Бесы краткое содержание достоевский: Краткое содержание «Бесы» менее 3 минут и подробно за 19 минут

Краткое содержание «Бесов» Достоевского

Степан Трофимович Верховецкий – герой романа Достоевского «Бесы» – очень своеобразная личность. Всю жизнь оставаясь наивным, как ребенок, он, однако, любит играть роль важной персоны в обществе, возвышая самого себя в своем собственном мнении в течение многих лет.

Овдовев два раза, этот человек решается, наконец, на предложение Варвары Петровны Ставрогиной стать для её единственного сына Николая и педагогом, и другом в одном лице. Переехав к ней, Степан Трофимович проявляет свой характер «пятидесятилетнего младенца», и властная мать Николая практически приручает его. Он «стал, наконец, для нее сыном, ее созданием, – пишет автор романа, – даже, можно сказать, ее изобретением, стал плотью от плоти ее».

Не менее удивительна привязанность к маленькому Николаю. Они сошлись так естественно, что не осталось «ни малейшего расстояния». Даже ночью мог пробудить Степан Трофимович Николая, чтобы излить ему душу.

Затем Николай Всеволодович Ставрогин поступает в лицей, а после поползли неприятные слухи, что он уехал в Петербург и стал вести непристойный образ жизни: посещает грязные семейства пьяниц, проводит время в темных трущобах.

Когда же, наконец, молодой человек снова появляется в городе, жители его немало удивлены, увидев чрезвычайно хорошо одетого изящного джентльмена. Однако, позже очевидцы его диких выходок (однажды Николай даже укусил за ухо Ивана Осиповича, губернатора) подозревают у парня расстройство психики, белую горячку, и сына Варвары Петровны отправляют на лечение. Затем, выздоровев, он уезжает за границу. Колесит по всей Европе, побывав даже в Египте и Иерусалиме, а затем – в Исландии.

Вдруг нежданно-негаданно Варвара Петровна получает письмо от Прасковьи Ивановны Дроздовой, генеральши, с которой они были подругами детства, в котором сообщалось, что Николай Всеволодович подружился с их единственной дочерью Лизой. Мать Николая тут же уезжает со своей воспитанницей Дашей в Париж, а затем в Швейцарию.

Побыв там некоторое время, мать Николая возвращается домой. Дроздовы обещают вернуться в конце лета. Когда Прасковья Ивановна, наконец, тоже возвращается на родину вместе с Дашей, становится ясно, что между Лизой и Николаем явно произошла какая-то размолвка. Но какая – неизвестно. И состояние уныния Даши тоже настораживает Варвару Петровну (уж не было ли с ней у Николая отношений).

Поговорив с Дашей и убедившись в её невиновности, она неожиданно предлагает той выйти замуж. Девушка воспринимает её пламенную речь удивленно, смотрит вопросительным взглядом. Степан Трофимович тоже обескуражен столь неожиданным предложением со стороны Варвары Петровны, ведь разница в возрасте немаленькая, но все же соглашается на этот неравный брак. В воскресный день, в соборе на обедне, к ней подходит Мария Тимофеевна Лебядкина и вдруг целует руку.

Заинтригованная этим неожиданным жестом дама приглашает её к себе. С ней просится и Лиза Тушина. Итак, они неожиданно оказываются вместе Степан Петрович (в этот день было назначено его сватовство с Дарьей), Лиза, ее брат Шатов, Мария Тимофеевна Лебядкина, брат её капитан Лебядкин, прибывший вслед за сестрой. Вскоре, обеспокоенная за дочь, подходит и мать Лизы – Прасковья Ивановна. Вдруг как гром среди ясного неба из уст слуги -известие о приезде Николая Всеволодовича.

В комнату влетает Петр, сын Степана Петровича, а через некоторое время появляется и сам Николай. Вдруг Варвара Петровна задает неожиданный вопрос сыну: правда ли, что Мария Тимофеевна – его законная жена. И здесь решающим становится признание Петра, который рассказывает о том, как покровительствовал и помогал материально несчастной Марии Николай, заботясь о бедной девушке, и как издевался над ней её собственный брат.

Капитан Лебядкин все подтверждает. Варвара Петровна переживает сначала шок, потом, восторгаясь поступком сына, просит у него прощения. Но неожиданное появление Шатова, который ни с того ни с сего дает Николаю пощечину, снова приводит её в смятение. Разгневанный Ставрогин хватает Шатова за плечи, но тут же подавляет эмоции и прячет руки за спину. Опустив голову, Шатов выходит из комнаты. Лизавета падает в обморок и ударяется о ковер. Спустя восемь дней между Петром Верховецким и Николаем происходит диалог. Петр сообщает о каком-то тайном обществе, которое отрицает Бога настоящего и предлагает идею человекобога.

Если вы читали роман Достоевского – Капитан Лебядкин все подтверждает. Варвара Петровна переживает сначала шок, потом, восторгаясь поступком сына, просит у него прощения. Но неожиданное появление Шатова, который ни с того ни с сего дает Николаю пощечину, снова приводит её в смятение. Разгневанный Ставрогин хватает Шатова за плечи, но тут же подавляет эмоции и прячет руки за спину. Опустив голову, Шатов выходит из комнаты. Лизавета падает в обморок и ударяется о ковер. Спустя восемь дней между Петром Верховецким и Николаем происходит диалог. Петр сообщает о каком-то тайном обществе, которое отрицает Бога настоящего и предлагает идею человекобога. Если вы читали роман Достоевского – Идиот, то вы можете увидеть параллели между этими персонажами, потому что они схожи своей простотой и искренностью. Подход к вере у них тоже похожий, разве что Шатов уж несколько разочаровался в своей вере.

Затем Николай, поднявшись к Шатову, признается, что действительно официально женат на Марии Лебядкиной и предупреждает о готовящемся покушении на него. Шатов говорит о том, что русский может добиться Бога лишь мужицким трудом, бросив богатство. Ночью Николай едет к Лебядкину и по дороге встречает Федьку Каторжного, который готов исполнить все, что ни скажет барин, если он ему, конечно, даст денег. Но Ставрогин прогоняет его, пообещав, что если еще раз увидит, свяжет.

Визит к Марии Тимофеевне заканчивается очень странно. Сумасшедшая женщина рассказывает Николаю о каком-то зловещем сне, начинает бесноваться, кричать, что у Николая в кармане нож, и он вовсе не её князь, визжит, безумно хохочет. Видя это, Ставрогин ретируется, а по пути обратно снова встречает Федьку и кидает ему пачку денег На следующий день дворянин, Артемий Гаганов, вызывает Ставрогина на дуэль за то, что тот оскорбил его отца. Три раза стреляет в Николая, но промахивается. Ставрогин же отказывается от дуэли, объясняя это тем, что больше не желает убивать.

Тем временем в городе царят кощунство, люди издеваются друг над другом, оскверняют иконы. В губернии то там, то здесь возникают пожары, в разных местах замечают листовки с призывом к бунту, начинается эпидемия холеры.

Идет подготовка к празднику по подписке в пользу гувернанток. Его хочет организовать Юлия Михайловна, жена губернатора.

Петр Верховенский вместе с Николаем посещает тайное собрание, где Шигалевым оглашается программа «конечного разрешения вопроса». Весь смысл её в том, чтобы человечество разделить на две части, где меньшая половина властвует над большей, превращая её в стадо. Верховенский добивается того, чтобы обескуражить и смутить народ. События развиваются быстро. К Степану Трофимовичу являются чиновники и конфискуют бумаги. Ставрогин объявляет, что Лебядкина является его законной женой. В день праздника происходят события, печальные по своей сути: горит Заречье, затем становится известным, что капитана Лебядкина, его сестру и служанку убили. На губернатора, приехавшего на пожар, падает бревно. Петр Верховецкий убивает Шатова из револьвера. Тело бросают в пруд, вину за преступление берет на себя Кириллов, после этого убивает себя. Петр уезжает за границу.

Осознание смысла бытия
Степан Трофимович болеет, а перед смертью по просьбе Варвары Петровны исповедуется и причащается. Он осознает, что любовь выше бытия, и признает, что только Бога можно любить вечно.

Роман Достоевского “Бесы” заканчивается безрадостно: Дарья получает письмо Николая, в котором говорится, что он предлагает ей жить в Швейцарии, но вдруг приходит известие, что Ставрогин в Скворешниках. Варвара Петровна и Дарья спешат в это место, обыскивают комнаты и в одной видят страшное: Николай повесился. Рядом лежала записка: «Никого не винить. Я сам».

Вот такие произведения выходили из-под пера нашего гениального писателя.

Автор: Виталий Дубына

главные герои произведения, краткое содержание и план пересказа сюжета книги

Краткие содержания

12.11.21

10 мин.

Популярный роман был написан Федором Достоевским в 1873 году. Это самое политизированное повествование автора, которое он создал под впечатлением революционных действий в России. Краткое содержание «Бесов» поможет правильно составить читательский дневник и написать школьное сочинение.

Произведение учит читателя важности просветления и духовной открытости.

Оглавление:

  • Основные персонажи
  • Начало событий
  • Гибель Николая
  • Анализ и план пересказа

Основные персонажи

В романе «Бесы» Достоевский попробовал раскрыть проблему нигилизма и революционного движения, которая прочно засела в головах людей. Она пытается навести свои порядки, но сеет вокруг себя лишь хаос. Автор подчеркивал, что подобные настроения в обществе негативно влияют на развитие страны. Он сравнивал это с беснованием человека.

Главными героями романа «Бесы» Федора Достоевского являются:

  • Варвара Ставрогина — очень богатая и влиятельная барыня, высокомерная и алчная особа;
  • Николай Ставрогин — сын помещицы, симпатичный и воспитанный молодой человек, обожающий веселую жизнь;
  • Степан Верховенский — преподаватель Николая, добрый, но безвольный мужчина;
  • Петр Верховенский — основатель революционного движения, умный и практичный человек;
  • Лиза Тушина — образованная и умная девушка;
  • Прасковья Дроздова — давняя подруга барыни и мама Лизы;
  • Трофим Николаевич — будущий муж Тушиной, постоянно закрывающий глаза на ее многочисленные измены;
  • Иван Шатов — революционер, разочаровавшийся в жизни;
  • Дарья Шатова — родная сестра Ивана, воспитанница помещицы;
  • Игнат Лебядкин — талантливый поэт и любитель выпить;
  • Мария Лебядкина — сошедшая с ума сестра Игната;
  • Юлия Михайловна — глупая и наивная персона, которая хотела раскрыть преступный заговор.

Достоевский полагал, что духовное здоровье народа зависит от наличия морального благосостояния.

Люди должны стремиться приумножать тепло и добро. Когда общество обладает едиными нравственными принципами, то оно способно преодолеть любые препятствия и добиться процветания. Разнузданность идей и полное отрицание канонов может привести к быстрой деградации населения.

Начало событий

Степан Верховецкий был взрослым мужчиной, сохранившим внутри себя детскую наивность. За свою жизнь он успел похоронить двух жен. Чтобы хоть как-то отвлечь себя, он согласился быть наставником маленького мальчика Николая. Его мама симпатизировала Степану и постоянно делилась с ним своими мыслями.

Степан быстро нашел общий язык с маленьким мальчиком, и они стали настоящими друзьями. Однако потом парень вырос и отправился учиться. Через некоторое время по городу расползлись слухи о том, что Николай уехал в столицу, чтобы вести разгульный образ жизни. Не брезговал он и нечестными поступками. Все это продолжалось в течение нескольких лет. Жители населенного пункта сильно удивились, когда парень вернулся в родительский дом.

Он был опрятно и роскошно одет и походил на манерного господина, а не на шалопая.

У близких Николая появилось подозрение, что он страдает расстройством психики, поэтому его принудительно отправили в больницу. После выздоровления парень поехал путешествовать по миру и побывал в разных странах. С раннего детства он дружил с Лизой, которая была дочерью давней подруги его мамы. Герой планировал взять ее в жены.

Однако после посещения семейством Ставрогиных Швейцарии между молодыми людьми случилась размолвка. По этой причине Варвара предложила своей воспитаннице Даше выйти замуж за ее сына. Присутствующих очень удивила подобная речь, но обе стороны все равно согласились.

Однажды Николай по секрету рассказал Шатову, что недавно женился на красивой Марии Лебядкиной. Однако пара тщательно это скрывала. В один из дней Ставрогина вызвал на поединок один дворянин, но дуэль как таковая не состоялась, потому что сын помещицы отказался в ней участвовать, а его противник три раза выстрелил мимо.

Гибель Николая

В это время по всей России начали вспыхивать восстания и проходили секретные собрания, находившиеся под запретом. Однажды сын помещицы и Петр Верховенский захотели посетить подобную сходку. Там они прониклись революционными идеями. В день празднования помолвки главного героя произошли трагические события. Марию Лебядкину вместе с братом и молодой служанкой подло убили и подожгли их дом.

Приехавшего на место пожара губернатора насмерть задавило упавшее дерево, а тело Шатова сбросили в водоем. Его застрелил из пистолета Петр. Но всю вину за случившееся взял на себя совершенно посторонний человек, который затем совершил самоубийство. Из-за этих событий Верховенский был вынужден сбежать за границу.

Окончание произведения также безрадостное. Ставрогин написал записку Даше. В ней он обещал забрать девушку в Швейцарию, где когда-то купил уютный домик. Но когда молодая особа узнала, что парень вернулся в родной город, то она с его мамой решили проведать героя. Но в доме они обнаружили его повешенным, а неподалеку лежало короткое письмо. В нем мужчина просил никого не винить в его смерти, потому что он сам решил покончить с жизнью.

Анализ и план пересказа

По жанровой направленности роман можно отнести к стилю «реализм», потому что в нем рассказывается о реальных событиях. Автор смог многогранно описать действительность и вложил в нее много философских размышлений. Многие критики полагают, что произведение является неким пророчеством, которое отражает не только серьезные проблемы прошлого, но и важные вопросы будущего.

Композиционная структура повествования заключается в писательских размышлениях на многие актуальные темы.

Это отношения разных поколений, нигилизм, полное отсутствие одинаковых нравственных принципов, а также место мистики в реальной жизни.

Основной мыслью романа является уверенность автора в негативном влиянии нигилизма на русское общество. Это выражается в виде беснования людей и полнейшего хаоса вокруг них. Отличительной чертой произведения считается то, что Достоевский использует в нем не только отрывки из стихотворения Пушкина, но и притчи из Библии. Они выгодно подчеркивают концептуальную составляющую повествования.

Если внимательно прочитать краткое содержание романа «Бесы» Федора Достоевского, то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Детство Николая и его знакомство с наставником.
  2. Отъезд парня в столицу и его разгульная жизнь.
  3. Возвращение главного героя в родной город и попытка жениться.
  4. Посещение тайных собраний и трагические события.
  5. Самоубийство Ставрогина.

В своем произведении на примере общественности маленького города писатель пытался показать сильную опасность революционных и нигилистических идей, которые захватили умы его современников. Роман учит читателя тому, что необходимо преодолевать все тяготы и лишения. Человеку следует переосмыслить свою нравственность и полностью очиститься от негатива. После ознакомления с кратким содержанием «Бесов» Достоевского стоит прочитать книгу полностью, по главам.

The Possessed Summary & Study Guide

Получите The Possessed на Amazon.com

Посмотреть учебный пакет

Посмотреть планы уроков

Учебное пособие

Федор Достоевский

Это учебное пособие состоит примерно из 44 страниц с резюме глав, цитатами, анализом персонажей, темами и т. д. все, что вам нужно, чтобы отточить свои знания о одержимых.

Этот раздел содержит 551 слово
(прибл. 2 страницы по 400 слов на странице)

Посмотреть БЕСПЛАТНЫЙ образец

The Possessed Summary & Study Guide включает исчерпывающую информацию и анализ для помогите разобраться в книге. Данное учебное пособие содержит следующие разделы:

Этот подробный обзор литературы также содержит темы для обсуждения и бесплатный тест по Бесы Федора Достоевского.

«Бесы» — роман, драматизирующий культурные и политические неурядицы России середины XIX в.век. В нем рассказывается история небольшой ячейки террористов-нигилистов, которые устраивают хаос и совершают несколько убийств в провинциальном российском городке.

Роман повествует о двух семьях, Ставрогиных и Верховенских, и круге людей, которые вращаются вокруг этих двух семей. Степан Верховенский, интеллектуал, либерал и бывший профессор, обучает сына госпожи Ставрогиной, Николая, и держит небольшой кружок политических радикалов. Николай Ставрогин, харизматичный, но морально сомнительный и безродный молодой человек, возвращается в свой провинциальный городок и привозит с собой разные всякие романы с местными женщинами и прихлебателями политических радикалов. Одним из таких мужчин является Петр Верховенский, отчужденный сын Степана, который стал участвовать в радикальной политике. Другими молодыми людьми, связанными с Николаем, которые стали вовлечены в радикальную политику, являются Шатов и Кирилов. Шатов, когда-то социалист из группы Петра, а ныне реакционер, хочет выйти из группы, но Петр не дает ему уйти. Кирилов — друг Шатова, сопровождавший Шатова в поездке в Америку до того, как он тоже отказался от социализма в пользу странной философии, прославляющей самоубийство.

Питер, заигрывая с женой местного губернатора, замышляет политическую революцию в городе. Он якобы работает с Социалистическим Интернационалом и развивает радикальные террористические ячейки из пяти человек во многих городах России и по всей Европе. Питер завербовал членов дискуссионного кружка своего отца и других радикалов, а также местных преступников для участия в своей ячейке. Они планируют разжигать инакомыслие и подстрекать к насилию местных фабричных рабочих и подорвать авторитет местных лидеров общественного мнения.

С этой целью Питер убеждает госпожу Лембке, жену губернатора провинции, устроить праздник, на котором он и его друзья смогут высмеять культурную элиту и подстрекать население. Их план работает хорошо, и во время праздника некоторые из их участников подожгли бедную часть города, вызвав ужасный ад. Питер также использует одного из своих агентов, чтобы убить тайную жену Николаса и организовать незаконную связь между Николасом и Лизой. Лиза после романа обнаруживает, что жена Ставрогина убита, и подозревает Николая. При попытке увидеть труп жены Николаса Лиза убита разъяренной толпой горожан.

Тем временем Питер манипулирует своей камерой, чтобы спланировать убийство Шатова, оскорбившего Петра в прошлом. Петр утверждает, что Шатов информатор, и убеждает свою ячейку, что если они не убьют Шатова, он сдаст их всех в полицию. Это, конечно, ложь, хотя группа считает Шатова осведомителем и соглашается на убийство. Кирилов, считая самоубийство самым совершенным поступком, который может совершить человек, убеждается Петром покончить с собой и взять на себя вину за убийство Шатова. Группе Петра удается убить Шатова и убедить Кирилова покончить жизнь самоубийством. После убийства Петр уезжает из города, а остальные заговорщики арестованы и сознаются. Роман заканчивается тем, что Степан обращается в христианство перед смертью от болезни, а Николай Ставрогин возвращается домой только для того, чтобы повеситься.

Подробнее см. в учебном пособии

Этот раздел содержит 551 слово
(примерно 2 страницы по 400 слов на странице)

Посмотреть БЕСПЛАТНЫЙ образец

Дополнительные резюме и ресурсы для преподавания или изучения The Possessed.

Просмотрите все учебные пособия BookRags.

Авторские права

Одержимые из Книжные тряпки . (c) 2023 BookRags, Inc. Все права защищены.

BookRags

Демоны (литература) — TV Tropes

http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/literature/demons

Следующий

Перейти к

Когда Ставрогин верит, он не верит в то, что верит. А когда он не верит, он все равно не верит тому, что не верит.

Алексей Кириллов

Демоны ( Бесы , также переводится под названиями Дьяволы и «Бесы ») — роман Федора Достоевского. Впервые он был опубликован как сериал в Русском Вестнике в 18712.

Действие происходит в маленьком провинциальном городке. Демоны повествуют о группе революционеров во главе с Петром Верховенским, которые планируют возвестить какую-то революцию, но взрываются, поскольку ряд личных связей между ними ослабляет дисциплину, заставляя Верховенского искать помощи у Николая. Ставрогин, беспутный либеральный дворянин и предполагаемый блудный герой, в котором он видит харизматичного лидера, способного связать дело и уладить споры. Однако сам Ставрогин крайне раскольничен и разобщен, оправляется от тайной травмы и не хочет брать на себя роль Верховенского, поставленную перед ним.

Вдохновленный судом над Сергеем Нечаевым и действиями нескольких террористов-нигилистов, Достоевский изначально задумывал книгу как политический памфлет, но по мере написания книги он постепенно отходил от своей первоначальной идеи и посвятил себя изучению своего сложного образа жизни. персонажи. Первоначально роман был опубликован на английском и французском языках под названием «Одержимые », под которым он был известен на протяжении большей части 20-го века, что привело к адаптации для сцены Альбером Камю до 9 лет.0086 Les possédés (позже адаптированный для фильма Андрежем Вайдой). Глава, исключенная из оригинальной публикации из-за ее противоречивого содержания, с тех пор появилась в более поздних изданиях в виде Приложения под названием Исповедь Ставрогина , которое также было опубликовано отдельно.

  • Сообщник по бездействию: «Федька-арестант» подслушивает Николая Ставрогина за деньги, и Ставрогин в конце концов соглашается. Впоследствии Ставрогин понимает, почему Федька просил денег — очень косвенным образом Федька предлагал убить жену и зятя Ставрогина в обмен на деньги. Поняв это, Ставрогин бросается в бой и… ничего не предпринимает, пока его жена и деверь не погибают от руки Федьки. На следующее утро он прямо говорит, что даже если он не виновен в убийствах по закону, он считает себя виновным морально.
  • Всякая любовь безответна: хотя она проявляется по-разному в зависимости от ситуации, примерно каждая романтическая пара в книге в той или иной степени имеет эту динамику.
  • Умереть может любой: К концу книги около половины основного состава исчезло, большинство из них — в последних главах. Лебядкин и Марья Тимофеевна убиты Федькой, сам Федька загадочно убит за городом, Лизавета забита до смерти толпой, которая обвиняет ее в смерти Лебядкиных, Шатов убит пятеркой, Кириллов стреляет в себя и берет на себя вину. Убийство Шатова, Степан Трофимович умирает от болезни после того, как нанес удар в одиночку, Марья Игнатьевна и ее новорожденный ребенок умирают после охоты на Шатова на морозе, а Ставрогин вешается. Это немного угнетает.
  • Как говорит Хорошая Книга…: Два отрывка из Библии — Луки 8:32-36, об Иисусе, изгоняющем бесов из человека и посылающем их в стадо свиней, и Откровение 3:14-18, о как быть морально «теплым» хуже, чем быть горячим или холодным, — всплывает в разных местах книги.
  • Авторский трактат: По словам самого Достоевского, книга изначально задумывалась как «роман-памфлет» о том, что он считал растущей идеологической проблемой в России.
  • Красота равняется добру: Сильно извращен с красавчиком Ставрогиным, которого многие персонажи считают таким, но который оказывается почти полностью определяемым его отсутствие моральных убеждений.

    «Меня поразило и его лицо: волосы какие-то слишком черные, светлые глаза какие-то слишком спокойные и ясные, цвет лица какой-то слишком нежный и белый, цвет какой-то слишком яркий и чистый, зубы как жемчуг, губы его как коралл — самый образ красоты, казалось бы, и в то же время как бы отталкивания. Люди говорили, что его лицо было похоже на маску…» и невинно выглядящий, очень тихий и, казалось бы, искренне милый человек, который отдает большую часть своих денег своей матери, и его жалеет даже рассказчик романа (который, похоже, ненавидит других радикалов). Он также полностью поглощен Верховенским, и поэтому совершенно не стесняется убивать за дело.

  • Анархисты-бомбометатели: Банда террористов начинается как анархисты, но на протяжении всего романа они меняют свою цель с уничтожения властей и освобождения всех на установление более жестокого режима и порабощение 90% населения.
  • Байронический герой: Ставрогин — особенно неприятная деконструкция; в начале книги скрыто, что этот тип персонажа был распространен в русской литературе (и обществе) в то время.
  • Персонаж Флибустьер: Это роман Достоевского, многие персонажи рассуждают о своих политических, религиозных и художественных взглядах. Есть даже второстепенный персонаж по имени «Филибустер»!
  • Благотворительный бал: Юлия Михайловна устраивает бал, чтобы показать свои социальные и культурные связи. Он идет катастрофически, отчасти благодаря тому, что его намеренно саботируют радикалы.
  • Чеховский стрелок: Верховенский рано упоминает Ставрогину, что в этом районе на свободе разгуливает сбежавший преступник и убийца. Позже Федька-каторжник сыграл важную роль, по крайней мере, в паре из многочисленных смертей романа.
  • Облачная кукушка Ландер: Большинство персонажей считают само собой разумеющимся, что Марья Тимофеевна одна из них, но она, кажется, видит Ставрогина насквозь так, как мало кто может. Шатов, по крайней мере, признает, что в ней есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
  • Доверенное лицо: Дарья Шатова выступает в роли доверенного лица Николая Ставрогина. Также Марья Тимофеевна за Шатова и рассказчик за Степана Трофимовича.
  • Мертвый Гамбит Fall-Guy: Один из злодеев убеждает персонажа, переживающего экзистенциальный кризис, совершить самоубийство и написать записку, в которой утверждает, что виновен в преступлениях, фактически совершенных злодеями. Возникает некоторое фоклософское повествование, когда персонажи размышляют, благороднее ли быть или не быть падшим парнем.
  • Смерть равняется искуплению: Степан Трофимович претерпевает обращение на смертном одре и отказывается от своих прежних путей, признавая, что он «лгал всю [свою] жизнь».
  • Приманка Главный герой: В начале основное внимание уделяется Степану Трофимовичу и Варваре Петровне, что делает их приманкой девтерагонистов.
  • Дьявол на виду: С того момента, как Верховенский появляется на сцене, читателю и, по крайней мере, наиболее проницательным персонажам становится ясно, что он скользкий красноречивый болтун, готовый льстить любому, чтобы добиться своего. Ему по-прежнему удается с легкостью скользить по всем уровням общества, практически беспрепятственно приводя в действие свои многочисленные планы, и он является практически единственным персонажем, которому в конце концов удалось остаться невредимым.
  • Грязные коммуняки: пример досоветской/холодной войны и, вероятно, кодификатор Trope. Персонажи Достоевского ударили по всем негативным стереотипам, которые стали ассоциироваться с левыми радикалами в следующем столетии.
  • Дверной стопор: Как и большинство романов Достоевского. В большинстве изданий этот занимает около 700 страниц.
  • Двойное значение названия: Было довольно много критических дискуссий о том, должны ли «демоны» названия быть самими радикалами или просто идеями, которые их поглотили. (Сам текст, кажется, поддерживает второе чтение; ближе к концу Степан Трофимович слышит библейский отрывок о бесах, изгнанных из человека в стадо свиней, и замечает, что он и другие персонажи похожи на свиней.) не помогает и то, что на протяжении большей части 20-го века книга попеременно переводилась на английский как Дьяволы или Одержимые — весь акцент в названии полностью менялся в зависимости от того, какую версию вам довелось подобрать.
  • Двойной стандарт: сексуальные подвиги Ставрогина ни для кого не секрет, но женщины в его жизни рискуют социальным крахом, связавшись с ним. Лиза на самом деле пытается вернуть немного силы, используя Ставрогин для секса на одну ночь, даже зная, что она будет наказана обществом за это.
  • Даунер Концовка: Верховенский становится Кармой Гудини, убеждает свою группу убить Шатова, Кириллов и Ставрогин кончают жизнь самоубийством, а приложение к признанию Ставрогина только доказывает, насколько пустым и пустым было их преклонение перед Ставрогиным. Около половины актеров, в том числе несколько самых симпатичных персонажей, условно говоря, также умирают по разным причинам, и неясно, собирается ли сообщество восстановиться после хаоса, который только что обрушился на него, и если да, то как.
  • Доведение до самоубийства: Кириллов развивает целую философию, основанную на идее его возможного самоубийства, и не скрывает того факта, что он планирует покончить с собой. В конце концов, он проходит через это, хотя и не без некоторых осложнений. В конце концов Ставрогин также вешается, возможно, в качестве покаяния за то, что однажды сам довел молодую девушку до самоубийства.
  • Антиутопия оправдывает средства: «шигалевщина», философия террористической группировки, утверждает, что правомерно подвергнуть 90% человечества отдать в жалкое рабство, чтобы оставшиеся 10% могли наслаждаться утопическим раем.
  • Лик ангела, разум демона: Ставрогин описывается как абсолютно обаятельный и красивый, как принц из сказки, а на самом деле он развратный убийца, педофил и насильник.
  • Периферийное повествование от первого лица Рассказчик: Антон Лаврентьевич является свидетелем многих действий, но мало в них участвует.
  • Революция полного круга: Роман ясно дает понять, что если радикалы когда-нибудь придут к власти, результаты будут как минимум такими же плохими (а, возможно, и намного хуже) политической и социальной системы, которую они пытаются заменить.
  • Смена жанра: Первая треть романа представляет собой в основном социальную сатиру о невежественной интеллигенции невзрачного городка. Средняя часть становится более серьезной, когда на сцену выходят Ставрогин и Верховенский, но все еще сохраняет сильную сатирическую направленность. В последней трети книга разворачивается к полномасштабной трагедии с огромным числом погибших.
  • Бог есть я: Личная философия Кириллова вращается вокруг идеи, что, убив себя, он в некотором смысле стал Богом . Это имеет примерно такой же смысл в контексте.
  • Grande Dame: Варвара Петровна — богатая вдова и светская львица, стремящаяся позиционировать себя как неотъемлемая часть общества и покровительница искусства. Напряженность возникает, когда Юлия Михайловна, жена нового губернатора, пытается вытеснить Варвару из этой роли.
  • Беспричинный французский: Почти каждое второе предложение Степана Тромифовича произносится по-французски, иллюстрируя его снобистское, сентиментальное и «западное» (по современным политическим меркам) мировоззрение.
  • Муж-подкаблучник: Антон фон Лембке — бесхребетный тряпка для своей жены и вообще безвольный человек. Рассказчик говорит с полным презрением, что он был девственником, когда женился на своей жене, а она — нет.
  • Точка надежды: Шатов воссоединяется со своей женой Марьей Игнатьевной и помогает ей родить ребенка. Этот опыт эмоционально связывает их, и они начинают готовиться к новой совместной жизни. Затем Шатова убивают, а Марья с ребенком заболевают и умирают после того, как она выходит на его поиски.
  • Информатор / Крот: Радикалы живут в постоянном страхе перед осведомителями и шпионами, будь то из царского правительства или из их собственных рядов. В конце концов Шатова убивают под ложным предлогом, что он один из них.
  • Информированные способности: Почти каждый главный персонаж в той или иной степени одержим Николаем Ставрогиным. У каждого из них был с ним какой-то глубоко трогательный опыт — все это происходило не только до событий романа, но и за пределами страны, — и он оказывает длительное, хотя в большинстве случаев непреднамеренное и непредсказуемое влияние на каждый из них. Тем не менее, почти ничто из того, что он делал, не оправдывает того, почему к нему относятся так. Это оправдано, поскольку Достоевский пытается показать, как люди привлекают внимание и влияние, проецируя свои представления на какого-то «вождя» или «идеолога».
  • Прыжок через акулу: Во Вселенной Карамзинов был одним из величайших русских писателей в прошлом, но потом он прыгнул через акулу.
  • Карма Гудини: Петр Верховенский, Самодовольный Змей и Ублюдок-Манипулятор, вызывает смерть и/или гибель подавляющего большинства других персонажей, как положительных, так и отрицательных, прямо или косвенно; к концу книги он единственный, кто уходит от бойни невредимым, счастливым и успешным.
  • Подвесной абажур: Один из второстепенных персонажей, губернатор фон Лембке, имеет привычку писать длинные мелодраматические романы и вовлекать в них своих друзей. Достоевский, печально известный автор длинных мелодраматических русских романов, пользуется случаем, чтобы позволить себе немного самоуничижения:

    «[Родственник фон Лембке] в основном вызывался для того, чтобы слушать его романы в тайных, интимных чтениях, просиживал их, как пост, по шесть часов подряд; потел, изо всех сил старался улыбаться и не засыпать; придя дом сокрушался бы вместе с длинноногой и тощей женой о несчастной слабости их благодетеля к русской словесности».

  • Лемони Рассказчик: Побочный рассказчик не скрывает своего мнения о событиях, которые он описывает, и даже сам вмешивается в некоторые моменты. Он тоже довольно шустрый.
  • Любить тень:
    • Многим персонажам нравится идея Ставрогина, которая имеет мало общего с его реальным я. Он, в свою очередь, довольно покровительственно относится к женщинам в своей жизни и застигнут врасплох, когда они проявляют собственную свободу воли.
    • Степан Трофимович склонен проецировать свои идеалы на любую женщину, которой он одержим в данное время.
  • Ублюдок-манипулятор: Верховенский — абсолютное определение этого тропа. Почти весь хаос романа является преднамеренным результатом его интриг.
  • Многозначительное имя: Ставрогин, которого большинство актеров считают спасителем, имеет фамилию, происходящую от греческого слова «крест».
  • Встречайте нового босса: По крайней мере, самые циничные члены радикальной группировки не собираются улучшать мир для кого-либо, кроме себя. Шигалев прямо предлагает систему, при которой 90% населения будут порабощены оставшимися 10%.
  • Мессианский архетип: с ним играли и, в конечном счете, ниспровергли в случае со Ставрогиным. Большинство персонажей считают его фигурой спасителя, но на самом деле ему не хватает каких-либо моральных убеждений, и вдобавок он совершил несколько поистине гнусных поступков. Чем больше мы узнаем о нем, тем больше кажется, что он скорее антихрист.
  • Хлыст настроения: Убийство Шатова и смерть Марьи Игнатьевны и ее новорожденного ребенка происходят сразу после того, как пара воссоединилась и начала планировать свое совместное будущее.
  • Моральная близорукость: главная тема романа. Пятерка убедила себя, что их политическое мировоззрение оправдывает любое преступление, если они совершают его «во благо дела».
  • Убийство сводит с ума: Психика большинства пятерки начинает ухудшаться в течение нескольких дней (в некоторых случаях минут) после убийства Шатова.
  • Неологизм: Рассказчик вводит термин «шигалёвщина» ( «Шигалёвщина» , на русском языке), описывающий идеологию второстепенного персонажа. Член тайной группы городских нигилистов, которые варьируются от смехотворных идиотов до ужасающих психопатов, Шигалев утверждает, что вполне законно подвергнуть 90% человечества гнусному рабству, чтобы оставшиеся 10% могли наслаждаться утопическим раем. Этот термин стал широко использоваться в России в сталинскую эпоху.
  • Славный Парень: Немногие, но не совсем несуществующие.
    • Бедняга Маврикий — едва ли не единственный персонаж, который, кажется, искренне хочет поступать правильно со всеми остальными, особенно со своей невестой Лизой. Он страдает за это.
    • Рассказчик вроде бы тоже вполне приличный парень, особенно преданный Степану Трофимовичу, пусть и немного капризный.
  • Никто из знаменитостей не пострадал: Кармазинов широко известен как карикатура на коллегу-писателя Ивана Тургенева. (Хотя несколько сбивает с толку, по крайней мере один раз указано, что на самом деле Тургенев также существует во вселенной романа.) Различные другие персонажи, по крайней мере частично, также основаны на реальных персонажах. Верховенский был вдохновлен революционером Сергеем Нечаевым, Ставрогин основан на знакомом Достоевского по имени Николай Спешнев, Степан Трофимович — составной персонаж, основанный на нескольких либеральных интеллектуалах и т. д.
  • Инцидент с лапшой: Шатов и Кириллов вместе путешествовали в Америку в прошлом и поссорился. Эта поездка упоминается часто и кажется поворотной для них обоих, но читатель так и не узнает никаких подробностей.
  • Не остаться на завтрак: у Ставрогина и Лизы роман на одну ночь. В инверсии обычной динамики Ставрогина с женщинами, на этот раз это Ставрогин , который хочет продолжить отношения, и Лиза , которая признает, что только использует его.
  • Запутывание глупости: Это одна из любимых стратегий Верховенского по манипулированию и извлечению информации из людей. Он более чем счастлив, что его считают дураком, пока он получает то, что хочет от своей мишени.
  • Злодейство за кулисами: Ставрогин на самом деле не преуспевает во всем, что касается самого романа. С другой стороны, за пределами страницы он, по-видимому, совершил почти все преступления, которые вы можете себе представить, в попытке облегчить свою душераздирающую скуку.
  • Лимит в один Стив: Предотвращен с Марьей Тимофеевной и Марьей Игнатьевной. У обоих серьезные отношения и с Шатовым.
  • Однословное название: На русском языке. На английском языке его поочередно называли The Possessed 9.0087 , Дьяволы и просто Демоны , хотя последний начал вытеснять двух других в последние десятилетия.
  • Сила любви: Становится темой ближе к концу книги, воссоединению Шатова и Марьи Игнатьевны, а затем Степана Трофимовича и Варвары Петровны. Это, пожалуй, единственные по-настоящему приятные и обнадеживающие места среди подавляющей тьмы книги.
  • Княжеский юноша: Ставрогин молод, богат, имеет хорошие связи и красив. Другой персонаж даже сравнивает его с принцем Хэлом из шекспировской девятки.0086 Генрих IV пьес. Он не получает абсолютно никакого удовольствия ни от чего из этого.
  • Правильный параноик: нынешние и бывшие члены радикальной группировки прекрасно осознают, что им постоянно угрожает опасность со стороны властей и особенно друг друга.
    • Развенчан в деле Степана Трофимовича, который считает, что власти годами следили за ним, хотя на самом деле никто не воспринимает его настолько серьезно, чтобы он угрожал ему.
  • Псих по найму: Федька Осужденный, психически больной убийца и грабитель, наемный мускул банды Верховенского.
  • Пурпурная проза: Во Вселенной все, что пишет Степан Трофимович (и большая часть того, что он говорит), квалифицируется, к большому раздражению других персонажей. Кармазинов как-то еще хуже.
  • Царство террора: Достоевский видел в этом неизбежный результат радикальных движений, как он иллюстрирует в этом романе.
  • Революция не будет цивилизованной: В романе утверждается, что насилие — это инструмент, объединяющий революционеров в единое целое, поскольку все в равной степени дегуманизированы и виновны и сформированы на пути к дисциплине. Революционеры в книге настолько одержимы этой формой дисциплины, что никогда не думают о настоящей политической идеологии. Таким образом, они становятся коррумпированными и оскорбительными во главе с Петром Верховенским, их идеологом, который проповедует необходимость уничтожения миллионов людей для победы революции и, наконец, убивает одного из членов своей ячейки по подозрению, что он может быть Крот. Точно так же первоначальный идеолог группы Николай Ставрогин, которого все считают байроническим героем, на самом деле является саморазрушительным нигилистом, испытывающим чувство вины в то время, когда он изнасиловал маленькую девочку. Что еще хуже, у лидера этой группы есть прототип из реальной жизни — Сергей Нечаев, один из самых известных российских террористов того времени.
  • Революция не будет поноситься: строго предотвращено. Весь роман, по существу, является упражнением в очернении революции, что первым признал Достоевский.
  • Загадка на века: Так и не выяснено, существуют ли на самом деле ячейки радикальных агитаторов, которые Верховенский якобы создал по всей России, или «пятерка» романа единственная. Липутин приходит к выводу, что другие группы — ложь, рассказчик предполагает, что они могут быть реальными, а Верховенский так и не дает прямого ответа.
  • Вырвано из заголовков: Демоны — это вопиющая беллетристика дела Сергея Нечаева, Нечаев был лидером небольшой группы российских радикалов, убивших одного из своих последователей и заявивших, что он работал на тайную полицию, хотя на самом деле он только что открыто разочаровался в Нечаеве и стал расспрашивать его.
  • Сатанинский архетип: чем была бы книга под названием Демоны без него? Верховенский подходит для этой роли как Т, с его змеиным характером, его умением соблазнять других и его сверхъестественной способностью ускользать именно тогда, когда дела становятся действительно неприятными. (По иронии судьбы, а может и нет? Он также одержим обозначенным Мессианским Архетипом, Ставрогиным.)
  • Скользящая шкала идеализма и цинизма: Роман взвешен сильно до циничного конца, почти без замечательных персонажей и довольно безнадежного финала. Это мрачно даже по меркам Достоевского.
  • Социопат: Петр Верховенский определенно подходит. Ставрогин, вероятно, тоже, хотя он, по крайней мере, признает это в себе и на каком-то уровне желает, чтобы он был другим.
  • Голодающий студент: Шатов один.
  • Соломенный атеист: Как обычно у Достоевского, в разное время и Сыграл прямо, и Предотвратил. Практически все главные герои атеисты или, по крайней мере, борются с понятием веры, но все они выражают свое неверие по-разному. Некоторых изображают дураками, но другие весьма красноречивы и отзывчивы.
  • Соломенный нигилист: Практически все молодые радикалы (хотя Ставрогин и Верховенский выделяются).
  • Strawman Политическое: Достоевского часто критикуют за то, что в этом романе он не слишком тонко высмеивает социалистов, анархистов и других левых радикалов. У либералов-посредников дела обстоят не намного лучше.
  • Возьмите это!: Весь характер Кармазинова является одним из них, обращенным к коллеге Достоевского по писателю Ивану Тургеневу, а напыщенная прощальная речь, которую он читает во время праздника, является пародией на некоторые из реальных произведений Тургенева.
  • Десять шагов и поворот: Николай Ставрогин на дуэли с Гагановым из-за семейного оскорбления. Во время дуэли Ставрогин умышленно стреляет в воздух, что приводит Гаганова в бешенство.
  • Три лика Евы: Кажется, так Ставрогин более или менее видит три своих главных романтических увлечения. Самоотверженная Дарья Павловна — Жена, страстная Лизавета — Соблазнительница, внешне невинная Марья Тимофеевна — Дитя. Ни один из них не оказывается таким простым, как он себе представляет.
  • Западные террористы: Сюжет вращается вокруг такой группы. Хотя надо отметить, что нигилисты России 19-го века были первоначальными террористами.
  • Что случилось с мышью?: Некоторые персонажи (Кармазинов, Маврикий, фон Лембке…) просто исчезают, когда их ключевые сцены заканчиваются, некоторые из них даже не упоминаются в повествовании.
  • Широкоглазый Идеалист: Степан Трофимович один. Это выглядит совершенно ошибочным взглядом на циничную вселенную этого романа и обычно разыгрывается для смеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *