Евангельский смысл басен Крылова — Художественная литература
Иван Андреевич Крылов был сотрудником Императорской Публичной библиотеки, Статским Советником, Действительным членом Императорской Российской академии, ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности. Он написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях.
Иван Андреевич Крылов был сотрудником Императорской Публичной библиотеки, Статским Советником, Действительным членом Императорской Российской академии, ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности. Он написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Популярность Крылова на родине превосходила все мыслимые пределы. По его басням учились грамоте представители высших сословий и дети из простых семей. Тиражи произведений Ивана Андреевича многократно превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.
В одной не так уж толстой книжке
Сошлись лягушки, рыбаки,
Ослы, медведи и мартышки,
Разбойники и мужики.
Тут Моська, Лебедь, Рак и Щука,
Тут Тришка и Демьян с ухой, –
Всё для того, чтобы наука,
Как жить, не сделалась сухой.
Чтоб в полусказочном обличье
Живее басенка была,
Чтобы евангельская притча
Вернее на душу легла.
Монах Лазарь (Афанасьев)
И.А. Крылов родился в Москве в 1769 году. Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Она ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом», рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.
Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.
Басни Крылова знают все. Их слушали, когда ещё не умели читать. Их изучали в школе. Каждого человека они просто и ненавязчиво обучали основам морали.
Незамысловатые, на первый взгляд, истории, живо и ярко написанные писателем, сочувственно воспринимаются всеми от мала до велика. Но не всеми понимаются до конца: за простыми словами кроется необычайно глубокое понимание мироустройства.
Именно глубинной основе басен Крылова посвящён не так давно изданный «Международным Фондом единства православных народов» сборник статей о творчестве замечательного русского баснописца: «И.А. КРЫЛОВ И ПРАВОСЛАВИЕ». Писатели и священники, современники баснописца и наши современники, стремились понять и объяснить феномен крыловских басен, которые не только не устарели, но и нашли новые подтверждения своей справедливости во множестве событий, произошедших за полтора века.
Так архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) в своей статье «Религиозное сознание в русской литературе. Крылов» пишет, что Крылов «подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить. Истину своего литературного служения он сам назвал “истиною вполоткрыта”. Было бы неверно думать, что истина “вполоткрыта” есть полуистина. Нет, это полная истина, только “засвеченная малым огоньком”, чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме душевных глаз человека, не выносящих яркого света. Один крыловский современник так оценил творчество Крылова: “ты, любезный тятенька, пишешь это для всех: для малого, для старого, для ученого и простого… Басни твои – это не басни, а Апостол”. Простодушный читатель угадал нечто глубокое.
С удивительной простотой и силой в басне “Василёк” раскрыта притча о Господе Боге и человеке, которого из-за его слабости и незначительности окружающие унижают, считают недостойным благ мира. Но солнце Божие одинаково светит на всех людей, на все цветы творения, взращивая их и животворя:
О вы, кому в удел судьбою дан
Высокий сан!
Вы с солнца моего пример себе берите!
Смотрите:
Куда лишь луч его достанет, там оно
Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,
И радость по себе и счастье оставляет…
В басне “Лань и Дервиш” Крылов раскрывает существо истинной любви – бескорыстие:
Младая Лань, своих лишась любезных чад,
Ещё сосцы млеком имея отягченны,
Нашла в лесу двух малых волченят
И стала выполнять долг матери священный,
Своим питая их млеком.
В лесу живущий с ней одном,
Дервиш, её поступком изумленный:
“О безрассудная! — сказал, — к кому любовь,
Кому своё млеко ты расточаешь?
Иль благодарности от их ты роду чаешь?
Быть может, некогда (иль злости их не знаешь?)
Они прольют твою же кровь”.
“Быть может, — Лань на это отвечала, —
Но я о том не помышляла
И не желаю помышлять:
Мне чувство матери одно теперь лишь мило…
Так Крылов показал, что для существа доброго творить добро всем есть радость, а не творить добра – мучение; что смысл всей жизни в этой бескорыстной, переливающейся чрез край любви.
Чтобы понять религиозную мудрость Крылова, вспомним ещё одну его басню — “Безбожники”.
В ней рассказывается об одном народе, который “к стыду земных племён” до того “в сердцах ожесточился”, что против самого неба вооружился. Но Хозяин земли и неба говорит: “Подождём”. Если эти люди не угомонятся в своём воинственном неверии и будут упорствовать — то они, сами собою, “от дел своих казнятся”.
Владимир Одоевский, произнося 2 февраля 1838 года тост на историческом обеде, посвящённом 50-летию литературной деятельности И.А. Крылова, сказал: «Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по Вашим басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением». Это сказано о поколении, к которому принадлежат и многие декабристы, и государь Николай Павлович, и Александр Пушкин. Вероятно, неспроста Николай I как-то на Новый год подарил наследнику бюст баснописца.
Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, лежала книга басен Крылова.
Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приёма множества людей входил в комнату своего келейника отца Иосифа и здесь наскоро обедал. При этом просил прочитать вслух одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. Батюшка любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Так он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню под заглавием «Ручей»:
Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!
А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: “Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки”. Это конь из басни “Обоз”:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В другой раз преподобный Анатолий написал в Елец одной юнице, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: ” И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней”.
Глубокая христианская мысль заключена в басне “Сочинитель и Разбойник”, где Сочинитель, который…
…тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен, —
получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. И писатель кричит среди мученья, что…
… славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Однако если греховные дела Разбойника закончились с его смертью, то «яд творений» Сочинителя «не только не слабеет, // Но, разливаяся, век от веку лютеет».
Вот почему ему вынесен более строгий приговор:
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей,–
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены?– тобою.
Читая сочинения Крылова, невольно задумываешься над тем, что, возможно, именно христианский смысл его басен делает его произведения бессмертными. Так будем же чаще прикасаться к этому «некрадомому богатству».
Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №2(180)
«Крылов»
О Событии
Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с детства. Написанные два столетия назад, они и в наши дни не потеряли своей злободневности. Образы различных персонажей из крыловских басен хранятся в нашей памяти, мы нередко вспоминаем о них в различных жизненных ситуациях.
Иван Андреевич Крылов был одним из самых читаемых писателей в России в первой половине XIX века
Его басни расходились неслыханными по тому времени тиражами в десятки тысяч экземпляров. Издание каждой новой его книги становилось событием в духовной жизни страны. Басни Крылова стоят в ряду самых значительных достижений русской литературы.
Крупная и необычная фигура Крылова была одной из самых заметных в тогдашнем Петербурге. Даже те из современников, кто не разделял общего восхищения крыловскими баснями, отдавали должное его обширному уму и оригинальному острословию.
Нет другого значительного русского писателя, который, прожив долгую жизнь, умудрился бы столь же мало рассказать о себе окружающим. Он не оставил не только записок, но и ни одной автобиографической строки. Никто из современников не мог с полной уверенностью судить о задушевных мыслях и чувствах этого человека. События его внутренней жизни надежнее всего прикрывали многочисленные анекдоты о самом себе, которые он постоянно рассказывал окружающим.
Упорное нежелание Крылова рассказывать о себе, нежелание оставить потомкам какие-либо автобиографические материалы, придает особую ценность воспоминаниям о нем современников. Многие современники прекрасно понимали, сколь важны окажутся их свидетельства для будущих поколений
На выставке представлены издания из фондов Дома Гоголя, в которых собраны мемуары и дневниковые записи современников Крылова, книги о его жизни и участии в литературной, театральной и художественной жизни того времени.
Поэт, при жизни признанный великим и народным, наделенный высокообразованным умом и мудрым знанием жизни, в своих стихах создал удивительно верный и беспощадный портрет эпохи.
Всего Крылов создал около 205 басен. Из них 110 басен проиллюстрировано. Существует большое количество массовых изданий басен Крылова с иллюстрациями художников самых разных стилей и направлений. В XX веке их иллюстрировало более пятидесяти художников — Н.И. Альтман, П.А. Алякринский, В.С. Баюскин, И.Я. Билибин, Ю.А. Васнецов, А.М. Гончаров, А.А. Дейнека, М.В. Добужинский, Б.А. Дехтерев, И.С. Ефимов, А.М. Каневский, Д.Н. Кардовский, В.М. Конашевич, Кукрыниксы, Б.М. Кустодиев, А.М. Лаптев, Д.С. Моор, Е.Н. Нарбут, Е.М. Рачёв, К.И. Рудаков, С.Я. Сенькин, В.А. Серов, В.А. Фаворский и др.
Мы хотим обратить внимание на несколько имён — это художники разных времён и стилей, известные и забытые
Интересны иллюстрации художника-гравера А.П.Сапожникова (1795-1855) к басням Крылова. Андрей Петрович Сапожников сумел оставить неповторимый след в самых разных областях: он одновременно и военный инженер, и живописец, и график, и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений, используемого до сих пор.
Сапожников проиллюстрировал 93 басни: сделал рисунки, а затем резанные теневым контуром гравюры для роскошного издания 1834 г. , предпринятого А.Ф. Смирдиным. Его рисунки отличаются точностью и бытовой достоверностью, отмечены тонким мастерством и выразительностью, но главное — передают своеобразие, русский национальный характер крыловского басенного творчества. Гравюры Сапожникова по свидетельству современников очень нравились Крылову. На выставке представлен прекрасно иллюстрированный том басен, выпущенный Российской государственной библиотекой и издательством «Пашков дом» с цветными гравюрами А.П. Сапожникова.
В 1866 году в типографии Эдуарда Веймара вышло очередное собрание басен Крылова, включающее девять сборников. В издание также вошли биографический очерк, написанный П.А. Плетневым, и объяснительный словарь. Книга была иллюстрирована 36 цветными литографиями художника Р. К. Жуковского (1814-1886). Рудольф Казимирович Жуковский — рисовальщик, литограф, акварелист, живописец, карикатурист, иллюстратор. В 1840-е гг. приобрёл широкую известность как художник-иллюстратор: сотрудничал с Н.А. Некрасовым в альманахе «Физиология Петербурга», иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, басни И.А. Крылова и др. Для художника было характерно обращение к реалистичному отображению городской действительности, стремление дать непосредственные зарисовки повседневности, тяготение к «натуральной школе». На выставке в качестве иллюстративного материала представлены копии литографий Жуковского к басням Крылова и биографический очерк о художнике.
Прекрасный образец книжной графики эпохи модерна — иллюстрации Альфонса Жабá (1878-1942) к басням Крылова. Они были выполнены в 1914 году по заказу знаменитого издательства А.Ф.Девриена, которое выпускало дорогие подарочные книги. Прекрасный мастер линии, цвета и композиции, Жаба создал стильные работы, органично сочетающиеся с миром крыловских басен. На выставке представлено переиздание сборника басен Крылова с великолепными иллюстрациями Альфонса Константиновича Жаба, которое осуществило Санкт-Петербургское издательство «СЗКЭО». В качестве предисловия в книгу включен отрывок, посвященный творчеству Крылова, из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.
«Как же иллюстрировать эти басни — на первый взгляд простые, а на самом деле необыкновенно сложные и глубокие?», писал художник Евгений Михайлович Рачёв в статье «Художник о баснях»
На этот вопрос он ответил, прежде всего, своим творчеством: «Сохраняя по возможности первоначальную направленность басни и её иносказательность — рисуя зверей, а не людей, но одевая героев в костюмы времён Крылова, — я стараюсь приблизиться к автору. Я буду счастлив, если мне хоть в какой-то мере удастся подняться до степени крыловской выразительности». Е.М. Рачёв (1906–1997) — советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики. Цветные рисунки Рачева нарядны, красочны, декоративны, они очень точно характеризуют героев басен. Заложивший за спину лапы Волк, прищуривший один глаз Кот, одетая в капор Лисица — знакомы всем с детства и очень похожи на исторических персонажей.
Иван Андреевич Крылов был известен в музыкальных кругах Петербурга — его знали и как тонкого ценителя музыки, и как профессионального музыканта. Земляк и друг Крылова, известный литератор П.А. Плетнев писал позднее: «В искусстве игры на скрипке И.А. Крылов довел себя до такого совершенства, что с лучшими виртуозами того времени разыгрывал самые трудные квартеты». «Весьма немногие знают, что Крылов страстно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини. Он играл на первой скрипке…», вспоминала А.О. Смирнова-Россет. Иван Андреевич давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.
Неудивительно, что яркие образы героев крыловских басен были близки не только художникам, но и музыкантам, композиторам. Первым музыку к басням Крылова написал А.А. Плещеев (1778-1862), одарённый композитор и виолончелист. Попытку написать музыку к басням Крылова предпринял и В.Ф. Одоевский (1804-1869). К ранним произведениям А.Г. Рубинштейна (1829-1894) относятся музыкальные иллюстрации к басням Крылова. В центре внимания Рубинштейна были те басни, в которых в сатирической форме высказываются мысли об искусстве, художниках и критиках.
На выставке представлены нотные издания на тексты басен Крылова из фонда нотно-музыкального отдела Дома Гоголя
«Две басни Крылова для смешанного квартета» А.Т. Гречанинова (1864-1956) — оригинальная страница не только в творчестве композитора, но и в русской хоровой музыке в целом. Д.Д. Шостакович (1906-1975) сочинил «Две басни И.Крылова для голоса (меццо-сопрано) с оркестром». Произведение было написано в 1922 году в Петрограде и относится к консерваторским работам композитора. Всегда популярны и востребованы музыкальные сказки для детей на тексты басен Крылова. В.М. Орлов (1858-1901) — хоровой дирижёр, композитор и собиратель народных песен — сочинил детскую оперу «Снегирь и ласточка».
Издания из фондов Дома Гоголя дополнены иллюстративными материалами и подробными аннотациями. Сроки проведения выставки: с 13 февраля до конца марта.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–сб 10:00–22:00, вс 10:00–20:00
Галерея
Другие события
Смотреть все события
15
марта
среда
Из цикла «Дуэты»: Лев Дьяконицын, Алексей Листопад: «Близкое далёкое»
Выставочный зал
26
февраля
воскресенье
«Графика Аминадава Каневского в музейном собрании Дома Гоголя»
27
января
пятница
«Царь-Бас»
Читальный зал
18
января
среда
«Гоголь в Санкт-Петербурге»
Музыкально-театральная гостиная
28
декабря
среда
Выставка «Книжная полка Михаила Булгакова»
Новое крыло
Смотреть все события
Басня о крыльях [Кит Кристмас]
> Латунная обезьяна > Песни > Басня о крыльях
[Кит Кристмас]
Басня о крыльях — заглавная песня альбома Кита Кристмаса 1970 года. Басня о крыльях .
Мартин Карти спел ее на одноименном дебютном альбоме Brass Monkey 1983 года. Латунная обезьянка .
Согласно примечаниям на обложке альбома, Карти адаптировал рождественский оригинал.
слова, подходящие к мелодии Джона Стикла Кобыла Джона Петерсона .
Пластинка была переиздана в 1993 году как часть компакт-диска. Полная латунная обезьянка .
Крис Вуд спел Басня о крыльях в 2019 году в антологии Topic 80 th year, Видение и редакция . Он отметил:
У какого другого музыканта хватило бы гениального воображения написать лирику о Наркотики среднего класса под мелодию шетландской скрипки? Когда я пришел к народная музыка Мартина Карти была Topic Records. Он полностью ответственен для меня делать то, что я делаю так, как я это делаю, будь то интерпретация традиционная рукопись или написание новой песни. Я всем обязан ему, и это огромная привилегия получить возможность сказать об этом на обложке пластинки Topic.
Мартин Карти поет
Басня о крыльях На нем был костюм утреннего серого цвета;
Он не предал ни мысли
Когда он вошел внутрь с вечерним приливом
В конце своего рабочего дня.
С поезда и дальше по дороге,
Проходя через дверь,
Видит свою жену, стоящую
Глядя через пол.
Она сказала: «Сегодня пришел незнакомец,
Он открыл серебряный поднос.
У него были всевозможные таблетки, которые могли вылечить все болезни,
Сказал, что буду смотреть на вещи по-другому.
«О, какое сердце колотится
И о, какие слабые конечности.
Голоса доносятся издалека,
Я почти не слышу тебя, когда ты говоришь.
Ночью снились ей странные вещи,
Мысли ее бегали кольцами
Пока к рассветному небу она не вскрикнула
Чтобы обнаружить, что у нее выросли крылья.
Увидьте ее взгляд в зеркало,
Увидьте, как она смотрит сквозь мрак
Когда она потянулась и наблюдала за этим великим чудом
Заполняет ее крошечную комнату.
Она встала с постели,
Раскинула крылья над головой
И тогда от стыда напрасно вскрикнула,
«О, если бы я умерла!
«Что скажут соседи?
Какие сплетни они все будут проповедовать?
Что бы ни думали обо мне все мои дети
Когда увидят, что я урод?»
И вот настал день
К последнему акту спектакля:
Вы можете увидеть удивление в глазах хирурга
На стоящей перед ним задаче.
Глубоко из-под маски он смотрел
И из глубины души донесся вздох
Когда он задавался вопросом, на что это должно быть похоже
Обладать способностью летать.
Он был в костюме утреннего серого цвета,
Он и мысли не предал
Когда он вошел внутрь с утренним приливом
В конце своего рабочего дня.
Но те из нас, кто хочет споткнуться,
Те, кто хочет упасть
Найти, какой бы высокой ни была стена, которую мы строим
Мы не находим никакого убежища.
Keith Christmas – Fable Of The Wings (1970, Vinyl)
More images
A1 | Waiting For The Wind To Rise | 5:25 | |
A2 | The Fawn | 5:00 | |
A3 | Lorri | 8:25 | |
B1 | Kent Lullaby | 3:45 | |
B2 | Hamlin | 6:13 | |
B3 | Fable Of The Wings | 4:22 | |
B4 | Bednotch | 3:17 |
- Published By – Wb Music Corp.
- Art Режиссура, дизайн, иллюстрация — Грэм Берни, Кит Дэвис (3)
- Автоарфа — Боб Стюарт (4)
- Бас — Майк Эванс, Пэт Дональдсон
- Барабаны — Джерри Конвей, Роджер Пауэлл (2)
- Инженер — Роджер Квестед , Вик Гамм
- Фортепиано – Кит Типпетт
- Фортепиано, электрическое пианино, орган, меллотрон – Ян Уайтман
- Продюсер – Сэнди Робертон
- Вокал – Шелаг Макдональд (треки: A2)
1-я рекламная акция White Label для прессы в США.
«ПРОДВИЖЕНИЕ
КОПИЯ
НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ» — черный текст на белых этикеткахВсе песни опубликованы: WB Music Corp. (ASCAP)
2310 046 на обложке и этикетке
- Rights Society: ASCAP
- Матрица/выход (сторона 1): POLP-80161-1A STERLING RL
- Матрица/выход (сторона 2): POLP-80162-2A STERLING
6 (LP, Альбом) B & C Records CAS 1015 UK 1970 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111105.Fable of Wings (LP, альбом) 90505