Бежин луг тургенев: 👻 Бежин луг. Краткое содержание рассказа Тургенева

👻 Бежин луг. Краткое содержание рассказа Тургенева

Очень кратко: Заблудившийся охотник к ночи набрёл на крестьянских ребятишек. Они сидели у костра, стерегли лошадей и рассказывали друг другу страшные истории о покойниках, русалках, домовых и прочей нечисти.

Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии. Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы — условное.

«Прекрасный июльский день»

Летние дни, когда погода установится, — прекрасны. Утро — ясное, лучезарное. К полудню небо покрывается лёгкими золотисто-серыми облачками, из которых изредка сеется мелкий тёплый дождик. Перед вечерней зарёй облачка исчезают, а солнце закатывается так же спокойно, как и взошло на небо.

Реклама

Охотник заблудился

Именно в такой день рассказчик охотился на тетеревов.

Рассказчик
 — мужчина с ружьём, сумкой для дичи и собакой; имя его в рассказе не упоми­на­ется.

Под вечер он возвращался домой и неожиданно заблудился.

«Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку.

Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Рассказчик наконец узнал местность — в округе её называли Бежиным лугом.

У костра в ночном

Прямо под обрывом в темноте горели два костра, у которых пятеро крестьянских ребятишек с двумя собаками стерегли лошадей. Днём жара и мухи с оводами не давали лошадям покоя, поэтому летом их пасли по ночам.

Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

Усталый охотник спустился к кострам, сказал, что заблудился, и попросился переночевать. Он лёг под кустик неподалёку, притворился спящим и прислушался, о чём говорят ребятишки.

Реклама

Мальчики варили картошку и рассказывали истории о нечистой силе.

Ильюша

Больше всего историй рассказал двенадца­тилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.

Ильюша
 — 12 лет, горбо­носый, вытя­нутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, рабо­тает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъ­есте­ственное.

Одет мальчик был чисто и опрятно, но бедно. Многодетная семья Ильюши, видимо, была небогата, поэтому мальчик вместе с двумя своими братьями с раннего детства работал на бумажной фабрике. Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» и искренне в них верил.

Домовой на бумажной фабрике

Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Говорящий барашек на могиле утопленника

Потом Ильюша рассказал о прорванной плотине, нечистом месте, где когда-то похоронили утопленника. Однажды послал приказчик псаря на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит: на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил псарь забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало псарю, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Реклама

Покойный барин, ищущий разрыв-травы

Затем Ильюша рассказал о встреченном на той же плотине покойном барине. Покойник искал на «нечистом месте» разрыв-травы и жаловался, что могила на него давит.

Родительская суббота

Ильюша был уверен, что «покойников во всяк час видеть можно», а в родительскую субботу можно узнать, кто умрёт в этом году, надо только сесть на паперть, да на церковную дорогу смотреть — кто мимо пройдёт, того и ждёт смерть. Он рассказал о бабе, которая решила узнать, кто помрёт в этом году, пошла в родительскую субботу на паперть и узнала в проходящей мимо женщине себя.

Солнечное затмение и Тришка

Когда разговор зашёл о произошедшем недавно «небесном предвиденьи», солнечном затмении, Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения. Удивителен этот Тришка умением освобождаться от любых оков и выходить из любой тюрьмы.

Павлуша

Затем Павлуша тоже вспомнил о солнечном затмении.

Павлуша
 — 12 лет; серо­глазый, боль­ше­го­ловый и призе­ми­стый, одет бедно; смел, пыта­ется объяс­нить непо­нятное, реши­тельный и любо­зна­тельный.

Когда солнце исчезло, крестьяне перепугались, а барская стряпуха все горшки в печи перебила, считая, что пришёл конец света, и щи есть некому будет. Все верили, что «белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».

Реклама

Пошли крестьяне в поле Тришку встречать. Вдруг видят: идёт человек «мудрёный» со странной головой. Все бросились прятаться, а это оказался не Тришка, а деревенский бочар, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы легче было нести. Развеселил мальчиков Павлушин рассказ.

Вдруг в самый разгар беседы залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка.

Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него.

Костя

Костя, маленький, тщедушный, очень бедно одетый и пугливый мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взглядом, рассказал две истории.

Костя
 — 10 лет, худой и мало­рослый, плохо одет; трусишка, боится непо­нят­ного, способен на сочув­ствие, верит рассказам Ильюши.

Встреча плотника с русалкой

Первая — о плотнике, который заблудился в лесу и наткнулся на русалку. Она сидела на ветке дерева, звала его к себе и смеялась. Плотник взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно, а потом прокляла его: будет плотник горевать до конца своих дней. С тех пор он невесёлый и ходит.

Водяной, утащивший мальчика на дно

Вторая Костина история была о мальчике, которого водяной утащил под воду, а его мать сошла от горя с ума.

Федя

Старший из мальчиков, Федя, стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой компании «запевалой»: к друзьям относился покрови­тель­ственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.

Федя
 — 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям отно­сится покро­ви­тель­ственно, но по-доброму, немно­го­словен.

Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.

Реклама

Ваня

Самый младший, семилетний мальчонка Ваня, всю ночь продремал под рогожкой «и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку».

Ваня
 — 7 лет, русый, кудрявый и боль­шеглазый; искрений, мечта­тельный и добрый, любит природу; дремлет в течение всего разго­вора.

Утро

Остальных ребятишек сон сморил, когда погасли костры. Охотник тоже задремал. От костров он ушёл, когда «утро зачиналось». Попрощаться охотнику удалось только с Павлушей: тот проснулся, когда он уходил.

Эпилог

Рассказчик с сожалением сообщает, что в том же году «славный парень» Павел погиб: разбился, упав с лошади.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Тургенева в 30 томах (М.: Наука, 1979). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Иван Тургенев — Бежин луг читать онлайн

12 3 4 5 6 7

Иван Сергеевич Тургенев

БЕЖИН ЛУГ

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. «Вот как только я выйду на тог угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»

Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно»! Теперь опять нужно вправо взять».

Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор. До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себе прямо, по звездам — наудалую… Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7

Бежин луг (Бежин луг) Ивана Тургенева, 1852 г. as

Записки Охотника ) действительно больше набросок, чем собственно рассказ: его скрепляет не линейный сюжет, а набор контрастных, но взаимосвязанных мотивов. Подобно некоторым мастерским рисункам или картинам, «Бежин луг» неподвижен, но полон осязаемой, динамичной напряженности темы, линии, настроения.

Общая структурная композиция произведения Тургенева довольно проста, обрамлена двумя образчиками того лирического характера, которым он известен. Многие зарисовки сборника начинаются с рассказа рассказчика о том, как во время своих съемочных экскурсий он случайно оказался в определенной местности и столкнулся с людьми, которых намеревается описать.

«Бежин луг» отходит от этой схемы; только после целой страницы, описывающей движение земли и неба в прекрасный июльский день — ключевыми нотами являются безмятежность, уравновешенность, жизненная сила, которая также является миром, — он вообще находит себя, и то только ненадолго, потому что быстро теряется. Далее следует атмосферно-зловещее описание его злополучных скитаний по ландшафтам, которые вдруг стали менее обнадеживающими и более зловеще преследующими. Теперь мы находимся в мире более призрачном, чем блаженно нормальный, описанный вначале, и мы совершенно одни, если не считать рассказчика, диких существ, с которыми он сталкивается, и его охотничьего пса, существа с прирученным, почти очеловеченным инстинктом. (На протяжении всего наброска поведение животных и человека неоднократно сопоставляется, как будто для того, чтобы вызвать сравнения между человеком и не человеком.) С наступлением ночи охотник достигает пропасти, где еще один или два шага могли бы привести его к смерти. Только теперь он готов познакомить нас с человеческими актерами в своем эскизе, которых мы готовы видеть как экзотических фантастических существ.

И все же они совершенно нормальные, «естественные» мальчики, в конце концов, выполняющие восхитительную, но обычную миссию: пасти лошадей по ночам. Мы с главным героем попали в эту группу живописным и психологическим путем, напоминающим сказочные, но то, что мы находим, ни в малейшей степени не является потусторонним. С другой стороны, в мальчиках есть что-то чудесное, хотя мы можем видеть это лучше, чем они сами. В этом двояком видении мальчиков мы подходим к самой сути того, что делает Тургенев в «Бежином лугу»: исследует отношение дивного к обыденному, сверхъестественного к естественному, фантастического к человеческому.

Для пятерых мальчиков в мире природы нет ничего необычного — разве что в еще детском воображении самого младшего, семилетнего Вани, да и тот, зачарованный звездами, сравнивает их по-домашнему к роению пчел. Нет никаких признаков того, что мальчики считают себя чем-то особенным. Они почти полностью лишены самосознания; даже самый старший, Федя, интересующийся девушками и знающий свое несколько превосходное происхождение, все еще по существу наивен. Для этих детей чудесное заключается не в них или вокруг них, а в привидениях и историях о привидениях. Они трогательно не подозревают, что мир, в котором они живут, «просто» мир природы, да и они сами, намного интереснее и чудеснее водяных гоблинов и шумных, но невидимых привидений. Они слишком молоды, например, чтобы понять или оценить острое человеческое значение, на натуралистическом уровне, истории об унынии Гаврилы. И хотя мальчики видят риск в том, что Павел идет за водой из речной среды обитания гоблинов, они не могут оценить человеческое мужество, которое он проявляет, когда сталкивается с волками и фаталистически отвергает сверхъестественные дурные предзнаменования, в которые он тоже верит. Ирония во всем этом направлена ​​не против молодежи; они просто слишком неопытны, чтобы оценить такие вещи. Более резкая ирония связана с теми взрослыми, чье воображение способно реагировать на зловещую фантазию, но не на истинно человеческое, истинно естественное — короче говоря, на стиль, который писатели-реалисты, такие как Тургенев, приняли как свой собственный.

Природа в «Бежинском лугу» не только улучшает настроение и используется не только как фон. Это главный агент, противостоящий сверхъестественным силам в рассказах о привидениях, и наряду с мальчиками является основным материалом наброска. К тому времени, когда мы начинаем слушать рассказы мальчиков о сверхъестественном, мы уже видим настоящую природу в двух обличьях — райский июльский день и жуткий, населенный привидениями пейзаж, по которому бродил заблудший рассказчик, — оба из которых гораздо более вызывают воспоминания, чем то, что проходит мимо нас. в истории для того, чтобы быть за пределами или над природой. И во время повествования фокус перемещается, часто очень быстро, между двумя аренами воображения. Практичная задача Павла принести воды из реки быстро превращается в озабоченность опасностью, которую ему грозит от водяного гоблина, затем в причудливую историю (однако основанную на реальном несчастье в любви) о женщине, сведенной с ума этим гоблином, затем в более реалистичная история Василия и его матери Феклисты (еще одна обезумевшая женщина), затем снова в сверхъестественное, когда Павел говорит нам, что Василий позвал его из своей водянистой могилы, и, наконец, в крик, который Павел достаточно естественно идентифицирует как исходящий от кроншнепов.

Последняя ирония появляется в последних предложениях, следующих за описанием мира, пробуждающегося к свежему, волнующему новому утру: после этого мы узнаем, что Павел погиб, упав с лошади. Нам не посчастливилось услышать ни версию этой смерти из рассказа о привидениях от мальчиков, ни версию рассказчика, несмотря на его открытое восхищение Павлом. Мы едва ли можем не желать большего для объяснения гибели мальчика, чем то, что мы получаем в сдержанных последних словах очерка. И то, что требует наше любопытство, — это не история о привидениях, а человеческая история.

—Брайан Уилки

Бежин Луг Резюме — eNotes.com

Выберите область веб-сайта для поиска

Бежин ЛугВсеУчебные пособияДомашняя помощьПланы уроков

Искать на этом сайте

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 5 мая 2015 г. , редакция eNotes. Количество слов: 355

Как и во всех рассказах Ивана Тургенева в Записках охотника (1852; Русская жизнь в интерьере , 1855; более известный как Записки охотника , 1932), сюжет этого рассказа прост и прямолинеен. После дня охоты на тетеревов охотник, рассказывающий эту историю, отправляется домой, но с приближением ночи теряется. Становясь все более беспокойным по мере того, как он бродит вдоль леса, затем вдоль границы поля, вокруг холма и в лощине, он останавливается на самом краю пропасти. На дне пропасти он едва различает широкую реку и обширную равнину; теперь он знает, где находится, и спускается на Бежин луг, где пять мальчишек сгрудились вокруг двух костров, наблюдая за стадом пасущихся лошадей.

Рассказчик описывает мальчиков в возрасте от четырнадцати до семи лет. Выделяется среди остальных двенадцатилетний Павлуша, который оказывается вождем, как наблюдает рассказчик, тихо лежа в стороне от мальчиков, слушая их разговор. Они рассказывают о гоблинах, водяных феях и привидении на могиле утопленника. Внезапно собаки просыпаются, бросаются прочь, и сразу же за ними Павлуша, который вскоре возвращается, небрежно говоря, что, по его мнению, источником собачьего волнения мог быть волк. Разговор у костра возобновляется, снова о сказках о мертвых, сверхъестественном, лесных демонах и водяных духах. Мальчики делят несколько картошек, сваренных в маленькой кастрюле, и Павлуша уходит за водой. Когда он возвращается, они засыпают в глубокой тишине, предшествующей рассвету.

Охотник просыпается перед самым восходом солнца, кивает на прощание Павлуше, единственному проснувшемуся мальчику, и отправляется домой, когда встает солнце и все оживает: река, холмы, звери луга. Он слышит колокольчик, затем мимо него проходит табун лошадей, преследуемый мальчишками.

В последнем абзаце охотник с сожалением добавляет, что Павлуша умер несколько месяцев спустя, упав с лошади.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Бежин луг — Краткое содержание» Всеобъемлющее руководство по рассказам, критическое издание Эд. Чарльз Э. Мэй. eNotes.com, Inc. 2004 eNotes.com 20 апреля 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой исходного публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если есть две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *