«Ларчик» Крылова — мораль басни, краткое содержание, суть, смысл
«Ларчик». Иллюстрация К. И. Рудакова |
Басня «Ларчик» Крылова была впервые напечатана в «Драматическом вестнике» в 1808 г.
В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни «Ларчик» Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть, смысл и т.д.
Полный текст басни можно прочитать здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Краткий пересказ басни «Ларчик»
Однажды механик оказывается в мастерской, где видит красивый, аккуратно отделанный ларчик. На этом ларчике не оказывается замка. Механик заявляет, что любой ценой откроет этот «ларец с секретом». Мужчина самыми разными способами пытается открыть ларец, но безуспешно. Собравшиеся вокруг люди смеются над ним. В конце концов механик устает и оставляет ларец в покое. На самом деле оказывается, что ларчик открывается просто.
«Ларчик». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Мораль басни «Ларчик»
Мораль басни «Ларчик» заключается в том, что люди нередко ищут сложные решения там, где задача решается очень просто. Вот как сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.«
Автор напоминает, что порой стоит взглянуть на проблему просто, потому что решение может лежать на поверхности. Нередко самым лучшим решением оказывается самое простое и элементарное. Кроме того, не стоит видеть сложности там, где их на самом деле нет:
«...А Ларчик просто открывался.»
Любопытно, что механик прекрасно видит, что у ларчика нет замка. Однако герой даже не пытается открыть ларец традиционным способом (потянув, например, за крышку). Вместо этого механик делает вывод, что «ларец с секретом»:
«…Ларец с секретом,
Так; он и без замка…»
Также из басни можно сделать следующий вывод: разумный человек должен расходовать свои силы и время наиболее рационально. Басня напоминает нам и о том, что гордость и тщеславие часто ослепляют человека и не позволяют ему трезво оценить ту или иную ситуацию, проблему и т.д.
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни «Ларчик» может быть неправильно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:
«…Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня… в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста.Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей… <…>
Басня «Ларчик» служит пояснением русской пословицы: «Догадка лучше разума». Тут осмеяно пустое мудрование, которым только запутываешь дело. Но форма басни может ввести в заблуждение. Мудрец механик рвется, потеет посреди всеобщего смеха и шуток: видно уж очень пустая наука — механика, когда чем больше ее знаешь, тем более глупеешь! Правда, как бы высоко ни стояла наука, она не производительна без живого применения к делу. Да разве ребенок может это понять? Для него очень часто знание является чем-то отвлеченным от жизни; при самом лучшем преподавании вы не дадите тотчас почувствовать пользы всего, чему его учат. В этом случае вредна всякая шутка над наукою, в каком бы виде эта наука ни являлась. …Если читать… [эту басню] с детьми, то необходимо… [ее] объяснить как слелует…»
(В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Педагог Е. В. Петухов также считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>
Крылов не раз обращается в своих баснях к осуждению невежества… в числе… басен, касающихся вопроса о просвещении, знании, фигурируют… такие, как… «Огородник и Философ», «Ларчик», «Водолазы», «Крестьянин и Лисица». <…>
…Насмешке подвергается от автора «механики мудрец» в басне «Ларчик». Не станем да и нельзя утверждать, чтобы у баснописца было намерение осмеять просвещение и безусловно выше его поставить грубый опыт; в мысли Крылова, скорее, было желание указать на смешные стороны педантства и выставить достоинства простого здравого ума и обыкновенной сметливости и догадки, но вместе с тем нельзя не опасаться за двусмысленность вывода из этих басен в педагогическом отношении.Было бы очень грустно, если бы ребенок увлекся такой критикой педантства и поверхностного просвещения в противоположную сторону поклонения тому, что уже привлекательно для детского или вообще неразвитого ума по той одной причине, что не требует от человека усилия и труда.»
(Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Такова мораль и краткое содержание басни «Ларчик» Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Анализ и мораль басни Ларчик Крылова 6 класс
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Крылов
- Анализ и мораль басни Ларчик
Произведение, в свойственной 18-19 веку назидательной манере, высмеивает человеческие недостатки, выраженные в форме простого рассказа.
Басня рассказывает о мастере-механике, который, похваляясь своим искусством, пожелал публично открыть ларчик. Мастер первоначально представлен мудрым и умелым человеком. Однако он сразу же попадает в комичную ситуацию, взявшись искать способ открыть хитрый замок ларчика, который, однако, не был заперт.
Разумеется, вряд ли Крылов хотел высмеивать механику, как таковую. В век научных открытий и промышленной революции, которые дали обществу зримые плоды, подобная затея привела бы к насмешкам над самим автором басни. Об этом же свидетельствует тот факт, что Крылов не выставляет утрированно набор инструментов этого специалиста по замкам. Герой произведения, вообще, показан максимально обезличенным. В басне не фигурирует ни его имя, ни описание внешности, ни даже возраст. Исходя из этого, можно заключить, что автор желал создать максимально обобщенный образ, в котором можно увидеть многих людей разнообразных профессий.
В первых строках басни Крылов сам дает ее мораль. Здесь нет глубокого подтекста, подобные произведения предназначались для широкой публики, поэтому смысл следовало закладывать понятный большинству. Сам баснописец говорит, что он высмеивает людей, которые стремятся искать сложных путей разрешения проблем, в результате чего выбирают неправильный путь и делают выход достижимым с великим трудом. Крылов призывает читателей в любом деле сначала искать наиболее простое и экономичное решение задачи.
Логические умозаключения, подобные тем, что поставили механика из басни «Ларчик» в трудную ситуацию, могут строить абсолютно разные люди. Причиной их является гордость и самомнение, которые показаны автором в словах мастера, когда тот только увидел ларчик. Из слов мастера-механика видно, что для него целью является не открыть замок, а покрасоваться перед публикой. Как и положено в басне, за глупость тот час же следует расплата – он становится посмешищем для окружающих. В результате механик вынужден сам бросить свое занятие, признав свое поражение и тщетность усилий. Баснописец всегда давал в своих произведениях четкий и однозначный вывод.
В подобных ситуациях, по мнению Крылова, окружающие скорее увидят глупость, скрываемую под напыщенными и глубокомысленными рассуждениями.
Анализ 2
Произведение представляет собой небольшую ироническую притчу, демонстрирующую ключевую тематику басни в виде намеренного усложнения простой проблемы.
Композиционная структура басни является традиционной в виде последовательного изложения краткого авторского вступления, основной части и финала, заключающегося в нравоучительном выводе.
Сюжетная линия произведения представляет собой историю о механике, который оказавшись в мастерской, обнаруживает небольшую красивую шкатулку в виде аккуратно отделанного ларчика, не имеющего замка. Мужчина решает любыми способами отгадать загадку ларчика с секретом, открыто заявив об этом всем присутствующим, представляя себя в качестве великого профессионала. Все длительные усилия механика оказываются безуспешными, вызвав лишь веселье среди окружающих людей и их помощь в виде нелепых подсказок. Уставший от потуг мужчина оставляет ларчик в сторону и вдруг оказывается, что способ его открывания достаточно простой и традиционный, потягивая вверх крышку.
Морально-смысловая нагрузка произведения «Ларчик» раскрывает авторскую идею о необходимости рационального расходования собственных сил и времени, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, осуществляя поиск простых, элементарных и доступных способов разрешения проблемы.
Применяя едкую и острую иронию, поэт подчеркивает негативные человеческие качества в виде глупого и чрезмерного хвастовства, тщеславия, гордыни, стремления возвыситься в глазах окружающих. Тем самым автор иллюстрирует достоинства людей в виде проявления обыкновенной смекалки и здравого ума, указывая на недостатки педантского поведения, неспособного грамотно и разумно оценивать происходящее.
Финальное завершение басни осуществляется поэтом мастерски, поскольку фраза, завершающая произведение «А ларчик просто открывался», в дальнейшем становится народной поговоркой.
Также читают:
← Анализ и мораль басни Осел и соловей ← Анализ и мораль басни Волк на псарне↑ КрыловАнализ и мораль басни Зеркало и обезьяна → Анализ и мораль басни Волк и журавль →
Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Ларчик
Популярные сегодня темы
- Сочинение Правда и ложь в пьесе На дне Горького
После прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая и неприглядная правда или ложь во спасение.
Правду мы слышим из уст Сатина
- Почему погибает Мцыри? сочинение
- История создания рассказа Солженицына Матренин двор
Матренин двор — второй рассказ, который впервые был издан в журнале Новый мир Солженициным. Сам автор назвал его Не стоит село без праведника, но из-за цензуры название было изменено.
- Сочинение по картине Утро на Куликовом поле Бубнова описание
Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.
- План рассказа Голубая чашка Гайдара 3 класс
Рассказ «Голубая чашка» Гайдара – это биографическое описание о лете, котором проверить Гайдар на даче. Само произведение излучает свет и доброту. Читая рассказ ты находишься как бы в атмосфере великого спокойствия
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Басня об аде | Lapham’s Quarterly
c. 58 г. до н.э. | Египет
Диодор Сицилийский наблюдает за египетскими похоронами.
После смерти любого египтянина все друзья и родственники умершего посыпают голову землей и бегают по городу, скорбя и причитая, пока тело не будет предано земле. Тем временем они воздерживаются от бани, вина и всякого вкусного мяса и воздерживаются от того, чтобы облачаться в какие-либо роскошные одежды. У египтян есть три вида похорон: величественные и пышные, скромные и самые убогие. На первое тратят талант серебра; во втором двадцать мин; в последнем почти ничего.
Люди, отвечающие за заворачивание и захоронение тела, научились этому искусству у своих предков. Их первая задача состоит в том, чтобы изложить в письменной форме для семьи покойного все, что должно быть выложено на похоронах, и они спрашивают их, как бы они хотели, чтобы тело было предано земле. Когда все согласовано, они забирают тело и доставляют его людям, чья работа заключается в том, чтобы о нем заботиться. Затем главный среди этих людей, которого называют писцом, кладет тело на землю и отмечает, какая часть левой стороны по направлению к кишкам должна быть надрезана и вскрыта, на чем paraschistes — как их называют египтяне — эфиопским камнем рассекают столько плоти, сколько это оправдано законом. Сделав это, он тотчас же убегает со всех ног, а все присутствующие преследуют его, проклиная и забрасывая камнями, как будто он виновен в каком-то ужасном проступке, ибо смотрят на него как на ненавистного человека, ранящего и совершает насилие над телом.
Что же касается тех, кого называют taricheutae , то египтяне высоко чтят этих людей, ибо они являются спутниками жреца и, как священные лица, допускаются в храм. Как только они подходят к расчлененному телу, один из taricheutae просовывает руку через рану в грудь мертвеца и вытягивает все кишки, кроме почек и сердца. Другой очищает кишечник и омывает его финикийским вином, смешанным с разнообразными ароматными специями. Наконец, омыв тело, они сорок дней умащают его кедровым маслом и другими драгоценными мазями.
Битва при Маренго (фрагмент), Луи Франсуа Лежен, 1801. Версальский дворец.
Сделав это, они хорошенько натирают его миррой, корицей и тому подобными вещами, которые полезны не только для длительного хранения, но и для придания телу приятного аромата, и, закончив, доставляют его семье покойного с каждым днем. часть такая целая и завершенная, что кажется, что ничто в теле не изменилось, вплоть до самых ресниц и бровей, поскольку красота и форма лица кажутся такими же, как прежде. Таким образом, многие египтяне, кладя тела своих предков в величественные памятники, могут прекрасно видеть истинные лица и выражения тех, кто был погребен. Когда они видят пропорции тела какого-либо умершего человека и особенности его лица, они испытывают чрезвычайно большое удовольствие, даже такое, как если бы они все еще жили среди них.
Друзья и ближайшие родственники умершего сообщают судьям и остальным своим друзьям, в какое время назначены похороны, объявляя, что в такой-то день он должен пересечь озеро. В это время появляются сорок судей и садятся полукругом за озером. Там к берегу подтягивается корабль, заранее предоставленный людьми, назначенными для этой цели, под управлением кормчего, которого египтяне называют Хароном. И поэтому говорят, что Орфей, когда он был свидетелем этой церемонии, находясь в Египте, выдумал басню об аде, отчасти подражая египтянам, а отчасти добавляя что-то свое. Корабль, находящийся сейчас в озере, каждому по закону позволено обвинить покойного до того, как гроб поставят на борт, а если появится какой-либо обвинитель и докажет свое обвинение в том, что покойный прожил дурную жизнь, то судьи выносят приговор, и тело запрещено хоронить в обычном порядке. Но если доносчик уличается в скандальном и злонамеренном обвинении, его очень строго наказывают. Если не явится доносчик или сведения окажутся ложными, то вся семья покойного перестает оплакивать и начинает петь ему дифирамбы, но ничего не говорят о его положении при рождении, как это принято у греков, потому что всех считают Египет быть столь же благородным. Они рассказывают о том, как умерший был воспитан с детства, как он воспитывался, пока не стал мужчиной, его благочестие по отношению к богам и его справедливость по отношению к людям, его целомудрие и любые другие добродетели, в которых он преуспел. И они молятся и взывают к адским божествам, чтобы принять умершего в общество праведников. Простой народ берет это от других и одобряет все, что говорится в его похвалу, громким криком, а также провозглашает его добродетели с высочайшими похвалами и похвалами.
Затем те, у кого есть собственные могилы, помещают труп в места, предназначенные для этой цели. Те, у кого своего нет, строят в собственном доме маленькую квартирку и ставят гроб у самой прочной стены дома. Тех, кому отказывают в общем погребении либо из-за долгов, либо из-за того, что они осуждены за какое-то ужасное преступление, они хоронят в своих домах. И часто случается, что впоследствии кто-нибудь из семьи покойного разбогатеет и выплатит его долги — или добьется их отпущения — и тогда с роскошью и великолепием похоронит своего предка. Ибо у египтян есть священная конституция, согласно которой они должны ценой больших затрат чтить своих родителей и предков, перенесенных в вечный дом. У них также есть обычай отдавать тела своих родителей в залог их кредиторам, и тот, кто не выкупит их быстро, подвергается величайшему позору, какой только можно вообразить, и ему отказывают в погребении после их смерти.
Участник
Из Исторической библиотеки . Диодор родился около 90 г. до н. э. в маленьком городке на Сицилии («Сицилий» означает сицилийский) и, возможно, был в Египте уже в 60 г. до н.э.: он был свидетелем повешения римлянина за случайное убийство кошки, которое произошло до Юлий Цезарь и Помпей принимают взятку от Птолемея XII за то, чтобы он стал союзником Рима в 59 г. до н. э. Диодор утверждал, что потратил тридцать лет на исследования своей универсальной истории, которая начинается с мифологических истоков и продолжается до завоевания Цезарем Галлии.
Смерть
Купить сейчас
Басня (Неудачная сказка #3) Страница 5
Двое мужчин вышли вперед и начали опускать гроб на землю. Роза Броуди все еще была в ее руке, и у нее был момент эгоизма, когда она хотела сохранить ее навсегда, потому что это был подарок от него. В последнюю минуту Мина бросилась вперед, чтобы бросить свою розу на остальных, когда гроб, наконец, опустился на дно.
Несколько человек остановились, чтобы поговорить с Сарой и засвидетельствовать свое почтение, но Мина не могла не смотреть на розу, которую она бросила на гроб. Как бы она ни хотела сохранить это, ей пришлось начать разрывать связи между ними.
Реклама
Но что-то пошло не так. В отличие от других роз, эта не стояла на месте. Он двигался взад и вперед, как будто его дул сильный невидимый ветер. Невероятно, но налетел порыв ветра, и роза вылетела из могилы и развела по траве. Раздраженная, Мина погналась за розой Броуди, пытаясь остановиться и подобрать ее, но она продолжала свой дикий путь, пока не залетела под ветви затененной ивы.
Мина остановилась, раздвинула длинные ветви плакучей ивы и увидела, как роза упирается в черный ботинок Джареда. Подождите… не Джаред – Тиг.
Тиг взял розу и поднес ее к носу, чтобы вдохнуть ее аромат. Волосы у него были более светлого каштанового оттенка, чем у Джареда, а глаза темно-синие, а у Джареда — навязчиво-серые. У них обоих были похожие угловатые челюсти и сногсшибательно великолепные взгляды. Тиг снова был одет в черное, и Мина хотела пошутить о том, собирается ли он на похороны, но он был там, так что слова замерли у нее на губах еще до того, как она их произнесла.
Вместо этого она посмотрела на него и протянула руку, требуя розу, не говоря ни слова.
— Advertisement —
Глаза Тиг расширились и посмотрели на нее, ни разу не оторвавшись от улыбки Чеширского Кота. — Я пришел только засвидетельствовать свое почтение.
«Какое уважение? Ты не уважаешь меня и мою семью. В противном случае ваш род никогда бы не проклял нас.
«Вы ошибаетесь — всегда разумно уважать своих врагов».
«Ну, я тебя не уважаю».
«Ты должна, Мина. Вы видите, что происходит, когда вы игнорируете свой долг — когда вы игнорируете меня? Он указал на могилу Чарли, и его голос стал угрожающим. «Я не люблю, когда меня игнорируют, и теперь в твоей жизни меньше отвлекающих факторов, так что ты можешь уделять мне больше времени».
Слова Тиг подтвердили ее худшие опасения. Ее действия привели к тому, что Тиг выступил против своей семьи и убил своего брата. Ее желудок сжался, желчь подступила к горлу, и каждый дюйм ее тела был отравлен чувством вины, наложенным на нее его словами. Это была ее вина, и она это знала. Но она не могла показать ему, насколько она слаба и как сильно на нее повлияли его слова. У нее был еще один человек, которого нужно было защищать: ее мать, и она больше не будет небрежна.
«Вам здесь не рады. Поэтому, пожалуйста, уходите». Мина выхватила розу из рук Тига и почувствовала укол в ладони. Она вздрогнула от боли, но не захотела признать это.
Тиг потянулся к ее руке, и Мина позволила ему открыть свою ладонь, чтобы осмотреть ее рану от шипа. Она все еще шаталась, и все ее тело тряслось от гнева. Тиг наклонился вперед и подул на небольшой порез на ее ладони, и он зажил сам. Она вырвала руку из его хватки и отступила от него на два шага, чуть не упав на землю. Ей нужно было лучше контролировать себя. Ей был нужен Джаред.
«Как мой дорогой брат?» — спросил он, словно читая ее мысли.
«Почему бы тебе самому не спросить его?»
Его глаза потемнели. — Мы не совсем в ладах.
«Это не имеет ничего общего с тем, что ты продолжаешь пытаться меня убить, не так ли?»
«Слушающая Мина, наша битва началась задолго до твоего рождения. Но вы не можете упрекнуть меня в том, что я просто делаю свою работу. Я должен подкидывать тебе квесты, а ты должен пытаться меня остановить. Это так просто. Я ничего не могу поделать, если у нас есть жертва или около того в процессе. Вот что делает истории такими хорошими». Он ухмыльнулся. «Вот что делает их популярными. Это то, что делает меня сильным». Теперь он был так близко к ней, что провел тыльной стороной пальца по ее щеке, и она вздрогнула и оттолкнула его.
«Я вижу, ты такой же отвратительный, как и всегда».
«Я вижу, ты получаешь отпор. Знаешь, Мина, из всех Гриммов, погибших за эти годы от рук моих басен, ты мне больше всего нравишься. Интересно, почему это так?» — спросил он, как будто обдумывая вопрос.
«Возможно, потому что ты выбрал не ту девушку, с которой можно было пообщаться».
«Я так не думаю. Наконец-то я нашел идеального Гримма. Я думаю, что вы будете самым сложным. А это значит, что твой конец, история, которая прикончит тебя, сделает нас обоих знаменитыми.
Губа Мины задрожала, и она заставила себя не показывать страха. Она стояла на своем и смотрела Тигу прямо в глаза. «Тысяча ласковых слов никогда не сможет заглушить треск гадюки, готовой нанести удар. Я больше никогда не ослаблю бдительность. И я положу конец этому проклятию… сделав что угодно… или убивая всех… я должен.
Лицо Тига стало разъяренным, а его губы сжались в сердитую тонкую линию.
«Тогда будь готова, моя дорогая Мина, потому что ты не сможешь проигнорировать эту очередную историю. Я убедился в этом. Он отошел от нее. Раскат грома сотряс землю, и она вздрогнула, обернувшись от удивления. Через секунду полил проливной дождь, промокший всех за считанные минуты. Мина повернулась к Тигу, но его уже не было.
Глава 4
Мина побежала обратно к месту захоронения и аккуратно бросила розу Броуди в остальных. Она посмотрела на могилу и почувствовала, как ее сердце разрывается вновь. Чарли был так молод, и все это было несправедливо: проклятие, постоянные переезды, отсутствие нормальной жизни… все из-за их фамилии.
Она не обращала внимания на проливной дождь и наслаждалась его прохладным прикосновением. Дождь скрыл ее слезы, и ей казалось, что он смывает ее вину, ее прошлое. Она вздрогнула и дала обет себе и своему брату. — Я подвел тебя, Чарли. Я не смог защитить тебя от проклятия. Мне очень жаль. Но я не позволю этому забрать еще одного Гримма. Проклятие закончится на мне, обещаю.
Мина услышала, как мать зовет ее по имени, подняла глаза и побежала к машине Вонгов.
Пора было идти… но куда? Она не думала, что сможет еще долго жить с Терри. Но в этом не было необходимости, потому что Терри как раз подъехал на большом белом фургоне с логотипом Happy Maids на боку.
«У-у-у, Сара! Сюда, милый!» Терри махнула рукой в окно, не подозревая о дожде и похоронах, которые она пропустила. — У меня самые замечательные новости, так что хватай свои вещи и запрыгивай.
Сара сказала несколько слов Вонгам, достала свою сумочку из багажника их машины и открыла переднее пассажирское сиденье фургона Happy Maids.