Лиса и ворона
- Лиса и коза
- Лиса и золотой виноград
- Гусь, несущий гусь Яйца
- Честный Дровосек
- Лев и Мышь
- Львиная Доля
- Мыши в Совете
- Озорной Пес
- Северный Ветер и Солнце
- Заяц и Мышь Черепаха и Мышь Деревенская мышь
- Волк в овечьей шкуре
- «Басни Эзопа»
Биография Эзопа. Факты, детство, семейная жизнь и достижения
0002 (греческий баснописец и рассказчик)Родился: 620
Родился в: Дельфы, Греция
Эзоп был греческим баснописцем, которого помнят за некоторые из самых популярных когда-либо написанных басен, широко известных как «Басни Эзопа». Вряд ли найдется кто-нибудь, кто не слышал об «Эзопике». В большинстве этих историй есть антропоморфные персонажи, и к ним прилагается мораль. Однако разумно помнить, что его рассказы были составлены другими на протяжении всей истории. Нет никаких фактических доказательств того, рассказывал ли он эти истории. Подобные басни были найдены и в других древних культурах. Его происхождение также окружено загадкой, и многие предполагают, что Эзоп на самом деле был вымышленным именем другого рассказчика. Любовь к этим басням пережила века из-за их простоты. Не больно, что они оставались актуальными во все времена и в истории и использовались для обучения детей моральным ценностям. Некоторые из самых популярных басен — «Муравей и кузнечик», «Мальчик, который кричал волка», «Ворона и кувшин» и т. д. мать изобретения», и ему также приписывают «медленные, но неуклонные победы в гонке».
Изображение Кредит
Изображение Кредит
Изображение Кредит
Предыдущие следующие
Born: 620
Born: Delphi, Greece
Рекомендуется для вас
Born: Delphi, Greece
Рекомендуется:
Рекомендуется для вас
Детство и молодость
Считается, что Эзоп или Айсопос (Αἴσωπος по-гречески) родился в 620 г. до н.э. Однако конкретных доказательств его происхождения нет. Некоторые думают, что он родился во Фригии. Однако Амориум, Фригия, Египет, Эфиопия, Самос, Афины, Сарды, Фракия и многие другие места предлагались разными авторами в качестве места его рождения
Греческие историки, такие как Геродот, считали, что он был рабом в 6 веке до нашей эры. Плутарх считал себя советником лидийского царя Креза VI века. Есть и другие источники, утверждающие, что он был египтянином или чернокожим.
Многие исследователи считают, что он был рабом на острове Самос. Его хозяином был Ксантус. Он заслужил свободу, помогая своему хозяину избежать унижений и спасая все свое богатство.
Во многих исторических источниках он изображен уродливым, гротескно сложенным, с огромной головой. Испанский художник Диего Веласкес рисует его как философа без каких-либо уродств. Подобным же образом его нарисовал Хусепе де Рибера в «Эзопе, поэте басен» и «Эзопе в нищенских лохмотьях».
Продолжить чтение ниже
Басни Эзопа
«Басни Эзопа» или «Эзопика» состоят из ряда историй, в которых изображены антропоморфные персонажи, животные с человеческими характеристиками.
Они также содержат мораль, преподающую ценные жизненные уроки.Происхождение его басен является спорным фактом. Большая часть информации была найдена в записях древнегреческих историков. Он был рассказчиком, а не писателем. Они были записаны только через три столетия после его смерти.
Подобные истории существуют в некоторых из самых ранних цивилизаций, таких как Шумер и Аккад древней Месопотамии. Кроме того, подобные сказки можно найти и в древней индийской культуре. Среди них выделяются буддийские «Рассказы о Джатаке» и индуистская «Панчатантра».
Среди басен, приписываемых Эзопу, наиболее известными являются «Мальчик, который был тщеславным», «Кот и мыши», «Олень без сердца», «Пес и волк» и «Пес». в яслях».
Ему также приписывают популярные басни, такие как «Фермер и гадюка», «Лягушка и бык», «Лиса и виноград», «Честный дровосек», «Лев и мышь» и « Озорная собака» и др.
Некоторые из наиболее известных нравственных уроков связаны с «Баснями Эзопа».
Многие другие повседневные выражения также приписываются его рассказам. «Гордость предшествует падению» из «Орла и петушков», «Не делай из мухи слона» из «Горы в труде», «Легко пнуть человека, когда он упал» из « «Собаки и лисицы» также очень известны.
Еще несколько моральных уроков, которые можно найти в баснях: «Необходимость — мать изобретательности» из «Вороны и кувшина» и «Посмотри, прежде чем прыгнуть» из «Лисы и Козы».
«Кислый виноград» из «Лисы и винограда» и «Друзья хорошей погоды мало чего стоят» из «Ласточки и вороны» стали частью жизненных уроков.
Семья и личная жизнь
Древнегреческие историки, такие как Геродот, писали, что греческая гетера или проститутка VI века до н.э. Родопис, или Родопа, или Дориха была рабыней Эзопа. Считается, что она его наложница. На знаменитой гравюре Франческо Бартолоцци с картины Анжелики Кауфман изображены влюбленные двое.