Бежин луг жанр произведения: Какой жанр у произведения «Бежин луг» И.С.Тургенева?

«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2614.

Обновлено 12 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2614.

Обновлено 12 Июля, 2021

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы и крестьянского быта. Свой рассказ «Бежин луг», который входит в цикл «Записки охотника», писатель посвятил крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. В произведении ясно проводится параллель между душевным состоянием человека и окружающей его природой. В центре рассказа – пятеро деревенских ребят, которых рассказчик повстречал у костра на Бежином лугу. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы ученикам 6 класса.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.

Год написания – 1851 год.

История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника».

Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.

Композиция

Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».

Жанр

«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2614.


А какую оценку поставите вы?

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)

Автор: Guru ·

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?

История создания

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился.

Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Резюме: «Бежин луг» Тургенева

Есть литературные произведения, о которых слова «краткое содержание» звучат неуместно. «Бежин луг» Тургенева — одно из них. Если сравнить этот рассказ с картинами мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно Иван Тургенев подобрал в своем рассказе такие меняющиеся, взрослеющие характеры. «Бежин луг» — это и свободный человек, и огромный мир детства для мальчиков: Вани (7 лет), Илюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельные штрихи мастера индивидуализируют ребята Ивана Сергеевича: Федя – стройный красивый мальчик из обеспеченной семьи; Павлуша — обычного вида, но с ощутимой внутренней силой; Вороватый и горбоносый Илюша известен и движим природой; Костя задумчив и печален; Ваня, самый маленький, уставший, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель, безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое чувство искусства художественными средствами неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчики вырастут, станут другими. Не это ли изящество «рисунка на песке» содержится в рассказе новеллы?! Тургенев запечатлел Бежин Луг словами охотника, случайно подслушавшего детский разговор у костра, в ту ночь, вспышки пламени, одухотворенные лица маленьких сказочников, развевающиеся на ветру конские гривы, горящие звезды в своих учениках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности» усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем — Павел скоро будет убит, упав с лошади.

Так же следуем за идеей рассказа, представляя его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степное пространство. Он видел вышеупомянутых ребят, выводивших ночью лошадей пастись в степь (ночью). Мальчики рассказывали разные наивные и загадочные истории. Илюша — о домовом, которого он услышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя — о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Илюша — адские «страшилки» про волшебника Ермиля и про бабу Ульяну. Илюша — о Тришке, которая находится в солнечном затмении. Все это мальчикам кажется таинственным и значительным. Уже под самое утро, говоря о ночи, пытаются определить разницу между деревом и водой. Костя рассказывает о мальчике, которого забрал водяной. Только утром ребята засыпают. Формально приведенная выше последовательность рассказов автором определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразным стихотворением в прозе — о природе, о детстве, а в широком смысле — о красоте Родины.

Вернемся к аналогии тургеневского рассказа с акварелью, легкой, мимолетной и потому прекрасной. Работа не несет никакой документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но это, безусловно, несет в себе настроение. Взрослому читателю наверняка станет грустно, что прошло детство, и он уже далек от простых и чистых мальчишеских мечтаний и фантазий, что ему не спрятаться ночью в степной траве-ковыле, не прыгнуть посреди ночи. на конях и не мчатся по степи навстречу Ветер за мальчишками. Он будет грустить, потому что детство ушло, словно ночной туман растаял под утренним солнцем.

О рассказе Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронизан «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек незаметно и у Тургенева стройно «пахнет Русью». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется более гармоничной и совершенной.

Bezhin lug (Short 1937) — IMDb

  • Cast & crew
  • User reviews
  • Trivia

IMDbPro

  • 19371937
  • 31m

IMDb RATING

6.7/10

648

YOUR РЕЙТИНГ

ShortDrama

Сын советского крестьянина, работающий в колхозе, убит своим отцом, который хочет сжечь поля колхоза, чтобы нанести ущерб советскому обществу. Сын советского крестьянина, работающий в колхозе, убит своим отцом, который хочет сжечь поля Колхоса, чтобы нанести ущерб Советскому обществу. Сын советского крестьянина, работающий в колхозе, убит своим отцом, который хочет сжечь поля Колхоса, чтобы нанести ущерб Общество.

IMDb RATING

6.7/10

648

YOUR RATING

  • Director
    • Sergei Eisenstein
  • Writers
    • Isaak Babel
    • Sergei Eisenstein
    • Aleksandr Rzheshevsky
  • Stars
    • Viktor Kartashov
    • Николай Хмелев
    • Борис Захава
  • Режиссер
    • Сергей Эйзенштейн
  • Сценаристы
    • Isaak Babel
    • Sergei Eisenstein
    • Aleksandr Rzheshevsky
  • Stars
    • Viktor Kartashov
    • Nikolay Khmelyov
    • Boris Zakhava
  • See production, box office & company info
  • See more at IMDbPro
  • Фото

    Топ актерский состав

    Виктор Карташов

    • Степок
    • (как Витя Карташов)

    Николай Хмелев

    • Peasant

    Boris Zakhava

    • Stepka’s father — first film version

    Yelizaveta Teleshyova

    • Kolkhoz Chairman
    • (as Yekaterina Teleshova)

    Pyotr Arzhanov

    • Political Commissar
    • (as Pavel Ardzhanov )

    Николай Маслов

    • Поджигатель

    Яков Зайцев

    • Бородатый кулак

    Вадим Гусев

    • Arsonist

    Serafim Kozminskiy

    • Arsonist

    Stanislav Rostotskiy

    Sergey Averkiyev

    • Appearing
    • Director
      • Sergei Eisenstein
    • Writers
      • Isaak Babel
      • Sergei Eisenstein
      • Александр Ржешевский
    • Все актеры и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Больше похоже на это

    Александр Невский

    Que Viva Mexico

    Иван Грозный, часть II: Боярский заговор

    Иван Грозный, часть I

    Октябрь (Десять дней, которые потрясли старый мир) и 3 и

  • и
  • Новый

    Стачка

    Сентиментальный романс

    Мать

    Броненосец Потемкин

    ¡Que viva Mexico!

    Гром над Мексикой

    Сюжетная линия

    Знаете ли вы

    • Общая информация

      Производство было остановлено советскими властями в 1937 году. Сергей Эйзенштейн провел два года на съемках и имел до трех различных завершенных версий. Отснятые до этого кадры были доставлены в хранилище для фильмов, которое было разрушено во время немецкой бомбардировки во время войны. Утверждается, что в это время фильм также был уничтожен; однако считается, что правительство уничтожило его ранее. Однако Эйзенштейн сохранил по два кадра из начала и конца всех своих кадров, и в середине 60-х они были объединены в соответствии со сценарием, раскадровкой и примечаниями для 31-минутной реконструкции кадров фильма. 9

    Отзывы пользователей7 : Возможно, это лучший фильм Эйзенштейна!!

    Я видел реконструкцию этого фильма на DVD-диске Criterion Collection «Эйзенштейн: Звуковые годы». Фотография фантастическая, и я думаю, что это был бы шедевр, но он был уничтожен. реконструкция (около 30 минут), но все равно очень интересно.

    Полезно • 1

    3

    • Anton-6
    • 12 января 2002 г.

    .

  • Язык
    • Русский
  • Также известен как
    • Bejin Çayırı
  • Производственное предприятие
    • Государственное Управление Кинематографии
      • Государственное Управление 2K3890 (0GU890)0018
      • См. Больше кредитов компании по адресу IMDBPRO

      Технические спецификации

      • Продолжая

        31 минуты

      • Color
        • Черно -белый
      • Sound Mix
      9 Aspectio Ratio Ratio Ratio Ratio Ratio Ratio Ratio
  • Sound Mix
  • 9 Aspectio Aspectio
  • 9 Aspectio
  • 9.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *