Августин Блаженный биография кратко – творчество и самое важное учение философа Аврелия
– гг.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 87.
Аврелий Августин Иппонийский или Аврелий Августин Блаженный (354–430 гг.) — философ, христианский богослов, один из Отцов христианской церкви. Выдающийся проповедник, который в равной степени высоко почитаем в католицизме, православии и лютеранстве. Биография Блаженного Августина позволит узнать самое важное из жизни, творчества и учения философа.
Ранние годы
Аврелий Августин появился на свет в 354 году в нумидийском городе Тагасте, расположенном на севере Африки. В семье мальчика не было религиозного единства: отец был язычником, который принял христианскую веру лишь перед смертью, в то время как мать с рождения исповедовала христианство.
Отец Августина, служивший в городском управлении, был мелким землевладельцем. Его доходы были весьма скромными, однако не позволяли семье испытывать в чем-либо серьёзную нужду.
Первоначально Августин учился в родном городе, затем продолжил образование в Мадауре. Достигнув 15-летнего возраста, он отправился в Карфаген обучаться риторике. В большом городе юношу поджидала масса соблазнов. Завязав много знакомств среди местных сверстников, Августин по их примеру начал вести распутный образ жизни.
Духовные поиски
В биографии Аврелия Августина стоит отметить 373 год, когда в руки юноши попала рукопись Цицерона под названием «Гортензий». Это философское произведение настолько сильно потрясло Августина, что он всерьёз задумался над смыслом жизни и впервые провёл анализ собственных жизненных ценностей.
В этот период Августин не был ещё морально готов принять христианство, чему способствовало воспитание отца-язычника. Куда ближе и понятнее юноше оказалось лжеучение манихеев, которые признавали лишь два начала — добро и зло. Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, вплоть до 382 года.
После окончания образования в Карфагене Августин вернулся в Тагасту, где какое-то время преподавал грамматику. Однако пытливый ум молодого человека нуждался в новых знаниях, и он вновь вернулся в Карфаген, где стал углублённо изучать естественные науки.
К тому времени Августин разочаровался в манихействе, которое не могло дать исчерпывающие ответы на многие его вопросы.
Христианство
В 383 году Августин отправился в Медиолан (Милан), где получил должность ритора. Будучи человеком любознательным, он стал посещать проповеди епископа Амвросия, благодаря которому он постиг всю красоту и глубину христианского учения. На Пасху 387 года он был крещён Амвросием.
После смерти родителей Августин всё своё наследство пожертвовал на нужды Церкви. В 391 году епископ Валерий рукоположил его в священники, и Августин стал много проповедовать, повсюду распространяя христианскую веру. После смерти епископа Августин возглавил Иппонскую епархию и руководил ею до конца своих дней.
Творческое наследие
При изучении краткой биографии Августин Блаженного стоит отметить, что он был не только прекрасным проповедником, но также талантливым писателем, философом и догматистом.
К наиболее известным литературным работам Августина относятся сочинения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», «Об истинной религии», «О свободном решении», «Пересмотры» и другие. Многие цитаты из этих произведений стали афоризмами.
В своих трудах Августин излагал собственное видение на сотворение Господом всего сущего, приводил способы спасения от зла. Его взгляды оказались близки разным направлениям христианства, благодаря чему Августин заработал славу наиболее выдающегося церковного писателя.
Личная жизнь
Будучи 17-летним юношей, Августин познакомился в Карфагене с молодой женщиной, бывшей его сожительницей в течение 13 лет. Юноша не мог жениться на своей возлюбленной, поскольку та принадлежала к более низкому сословию. Плодом этой связи стал сын, которого назвали Адеодатом.
В дальнейшем Августин посвятил себя служению Господу и уже не мог завести семью.
Скончался великий философ и богослов 28 августа 430 года. В православии верующие обращаются к святому с молитвами для обретения веры и мудрости.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Анна Трач
10/10
Оценка по биографии
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 87.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Биография Блаженного Августина – творчество и личная жизнь автора, читайте на Литрес
Об авторе
Блаженный Августин – богослов, философ, христианский латинский писатель, отец церкви. Епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке.
Родился 13 ноября 354 года в Тагасте (территория современного Алжира).
Жизненный путь
Августин Аврелий родился в семье язычника. Учился в Тагасте, затем в Мадавре и Карфагене. Здесь он вступил в секту манихеев. По окончании учебы был назначен учителем риторики в провинции, а в 383 году перебрался в Рим. Преподает риторику и посещает лекции епископа Амбросио. В этот период Августин решает окончательно отказаться от язычества.
В 387 году Августин возвращается в Тагасту и два года проводит в монашеском затворничестве. В 391 году получил сан священника из рук епископа Гиппона. До конца своих дней вел непримиримую борьбу с манихейством, донатизмом, пелагианством. Заботился о своей пастве, читал наставления и проповеди. Занимался научной работой, писал трактаты. Жил в монастыре, согласно некоторым данным, писал монастырские уставы.
Умер Августин Аврелий 28 августа 430 года во время осады Гиппона Царского вандалами.
Творческое наследие
Блаженный Августин оставил после себя девяносто три произведения, некоторые из них были безвозвратно утеряны. Среди наиболее значимых трудов следует отметить:
- «Исповедь»;
- «О бессмертии души»;
- «Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия».
Немалый интерес представляет также автобиография Августина и его «Опровержения», в которых философ проводит глубокий анализ всех трудов своей жизни.
Аврелий интересовался философией, писал этические сочинения, изучал тему музыки, педагогики, культуры мышления, вопросы догматики. Написал несколько ярких работ против язычества в Риме. Его работы пользовались большим авторитетом, особенно, у средневековых богословов.
Среди важнейших полемических сочинений Августина следует назвать «De haeresibus». Он уделял много внимания нравственности ранней церкви, объяснял опасность многочисленных религиозных сект, действовавших в то время. Вступал в полемику со своими современниками, рассуждая о душе, ее происхождении, о духе, милостях Христовых, о первородном грехе.
Важную часть творчества Блаженного Августина составляют комментарии к Священному Писанию. Философ оставил после себя сочинения по книге Бытия, о Нагорной проповеди, о Евангелии от Иоанна и других книгах Ветхого и Нового Заветов.
Августин Аврелий оказал большое влияние на развитие богословия. Его учение о благодати, церкви, нравственности определили направление богословской науки на столетия вперед. Творчество писателя отразилось на дальнейшем развитии философии, истории и некоторых философских концепций. Авторский стиль Августина оказал значительное влияние на формирование церковной латыни.
Похожие авторы
Антон ЧеховЛидия ЧарскаяАлександр ГринДмитрий БыковБорис АкунинАвгустин Гиппопотамский — Энциклопедия всемирной истории
Аврелий Августин Гиппонский (354-430), более известный как Августин Гиппопотамский , превозносится как величайший из отцов христианской церкви. Больше, чем любой другой писатель, он разработал то, что впоследствии стало известно как систематическое богословие, или объяснение того, как христианство вписывается в представления о вселенной, творении и отношениях человечества с Богом.
Когда Мартин Лютер (1483-1546), бывший монах-августинец, протестовал против католической церкви, он создал протестантскую Реформацию, используя учение Августина.
Две работы Августина считаются классикой западной литературы: Признания , которая считается первой автобиографией на Западе, и Город Божий . Августин оставил каталог, содержащий 113 книг, 218 писем и 500 проповедей. Его сочинения являются одними из самых сложных среди отцов церкви, потому что в течение своей жизни он возвращался к богословской концепции, чтобы обновлять ее по мере развития своих мыслей и взросления.
YouTube Следите за нами на YouTube!Ранняя жизнь
Августин родился в 354 г. н.э. в Тагасте, Северная Африка, в римской провинции Нумидия, скорее всего, в семье берберского происхождения. Его отец Патрик был язычником, а мать Моника была набожной христианкой. Это было очень распространено в поздней Римской империи. Мы мало что знаем о Патрике, но Моника была очень амбициозна в отношении своего сына и советовала ему стать христианином, чтобы поднять свой статус.
После смерти Патрика в 370 г. н.э. Августин стал профессором риторики в Карфагене. Примкнув к некоторым другим интеллектуалам, он заинтересовался христианской сектой манихеев. Персидский христианский пророк Мани (ум. 254 г. н.э.) подчеркивал полярность добра и зла в соответствии с зороастрийскими и гностическими философскими принципами. Хотя официально манихеи были объявлены ересью, они оставались популярной сектой в Римской империи и на Востоке вдоль Шелкового пути.
Обращение Августина в христианство в 386 г. н. э. стало известным, потому что он подробно писал об этом в более поздних Признания .
Что могло привлечь Августину в эту группу, так это разрешение на два яруса участников. Мани требовал от вождей только безбрачия и ограничений в питании. Второй уровень, «слушатели» Мани, не должны были становиться аскетами. В это время у Августина начались 15-летние отношения с женщиной. В поздней античности все еще существовали классовые ограничения, связанные с браком. Вы могли жениться на представителях другого класса, но в идеале это должны были быть браки выше, а не ниже. Судя по всему, эта женщина была из низшего сословия. У них родился сын Адеодатус («дар Божий»), который умер молодым.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Разочаровавшись в своем кружке в Карфагене, Августин и Моника переехали в Милан, Италия, где он получил должность профессора риторики. Моника начала переговоры о брачном контракте с девушкой из более благополучной семьи. Дождавшись, когда девушка достигнет половой зрелости, он завязал отношения с другой женщиной, как он потом говорил, «потому что был рабом похоти». Именно в этот период он писал: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не сразу» (9). 0009 Признания , Книга 8.7).
Преобразование
Обращение Августина в христианство в 386 г. н. э. стало известным, потому что он подробно написал об этом в более поздних «Исповеди» (397 г. н. э.), психологической ретроспективе своей жизни. Пожилой Августин проанализировал решения, которые он принимал с течением времени. Современные ученые склонны описывать поиск Августином смысла жизни как интеллектуальное занятие, а не как эмоциональное. Тем не менее, Признаний воплощают в себе личную и духовную борьбу, знакомую всем людям.
г. Миланским епископом был Аврелий Амвросий (339–397 гг. н. э.), выдающийся и известный богослов. Августин интеллектуально интересовался проповедями Амвросия и позже адаптировал большую часть этого учения в своих идеях. После проповеди он садился на скамейку снаружи и ждал свою мать. Однажды он услышал то, что, как ему показалось, было игрой ребенка, играющего в песенку: «Возьми и прочитай». Когда он никого не увидел, он понял, что это было сверхъестественное призвание. Он сказал, что нашел Новый Завет и открыл его. на письмо Павла к римлянам, которое изменило его жизнь, и он стал христианином.0005
Святые Августин и Моника
Ари Шеффер (общественное достояние)
Моника была в восторге. Однако Августин был перфекционистом. Если он собирался стать христианином, то он собирался быть христианином безбрачия. Отменив переговоры о браке, Моника умерла. Это было травмой для Августина и, возможно, способствовало тому, что стало его метафизикой вины ( reatus ), основная идея которой заключалась в том, что Бог создал все из ничего, и каждая созданная вещь хороша, с естественными способностями. Все в долгу перед Богом за свое творение. Когда они злоупотребляют своими способностями (грех), это злоупотребление приводит к вине из-за долга.
Епископ Гиппона
В Гиппоне Августин был избран епископом, построил собственный монастырь и прославился своими проповедями и учением. Он часто проводил публичные дебаты на собраниях мэрии, где обращался к продолжающимся ересям в провинции. Он отказался от своих прежних связей и выступил против манихеев.
Святой Августин рукоположен в епископы
Отец Лоуренс Лью, OP (CC BY-NC-ND)
Приверженность Августина безбрачию никогда не беспокоила его в физическом смысле. Теперь у него было собственное тело под контролем. Но как перфекциониста Августина продолжало беспокоить то, что он все еще думал о половом акте. Он предполагал, что с возрастом такие мысли уйдут, но когда 70-летняя прихожанка сообщила о рождении сына, встревожилась. Его борьба с тем, почему он не мог контролировать свои мысли по этому и другим вопросам, привела к более сложному вопросу: почему люди продолжают грешить, когда они лучше знают (по крайней мере, интеллектуально)?
В одном из самых известных разделов Признаний Августин рассказал об инциденте, когда он был подростком. Он и его друзья проникли в сад соседа и украли несколько груш. Он снова и снова думал об этом происшествии — никто из них не был голоден, никто из них не был беден. Почему они это сделали? Апостол Павел боролся с той же проблемой:
Хоть я и хочу творить добро, зло рядом со мной. Ибо в моем внутреннем существе я наслаждаюсь законом Божьим; но я вижу другой закон, действующий во мне, воюющий с законом моего ума и делающий меня пленником закона греховного, действующего во мне. Какой я несчастный человек! Кто избавит меня от этого тела, подверженного смерти? Благодарение Богу, избавившему меня через Иисуса Христа, Господа нашего! (Римлянам 7:21-25)
Первородный грех
Августин как библейский толкователь и, как и многие другие христианские интеллектуалы, обратился к Бытию, началу всего творения, чтобы проанализировать, как зло пришло в мир и почему люди грешат. Отцы церкви 2-го века н.э. интерпретировали историю Адама и Евы в Эдемском саду, утверждая, что Ева была соблазнена змеем (ныне Дьявол в христианском богословии), который затем соблазнил Адама на непослушание. Обольщение вносило страсть похоти (и стыда) в человеческое общение. Однако этот грех похоти был необходимым злом для заселения мира (и роста Церкви).
Августин расширил эту концепцию с помощью идеи, которую мы называем генетикой. Бог сотворил человеческие половые органы, и первой заповедью было плодиться и размножаться. Августин утверждал, что эта человеческая деятельность изначально должна была быть естественной функцией человека, такой как ходьба или прием пищи. Половой акт первой пары с похотью оставил черное пятно на душе первого плода, которое передалось всем людям. Это ввело христианскую концепцию человеческой сексуальности как греха, и без использования этого термина люди унаследовали «ген греха». Находясь в сперме, он передавался женщине, и поэтому оба были виновны. Так «закон греха» (сила греха) Павла вошел в человеческий род. Это стало доктриной первородного греха.
Адам и Ева
Питер Пауль Рубенс (общественное достояние)
Представление Августина о первородном грехе было невероятно фаталистическим взглядом на человечество. Он называл людей «осужденными массами», потому что мы зачаты во грехе и, таким образом, прокляты с момента зачатия. Крещение требовалось как обряд посвящения, который допускал вас в Церковь, чтобы смыть этот первородный грех, но оно не устраняло человеческой склонности ко злу. Как он знал, крещеные христиане (как и он сам) продолжали грешить и телом, и разумом.
Снова цитируя Павла, он утверждал, что единственное, что может спасти людей, — это благодать Божья (греч. стульев , «дар»), когда Бог послал Христа в мир. Это был настоящий дар, потому что люди, будучи осуждены, никогда не могли достичь спасения своими собственными заслугами. Люди остаются непримиримыми без благодати. Благодать может исходить только от Бога (из-за пределов земли), поскольку мир полностью испорчен злом.
Августин утверждал, что Бог дал первой паре свободную волю, но, как и бессмертие, она также была потеряна в Эдеме.
Зло возникло из слабости человеческой силы воли как в физическом, так и в умственном аспектах: желание удовлетворить телесные инстинкты и желание ослушаться ради самого себя (как понимал Августин кражу груш). Грех есть неумение сопротивляться искушению. Материя сама по себе не есть зло, но злоупотребление материей и отношение к материи может быть злом. Люди несут ответственность за зло и будут судимы Богом. Поскольку Бог всезнающий (всезнающий), Он уже знает, кто будет спасен, а кто будет проклят. Эту идею оспаривали другие епископы и христианские интеллектуалы.
Пелагий (354–418 гг. н. э.) был британским монахом, который учил, что, когда Бог создал первых людей, он дал им свободу воли, потому что Бог не хотел рабов (эта идея технически не выражена в Бытии). Люди свободны выбирать добро и зло из-за свободной воли, а не из-за присущей им злой природы от зачатия. Августин утверждал, что Бог дал первой паре свободную волю, но, как и бессмертие, она также была потеряна в Эдеме. У людей есть только свобода выбора зла; по отношению к добру Бог по благодати избирает их. Пелагий был осужден как еретик в 415 г. н.э., и поэтому победу одержал Августин.
Донатисты
После обращения Константина в христианство в 312 году н. э. епископы попросили его выступить посредником в споре между церквями. Во время последнего гонения при Диоклетиане (302/306 г. н.э.) некоторые епископы совершили отступничество, принося жертвы богам римской религии. Раскол привел к спорам о том, следует ли повторно принять этих епископов в их прежнее положение. Константин принял решение простить и забыть ради своей более важной цели — церковного единства.
Не согласился епископ Римский Донат. Он буквально перенес свою общину в Северную Африку и создал отдельные донатистские церкви. Донат утверждал, что христианское духовенство должно быть безупречным, чтобы его служение было эффективным, а их молитвы и таинства были действительными. Церковь должна быть церковью святых, а не грешников, и таинства, совершаемые любыми предыдущими traditores (соглашателями), были недействительны. Донатистское духовенство и монахи, известные как циркумцеллионы, нападали и грабили духовенство, ведущее светский образ жизни, раздавали свои деньги бедным и часто нападали на языческие святыни, чтобы их арестовали и казнили за мученическую смерть.
Сент-Огастин
Синт-Кателийне-Вавер (CC BY-NC-ND)
Августин провел ряд собраний в ратуше и выступил против донатистов. Его ответом на реадмиссию ушедшего духовенства была аналогия с Ноевым ковчегом, как в ковчеге были как чистые, так и нечистые животные, так и в Церкви всегда будут грешники и святые. Более поздний Тридентский собор (1545-1563), используя Августина, учил, что ценность таинств зависит не от статуса совершающего, а от ценности жертвы и достоинства первосвященника, Иисуса Христа. сам.
У епископа Амвросия было несколько стычек с императором Феодосием I (годы правления 379-395 н.э.), в какой-то момент император был отлучен от церкви. Объясняя это, Амвросий развил свое представление о церковно-государственных отношениях; государство было создано в Эдеме для выполнения велений Церкви. Заимствуя ту же концепцию, в 410 г. н.э. Августин обратился к императору Гонорию (годы правления 393–423) с просьбой послать римскую армию против донатистов (цитируя Луки 16:23, «заставьте их войти»). Донатистские церкви были разрушены, а их духовенство уничтожено. Бойня временами была настолько велика, что протестовал даже Августин.
Варварские вторжения и
Город БожийБорьба и размышления Августина о личном духовном просветлении происходили не на пустом месте. Церковные соборы продолжали осуждать существующие ереси, которые часто менялись в зависимости от убеждений последующих императоров. Многие дебаты заканчивались отлучением епископов от церкви и часто заканчивались насилием. Попытки Августина представить последовательную систему, основанную на христианских адаптациях к традиционной философии и римской культуре, были сосредоточены на индивидуальном спасении в свете пороков этого века.
В 5 веке н.э. Римская империя была осаждена продолжающимися вторжениями готов, вестготов и вандалов. Травма, полученная в результате разграбления Рима в 410 г. н.э. Аларихом I, побудила оставшихся нехристиан заявить, что христиане виноваты в том, что разозлили богов. Второй великий опус Августина, «О городе Бога против язычников » (413–426 гг. н. э.), был его ответом этим критикам. Считающийся еще одним классиком западной мысли, Августин усовершенствовал свои ранние работы о страданиях праведников, существовании зла, конфликте между свободой воли и божественным всеведением и концепции первородного греха. Его ценность заключается в его аргументах в пользу превосходства христианской философии над другими школами и в его умении обобщать и вести хронику более ранних философских трактатов.
Святой Августин в келье
Сандро Боттичелли (общественное достояние)
В книге история человечества представлена как вселенский конфликт между Богом и Дьяволом. «Град земной» определяется как город тления и зла, где люди погружаются в заботы и удовольствия сего мира, тогда как «град Божий», новый Иерусалим, содержит тех, кто посвящает себя вечной истине Божией. Бог и возможное небесное царство для всех верующих.
Перевернув критику с ног на голову, Августин писал, что христианство не было причиной разграбления Рима. Языческие боги часто не могли защитить Рим от бедствий и военных поражений, таких как разграбление Рима галлами в 390 г. до н.э. И, несмотря на своих богов, римское общество погрузилось в сексуальную безнравственность, коррупцию и насилие. Скорее, Бог в своем предвидении был ответственен за успехи Рима. Он знал, что римские военные победы и расширение, с этими имперскими дорогами и обращением Константина, создадут стройную систему для обращения и спасения империи.
Теория справедливой войны
Город Бога содержит то, что стало известно как «теория справедливой войны». Чтобы решить, была ли война морально оправданной, Августин применил критерии права на войну и правильного поведения на войне. По мере развития своих взглядов он просматривал древние традиции и философские сочинения о войне. Он пришел к выводу, что люди не должны совершать насилие в одиночку. Бог дал меч правительствам, что подтверждается Павлом в его Послании к Римлянам 13:4:
.Ибо тот, кто у власти, есть Божий слуга на ваше благо.
Но если делаешь зло, бойся, ибо правители не носят меча напрасно. Они слуги Бога, агенты гнева, чтобы наказать грешника.
«Теория справедливой войны» Августина пересматривалась и адаптировалась на протяжении столетий, где она, скорее всего, повлияла на более поздние Женевские конвенции (1939–1945 гг.), касающиеся военных преступлений, защиты военнопленных и обращения с гражданскими лицами во время войны.
Город Бога сыграл важную роль в более поздних схоластах и гуманистах Средневековья. И Ансельм Кентерберийский (1033–1109), и Фома Аквинский (1225–1274) применяли аргументы августинцев к своим идеям слияния веры с разумом.
Августин умер в 430 г. н.э., когда вандалы стояли у ворот Гиппона. Августин сокрушался не о вторжении как таковом , а о том, что вандалы (ариане-христиане) были еретиками. Он приказал своим монахам охранять его библиотеку, которая была перевезена в Европу и за ее пределы. Он был канонизирован как святой народным одобрением и объявлен Учителем Церкви папой Бонифаций VIII в 129 г. 8.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Августин | Основной учебный план
«Обращение святого Августина» Фра Анджелико, ок. 1430. (Викисклад)
Аврелий Августин, сын Патриция и Моники, родился в 354 году в Тагасте, римском провинциальном городке в Северной Африке. В 370 г. он переехал в Карфаген, чтобы изучать риторику и философию, где в 377 г. стал профессором риторики. В 383 г. он впервые отплыл в Рим, а в 384 г. был назначен кафедрой риторики в Милане. В Милане Августин услышал проповедь епископа Амвросия. Его отношения с епископом заставили его отказаться от риторической карьеры; он обратился в христианство и крестился в Милане в 387 году. Его мать Моника умерла в том же году. Августин вернулся в Африку в 388 г. и был рукоположен в священники в Гиппоне в 39 г.1. В 395 г. он стал епископом Гиппона и оставался им до своей смерти в 430 г. Он был свидетелем упадка Римской империи и находился под сильным его влиянием. Рим был разграблен в 410 году, а он умер в Гиппоне в 430 году, когда вандалы осаждали город.
Августин широко известен как один из самых плодовитых философов. Как пишет Британская энциклопедия: «Августин замечателен тем, что он сделал, и необыкновенен тем, что он написал. Если бы ни одна из его письменных работ не сохранилась, он все равно был бы фигурой, с которой нужно считаться, но его рост был бы ближе к некоторым из его современников. Тем не менее, сохранилось более пяти миллионов слов его сочинений, практически все из которых демонстрируют силу и остроту его ума (и некоторые ограничения диапазона и обучения), а некоторые обладают редкой способностью привлекать и удерживать внимание читателей как в его дни, так и в наш».
Августин является автором исповедей, рассказа о молодой жизни автора, его интеллектуальной борьбе и его обращении в христианство. В то время как многие древние греки и римляне писали произведения о себе, автобиография Августина уникальна тем, что в ней личная история человека проецируется как символическое повествование. «Исповедь » также написана в уникально выразительном стиле: Августин сочетает собственное латинское красноречие с элементами синтаксиса и порядка слов на иврите, плавно переплетает строки из Священного Писания и создает поразительные физические метафоры, напоминающие Песнь Песней и Псалтирь.
Дерзость работы была встречена шоком и сопротивлением современников. Его оппоненты-богословы в спорах о сексуальности отбросили его содержание обратно против него. Манихей Секундин, с которым Августин провел некоторое время в его манихейской фазе, сказал ему, что, по его мнению, произведение блестяще стилистически, но без каких-либо твердых убеждений или даже правды ( Contra Secundinum, CSEL 25.2.895). Наиболее ярким откликом из всех является недавно обнаруженное письмо к Августину испанского епископа Консентиуса (Divjak Послание 12). Он поясняет, что при первом чтении смог осилить только одну или две страницы, «потрясенный вашим отягчающим блеском» ( molesto… splendore percussus ) и отчужденный авангардным литературным стилем.