Басня квартет мораль басни: Что хотел сказать Крылов в басне «Квартет»?

басня Ивана Крылова, описание, анализ произведения

Меню статьи:

  • Ключевой смысл произведения
  • О содержании крыловского шедевра
  • О характерах крыловских персонажей
  • «Квартет» в трактовке критиков
  • Историческая подоплека произведения
  • Литературное значение текста

Басня «Квартет» родилась между январем 1810-го и мартом 1811-го годов. Произведение увидело свет в 1811 году, появившись в «Новых баснях» – популярном в то время сборнике (в шестом номере). Эта статья посвящена анализу смыслов, тонкостей и трактовок шедевра русского баснописца.


Крылов – автор произведения – описывает Козла, Мартышку, Осла и Медведя. Животные организовали квартет. Персонажи крыловского творения ограниченные и недалекие. Мартышка вместе с другими героями произведения считает, что для коллектива достаточно раздобыть лишь материальные средства. Однако суть басни заключается в том, что герои упускают главное – умение играть, наличие дарования.

В центре каждого басенного произведения находится смысл – так называемая мораль. Именно ради донесения морали до читателя и создается басня. Итак, в чем же суть «Квартета»? Во-первых, для дела необходимы способности – вместе со знанием и опытом. Во-вторых, квартет требует умений, музыкального слуха – кроме нот и инструментов.

Перу русского автора – легендарного российского баснописца – принадлежит множество произведений. Среди них – «Лебедь, рак да щука», мораль которого выражается в следующем: люди достигают успеха в определенном деле лишь тогда, когда двигаются в одном направлении. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Однако любое дело или профессия основывается на такой логике. Мастер, профессионал, обладающий нужными знаниями и навыками, – ключ к успеху предприятия. Суть произведения выражается в следующих строчках:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,

Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

О содержании крыловского шедевра

Любое дело требует таланта и призвания. В основе успеха какой-либо затеи или предприятия лежит труд, упорность в обучении. Однако этот путь сложно назвать простым. Поэтому люди часто выбирают легкую тропинку: манерность, красивые позы, жесты. Демонстративное желание показать себя рушится под гнетом отсутствия таланта и труда.

Автор произведения для анализа этих смыслов выбирает образ квартета – музыкального коллектива:

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,–
Пленять своим искусством свет…

Однако музыкальный коллектив – лишь маска, внешняя оболочка, где прячутся истинные значения текста. Писатель вовсе не пишет о музыкантах-самоучках.

Речь идет скорее о людях, берущихся за чужеродные им занятия. Этот подтекст выражается в репликах мудрого Соловья. Птица считается мастером в своем деле. Соловей говорит другим персонажам текста, что никакими стараниями они не сделают из себя музыкантов.

Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть,
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!»…

Мартышка предположила, что смена позиций сделает музыку товарищей лучше. Животные пересели, но результат не улучшился:
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!».

Ведь место не делает из человека музыканта…

О характерах крыловских персонажей

Герои крыловского произведения отличаются хвастливостью и самоуверенностью. Такие люди придерживаются мнения, что в любом деле успех достигается без труда. Писатель, тем не менее, доказывает, что некоторые дела требуют усердия, таланта и упорной работы – иначе успеха не достичь.

Автор задался целью высмеять вполне конкретные типажи. В эту категорию включаются болтуны, хвастуны, глупцы. Для таких личностей на первом месте стоят пустые слова. Дела же, поступки отодвигаются на второй план.

В своей басне «Волк и ягненок» Иван Крылов иносказательно указывает на то, что сильный, властолюбивый и злой герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного и слабого. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Критики проводят параллели между героями крыловского произведения и деятелями политики. Они любят слова больше действий, отказываются принимать важные решения, отвергают необходимость специальных знаний и опыта. Персонажи русского баснописца предпочитают дебаты, яркие сцены, от которых нет толку. Соловей – самый умудренный опытом герой. Именно Соловей изрекает ключевой вывод произведения: в центре любого дела находится профессионализм.

Другие персонажи – инфантильные герои. Писатель, по-видимому, уподобляет их детям, которые понимают законы жизни. Однако дети часто предпочитают хвастаться, а не действовать.

«Квартет» в трактовке критиков

О крыловском шедевре, в частности, высказывался педагог Д. Тихомиров. Ключевой момент, который, по мнению критика, выразил писатель, – это губительность умственной темноты, опасность невежества:

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…

В персонажах произведения узнаются невежды, берущиеся за дело. Однако при этом у этих людей отсутствуют таланты, природные способности, знания, умения и желание учиться, работать. Об этом критик писал еще в 1895 году. Символично, что одним из героев является животное – прообраз глупости:

Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем»…

Историческая подоплека произведения

Современники автора высказали мнение, что писатель в этом тексте замаскировал историческое событие. Речь идет о преобразованиях, которые постигли Государственный Совет. Это случилось в 1810 году. В результате подобных изменений департаменты были возглавлены графом П. Завадовским, князем П. Лопухиным, графом А. Аракчеевым и графом Н. Мордвиновым. По этому случаю известны воспоминания барона М. Корфа:

Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет»…

Литературоведы говорят о двух версиях истории создания крыловского текста. Первая версия касается упомянутого выше случая. Лопухина назначили руководить департаментом гражданских и духовных дел, Завадовского – заведовать законами, Аракчеева – военными делами, Мордвинова – государственной экономией. В образе Мартышки писатель, таким образом, воплотил Мордвинова. Аракчееву достался образ Медведя, Лопухину – Козла, а Завадовскому – Осла.

Другая версия рассказывает о том, что в произведении высмеяны участники литературного общества. Это общество носило название «Бесед любителей русского слова». Устроены «Беседы» были по примеру государственного учреждения – с такими же четырьмя департаментами. На одно из заседаний общества пригласили и Крылова. Писатель еле-еле дождался конца этой встречи. Скука, пустословие и затянутость заседания вдохновили автора написать пасквиль. В произведении баснописец намекнул, что собрания не сделают из этих людей литераторов.

В заметках Н. Лонгвинова от 1861 года упоминается, что именно этот исторический момент и комичность преобразований толкнули русского писателя на написание своего произведения:

Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой – Мордвинова, под Ослом – Завадовского, под Козлом – Лопухина, под Медведем – Аракчеева…

Литературное значение текста

Произведение пережило повод, по случаю которого родилось. Тексты русского автора актуальны и в современных условиях. Писатель изображает ситуацию, когда люди надеются уладить проблему внешними изменениями. Но пользу приносят только внутренние, системные перемены.

Автор приводит портреты самоуверенных, хвастливых, инфантильных людей, слепо верящих в свои силы. Они винят в неудачах мелочи, вещи, других людей, но не себя. Как бы мы ни меняли слагаемые местами, сумма останется прежней.

Мораль басни “Квартет”

В этой басне автор стал высмеивать над болтунами, которые только говорят, но не делают. Самоуверенные люди и которые любят часто хвастаться считают, что за дело не возьмутся — у них все же получится в нормальном виде. Однако есть такие дела, в которых требуются не только кропотливый труд, и даже о таком часто не задумываются хвастливые люди.

Содержание басни по плану для читательского дневника:
  • Мартышка, осел, козел и Мишка, решили сыграть квартет.
  • Звери достали инструменты, сели на лужок и ударили по струнам.
  • Но толку не было, и Мартышка предложила поменяться местами.
  • Однако, и после этого музыка не пошла, и Осел предложил сесть в ряд.
  • Музыкантов опять ждала неудача, и их действиями заинтересовался Соловей.
  • Соловей сказал, что как бы не садились звери, в музыканты звери не станут правильно играть.

Краткое содержание басни Квартет Крылова для читательского дневника

Однажды встретились четверо друзей, Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь. Звери встретились, чтобы сыграть на музыкальных инструментах. Вот и придумали друзья сыграть Квартет, хоть и талант отсутствовал.  Друзья взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Музыканты сидели на лугу. Начали играть звери в скрипки,  альты, и в баса, но толку от этого нет. Мартышка подумала, что не правильно сели, поэтому у зверей не получалась мелодия. Вот  принялась Мартышка рассаживать друзей по правильным местам, и сама пересела.

Звери расселись по местам, и снова смычками заиграли. Однако результат не изменился даже когда звери пересели на другие места.   Осел решил сказать, что получится тогда когда сядут все рядом возле друг друга. Вот и расселись звери каждый в ряд, а Квартет снова не получается. Начали друзья спорить, что, да каким делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Музыканты решили обратиться к сладкозвучной птице, чтобы птица правильно посадила на места, а то Квартет не получается, даже когда у каждого инструмент и ноты. Соловей ответил друзьям, что если нет слуха, и голоса, сади не сади – музыка никак не получится.

Басня учит читателя заниматься собственным делом, в котором живет талант и призвание. Часто самоуверенные люди берутся за все и сразу, даже если не знают как это делается. Ничего правильного из этого не получается. Когда работа по душе, сразу знаешь, как выполнять эту работу, и такое дело ждет успех будет. Главное трудится, чтобы добиться поставленной цели.

План басни:
  1. Решение зверей.
  2. Неудачи
  3. Споры
  4. Решение соловья.
Крылатые выражения для басни

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Вывод 

Часто считают, что профессии такие есть, которым обучаться не стоит, но это не так. Каждому делу надо терпеливо обучаться, тогда и добьешься успеха. А звери глупые в этой басне и думали, что их музыкальные успехи зависят от места, на котором сидят.

Автор: Виктория Давыдова

Чему учит басня «Квартет»: уроки и мораль

Басня «Квартет» Ивана Крылова известна многим с самого детства. Красочно описанная история о незадачливых музыкантах легко читается и запоминается. Но что хотел сказать Крылов в басне? Чему она учит?

Басня учит тому, что не стоит браться за какое-либо дело, если нет таланта, умения и должной подготовки. В противном случае получится история, описанная в басне.

Мартышка, осел, козел и мишка – вот главные герои произведения. У них так и не получилось сыграть хорошую музыку, как бы они не сели. Вроде бы все есть: музыкальные инструменты, ноты и хорошая компания. Но, нет, музыка не выходит. Попытки их садиться то так, то сяк ни к чему, кроме споров, не привели.

Соловей, прилетевший на шум, подвел итог их стараниям. Участники квартета, обрившись к нему за советом, получили неожиданный и обескураживающий ответ. Знаменитым выражением о негодности такого квартета, как бы участники не расселись, соловей подводит итог этой истории.

Ну, взяли звери инструменты! А талант где? Можно только представлять себе, что звучало в их лесу, когда они пытались играть. Пересесть – хорошая идея. Но она хороша для тех, кто ничего не понимает в музыке. Ведь понятно же, что толку от этого не будет.

На самом деле, все это и смешно и грустно одновременно. Остается только надеяться, что незадачливые музыканты поймут всю абсурдность этой ситуации. И займутся тем, что умеют.

В качестве своеобразного эксперта, наставника выступает соловей. Крылов не зря выбрал эту птицу. Известно, что соловей – одна из самых красивых певчих птиц. А его пение дарит удовольствие и заставляет им восхищаться. Вот у кого действительно талант!

Когда задумываешься о смысле этого короткого рассказа, то невольно вспоминается другая басня Крылова «Щука и кот». Схожая по смыслу, она учит тому же самому. Ну не нужно браться за дело, если в нем ничего не понимаешь!

Мало того, что получается не музыка, а непонятно что, так они еще и друг с другом чуть не передрались. И передрались, если бы не соловей. Начали с музыки, а пришли к драке. Это в высшей степени не профессионально. Соловей же, как настоящий знаток музыки, расставил все по своим местам. И дал незадачливым музыкантам дельный совет.

Мало кто задумывается над смыслом басни. Вернее, смысл вроде бы ясен, а применить басню к себе не каждый осмелиться. Нам часто кажется, что все получится и все просто. Мы часто лезем, туда, где ничего не понимаем. При этом не вспоминаем о басне. Результат бывает соответствующий.

Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа». С этим трудно спорить. Нужно прислушаемся к этой мудрости. Это вековой народный опыт, который необходимо помнить. Не будем наступать на одни и те же грабли.

Басня «Квартет» указывает на важность таких вещей, как профессионализм, талант, необходимость обучения и подготовки к какому-либо делу. Она говорит, что дилетантизм неприемлем и часто губителен.

Вот в такой поэтической форме Крылов преподнес уроки, которые важны и необходимы. И не нужно забывать о них.

Каждый должен заниматься своим делом. Хочется верить, что эта простая истина будет усвоена всеми. Только так получится избежать историй как в басне и не оказаться в нелепом положении.

в чем мораль и суть?

Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книги читать им перед сном. Нам очень понравилось знакомиться с интересными и поучительными историями и рассматривать красивые и яркие иллюстрации. Позже, когда мы уже научились читать самостоятельно, мы стали заниматься литературой, в школе преподавали произведения известных авторов.

Что значит книга для человека?

Книги – источник знаний, кладезь мудрости. Именно по ним мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По такому же принципу нас обучают и в других книгах.

Сейчас мы уже совсем выросли, закончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И мы заново проходим все те произведения, романы, стихи, басни, которые изучались в детстве. Только вот внимательно анализируют и определяют смысл написанного, мы размышляем над тем, что автор пытался донести до нас.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Четверка».

об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, они входят в состав детской литературы первой половины девятнадцатого века.

Сам Крылов считал басню народным жанром. Он сказал, что их могут читать и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, писались они в шутливой, афористичной форме. Видно, что большинство произведений автора создано на темы, взятые им непосредственно из жизни.

История создания

Басня Крылова «Четверка» создана не случайно. Прочитав ее, мы видим, что четыре зверя решают сыграть вчетвером, но не могут этого сделать. Поводом для написания послужило желание автора высмеять государственный орган России, то есть Госсовет. Она была создана на год раньше басни Крыловской четверки. Был Совет четырех отделов. Во главе их были вельможи Мордвинов, Лопухин, Завадовский и Аракчеев.

Анализ басни Крылова «Четверка»

Итак, мы уже выяснили, что в басне четыре персонажа, которых Крылов представил следующим образом: под Марфой он имел в виду Мордвинова, под Осло — Завадовского, под Медведем — Аракчеева , под козой — Лопухин. Они не могли договориться друг с другом и разделить обязанности, поэтому решили поменяться местами. Басня Крылова «Четверка» представляет нам ту же картину. У животных нет способности заниматься музыкой, но они решили во что бы то ни стало «увлечь искусством света». Они считают себя опытными мастерами и профессионалами, хотя на самом деле ничего из себя не представляют. От перемены мест ничего не меняется, и их тоже преследуют неудачи. Мораль этой басни — слова соловья, которого звери призвали на помощь. Он сказал, что для того, чтобы заниматься каким-либо делом, нужно сначала иметь некоторые знания и навыки. И они (звери) никак не подходят для музыкантов.

Басня Крылова «Четверка», текст которой читается очень легко, заканчивается следующими словами:

«Чтобы быть музыкантом, надо и умение

И уши бледны…»

В эти слова есть мораль.

Четыре басни — Фортепианное трио Гулда

предыдущаяследующая

  • предыдущая
  • играть
  • пауза
  • следующий
  • остановка

 

С тех пор, как Хью Уоткинс впервые поручил написать «Четыре басни», Роберт Плейн и фортепианное трио Гулда дали более двадцати пяти исполнений этого волшебного произведения. Теперь они предлагают исключительную возможность «Увидеть музыку» и «Услышать танец», представив «Четыре басни» в сотрудничестве с танцовщицей Маюри Бунэм.

«Четыре басни: танцевальное сотрудничество камерного ансамбля» можно очень просто поставить и стать частью более широкой программы камерной музыки. Подробная информация приведена ниже, включая информацию об увлекательном мастер-классе для детей младшего возраста «Танцующие руки», который можно совместить с концертным выступлением.

Четыре басни: совместный танец камерного ансамбля

Басня: ‘ термин, наиболее часто используемый в смысле короткого рассказа, придуманного для передачи полезного морального урока, часто несущего ассоциации с чудесным или мифическим .
— The Oxford Companion to English Literature

Фортепианное трио Гулда и кларнетист Роберт Плейн создали музыкальное партнерство, которое процветало в течение тридцати лет. Они вместе руководят Фестивалем камерной музыки в Корбридже, и именно в ознаменование

-й -й годовщины этого известного ежегодного мероприятия в Нортумберленде они поручили известному композитору Хью Уоткинсу сочинить свои «Четыре басни» в 2018 году. такая вдохновенная, поэтическая и волнующая работа для них, посвященные уже дали более двадцати пяти выступлений, от Уигмор-холла и американской премьеры в Портленде, штат Орегон, в знаменитой серии «Друзья камерной музыки», до фестивалей и музыкальных обществ по всему миру. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

Вскоре Робу и Гулдам стало ясно, что эта фантастическая работа была звуковым воплощением движения и движения, и родилась идея сотрудничества с танцором для изучения этих аспектов работы. В лице Маюри Бунхэм, артистки, чье творчество уже много лет находится в авангарде южноазиатского танца в Великобритании, они нашли идеального партнера, чтобы вывести телесность музыки на передний план интерпретации. Директор летнего музыкального фестиваля Лейк-Дистрикт Стивен Трелфолл расширяется – ‘

Идея была одновременно интригующей и увлекательной, привлекая аудиторию к этому открытому сотрудничеству художественных форм для «Четырех басен» Хью Уоткинса, великолепно исполненных Трио Гулдов и Робертом Плейном .’

Маюри, Роб и Гулды видят это проект как средство привлечения новой аудитории как к современной классической музыке, так и к новаторскому танцу, пересекающему границы обеих дисциплин. Обучение и обширный опыт Маюри в сфере Бхаратанатьям также дают им возможность проводить семинары, «Танцующие руки» ’, сочетающий в себе музыку и увлекательный мир индийского повествования жестами рук для школьников, наряду с концертными выступлениями.

 

Когда я впервые услышал «Четыре басни» Уоткинса, меня поразило, насколько красиво партитура подходит для танца. В сотрудничестве с фортепианным трио Гулда и Робертом Плейном кратковременные паузы между четырьмя движениями стали неожиданной частью музыкального и танцевального представления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *