В чём великий Бетховен, потерявший слух, черпал вдохновение и как смог обрести славу
Как и его современники, Бетховен был истинным ребёнком эпохи Просвещения, и понятие свободы всегда в той или иной форме проникало в его творчество. Но знаменитый композитор также был настроен пренебречь условностями. Не из желания шокировать, а из потребности иметь свободу, чтобы защитить свою художественную целостность. О том, как Людвиг, потеряв слух, сумел обрести мировое признание и славу – далее в статье.
Краткая биография
Слева направо: Портрет Бетховена в тринадцатилетнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год). \ Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820 год.
Людвиг родился в Бонне, Германия, в 1770 году. Он вырос в семье придворных музыкантов, однако знаменитый композитор никогда не вспоминал о своём детстве с нежностью. В отличие от отца Вольфганга Амадея Моцарта, который таскал своего маленького вундеркинда по всей Европе, чтобы выступать, отец Бетховена, Иоганн ван Бетховен, часто проявлял скорее зависть, чем гордость. Хотя Иоганн действительно наставлял своего сына в ранние годы, он был яростным алкоголиком, и его невероятно непредсказуемые перепады настроения приводили маленького ребёнка в замешательство.
Несмотря на то, что Людвига не так поощряли и поддерживали, как его культового предшественника, он продемонстрировал сопоставимый уровень мастерства, так что его также легко можно было назвать вундеркиндом. Будущий композитор находил утешение в своей музыке. В возрасте тринадцати лет он получил свою первую работу в качестве помощника придворного органиста. Он изучал Моцарта, Франца Йозефа Гайдна и Иоганна Себастьяна Баха. Бетховену, должно быть, нравилась мысль о продолжении традиций таких выдающихся композиторов, поскольку в нежном возрасте одиннадцати лет он уже написал серию так называемых курфюрстенских сонат.
Слева напрво: Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена. \ Дом, где родился композитор.
Какой бы успокаивающей ни была его музыка, семейная жизнь Людвига продолжала беспокоить его. Его мать умерла от чахотки, когда ему было семнадцать лет, а алкоголизм его отца неуклонно усугублялся. В возрасте девятнадцати лет Людвиг взял на себя ответственность и заменил своего отца на посту главы семьи. Пройдёт совсем немного времени, и его талант приведёт его в музыкальную столицу Европы, открыв пред молодым музыкантом новые возможности и перспективы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что такое «Листомания», или Как гениальный пианист-сердцеед головы девушкам кружил и стал европейской иконой музыки >>
Музыкальная карьера
Слева направо: Бетховен в тридцать лет. \ Фото: Портрет Людвига ван Бетховена, работа Кристиана Хорнемана, 1803 год.
В 1792 году он отправился в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Вскоре после встречи с Йозефом упрямый композитор столкнулся лицом к лицу со своим учителем и выразил желание освободиться от общепринятых музыкальных формул, которым он должен был следовать. Моцарт умер всего годом ранее, в 1791 году, и его смерть только усилила его растущее влияние, установив эталон того, какой должна быть современная музыка.
Но Людвиг хотел следовать своим собственным путём, и эти непредсказуемые и неизведанные музыкальные порывы выделили его среди других как свежее и оригинальное звучание. В своей фортепианной сонате № 1 фа минор 1795 года, соч. 2, № 1, он достиг контраста не за счёт смены клавиш, как его современники, а за счёт экспериментов с изменением скорости, повторения и резких переходов от мягкого к громкому. Это стало общей темой в его музыке. В том же году его фортепианное трио до минор дебютировало с зажигательным финалом, полным срочности, хаоса и резких повторений. Фердинанд Рис, ученик Бетховена, сказал о премьере:
Случай в теплице. \ Фото: amebaownd.com.

Страсти не раз вспыхивали между двумя культовыми композиторами. Несомненно, Людвиг чётко заявил о том, кем он является и что из себя представляет. Людвиг родился в то время, когда менялся интеллектуальный и социальный ландшафт Европы. Во Франции Эпоха Просвещения, как известно, нашла свой несколько ужасный апофеоз во Французской революции. Феодальная система была упразднена, французской монархии пришёл конец, а католическая церковь была лишена своей политической власти. Но идеалы добродетели, разума, свободы и прогресса также нашли своё уникальное выражение в других европейских странах.
Слева направо: Бетховен за работой дома. \ Ференц Лист.
В немецких государствах Иосиф II, просвещённый деспот, для которого Бетховен написал кантату в честь его смерти, отменил крепостное право, уменьшил политическое влияние церкви и положил конец цензуре прессы. Такие авторы, как Иоганн Готфрид фон Гердер, Иоганн Вольфганг фон Гете и Фридрих Шиллер, возглавляли движение «Буря и натиск», где идеалы просвещения были синтезированы в произведениях проторомантической фантастики.
Музыканты также сыграли жизненно важную роль в продвижении идей Эпохи Просвещения. В «Волшебной флейте» Моцарт, как известно, донёс до широкой публики идеалы братства, добродетели и масонства. Людвиг также близко принимал к сердцу принципы Просвещения, поскольку он хотел исследовать идеи свободы и справедливости в своей музыке. Его «Эроика» делает решительное заявление о героической свободе, в то время как его увертюра «Эгмонт» выражает потребность в свободе от деспотической системы, а в его знаменитой «Девятой симфонии» как политическая, так и художественная свобода занимают центральное место.
Бетховен как руководитель выступления квартета Разумовского из неизвестной газеты, основанного на картине Августа Боркмана, 1880-1890 годы. \ Фото: uberpanache.com.
«Эроика» была написана во время сильного эмоционального потрясения Людвига. Он удалился из высшего общества и пытался сделать карьеру, несмотря на надвигающуюся глухоту. Почти как своего рода песня об искуплении, он написал свою «Эроику», буйную и триумфальную пьесу, посвящённую Наполеону Бонапарту. Композитор высоко ценил Наполеона и сравнивал его пребывание на посту первого консула Франции с пребыванием великих консулов Рима. Когда пьеса была закончена в начале 1804 года, он записал название в верхней части своего листа: «Симфония Названный Бонапарт».
Молодой Бетховен, играющий перед Моцартом. \ Фото: horizonmusicacademy.
Наполеон поддерживал революционные принципы и в значительной степени чтил социальные перемены, произошедшие во Франции в эпоху Просвещения. Однако он отказался от некоторых из этих ценностей, когда объявил себя императором Франции. Людвиг назвал Наполеона не более чем тираном и немедленно изменил название своего произведения на Sinfonia Eroica.
Когда зритель смотрит на произведения Бетховена, он видит человека, который не боится занимать сильную политическую позицию, и у него возникает ощущение, что знаменитый композитор был одновременно художественным лидером и сторонником социальных перемен. Но когда зритель смотрит на его сонаты, которые представляют собой более частную форму его музыкального самовыражения, он видит, что Людвиг также обнажил свою внутреннюю борьбу и душу.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие слухи чаще всего распускали о Сальери, и чему из этого можно верить >>
Личная жизнь и наследие
Слева направо: Бетховен сочиняет Шестую симфонию. \ Графиня Юлия Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату.
Знаменитый композитор много раз влюблялся за свою жизнь, но ни одна из этих любовных историй не имела счастливого конца. Всего через несколько лет, проведённых в Вене, он стал известен своим мастерством пианиста-виртуоза. Людвиг стал хедлайнером конкурсов импровизации — мероприятия, на котором два пианиста соревновались, импровизируя на определённую мелодию. Экспрессия и талант Бетховена заставили аристократических дам просить уроков музыки у музыкального мастера. Но как только их увлечение угасало и перед ними садился невысокий, сварливый мужчина с довольно неопрятной внешностью, большинство женщин быстро чувствовали, что их увлечение композитором проходит.
Веймарский двор муз, Шиллер читает в суде в Тифурт, Теобальд фон Ор, 1860 год. \ google.com.
Существует множество свидетельств того, что Людвиг влюблялся в своих учеников. Графиня Юлия Гвиччарди, которой он посвятил свою знаменитую сонату «Лунный свет», первоначально называвшуюся Соната для фортепиано № 14 «Соната квази уна фантазия», была одной из его знаменитых учениц и любовных увлечений. Но Гвиччарди, как и другие дамы, занимала более высокое социальное положение, чем знаменитый композитор. Несмотря на то, что ему не везло в романтической любви, он часто находил в этих женщинах близких друзей и доверенных лиц.
Слева направо: Император Иосиф II со статуей Марса, работа Антона фон Марона, 1775 год. \ Франц Йозеф Гайдн, Джон Хоппнер, 1792-1792 годы.
Политические убеждения знаменитого композитора в добродетели, чести и морали распространялись и на его личную жизнь, и он ожидал, что окружающие его люди будут соответствовать этим идеям. Восхищение Людвига добродетельной женщиной, пожалуй, наиболее прекрасно выражено в единственной когда-либо написанной им опере «Фиделио». В оригинальном либретто, написанном Жан-Николя Буйи, французским писателем и политиком времён Французской революции, женщина по имени Леонора переодевается тюремным охранником Фиделио, чтобы спасти своего мужа Флорестана, политического заключённого, ожидающего смертной казни.
Либретто и опера были проникнуты идеалами Просвещения, но в центре их стоит праведная и добродетельная женщина как воплощение нравственных принципов. Несмотря на то, что пьеса позже получила название «Фиделио», изначально опера была названа в честь главной героини Леоноры. Первоначальное полное название оперы было «Леонора, или Триумф супружеской любви».
Великий композитор Людвиг ван Бетховен. \ Фото: serenademagazine.com.
Несмотря на свои многочисленные достижения, Людвиг, пожалуй, наиболее известен как глухой композитор. Он впервые заметил признаки потери слуха в возрасте двадцати восьми лет. По мере того, как его состояние прогрессировало, а попытки лечения не помогали, знаменитый композитор ненадолго задумался о смерти. К 1802 году Людвиг удалился в сельскую местность, окружающую Хайлигенштадт. Находясь там, он создал так называемое Завещание Хайлигенштадта, письмо, адресованное своим братьям, в котором он рассказал о своём отчаянии из-за того, что оглох, о своём желании исполнить своё предназначение музыканта и о своих размышлениях о самоубийстве. Однако письмо так и не было отправлено. Точно неизвестно, что стало причиной потери слуха композитора. Существуют теории, которые варьируются от тифа до отравления свинцом и сифилиса. Хотя его болезнь только усугублялась, и Людвиг почти полностью потерял слух к сорока годам, это не помешало ему создать некоторые из своих самых знаковых произведений. Он не оглох в одночасье, и первые три десятилетия своей жизни композитор провёл, создавая сонаты, симфонии и струнные квартеты. Поэтому он точно понимал, как инструменты будут взаимодействовать друг с другом, и мог идентифицировать звук по его вибрации.
Похороны Бетховена. \ Фото: pl.wikipedia.org.
Но это не значит, что его музыка не изменилась. Когда слух Людвига впервые начал подводить, его композиции обычно строились вокруг нижних нот, которые он мог слышать более отчётливо. Это заметно в его «Лунной сонате», или, вернее, в «Фиделио». Однако в более поздние годы его сочинения вновь украсил полный диапазон нот и частот, что говорит о том, что к этому времени он был способен написать шедевр, основанный в основном на его воображении.
Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия. \ Фото: google.com.
Людвиг был классическим примером измученного музыканта, просвещённого мыслителя и хранителя моральных ценностей. Столкнувшись с потерей слуха, он говорил о своей творческой судьбе, а не о том, чтобы заниматься музыкой ради достатка. Своими невероятными композициями и сильной волей к творчеству, несмотря на личные проблемы, Людвиг вдохновил многих музыкантов, поэтов, художников и кинематографистов.
В продолжение темы о композиторах, читайте также о том, как гениальный Моцарт, сколотив целое состояние, чуть не профукал его, а также о том, из-за чего он всю жизнь соперничал с Сальери.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Людвиг ван Бетховен
32 сонаты для ф-но 9
Лунная соната Бетховена: история и характеристика
Сегодня мы познакомимся с фортепианной сонатой №14, более известной, как «Лунная» или «Соната лунного
Учителя Бетховена 2
Франц Антон Рис — учитель игры на скрипке Бетховена
В этом выпуске мы очень кратко поговорим о биографии Франца Антона Риса — последнего капельмейстера
Учителя Бетховена 0
Кристиан Готлоб Нефе — учитель Бетховена
В статьях данного сайта мы много раз ссылались на Нефе, называя его одним из
Первые произведения 0
Кантата на восшествие Леопольда Второго на императорский престол
Сегодня мы познакомимся с еще одной из двух императорских кантат Людвига ван Бетховена. Только,
Первые произведения 1
Траурная кантата на смерть Иосифа Второго
Здравствуйте, дорогие ценители творчества Бетховена. В этом и в нескольких последующих выпусках мы немного
Чудесные творения Бетховена рождены его могучим и гениальным даром. С необычайной силой художественного обобщения композитор воплотил самые передовые устремления своей эпохи.
Главенствующей в его творчестве стала тема героической борьбы человечества за свободу, достоинство, справедливость. Она с необычайной яркостью воплотилась, например, в симфонических увертюрах «Эгмонт» и «Кориолан».
Глубоко осознавал Бетховен внутреннюю обязанность художника обращаться к народным массам. Отсюда и тяга к речевой выразительности не только в вокальных, но и в инструментальных произведениях, а также обращение к подлинным народным мелодиям самых разных стран.
Для достижения ясности в выражении идей и различных состояний человеческой души Бетховен стремился к большей конкретизации музыкальных образов, заложив тем самым основы «программной музыки».
Ряду произведений он сам предпослал словесные характеристики: Третья симфония — «Героическая», Шестая — «Пасторальная», одна из фортепианных сонат — «Патетическая». Некоторые другие сочинения получали не авторские, но прочно закрепившиеся за ними наименования (например, сонаты: «Лунная», «Аврора», «Аппассионата»).
Поистине необозрим круг жанров и форм, к которым обращался Бетховен — от монументальных полотен оперы «Фиделио» и его потрясающих симфоний до небольших песен и инструментальных миниатюр, и всюду — непревзойденное мастерство.
Бетховен, бесспорно, опередил развитие классической музыки на многие десятилетия вперед. Новаторские завоевания его в области создания и развития музыкальных тем, гармонии, музыкальных форм, инструментовки — все это и сейчас не только восхищает слушателей и исполнителей, но и пристально изучается музыкантами-исследователями, выявляющими все новые, глубинные закономерности его творений.
Бетховен показал неисчерпаемый потенциал, который таится в наиболее сложной музыкальной форме — сонатно-симфонической. Он оставил для нас огромное творческое наследие в виде своих гениальных произведений, каждое из которых создает свою уникальную и неповторимую вселенную, где все богатство музыкальных образов неизменно подчинено развитию единой мысли.
Полная величайших творческих свершений, жизнь Бетховена была отмечена чертами глубокого трагизма. К краху свободолюбивых иллюзий и мучительному разладу с окружающей и чуждой ему средой присоединился тягчайший недуг — неизлечимая, все прогрессирующая глухота, постепенно лишившая композитора возможности слышать собственные сочинения.
Все это наложило отпечаток на его творчество, где можно встретить немало потрясающих по силе скорби страниц. И все же доминирует в нем поистине прометеевский пафос борьбы и преодоления, главенство общечеловеческого над личным, вера в силу и счастье людей. Финал последней, Девятой симфонии композитора стал подлинным гимном грядущему человеческому братству.
Повседневная привычка Бетховена для вдохновения на творческие прорывы
Творчество не останавливается на моментах озарения. Это процесс, предназначенный для последовательного воплощения абстрактных идей в осязаемый мир.
Для творческих людей это подчеркивает важность рутины. Случайные вспышки глубокого вдохновения немногочисленны и мимолетны; последовательная работа в своем ремесле требует надежного способа превратить хорошие идеи в великие. Вспомните мудрые слова Чака Клоуза: «Любители сидят и ждут вдохновения, остальные просто приходят и идут работать».
Возможно, один из лучших способов улучшить собственные процессы — это изучить мастеров. Благодаря таким книгам, как « Ежедневные ритуалы », наше желание узнать, что означает «идти на работу» — заглянув в рутинную рутину, — было полностью удовлетворено.
Хотя результаты этих творческих гениев иногда пугают, то, как они выполняют свою работу, часто на удивление легко понять. Одним из таких людей, у которых я черпал вдохновение, был Людвиг ван Бетховен.
Лес прекрасен, темен и глубок
Бетховен сдержал свои творческие обещания, стратегически используя свое время для вынашивания идей. Его любимый метод продумывания вещей? Долгие одинокие прогулки по лесистым долинам Вены.
Он придавал большое значение запланированному времени для размышлений и оценки идей. Похоже, он был не один; Известные ремесленники во всем мире разделяют схожие мнения о пользе разбивать свой день прогулками.
После обеда Бетховен отправился на энергичную прогулку, и всегда носил в кармане карандаш и пару листов бумаги, чтобы записывать случайные музыкальные мысли.
Густав Малер вел себя примерно так же: после обеда он совершал трех- или четырехчасовую прогулку, останавливаясь, чтобы записывать идеи в блокноте. Бенджамин Бриттен сказал, что его дневные прогулки были «где я планирую, что я собираюсь написать в следующем уроке за своим столом».
Недавно психологи сделали интересный шаг (или два) вперед в понимании творческих преимуществ ходьбы — исследование в Стэнфорде показало, что ходьба помогает испытуемым генерировать больше новых идей и улучшает творческое мышление во время ходьбы и сразу после нее по сравнению с ходьбой. сидит.
Как шутливо указывает название исследования, ходьба может быть недостающим ингредиентом, чтобы постоянно придавать вашим новым идеям опору. Есть несколько причин, по которым ходьба действительно полезна для творческого процесса:
- Тот факт, что ходьба — это упражнение. Хорошо известно, что упражнения полезны для творческого мышления. Суть, по-видимому, в том, что физические упражнения постоянно улучшают настроение, а дальнейшие исследования креативности показывают, что работа в приподнятом настроении (особенно в позитивном) приводит к появлению новых идей. Хотя ходьба не утомительна, это, безусловно, лучше, чем сгорбиться в кресле.
- Дать время переосмыслить. Обратите внимание, как Бетховен и другие использовали свои прогулки в качестве перерывов . Они не начинали свой день с инкубации. Они включили его, чтобы прервать предыдущую рабочую сессию, когда они уже обдумывали проект. Моменты озарения так и останутся иллюзорными, если работа не будет сделана заранее: «В общем, творчество приходит, когда озарение сочетается с тяжелой работой по аналитической обработке».
- Разделение раздражителей. Использование управления стимулами для изменения поведения не является чем-то новым (часто используется доктором Б. Дж. Фоггом, обсуждается здесь). Но что, если бы строгая ассоциация внешних раздражителей могла помочь в творчестве? Прогулки помогают создать разрыв между рабочей средой и средой для размышлений — занятие обоими за рабочим столом превращает его в туманное место, где слишком много вещей происходит одновременно.
В частности, второй и третий пункты заслуживают более тщательного изучения. Начнем с того, почему разделение вдохновения и исполнения кажется необходимой частью творческого процесса.
Поглощение состояния против состояния синтеза
Учитывая зачастую мутную природу творчества, будет преуменьшением сказать, что мне очень понравились практические, практичные советы гарвардского психолога доктора Шелли Карсон.
В своей книге Your Creative Brain д-р Карсон подчеркивает важность использования строгих границ между вашим состоянием поглощения (принятие и оценка информации) и вашим состоянием синтеза (когда вы реализуете свои идеи). Ее исследование привело ее к мысли, что это потенциально самое большое препятствие на пути к постоянному творчеству:
«У каждого в мозгу есть встроенная система цензуры, которая фильтрует мысли, образы, воспоминания и стимулы из внешнего мира до того, как они достигают сознательного восприятия. Научитесь ослаблять эту систему ментальной фильтрации, чтобы позволить больше новых идей и стимулов в сознание — одна из самых больших проблем для людей, которые не считают себя творческими».
Она опубликовала исследование, которое показывает, как люди, способные к высоким творческим достижениям, выигрывают от более низкого «скрытого торможения» — они с меньшей вероятностью будут игнорировать кажущиеся неуместными стимулы. Они поглощают то, что другие отфильтровывают; в то время как большинство людей видят красную тачку, некоторые люди видят красную тачку.
Иными словами, состояние поглощения — это когда вы открыты для новых идей (игровое мышление), а состояние синтеза — это когда вы закрыты для выполнения (логическое мышление). Создание четких границ делает ваш творческий процесс более последовательным, позволяя планировать систему вокруг создания, а не полагаться на интуицию.
Обратите внимание, как это тесно связано с разделением, которое создает ходьба. Можно возразить, что регулярная прогулка по венскому лесу была любимым временем Бетховена, чтобы быть открытым для новых идей; его запланированный час для состояния поглощения, чтобы свободно спуститься в кроличью нору.
Ходьба разделяет эти два состояния творческого процесса. Это дает время, чтобы расширить то, над чем вы уже работали, и отвлекает вас от работы, чтобы вы могли ясно мыслить.
Для неспециалиста это убедительный аргумент в пользу того, что попытка заставить весь процесс происходить за вашим рабочим столом является ошибкой — отделить работу от потребления и инкубации становится намного проще, когда они находятся в разных местах.
Возможно, пришло время бросить свой рабочий стол и поразмышлять где-нибудь в другом месте.
Не заканчивайте свой день пустым
До того, как я начал более глубокое исследование творческого мышления, у меня была личная привычка всегда стараться заканчивать день «пустым». Я бы активно пытался исчерпать любой проект, в котором я делал успехи.
К моему удивлению, некоторые писатели, такие как Эрнест Хемингуэй, горячо не согласны с этим, предлагая вместо этого никогда не заканчивать свой день пустым:
когда еще что-то было в глубине колодца, и пусть он наполняется ночью из источников, которые его питали».
Остановившись, пока вам еще есть что сказать, вы сможете начать следующий день, точно зная, с чего начать.
Интересно, как все это связано с ритуалом закрытия Хемингуэя . Поскольку задача на следующее утро была уже определена, Хемингуэй мог приступить к осмысленной работе, как только встал. Поскольку он сам заядлый пешеход, это также сделало его более поздние дневные прогулки еще более эффективными.
Многие исследования утверждают, что неструктурированное «мечтание» не так важно для творчества, как вы думаете; бессознательная мысль может действительно помочь только тогда, когда у нее есть много информации для инкубации (другими словами, только если вы интенсивно работали над проблемой).
Если вспомнить расписание Бетховена и других, большинство начинало свой день не с инкубации, большинство предпочитало начинать с работы, прямо как Хемингуэй.
Возможно, если вы не закончите свой день полностью пустым, это избавит вас от вопроса «над чем я работаю?» стресс по утрам. Вы также сможете начать день с работы, необходимой для того, чтобы вдохновить .
Остановитесь, прежде чем вы опустеете, определите свои цели накануне вечером и отойдите от проблем в полдень с помощью созерцательной прогулки. Возможно, это не сделает вас известным писателем, но посмотрите, не поможет ли это вашему творческому процессу.
Демонстрация ваших идей миру
Еще один урок, который я получил, изучая эту тему, — это напоминание о том, что творчество — ничто без созидания.
В этом смысле идеи больше похожи на желания. Они должны были бы , в идеале , привести к творческому результату, но если вы не сможете выполнить их, они навсегда останутся чем-то, что «могло бы быть», теперь отнесенным к множеству других вещей, застрявших в вашей голове.
Какая польза от вдохновения, если оно никогда не проявляется в искусстве? Какой смысл в продуманной стратегии, если она никогда не применяется? Что хорошего в научных открытиях, если они не конкретизированы и не опубликованы?
Не забудьте оптимизировать обе части творческого процесса. К черту моменты Эврики, вам нужен надежный способ обдумать свои лучшие идеи, а затем воплотить их в жизнь.
Творить сложно, но если вы позволите, ваша рутина может стать сильным союзником в борьбе за постоянное превращение чистого холста во что-то значимое.
***
Грегори Чиотти пишет на SparringMind.com, где исследует пересечение творческой работы и человеческого поведения. Чтобы получать его лучшие статьи (представленные в NYTimes, DiscoveryNews, PsychCentral и Forbes), подпишитесь на бесплатную рассылку новостей.
Творчество Бетховена в XXI веке
Уильям Киндерман
Наше увлечение творчеством — вневременное и универсальное явление. Со времен греческой античности его самым выразительным воплощением был Прометей: этот героический благодетель человечества, похитивший огонь, жизненно важные искры которого поддерживают науку и искусство. В более современные времена считается, что огонь воображения освещает и направляет творческий ум, трансформируя условности культуры. Для Людвига ван Бетховена на пороге девятнадцатого века вызов сохранял свою силу: его первым крупным произведением для сцены была балетная музыка к «Существам Прометея», ор. 43. Эта работа, в свою очередь, стала ступенькой к ключевому шедевру пламенной смелости: Героическая Симфония, завершенная в 1804 году.
В мире искусства представление о произведении, возникающем в результате долгого труда и неизменного видения, возможно, чаще всего ассоциируется с такими скульпторами, как Микеланджело или Роден. Длительный творческий процесс с промежуточными этапами в виде моделей, этюдов, набросков и более ранних вариантов иллюстрируется творчеством Леонардо да Винчи и многих других. Среди писателей можно вспомнить долгую озабоченность Гёте Вильгельмом Мейстером или Фауст , или продолжительная работа Жана Поля Рихтера над его романами .
Работа Бетховена над крупными проектами могла растянуться на многие годы и даже десятилетия его жизни, при этом определенные композиции служили ступеньками к более масштабным комплексным усилиям. Так, Хоровая фантазия, соч. 80, с 1808 г., послужила трамплином в достижении хорового финала Девятой симфонии, законченной в 1824 г. Бетховен сам указывал на родство, описывая финал как «постановку слов бессмертной шиллеровской Lied an die Freude » так же, как моя фортепианная фантазия с припевом, но в гораздо большем масштабе».
В эпоху романтизма упор на оригинальность и культ гениальности поднял ставки художественного творчества, пропагандировал образ страдающего художника-героя. Репутация Бетховена как дерзкой независимости соответствовала этому героическому образу, а его инвалидный статус «глухого провидца», по словам Вагнера, закрепил его. С прогрессирующей глухотой Бетховена произошел неизбежный отход от концертной площадки, а также растущая социальная изоляция. Его потеря слуха также повлияла на его методы сочинения. Став старше, Бетховен больше полагался на письменные музыкальные наброски и черновики. Будучи молодым композитором, а также активным клавишником-виртуозом и искусным импровизатором, Бетховен мог сразу проверять идеи на фортепиано. Все чаще такая исследовательская деятельность переносилась с фортепиано в его альбомы для рисования и, таким образом, фиксировалась на бумаге, а музыкальные зарисовки иногда принимали вид нотных импровизаций.
Наследие альбомов Бетховена дает нам редкую возможность заглянуть в мастерскую одного из величайших художников. Помимо готовых партитур, Бетховен сделал тысячи страниц набросков и набросков к своей музыке, многие из которых также полны его изменений и исправлений. Этот процесс письма прослеживал как стремительную дугу воображения, так и очень сознательное обдумывание, требуемое конкретными композиционными проблемами. Его необычная и постоянная зависимость от этих бумаг и привязанность к ним после использования сохранили подробные записи творческого процесса.
Стремление Бетховена к наброскам своей музыки было замечено и отмечено его современниками. Игнац фон Зейфрид, например, сообщал, что Бетховена «никогда не находили на улице без маленькой записной книжки, в которую он имел обыкновение записывать свои мимолетные идеи. Всякий раз, когда разговор заходил на эту тему, он пародировал слова Жанны д’Арк: «Я не смею приходить без своего знамени!»
Как мы можем лучше всего отдать должное наследию и влиянию Бетховена в наши дни? Одним из императивов является стремление преодолеть узкие или сверхспециализированные подходы, которые отделяют историю от теории, а исполнение от эстетики. Подобная классификация часто поощряется институциональными структурами, но часто не помогает нам понять масштабы достижений Бетховена и непреходящее культурное значение. Бетховен однажды характерно написал о необходимости «свободы и прогресса. . . в мире искусства, как и во всем творении». Чтобы обозначить свою собственную художественную цель в этом контексте, он ввел термин Kunstvereinigung или «художественное объединение». Сегодня, через двести сорок два года после его рождения, бетховенская наука вступает в свою самую активную стадию, оказывая влияние на нашу современную музыкальную и культурную жизнь.
Уильям Киндерман — профессор музыковедения Иллинойского университета в Шампейн-Урбане. Его книги включают «Вариации Диабелли» Бетховена (OUP, 1987), изд., Композиционный процесс Бетховена (Небраска, 1991), Бетховен (OUP и Калифорния, 1995), изд., Вторая практика тональности девятнадцатого века (Небраска, 19).96), Artaria 195: Альбом Бетховена для «Торжественной мессы» и Сонаты для фортепиано ми мажор, соч.