Баснописец лафонтен краткая биография: Лафонтен, Жан – краткая биография

Лафонтен, Жан – краткая биография

Жан де Лафонтен (de La Fontaine) – знаменитый французский баснописец. Он родился 8 июля 1621 в Шато-Тьерри в Шампани, умер 13 апреля 1695 в Париже.

Не получив достаточного воспитания, вступил на 20-м году в школу ораториев в Реймсе для изучения теологии, но уже через полтора года отказался от этого призвания и предался веселой разгульной жизни. Только в возрасте 25 лет, под влиянием прочитанной оды Малерба на смерть Генриха IV, в Лафонтене пробудилось поэтическое дарование. Он принялся усердно читать, сначала Малерба и Вуатюра, затем и других писателей, особенно итальянских, а также Вийона, Маро, Рабле, и при помощи друзей ознакомился с греческими и латинскими авторами; особенно заинтересовал его Гораций. Первым произведением Лафонтена был перевод «Евнуха» Теренция. Чтобы удержать Лафонтена от беспорядочной жизни, отец женил его (1647) и передал ему свой пост «начальника вод и лесов». Но Лафонтен, в характере которого удивительно сочеталась сердечная доброта с легкомыслием, рассеянность и неловкость с умом, бросил должность и жену и жил большей частью в Париже, где покровители всю жизнь заботились о нем, как о малом ребенке, и доставляли ему средства к существованию. В близком умственном общении с Мольером, Расином, Буало, а особенно с ученым каноником Мокруа, Лафонтен оставался в стороне от двора. Людовик XIV, недовольный легкостью морали Лафонтена или его привязанностью к низложенному министру Фуке, которую Лафонтен не побоялся выражать гласно, все время относился к поэту немилостиво и даже хотел воспрепятствовать его избранию в академию (1684). Тяжелая болезнь (1692) и постоянное давление духовенства вызвали полную перемену в образе мыслей Лафонтена. Он отрекся от своих легкомысленных произведений и занялся исключительно переводами из Библии.

Жан де Лафонтен

 

Главные произведения Лафонтена: фривольные, но прекрасно рассказанные «Сказки» в 5 книгах (1665 – 85), доставлявшие величайшее наслаждение галантному обществу его времени, и «Басни» в 12 книгах, написанные вольными стихами (1668 – 95). Сюжеты этих произведений заимствованы отовсюду, но искренность и наивность рассказа, здоровая мораль и совершенство стиха делают их непревзойденными образцами. Кроме того, Лафонтен написал 11 театральных пьес и значительное число мелких стихотворений, многие из которых утрачены.

«Лафонтен – говорит Лотейсен в «Истории французской литературы XVII века» – своеобразнейшее явление в классической литературе Франции. С первого взгляда на него, он представляется выступающим из рамок своего времени, принадлежащим другому, позднейшему поколению. Но это первое впечатление несогласно с действительностью. Лафонтен принадлежал к своему времени точно так же, как и все остальные «классические» писатели Франции. Французы XVII века вопреки установившемуся мнению – не были, все без исключения, фанатическими приверженцами условных правил. Рядом со строгим, педантическим, неподвижным направлением пробивалось в довольно широких размерах свободное, близко подходившее к народному духу, оппозиционное течение. Лафонтен был представителем этого последнего в главных своих произведениях – баснях и рассказах, оставаясь в других последователем «академических» предписаний тогдашних законодателей литературы».

Всемирную известность Лафонтен приобрел своими баснями; в них он – в противоположность всем предшествовавшим баснописцам – отнюдь не имел исключительною целью проповедовать ту или другую мораль. Во многих из его басен практическое применение морали оказывается даже невозможным, очень часто он просто изображал с удивительным мастерством самые разнообразные явления человеческой жизни, нисколько не думая о каких бы то ни было моральных уроках. Сфера, в которой он жил и вращался, при его тонкой наблюдательности, давала ему обильный и благодарный материал. Отличительные черты его творчества – естественность и простота, под которой лежит юмор, проявляющийся часто в лучшем значении этого понятия; способность изображения у него так сильна, что во многих баснях он одним стихом, одним словом рисует всю фигуру человека или животного (под которым конечно тоже подразумевается человек), нередко и целое положение. Огромным количеством примеров можно бы без труда доказать, что это был действительно поэт, в произведениях которого жизнь и правда развертываются в богатом изобилии. Правда, избранная им область басни узка и сравнительно незначительна, но в ней Лафонтен до сих пор занимает первое место.

Сюжеты многих басен Лафонтена использовал великий русский стихотворец И. А. Крылов.

 

Жан де Лафонтен — биография, фото, басни, личная жизнь, причина смерти

Биография

Жан де Лафонтен – поэт-баснописец и литератор, великий французский классик. Несмотря на заимствования у других писателей, как древних, так и современных, он создал стиль и поэтическую вселенную, личную и универсальную, своеобразную и неповторимую, доступную для всех. Басни, благодаря которым француз приобрел известность, составляют лишь небольшую часть его сочинений. Он написал несколько пикантных рассказов в стихах, роман, пробовал себя в элегии и фантазии, в эпиграмме и комедии. Эти произведения пронизаны личными размышлениями и изящными ирониями.

Детство и юность

Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри, провинции Шампань. Был средним сыном Чарльза де Лафонтена, лесничего герцогства Шато-Тьерри и часовых дел мастера, и Франсуазы Пиду, дочери Жана Пиду, лорда Мадуре. Его младший брат по имени Клод родился в 1623 году. Старшая сестра Энн де Жуй 1611 года рождения была ребенком от первого брака матери с торговцем Луи де Жуем.

Портрет Жана де Лафонтена

Первые годы жизни он провел в Шато-Тьерри, в особняке, который его родители купили в 1617 году. Существует мало информации о годах учебы Жана. Известно, что он посещал колледж родного города, овладел латынью. Там он подружился с Франсуа де Мокруа, будущим поэтом и переводчиком, аббатом, повлиявшим на творчество Лафонтена.

Родители готовили среднего сына для семинарии и в 1641 году поместили его в Ораторийю. Через год юноша покинул религиозную стезю, предпочитая читать Оноре д’Юрфе и Франсуа Рабле вместо Святого Августина.

Дом Жана де Лафонтена в Шато-Тьерри

После этого Жан отправился в Париж изучать право. Там он вошел в круг молодых поэтов, называвших себя «рыцарями круглого стола», познакомился с Полом Пеллиссоном, Франсуа Шарпантье, Таллеманом де Рео. В 1649 году Лафонтен получил диплом юриста и выкупил пост отца в Шато-Тьерри. К служебным обязанностям Жан относился легкомысленно. В это время его занимала литература, и он решил посвятить себя творчеству.

Произведения

Первой литературной работой Лафонтена стала комедия в 5 действиях «Евнух», опубликованная в 1654 году. Это была адаптация произведения древнеримского драматурга Теренция, которая прошла незамеченной.

Писатель Жан де Лафонтен

В это время покровителем французской словесности был суперинтендант Николас Фуке, министр финансов при Людовике XIV, сыгравший большую роль в биографии поэта. Лафонтен вскоре получил заказ на стихотворные произведения и «литературную пенсию» в тысячу ливров.

Помимо обязательных работ, поэт посвятил патрону поэму «Адонис», написанную в духе древнеримского поэта Овидия, начал создавать произведение во славу поместья Фуке Во-ле-Виконт «Le Songe de Vaux». Дворец министра в то время находился в стадии строительства, поэтому Лафонтен описывал его в форме сновидения. Эта ода осталась незавершенной из-за ареста министра в 1661 году.

Портрет Людовика XIV

Жан остался верен другу и наставнику, в его защиту он создал «Оду королю», адресованную Людовику XIV, и «Элегию нимфам Во», чем вызвал гнев монарха и главы правительства Жан-Батиста Кольбера.

Нового покровителя Лафонтен обрел в лице Мари Анни Манчини, герцогини Буйон, самой молодой из племянниц кардинала Мазарини, а затем герцогини Орлеанской. Под патронажем последней опубликовали дебютный сборник поэта «Сказки и новеллы в стихах» в 1664 году. В него вошли «Джакондо», сюжет которой позаимствован из поэмы «Неистовый Орландо» итальянского писателя Людовико Ариосто, и «Побитый и довольный рогоносец».

Портреты Жана де Лафонтена

Предыдущие произведения поэта были довольно тривиальны, а этот сборник вызвал оживленные споры в литературных кругах и ссору между Лафонтеном и герцогом Буйоном, переводившим «Неистового Орландо» ранее.

В 1665 и 1666 годах вышли еще две книги «Сказок и новелл в стихах». В этот раз писатель обратился к фривольным сюжетам Боккаччо и сборнику «Сто новых сказок», содержавшему произведения французского фольклора. В адрес Лафонтена посыпались упреки в отсутствии нравственности и морали.

Алина Осташкина читает басню Жана де Лафонтена «Человек и змея»

В 1668 году поэт опубликовал первую книгу басен, содержащую произведения нового жанра, основоположником которого считался древнегреческий поэт Эзоп. На первый взгляд, это были сказки, но краткость, поучительный характер и аллегорический смысл отличали их от предыдущих творений Лафонтена.

В сборник под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» вошли «Ворона и лисица» («Ворон и лис»), «Стрекоза и муравей» («Цикада и муравьиха»), «Лисица и виноград». Русскому читателю эти названия знакомы с детства по произведениям Ивана Крылова.

Портрет Эзопа

После этого были напечатаны еще 5 книг басен в стихах. Эти произведения, посвященные французскому дофину, имели большой успех, принесли славу создателю. Разнообразные и свободные по форме, басни Лафонтена охватывали многие аспекты человеческого опыта. В эпоху борьбы за чистоту языка автор использовал архаические слова, коллоквиализмы, устаревшие конструкции.

Басни казались современникам произведениями второстепенного жанра, детской литературой. Обманчиво простые стихи легко запоминались, но при этом демонстрировали глубокое понимание человеческой природы. Строки из них стали фразеологизмами французского языка.

Турал Рахманов читает басню Жана де Лафонтена «Безумец и мудрец»

В 1669 году Лафонтен опубликовал «Любовь Психеи и Купидона», длинный роман в стихах и прозе, навеянный произведением древнеримского философа Апулея «Золотой осел». Эта работа, отличавшаяся тонким поэтическим стилем и изысканной прозаической формой, выразившая отношение автора к любви, красоте и искусству, оставила публику равнодушной. Современники сочли текст противоречащим основным принципам классической эстетики.

3-й сборник «Сказок» появился в 1671 году, в него вошли 8 новелл. В том же году Лафонтену пришлось отказаться от должности лесничего, после смерти герцогини Орлеанской он остался без работы. Однако в 1673 году писатель нашел новую покровительницу, Маргариту де Ла Саблиер, в салонах которой собирались выдающиеся ученые, поэты, философы, художники и другие люди науки и искусства.

Статуи Жана де Лафонтена

В 1673-1682 годах Лафонтен опубликовал множество работ: стихотворения для религиозного сборника, изданного в Порт-Рояле, эпитафию Мольеру, новые сказки, самые распутные из которых были запрещены полицией, 5 новых книги басен и другие произведения. В 1674 году писатель попробовал себя в жанре оперы, но не завершил этот литературный эксперимент.

В 1682 году он написал «Поэму о хинном дереве» в естественнонаучном жанре рекламы лекарственного средства. В 1684 году Лафонтена избрали членом Французской академии, королевского литературного учреждения. До этого писателя несколько раз не принимали из-за немилости Людовика XIV, помнившего участие Жана в деле Фуке.

Жан де Лафонтен в старости

Поэт выпустил серию басен, публиковавшихся между 1689 и 1692 годами, они собраны в книгу, посвященную герцогу Бургундскому, старшему сыну Великого Дофина. В 1680-е годы при участии актера Шарля Шевийе де Шанмеле Лафонтен написал комедии «Раготен», «Флорентиец» и «Волшебный кубок».

После смерти г-жи де ла Саблиер в 1693 году мысли Лафонтена обратились к церкви. Он отказался от сказок и пообещал посвятить остаток дней созданию благочестивых произведений. Последний сборник басен появился в 1694 году.

Личная жизнь

В 1647 году отец Лафонтена устроил свадьбу Жана с Мари Эрикар, дочерью Луи Эрикара, лейтенанта Бэйливика, и Агнесы Пети из Хёртебиса. Брачный договор подписали в пригороде Шато-Тьерри 10 ноября 1647 года у нотариуса Тьерри Франсуа. Поэту было 26 лет, его жене – 14 с половиной. В качестве приданого невеста принесла супругу 20 тыс. ливров. В 1652 году Мари родила сына Чарльза, больше детей у Лафонтена не было.

Жан де Лафонтен и его жена Мари Эрикар

Юная супруга поэта была красива и умна, но молодые не ладили друг с другом. Враги Лафонтена распускали сплетни о личной жизни Мари, виновной лишь в том, что она была небрежной домохозяйкой и заядлой читательницей.

Жан постоянно находился вдали от дома, имея привлекательную внешность, о которой можно судить по портретам поэта, не хранил верность жене. Постепенно Лафонтена начали преследовать финансовые трудности.

Памятник Жану де Лафонтену

В 1658 году супруги разделили имущество и без всяких скандалов перестали жить вместе. Мари осталась в Шато-Тьерри, где о ней заботился повзрослевший и получивший образование Чарльз. Поэт уехал в столицу Франции.

О парижском периоде жизни и творчества Лафонтена повествует фильм «Вызов судьбе» режиссера Даниэля Виня, вышедший на экраны в 2007 году.

Лафонтен дружил с принцем Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет. Есть версия, что он поддерживал отношения с Мольером, Буало и Расином, но она не подтверждена фактами.

Смерть

С началом болезни в 1692 году поэт обратился к библейской литературе, отрекся от самых фривольных произведений, настроился на благочестивый лад. Жан Лафонтен скончался 13 апреля 1695 года в Париже. Причиной смерти исследователи считают туберкулез. Его погребли на кладбище Святых Невинных в Париже, не сохранившемся до наших дней.

Могила Жана де Лафонтена

Во время сноса захоронений в годы Французской революции останки поэта перенесли в Музей французских памятников, а затем на кладбище Пер-Лашез. Интересным фактом является то, что Лафонтен сам написал свою эпитафию, известную как «Эпитафия ленивцу»:

Иван и умер, как родился, —
Ни с чем; он в жизни веселился
И время вот как разделял:
Во весь день — пил, а ночью спал.

Цитаты

Нет ничего опаснее невежественного друга – уж лучше умный враг.
Никогда не продавай (не дели) шкуру еще не убитого медведя.
Судьба часто встречает нас на том пути, который мы выбрали, чтобы избежать ее.
Живи для высших благ, они к добру ведут.
Используй лишь для них и свой досуг и труд.

Произведения и басни

  • «Любовь Психеи и Купидона»
  • «Поэма о хинном дереве»
  • «Волшебный кубок»
  • «Волк и ягненок»
  • «Две крысы, яйцо и лиса»
  • «Лебедь и повар»
  • «Лис и цапля»
  • «Обезьяна и леопард»
  • «Ворон и лисица»
  • «Коршун и соловей»
  • «Подагра и паук»
  • «Собака с хозяйским обедом»
  • «Фортуна и мальчик»
  • «Крольчонок, ласка и кот»

Жан де Лафонтен, французский писатель и поэт – внештатный писатель-историк

Французские художники 17-го и 18-го веков / 17 век / История Франции

Сьюзан Абернети 3 комментария

Жан де Лафонтен, французский писатель-баснописец

В 17-м и 18-м веках во Франции появилось огромное количество мужчин и женщин-художников, сделавших себе имя.

Это были поэты, баснописцы, художники, драматурги, актеры, композиторы и писатели. Некоторые из писателей стали основателями Французской академии, основанной в 1635 году кардиналом Ришелье, главным министром короля Людовика XIII. Академия является наиболее выдающимся научным органом по вопросам, касающимся французского языка. Внештатный писатель-историк хотел бы взглянуть на некоторых из этих замечательных художников.

Жан де Лафонтен был самым известным баснописцем (сочинителем басен) и одним из самых читаемых французских поэтов 17 века. Он наиболее известен своими «Баснями», которые послужили образцом для последовательных баснописцев по всей Европе, и другими альтернативными версиями на французском языке.

Жан родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри, Шампань. Он был старшим ребенком и посещал гимназию в Реймсе. Он продолжил свое образование в семинарии, но решил, что это не его призвание. Затем он занялся юриспруденцией и, как говорят, был допущен в качестве адвоката (адвоката).

В начале жизни он был создан благодаря тому, что его отец был лесником, и женился на Мари Эрикар, у которой было приданое в размере 20 000 ливров. Пара не ладила и в 1658 году рассталась: Лафонтен жил в Париже, а Мари жила в Шато-Тьерри. Мария вырастила и воспитала их сына, родившегося в 1653 году.0003

Литературная карьера Лафонтена началась, когда ему было тридцать лет, когда он писал рассказы и стихи. Он получил пенсию от министра короля Людовика XIV Николаса Фуке в 1659 году. Всю оставшуюся жизнь он никогда не испытывал недостатка в поручениях и покровителях. Он дружил с Расином, Мольером и Буало, образуя литературный квартет. В 1668 году была написана его первая книга басен. Его произведения в основном состоят из басен, сказок и других разных произведений. Его басни всемирно известны, а его сказки известны всем любителям французской литературы. Лафонтен был принят во Французскую академию в 1684 году. Он умер 13 апреля 1685 года в возрасте семидесяти трех лет в Париже. По словам романиста Гюстава Флобера, Лафонтен был единственным французским поэтом, который понял и освоил структуру французского языка до писателя Виктора Гюго («Отверженные») в 19-м веке.

й век.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Французская академия, Буало, Басни, Гюстав Флобер, Жан де Лафонтен, Мольер, Николя Фуке, Расин, Виктор Гюго

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Следите за блогом по электронной почте

Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Блогловин

Последние сообщения

  • Изучение Ориноко: история Роли — авантюрист Тюдоров ~ гостевой пост Тони Ричеса
  • Послы Бургундии заключили брак на португальском языке для Филиппа Доброго, герцога Бургундского
  • Дань Тюдорам ~ Гостевой пост Джунаида Ашрафа
  • Евангелисты, политика и послушание в Тюдоровской Англии
  • Пропавшие без вести монархи ~ гостевой пост Ричарда Тейлора
  • Томас Кромвель, граф Эссекс и главный министр короля Генриха VIII
  • Замечательный дневник Луизы де Савойя ~ гостевой пост Киры Морган
  • Гилфорд Дадли, муж леди Джейн Грей
  • Маргарита Прованская, королева Франции
  • Маргарита Брабантская, графиня Фландрии
  • Изабелла Французская, королева Англии
  • Екатерина Арагонская как регент Англии
  • Зенон — император Восточной Римской империи, когда пала Западная Римская империя ~ гостевой пост Пауи Селдрана
  • Элеонора Вудсток, герцогиня Гельдерс
  • Элеонора Прованская, королева Англии

Категории

  • 16 век (80)
  • 17 век (41)
  • 18 век (11)
  • XIX век (5)
  • 20 век (3)
  • Древняя история (7)
  • Англосаксонская история (31)
  • Соборы за минуту (38)
  • История раннего Нового времени (46)
  • История Франции (115)
    • Французские художники 17 и 18 веков (13)
    • Бургундская и французская история (80)
  • Средневековая история (344)
  • История Португалии (10)
  • Ренессанс (70)
  • История Шотландии (49)
    • Короли Шотландии (13)
    • Женщины Шотландии (29)
  • История Испании (10)
  • История Стюарта (11)
  • История Тюдоров (141)
  • Без рубрики (1)
  • История викингов (6)
  • Женская история (245)
    • Религиозные женщины (9)
facebook.com/pages/The-Freelance-History-Writer/263770960393392″> Внештатный писатель-историк

Подпишитесь на The Freelance Writer History на Pinterest

Посетите профиль Сьюзен на Pinterest.

Блогролл

  • Столетняя война – с 1337 по 1453 год
  • Леди семнадцатого века
  • Заметки и обзоры независимого писателя-историка
  • Женщины французского Возрождения с Кирой Морган
  • Орешник
  • Немного о Британии
  • История XVIII века мадам Гилфлюрт
  • Откройте для себя средневековье
  • Вечеринка Лайк 1660
  • Шеннон Селин
  • Общество Тюдоров

Жан де Лафонтен: Фонтан сказок

Сегодняшние дети знакомы с серией книг о Гарри Поттере и «Сумерках», но когда-то Маленькому Луи – шестилетнему сыну Людовика XIV из Франции посчастливилось иметь ему посвящен первый сборник 124 Selected Fables Жана де Лафонтена. Лафонтен и басни почти синонимы во французской литературе. Как автор бессмертных басен, выученных «наизусть» поколениями школьников, Лафонтен (1621-1695) был самым известным французским баснописцем и одним из самых уважаемых писателей Франции за границей в 17 веке. Его басни послужили образцом для последующих баснописцев по всей Европе. По словам Гюстава Флобера, Лафонтен был единственным французским поэтом, который понял и освоил структуру французского языка до Виктора Гюго. Набор почтовых марок, посвященный 300-летию со дня смерти Лафонтена и басен, был выпущен Францией в 1995 году. Фильм о его жизни был выпущен во Франции в апреле 2007 года. Стоит приложить усилия, чтобы заново открыть для себя творчество этого bon vivant и многие грани его литературного тщеславия.

Лафонтен был одним из самых свободных, но самых причудливых мыслителей всех времен. При жизни этот человек был загадкой, будучи одновременно и провинциалом, и космополитом. Только когда ему исполнилось тридцать, началась его литературная карьера. Говорят, что чтение Malherbe впервые пробудило в нем поэтические фантазии. Его первой серьезной работой был перевод или адаптация Eunuchus of Terence в 1654 году. Его работа выделяется разнообразием («Разнообразие — мой девиз», — говорил он), своей глубиной, своими корнями, одновременно деревенскими и учеными, и широтой. культуры, которая не только охватывала греческих классиков, латинских авторов и второстепенных писателей, но также была восприимчива к влиянию восточных рассказчиков, что было необычно для того времени. Когда мы пишем о Лафонтене, удовольствие, нежность и чувственное наслаждение — это слова, которые повторяются снова и снова. Хотя речь идет о морали, в ней нет ни горечи, ни осуждения, а всегда есть светлая улыбка и нежное чувство.

Чтобы быть в курсе всех последних новостей, следите за новостным каналом The Daily Star в Google.

Лафонтена трудно разоблачить. Подобно эпическому философу Платону, он считал, что дорога к истине проходит через красоту и наслаждение. Сам поэт имел обыкновение говорить так, рискуя показаться искренним («Мягкая истина недоступна разуму») или, напротив, ниспровергающим, своим постоянным и странно пацифистским противодействием абсолютной бюрократической и военной власти, олицетворенной в его время Людовика XIV.

Иногда возражали, что взгляд Лафонтена на человеческий характер слишком мрачный. В его защиту можно сказать, что сатира обязательно касается темных, а не светлых оттенков.

Рассказы и рассказы Лафонтена переиздаются вместе с Адонисом, Любовью Психеи и Купидона. 240 фальдес являются частью значительного объема произведений, включающего трагедии и комедии, стихи и баллады, путевые заметки и романы. Его первая по-настоящему важная работа, первая книга 90 167 Contes 90 168, появилась в 1664 году. Его сочинения дают руководство на пути к большей мудрости, знанию и истине.

«Красоту и изящество этих вещей составляют не истинное и не вероятное, а манера, в которой о них рассказывают», — писал Жан де Лафонтен в 1666 году в предисловии к своей книге «9».0167 Рассказы и рассказы

, которые потомство ханжески отнесло к распутному жанру. На самом деле это беззаботные повествования, скопированные с итальянских поэтов Боккаччо и Ариосто. Для Лафонтена все искусство заключалось в способности внушать, а не называть.

Лафонтена можно признать писателем эпохи классицизма из-за его любви к порядку и разуму, его идеала честного человека, выступающего за умеренность во всех делах и восхваляющего интеллектуальную дисциплину как средство обуздания эмоциональных излияний души. Хотя его юность относит его к эпохе Возрождения и барокко, он не может отрицать своего влечения к итальянскому и испанскому влиянию, пышным празднествам, бесконечным метаморфозам, текучести воды как символу уходящего времени и своей одержимости смертью, которая ставит каждое человеческая судьба перед зеркалом своего глупого тщеславия. Его преданность двум разным линиям поэзии, а также театральной композиции раскрывает истинную картину человеческой природы.

В первом сборнике 124 Избранных басен , который теперь называется первыми шестью книгами, Лафонтен с некоторой точностью придерживался пути своих предшественников; но в последних сборниках он позволил себе гораздо больше свободы. У него было много предшественников в басне, особенно в басне о звере. Поэт черпал вдохновение в комедиях Эзопа, Горация, Тассо, Макиавелли, восточных сказках, которые в его эпоху передавались в переводах с персидского. Наиболее вероятным источником для Лафонтена была псевдонимная версия Гилберта Голмина (1585-1665) под названием 9.0167 «Книга Просвещения, или Поведение королей» , где моральный тон его басен так же свеж и здоров, как и ярок их литературный интерес. За каждой басней, изящно оформленной и музыкальной, за каждой сказкой, полной воодушевления и духа, стоит медитация, глубокое размышление и урок стоицизма. Здесь мы касаемся собственной личности рассказчика, «окруженной», по выражению Поля Валери, «слухом праздности и мечтательности, ропотом отсутствия и рассеянности».

Он никогда не отрицал этой репутации и называл себя другом сна и врагом усилий, если только они не преследуют его удовольствия. Одна покровительница называла его своим «баснописцем», говоря, что он сочинял басни, как яблоня производит яблоки, то есть естественно. В самом деле, он должен был обладать поразительной памятью, необыкновенным даром наблюдательности, острым, устремленным на все взором, вечно деятельным умом и неутолимой жаждой знаний. У этого дворянина всегда не хватало денег из-за отсутствия заботы; отсутствующий муж и рассеянный отец; прежде всего он был мыслителем, глубочайшим философом. Вместе с Монтенем Лафонтен был среди французских писателей тем, кто придавал большое значение дружбе.

Нельзя не упомянуть работы Лафонтена, не упомянув иллюстраторов Фрагонара и Моро ле Женя, Гранвиля и Гюстава Доре и даже Делакруа, которых он так сильно вдохновлял. Им удалось уловить дух басен и превратить Лафонтена в фонтан басен.

Когда он писал Ворона и Лиса, Лафонтен имел в виду искушенную аудиторию. Тем не менее басни считались отличным средством воспитания детей в нравственности. XVIII век особенно отличался количеством баснописцев на всех языках и особым культивированием юного ума как целевой аудитории. В предисловии к одному из его произведений объявляется, что его цель состоит именно в том, чтобы «привить им влечение к полезным урокам, соответствующим их возрасту [и] отвращение к нечестивым песням, которые часто вкладывают в их уста и которые служат только для развращения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *