10 РОДЖЕР БЭКОН. НОМИНАЛИЗМ. История психологии. Шпаргалка
10 РОДЖЕР БЭКОН. НОМИНАЛИЗМ
В эпоху средневековья философы, которые разделяли точку зрения Платона, назывались реалистами, потому что считали универсалии реально существовавшими. Их позиция была названа реализмом. Универсалиями считались невидимые и вечные идеи, существующие до вещей, обозначающие общие понятия, наиболее широкие, которые могут обозначать большой класс предметов. Противоположная точка зрения называлась номинализмом. Его главными представителями считаются Уильям Ок-кам (конец XIII–XIV вв.), Иоганн Буридан (конец XIII–XIV вв.), Николай из Отрекура (XIV в.) и др.
Ее представители предполагали, что универсалии есть только имена и могут существовать не сами по себе, а лишь в сознании человека в виде понятий или терминов. Они считали, что реально существуют только конкретные, единичные, чувственно воспринимаемые человеком предметы. Номиналистические взгляды появились и стали распространяться только в эпоху Возрождения.
Номинализм по своими проявлениям мог быть крайним и умеренным. Умеренные номиналисты полагали, что универсалии существуют после вещей в виде обобщенных их названий, т. е. понятий. Эти понятия имеют очень важное значение, хотя они и не существуют объективно. Умеренный номинализм назывался также концептуализмом. Крайние номиналисты, в частности Иоанн Росцелин (1050–1120), считали, что общие понятия совершенно бессмысленны, т. е. если они не существовали реально, то и говорить о них было незачем.
Ученик Роберта Гроссетеста Роджер Бэкон (1210–1294) являлся представителем оппозиционного течения, сформировавшегося в Оксфордском университете Англии во второй половине XIII в. Он выступал против томизма и против схоластики как таковой. Р. Бэкон считал, что универсалии существуют только в единичном, которое в свою очередь, не зависит от мыслящего начала. Он подчеркивал не только субъективность общего, как считали сторонники номинализма, но и объективность единичного. Он отрицал атомистическое учение, которое говорило о неделимости атомов и пустоте, и выдвинул идею о комбинации качественно различных элементов, которые образуют конкретные вещи.
Главной работой Р. Бэкона был «Большой труд», состоящий из семи разделов и содержащий теорию мышления человека, а также воззрения на соотношения науки и теории. Ограниченный в объеме «Меньший труд» представлял предыдущую работу Бэкона в сокращении. «Третий труд» являл собой переработку двух предыдущих.
У. Оккам рассматривал ощущения как своего рода знаки. В условиях средневековой Европы обращение к знакам позволило с другой стороны взглянуть на понятие о душе, т. е. перейти от субъективного «внутреннего опыта» к объективному анализу знаковых отношений.
У. Оккам вывел положение о том, что следует отсекать сущности или предполагаемые силы там, где можно обойтись меньшим их числом, это положение получило название оккамовской «бритвы».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ГЛАВА II Австралийский номинализм
ГЛАВА II Австралийский номинализм В 1920 г. Ван Геннеп насчитал сорок одну различную теорию тотемизма, наиболее важные и поздние из которых, несомненно, основывались на австралийских данных. Неудивительно, что, отправляясь именно от этих данных, А. П. Элькин, выдающийся
Роджер Уолш СЕМЬ ПРАКТИК ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА Перевод А.Киселева и В.Майкова
Роджер Уолш СЕМЬ ПРАКТИК ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА Перевод А.Киселева и В.Майкова Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования и Профессиональной психотерапевтической лигой в качестве
Роджер Бэкон : Богослов.RU
Краткая биографическая справка:
Роджер Бэкон (1214–1294) [лат] – философ, естествоиспытатель и астроном. Францисканец. Представитель оксфордской школы, ученик Роберта Гроссетеста. Отличался энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Как и его учитель, призывал в изучении природы использовать математику, но не менее необходимым считал обращение к опытному изучению природы. В самом опыте Р.Б. различал три его формы: опыт, приобретаемый с помощью человеческих чувств; опыт внутренней жизни, с помощью которого познаются духовные сущности и который сопровождается мистическими озарениями; праопыт, которым Господь по благодати наделил Святых Отцов. В целом познание не может осуществиться без благодати веры, тем более познание той совершенной мудрости, что заключена в Священном Писании. К этой Истине человек будет стремиться всегда, но находить ее в той мере, в какой Бог Сам сообщит ее. Оставаясь прежде всего схоластом, Р.Б. понимал схоластику совсем иначе, чем многие его современники. Полная мудрость, утверждал он, дана одним Богом одному миру и с одной целью. Как и Бонавентура, Р.Б. сводил все науки к теологии, – есть одна совершенная мудрость и одна наука, превосходящая все остальные. Вместе с тем Р.Б. полагал, что современная ему теология не отвечает своему высокому назначению; его поражало неумение и нежелание теологов постигать подлинный глубочайший смысл Божественного откровения, содержащегося в Священном Писании и поражало невежество схоластических теологов, не умеющих и не желающих использовать знания, накопленные язычниками. Р.Б. не отвергал авторитеты, но причину невежества видел в преклонении перед неосновательными авторитетами. Поскольку философия – есть лишь толкование божественной премудрости, опирающееся на нравственное учение и поведение, то Р.Б. неизбежно ощущал в себе пророческую миссию. Его негативное отношение к современной теологии в целом, его жесткие порицания Александра Гэльского, Альберта Великого и Фомы Аквинского определяются не только и не столько интеллектуальными оценками, сколько оценкой их как ложного пророчества. Это позволяет яснее понять причину преследований, которым подвергался Р.Б. Осознание доставшейся ему высокой миссии объясняет его самоуверенность, которое он демонстрировал в отношении других людей, даже в отношении к папе. Ему не прощали его презрительной надменности и агрессивности. Несмотря на то, что ему оказывал покровительство папа Климент IV (свое основное произведение «Большой труд» Р.Б. написал по поручению папы) идеи Р.Б. (прежде всего в области астрологии) были осуждены главой ордена францисканцев, и некоторое время Р. Б. пребывал в монастырской тюрьме.
Библиография работ о персоне:
Знаменитая история монаха Бэкона [фантастически гиперболизированное жизнеописание Роджера Бэкона] / Пер. с англ.: Н.Маслова // Великие некроманты и обыкновенные чародеи. – СПб.: Азбука, 2004. – С. 71 – 130.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Аполлонов А.В. Роджер Бэкон // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 182 – 183, 302.
Бёкк Р.М. Космическое сознание. – М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1994. С. 347–351.
Бибихин В.В. Бэкон Роджер // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Быховский Б.Э. Бэкон Роджер // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Бэкон Роджер // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Гайденко П.П. Элементы свободомыслия в средневековой схоластике // История и теория атеизма. – М., 1962.
Горелов Н. Вступительная статья // Великие некроманты и обыкновенные чародеи. – СПб.: Азбука, 2004. – С. 5 – 32.
Грошева А.В. Грамматические учения западноевропейского средневековья // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.236–237.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.204–208.
Елькина Г. Л. Роджер Бэкон об опытном пути познания // Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. – Алма–Ата, 1982. № 2. с. 29—33.
Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Зубов В. Бэкон Роджер // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 1.
Зубов В.П. Физические идеи средневековья // Очерки развития основных физических идей. – М.: АН СССР, 1959.
Ивановский В. Рожер Бэкон // Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. – Вып. I V.
Клемешов А.С. Виды опыта и историческое знание у Роджера Бэкона // Историческое знание и интеллектуальная культура: Материалы науч. конф. Москвы, 4–6 дек. 2001 г. М., 2001. Ч. 1
Клемешов А.С. Учение о «государстве верных» Роджера Бэкона // Общественная мысль в контексте истории культуры: Сб. в честь А. Э. Штекли. – М. : Наука, 2004.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.
Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М.: Наука. 1979.
Рабинович В.Л. Стиль творческого мышления как предмет исторической психологии // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971.
Рабинович В.Л. Теоретическое предвидение и его интерпретация. По алхимическим трактатам Роджера Бэкона // Научное открытие и его восприятие. – М., 1971.
Рабинович В.Л. Ученый средневековья: Психологический очерк // Научное творчество. – М., 1969.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.435–437.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
Рейдемейстер К. Доктор Мирабилис // Знание – сила. – 1955. – № 6.
Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. / Пер. с англ. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 5).
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.325–335.
Усманова А.Р. Роджер Бэкон // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Шестаков В.П. Развитие музыкально–эстетических идей западноевропейского средневековья // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. – М.: Искусство, 1966.
Шишков А.М. Бэкон Роджер // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.364–378.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.240–242.
Библиография работ автора:
Opus Tertium / Пер. и прим.: А.В.Аполлонов // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Введение к трактату псевдо–Аристотеля «Тайная тайных» / Пер. с лат.: А.Г.Вашестов // Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре XIII–XX вв. – М., 1999.
Великое сочинение: [Фрагменты] // Матузова В. И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М. Наука. 1979
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Фрагменты сочинений // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. – М., 1949. – Т. 2.
Роджер Бэкон | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено
Около 1214/1220 — Около 1292
естествоиспытатель
Источники Методический Эксперимент
2
Один из первых сторонников прямого, точного наблюдения и связанного с ним математического анализа для проверки теорий более ранних ученых, Роджер Бэкон также написал важные работы по логике, семантике и семиотике.Образование и карьера. О жизни Бэкона известно мало. Некоторые ученые считают, что он родился около 1220 года, в то время как другие относят его дату рождения к 1214 году. Он учился в Оксфордском университете, а затем начал карьеру профессора философии в Парижском университете примерно в 1237 году. Около десяти лет он читал там лекции по Аристотелевские и псевдоаристотелевские тексты, и о «новой» логике, которая была более сложной, чем старая аристотелевская логика. Ученые тринадцатого века использовали новую логику для разработки logica modernorum 9.0023 (современная логика), в котором использовались некоторые новые методы семантики. Примерно в 1248 году Бэкон оставил преподавание и в течение следующих девяти лет посвятил свои финансовые ресурсы изучению языков, экспериментам и «книгам секретов» (работам по таким предметам, как алхимия, медицина и управление государством). В 1280 году Бэкон выпустил свое издание одной из самых известных книг тайн, псевдоаристотелевской Secretum Secretorum («Тайна тайн»), произведения политического образования для принца, которое также включает медицинский и научный разделы.
Научные труды. Став монахом-францисканцем примерно в 1257 году, Бэкон продолжил учебу и в 1260-х годах опубликовал свой Opus maius («Великий труд») и связанные с ним труды, в том числе Communia naturalium («Общее описание естественных вещей»), свой план энциклопедия наук. Его Opus maius состоит из семи частей, которые охватывают академическую ситуацию того времени, философию и теологию, язык, приложения математики, оптику, экспериментальную науку и моральную философию. Раздел по оптике включает полное физиологическое описание глаза и зрительного нерва и описывает «отдельную науку о зрении», посредством которой и без которой не могут быть познаны другие науки. То есть он считал оптику ключом к универсальной науке, потому что зрение позволяет ученому проверять теорию опытом. В разделе, посвященном экспериментальной науке, вновь подчеркивается необходимость проверки теории наблюдениями. Бэкон также применил практический подход к своим идеям о медицине и стремился поставить образование на научную и экспериментальную основу, надеясь, что это приведет к моральной и религиозной реформе общества и церкви.
А. К. Кромби и Дж. Д. Норт, «Роджер Бэкон», в Научно-биографическом словаре, под редакцией Чарльза Коулстона Гиллиспи (Нью-Йорк: Скрибнер, 1970), I: 377–385;
Иеремия Хакетт, «Роджер Бэкон и аристотелизм», Vivarium, 35, вып. 2 (1997): 129–135.
Хакетт, изд., Роджер Бэкон и науки: памятные очерки (Лейден и Нью-Йорк: EJ Brill, 1997).
Эпохи мира
Кто изобрел научный метод?
Ответить на вопрос, кто изобрел научный метод, чрезвычайно сложно, просто потому, что трудно точно определить, откуда он взялся.
Discover 44 больше статей по этой теме
Не пропустите эти связанные статьи:
- История научного метода
- Euclid
- Психология Aristotle
- Медицина
- Грека Астрономия
Хотя многие считают Аристотеля и греческих философов главными движущими силами развития научного метода, это слишком большой скачок.
Хотя греки были первой западной цивилизацией, принявшей наблюдение и измерение как часть познания мира, не было достаточной структуры, чтобы назвать это научным методом.
Справедливо сказать, что Аристотель был основателем эмпирической науки, но разработка научного процесса, напоминающего современный метод, была разработана мусульманскими учеными в Золотой век Ислама и усовершенствована учеными-философами эпохи Просвещения.
Мусульмане и научный метод
Мусульманские ученые между 10 и 14 веками были главными движущими силами развития научного метода.
Они были первыми, кто использовал эксперимент и наблюдение в качестве основы науки, и многие историки считают, что наука зародилась именно в этот период.
Среди множества великих ученых аль-Хайтам считается архитектором научного метода. Его научный метод включал следующие этапы:
Наблюдение за Natural World
с указанием определенной задачи
Сформулирование надежной гипотезы
Проверьте гипотезу через эксперимента
- 9000. и анализ. и сделать выводы
Опубликовать результаты
Эти шаги очень похожи на современный научный метод и стали основой западной науки в эпоху Возрождения.
Аль-Хайтам даже настаивал на воспроизводимости и воспроизведении результатов, а другие ученые добавили такие идеи, как экспертная оценка, и совершили большой скачок в понимании мира природы.
Европа и Ренессанс
Вопрос о том, кто изобрел научный метод, переносится в Европу с началом Ренессанса, и мудрость греков и арабов помогла Европе выйти из Средневековья.
Роджер Бэкон (1214–1284) считается первым ученым, который продвигал индуктивное мышление как часть научного метода.
Здесь результаты эксперимента обобщаются на весь мир, процесс, используемый почти всеми современными учеными. Его версия исламского научного метода включала четыре основных шага, которые лежат в основе нашего современного метода.
Наблюдение
Гипотеза
Эксперимент
Verification
Этот процесс продолжился с просвещением, с Francis Bacon (1561-1666). 6 — 1650). Фрэнсис Бэкон продолжил дело своего тезки эпохи Возрождения, усилив индуктивный процесс. Его метод стал:
Эмпирические наблюдения
Систематические эксперименты
Анализирование экспериментальных данных
Индуктивные рассуждения
Декарт оторвался от модели индукции и рассуждения и снова предположил, что дедукция — единственный способ учиться и понимать, возвращаясь к Платону. Его метод был почти обратным индукции:
Декарт считал, что вся вселенная представляет собой совершенную машину и что, если знать первые принципы, она вытекает из математических доказательств.
Например, он сделал вывод, что планеты вращаются вокруг Солнца, потому что они плавают в жидком «эфире», заполняющем пространство!
Ньютон и современный научный метод
Любая дискуссия о том, кто изобрел научный метод, должна включать Исаака Ньютона как ученого, который усовершенствовал процесс до того, что мы используем сегодня.