Басня крылова с моралью: Басни Крылова и их мораль 10 штук.

Мораль басни «Раздел» Крылова, суть, смысл, анализ

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Раздел» Крылова была впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1813 г. Дата создания произведения неизвестна.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Раздел» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова



Мораль басни «Раздел» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Раздел» заключается в том, что нередко люди ссорятся по мелким поводам, вместо того чтобы объединиться и вместе бороться с общей бедой. В басне «Раздел» Крылов изображает торгашей, которые во время пожара спорят о том, кто кому сколько должен денег; в конце концов торгаши погибают в горящем доме.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

«В делах, которые гораздо поважней, 
Нередко от того погибель всем бывает, 
Что чем бы общую беду встречать дружней, 
Всяк споры затевает 
О выгоде своей.»

По данным исследователей, басня первоначально была озаглавлена как «[Мини<стр>] Вельмож (недописано)». В рукописи басни был найден набросок портрета военного человека, похожего на московского губернатора графа Ф. В. Растопчина.

По мнению В. Ф. Каневича, басня «Раздел» была направлена против разногласий и проявлений грубого эгоизма во время нашествия армии Наполеона на Россию.

По мнению И. В. Сергеева, суть и смысл басни заключается в следующем:

«Крылов поднял на врага свое острое оружие — басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны. В басне «Раздел» он разоблачал Растопчина и Аракчеева — руководителей народного ополчения, затеявших распри и передряги из-за своих личных интересов.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Педагог Д. И. Тихомиров видит мораль басни таким образом:

«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. <…> На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело… («Лебедь, Щука и Рак», «Раздел»).» 
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют мораль басни так:

«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <…>  
Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях «Лебедь, Щука и Рак» и «Раздел».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Это были материалы о морали басни «Раздел» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Шаг в будущее — Мораль в баснях И.А.Крылова

 

 

Научно- исследовательская работа

                                    (Шаг в будущее)

                              по русской литературе

             

                                           на тему:

 «Мораль в баснях И.А.Крылова «

 

 

                                                  Выполнила: ученица 8 класса «Б»

                                                   Абсаламова Сакинат

                                 Проверил: Дагирова Б. М.

                                                                           

                                                        2018 г.

 

 

 


 

Тематика: 

 Литература

Автор исследовательской работы: 

Абсаламова Сакинат Камиловна

Ученица 8 класса

МКОУ «Нижнеказанищенская СОШ №2».

Руководитель:

Дагирова Б.М.

учитель русского языка

и литературы

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. Обоснования актуальности и  выбора темы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1.    Теоретический анализ исследуемой проблемы

 

1.    О морали в баснях.                                                      

2.    Чему учат басни Крылова.

3.    О Крылове.

2Практическая часть  работы. 

1.    Социологический опрос, анкетирование, результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, предложения

БИБЛИОГРАФИЯ.

Приложения.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

            Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. 

      Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

       Басни Крылова покажут нам, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять.

           Актуальность данной работы заключается в том, что  и сейчас есть человеческие пороки.    Басни И.Крылова как никогда актуальны, потому что помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.  

    Они не умрут, так как в них отражается жизнь и человек, как в зеркале. Важность и актуальность рассматриваемой темы, определили выбор мною темы исследовательской работы: «Мораль в баснях И.А.Крылова ».   

Поэтому цель моей работы : — показать значимость творчества И.А.Крылова и в наши дни, через мораль из его басен.

Гипотеза: «Если мы будем читать  и анализировать басни Крылова,  то мы станем мудрее, добрее и трудолюбивыми».

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

      1.Знать, что такое мораль.

2.     Познакомиться более глубоко с баснями И.А.Крылова.

3.     Определить мораль в баснях.

     4.Провести анкетирование, с целью выявления степени образованности современных русских людей разных возрастных групп.   Показать как басни И.Крылова  помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.

 

 

 

Основная часть

1.               Теоретический анализ исследуемой проблемы

О морали в баснях

      МОРА́ЛЬ  — Правила нравственности, а также сама нравственность.

      Басни И. А. Крылова — совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.

Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

     Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

      Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества.

        У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер и проказница-мартышка, участвует ли она в квартете или примеривает очки, и лисица, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на лисицу; и косолапый мишка — добродушно-честный, неповоротливо-сильный; лев — грозно-могучий, величественно-страшный.

     «Звериный маскарад» усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гротескную остроту. Животные, наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприятие их проделок делает еще более смешными поведение и речи басенных персонажей.

               Обратимся к одному из маленьких шедевров Крылова — его басне «Квартет».

     Смешна комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших. Все они очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что вся беда в том, что исполнители не так сидят:

Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!

         Мораль здравого смысла, житейской истины, подтвержденной практикой, сохранила свое значение и поныне.

       Такие басни, как «Волк и ягнёнок», «Ворона и Курица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне» высмеивают нерадивость, легкомыслие, неблагодарность и тому подобные пороки и слабости людей.

 

 

 

 

 

Басня «Волк и ягнёнок»

 

Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

 

 

 

 

 

Басня «Ворона и Курица»

Когда Кутузов на погибель французам оставлял Москву, все её жители тоже собрались из города, «как из улья пчелиный рой». Увозимая на одном возу Курица увидела Ворону, которая не спешила улетать. Курица спросила, почему она остаётся. Ворона ответила, что её не жарят и не варят, как кур, поэтому она надеется ужиться с французами – а там, глядишь, и поживиться от них сырком иль косточкой. Но надежды Вороны не сбылись: когда французы стали голодать в Москве, она попала к ним в суп.

Мораль Крылова: глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.

 

Басня «Ворона и Лисица»

Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.

Ворона нашла где-то кусок сыра и собиралась позавтракать. Мимо бежала хитрая Лисица. Увидев, аппетитный сыр, Лисица стала льстиво расхваливать красоту Вороны, а потом попросила, чтобы та спела своим «ангельским голоском». Поверившая похвалам Ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал у неё из клюва, и хитрая Лисица убежала с ним.

 

 

Басня «Волк на псарне»

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову мирные переговоры.

 

 

 

 

 

 

Басня «Ларчик»

Мораль басни: не надо видеть сложности там, где на самом деле всё просто.

К кому-то принесли от мастера красивый ларчик. Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.

 

 

 

 

                                                         Басня «Квартет»

       Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка решили сыграть скрипичный квартет. Раздобыв инструменты, они «ударили в смычки, дерут, а толку нет». Звери решили: причина в том, что они не так расселись. Несколько раз участники квартета рассаживались по-новому, однако их музыка от этого лучше не стала. «Вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь», – сказал им пролетавший мимо Соловей.

 

 

 

 

Басня «Лягушка и Вол»

        Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил – пока не лопнула.

Мораль басни: среди простых людей многие хотят походить на знатных вельмож и жить, как они – но только зря стараются.

 

 

 

Басня «Осёл и соловей»

          Прослышав, что соловей – великий мастер петь, осёл попросил, чтобы он показал ему своё искусство. Соловей залился чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у дворового петуха.

«Избави, бог, и нас от этаких судей», – мораль Крылова.

 

 

Басня «Синица»

         Синица хвалилась, что сможет сжечь море. В морских глубинах поднялся страшный переполох. К берегу океана стали слетаться птицы, сбегаться звери из лесов и люди-гурманы – любители похлебать богатой ухи. Все предвкушали невиданное зрелище, но синица моря зажечь не смогла и со стыдом улетела.

Мораль басни: «делом, не сведя конца, не надобно хвалиться».

 

 

                                         Басня «Кукушка и петух»

        Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

 

Басня «Свинья под Дубом»

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.

Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

 

 

 

 

 

                                             Басня  «Стрекоза и муравей»

        Попрыгунья Стрекоза, не работая, пропела всё красное лето, когда «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Но лето кончилось. Началась холодная и голодная зима. Не приготовив себе ни еды, ни жилья, Стрекоза решила пойти за ними к трудолюбивому Муравью. Муравей спросил, что же делала Стрекоза летом? «Пела», – ответила та. «Ты всё пела? это дело. Так поди же попляши», – дал ответ Муравей.

 

Мораль басни «Стрекоза и Муравей»

      Красавица Стрекоза, которая у многих ассоциируется с легкомыслием и ветреностью, протанцевала и пропела все лето, не заготовив на зиму продуктов и не позаботившись о своем будущем. Муравей, как представитель наиболее трудолюбивого и старательного вида насекомых, наоборот прилежно трудился все лето, чтобы зимой быть сытым и не беспокоиться о пропитании. Главная мысль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что несмотря на тепло и роскошь окружающего мира, каждый человек должен задумываться о своем будущем и готовиться загодя

 

.

 

Басня «Лебедь, Щука и Рак»

         Однажды Лебедь, Рак да Щука взялись везти воз с поклажей и впряглись в него. Но «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Хоть все они и лезут вон из кожи, а «воз и ныне там».

 Мораль басни  «Лебедь, Щука и Рак»    

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

 

 

 

 

 

 

 

 

Басня «Собачья дружба»

       Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу. Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались из-за кости, что их насилу розлили  водой.

И среди людей многие друзья таковы, замечает Крылов. «Только кинь им кость, так что твои собаки».

 

 

 

 

Басня «Мартышка и Очки»

       Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

       Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

 

 

 

 

 

 

Басня «Слон и Моська»

       По улицам напоказ народу водили Слона. Маленькая собачка Моська стала лаять и бросаться на огромного зверя. Знакомая шавка принялась успокаивать Моську, говоря, что Слон даже не обращает на неё внимания. «Вот то и хорошо, что я без драки попасть могу в большие забияки! – ответила Моська. – Пусть все говорят, что я сильна, раз лаю на слона!»

 

Мораль басни   «Слон и Моська»

         Моська хотела произвести на себя впечатления, хотела поднять авторитет в глазах других собак.

 

 

 

 

 

Чему учат басни Крылова
      Басни И.А. Крылова учат быть добрыми, умными, честными. Хотя в баснях действуют птицы, животные, предметы, мы понимаем, что речь идет о людях.
Мною прочитано много басен Крылова, в которых под маской животных удачно передается быт, поведение, образ жизни, характер людей. Из его басен можно взять для себя очень много мудрого и поучительного.
Вот, например, басня « Стрекоза и Муравей».

Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…»
Ну пела, ну плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей трудолюбивый – положительный герой во всех отношениях, но оказывается по отношению к Стрекозе жестоким:
« Я без души
Лето целое все пела? –
Ты все пела? Это дело:
Так, поди же попляши!»
Таким образом, Крылов в образе порхающей Стрекозы воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвушки, а выразил протест против тех людей, которые, не хотят трудиться, а хотят только веселиться и отдыхать.
Хочу, проанализировать басню « Ворона и Лисица». В данной басне мораль предвкушает повествование:
От льстивых похвал Лисицы « вскружилась голова»,  «Ворона решила спеть», т.е. « Каркнула во все воронье горло». Сыр выпал, и Лиса добилась результата.
Данная басня говорит о том, что не стоит поддаваться льстивым речам, потому что за ними всегда стоит желание добиться какой-либо выгоды в пользу льстеца. Лисица хорошо понимает, что сыр ей силой не отнять и поэтому она решается выманить его у Вороны хитро и говорит, «так сладко». И Ворона попадается на эту лесть!
Автор осуждает не только того, кто льстит, но и того, кто поддается лести.
       Меня привлекает творчество баснописца тем, что автор – рассказчик всегда находится рядом со своими персонажами, а не над нами. Даже когда его герои делают явные глупости, автор впрямую не осуждает их , а лишь показывает нелепости их поведения. Но это не значит, что Крылов сочувствует всем своим

 

 

героям. Он поддерживает простых людей, живущих в мире естественных ценностей. Сочувствуют своим персонажам, не приукрашивает их.

        Я бы посоветовала почитать басни, если вы хотите стать умнее и мудрее. Ивана Андреевича Крылова можно считать нашим наставником и учителем.

 

О Крылове

         Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка».

«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.

Басни Крылова — способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.

Слово в баснях Крылова — средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.

         Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

         Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

 

 

 

2. Практическая часть  работы.

2.1. Социологический опрос, анкетирование

Я  провёла социологический опрос среди учащихся 5-8 классов. Задавала им следующие вопросы:

 

 1. Какие басни И.А.Крылова вы знаете?

 2.Какие басни вам нравятся?

 3. Любите ли вы читать басни?

 4. Для чего служит мораль?

 

 

 

 

    

 

 

 

     

 

 

 

И  получила следующие результаты: 

 

1. Басни И.А.Крылова знают 85%

2.Любят читать 80% учащихся

3.Басни нравятся 74% учащихся

4.93% учащихся считают, что мораль служит для раскрытия основной мысли.

 

 

 

 

 

   Так же я провела социологический опрос среди технического персонала, работников столовой МКОУ СОШ и среди жителей Карамахи.  

Были заданы следующие вопросы:

1.     Знакомы ли вы с творчеством И.А.Крылова?

2.     Сможете ли вы определить мораль басен И.А.Крылова?

3.     Живёте ли вы законами жизни по Крылову? Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

На 1  вопрос были получены 100% положительные ответы. Мораль басен И.А.Крылова могут определить 60% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка.  Однако следует отметить, что басни любят и помнят, но презирают искусственность и корысть не многие.

 

 

 

Анкета «Мораль басен И.А.Крылова»

     Среди учащихся 5-11  классов было проведено анкетирование, в котором было предложено  определить басни по морали.     

1.Определите басни И.А.Крылова по морали.

2.Мораль Крылова: глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.( «Ворона и Курица» )

3.Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца. («Ворона и Лисица»)

4.Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову мирные переговоры. («Волк на псарне»)

5.Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка  и Петух»)

6. А, вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.(«Квартет»)

7.А ларчик просто открывался.     («Ларчик»)

8.«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».(«Лебедь, Щука и Рак»)

      8. «Избави, бог, и нас от этаких судей»  («Осёл и соловей»)

9.Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под Дубом»)

10. Ты всё пела? Это дело! Так пойди же попляши. («Стрекоза и муравей»)

 

2.  Считаете ли вы, что  басни И.А.Крылова помогут избавиться от наших недостатков?

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Были получены следующие результаты:

 

Класс

Определили мораль басни

Помогут избавиться от недостатков

5-е классы

28%

50%

6-е классы

28%

50%

7-е классы

52%

65%

8-е классы

34%

40%

9-е классы

60%

35%

         10 класс

75%

70%

         11 класс

90%

80%

      Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но мораль определяют не все.

 

 

 

 

 

Заключение

     Басни великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.

Крылов живет среди нас, «как живой с живыми говоря».

 

       Мы отдаем дань И. А. Крылову не только как гениальному писателю, утвердившему и прославившему любимый народом жанр, мы ценим его крыловскую, жизнеутверждающую традицию, воспринятую нашей русской литературой, нашим театром и даже изобразительным искусством.

       Мораль, она же нравственное заключение в баснях, всегда несут в себе некий смысл, и из текста видно, что прислушиваться к басням нужно, т.к. ошибки и поступки героев влекли за собой различного характера последствия, и мы , прислушавшишь, в будущем можем не допустить той же ошибки..

       Мораль басен Крылова заключается: не надо быть ленивым, нужно быть трудолюбивым и добрым!

 

Выводы, предложения

 

        Данное исследование показало, что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно читают басни И.А.Крылова школьники ,чем  представители старшего поколения.

      Знание басен и умение определять мораль уберегут  от ошибок, они сделают нас лучше, они  научат нас быть добрыми и трудолюбивыми.

      Проведенная работа позволяет мне сделать следующие выводы:

 

По итогам проделанной работы выдвигаю следующие предложения:

  1. Читать басни Ивана Андреевича Крылова.
  2. Научиться определять мораль басен И.А.Крылова.
  3. Провести диспут среди учащихся «Как мораль помогает избавиться от недостатков?»

 

                                                     Литература

  1. Гаспаров М.Л., Античная литературная басня. – М.: Наука, 1971.
  2. Коровин В.И. Басни Ивана Крылова – М., 1997
  3. Крылов И.А. Басни – М., 1996
  4. Крылов И.А. Басни М.: Детская литература, 1985
  5.  Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника.

 


 

Приложение

Мои иллюстрации к басням И.А. Крылова.

 

 

«Волк и лисица»

 

 

 

 

 

«Лисица и виноград»

«Собачья дружба»

«Ворона и лисица»

 

                                                  «Лягушка и вол»

Нравственных басен Крылова помогает жить! / Paulturner-Mitchell.com

С детства с нами по жизни идут герои произведений Крылова. Мораль басни Крылова, любой из них, часто помогает нам разобраться в жизненных ситуациях, сделать правильные выводы в сложном деле. Басню как таковую мы читаем с младших школьных лет! И в нашей памяти вы храните эти яркие образы, которые приходят в голову, когда возникает «патовая» ситуация. Например, мораль из басни Крылова помогает нам жить! И мы не устаем удивляться проницательности автора.

Вечные темы

Тогда вспомни Моску, лающую на Слона, тщетно пытающуюся произвести впечатление бесстрашной и смелой. И многие в это верят!

Тогда на ваших глазах Обезьяна, издеваясь над собой, не узнала своего отражения в зеркале.

Тогда Волк объясняет Ягненку, что, мол, он виноват во всем только потому, что хочет съесть Волка…

Мученик (и это особенно актуально в наше время!), не зная цены очки, разбиваются о камень!

Все это известные басни Крылова. Мораль каждой из них, как правило, состоит из нескольких емких слов или фраз, зарифмованных автором для запоминания. Да всякая мораль басни Крылова давно уже превратилась в «крылатое выражение», как мы привыкли его называть! Слово Крылова остро!

Некоторые критики говорят, что, мол, Иван Крылов писал вовсе для детей, и истинный смысл его басен детям не ясен. Но мораль басни Крылова, почти у всех, выписана так ясно, что ее понимает каждый, даже ребенок! И надо услышать: «…вот мораль басни…» — Крылов подразумевается сразу!

Крылов и Эзоп

Сравните произведения Крылова с произведениями известного греческого литератора Эзопа (от которого от него произошло словосочетание «эзопов язык», язык аллегории). По сравнению с баснями Эзопа, жившего в шестом веке до нашей эры, басни Ивана Крылова отличаются национальным характером персонажей. А еще у Крылова сюжеты мастерски рифмованы, имеют емкие фразы, четко запоминающиеся читателями. Например, «Муравей и жук» Эзопа и «Стрекоза и муравей» Крылова.

«Стрекоза и муравей» и «Муравей и жук»

Так что же общего у этих произведений и чем они отличаются?

Общий, без сомнения, сюжет. Персонажи тоже перекликаются друг с другом. Но Жук Эзопа посочувствует Муравью, а Муравей, в свою очередь, ограничится лишь произнесением упрека: «Если бы ты работал, то не сидел бы без еды». Гораздо жестче позиция русского баснописца по отношению к бездельникам и тунеядцам: «так иди, попляши!»

Стрекоза и Жук чем-то похожи (наверное потому, что и тот, и другой — насекомые!), но их поведение в обоих случаях вызывает реакцию Муравья. В случае Эзопа это более мягкая мораль, скорее пожелание, предполагающее сопереживание. А в случае с Крыловым мы видим прямой упрек и желание «потанцевать» без явного сочувствия к пострадавшей от катастрофы Стрекозе.

Кроме того, Крылову развитию сюжета помогает рифма — и басня лучше запоминается на слух! Крылов склонен использовать национальные образы, привязывать сюжет басни к «национальным реалиям», и от этого повествование становится еще ярче, еще весомее.

басня Крылова: сюжет, мораль и современность

Когда мы ходим в школу, мы редко задумываемся над тем, что в баснях И.А. Крылова скрыта не только бытовая, но и некая философская мудрость. Для того, чтобы эта истина не ускользнула от нынешнего поколения школьников, мы и удосужились написать эту статью. Он посвящен произведению «Белка» (басня) Крылова.

Участок

Поселок дачный. По этому поводу людям преподносят дивно-чудное — белку в колесе, она целый день без устали бежит. За этим же чудом наблюдал дрозд, а так как с белкой они говорят на одном языке, то спросил ее, что она делает и что она делает. Белка ответила с важным видом, что она служила посыльной у великого мастера. И каждый день у нее так много дел, что она даже не успевает поесть и попить. «Видно, — подумал дрозд, — бежишь-бегаешь, а все на том же месте». И с этими словами он улетел со сцены.

Нравственность

Обычно нравственность представлена ​​читателю Крыловым прямо здесь, в стихотворении. В нашем случае, по мнению автора, продукт точно бьет по тем бизнесменам, которые создают некую бурную деятельность перед собой и окружающими, но практического смысла в их движениях нет, и они очень похожи на белку в колесе. Такова мораль басни Крылова «Белка».

Верна ли мораль басни сегодня?

Вообще надо сказать, что басня как литературная форма, как определенный жанр, наряду с притчей или сказкой стареет медленнее всех. А все потому, что нравственность вместе с насмешкой, смонтированной внутри нее, направлена ​​на вечные человеческие пороки. Если мы специально проанализируем произведение Крылова «Белка» (басня), то увидим, что не очень важно, какой смысл сам автор вложил в сочинение. Гораздо важнее то, что она демонстрирует в себе. Басня преследует чрезмерное самомнение человека о себе и своем творчестве.

Сейчас, когда все люди в России, чем бы они ни занимались, называют себя менеджерами, чрезвычайно актуальной становится мораль произведения «Белка» (басня Крылова). И дело даже не в том, что людям обычных профессий — продавцу или уборщице — не за что себя уважать, совсем нет. «Все профессии важны, все профессии нужны». Проблема в том, что это порождает ложное самомнение, которое в итоге больше всего вредит тому, кто им страдает.

Насколько опасно преувеличение собственной ценности?

Во-первых, он закрывает человеку путь к развитию как в личностном, так и в профессиональном плане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *