Белла из герой нашего времени: Характеристика образа Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Характеристика образа Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Бэла – жертва Печорина

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

У нас появилась новая характеристика Бэлы.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза. Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза!

Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы.

Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной. Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?

Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Искренность

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

Преданность вере

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого. Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась. Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем. Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой. Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй».

На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Бэла — биография персонажа, внешность, воспитание, характер и цитаты

История персонажа

Персонаж романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Дочь черкесского князя, которую похищает Печорин — главный герой романа. В похищении тому помогает брат Бэлы, которому Печорин пообещал взамен коня. Герой добивается внимания похищенной девушки, но со временем Бэла надоедает ему.

История создания

Михаил Лермонтов

Отдельные части романа «Герой нашего времени» по мере написания выходили в литературном журнале «Отечественные записки». «Бэла» была написана первой в 1838 году и впервые опубликована в мартовском номере за 1839 год. Годом позже роман впервые издали целиком в Санкт-Петербурге тиражом в 1000 экземпляров.

Жанр произведения определяется как лирико-психологический роман. Лермонтов расположил главы романа с нарушением хронологического порядка. Глава о Бэле в большинстве изданий идет первой, в то время как в хронологическом порядке этот эпизод в жизни Печорина должен следовать за событиями, описанными в главах «Тамань» и «Княжна Мери».

Вероятно, Лермонтов изменил порядок глав таким образом, чтобы читатель мог увидеть героя сначала глазами стороннего наблюдателя — Максима Максимыча. А затем только погрузиться во внутренний мир героя на страницах дневника Печорина, в виде которого представлены последние главы.

«Герой нашего времени»

Максим Максимыч

Рассказ о Бэле выстроен как воспоминания штабс-капитана Максима Максимыча, рассказанные случайному попутчику во время ночного привала в горах. Штабс-капитан приходился приятелем главному герою романа Григорию Печорину.

Бэла — младшая дочь черкесского князя. Героине 16 лет, она хороша собой, высокая и тонкая, с черными волосами и большими черными глазами. Бэла выросла в горах Кавказа и всю жизнь провела в ауле, не получив воспитания, которое дают городским барышням. С точки зрения Печорина Бэла — дикарка.

У девушки есть старшая сестра, которая выходит замуж. На свадьбу по приглашению отца Бэлы являются Максим Максимыч и Печорин. Бэла красива, и Печорин разглядывает девушку, а заодно замечает, что за Бэлой следит еще один мужчина – бандит Казбич, обладатель коня, который славится силой и быстротой по всей округе.

Григорий Печорин

Азамат, брат Бэлы, хочет во что бы то ни стало заполучить коня Казбича. Юноша просит продать коня и взамен готов выкрасть для Казбича что угодно, даже Бэлу, собственную сестру. Казбич в ответ на это предложение говорит, что лихой конь бесценен, а женщин в обмен на золото можно приобрести аж четыре штуки.

Максим Максимыч подслушивает этот разговор и передает Печорину. Тот договаривается с Азаматом насчет похищения Бэлы и взамен обещает помочь юноше добыть желанного коня. Азамат под покровом ночи привозит Бэлу к Печорину, а на следующее утро крадет коня Казбича, пока тот с Максимом Максимычем распивает чай.

Максим Максимыч пытается воззвать к совести Печорина, но герой говорит, что возвращать девицу поздно и бессмысленно — отец в любом случае зарежет Бэлу или продаст ту в рабство. Печорин держит девушку запертой в комнате и нанимает некую татарку, чтобы та ходила к Бэле и передавала девице подарки.

Главные герои книги «Герой нашего времени»

Героиня отвергает подношения, но со временем начинает больше доверять Печорину. Герой проводит дни рядом с Бэлой и даже учит ради девицы татарский язык, а сама Бэла начинает немного понимать русский.

В один прекрасный день Печорин заявляет Бэле, что осознал собственную ошибку и отпускает девушку домой. Ведь Бэла никогда не сможет его полюбить. В ответ на это Бэла говорит, что любит Печорина. Тем временем бандит Казбич убивает отца Бэлы, пребывая в уверенности, что князь знал о краже коня и дал Азамату на это согласие.

Печорин же наигрался с Бэлой, девица ему наскучила и, бросив ту в крепости одну, герой ускакал на охоту. Бэла в компании Максима Максимыча совершает прогулку на крепостной вал. С высоты бастиона герои видят, как из леса показывается всадник. Бэла опознает в нем бандита Казбича, а лошадь под Казбичем принадлежит отцу Бэлы.

Образ Бэлы

Печорину девушка совсем не интересна, тот в основном охотится, не обращая больше на Бэлу внимания. Девушка впадает в депрессию, и Максим Максимыч, видя это, вызывает Печорина на разговор, однако тот лишь жалуется на собственную несчастливую судьбу. Бэлу герой выкрал, потому что «любовь дикарки» была для него этаким «свежачком», но, как выяснилось, экзотические девушки так же быстро надоедают Печорину, как и знатные барыни. Любовь Бэлы наскучила герою.

Однажды мужчины уезжают на охоту вдвоем, и Бэла остается без охраны. Пока тех не было, в крепость явился Казбич и выкрал Бэлу. Печорин преследует бандита и ранит коня Казбича. Поняв, что удрать не удастся, бандит бьет Бэлу ножом. Через два дня девушка умирает от ран.

Экранизации

В 2006 году на экраны вышел телевизионный мини-сериал «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта по сценарию Ираклия Квирикадзе. В сериале шесть серий, которые охватывают каждую из частей лермонтовского романа. Роль Бэлы исполняет актриса Наталья Горовенко.

Наталья Горовенко в образе Бэлы

В 1966 году на московской киностудии имени Максима Горького вышла драматическая дилогия «Герой нашего времени» режиссера Станислава Ростоцкого. Первый фильм дилогии — экранизация истории Бэлы. В роли главной героини снялась молдавская актриса Сильвия Берова. Для актрисы эта роль стала первой известной работой в кино.

Цитаты

«Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».
«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять».
«В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
«Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался».
«Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться!» (штабс-капитан Максим Максимыч)
«Слава — это удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким».

Бела (1966) — IMDb

  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей 4

РЕЙТИНГ IMDb

7. 2/10

49

ВАШ РЕЙТИНГ

Первый часть экранизации классического русского романа о «герое нашего времени». Первая часть экранизации классического русского романа «герой нашего времени». Первая часть экранизации классического русского романа «герой нашего времени». нашего времени».

  • Режиссер
    • Станислав Ростоцкий
  • Писатели
    • Михаил Лермонтов
    • Станислав Ростоцкий
  • 9002 7 Stars
    • Владимир Ивашов
    • Сильвия Берова
    • Алексей Чернов
  • Посмотреть производство, кассы и компанию info
  • Фото

    Лучшие актеры

    Владимир Ивашов

    Сильвия Берова

    Алексей Чернов

    Суламбек Мамилов

    Ролан Борашвили

    Барасби Мулаев

    Р. Кучмазоков

    В. Рудый

    Алексей Зайцев

    Евгений Гуров

    Ирина С олдатова

    • Режиссер
      • Станислав Ростоцкий
    • Сценаристы
      • Михаил Лермонтов(рассказ)
      • Станислав Ростоцкий
    • Весь актерский состав и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Еще

    Герой нашего времени — Бела

    Сюжетная линия

    Знаете ли вы

    • Связи

      Продолжение Герой нашего времени — Бела (1967)

    90 054 Обзоры пользователей1 Обзор

    Рекомендуемый обзор

    9/

    10

    Лермонтову респект

    Рассказ очень хороший. Но самое главное, что методы съемки находятся на высшем уровне по сравнению с той эпохой. Этот фильм очень старый. Я в 2021 году и мне не скучно во время просмотра. Лучшая сцена в фильме — черкесские всадники. Они удивительны! Вы должны их увидеть. Я знал, что черкесы талантливые наездники, но у них больше. В русско-черкесскую войну, как черкесы сопротивлялись русским 101 год теперь я могу понять. Я, возможно, немного отклонился от темы :D, но в обучении нет ничего плохого. Можете посмотреть, если найдете.

    полезно•0

    0

    • alperenguzel
    • 17 мая 2021 г. 9

      Войти

      Подробнее

      • Дата выпуска
        • 10 ноября , 1967 (Восточная Германия)
      • Страна происхождения
        • Советский Союз
      • Язык
        • Русский
      • Также известен как 900 10
      • Герой нашего времени: Белла
    • Производственная компания
      • Киностудия имени М. Горького
    • Подробнее о компании на IMDbPro

    Технические характеристики

    • Время выполнения

      1 час 53 минуты

    • Цвет
    • Соотношение сторон
      • 2,20 : 1

    Новости по теме

    Внесите свой вклад в эту страницу

    Предложите отредактировать или добавить отсутствующее содержание

    Top Gap

    Под каким именем была Бела (19)66) официально выпущен в Канаде на английском языке?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    [Пример эссе], 1474 слова GradesFixer

    В русском романе Герой нашего времени , переведенном Владимиром и Дмитрием Набоковыми, автор Михаил Лермонтов рассказывает о путешествиях отчужденного и манипулирующего Печорина, офицера высшего сословия, борющегося с судьбой в его попытках взаимодействовать с женщинами. В повести «Княжна Марья» Печорин пишет, что рассматривает свою судьбу, предсказанную старухой как «смерть от злой жены», как «неизреченное предчувствие»; он убежден, что оно сбудется, и потому носит в душе «непреодолимое отвращение» к браку (Лермонтов 137). Таким образом, отношения Печорина с женщинами отмечены его постоянным осознанием своей предполагаемой судьбы, и именно этот страх движет его отношением к ним. Его обращение с женщинами можно интерпретировать как героическое из-за его уважения к ним, особенно по сравнению со сверстниками, но также и как свидетельство антигероя из-за его манипулирования ими. Изображая отношение Печорина к женщинам как выражение его страха перед судьбой, Лермонтов предполагает, что героя не существует: сложность человеческой натуры препятствует оценке как таковой.

    Лермонтовское изображение Белы как экзотического и чужеземного изображает Печорина либо не героическим, либо негероическим, но также отчетливо человечным в его отчаянии по поводу своей судьбы, предполагая, что такое описание бессмысленно. Бэла с самого начала экзотизирована: Лермонтов вводит ее в квазиэтническую «азиатскую» свадьбу, где она неоднократно описывается как «газель» (Лермонтов 25). Эта объективация оформляет вожделение Печорина к ней как к странной и чуждой красоте, которая тем не менее кажется грубой и поверхностной. Лермонтов усиливает это впечатление, когда Печорин называет Казбича «разбойником», а его самого «мужем» (Лермонтов 31). Это фирменное высокомерие кажется необоснованным, тем более что сам Печорин был тем, кто организовал сделку по краже Белы в первую очередь. Излишне говорить, что первые представления Лермонтова о Печорине отличаются подлостью, поверхностностью, а не героизмом. Позже, однако, он дарит ей персидские ткани, что кажется несколько негероическим в попытке «купить» ее любовь, — но прав Максим Максимыч, говоря, что «это совсем не то же самое», что делать это с Русская девушка (Лермонтов 36). Отношение Максима к Беле как к странной и экзотичной свидетельствует о другом: в культурном плане подарок тканей является символом намерения — брака.

    Впервые Лермонтов характеризует их отношения как нечто большее, чем просто экзотическую сексуальную привлекательность; вместо того, чтобы держать ее в качестве наложницы, как можно было бы предположить на предыдущих страницах, Печорин достаточно уважает ее, чтобы считать ее своей женой, что само по себе похвально, возможно, даже героически, но особенно с учетом недавних событий. Хронологически «Фаталист» произошел бы непосредственно перед «Белой», и в конце этого рассказа, несмотря на убежденность в предопределении, Печорин никогда «ни от чего решительно не отказывается, ни слепо не доверяет» (Лермонтов 169).). Таким образом, дар представляет собой акт отчаяния — не героический и не негероический, а просто человеческий — попытки «испытать судьбу», как он это сделал в «Фаталисте» с казаком, и желания опровергнуть пророчество. Таким образом, лермонтовский образ смеющегося Печорина после смерти Бэлы изображает не человека, равнодушного к смерти возлюбленной, а сломленного подтверждением своей судьбы.
    Смех Печорина — это не прообраз идущего героя и не негероическое равнодушие, а сложное человеческое существо.

    Точно так же лермонтовское изображение отношений Печорина с княжной Марией как выражение его потребности сохранять контроль контекстуализирует судьбу как постоянный призрак, преследующий их связи, предполагая, что «герой» не может существовать. Еще до того, как Печорин и Мэри вступят в контакт, Лермонтов выставляет ревность как мотиватор своего взаимодействия с ней. Печорин пишет, что серьезность Грушницкого «обволакивает [его] зимним инеем» (Лермонтов 89). Лед ревности Печорина соответствует кажущейся холодности, с которой Печорин впоследствии манипулирует Марией, и на мгновение Лермонтов проецирует его как самое далекое от героя существо. Таким образом, их первые взаимодействия характеризуются манипуляцией; Печорин с ликованием пишет, что Мария его ненавидит, с какой-то мстительной гордостью отмечая, что он является предметом «едких, но… лестных» эпиграмм (9).6). Сопоставление у Лермонтова двух сильно коннотативных слов подчеркивает, что Печорину лестно в этих эпиграммах именно их колкость; ему нравится тот факт, что он имеет власть над Марией, что он является предметом ее страданий и ее внимания.

    Когда Печорин размышляет о том, почему он так усердно играет с Марией, Печорин пишет, что его главное удовольствие состоит в том, чтобы «подчинить [своей] воле все, что его окружает» (Лермонтов 116). Лермонтов развивает, казалось бы, презренный, негероический характер, одновременно саморефлексирующий и гордящийся своими поступками, через грандиозный и высокомерный тон Печорина, когда он пишет это. Но это маниакальное желание — контролировать все вокруг себя — отражает его желание распоряжаться своей судьбой. Поэтому, когда Печорин не может видеть Марию, когда она больна, он пишет с недоверием: «Неужели я действительно влюбился? … Какая ерунда!» (Лермонтов 127). Используя многоточие, Лермонтов создает естественную паузу в потоке текста, подчеркивая, что причина, по которой Печорин так не любит предположений о том, что он влюблен, заключается в том, что он потерял контроль; он влюбился не по своей воле и подтасовке, а потому, что это просто случилось, не говоря уже о том, что Печорин, несомненно, знает о своей предполагаемой судьбе. Когда выясняется, что он должен жениться на Марии, то он, наконец, вводит это пророчество и то, как оно нависло над ним всю его жизнь, — утверждает, что он не «продаст [своей] свободы» (Лермонтов 137). Лермонтовское построение сравнения брака с продажей свободы — с рабством — свидетельствует о потребности Печорина сохранять контроль. Более того, это соответствует его страху перед судьбой, который проистекает из его страха неспособности контролировать свою судьбу. Интересно здесь то, что если бы судьба действительно существовала, как считает Печорин, у него изначально не было бы свободы продавать.

    В конце концов, однако, лермонтовская иллюстрация отношений между Печориным и Верой раскрывает способность Печорина — и, более того, потребность — в истинной любви несмотря на его предполагаемую судьбу; герой он или нет, становится неважным. Сам Печорин признает, что Вера единственная вполне поняла его и его «мелкие слабости и злые страсти» (Лермонтов 141). Аллитерация Лермонтовым слов с сильным негативным подтекстом предполагает, что Печорин понимает, почему его могут презирать, но также подчеркивает свою признательность за безусловную любовь Веры. Иногда его отстранение от Веры могло быть героическим — за уважение к ее мужу — или негероическим — за неуважение к ее любви, — но вопрос о героизме здесь посторонний; независимо от его действий, дилеммы Печорина сложны и не могут быть сведены к простой двоичной системе да/нет. Позже, заметив ревность Веры к Марии, Печорин комментирует нелогичный женский ум. Он представляет силлогизм соломенного человека: «Я не должен любить его, потому что я женат, а он меня любит — следовательно…» (Лермонтов 132). Отсутствие «следствия», взаимной любви, подчеркивает параллель между описываемой им замужней женщиной и Верой, предполагая, что, в конце концов, хотя Печорин и принимает Веру и ее любовь как должное, он все же любит ее. Его любовь к Вере возможна благодаря тому, что она замужем, и, таким образом, не представляет угрозы для исполнения пророчества. Однако когда Вера уходит, Печорина охватывает отчаяние. Когда Печорин скачет назад, пытаясь увидеть ее еще раз, Лермонтов описывает пейзаж такими словами, как черный, темный, сырой, унылый и однообразный, намекая на его отчаяние в мрачной проекции Печорина мира без Веры — и мира без Веры. любовь (Лермонтов 157-8).

    На протяжении всего романа у Печорина есть романтические отношения с несколькими женщинами, но ни одна из этих отношений не увенчалась успехом. Однако Лермонтов характеризует все эти отношения как продукт страха Печорина перед своей судьбой и как таковой создает сложный и многослойный характер. Судьба занимает центральное место в поведении Печорина, но он действует, исходя из предположения, что это правда. Однако в последней главе книги «Фаталист» неназванный персонаж спрашивает: «Если предопределение действительно существует, то почему тогда нам дана свобода воли и разум и почему мы должны отчитываться за свои действия?» (Лермонтов164). Для Печорина идея предопределения формирует его свободную волю и разум. Для Лермонтова идея предопределения позволяет ему создать отчетливый, противоречивый, но многогранный характер. Вместо того, чтобы создать четкого героя (или нет), как было бы указано в названии, Лермонтов предполагает, что невозможно оценить кого-то одним словом; нет такого обозначения, как «герой», поскольку оно не в состоянии отдать должное сложности человеческой природы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *