Басни крылова история: История возникновения 1 басни крылова. История создания басен крылова

История государства Российского в баснях Крылов

  • Автор: И. А. Крылов
  • Произведение: Басни Крылова
  • Это сочинение списано 12 691 раз

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть.

Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“.

Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц.

Когда Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю, Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I.

 

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по‑пустому,

Где нужно власть употребить…

 

В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию:

 

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

 

После Бородинского сражения М. И. Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы неприятелю. И. А. Крылов оказал поддержку главнокомандующему, откликнувшись на отступление русских войск басней «Ворона и курица»:

 

Когда Смоленский князь,

Противу дерзости искусством вооружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил…

 

Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ― «Волк на псарне»:

 

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

 

Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение:

 

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец, ―

Пустился мой хитрец

В переговоры…

 

Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Волк тоже вступает в переговоры:

 

Друзья! К чему весь этот шум?

Я, вам старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад…

 

Посол Наполеона Лористон уверял М. И. Кутузова: «Император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». Русский полководец ответил: «Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого‑либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа». Так же ответил и ловчий в басне:

 

Послушай‑ка, сосед, ―

Тут ловчий перервал ответ, ―

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю:

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

 

Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.

Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать таким символом духовной силы, каким до него были признаны только три литератора: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин.

Как писатель‑реалист Крылов ― предшественник А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Его басни, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания.

сведения о возникновении сказки Крылова

Произведение «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андреевич Крылов. Это произошло в 1808 году. Впервые басню напечатали в журнале «Драматический вестник». При этом историю создания басни «Стрекоза и Муравей» знают далеко не все люди. Автором сюжета этого произведения является вовсе не Крылов. По сути, он просто переписал с другого языка произведение Жана де Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал идею у Эзопа.

Содержание

История создания басни «Стрекоза и муравей» И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, известность которому перенесли оригинальные переделки западных басен. Происхождение произведения «Стрекоза и Муравей» связано именно с такой переделкой. Известный русский баснописец позаимствовал сюжет из западной коллекции. Однако от этого текст не стал менее актуальным и оригинальным.

Русский писатель считается автором многих басен. Эти сведения известны, пожалуй, всем. Характерной особенностью произведения считается то, что героями нередко выступают животные. Анализируемое произведение не является исключением. При этом тексты Крылова вызывают интерес и у детей, и у взрослых.

История возникновения басни датируется 1808 годом. Однако точная дата ее написания неизвестна. Считается, что в том же году произведение было и опубликовано. Басню напечатали в «Драматическом вестнике».

Творение Крылова считается «переводом и подражанием» автора. Писатель нередко брал сюжеты для своих произведений у Лафонтена. При этом французский баснописец тоже не всегда мог похвастаться оригинальностью. В качестве источника вдохновения француз использовал античные произведения разных авторов – прежде всего, Эзопа. Оригинальное французское произведение называется «Кузнечик и Муравей». Оно было написано в 1668 году.

Что делает басню оригинальной?

Крылов часто заимствовал свои сюжеты у других авторов – прежде всего, у древнегреческого баснописца Эзопа и у французского писателя Лафонтена. Но, несмотря на это, каждое произведение русского автора получалось необыкновенно колоритным.

Крылов часто использовал в своих текстах фольклорные мотивы и народные традиции. Именно этим объясняется живой характер его произведений. Появление басни «Стрекоза и Муравей» не является исключением.

Сюжетные заимствования

Иван Андреевич сам не скрывал, что часто брал сюжеты для своих произведений у других авторов. В качестве основного источника он использовал произведения античных авторов. Однако творчество самого Крылова считается весьма оригинальным. Такое мнение неоднократно высказывал Василий Жуковский. При этом тема Стрекозы и Муравья также присутствует в творчестве Хемницера. Писатель оставил сюжет Лафонтена без особых изменений.

По сути, басня Хемницера представляет собой дословный перевод французского писателя. Он выглядит достаточно простым и наивным. Лафонтена тоже сложно назвать полностью оригинальным. Сюжет своей басни француз взял у настоящего классика мировой литературы – древнегреческого баснописца Эзопа. Античный автор получил широкую известность, поскольку писал много поучительных басен.

Всех авторов этого произведения объединяет одно – это символика главных персонажей. Так, Муравей служит воплощением трудолюбия, что считается весьма логичным. Муравьи по своей природе считаются большими тружениками. Они усердно трудятся и зимой, и летом. При этом Стрекоза считается настоящим антиподом Муравью. Это красивое насекомое служит олицетворением легкомыслия.

Герои басни

Главными героями произведения Крылова являются персонажи-антиподы. Муравей считается ответственным и трудолюбивым героем, который выглядит весьма серьезно. Со временем этот образ стал нарицательным. Контраст и противопоставление помогают автору сделать акцент на типичных характеристиках основных героев.

При этом есть и другая сторона Муравья. Он выглядит весьма цинично, когда насмехается и даже издевается над Стрекозой. При этом героиня выглядит весьма легкомысленно и наивно. Она демонстрирует веселье. Танец красивого насекомого служит образом расплаты за время, которое было потрачено даром.

Крыловские герои считаются олицетворением качеств, которые присущи и русским людям. Автор обращается к типичным взглядам на семейную жизнь. К тому же он завуалированно приводит в произведении свои патриархальные убеждения. Автор отрицательно относится к лени и праздности. Ему не по душе жизнь одним днем и тунеядство. Писатель высмеивает попытки решить сложности чужими руками.

Образ Муравья

Этот персонаж представляет собой небольшое, но удивительно трудолюбивое насекомое. Оно отличается весьма степенным нравом. Стрекоза обращается к герою за помощью. При этом Муравей демонстрирует раздражение, что она ничему не учится, не получает навыки и опыт, не кается в ошибках. К тому же герой злится, что ему приходится работать, тогда как Стрекоза посвящает всю свою жизнь веселью и отдыху.

Образ Муравья акцентирует внимание на том, что попрыгуньи ленивы, праздны и ветрены. Автор демонстрирует читателям свою жесткую принципиальную позицию. Он считает, что Стрекоза и люди, которых она олицетворяет, живут бессмысленно и вредят окружающим. Муравей же предстает умным и предусмотрительным. Автор наделяет его способностью прогнозировать ситуацию и понимать последствия своих поступков.

Образ Стрекозы

Лето для Стрекозы считается прекрасной порой. Но после него наступает зима, которая влечет проблемы и трудности. Их Стрекоза старается решить за счет мудрого и трудолюбивого Муравья.

В целом, красивое насекомое служит олицетворением легкомысленной жизни и тунеядства. Она пытается добиться благ простым путем. При этом автор акцентирует внимание на том, что Стрекоза попросту лишена совести. Конечно же, он выступает на стороне Муравья, и это заметно в произведении.

Однако персонажи басни предстают далеко не идеальными. Каждый из главных героев отличается своими достоинствами и недостатками.

Описание сюжета

В основе сюжета сказки лежит замечательное времяпрепровождение Стрекозы. Она провела лето весело и беззаботно – радовалась теплой погоде, летала по лугам, наслаждалась обилием вкусной пищи и ни о чем не заботилась. Однако лето очень быстро пролетело. С приходом осени Стрекозе стало все сложнее искать себе еду. Она с тоской вспоминала о теплых летних деньках, когда под каждым листком ей был готов и стол, и дом.

С наступлением морозной зимы поведение попрыгуньи поменялось. Ей стало совсем холодно и голодно. Конечно же, в такой ситуации не до веселья. В глубокой печали она пошла к Муравью и попросила кума накормить и приютить ее. Трудолюбивый Муравей спросил у Стрекозы, чем она занималась все лето. На это попрыгунья ответила, что ей было не до работы. Она все время пела и плясала. В ответ Стрекоза получила от Муравья отказ. Он посоветовал ей хорошенько поплясать, чтобы согреться.

Основная мысль и мораль

Подобно другим произведениям Крылова, «Стрекоза и Муравей» содержит важный посыл. При этом мораль находится в конце. Но перед этим читателю предстает интересная сюжетная линия. Летом Стрекоза не готовилась к зиме. Все теплые дни она пела и танцевала. С приходом холодов попрыгунья пришла к Муравью и попросила его о еде и пристанище.

При этом Муравей работал с самого начала и до конца лета, чтобы подготовиться к зиме. Потому он весьма саркастично предложил Стрекозе пойти поплясать в ответ на ее просьбу о помощи.

Главная мысль крыловской басни заключается в том, что Стрекоза не трудилось летом. Закономерно, что зимой она осталась без ничего. У нее не было дома и еды. Муравей же работал в течение всего лета. Потому он имеет еду и кров.

Поступки Стрекозы в этом произведении Крылова помогают раскрыть основные человеческие пороки. Ведь существует много людей, которые не желают работать. Если же таким тунеядцам что-то требуется, они не стесняются это попросить у тех, кто много и усердно трудился.

Мораль басни заключается в том, что для того, чтобы зимой быть сытым и в тепле, необходимо усердно трудиться все лето. Об этом говорит буквально каждая строчка произведения. Произведение учит быть трудолюбивым и благоразумным. Автор акцентирует внимание на необходимости отвечать за свои поступки. Получить помощь удается далеко не всегда, потому важно быть готовым к любым превратностям судьбы.

Интересные факты

Примечательно, что при написании басни «Стрекоза и Муравей» Крылов использовал четырехстопный хорей. При этом остальные произведения этого знаменитого баснописца выполнены в вольном ямбе.

Заключение

«Стрекоза и Муравей» – знаменитое произведение, которое известно едва ли не каждому человеку. При этом с его историей знакомы далеко не все. Сюжетная линия этой басни была позаимствована Крыловым у других известных баснописцев – Лафонтена и Эзопа. При этом у русского автора получилось весьма живое, оригинальное и колоритное проведение, которое имеет характерный почерк и мораль.

Вспоминая Ивана Андреевича Крылова в день рождения

Изображение предоставлено Google Doodle

Иван Андреевич Крылов (13 февраля 1769 — 21 ноября 1844) — самый известный русский баснописец и, вероятно, самый эпиграмматичный из всех русских авторов . Он наиболее известен своими баснями, короткими нравоучительными рассказами, в которых персонажи животных иллюстрируют человеческие добродетели и пороки. Басни Крылова являются одними из самых известных произведений русской литературы, они переведены на многие языки, широко читаются и пользуются популярностью во всем мире.

Жизнь и деятельность

Крылов родился 13 февраля 1769 года в Санкт-Петербурге и провел большую часть своего детства в деревне. Он рано проявил интерес к литературе и в молодости начал писать стихи и пьесы. Однако он изо всех сил пытался зарабатывать на жизнь писателем и работал на разных должностях, в том числе репетитором, театральным критиком и переводчиком.

Несмотря на эти трудности, Крылов продолжал писать и в 1809 году издал свой первый сборник басен. Басни имели мгновенный успех и сделали Крылова одним из ведущих писателей своего времени. Он опубликовал еще несколько сборников басен, а также ряд других произведений, в том числе сатиры, стихи и эссе.

Басни Крылова отличаются остроумием, юмором и проникновением в человеческую природу. Они часто используют персонажей животных, чтобы высмеивать человеческое поведение, и часто передают моральные уроки в беззаботной и развлекательной форме. Помимо своей литературной ценности, басни Крылова нашли широкое применение в образовании, так как считаются ценным пособием для обучения детей нравственности и нравственности.

За свою жизнь Крылов столкнулся со многими испытаниями, включая нищету, цензуру и политические репрессии. Однако он оставался преданным писателем, и сегодня его помнят как одного из величайших писателей русской литературы. Его басни продолжают пользоваться популярностью, а его наследие как писателя и поэта по-прежнему прославляют в России и во всем мире.

Он умер 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет.

Награды и наследие

Его творчество было широко признано и уважаемо современниками, и он считался одним из ведущих писателей своего времени.

Наследие Крылова как писателя и поэта имеет большое значение, и он по праву считается одним из величайших писателей русской литературы. Его басни стали одним из основных продуктов русского культурного наследия, их широко преподают в школах и используют в качестве пособия для обучения детей морали и этике.

В дополнение к его влиянию на русскую литературу, басни Крылова были переведены на многие языки, их широко читали и любили во всем мире. Его басни считаются шедеврами жанра, и они вдохновляли бесчисленное количество писателей и художников на протяжении столетий с тех пор, как были впервые опубликованы.

Сегодня Крылова помнят как талантливого писателя и поэта, внесшего неоценимый вклад в русскую литературу. Его басни по-прежнему широко читают и любят, а его наследие как писателя и поэта продолжают прославлять в России и во всем мире.

13 февраля 2015 года Google отметил 246-летие Ивана Андреевича Крылова дудлом.

«Уха по-Демьяновски»: Интерпретация – Эрик Тиан

Уха по-Демьяну в исполнении Ивана Крылова

«Умоляю! Быть таким добрым! Просто одолжи меня и попробуй!»
Сосед, прошу тебя, не дави на меня!»
Передумай. Еще одна ложка; Не трать это;
Вот эта уха — вещь, сочная, славная.
«Теперь я проглотил три порции».
«Что из этого? неважно, Ну же, без глупой болтовни, Подумай о своем здоровье и съешь все это;
«Это и в самом деле суп, со множеством шариков
Как будто янтарные бусинки упали сюда!
Быстро съешь, о! любезнейший мой товарищ,
Вот лещ, с потрохами славный; вот осетр, где ярче всего;
Еще один кусочек? Жена, позови его!»

Сердечный друг Демьян так горячо зовет Фоку,
Не дает ему передышки, безмятежно улыбается.
Пот начинает собираться на лице Фоки, как дождь,

Тем не менее, он снова позволяет себе помочь,
Усилие, хоть и муторное, Все доводит до конца.
«Ах, вот таких я люблю!» Реплика Демьян,
«Выше аппетита нет!» «Еще одна маленькая тарелка? Приходи же, о мой милый!
Но Фока, горячая и красная, Хоть и уху очень любила, но стала добычей ужаса,
И, шапку меховую схватив, мучительно задыхаясь,
Немедля встала и бежала;
И с тех пор другу Демьяну ни слова не сказал.

Автор! однако блаженны, потому что обладают истинными дарами,
Если ты склонен блуждать, много раз отклоняясь,
И расти многословными путями огорчительным,
Знай, что твоя славная проза, или трансцендентный стих
Становится упадком и тогда слишком много ухи хуже.


Уха Демьяна — басня русского баснописца и писателя Ивана Крылова. Хотя история кажется довольно забавной и невинной, вот несколько выводов, которые открываются после дальнейшего изучения:

1.

Остерегайтесь властных

Если ты склонен к блужданию, много раз отклоняясь,/ И многословными путями растешь,/ Знай, что славная твоя проза…/ Становится гнилью и тогда чересчур хуже ухи.

Часто хочется найти что-то хорошее и поделиться этим со всем миром. Замечательный! У каждого есть идеи, которыми стоит поделиться, и они должны это делать.

Но важно, как это делается. Если вы будете настаивать на своих выводах властным образом, вы рискуете запугать черепаху и вернуть ее обратно в панцирь. Человек, который хотел вас выслушать, мог закрыться; не в силах справиться с твоей напыщенностью. Хуже того, вы можете навредить кому-то, кто с радостью согласился бы с вашим предложением, если бы не ваши манеры.

Намерения поступать правильно недостаточно. Доставка имеет значение.

2. Излишество губит красоту

Но Фока, горячая и красная, Хоть и уху очень любила, но стала добычей страха,/ И, шапку меховую схватив, мучительно задыхаясь,/ Встала без промедления и сбежал…

Достаточно просто, но легко забывается.

Слишком много хорошего уже нехорошо. Вода хороша, но слишком много может утопить вас. Лекарства могут лечить симптомы, но их избыток приводит к ятрогении. Социальные сети — это весело, но слишком много может оставить вам душевные шрамы.

Доза имеет значение.

3. Рано сказать «Нет»

Пот начинает на лице Фоки собираться, как дождь,/ Тем не менее, он снова позволяет себе помочь,/ Делая усилие, хотя и тоскливое, Все завершает. ..

Пожалуй, самое печальное в этой истории то, что всего можно было бы избежать, если бы Фока просто заступился за себя и сказал: «Блин, супа больше не буду!». Фока знал, что с него достаточно, но все равно позволил себе увлечься.

Когда вы чувствуете, что что-то не совсем правильно , может возникнуть соблазн отмахнуться от этого. Оправдания бесконечны; возможно, слишком много усилий, чтобы сказать «нет», или это сделало бы ситуацию неловкой, или невозвратные затраты слишком велики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *