малоизвестные басни
Минувшие столетия оставили нам в наследство не только произведения знаменитых авторов, но и творческие работы писателей и поэтов, не получивших большого признания. В рубрике представлены малоизвестные басни, сюжет которых может представлять определенный интерес для читателей.
Басня «Собака и волк» — о нашей жизни, о том, что хорошо и что плохо. Какой образ жизни предпочтительней — сытая жизнь собаки в господском доме или голодная жизнь свободного волка? Об этом спорят герои басни.
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: волк, животные, малоизвестные басни
Часы у госпожи в собрании заметя,
И их себе присвоить метя,
Один проворный вор
На выдумки был скор.
Искусно олухом на время притворился:
Шел мимо госпожи, он, будто зацепился,
И, будто невзначай, её на ногу ступил;
Читать далее →
Рубрика: Басни | Метки: малоизвестные басни
В русских народных сказках лиса часто потешается и измывается над волком.
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: басни Кошкарова, лиса, малоизвестные басни
Какой-то глупый Вор
Забрался с ранних пор
К торговцу в кладовую
На шутку удалую:
Богатством поживиться,
Задаром покормиться.
Товару — масса в кладовой
Кругом навалено гурьбой.
Вот смотрит вор, дивится;
А взгляд горит, искрится. Читать далее →
Рубрика: Басни | Метки: малоизвестные басни
Всем известно — жадность до добра не доводит! И взрослый Журавль предупреждал об этом своего сына Журавленка. Но сын отца не послушал. Что из этого получилось, читайте в басне «Журавленок и лягушки»
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: басни Кошкарова, малоизвестные басни
Как же всё-таки вести себя с упрямыми? Если всё делать наоборот, то есть шанс добиться желаемого результата.
Как, например, в нашей басне. Коновод оказался малым смышлёным, догадливым, и нашёл выход из положения.
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: малоизвестные басни
Басня «Учёный кот» про некогда прыткого животного, который «был резв и прыток», и всё «горело» у него в руках, простите, когтях. Но времена прошли. Кот стал «кандидатом». И всё в жизни потихоньку стало меняться. А вот в лучшую ли сторону?
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: малоизвестные басни
Басня «Слепой и зрячий» (XIX век) — из ряда поучительных произведений, не потерявших актуальность и в наши дня. Мораль басни — иной слепец прозорливее зрячего. Зрячий, находящийся во власти собственных представлений, не видит объективной реальности. Не понимает того, что, казалось бы, очевидно.
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: басни Жадовской, малоизвестные басни
Басня «Собаки» была написана автором, С.Н.
Кошкаровым, в начале XX века. Она — о прописных истинах, о том, что дела, даже добрые, надо делать с умом.
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: басни Кошкарова, малоизвестные басни
Басня «Лев и мыши» — из серии малоизвестных басен XIX века. Эта басня с очень простой, но оригинальной задумкой. Лев — царственная особа, со множеством достоинств. Он контролирует жизненные ситуации. Но всегда ли?
Читать басню
Рубрика: Басни | Метки: басни Жадовской, малоизвестные басни
Урок литературы (ФГОС) «Актуальность басни в наши дни» (5 класс)
Введение
На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали басни И. А. Крылова и Л.Н. Толстого. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: кто ещё сочинял басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Посоветовавшись с учителем, мы решили найти ответы на эти вопросы.
Актуальность темы. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа».
Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.
Цель исследования: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.
Задачи исследования Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — выяснить, что такое басня; — провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают; — обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни во все времена».
При выполнении работы для решения данных задач использовались следующие методы: — теоретические: изучение и анализ источников информации; — эмпирические: проведение интервью, анкетирование.
Объектом исследования является басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Этапы работы: — работа со словарями; — проведение анкетирования; — проведение интервью; — работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами; — обобщение, выводы.
Животные басни
Фактически басня – это герои-звери с человеческим характером. Они действуют как человек. Хитрость свойственна лисице, коварство – змее. Гусь, как правило, отождествляется с глупостью. Льву присваивается мужество, храбрость и отвага. Сова считается мудрой, а баран или ослик — упрямым. Каждый из персонажей обязательно обладает какой-либо одной характерной чертой человека. Морализированное естествознание животных из басен в итоге было оформлено в серию сборников, известных под общим названием «Физиолог».
Основная часть
Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.
1.2. Работа со словарями.
1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2) Вымысел, выдумка.
В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.
Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, мы провели анкетирование среди детей и взрослых.
Мы опросили 20 детей и 20 взрослых. Возраст опрашиваемых от 8 до 40 лет.
Анкету заполнили ученики 3-4 классов, а также родители моих одноклассников.
Вопросы анкеты: 1.
Любите ли вы читать басни? Почему? 2. Каких баснописцев Вы знаете? 3. Какие басни Вы знаете? 4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
1.2. Проведение интервью и анкетирования. Результаты
Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».
Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.
А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».
Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут.
Но есть и те, которые сомневаются.
Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.
Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?
1.
3. Работа с литературой и Интернет-ресурсамиЗа ответом мы отправились в школьную библиотеку, как выяснилось здесь можно найти любую информацию.
Наш библиотекарь Валентина Николаевна Скорых подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники.
Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев. В сборе информации нам помог Интернет.
Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) — Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений.
Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым. Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть.
Самые известные басни Эзопа — «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.
Жан де Лафонтен — тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.
В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».
В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.
Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.
С. Пушкина, И.А. Крылова.
Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей.
Его называли “русским Лафонтеном”.
Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.
Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.
Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.
И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.
В 1779 году Иван Иванович анонимно издал сборник «Басни и сказки NN», позже доставивший ему литературную известность.
Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.
Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.
Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.
С середины XIX века басенное творчество стало угасать.
А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков.
Наибольшую известность С.В. Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков — автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».
В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.
Владимир Шебзухов — современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.
Печатался в журналах «Поэзия», «Золотая строка московии» (где главным редактором был С.В. Михалков), «Золотая Строфа», а так же в многочисленных сборниках по российским регионам. Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.
Название книги – «От Эзопа до наших дней», подчеркивает преемственность творчества Владимира Холменко с богатейшим наследием лучших зарубежных и российских мастеров жанра, начиная от его создателя – легендарного Эзопа. К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.
Что такое басня?
Басня – это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость – лисе, упрямство – ракам или баранам, мудрость – сове, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.
Форма речи басни – это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.
Понятие морали в басне
Басня – это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде.
Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.
Басня «Ворона и лисица» — в чем мораль?
Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей – нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.
Канадско-американские славистические исследования, том 46, выпуск 2 (2012 г.)
- Заголовок:
- Басни Крылова
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.

org/10.1163/221023912X626888
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 237–264
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 46: Выпуск 2
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
| Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
|---|---|---|---|
| Абстрактные представления | 133 | 14 | 4 |
| Полнотекстовые просмотры | 100 | 1 | 1 |
| Просмотры и загрузки PDF | 11 | 3 | 3 |
- Заголовок:
- Басни Крылова
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/221023912X626888
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 237–264
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 46: Выпуск 2
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
| Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
|---|---|---|---|
| Абстрактные представления | 133 | 14 | 4 |
| Полнотекстовые просмотры | 100 | 1 | 1 |
| Просмотры и загрузки PDF | 11 | 3 | 3 | Подкасты0230


org/10.1163/221023912X626888
Басня «Осел и Соловей»
Когда его спросили, почему он продается, он сказал, что ему нужно богатство сейчас, а не позже, когда изображение заработает. 100. Момуса попросили судить о творениях других богов. Мамусь завидовала и критиковала работу каждого. Юпитер увидел это и изгнал.
На этом разговор и закончился. Вернувшись домой, баснописец, задетый за живое, излил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из» Библиографические и исторические примечания к басням Крылова»
112 Муравей и жук. Тонны и дельфины выбрасываются на берег. Тунни был рад видеть, что дельфин умер первым. 114 Врач на похоронах. Человек, идущий и сосредоточенный, случайно наступил на гадюку, которая его укусила. 116.
Но когда музыкант играл на сцене, ему было не очень хорошо, и он убегал. 122. Воры украли петуха, который просил жизни, говоря, что он послужил человеку, разбудив его. Воры подумали, что это лучший повод убить и съесть птицу. 123 Галка и вороны. У ворон есть сыр, который хочет лиса. Лиса просит ворона спеть. Он делает и бросает сыр. 125. Ворона завидовала Вороне, кричавшей как примета. Кроу пытался подражать Ворону, но путешественники раскусили этот трюк и проигнорировали Ворона. 126.
0269
148. Лев собирался съесть зайца, когда появился олень.
Когда его спросили, как он это сделал, Лео был очень саркастичен. 152 Бродяга и тутовое дерево. Волки убедили овец, что им будет лучше без охранников, которых они уволят. Волки и овцы заключили мирный договор, по которому овцы отказались от своих собак и волков. Молодые крики и крики Волков. Волк встретил лошадь, уходя с овсяного поля. Волк посоветовал Лошади есть мелкий овес. Лошадь была на Волке, так как овес не является пищей Волков. 155.
Коза увидела подвох. Волк подслушал, как его мать говорила с ребенком, что, если ребенок не успокоится, она скормит его волкам. В ожидании ужина весь Волк разочаровался. 159Волк и овца. Волк спрашивает проходящую Овцу о воде. Овца возразила, что если он принесет воды, то это будет ужин.
Но созвучие со словом «приятель», и даже явная тавтология «великий мастер» опять же отрицательно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.
174. Фортуна, не желая быть обвиненной в утоплении, спасла человека от безумия. 175. К ужасу плоского дерева, некоторые люди, сидевшие под его тенью, говорили о нем дурно. Фермер сжалился над замерзшей змеей и принес ее домой. Оттепель, змея возвращается к характеру и кусает все подряд. 177. Береговые путешественники ждали у берега лодку, которую видели вдали от суши.
У мудака с открытой болячкой был ворон. Проходящий Волк заметил, что если бы он это сделал, то был бы убит. Осел и Лис сотрудничали, но когда появился Лев, Лис сказал, что отведет осла в яму Льва. Курица сидела на яйцах в заброшенном змеином гнезде. Ласточка позвала ее, спросив, зачем ей высиживать яйца смертельного врага. — спросил Блэкберд, и Фаулер ответил, что это город. Черный дрозд попался на удочку и был пойман.

завязанный мелкая переписка. Придумайте это соответствие (сохраните особенности речи каждого из персонажей).
Москва была обречена. Если бы Кутузов решил оборонять город, то русская армия понесла бы большие потери. Кутузов уехал из Москвы. Наполеон вошел в город и поджег его. Но он вскоре понял тактику русского полководца и послал Кутузову предложение мира, но тот не хотел вести переговоры с противником. Наполеону пришлось покинуть Москву. Кутузов сделал так, что Наполеон был вынужден идти к Можайску и отступать по старой Смоленской дороге. Эта дорога была для французов губительной: на ней стояли сожженные города и опустошенные деревни. В эти дни вышла басня Крылова «Волк на конуре». В сером волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном мундире, а в переговорах Волка с Охотником — попытки Наполеона договориться с Кутузовым.
Когда же он дочитал последние слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».
О добре и зле, о трусости и коварстве, об уме, таланте и глупости. В крылатых баснях — вся мудрость великого баснописца: «скупой все теряет, желая все получить»; «полезный дурак опаснее врага»; «сила без ума — худое сокровище»; «и дай вору хоть миллион — воровать не перестанет»; «почти у всех во всем один и тот же расчет: кто будет лучше всех дурить, и кто кого хитрее обманет»; «Ты серый, и я, приятель, серый» и т. д.