Басня крылова и соловей: «Осёл и соловей» басня Крылова

Соловьи — Крылов. Полный текст стихотворения — Соловьи

Литература

Каталог стихотворений

Иван Крылов — стихи

Иван Крылов

Соловьи

Какой-то птицелов
Весною наловил по рощам Соловьев.
Певцы рассажены по клеткам и запели,
Хоть лучше б по лесам гулять они хотели:
Когда сидишь в тюрьме, до песен ли уж тут?
‎Но делать нечего: поют,
‎Кто с горя, кто от скуки.
‎Из них один бедняжка Соловей
‎Терпел всех боле муки:
‎Он разлучен с подружкой был своей.
‎Ему тошнее всех в неволе.
Сквозь слез из клетки он посматривает в поле;
‎Тоскует день и ночь;
Однако ж думает: «Злу грустью не помочь:
‎Безумный плачет лишь от бедства,
‎А умный ищет средства,
‎Как делом горю пособить;
И, кажется, беду могу я с шеи сбыть:
‎Ведь нас не с тем поймали, чтобы скушать,
Хозяин, вижу я, охотник песни слушать.
Так если голосом ему я угожу,
Быть может, тем себе награду заслужу,
‎И он мою неволю окончает».
‎Так рассуждал — и начал мой певец:
И песнью он зарю вечерню величает,
И песнями восход он солнечный встречает.
‎Но что же вышло наконец?
Он только отягчил свою тем злую долю.
‎Кто худо пел, для тех давно
Хозяин отворил и клетки и окно
‎И распустил их всех на волю;
‎А мой бедняжка Соловей,
‎Чем пел приятней и нежней,
‎Тем стерегли его плотней.

1825 г.

О животных

Золотой век

Длинные

Басни

Стихи Ивана Крылова – О животных

Стихи Ивана Крылова – Золотой век

Стихи Ивана Крылова – Длинные

Стихи Ивана Крылова – Басни

Другие стихи этого автора

Дерево

‎Увидя, что топор Крестьянин нёс,

«Голубчик, — Деревцо сказало молодое, —

О жизни

Музыканты

Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был:

Золотой век

Туча

Над изнуренною от зноя стороною

‎Большая Туча пронеслась;

Золотой век

К счастью

Богиня резвая, слепая,

Худых и добрых дел предмет,

О жизни

Собака

У барина была Собака шаловлива,

Хоть нужды не было Собаке той ни в чем:

Золотой век

Мыши

«Сестрица! знаешь ли, беда!»

На корабле Мышь Мыши говорила:

Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

басня Осёл и соловей читать

  • Басни
  • /
  • Крылов
  • /
  • org/Breadcrumb»>Осёл и соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Анализ

Одна из самых известных басен Крылова «Осёл и Соловей» посвящена теме творчества и права каждого судить о нём со своей точки зрения.

Осёл при встрече просит Соловья продемонстрировать своё искусство, для того чтобы вынести своё объективное суждение. Соловей охотно соглашается. Фрагмент басни, в котором описано пение соловушки, давно признан одним из лучших изображений птичьего пения (музыки) в русской поэзии. Действительно, поражает, какое количество глаголов и эпитетов для этого находит поэт.

Кроме того, Крылов воссоздаёт впечатление, производимое настоящим искусством на окружающий мир. И природа, и люди – всё слушает «любимца и певца Авроры» с молчаливым восхищением. Всё умолкает, даже ветерки, боясь упустить хоть нотку из его божественного пения. Однако Осёл хвалит Соловья только за то, что его можно слушать без скуки. И советует ему поучиться у Петуха. Униженный певец тут же улетает.

В качестве персонажа автор не зря выбрал Осла – эмблему глупости и невежества. Сам способный издавать лишь резкие неприятные звуки, он считает себя вправе рассуждать о достоинствах и недостатках искусства. За образец при этом принимает петушиное пение. У великого баснописца Осёл выступает аллегорическим изображением критика, абсолютно не сведущего в предмете своих умозаключений. Поэтому даже его похвала звучит как оскорбление.

Соловей – образ, прямо противопоставленный таким «знатокам». Он сам – воплощение творчества. Искусство является его сущностью, содержанием его жизни. Вне своего пения он просто не существует. Его творчество меняет окружающий мир, облагораживает его, пробуждает лучшие чувства в людях.

«Избави бог и нас от этаких судей!» − делает вывод баснописец. «Этаких» значит некомпетентных, примитивно рассуждающих, далёких от самого предмета критики. Высказывать своё мнение имеет право каждый. Беда в том, что глупостью, нелепостью и грубостью своих высказываний недалёкие критики, не осознавая того, разрушают гармонию мира. Ведь Соловей улетает «за тридевять земель». С обиженным певцом из этих мест исчезает его искусство. Здесь ещё долго не услышат дивных соловьиных трелей, не смогут вновь пережить мгновения общения с прекрасным. Так что высказывания Осла далеко не так безобидны, как кажется. Ослы делают мир бледнее, беднее чувствами, скучнее, примитивнее.

Высказываться о чём-то можно только тогда, когда предмет обсуждения хорошо знаком, когда говорящий в нём искренне заинтересован, иначе есть реальный риск нанести обществу, миру непоправимый вред.

Вариант №2

Басня Крылова «Осел и Соловей» была написана в 1811 году, опубликована тогда же в Чтении в Беседе Любителей Русского слова. Ходят слухи, что один иностранец попросил Крылова прочитать «две-три басни», затем сказал, что «Это хорошо, но у другого баснописца лучше». – по-видимому Ивану Андреевичу стало обидненько, поэтому по приходу домой он написал басню, где изобразил себя в виде Соловья, а того иностранца – в виде ничего не понимающего в пении Осла, который еще и учить его пытается, как лучше. Ну что сказать? Крылов всегда был мастером сарказма. А теперь, собственно, сам анализ.

Анализ басни Крылова «осел и соловей»Осел встречает Соловья, и просит его спеть, ссылаясь на то, что он слышал, что тот «великий мастерище» по части пения. Тот соглашается, и начинает петь, заливаясь на все лады, и то прищёлкивая, то ослабевая. Все, кто оказывается в этот момент поблизости, с замиранием сердца слушают его пение. Когда же он заканчивает, Осел говорит, что у него, конечно, потрясающий голос, но ему бы стоило получиться у Петуха, тогда бы он овладел искусством пения в совершенстве. Басня заканчивается тем, что «избави Бог нас от таких судей, как осел».

Герои: Осёл, Соловей, Петух (упоминается) Пастух (который «затих, Пастушке улыбался»)

Мораль:

Осел взялся судить Соловья, сам ничего не понимая в пении, да ещё посоветовал ему обратиться к Петуху, чтобы тот научил его, «как правильно». Так же и мы, люди: судим друг друга, ничего толком не зная о способностях, умениях и судьбе. Нам лишь бы осудить кого-то, сказать, что кто-то делает это хуже, чем мы. В этом вся суть человечества, и Иван Андреевич её тонко уловил, «перекинув» ее на животных. Вообще, это был достаточно хитро, потому что человек читает и думает: «А, это не про меня, это о животных». – а на самом-то деле это о нем, только завуалировано.

Немного собственного мнения:

Осел – это такой «диванный эксперт», как сказали бы в современном мире. Знает все обо всем, и в то же время – ничего. Такие обычно встречаются в Интернете: сразу берутся судить о осуждать, как только скажешь им: «Сударь, вы не правы». – он тебя и по матери может послать, не разбираясь. Как же, он же «Эксперт»! так что к Ослу в данной басне больше всего подходит афоризм «профессор кислых щей». А еще мне кажется, что он не очень доволен своей жизнью, раз видит в пении Соловья плохое, в то время, как другие им восхищаются:

«И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался».

Все в восторге, и только Осел посчитал пение Соловья нуждающимся в доработке. А дело-то не в нем, не в Соловье, а в Осле, который не может увидеть ничего хорошего в этом мире. Все ему не так, все в черном цвете. Бывают в этом мире и люди-ослы, которым всегда все не так. Они были, есть и будут, как это не прискорбно.

Другие:

← Зеркало и обезьяна↑ КрыловКукушка и петух →

Осёл и соловейСейчас читают:
  • Сочинение Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

    В современной России – эпоха патриотизма, патриотизма зачастую навязываемого, во многом искусственного. Люди, которые ощущают текущую конъюнктуру, грамотно используют тренд патриотизма для собственной выгоды. Бизнес на патриотизме,

  • Обломов и Штольц сравнение героев сочинение рассуждение

    Характеристика Обломова Обломов представлен в образе весьма вальяжного и зажиточного барина. Илья Обломов дворянских кровей, ему тридцать два года от роду и он весьма неприхотлив в своём образе жизни

  • Сочинение на тему Человека и природы в литературе

    Отношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу

  • Сочинение по рассказу Кавказский пленник Пушкина 5 класс

    «Кавказский пленник» (поэма Пушкина) произвел на меня очень сильное впечатление. Это очень красивые стихи. И в них трагическая история. Поэтом передана прекрасная природа.

  • Сочинение на тему Победа и поражение

    Человек, который не бояться принять поражение и делает это достойно, уже является победителем. Победа никогда не дается легко, а принять поражение труднее вдвойне. Для этого необходимо быть мужественным человеком.

  • Сочинение рассуждение на тему прозвища 7 класс по русскому языку

    В этом сочинении я приведу свои мысли по поводу прозвищ. Это такие «дополнительные имена», которые даются человеку другими людьми. Обычно в прозвище содержится отличительная особенность человека, напоминание о каком-то обстоятельстве…

Крыловский соловей.

Иван Крылов

Осел и соловей рисунок

Читать текст онлайн

Ослик увидел Соловья
А он ему говорит: «Слушай, дружище!
Ты, говорят, великий мастер петь.
Я бы очень очень похоже на
Судите сами, слушая ваше пение,
Насколько велико ваше мастерство?»
Тут Соловей стал свое искусство показывать:
Щелкнул, засвистнул
В тысячу ладов дернул, перелил;
Что нежно он ослабил
И томно вдалеке зазвенела флейта,
Та малая дробь вдруг рассыпалась по роще.
Тогда все обращали внимание
Фаворитка и певица Авроры;
Утихли ветры, смолкли птичьи хоры,
И легли стада
Чуть вздохнув, любовался им пастух
И лишь изредка
Слушая Соловья, он улыбался пастушке.
Певица умерла. Осел, уставившийся лбом в землю,
«Правильно, — говорит, — это не ложь,
Ты можешь слушать без скуки;
Жаль, что я не знаю
Ты с нашим петухом;
Хоть бы ты больше огорчился,
Хоть бы Я мог бы у него немного поучиться,
Слыша такой суд, мой бедный Соловей
Он вспорхнул — и улетел в дальние поля
Боже сохрани нас от таких судей

Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей

Боже храни нас от таких судей

Мораль своими словами, основная мысль и смысл басни Ослик и соловей

Не зная дела, судить невозможно. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или просто глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.

Осёл встретил соловья и попросил его спеть. Он пел и был прекрасен. Все слушали. Но осел посоветовал ему учиться у петуха. Соловей улетел.

Разбор басни Ослик и соловей, герои басни

Главные герои басни — осел и соловей. Сказка начинается сразу. Каждый из персонажей является показателем противоположных качеств.

Соловей — Это красиво поющая птица. Всем нравится его пение. Его голос дан природой. В образе соловья Крылов показывает человека, который является мастером своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто слышит его пение, высоко ценит его талант. Крылов хорошо подбирал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.

У осла наоборот нет ни слуха ни голоса. Несмотря на это, он считает, что имеет право оценить талант соловья. Из-за того, что у него нет музыкального слуха, он говорит, что даже петух пел бы лучше. Сравнение соловья и петуха еще больше убеждает нас в том, насколько глуп осел. Этим он обижает соловья, потому что все восхищаются его пением. Сравнивая соловья и петуха, осел тем самым показывает, что не имеет представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий представления об этом ремесле. Несмотря на то, что осел ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что плохо поет. Часто это происходит среди людей. Ничего не понимающий в профессии человек подсказывает мастеру, что и как делать. В этой басне осел изображен невеждой.

Смысл басни в том, что часто мастерам дают советы не разбирающиеся в какой-то профессии люди. Они критикуют и указывают, что они делают что-то не так. Но ведь такой же профессионал, как этот человек, может дать настоящую критику. В данном случае профессионал — соловей. И только такие соловьи, как он, могут критиковать.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого-то, если сам этого не понимаешь. Но ведь речь идет не только о них, но и об обычных людях. То же самое происходит с людьми в повседневной жизни.

Прежде чем судить кого-то, нужно подумать, сможешь ли ты это сделать сам. Если человек не имеет представления об этом ремесле, то и судить о нем он не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может делать что-то вроде профессионала. При этом, если бы соловей попросил осла петь так же, то, естественно, он бы не смог. Таким образом, он смог бы доказать, что осел не имеет права судить о его пении.

Осёл оценивает песню Соловья в басне Крылова. Смешная, красивая и очень тонкая история.

Басню Осёл и Соловей

Ослик увидел Соловья
А тот ему говорит: «Слушай, друг мой!
Ты, говорят, великий мастер пения.
Очень хотелось бы
Суди сам , слушая ваше пение,
Насколько велико ваше мастерство?»
Тут Соловей стал свое искусство показывать:
Щелкнул, засвистнул
В тысячу ладов дернул, перелил;
Что нежно он ослабел
И томно вдалеке зазвенел флейтой,
Та малая фракция вдруг рассыпалась по роще.
Тогда все обращали внимание
Фаворитка и певица Авроры;
Утихли ветры, смолкли птичьи хоры,
И легли стада
Чуть вздохнув, любовался им пастух
И лишь изредка
Слушая Соловья, он улыбался пастушке.
Певица умерла. Осел, уставившийся лбом в землю,
«Правильно, — говорит, — не лукавишь,
Ты можешь слушать без скуки;
Жаль, что я не знаю
Ты с нашим петухом;
Хоть бы ты больше огорчился,
Хоть бы Я мог бы у него немного поучиться,
Слыша такой суд, мой бедный Соловей
Он вспорхнул — и улетел в дальние поля
Боже сохрани нас от таких судей

Мораль басни Осёл и соловей

Боже храни нас от таких судей (абсурдно судить не зная дела и тем более учитывать такие суждения)

Басня Осел и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из персонажей выступает как символ качеств, над которыми стоит задуматься. Итак, Соловей. Своим прекрасным пением птица олицетворяет человека — мастера своего дела, с подарком самой Природы. Песню птицы слушает каждый, кто ее слышит, и все высоко оценят талант Соловья, которым он по праву гордится. Крылов использует в обращении к Соловью такие выразительные интонации и слова, которые, кажется, не превзошел ни один из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей среды, реакции людей и животных на пение птиц также доказывают, что Крылов не просто баснописец, он великий поэт. Соловей описан так, что добавить больше нечего.

Осел, наоборот, совсем не понимает пения, но считает возможным оценить Соловья. За неимением слуха и понимания красоты я думал, что даже петух будет петь лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации, а мораль в последней строчке басни подводит итог: глупо браться судить о том, о чем даже не имеешь представления. Ослик, сравнивая Соловья с Петухом, противопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие всякого вкуса.

И. С. Тургенев писал: «С детства Крылов всю жизнь был типичным русским человеком: его образ мыслей, взгляды, чувства и все его сочинения были истинно русскими, и можно без всякого преувеличения сказать, что иностранец, основательно изучив басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если бы он читал множество сочинений, трактующих эту тему.

В этом уроке вы узнаете еще об одном пороке русского общества, разоблаченном великим баснописцем.

Басня, о которой пойдет речь, была написана более ста лет назад, но не утратила своей актуальности и по сей день.

Рис. 1. Кипренский О.А. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Некий дворянин (по одним данным — граф Разумовский, по другим — князь А. Н. Голицын), может быть, по примеру имп.Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренне желая познакомиться с ним, пригласила его к себе и попросила прочитать две-три басни Крылов художественно прочитал несколько басен, в том числе одну заимствованную из Лафонтена Вельможа благосклонно выслушал его и задумчиво сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите, как Иван Иванович Дмитриев?» «Не умею», — скромно ответил поэт. На этом разговор и закончился. Вернувшись домой, баснописец, задетый за живое, излил свою желчь в басне «Осел и Соловей».

Кеневич В.Ф. Из» Библиографические и исторические примечания к басням Крылова»

После публикации басни Крылова ее стали называть «Соловей». Это прозвище вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по басням И.А. Крылов «В мире басен» ()

Ослик увидел Соловья

А он ему говорит: «Слушай, мой друг!

Вы, говорят, большой мастер пения.

Очень хотелось бы

Судите сами, слушая ваше пение,

Действительно ли ваше мастерство велико?

Тут Соловей начал свое искусство показывать:

Щелкнуло, засвистело

В тысяче ладов дернуло, перелилось;

Что нежно он ослабел

И томно вдали зазвенел флейтой,

Эта маленькая частица внезапно рассыпалась по роще.

Все обращали внимание тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Ветры стихли, хоры птиц смолкли,


2 И пришли стада 901.

Немного отдышавшись, пастух любовался им

И лишь иногда

Слушая Соловья, пастушка улыбалась

Умерла певица. Осел, уставившийся лбом в землю;

«Справедливо, — говорит, — не ложно сказать,

Можно слушать без скуки;

Жаль, что я не знаю

Ты с нашим петухом;

Даже если бы вы были более раздражены,

Если бы я только мог узнать немного от него.0114

Он вспорхнул и — полетел в дальние поля.

Избавь нас, Боже, от таких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, писал в Библиографических и исторических примечаниях к басням Крылова: «Известно, что Крылов был несравненно строже к себе, чем к читателям: одну и ту же басню переписывал много раз, каждый раз переделывал ее и удовлетворялся лишь тогда, когда в ней не оставалось ни единого слова, которое, как он выражался, «надоело ему».

Вот почему можно сказать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несет определенную смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осел и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец для создания образа Осла? Обратимся к словарю.

«Приятель» — фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не был другом Ослика, что делает его обращение еще более фамильярным и небрежным, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Ослика).

Далее идет слово «хозяин» , кажется, выражает восхищение. Мастер есть мастер, виртуоз своего дела, да еще и в превосходной степени. Но созвучие со словом «приятель», и даже явная тавтология «великий мастер» опять же отрицательно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto — «тот же» и logos — «слово, понятие») — повторение одного и того же разными словами. Как стилистический прием он относится к роду плеоназма (излишества).

«Значительно», — говорит Осел, наслушавшись пения Соловья. «Довольно» означает «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометкой «разговорный», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах. «глядели» и «навострились».

Причастный оборот «смотрящий лбом в землю» напоминает нам ослиное упрямство. И сразу после него — совет «немного поучиться» пению у петуха, который, судя по местоимению «наш», является близким другом Осла. А теперь вспомним известную пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух — друг такого же невежественного Осла.

Изображение Ослика вызывает у читателя смех. Такое изображение называется COMIC .

Какими художественными средствами Крылов передает красоту и прелесть пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «щелкнуло», «свистнуло», «дали», «рассыпало» . А также сравнение с флейтой, метафора «рассыпались, как дробинки» , эпитет «тяжелая» флейта.

Пение Соловья производит чудесное впечатление на всех, кто его слышит. Он очаровал всех своим пением. Он принес мир в природу и жизнь людей: «ветры стихли», «птицы замолчали», «стада зверей легли», «пастух любовался пением».

Тогда все обращали внимание

Фаворитка и певица Авроры…

АВРОРА — богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поет, этим автор показывает, что несведущее (разговорное и просторечное) этому герою чуждо, в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом используя в основном разговорную и разговорную лексику.

Автор использует прием антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, завораживающего своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, ничего не понимающего в действительности искусство.

АНТИТЕЗИС — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описана ситуация, часто встречающаяся в реальной жизни. Кто-то самоуверенный и невежественный берется судить о том, о чем не имеет представления.

Мораль басни заключена в словах: «Боже, избавь нас от таких судей». Используя прием аллегории, баснописец доносит до своего читателя мысль о том, что если о настоящем искусстве часто судят те, кто ничего в нем не понимает, вроде Осла, то истинным мастерам, подобно Соловью, приходится несладко.

МОРАЛЬ — это поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ — аллегория — изображение абстрактного понятия через конкретный образ.

Басня «Осел и Соловей» написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не утратила своей актуальности, ведь таких глупых судей, как Осел, можно встретить в жизни и в наше время.

  1. Басни Крылова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:().
  2. Библиотекарь. RU. Писатели 19 века. Иван Андреевич Крылов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
  3. Иван Крылов. 1769-1844 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
  4. Крылов Иван Андреевич [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
  5. Крылов Иван Андреевич. Воспоминания современников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
  6. Русская литература 19 векавек. Иван Андреевич Крылов. 1760-1844 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Подготовиться к выразительному чтению И.А. Крылова «Осел и Соловей».
  2. * Создать иллюстрацию к И.А. Крылова «Осел и Соловей», используя некоторые приемы создания комического Образа. например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигура Соловья, подчеркивающая, что его значение не во внешности, а в умении петь . Или деталь . Например, у Ослика есть очки, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в свои очки, а поверх них.
  3. * Предположим, что Осел из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим другом Петухом и написал об этом в письме. Соловей воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Ослика. Начинается небольшая переписка. Придумайте это соответствие (сохраните особенности речи каждого из персонажей).

Поводом для создания басни послужил случай из жизни Крылова: «Некий дворянин (по одним данным, граф Разумовский, по другим — князь А. Н. Голицын), быть может, по примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствувшей поэт, и быть может, искренне желая с ним познакомиться, пригласил его к себе и попросил прочитать две-три басни, басни. Крылов художественно прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. и задумчиво сказал: «Это хорошо, но почему ты не переводишь как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не знаю как», — скромно ответил поэт. На этом разговор и закончился. Вернувшись домой, баснописец, задетый за живое, излил свою желчь в басне «Осел и Соловей». После публикации басни Крылова в литературе ее стали называть «Соловей».0007 Здесь Соловей начал показывать свое искусство… — Описание пения соловья и произведенного им впечатления вызвало единодушное одобрение современников и последующих критиков.

ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Слушай, друг мой!
Ты, говорят, великий мастер пения. пение,
Насколько велико ваше мастерство?»
Тут Соловей начал свое искусство показывать:
Щелкнуло, засвистело
В тысяче ладов дернуло, перелилось;
Что нежно он ослабел
И томно вдали зазвенел флейтой,
Та малая фракция вдруг рассыпалась по роще.
Все обращали внимание тогда
На любимицу и певицу Авроры:
Ветры стихли, птичьи хоры стихли,
И пришли стада.
Чуть дыша, любовался им пастух
И лишь иногда
Слушая Соловья, пастушка
Певица умерла. Осел, уставившийся лбом в землю;
«Правильно, — говорит, — не лгу,
Ты можешь слушать без скуки;
Жаль, что я не знаю
Ты с нашим петухом;
Хоть бы ты больше огорчился,
Хоть бы Я мог бы немного поучиться у него».
Услышав такой суд, мой бедный Соловей
Он вспорхнул и — полетел в дальние поля.
Избавь нас, Боже, от таких судей.

Читает И. Любезнов

Любезнов Иван Александрович. Дата рождения… Любезнов И. А. — первый муж Народной артистки СССР Марины Алексеевны Ладыниной (1908-2003).

Иван Андреевич Крылов (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, служащий Императорской Публичной библиотеки, статский советник, Действительный член Императорской Российской Академии (1811) , ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и пародийной трагикомедии «Трамф», высмеивающей Павла Ивановича. Крылов — автор более 200 басен с 1809 по 1843 г., они были изданы в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения были опубликованы в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя есть немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
На музыку были положены басни И. А. Крылова, например, А. Г. Рубинштейна — басни «Кукушка и орел», «Осел и соловей», «Стрекоза и муравей», «Четверка».

Нас удивляет естественность басен Крылова, изящная простота и остроумие, глубина мысли и художественная отделка деталей. Осел — частый гость басен Крылова; неразумный персонаж.

«Осел и человек»
Мужик, на лето в огород
Наняв Ослика, приставил
Ворон и воробьев гонять нахальный вид.
У осла были самые честные правила:

Ни хищничество, ни воровство не чужды;
Не поживился он с барского листа
А птицы, грех сказать, что пошалил;
Но дурна Мужику прибыль с огорода:
Осёл, за птицами гоняясь, со всех ослиных ног,
По всем гребням, и вдоль, и поперек,
Поднял такой рывок
Что в огороде все задавил и затоптал.
Увидев здесь, что его работа пропала,
Крестьянин на спине осла
Он отомстил за потерю дубинкой.
«И ничего! — кричат ​​все, — быдло заслуженно:
С умом
Давай с этим делом!»

А я скажу — не для того, чтобы заступиться за Ослика:
Он, наверняка, виноват (расчет имеет с ним сделано), —
Но, похоже, он не прав,
Кто поручил Ослу охранять свой сад.

Поэт и баснописец Иван Иванович Дмитриев первым убедил Крылова писать басни, прочитав три басни Лафонтена в переводе Крылова. Преодолев определенный психологический порог и заглушив страсть к драматической поэзии, Крылов стал более пристально присматриваться к жанру басни.

«Осел и Соловей»
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Слушай, друг мой!
Ты, говорят, большой мастер пения!
Очень хотелось бы
Судите сами, слушая ваше пение,
Действительно ли ваше мастерство велико?
Тут Соловей стал свое искусство показывать:
Щелкнул, засвистнул
В тысячу ладов дернул, перелил;
Что нежно он ослабел
И томно вдали зазвенел флейтой,
Та малая фракция вдруг рассыпалась по роще.
Тогда все обращали внимание
Фаворитка и певица Авроры;
Утихли ветры, стихли птичьи хоры,
И пришли стада.
Чуть вздохнув, пастух любовался им,
И лишь изредка
Слушая Соловья, улыбался пастушке.
Певица умерла. Осел, глядя в землю лбом:
«Справедливо, — говорит, — не ложно сказать,
Можно слушать без скуки;
Жаль, что я не знаю
Ты с нашим петухом;
Даже если бы вы были более раздражены,
Хоть бы хоть немного поучиться у него,
Услышав такой суд, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и улетел вдаль поля.

Боже, избавь нас от таких судей!

Чаще всего Крылов читал свои басни в доме А.Н. Оленина в блестящем обществе любителей русского слова. Здесь впечатление, произведенное его короткими творениями, было огромным. Люди толпились вокруг поэта, стояли на стульях, слушали, не говоря ни слова. Эффект от басен Крылова был невероятный. Как заметил современник, «басни, прочитанные самим автором, равнялись эффекту арий Каталани».

«Лиса и осел»
«Откуда ты, умный, бродишь, голова?» —
Лисица, встретившись с Ослом, спросила его.
«Теперь только от Лео!
Ну, сплетник, куда делась его сила:
Раньше рычал, так лес вокруг стонет,
А я бегу без памяти
Куда глаза глядят, от этого урода;
И ныне в старости и дряхл и хил,
Совершенно бессилен
Лежа в пещере, как колода.
Верите ли вы в зверей
Ушел весь его страх,
И он расплатился со старыми долгами!
Кто прошел мимо Льва, все ему мстили
По-своему:
Кто с зубом, кто с рогами…» —
«А Льва тронуть ты, конечно, не посмел?» —
Перебивает Осел Лис.
«Вот! — Отвечает ей осел, —
А чего мне бояться? И я пнул его:
Пусть ослиные копыта знают!»

Так низкие души, будьте благородны, вы сильны,
Они не смеют поднять на вас глаза;
Но только падать с высоты
С первого раза жди от них обиды и досады.

Жуковский высоко ценил басни Крылова. Он был одним из лучших друзей Крылова и прославлял его творения. Иван Андреевич любил проводить время у себя на квартире, в гостях, в обществе Пушкина, Батюшкова, князя Вяземского, Гнедича, Уварова, Карамзина.

«Сова и осел»
Слепой осел заблудился в лесу
(Он был в дальнем путешествии).
Но ночью мой безумец забрел в чащу,
Что не мог двигаться ни назад, ни вперед.
И зрячим здесь не отвертеться;
Но Филину в окрестностях, к счастью, повезло
И он взялся быть поводырем Ослика.
Все знают Совы ночью как зоркие:
Пороги, рвы, бугры, бугры —
Все это различала моя Сова, как днем, Осел.
Ну как расстаться с таким проводником?
Вот просит Сова-Осел остаться с ним,
И он решил отправиться с Совой на весь мир.
Мой орел владыка
Сел на хребет Ослиный,
И стали держать путь; просто счастлив? — Нет:
Только солнце на небе утром заиграло,
Глаза Совы стали темнее ночи.
Однако моя Сова упряма:
Осел советует и наобум и правильно.
«Осторожно! — кричит, — справа мы будем в луже.
А вот лужи не было, а слева похуже получилось.
«Больше левее, шаг левее!»
И — бум Осла, и с Филином, в овраг.

В Императорской публичной библиотеке когда-то хранились разрозненные листы, надколотые булавкой. На специальном листе рукой Гнедича была сделана запись: «Копия басен, проколотая булавкой, которая была при себе в таком виде у Ивана Андреевича Крылова, когда он читал императрице Марии Федоровне в Зимнем дворце в 1813 году, будучи при мне ». Обычно он писал на обрывках, а скомканные листы держал в кармане.

«Апеллес и осел»
Кто гордыней заразится мерою,
Он мил себе и тем, чем другим смешон;
И часто, что он хвалится,
Чего ему стыдиться.

Встреча с Ослом, Апеллес
Зовёт Осленка в гости;
Кости играли в Осленке;
Жеребёнок душит лес хвастовством
И говорит зверям: «Как скучен мне Апеллес!
Меня они мучают:
Ну, все зовет к себе, где бы я его ни встретил.
Я думаю, мои друзья
Он намерен написать Пегасу от меня.
«Нет», сказал Апеллес, происходящее недалеко отсюда:
Намереваясь написать приговор Мидасу,
Я хотел списать ваши уши на Мидаса;
И если ты придешь ко мне, то я буду рад:
Ослиных ушей мне и хоть много встречал,
Но таких, как ты богат,
Не только ослов
Я даже ослов не видел».

Чем понравилась басня про ослика и соловья. Крылов Осёл и Соловей. Басня, о которой пойдет речь, была написана более ста лет назад, но не утратила своей актуальности до сих пор.


Иван Крылов. Басня «Осел и Соловей»
Произведения русских писателей 19 в.

И. С. Тургенев писал: «С детства Крылов всю жизнь был типичным русским человеком: его образ мыслей, взгляды, чувства и все его сочинения были истинно русский, и можно без всякого преувеличения сказать, что иностранец, досконально изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если бы он прочитал множество сочинений, посвященных этому предмету.

В этом уроке вы узнаете еще об одном пороке российского общества, разоблаченном великим баснописцем.

Басня, о которой пойдет речь, была написана более ста лет назад, но не утратила своей актуальности и по сей день.

Рис. 1. Кипренский О.А. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Некий дворянин (по одним данным — граф Разумовский, по другим — князь А. Н. Голицын), может быть, по примеру имп.Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренне желая познакомиться с ним, пригласила его к себе и попросила прочитать две-три басни Крылов художественно прочитал несколько басен, в том числе одну заимствованную из Лафонтена Вельможа благосклонно выслушал его и задумчиво сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите, как Иван Иванович Дмитриев?» «Не умею», — скромно ответил поэт. На этом разговор и закончился. Вернувшись домой, баснописец, задетый за живое, излил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из» Библиографические и исторические примечания к басням Крылова»

После публикации басни Крылова ее стали называть «Соловей». Это прозвище вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по басням И.А. Крылов «В мире басен» ()

Ослик увидел Соловья

А он ему говорит: «Слушай, мой друг!

Вы, говорят, большой мастер пения.

Очень хотелось бы

Судите сами, слушая ваше пение,

Действительно ли ваше мастерство велико?

Тут Соловей начал свое искусство показывать:

Щелкнуло, засвистело

В тысяче ладов дернуло, перелилось;

Что нежно он ослабел

И томно вдали зазвенел флейтой,

Эта маленькая частица внезапно рассыпалась по роще.

Все обращали внимание тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Ветры стихли, хоры птиц смолкли,


2 И пришли стада 901.

Немного отдышавшись, пастух любовался им

И лишь иногда

Слушая Соловья, пастушка улыбалась

Умерла певица. Осел, уставившийся лбом в землю;

«Справедливо, — говорит, — не ложно сказать,

Можно слушать без скуки;

Жаль, что я не знаю

Ты с нашим петухом;

Даже если бы вы были более раздражены,

Если бы я только мог узнать немного от него.0114

Он вспорхнул и — полетел в дальние поля.

Избавь нас, Боже, от таких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаниях к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был несравненно строже к себе, чем к своим читателям: одну и ту же басню переписывал много раз , каждый раз переделывал ее и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, что, как он выражался, «надоело». Вот почему можно сказать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несет определенную смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осел и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец для создания образа Осла? Обратимся к словарю.

«Приятель» — фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не был другом Ослика, что делает его обращение еще более фамильярным и небрежным, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Ослика).

Следующее слово «хозяин» кажется выражает восхищение. Мастер есть мастер, виртуоз своего дела, да еще и в превосходной степени. Но созвучие со словом «приятель», а то и явная тавтология «великий мастер» опять же характеризует Осла отрицательно, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto — «тот же» и logos — «слово, понятие») — повторение одних и тех же разных слов. Как стилистический прием он относится к роду плеоназма (излишества).

«Значительно», — говорит Осел, наслушавшись пения Соловья. «Довольно» означает «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометкой «разговорный», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах. «глядел» и «навострился».

Причастный оборот «смотрящий лбом в землю» напоминает нам ослиное упрямство. И сразу после него — совет «немного поучиться» пению у петуха, который, судя по местоимению «наш», является близким другом Осла. А теперь вспомним известную пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух — друг такого же невежественного Осла.

Образ Осла заставляет читателя смеяться. Такое изображение называется COMIC .

Какими художественными средствами Крылов передает красоту и прелесть пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует однородные члены ряда: Глаголы «щелкнуло», «свистнуло», «дали», «рассыпало» . А также сравнение с флейтой, метафора «рассыпались, как дробинки» , эпитет «томный» флейта.

Пение Соловья производит чудесное впечатление на всех, кто его слышит. Он очаровал всех своим пением. Он принес мир в природу и жизнь людей: «ветры стихли», «птицы замолчали», «стада зверей легли», «пастух любовался пением».

Тогда все обращали внимание

Фаворитка и певица Авроры…

АВРОРА — богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поет, этим автор показывает, что несведущее (разговорное и просторечное) этому герою чуждо, в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом используя в основном разговорную и разговорную лексику.

Автор использует прием антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, завораживающего своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, ничего не понимающего в действительности искусство.

АНТИТЕЗИС — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описана ситуация, часто встречающаяся в реальной жизни. Кто-то самоуверенный и невежественный берется судить о том, о чем не имеет представления.

Мораль басни заключена в словах: «Боже, избавь нас от таких судей». Используя прием аллегории, баснописец доносит до своего читателя мысль о том, что если о настоящем искусстве часто судят те, кто ничего в нем не понимает, вроде Осла, то истинным мастерам, подобно Соловью, приходится несладко.

МОРАЛЬ — это поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ — аллегория — изображение абстрактного понятия через конкретный образ.

Басня «Осел и Соловей» написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не утратила своей актуальности, ведь таких глупых судей, как Осел, можно встретить в жизни и в наше время. Источник).

Домашнее задание

  1. Приготовьтесь к выразительному чтению басен И. А. Крылова «Осел и Соловей».
  2. * Создать иллюстрацию к И.А. Крылова «Осел и Соловей», используя некоторые приемы создания комического Образа. например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигура Соловья, подчеркивающая, что его значение не во внешности, а в умении петь . Или деталь . Например, у Ослика есть очки, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в очки, а поверх них.
  3. * Предположим, что Осел из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим другом Петухом и написал об этом в письме. Соловей воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Ослика. завязанный мелкая переписка. Придумайте это соответствие (сохраните особенности речи каждого из персонажей).
  1. Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает И. А. Крылов в своих баснях?
  2. Каждая басня Крылова — «ларец с секретом». В ней есть и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не каждому. Желающие избавиться от пороков и недостатков услышат и сделают вывод. Пухлые, самовлюбленные, нечестные не найдут в басне ничего полезного для себя. Под масками Медведя, Лисы, Волка и других зверей и птиц прячутся люди. Баснописец замечает и высмеивает все отрицательные качества человека: лесть, трусость, нечестность, корысть, ложь, зависть, хитрость.

  3. Чем басня отличается от сказки?
  4. В чем исторический смысл басни И. А. Крылова «Волк на конуре»?
  5. В 1812 году началась Отечественная война, в которой сошлись две силы, две армии: французская под предводительством Наполеона и русская под предводительством Кутузова. Москва была обречена. Если бы Кутузов решил оборонять город, то русская армия понесла бы большие потери. Кутузов уехал из Москвы. Наполеон вошел в город и поджег его. Но он вскоре понял тактику русского полководца и послал Кутузову предложение мира, но тот не хотел вести переговоры с противником. Наполеону пришлось покинуть Москву. Кутузов сделал так, что Наполеон был вынужден идти к Можайску и отступать по старой Смоленской дороге. Эта дорога была для французов губительной: на ней стояли сожженные города и опустошенные деревни. В эти дни вышла басня Крылова «Волк на конуре». В сером волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном мундире, а в переговорах Волка с Егерем попытки переговоров Наполеона с Кутузовым.

    После боя под Красным Кутузов обошел войска, поздравив их с победой, а потом, улыбаясь, вытащил из кармана сложенную вчетверо бумагу. «Вот послушайте, какую басню прислал мне наш красноречивый Крылов…» Кутузов стал читать. Дойдя до стиха «Ты сед, и я, приятель, сед», генерал снял фуражку, и все, видя его серебристо-седые волосы, не могли не воскликнуть восторженно. Когда же он дочитал последние слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».

  6. Почему Агнец (из басни «Волк и ягненок») никогда не сможет оправдаться перед Волком?
  7. В чем мораль этой басни?
  8. В басне о квартете Соловей судит музыкантов; в басне «Осел и Соловей» Осел выступает в роли судьи соловьиного пения. В чем разница между этими двумя судьями?
  9. Соловей сам мастер пения, поэтому имеет право сказать: «…ты не годишься в музыканты!» Ему даже не нужно слушать игру этих музыкантов — достаточно посмотреть на тех, кто составляет квартет. Осел – олицетворение бездарности, бессовестной и наглой глупости. Он советует, считая, что разбирается в искусстве лучше, чем Соловей, а сам в нем ничего не понимает.

  10. В чем мораль басни «Осел и Соловей»?
  11. В чем мудрость басен И. А. Крылова?
  12. Басни И. А. Крылова, написанные около двухсот лет назад, говорят о том, что всегда волновало и будет волновать людей. О добре и зле, о трусости и коварстве, об уме, таланте и глупости. В крылатых баснях — вся мудрость великого баснописца: «скупой все теряет, желая все получить»; «полезный дурак опаснее врага»; «сила без ума — худое сокровище»; «и дай вору хоть миллион — воровать не перестанет»; «почти у всех во всем один и тот же расчет: кто будет лучше всех дурить, и кто кого хитрее обманет»; «Ты серый, и я, приятель, серый» и т. д.

  13. Почему художникам легко иллюстрировать басни И. А. Крылова? материал с сайта
  14. С какой целью баснописец использует аллегорию?
  15. Что общего в авторском отношении к своим юным героям в баснях «Два мальчика», «Воронёнок», «Мальчик и змея»?
  16. Басни И. А. Крылова «Два мальчика», «Ворона», «Мальчик и змея» рассказывают о юных героях и обращаются к ним. При всем различии сюжетов и персонажей они учат юных читателей обращать внимание на тех, с кем им предстоит общаться. Отсутствие опыта и умения оценивать ситуацию мешает героям в самых разных обстоятельствах. Сена — к отношениям с бойким другом, Вороненка — во время его «охоты», беспечный Мальчик — к случайной встрече со Змеей.

Крылов написал много замечательных басен поучительных, и среди них хотелось бы выделить басню Крылова «Осел и Соловей», а для того, чтобы лучше познакомиться с сюжетом этой басни, предлагаем изучить Крылова басня «Осел и Соловей» вкратце.

Крылов Осел и Соловей

Все начинается со встречи осла и соловья. Ослик увидел соловья и захотел послушать его пение, поэтому предложил спеть соловью, а тот послушает и сам рассудит: «Правда ли велико твое умение?» Соловью не составило труда петь для ослика и он пел. Соловей пел на тысячу ладов, и свистел, и щелкал, и тянул, и мерцал. Его песня была прекрасна. Пока он пел, все вокруг замерло: и река, и птицы, и стада, и тот же пастух слушал.

Но вот соловей запел. Ослик вместо того, чтобы похвалить соловья, сравнил его с петухом, а петуху посоветовал научиться петь. Не ожидал соловей такого суда, развернулся и улетел, лишь бы уйти от такого судьи.

Мораль басни Крылова Осел и Соловей

Мораль басни Крылова звучит в конце так: «Боже, избавь нас от таких судей». Другими словами, Крылов говорит в басне, что нельзя судить о знаниях и умениях других, если сам не в курсе, если сам не понимает и не понимает, например, пения. В то же время талантливым людям не следует обращать внимания на суждения таких судей, а ведь очень часто в жизни талантам приходится иметь дело с судьями, которые не разбираются в вопросе, глупы, как тот осел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *