Биография Ломоносова Михаила Васильевича | Биографии известных людей
ФИО: | Ломоносов Михаил Васильевич |
Дата рождения: | 8 (19) ноября 1711 г. |
Место рождения: | Архангелогородская губерния |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Ученый-естествоиспытатель |
Дата смерти: | 4 (15) апреля 1765 г. (53 года) |
Содержание:
- Родители и первые шаги к знаниям
- Московская учёба
- Образование в Петербурге
- Заграничное ученье
- Первые шаги в карьере ученого
- Научная деятельность
- Наследие
- Семья
- Конец пути
- Универсальный человек
Родители и первые шаги к знаниям
Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю. Место его рождения деревня Мишанинская Архангелогородской губернии, сейчас это село Ломоносово Архангельской области.
Родители будущего великого учёного по меркам того времени жили зажиточно. Отец Василий Дорофеевич, был по происхождению крестьянин. Мать, Елена Ивановна Сивкова, родилась в поселении Николаевские Матигоры, в семье дьякона и просвирницы.
Ломоносов об отце отзывался как о человеке добром, но невежественном, маму он помнил плохо, так как она умерла, когда ему исполнилось 9 лет. Василий Дорофеевич владел пахотной землёй и занимался рыбными промыслами в Белом море, куда с 10 лет брал с собой сына.
Отец осиротевшего мальчика вновь женился в 1721 году на Феодоре Усковой. После её смерти в 1724 году, он решает жениться ещё раз, на вдовствующей Ирине Корельской, которая относилась к Ломоносову как злая мачеха. Любовь пасынка к книгам её раздражала, и они часто ссорились.
Уже в 14 лет Михаил мог грамотно писать благодаря своему первому учителю — дьячку местной церкви С. Н. Сабельникову, обучившему любознательного юношу грамматике и арифметике.
В определённый момент жить с родителями стало невыносимо. Последней каплей для Михаила стало сообщение отца о планах его женить. Для того чтобы свадьбу отложили 19-ти летний сын притворился больным. В декабре 1730 года Ломоносов сбегает ночью из дома и, догнав обоз с рыбой, следует с ним в Москву. С собой беглец взял помимо небольшого количества одежды только учебники по грамматике и арифметике.
Московская учёба
- Высшее учебное заведение, куда решает поступать Ломоносов, называлось «Спасские школы». Эта единственная в Москве в то время Славяно-греко-латинская академия. Его зачисляют в первый класс в
- Для поступления в школу Михаилу пришлось скрыть своё крестьянское происхождение и, подделав документы назваться сыном дворянина из села Холмогоры.
- В монастырских библиотеках он читает церковные и светские книги, математические, физические и философские сочинения, получая глубокие познания о литературе древней Руси.
- В период учёбы в «Спасских школах» обман Ломоносова о его происхождении был вскрыт, но способного ученика решили не отчислять.
Образование в Петербурге
- По указанию Петра I в Петербурге в 1724 году была создана Академия наук, с открытием при ней университета. Ломоносова в числе двенадцати самых успешных учеников в 1735 году направляют в столицу для продолжения учёбы в этом высшем учебном заведении.
- В период обучения в академии, прибывшие из Москвы ученики, жили в специально снятом для них доме, принадлежащем епархии Новгорода. Всех проживающих обеспечили небольшим количеством мебели и необходимым набором одежды.
- В связи с тем, что преподавание в университете шло в основном на немецком языке, вновь прибывшим студентам пришлось в срочном порядке заняться его освоением. Каждый день занятия начинались обязательно с этого предмета.
- Во время короткого периода учёбы в Петербурге, Ломоносов изучал экспериментальную физику, математику, химию, философию, а также самостоятельно занимался стихосложением. Профессора академии отмечали необыкновенные способности Михаила к усвоению
Заграничное ученье
- По инициативе президента академии, Иоганна Корфа в 1736 году, Кабинетом министров было принято решение отправить несколько способных студентов в город Фрайберг находящийся в Саксонии для изучения ими горного дела и химии. В числе трёх поехавших за границу молодых людей был и Ломоносов.
- Немного позже Корф решил изменить место первоначального обучения, на город Марбург (земля Гессен), где в течение двух лет они должны были изучить основы химии, металлургии и ряда других научных дисциплин.
- Прибывший в Германию Ломоносов снимает комнату в доме принадлежащем вдове пивовара, и с ноября 1736 года слушает лекции в Марбургском университете.
- Обучаясь три года в Марбурге и год во Фрайберге, кроме обязательных дисциплин Михаил дополнительно овладел французским и итальянским языками , а также значительно подвинулся в освоении немецкого. Также он находил время для занятий фехтованием, танцами и рисованием.
- В период с 1737 по 1739 год, занимаясь науками, любознательный студент представил две научные работы по физике. Он изучал немецкую и европейскую литературу. Обогащая свои знания, Ломоносов увлекся переводом стихов.
Первые шаги в карьере учёного
- В 1740 году Михаил принимает решение о возвращении в Россию, считая, что учёба во Фрайберге ему уже ничего ему не даёт. Преодолев много трудностей, попав в этот период против его воли на службу в прусскую армию, и сумев оттуда дезертировать, он, наконец, прибывает в Петербург в июне 1741 года.
- Руководством Академии молодой учёный направляется для изучения естественных наук к профессору истории и ботаники И.
- В августе 1741 года Ломоносов передал для изучения академикам две диссертации по химии и физике, в надежде на их одобрение. Но время шло, а ответа не было.
- В конце ноября 1741 года он подаёт прошение о его назначении на должность в Академии только, что вступившей на престол императрице Елизавете Петровне. После её вмешательства учёный получает должность адъюнкта или другими словами помощника.
Научная деятельность
- В период с 1742 по 1756 год Ломоносов ведёт большую научную деятельность. Не было таких отраслей знаний, где бы он ни вёл изысканий.
- Став профессором химии в 1745 году он пишет диссертацию и ведёт занятия по физике, химии и минералогии, выпускает большой перечень научных трактатов, читает лекции.
- В 1748 году в Академии был создан Департамент истории . Участвуя в его заседаниях, учёный ведёт постоянную полемику с немецкими профессорами, умышленно занижающими значение русских людей в своих научных работах.
- В 1753 году русский естествоиспытатель при помощи генерал-адъютанта И. И. Шувалова открывает фабрику по производству мозаики.
- Московский университет, распахнувший двери в 1755 году был открыт благодаря активной деятельности Ломоносова, написавший для него начальный проект.
- В 1757 году Ломоносову дают чин коллежского советника. Он работает в Канцелярии Академии и заведует учебными и научными департаментами.
- 1758 году его назначают заведовать Департаментом географии академии, и ведёт большую работу по составлению нового российского Атласа.
- В 1759 году он берётся за составления устава для гимназии при Академии, причём, не отступая от линии предоставления возможности учиться в ней
детям низших сословий. - В 1760 году Ломоносов становится почётным членом Стокгольмской, а в 1764 году Болонской научных академий.
Наследие
- Молекулярно-кинетическая теория тепла, разработанная Ломоносовым, опровергла главенствующее в то время ученье французского естествоиспытателя Антуана Лавуазье, о так называемым «теплороде». В незаконченной диссертации от 1741 года учёный пишет о том, что из корпускул или иными словами молекул состоят все вещества, но и молекулы в свою очередь состоят из элементов – атомов, предвосхитив тем самым будущие теории о строении материи.
- Ломоносов является основоположником физической химии, попытавшись объяснить химические процессы на основе физических законов.
- В своей исследовательской лаборатории, которая была построена в 1748 году учёный, проводя многочисленные опыты, разработал технологию, получения цветного стекла, и производства из него изделий.
- Ломоносов создал отечественную школу прикладной и научной оптики, при этом он сам разработал больше 10-ти конструктивно новых приборов.
- Изучая атмосферное электричество в 1752-1753 году, учёный написал ряд научных работ посвященных этой теме, в которых формирует основы электрической теории.
- Возглавляя географический департамент Ломоносов, руководил работами по картографированию, разработал учения об атмосфере, криосфере, гидросфере и оболочке Земли.
- Ученый внёс большой вклад в развитие гуманитарных наук, написав ряд работ по риторике. В труде о частях речи, разработал стилистику русского языка. Его работа
- Ломоносов первым в своей стране освоил технику набора мозаичных панно, изготовив вместе с учениками ряд картин среди которых такая монументальная работа как «Полтавская баталия».
- Он издал ряд работ по истории России, основная из которых «Древняя Российская история» была издана уже после его смерти.
Семья
В феврале 1739 года учась в Марбурге Ломоносов, женился на дочери хозяйки дома, в котором снимал комнату. Его жена Елизавета-Христина Цильх в ноябре 1739 года родила дочь, которую назвали Екатерина-Елизавета. 22 декабря 1741 года у молодой семьи родился сын названый Иваном. К несчастью он умер в январе 1742 в Германии.
Возвратившийся в 1741 году в Петербург без жены Ломоносов, два года жил один не вспоминая об оставленной в Марбурге супруге. Елизавета-Христина сама разыскала его через посольство России. Узнав о её запросе, супруг сразу занялся устройством переезда жены.
Дочь Ломоносова Екатерина-Елизавета, родившаяся в Германии, умерла в 1743 году, а 1749 году в их семье родился последний ребёнок дочь Елена.
Конец пути
Ломоносов умер 17 апреля 1765 года в возрасте 53 лет и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Памятники великому учёному установлены не только в России, но и во многих городах мира.
Универсальный человек
Михаил Васильевич Ломоносов человек имевший множество талантов, смог за свою жизнь объять необъятное. Не было таких отраслей научных знаний, куда бы великий ученый, не внёс существенного вклада. Оптика и электричество, теплота и тяготение, метеорология и география, химия, искусство, история, поэзия везде движимый жаждой науки он прокладывал пути для будущих поколений естествоиспытателей и заслужил память и благодарность потомков.
Биография Ломоносова | Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему:
Слайд 1
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)
Слайд 2
Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и c тихотворец, он всё испытал и всё проник. А.С.Пушкин
Слайд 3
ДЕТСТВО Родился 8(19)ноября 1711 года в Архангельской губернии Холмогорского уезда в д. Мишанинская (ныне село- Ломоносова) в семье крестьянина — помора Василия Дорофеевича (занимался морским рыбным промыслом на паруснике-галиоте «Чайка») и дочери дьякона — Елены Ивановны Сивковой (умерла, когда Михаилу было 9 лет )
Слайд 4
Грамоте обучил Михаила (в 11-12лет) дьячок местной церкви. Первые учебники: славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леонтия Магницкого и «Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого.Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву В МОСКВУ Холмогоры Москва
Слайд 5
ГОДЫ УЧЁБЫ В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (в настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в 17 веке). Несмотря на свой немалый возраст (19лет), Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, т. к. он не знал латыни. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику(стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс.
Слайд 6
В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Слайд 7
Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. И в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов (с Дмитрием Виноградовым и Густавом Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии, физике, математике, философии, и металлургии. В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа ( он стал для Ломоносова Учителем с большой буквы) В 1738 году Ломоносов написал своё первое научное сочинение по физике. В 1739 году Ломоносов написал первую оду «На взятие Хотина»( когда русские войска одержали победу над турками ) и «Письмо о правилах российского стихотворства» . В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг. МАРБУРГ Студент немецкого университета
Слайд 8
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1743 года Ломоносов был определён в Академию адъюктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии. НАУКА Диплом профессора химии
Слайд 9
В 1747 году Ломоносов написал книгу «Краткое руководство к красноречию», которую чаще всего называли просто «Риторика» Ломоносов считал химию своей основной специальностью и, как никто другой, понимал, что без лаборатории, без возможности химических экспериментов химическая наука развиваться не может. В 1746 году Елизавета подписала указ о постройке химической лаборатории. Но только в 1748 Ломоносов создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. В 1751 году Ломоносов получил чин коллежского советника, дающий право на потомственное дворянство. Главным орудием химика начала 18 века был огонь, потому в Ломоносовской лаборатории имелось 9 печей различного назначения. Период с 1748 по 1757 год можно назвать «химическим» по главному предмету, которым занимался учёный. Ломоносов в своей химической лаборатории.
Слайд 10
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ Ломоносов показывает свои работы императрице. Первым в России автором многих мозаик стал сам М.В.Ломоносов. «Образ Божией Матери»-над которым он трудился пять с половиной месяцев- он приподнёс императрице Елизавете Петровне. После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных злоключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде (СПб)
Слайд 11
М. В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
Слайд 12
Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. По предложению Ломоносова с января 1755 года Академия наук стала выпускать научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих». 12 января 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета» В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 13
Михаил Васильевич Ломоносов В 1763 году произведён в статские советники. В октябре 1763 года Ломоносов за свои мозаичные работы был избран почётным членом Академии художеств. В мае 1760 года он избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1764 году – почётным членом Болонской Академии.
Слайд 14
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Слайд 15
КНИГИ Михаила Васильевича ЛОМОНОСОВА Автор трудов по русской истории Крупнейший русский поэт – просветитель 18 века. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств.
Слайд 16
ОТКРЫТИЯ ЛОМОНОСОВА Организовал первую в России химическую лабораторию . /ХИМИЯ / Развивал атомно – молекулярные представления о строении вещества. / ФИЗИКА/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (в 1755 году)
Слайд 17
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Разработал правила написания и произношения слов в русском языке. Создал «теорию трёх штилей»(стилей), где подробно разбирал, какие слова и выражения стоит употреблять в трагедии или речи оратора, а какие в комедии и в обычном письме. Написал «Риторику» — учебник для желающих говорить красиво и вместе с поэтом Кирилловичем Тредиаковским открыл для нас «ямб» — лёгкий стихотворный ритм, который с тех пор так любят все русские поэты. А ещё он придумал множество слов, которые мы все сегодня произносим, даже не догадываясь, что их автор – Ломоносов. Дело в том, что все научные термины в молодой отечественной науке были иностранного происхождения. Для русского слуха они звучали очень непривычно . Ну, например, как вам понравится слово «оксигениум»? По гречески это значит буквально- «кислоту рождающий». Ломоносов задумался: а почему не перевести на русский язык? И придумал новое слово – «КИСЛОРОД». Горизонт, квадрат, атмосфера, градусник, термометр, формула, микроскоп, преломление, равновесие, диаметр, кислота, минус, чертёж, автограф, нелепый- все эти известные нам слова были придуманы и введены в состав русского языка Михаилом Васильевичем!
Слайд 18
Обращение М. В.Ломоносова к потомкам «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».
Слайд 19
НАГРАДЫ – ОРДЕН ЛОМОНОСОВА Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства .
В вашем браузере отключен JavaScript. Включите его, чтобы включить полную функциональность веб-сайта
|
Неоднородность фокальных спаек и фокальных контактов в подвижных фибробластах
. 2018;1745:205-218.
doi: 10.1007/978-1-4939-7680-5_12.
Елена Гладких 1 , Анастасия Ковалева 2 , Анна Творогова 3 , Иван А Воробьёв 4
Принадлежности
- 1 Кафедра клеточной биологии и гистологии Биологического факультета МГУ имени М.В. Московский государственный университет имени Ломоносова, Москва, Россия. гладких@mail.bio.msu.ru.
- 2 Кафедра клеточной биологии и гистологии Биологического факультета им. М.В. Московский государственный университет имени Ломоносова, Москва, Россия.
- 3 А. Н. Белозерского Института физико-химической биологии им. М.В. Московский государственный университет имени Ломоносова, Москва, Россия.
- 4 Факультет биологии, Школа наук и технологий, Назарбаев Университет, Астана, Казахстан.
- PMID: 29476471
- DOI: 10.1007/978-1-4939-7680-5_12
Алена Гладких и др. Методы Мол Биол. 2018.
. 2018;1745:205-218.
doi: 10.1007/978-1-4939-7680-5_12.
Авторы
Елена Гладких 1 , Анастасия Ковалева 2 , Анна Творогова 3 , Иван А Воробьёв 4
Принадлежности
- 1 Кафедра клеточной биологии и гистологии Биологического факультета МГУ имени М. В. Московский государственный университет имени Ломоносова, Москва, Россия. гладких@mail.bio.msu.ru.
- 2 Кафедра клеточной биологии и гистологии Биологического факультета им. М.В. Московский государственный университет имени Ломоносова, Москва, Россия.
- 3 А.Н. Белозерского Института физико-химической биологии им. М.В. Московский государственный университет имени Ломоносова, Москва, Россия.
- 4 Факультет биологии, Школа наук и технологий, Назарбаев Университет, Астана, Казахстан.
- PMID: 29476471
- DOI: 10.1007/978-1-4939-7680-5_12
Абстрактный
Адгезия клеток к внеклеточному матриксу (ECM) является важным свойством практически всех клеток многоклеточных организмов. Таким образом, исследования адгезии клеток к ВКМ очень важны как для биологии, так и для медицины. За последние три десятилетия биомедицинские исследования привели к огромному прогрессу в нашем понимании молекулярных основ и функций клеточно-внеклеточной адгезии. Основываясь на морфологических и молекулярных критериях, было описано несколько различных типов модельных клеточно-внеклеточных адгезионных структур, включая фокальные адгезии, фокальные комплексы, фибриллярные адгезии, подосомы и трехмерные матриксные адгезии. Все субклеточные структуры, которые опосредуют клеточно-внеклеточную адгезию, довольно гетерогенны, часто варьируя по размеру, форме, распределению, динамике и, в определенной степени, молекулярным составляющим. Морфологическая «пластичность» клеточно-внеклеточной адгезии, возможно, отражает потребность клеток в восприятии, адаптации и реагировании на различные внеклеточные среды. Кроме того, тип клеток (например, статус дифференцировки, онкогенная трансформация и т. д. ) часто оказывает заметное влияние на структуру клеточно-внеклеточных спаек. Хотя молекулярные, генетические, биохимические и структурные исследования дают важные карты или «моментальные снимки» клеточно-внеклеточных спаек, не менее ценной областью исследований является изучение гетерогенности субпопуляций ЖК внутри клеток. В последнее время стали возможными покадровые наблюдения за динамикой FA, и поведение отдельных FA дает дополнительную информацию о взаимодействиях клеток и ECM. Здесь мы описываем надежный метод маркировки FA с использованием плазмид с флуоресцентными маркерами для паксилина и винкулина и количественной оценки морфологических и динамических параметров FA.
Ключевые слова: флуоресцентная микроскопия; Очаговые спайки; неоднородность; Обработка изображения; паксиллин; Винкулин.
Похожие статьи
Прямая корреляция деформации коллагенового матрикса с динамикой фокальной адгезии в живых фибробластах роговицы.
Petroll WM, Ma L, Jester JV. Петролл В.М. и др. Дж. Клеточные науки. 2003 г., 15 апреля; 116 (часть 8): 1481-9.1. doi: 10.1242/jcs.00357. Дж. Клеточные науки. 2003. PMID: 12640033
Рассечение фокальных спаек в клетках, дифференциально экспрессирующих кальретикулин: микроскопическое исследование.
Папп С., Фадель М.П., Опас М. Папп С. и др. Биол Клетка. 2007 г., июль; 99 (7): 389–402. дои: 10.1042/BC20060105. Биол Клетка. 2007. PMID: 17373910
Активность миозина II регулирует привлечение винкулина к очаговым спайкам посредством FAK-опосредованного фосфорилирования паксилина.
Пасапера А.М., Шнайдер И.С., Рериха Э., Шлепфер Д.Д., Уотерман К.М. Пасапера А.М. и соавт. Джей Селл Биол. 2010 22 марта; 188 (6): 877-90. doi: 10.1083/jcb.200906012. Джей Селл Биол. 2010. PMID: 20308429 Бесплатная статья ЧВК.
Фокусная адгезия: фокус современной клеточной биологии и молекулярной медицины.
Ву С. Ву С. Сотовый Адх Мигр. 2007 г., январь-март; 1(1):13-8. doi: 10.4161/cam.1.1.4081. Epub 2007, 27 января. Сотовый Адх Мигр. 2007. PMID: 19262093 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Молекулярная сложность и динамика адгезии клеточного матрикса.
Замир Э., Гейгер Б. Замир Э. и др. Дж. Клеточные науки. 2001 г., октябрь; 114 (Pt 20): 3583-90. doi: 10.1242/jcs.114.20.3583. Дж. Клеточные науки. 2001. PMID: 11707510 Рассмотрение.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Потенциальные ингибиторы фокальной адгезионной киназы при лечении рака: терапевтические возможности фитотерапии.