Бертран Рассел — биография, фото, философия, личная жизнь, причина смерти
Биография
Бертран Рассел – известный британский философ, политический деятель, автор прозаических произведений. Он воспевал пацифизм, был поклонником атеизма и продвигал либеральные тезисы. На счету ученого труды по математической логике, философии и теории познания. Исследователи называют Бертрана Рассела в числе основателей британского неореализма и неопозитивизма.
Детство и юность
Полное имя мальчика, появившегося в семье аристократов Рассел 18 мая 1872 года – Бертран Артур Уильям Рассел. Он родился в Треллеке, графство Монмаутшир, в имении Рейвенскрофт. Отец ребенка был сыном премьер-министра Англии и предводителя партии вигов. Родственники будущего философа отличались образованностью и статусом в обществе. Либерализм был в крови Расселов, открыто говоривших о вопросах войны и мира.
Бертран Рассел в детствеОтец Рассела, Лорд Эмбли, был одним из родоначальников пацифизма, теория которого сформировалась в 19 веке и стала популярной уже в 20 столетии. Бертран стал активным пропагандистом взглядов и идей отца. Его мать также была сподвижницей либерализма и отстаивала права женщин при любом удобном случае. Последнее навлекло гнев королевы Виктории.
Родители Бертрана Рассела скончались, когда ему было 2 года. Затем последовала смерть сестры. Вместе с двумя старшими братьями мальчик остался на попечении бабушки-графини. Она обеспечила внукам отличное образование благодаря иностранным гувернерам. Аристократическое воспитание, большая библиотека и одаренные учителя формировали мировосприятие детей. Бертран проявлял интерес к математике и часто заявлял верующей бабушке, что придерживается атеистической позиции. В 1889 году в возрасте 17 лет Бертран стал студентом Тринити-колледжа при Кембридже.
Бертран Рассел в молодостиВ 1894 году он получил степень бакалавра искусств. Увлекшись аналитическими высказываниями Джорджа Эдварда Мура, Рассел исследовал эмпиризм по трудам Джона Локка и Дэвида Юма. В 1895 году Бертран стал членом научного общества колледжа, а в 1897-м закончил диссертацию под названием «Об основах геометрии».
Получив образование, Рассел стал почетным атташе Британии и поехал с деловым визитом в Париж. Затем он посещал Берлин, где собирал материал для дебютной работы «Германская социал-демократия», опубликованной в 1896 году. Путешествия продолжились визитом в США и завершились возвращением в Англию, где Бертран Рассел презентовал свои кембриджские лекции в книге «Критическое толкование философии Лейбница».
Взгляды и философские труды
В 1900 году Бертран Рассел в компании педагога Тринити-колледжа Альфреда Уайтхеда стал участником философского конгресса, проведенного в Париже. Он прочел работы философов Готлоба Фреге и Джузеппе Пеано, занимавшихся исследованием символической логики, и создал собственную книгу под названием «Принципы математики». Ее опубликовали в 1903 году. Работа принесла Расселу известность.
Бертран РасселИсследования в области единого в математике и логике автор продолжал в период с 1910 по 1913 годы, а затем презентовал трехтомное издание «Основная математика», написанное в сотрудничестве с Уайтхедом. Ученые уверяли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится фундаментом любого исследования. Они отделяли философию от этики и богословия, делая ее основой анализ явления. Эмпирическое Рассел и Уайтхед ставили во главу, так как с его помощью достигается истина, в то время как все другое остается субъективным, а значит, сомнительным.
В дальнейшем Рассел продолжал размышления на тему эмпирического и пришел к выводу, что это единственный способ познания истины. В 1904 году он читал лекции в Гарварде и затем опубликовал их отдельным изданием. Ученый признал наличие противоречий в логике и стал рассуждать о роли гипотез и доказательности опыта в философии.
Философ Бертран РасселРассел был внимателен и к политике. Став вместе с женой членом «Фабианского общества» и сподвижником социализма, он боролся за равноправие женщин в вопросах выборов. В 1910 году Бертран выдвинул свою кандидатуру от либеральной партии на выборы в парламент. Желаемой поддержки он не получил, так как сторонников взглядов ученого в обществе было немного, а его отношение к религии противоречило актуальной на тот момент обстановке.
С 1916 года Рассел состоял в организации «Противодействие призыву на военную службу» и написал книги «Принципы социального переустройства», «Война и справедливость», «Политические идеалы» и др. Его труды не привлекали внимания до тех пор, пока философа не оштрафовали и не посадили в тюрьму за памфлет против тюремного наказания за отказ служить в армии.
Бертран Рассел с ученикамиПлохая репутация повлекла за собой увольнение из Тринити-колледжа, преподавателем которого был Бертран. Его библиотеку распродали для погашения штрафа, а правительство запретило выезд в США для чтения лекций в Гарварде.
Рассел не отказался от своих взглядов и за критические высказывания в 1918 году попал в тюрьму Брикстон, где написал «Введение в математическую философию». 1920-е годы ознаменовались публикацией «Анализа мышления», «Основ атома», «Основ относительности», «Анализа материи». Социалистические воззрения ученого получили подкрепление после знакомства с Троцким, Горьким и Лениным в 1920 году.
Выступление Бертрана РасселаПосетив Советский Союз, Рассел критиковал режим в книге «Теория и практика большевизма». Последующее путешествие в Азию принесло опыт преподавания в Пекинском университете и создание труда под названием «Проблема Китая». С 1924 по 1931 годы ученый читал лекции в США.
В тот период его заинтересовали международные проблемы. Автор рефлексировал в книгах «Свобода и организация, 1814…1914», «Какой путь ведет к миру?», «Власть: Новый социальный анализ». С 1935 года Бертран Рассел жил в Америке и читал лекции в университетах Чикаго и Калифорнии. Его пацифистские взгляды потерпели поражение после вторжения нацистов, случившегося в Польше в 1939 году.
Бертран Рассел на радио BBCУченый выступал за военную реакцию и из-за этого не пользовался популярностью в США. Его с трудом приняли представители духовенства и члены горсовета, вынужденные реагировать на назначение Рассела профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка.
Вернувшись в 1944 году в стены родного Тринити-колледжа, Бертран Рассел продолжил публицистическую деятельность, читал лекции для радио и стал обладателем ордена «За заслуги». Опубликованные в 1950 году «Непопулярные эссе» получили Нобелевскую премию по литературе. Рассел проигнорировал возможность выступить с официальной речью при получении награды.
Общественная деятельность
Борец за мир, философ участвовал в манифестациях и был спикером различных тематических конференций. Декларация протеста Рассела-Эйнштейна помогла добиться создания Пагуошского движения ученых. С 1954 года он выступал за ядерное разоружение, так как в тот момент велись испытания водородной бомбы. Рассел был членом соответствующего движения и «Комитета 100».
Бертран Рассел на митингеВ 1959-м он открыто заявлял о своей позиции в интервью ВВС. За особо ярое выступление у стен парламента он даже попадал в тюрьму. В 1962 году Рассел писал главам стран, Джону Кеннеди и Никите Хрущеву, о необходимости мирных переговоров по вопросам Карибского кризиса.
Выйдя из «Комитета 100» в 1963-м, философ сконцентрировал внимание на деятельности Атлантического фонда мира и собственной организации, выступающей против гонки ядерного оружия. Он собрал антивоенную комиссию при поддержке других общественных деятелей. Организация публично признала США виновником военной расправы во Вьетнаме. Рассел выступал против интервенции, а также осуждал вторжение в Чехословакию, произошедшее в 1968 году.
Личная жизнь
Кажется, что биография Бертрана Рассела была связана только с научной и общественно-политической деятельностью, но философ не забывал и о личной жизни. Его имя исследователи вносят в список известных любовников последних столетий, и тому есть подтверждения. Писатель был женат 4 раза, а количество его любовниц велико.
Бертран Рассел и его первая жена Элис СмитПервой избранницей Рассела стала Элис Смит, знакомство с которой состоялось в Тринити-колледже в студенческие годы. В 22 года Бертран женился на Элис, но их восприятие семейной жизни не совпало. Иллюзия семейного счастья, создаваемая супругами, рухнула, когда Бертран влюбился в супругу коллеги, Уайтхеда. Мимолетная интрига привела к разводу, и в 1910 году в сердце ученого поселилась новая любовь. Его привлекла Оттолин Моррел, супруга члена парламента. Отношения быстро сошли на нет, остановились на стадии переписки, а Рассел открыл для себя мир новых романов.
В 1914 году в США Бертран он познакомился с дочерью хирурга Хелен Дадли и пригласил ее в гости в Англию, но к визиту девушки уже состоял в отношениях с Айрин Купер Уллис. В 1916 году он был сражен замужней актрисой Констанцией Маллесон и стал третьим в ее отношениях с супругом. Связь с артисткой поддерживал 30 лет.
Бертран Рассел и его вторая жена Дора БлэкВ 1921 году философ женился на Доре Блэк, секретаре, сопровождавшем его в поездке по России. Она родила Бертрану сына и дочь. Выбирая школу для детей, супруги решились на создание собственного образовательного учреждения, открытого в 1927 году. Мысли относительно брака и семьи, переполнявшие писателя в этот период, он выразил в книге «Брак и мораль».
Союз Рассела и Блэк был недолгим. Ученый увлекся юной Джоан Фолуэлл и состоял с ней в отношениях 3 года. В 1936 году состоялась свадьба с воспитательницей его детей, Патрицией Спенсер. Разница в возрасте между супругами составляла 40 лет. Семья жила в США. Женщина родила Бертрану сына, но и этот брак оказался не финальным этапом в личной жизни писателя.
Бертран Рассел и его третья жена Эдит ФингВ 1952 году он развелся с женой ради отношений с писательницей Эдит Финг. Они сошлись на почве единых общественно-политических взглядов: вместе участвовали в демонстрациях, путешествовали по Европе и занимались антивоенной деятельностью.
Смерть
В отличие от многих последователей теории свободной любви, Бертран Рассел не скрывал собственных мыслей, о чем гласят высказывания и цитаты из его книг. Ратуя за истину и доверие в отношениях, он был честен с возлюбленными, поэтому финал своей жизни провел счастливым человеком. Последние годы Бертран Рассел жил в Северном Уэльсе, общаясь с детьми и внуками.
Бертран РасселУченый скончался 2 февраля 1970 года. Причиной смерти стал грипп. Иммунитет пожилого философа не справился с заболеванием.
Наследие писателя насчитывает множество трудов, в которых он исследовал историю философии, а фото научного и общественного деятеля дополняют страницы современных учебных изданий.
Библиография
- 1903 – «Поклонение свободного человека»
- 1910 – «Проблемы философии»
- 1012 – «Сущность религии»
- 1914 – «Мистицизм и логика»
- 1922 – «Искусство мыслить»
- 1925 – «Жизнь в средние века»
- 1935 – «Религия и наука»
- 1936 – «Есть ли жизнь после смерти?»
- 1938 – «Мои религиозные воспоминания»
- 1945 – «История западной философии»
- 1948 – «Существование бога»
- 1953 – «Воздействие науки на общество»
- 1987 – «Почему я не христианин»
«Любовь мудра, а ненависть глупа»
Рубрики : Последние статьи, Философия
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Публикуем архивную запись интервью с Бертраном Расселом — философом, историком, логиком, скептиком и неутомимым пацифистом, который повидал два века (XIX и XX), попытался донести до людей мысль о бессмысленности слепой веры (вот что бы то ни было) и до конца своих дней отстаивал идею мира во всём мире.
Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодолимые в своем могуществе: жажда любви, тяга к знаниям и мучительное сочувствие к страданиям человечества. Как могучие ветры, носили они меня над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и порой доводя до отчаяния.
«Бертран Рассел о Боге», «Бертран Рассел о философии», «Бертран Рассел — будущим поколениям» — Интернет давно пестрит яркими фрагментами бесед с Бертраном Расселом (1872 — 1970), математиком, историком и виднейшим философом XX века. Но за этими оборванными фрагментами не всегда можно увидеть настоящую личность — человека, который опередил время, сумел не стать заложником своего аристократического происхождения и до конца жизни остался верен своим взглядам, основанным на пацифизме, скептицизме и агностицизме. Но есть запись, которая способна восполнить этот пробел: интервью Бертрана Рассела, которое он дал Джону Фримену в рамках программы канала BBC «Лицом к лицу» в 1959 году (Bertrand Russell — Face to Face Interview; BBC, 1959).
О чём мог беседовать Фримен с этим легендарным человеком в его 86 лет? Конечно, о философии, религии, его политических взглядах и тех воспоминаниях, которые остались у Рассела от XIX века. Определённо, второго такого свидетельства не найти, так что смотрим.
Вот несколько цитат, которые Моноклер выбрал для вас.
Бертран Рассел о любви к математике:
Джон Фримен: Чему вы учились в детстве? Классиков изучали?
Бертран Рассел: Ну, в определенной степени да. Классики никогда мне особо не нравились. Мне нравилась математика. Мой первый урок математики я получил от брата, который рассказал мне об Эвклиде. Я тогда подумал, что это самая замечательная штука, которую я встречал <…>. Но, помню, было и разочарование, потому что он сказал: «Итак, начнём с аксиом». А я переспросил: «А это что?». Он ответил: «Это вещи, которые мы должны принять, хотя не можем доказать их». А я сказал: «Зачем мы их принимать будем, если их нельзя доказать?». Брат ответил, что если мы их не примем, то нельзя будет продолжить. Я хотел узнать, чем всё продолжится, и решил на время принять эти аксиомы.
Бертран Рассел о войне:
Джон Фримен: Как вам кажется, возможно ли, что кампания за ядерное разоружение уже может быть устаревшей в свете приготовлений к войне с использованием бактериологического и биологического оружия?
Бертран Рассел: Несомненно, если бы это была кампания только против ядерного оружия. На самом деле, это кампания против войны. А сиюминутный аргумент против войны — это существование ядерного оружия. Если бы с ним было покончено, существовали бы другие аргументы, не менее веские. Дело в том, что «человек научный» не сможет выжить, если продолжит заниматься войной. В худшем случае, человечество будет стёрто с лица земли — и это очень реальная возможность.
Очень реальная. Если этого не произойдёт, я даже боюсь представить, как сотни миллионов людей умирают в агонии, только потому что правители мира сего являются глупцами и злодеями. Я не могу мириться с этим.
О XIX веке:
Джон Фримен: Вспоминая XIX век, вы испытываете ностальгию или сожаление?
Бертран Рассел: Всё зависит от того, о чём вы думаете. Мир было намного приятнее созерцать. Каждый раз, возвращаясь куда-то, где я давно не был, я думал: «Какая досада. Ведь это место было таким красивым, а теперь оно ужасно». Так, постепенно, шаг за шагом, уничтожается красота. Об этом я глубоко сожалею. Но если говорить об идеях, то в мире стало гораздо меньше чепухи, чем когда-то — и этому я очень рад.
А вот и послание будущим поколениям от Бертрана Рассела:
Джон Фримен: Представьте, лорд Рассел, что эту съемку увидят ваши далёкие потомки через тысячу лет, как рукописи Мёртвого моря.
Что бы вы рассказали будущим поколениям о своей жизни? Об уроках, которые она вам преподнесла? Бертран Рассел: Я бы поделился двумя мыслями. Первая — интеллектуальная, вторая — нравственная. И что касается интеллектуального аспекта, я бы сказал следующее. Когда вы изучаете какой-либо предмет или размышляете о какой-либо философии, спрашивайте себя только о том, каковы факты, и о том, каковы истины, подтверждаемые этими фактами. Никогда не позволяйте иллюзиям увести себя в сторону — к тому, во что бы вы хотели верить или что, по вашему мнению, оказало бы благотворное воздействие на общество, если бы в это верили. Рассматривайте исключительно факты, и только факты. Это что касается интеллектуальной мысли. А если говорить о нравственном, то я бы сказал одну простую вещь. Я бы сказал: «Любовь мудра, а ненависть глупа. В этом мире, который становится всё более и более взаимосвязанным, мы должны научиться терпеть друг друга, мы должны научиться быть терпимыми по отношению к высказываниям других людей, даже если мы с ними не согласны.
Мы только тогда сможем жить вместе (если мы, действительно, хотим жить вместе, а не умереть вместе), когда мы научимся такой доброте и такой терпимости, которая крайне необходима для сохранения человеческой жизни на этой планете».
Смотрите также
— Карл Юнг: «Единственная существующая опасность — это сам человек» (интервью)
— Эрих Фромм: «Если вы спросите людей про рай, они скажут, что это большой супермаркет»
— Виктор Франкл о том, почему человек всегда заслуживает высшей оценки
Обложка: Бертран Рассел на BBC
«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.
Donate
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
интервью из архива
Бертран Рассел | Биография, очерки, философия и факты
Бертран Рассел
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 18 мая 1872 г. Уэльс
- Умер:
- 2 февраля 1970 г. (97 лет) Мерионет Уэльс
- Награды и награды:
- Нобелевская премия (1950)
- Известные работы:
- «Принципы математики»
- Предметы изучения:
- ядерное оружие парикмахерский парадокс разоружение формальная логика чувственные данные
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каким было детство Бертрана Рассела?
Детство Бертрана Рассела было полным горя и одиночества. Его мать и сестра умерли, когда ему было два года, а отец умер примерно через 18 месяцев. О нем и его брате Франке заботились бабушка и дедушка по отцовской линии, но их дедушка умер вскоре после того, как Бертрану исполнилось шесть лет. Получив домашнее образование, он был изолирован от других детей.
Где получил образование Бертран Рассел?
В детстве Бертран Рассел получил домашнее образование. В 1890 году он поступил в Тринити-колледж в Кембридже, где изучал математику и философию, получив диплом с отличием по обоим предметам (1893 и 1894 годы соответственно) и получив стипендию в последнем в 1895 году. В том же году он ненадолго прослушал лекции по экономике в Берлинский университет.
Что написал Бертран Рассел?
Многие философские работы Бертрана Рассела включали
Чем важен Бертран Рассел?
Будучи одним из основателей аналитического движения в философии, Бертран Рассел помог преобразовать сущность, характер и стиль философии в англоязычном мире. Он также был одним из величайших логиков 20 века. Откровенный социальный реформатор, он провел эффективную кампанию против несправедливых и иррациональных препятствий на пути к человеческой свободе и счастью.
СводкаПрочтите краткий обзор этой темы
Бертран Рассел , полностью Бертран Артур Уильям Рассел, 3-й граф Кингстон Рассел, виконт Эмберли Амберли и Ардсаллы (родился 18 мая 1872, Треллек, Монмутшир, Уэльс — умер 2 февраля 1970, Penrhyndeudraeth, Merioneth), британский философ, логик и социальный реформатор, основатель аналитического движения в англо-американской философии, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1919 г.50. Вклад Рассела в логику, эпистемологию и философию математики сделал его одним из выдающихся философов 20-го века. Однако широкой публике он был наиболее известен как борец за мир и как популярный писатель на социальные, политические и моральные темы. За долгую, плодотворную и часто бурную жизнь он опубликовал более 70 книг и около 2000 статей, четырежды женился, участвовал в бесчисленных публичных спорах, был почти в равной мере почитаем и ругаем во всем мире.
Рассел родился в Равенскрофте, загородном доме его родителей, лорда и леди Эмберли. Его дед, лорд Джон Рассел, был младшим сыном 6-го герцога Бедфорда. В 1861 году, после долгой и выдающейся политической карьеры, в ходе которой он дважды занимал пост премьер-министра, лорд Рассел был удостоен дворянства от королевы Виктории, став 1-м графом Расселом. Бертран Рассел стал 3-м графом Расселом в 1931 году, после того как его старший брат Фрэнк умер бездетным.
Ранние годы жизни Рассела были омрачены трагедиями и тяжелыми утратами. К тому времени, когда ему исполнилось шесть лет, его сестра, Рэйчел, его родители и дедушка умерли, и он и Фрэнк остались на попечении своей бабушки, графини Рассел. Хотя Фрэнка отправили в Винчестерскую школу, Бертран получил домашнее образование в частном порядке, и его детство, к его большому сожалению, прошло в основном в изоляции от других детей. Интеллектуально не по годам развитый, он с раннего возраста увлекся математикой и нашел опыт изучения евклидовой геометрии в возрасте 11 лет «таким же ослепительным, как первая любовь», потому что он познакомил его с опьяняющей возможностью определенных, доказуемых знаний. Это привело его к мысли, что всякое знание может иметь такое надежное основание, и эта надежда лежала в самом сердце его мотивации как философа. Его самая ранняя философская работа была написана в подростковом возрасте и описывает скептические сомнения, которые заставили его отказаться от христианской веры, в которой его воспитывала бабушка.
В 1890 году изоляция Рассела подошла к концу, когда он поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, чтобы изучать математику. Там он приобрел друзей на всю жизнь благодаря своему членству в знаменитом секретном студенческом обществе «Апостолы», в состав которого входили некоторые из самых влиятельных философов того времени. Вдохновленный своими дискуссиями с этой группой, Рассел отказался от математики в пользу философии и получил стипендию в Тринити на основании диссертации, озаглавленной «Эссе об основах геометрии, 9». 0058, исправленная версия которой была опубликована в качестве его первой философской книги в 1897 году. Вслед за кантовской «Критикой чистого разума » (1781, 1787) эта работа представила сложную идеалистическую теорию, рассматривавшую геометрию как описание структуры пространственной интуиции.
В 1896 году Рассел опубликовал свой первый политический труд « Немецкая социал-демократия». Хотя он и сочувствовал реформистским целям немецкого социалистического движения, он включал в себя резкую и дальновидную критику марксистских догм. Книга была написана отчасти как результат визита в Берлин в 189 г.5 со своей первой женой Элис Пирсолл Смит, на которой он женился в прошлом году. В Берлине Рассел сформулировал амбициозный план написания двух серий книг, одна по философии науки, другая по социальным и политическим вопросам. «Наконец-то, — как он позже выразился, — я достиг бы гегелевского синтеза в энциклопедическом труде, посвященном в равной степени теории и практике». Он действительно пришел писать на все темы, которые намеревался, но не в той форме, в которой он предполагал. Вскоре после того, как он закончил свою книгу по геометрии, он отказался от метафизического идеализма, который должен был стать основой для этого великого синтеза.
Отказ Рассела от идеализма обычно приписывается влиянию его друга и единомышленника апостола Г.Е. Мур. Однако гораздо большее влияние на его мысли в то время оказала группа немецких математиков, в которую входили Карл Вейерштрасс, Георг Кантор и Рихард Дедекинд, чья работа была направлена на обеспечение математики набором логически строгих основ. Для Рассела их успех в этом начинании имел огромное философское и математическое значение; действительно, он назвал это «величайшим триумфом, которым может похвастаться наш век». Познакомившись с этим корпусом работ, Рассел отказался от всех остатков своего прежнего идеализма и принял точку зрения, которой он должен был придерживаться до конца своей жизни, что анализ, а не синтез, был самым надежным методом философии и что, следовательно, все грандиозное системное построение предшествующих философов было понято неверно. Страстно и остро отстаивая эту точку зрения, Рассел оказал глубокое влияние на всю традицию англоязычной аналитической философии, завещав ей свой характерный стиль, метод и тон.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вдохновленный работами математиков, которыми он так восхищался, Рассел задумал продемонстрировать, что математика не только имеет логически строгие основания, но и что она в целом представляет собой не что иное, как логику. Философское обоснование этой точки зрения, впоследствии известной как логицизм, было подробно изложено в The Principles of Mathematics (1903). Там Рассел утверждал, что вся математика может быть выведена из нескольких простых аксиом, в которых не используются специфически математические понятия, такие как число и квадратный корень, а скорее ограничиваются чисто логическими понятиями, такими как предложение и класс. Таким образом можно было бы не только показать, что математические истины не подвержены сомнению, но и освободить их от всякого налета субъективности, такой как субъективность, связанная с ранним кантианским взглядом Рассела на то, что геометрия описывает структуру пространственной интуиции. Ближе к концу своей работы над Основы математики, Рассел обнаружил, что его предвосхитил в своей логицистской философии математики немецкий математик Готлоб Фреге, чья книга Основы арифметики (1884 г.) содержала, как выразился Рассел, «много вещей… которые Я верил, что изобрел». Рассел быстро добавил к своей книге приложение, в котором обсуждалась работа Фреге, подтверждались более ранние открытия Фреге и объяснялись различия в их понимании природы логики.
Трагедия интеллектуальной жизни Рассела состоит в том, что чем глубже он думал о логике, тем больше под угрозой оказывалось его возвышенное представление о ее значении. Сам он описывал свое философское развитие после «Основы математики» как «отступление от Пифагора». Первым шагом в этом отступлении было обнаружение им противоречия — теперь известного как парадокс Рассела — в самом сердце системы логики, на которой он надеялся построить всю математику. Противоречие возникает из следующих соображений: некоторые классы являются членами самих себя (например, класс всех классов), а некоторые нет (например, класс всех людей), поэтому мы должны иметь возможность построить класс всех классы, не являющиеся членами самих себя. Но теперь, если мы спросим у этого класса: «Является ли он членом самого себя?» мы запутались в противоречии. Если есть, то нет, а если нет, то есть. Это все равно, что определить деревенского цирюльника как «человека, который бреет всех тех, кто не бреется сам», а затем задать вопрос, бреется ли цирюльник сам или нет.
Поначалу этот парадокс казался тривиальным, но чем больше Рассел размышлял над ним, тем глубже казалась проблема, и в конце концов он пришел к убеждению, что в понятии класса, как он его понимал в , есть что-то принципиально неправильное. . Фреге сразу увидел всю глубину проблемы. Когда Рассел написал ему, чтобы рассказать о парадоксе, Фреге ответил: «Арифметика шатается». Фундамент, на котором Фреге и Рассел надеялись построить математику, казалось, рухнул. В то время как Фреге погрузился в глубокую депрессию, Рассел приступил к возмещению ущерба, пытаясь построить теорию логики, невосприимчивую к парадоксу. Однако, подобно злокачественной раковой опухоли, противоречие появлялось в разных обличьях каждый раз, когда Рассел думал, что устранил его.
В конце концов, попытки Рассела преодолеть парадокс привели к полной трансформации его логической схемы, поскольку он добавлял одно уточнение за другим к основной теории. При этом важные элементы его «пифагорейского» взгляда на логику были оставлены. В частности, Рассел пришел к выводу, что таких вещей, как классы и пропозиции, не существует и что, следовательно, чем бы ни была логика, она не является их изучением. На их место он заменил невероятно сложную теорию, известную как теория разветвленных типов, которая, хотя и успешно избегала противоречий, таких как парадокс Рассела, была (и остается) чрезвычайно трудной для понимания. К тому времени, когда он и его сотрудник Альфред Норт Уайтхед закончили три тома Principia Mathematica (1910–13), теория типов и другие нововведения в базовой логической системе сделали ее неуправляемо сложной. Очень немногие люди, будь то философы или математики, приложили колоссальные усилия, необходимые для овладения деталями этого монументального труда. Тем не менее, он по праву считается одним из величайших интеллектуальных достижений 20-го века.
Principia Mathematica — геркулесова попытка математически продемонстрировать, что Принципы математики утверждали философски, а именно, что математика является разделом логики. Достоверность отдельных формальных доказательств, составляющих основную часть его трех томов, практически не подвергалась сомнению, но философское значение работы в целом все еще остается предметом споров. Доказывает ли это, что математика — это логика? Только если рассматривать теорию типов как логическую истину, а в этом гораздо больше места для сомнений, чем в тривиальных трюизмах, на которых Рассел первоначально намеревался построить математику. Более того, первая теорема Курта Гёделя о неполноте (1931) доказывает, что не может быть единой логической теории, из которой выводится вся математика: все непротиворечивые теории арифметики обязательно неполны. Однако Principia Mathematica нельзя сбрасывать со счетов не более чем как героическую неудачу. Его влияние на развитие математической логики и философии математики было огромным.
Несмотря на свои различия, Рассел и Фреге одинаково придерживались платонического взгляда на логику. Действительно, страсть, с которой Рассел занимался проектом вывода математики из логики, во многом была обязана тому, что он позже несколько пренебрежительно назвал «разновидностью математической мистики». Как он выразился в своей более разочарованной старости: «Я не любил реальный мир и искал убежища в вневременном мире, без изменений, распада или блуждающего огонька прогресса». Рассел, как до него Пифагор и Платон, верил, что существует царство истины, которое, в отличие от беспорядочных случайностей повседневного мира чувственного опыта, неизменно и вечно. Это царство было доступно только разуму, и знание о нем, однажды достигнутое, было не предварительным или исправимым, а достоверным и неопровержимым. Логика для Рассела была средством, с помощью которого можно получить доступ к этому царству, и, таким образом, стремление к логике было для него высшим и благороднейшим предприятием, которое могла предложить жизнь.
Наибольшее влияние Principia Mathematica на философию оказала ее так называемая теория описаний. Этот метод анализа, впервые введенный Расселом в его статье «Об обозначении» (1905 г.), переводит предложения, содержащие определенные описания (например, «нынешний король Франции»), в выражения, которые не имеют — цель состоит в том, чтобы устранить логическую неловкость. казаться относящимся к вещам (таким как нынешний король Франции), которые не существуют. Первоначально разработанный Расселом как часть его усилий по преодолению противоречий в его теории логики, этот метод анализа с тех пор стал широко влиятельным даже среди философов, не особо интересующихся математикой. Общая идея, лежащая в основе расселовской теории описаний, — что грамматические структуры обычного языка отличаются от истинных «логических форм» выражений и часто скрывают их, — стала его наиболее устойчивым вкладом в философию.
Рассел позже сказал, что его разум так и не оправился полностью от напряжения, связанного с написанием Principia Mathematica, , и он никогда больше не работал над логикой с такой же интенсивностью. В 1918 году он написал Введение в математическую философию, , который был задуман как популяризация Principia, , но, помимо этого, его философские работы были больше посвящены эпистемологии, чем логике. В 1914 г., в «Наше знание внешнего мира», Рассел утверждал, что мир «построен» из чувственных данных, идея, которую он усовершенствовал в Философия логического атомизма (1918–1919). В The Analysis of Mind (1921) и The Analysis of Matter (1927) он отказался от этого понятия в пользу того, что он назвал нейтральным монизмом, взгляда на то, что «конечный материал» мира не является ни ментальным, ни физическим. но что-то «нейтральное» между ними. Несмотря на уважение, эти работы оказали заметно меньшее влияние на последующих философов, чем его ранние работы по логике и философии математики, и по сравнению с ними они обычно считаются низшими.
С изменением его интеллектуального направления после завершения Principia произошли глубокие изменения в его личной жизни. Все те годы, что он целенаправленно работал над логикой, личная жизнь Рассела была унылой и безрадостной. Он разлюбил свою первую жену Элис, хотя продолжал жить с ней. Однако в 1911 году он страстно влюбился в леди Оттолайн Моррелл. Обреченная с самого начала (потому что Моррелл не собиралась уходить от мужа), эта любовь тем не менее изменила всю жизнь Рассела. Он оставил Элис и начал надеяться, что, в конце концов, сможет найти удовлетворение в романтических отношениях. Отчасти под влиянием Моррелла он также в значительной степени потерял интерес к технической философии и начал писать в другом, более доступном стиле. Написав вводный обзор-бестселлер под названием Проблемы философии (1911), Рассел обнаружил, что у него есть дар писать на трудные темы для непрофессиональных читателей, и он стал все чаще адресовать свою работу им, а не крошечной горстке людей, способных понять Principia Mathematica .
В том же году, когда у него начался роман с Морреллом, Рассел познакомился с Людвигом Витгенштейном, блестящим молодым австрийцем, приехавшим в Кембридж, чтобы изучать логику у Рассела. Загоревшись сильным энтузиазмом по этому предмету, Витгенштейн добился больших успехов, и в течение года Рассел начал рассчитывать на него, чтобы сделать следующий большой шаг в философии и уступить ему в вопросах логики. Однако собственная работа Витгенштейна, опубликованная в конце концов в 1921 как Logisch-philosophische Abhandlung ( Tractatus Logico-Philosophicus, 1922), подорвало весь подход к логике, который вдохновил Рассела на великий вклад в философию математики. Она убедила Рассела в том, что «истин» логики вообще не существует, что логика целиком состоит из тавтологий, истинность которых не гарантируется вечными фактами в платоновской сфере идей, а лежит, скорее, просто в природе языка. Это должно было стать последним шагом в отступлении от Пифагора и еще одним стимулом для Рассела отказаться от технической философии в пользу других занятий.
Во время Первой мировой войны Рассел некоторое время был активным политическим агитатором, выступая за мир и против призыва на военную службу. Его деятельность привлекла внимание британских властей, которые расценили его как подрывную деятельность. Дважды его привлекали к суду, во второй раз он получил наказание в виде шести месяцев тюрьмы, которую отсидел в конце войны. В 1916 году в результате его антивоенной кампании Рассел был уволен с чтения лекций в Тринити-колледже. Хотя Тринити предложила повторно нанять его после войны, он в конечном итоге отклонил это предложение, предпочтя вместо этого продолжить карьеру журналиста и писателя-фрилансера. Война оказала глубокое влияние на политические взгляды Рассела, заставив его отказаться от своего унаследованного либерализма и принять радикальный социализм, который он поддержал в серии книг, в том числе 9.0057 Принципы социальной реконструкции (1916 г.), Пути к свободе (1918 г.) и Перспективы индустриальной цивилизации (1923 г.). Первоначально он симпатизировал русской революции 1917 года, но визит в Советский Союз в 1920 году оставил в нем глубокое и стойкое отвращение к советскому коммунизму, которое он выразил в «Практика и теория большевизма» (1920).
В 1921 году Рассел женился на своей второй жене, Доре Блэк, молодой выпускнице Гертон-колледжа в Кембридже, от которой у него было двое детей, Джон и Кейт. В межвоенные годы Рассел и Дора приобрели репутацию лидеров прогрессивного социалистического движения, которое было резко антиклерикальным, открыто бросало вызов традиционной сексуальной морали и выступало за реформу образования. Опубликованные работы Рассела в этот период состоят в основном из журналистики и популярных книг, написанных в поддержку этих причин. Многие из этих книг, например Об образовании (1926), Брак и мораль (1929) и Завоевание счастья (1930) — имели большие продажи и помогли Расселу стать в глазах широкой публики философом, которому есть что сказать. о моральных, политических и социальных проблемах современности. Его публичная лекция «Почему я не христианин», прочитанная в 1927 году и многократно напечатанная, стала популярным местом классического атеистического рационализма. В 1927 году Рассел и Дора открыли собственную школу Бикон-Хилл в качестве новаторского эксперимента в области начального образования. Чтобы заплатить за это, Рассел предпринял несколько прибыльных, но утомительных лекционных туров по Соединенным Штатам.
В течение этих лет второй брак Рассела подвергался все большему напряжению, отчасти из-за переутомления, но главным образом из-за того, что Дора решила родить двоих детей от другого мужчины и настояла на том, чтобы воспитывать их вместе с Джоном и Кейт. В 1932 году Рассел ушел от Доры к Патриции («Питер») Спенс, молодой студентке Оксфордского университета, и в течение следующих трех лет в его жизни доминировал чрезвычайно резкий и сложный развод с Дорой, который наконец был разрешен в 1935 году. в следующем году он женился на Спенсе, а в 1937 у них родился сын Конрад. Измученный годами бурной общественной деятельности и желая на этом сравнительно позднем этапе своей жизни (ему тогда было 66 лет) вернуться к академической философии, Рассел получил должность преподавателя в Чикагском университете. С 1938 по 1944 год Рассел жил в Соединенных Штатах, где преподавал в Чикаго и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, но ему не разрешили занять должность в Городском колледже Нью-Йорка из-за возражений против его взглядов на секс и брак. . Находясь на грани финансового краха, он устроился преподавателем истории философии в Фонд Барнса в Филадельфии. Хотя он вскоре поссорился с его основателем Альбертом С. Барнсом и потерял работу, Рассел смог превратить лекции, которые он читал в фонде, в книгу, История западной философии (1945), которая оказалась бестселлером и в течение многих лет была его основным источником дохода.
В 1944 году Рассел вернулся в Тринити-колледж, где читал лекции об идеях, которые сформировали его последний крупный вклад в философию, Человеческое знание: его объем и пределы (1948). В этот период Рассел впервые в жизни добился благосклонности властей и получил множество официальных наград, в том числе Орден «За заслуги» в 1949 году и Нобелевскую премию по литературе в 1919 году. 50. Однако его личная жизнь оставалась такой же бурной, как и всегда, и в 1949 году он оставил свою третью жену. политике, посвятил себя написанию рассказов. Несмотря на свой знаменитый безупречный стиль прозы, Рассел не обладал талантом к написанию великих художественных произведений, и его рассказы обычно встречались смущенным и озадаченным молчанием даже его поклонниками.
В 1952 Рассел женился на своей четвертой жене, Эдит Финч, и, наконец, в возрасте 80 лет обрел прочную семейную гармонию. Рассел посвятил свои последние годы кампании против ядерного оружия и войны во Вьетнаме, снова взяв на себя роль овода истеблишмента. Вид Рассела в глубокой старости, занимающего свое место в массовых демонстрациях и подстрекающего молодежь к гражданскому неповиновению своей страстной риторикой, вдохновил новое поколение поклонников. Их восхищение только возросло, когда в 1961 британская судебная система пошла на экстраординарный шаг, приговорив 89-летнего Рассела ко второму сроку тюремного заключения.
Когда он умер в 1970 году, Рассел был гораздо более известен как антивоенный участник кампании, чем как философ математики. Однако, оглядываясь назад, можно увидеть, что именно за его большой вклад в философию его будут помнить и чтить будущие поколения.
Бертран Рассел – биографический – NobelPrize.org
- Бертран Рассел
Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке 18 мая 1872 года. Его родителями были виконт Эмберли и Кэтрин, дочь 2-го барона Стэнли из Олдерли. В возрасте трех лет он остался сиротой. Его отец хотел, чтобы он вырос агностиком; чтобы избежать этого, он был взят под опеку двора и воспитывался бабушкой. Вместо того, чтобы отправить его в школу, его обучали гувернантки и репетиторы, и таким образом он в совершенстве владел французским и немецким языками. В 1890 он поселился в Тринити-колледже в Кембридже, и после того, как он получил очень высокий ранглер и получил первый класс с отличием по философии, он был избран членом своего колледжа в 1895 году. Но он уже покинул Кембридж летом 1894 года и в течение нескольких месяцев был атташе в британском посольстве в Париже.
В декабре 1894 года он женился на мисс Элис Пирсолл Смит. Проведя несколько месяцев в Берлине, изучая социал-демократию, они поселились недалеко от Хаслемера, где он посвятил свое время изучению философии. В 1900 он посетил математический конгресс в Париже. Он был впечатлен способностями итальянского математика Пеано и его учеников и сразу же изучил работы Пеано. В 1903 году он написал свою первую важную книгу, Принципы математики , и вместе со своим другом доктором Альфредом Уайтхедом приступил к развитию и расширению математической логики Пеано и Фреге. Время от времени он отказывался от философии в пользу политики. В 1910 году он был назначен лектором в Тринити-колледж. После того, как разразилась Первая мировая война, он принял активное участие в организации «Нет призыву на военную службу» и был оштрафован на 100 фунтов стерлингов как автор листовки с критикой двухлетнего приговора отказнику по убеждениям. Колледж лишил его лекционной должности в 1916. Ему предложили место в Гарвардском университете, но ему отказали в паспорте. Он намеревался прочесть курс лекций (впоследствии опубликованный в Америке под названием « Политические идеалы », 1918), но ему помешали военные власти. В 1918 году он был приговорен к шести месяцам заключения за пацифистскую статью, написанную им в Трибунале . Его Введение в математическую философию (1919) было написано в тюрьме. Его « Анализ разума » (1921) стал результатом нескольких лекций, которые он прочитал в Лондоне и которые были организованы несколькими друзьями, оформившими для этой цели подписку.
В 1920 году Рассел нанес короткий визит в Россию, чтобы на месте изучить условия большевизма. Осенью того же года он отправился в Китай читать лекции по философии в Пекинском университете. По возвращении в сентябре 1921 года, после развода с первой женой, он женился на мисс Доре Блэк. Они шесть лет жили в Челси в зимние месяцы, а летом проводили недалеко от Лендс-Энда. В 1927 году он и его жена открыли школу для детей младшего возраста, которую они просуществовали до 1932 года.31. Он развелся со своей второй женой в 1935 году и в следующем году женился на Патриции Хелен Спенс. В 1938 году он уехал в США и в течение следующих лет преподавал во многих ведущих университетах страны. В 1940 году он был вовлечен в судебный процесс, когда его право преподавать философию в Колледже города Нью-Йорка было поставлено под сомнение из-за его взглядов на мораль. Когда его назначение на факультет колледжа было отменено, он подписал пятилетний контракт в качестве лектора фонда Барнса, Мерион, штат Пенсильвания, но об отмене этого контракта было объявлено 19 января.43 Альберта С. Барнса, директора фонда.
Рассел был избран членом Королевского общества в 1908 г. и переизбран членом Тринити-колледжа в 1944 г. В том же 1934 г. он был награжден медалью Сильвестра Королевского общества, медалью де Моргана Лондонского математического общества. год, Нобелевская премия по литературе, 1950.
В статье «Логический атомизм» ( Современная британская философия. Личные высказывания , Первая серия. Лонд. 1924) Рассел изложил свои взгляды на свою философию, предварив их несколькими словами об историческом развитии. 1
Основные публикации |
Немецкая социал-демократия , 1896 |
Основы геометрии , 1897 |
Критическое изложение философии Лейбница , 1900 |
Основы математики , том. 1, 1903 |
Философские очерки , 1910 |
(совместно с доктором А. Н. Уайтхедом) Principia mathematica, 3 тома, 1910-13 |
Проблемы философии , 1912 |
Наши знания о внешнем мире как область научного метода в философии , 1944 |
Принципы социальной реконструкции , 1916 |
Мистицизм и логика и другие очерки , 1918 |
Пути к свободе: социализм, анархизм и синдикализм , 1918 |
Введение в математическую философию , 1919 |
Практика и теория большевизма , 1920 |
Анализ разума , 1921 |
Проблема Китая , 1922 |
Азбука атомов , 1923 |
(с Дорой Рассел) Перспективы индустриальной цивилизации , 1923 |
Логический атомизм , 1924 |
Азбука относительности , 1925 |
Об образовании , 1926 |
Анализ материи , 1927 |
Очерк философии , 1927 |
Скептические очерки , 1928 |
Брак и нравы , 1929 |
Завоевание счастья , 1930 |
Свобода и организация 1814-1914, 1934 |
Восхваление праздности , 1935 |
Какой путь к миру? , 1936 |
(совместно с Патрицией Рассел, редактором) The Amberley Papers , 2 тома, 1937 г. |
Власть: новое социальное введение в его исследование , 1938 |
Исследование смысла и истины , 1941 |
История западной философии , 1946 |
Человеческое знание, его объем и пределы , 1948 |
Власть и личность , 1949 |
Непопулярные эссе , 1950 |
1) Материал для этого эскиза взят из общеанглийских справочников.
From Les Prix Nobel en 1950 , редактор Арне Холмберг, [Нобелевский фонд], Стокгольм, 1951
Эта автобиография/биография написана на момент вручения награды и позже опубликованный в серии книг Les Нобелевская премия/Нобелевские лекции/Нобелевские премии . Информация иногда обновляется добавлением, представленным Лауреатом.
Более подробную биографическую информацию см.:
Russell, Bertrand, The Autobiography of Bertrand Russell .