Банкрот островского краткое содержание: «Свои люди сочтемся» краткое содержание пьесы Островского – читать пересказ онлайн

Содержание

Краткое содержание Свои люди сочтемся по действиям (Островский по главам) для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

  • Краткие содержания
  • /
  • Островский
  • /
  • Свои люди сочтемся по действиям

Действие 1

Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.

В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.

Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.

Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.

Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.

В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие 2

Островский Александр Николаевич знакомит читателя с Подхалюзиным, который на этот момент всеми мыслями только об Олимпиаде Большовой. Он ее давно и безнадежно любит. Умом Подхалюзин понимает, что Липа имеет образование и требуется ей хороший женишок, «ровня». У Подхалюзина на этот момент времени есть некоторые сбережения. В итоге Подхалюзин принимает решение идти к Большову и свататься к его дочке.

Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.

После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.

Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.

Действие 3

Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.

Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.

Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.

Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.

Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.

После этого разговора Лазарь демонстрирует Олимпиаде официальные бумаги, согласно которым он является хозяином всего «большовского добра». Липа начинает задумываться… Она в итоге решает, что выбор отца даже и «будто ничего».

Далее Липа наблюдает за его речью, понимает, что он не владеет французским. Этот факт ее по какой-то причине угнетает. Лазарь же, стоя на коленях умоляет осчастливить его. Ведь Липочка для него – это вся его жизнь, его счастие… Тогда Олимпиада просит Лазаря увезти ее куда-нибудь подальше из «этого ада».

В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?

Действие 4

Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.

Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.

Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям…. Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.

Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.

Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.

Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление первое

Липочка, сидя у окна с книгой в руках, размышляет на тему занятий танцами, которые она так любила. Девушка весьма довольна собой. Всего за двадцать занятий ей удалось овладеть техникой танцев. Единственное огорчение доставляет то, что она сама уже полтора года не принимала участия в танцевальных вечерах, а вдруг к ней подойдет бравый военный, пригласит на вальс, а она перед ним оконфузится. Придется повспоминать на досуге движения.

Явление второе

Аграфена Кондратьевна, увидев дочь танцующей с утра пораньше, журит ее за это. Скачет, как стрекоза по квартире, а отец еле ноги передвигает. Они начинают между собой препираться, судя по всему не в первый раз. Липочка переживает, что все подруги давно замужем, а она одна в девках осталась. Последний жених и тот получил от ворот поворот, когда приходил свататься. Девушка угрожает матери, что сбежит из дома с каким-нибудь гусаром.

Явление третье

Фоминишна оповещает Аграфену Кондратьевну и Липочку, что к ним в гости кто-то пожаловал и предлагает угадать, кто именно. Женщины теряются в догадках, высказывая различные предположения. Загадочным гостем оказалась Устинья Наумовна, местная сваха.

Явление четвертое

Все рады приходу Устиньи Наумовны. Суетятся, пытаясь угодить гостье. Фоминишне велено принести самовар. Намечается чаепитие.

Явление пятое

Женщины интересуются у свахи новостями. Липочка недовольна, что сваха все ходит, а толку нет. Устинья оправдывается, что сложно угодить родителям девушки. Отцу подавай зятя богатого, мать непременно хочет видеть купца в женихах.

Явление шестое

Липочка против мужа купца. Не за тем ей дали хорошее воспитание, чтобы стать женой торгаша. Она дает рекомендации свахе, каким она видит будущего мужа. Оказывается, у Устиньи есть один на примете. Точь в точь такой, как описала Липочка.

Явление седьмое

Устинья расписывает Аграфене Кондратьевне во всех красках своего кандидата на замужество. Мать Липы переживает, что она будет делать с таким благородным зятем. Слишком уж он хорош.

Явление восьмое

В дом к Большовым пожаловал Рисположенский. Пока Самсон Силыч занят, Сысой Псоич пытается развлечь Аграфену разговорами.

Явление девятое

Большов присоединяется к разговору. Рисположенский делится давней историей, к которой он имел прямое отношение, забыв судебное дело в винном погребке. Чудом ему удалось избежать наказания за халатность.

Явление десятое

Большов делится с Рисположенским проблемами. У него большие долги перед кредиторами. Совет от друга заложить дом да лавки. Переписать имущество необходимо на чужого человека. Например, на приказчика.

Явление одиннадцатое

Подхалюзин, как чуял, что разговор велся о нем, пожаловал весьма кстати. Лазарь Елизарыч делится новостями из города, откуда только что приехал. Дела там хуже некуда. В качестве доказательства предъявляет бумагу, в которой черным по белому написано, что многие известные купцы стали банкротами.

Явление двенадцатое

Лазарь чувствует себя должником Большого. Ведь именно он взял его к себе на работу, когда тот был еще мальчишкой. Он согласен выполнить любую просьбу Самсона Силыча. Большов обещает ему долю от сделки.

Основные персонажи комедии

Главные герои:

  • Подхалюзин Лазарь Елизарыч – приказчик у Большова, затем муж Липочки. Расчетливый, думающий только о себе, готовый обмануть кого угодно ради собственной выгоды.
  • Липочка (Олимпиада Самсоновна) – дочь Большова, в отличие от родителей имела некоторое образование; хотела благородного мужа, стремилась к жизни, похожей на великосветскую.
  • Большов Самсон Силыч – купец, отец Липочки; «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова».

Другие персонажи:

  • Аграфена Кондратьевна – жена Большова, мать Липочки.
  • Устинья Наумовна – сваха.
  • Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление первое

Тишка жалуется на свое житье – бытье в хозяйском доме. Осточертела ему такая жизнь, когда каждый норовит на него голос повысить и заданий на день побольше дать.

Явление второе

Подхалюзин напугал Тишку, подкравшись незаметно и схватив его за ворот. Между ними завязывается словесная перепалка. Лазарь посылает Тишку за пузырем рябиновки, которую он хочет распить с Большовым.

Явление третье

Пока Тишка гонял за бутылкой, Лазарь предался размышлениям по поводу предложения Большова. Вдруг хозяин обанкротится. Что тогда ему делать? Не мести же мостовую. Может посвататься к Липочке? Кому она нужна без приданого, а ему в самый раз.

Явление четвертое

В гости к Подхалюзину пожаловал Рисположенский, хвастаясь, какой большой гонорар обещал ему Большов.

Явление пятое

Лазарь, подобрав удачный момент в разговоре, обещает Рисположенскому сумму в два раза больше.

Явление шестое

Фоминишна просит Устинью быстрее сосватать Липочку, засиделась она уже в девках.

Явление седьмое

Приказчик просит сваху дать отказ жениху Липы, соврав, что Большов банкрот. Оказанную ему услугу он готов щедро оплатить, а в качестве бонуса презентовать соболью шубку.

Явление восьмое

В доме паника. Фоминишна докладывает, что Самсон Силыч явился подвыпивший. Зовут за Лазарем. Большов в недоумении, почему его не хотят пускать домой.

Явление девятое

Большов интересуется, был ли стряпчий. Фоминишна отчитывается, что у них на ужин, напрочь упустив из виду холодного поросенка.

Явление десятое

Подхалюзин признается Большову, что давно влюблен в Олимпиаду. Большов, подумав и пораскинув, прикидывает, что Подхалюзин неплохая пара для дочери.

Видео краткое содержание Свои люди – сочтемся

В комедии «Свои люди – сочтемся» помимо морального оскудения московского купечества, Островский затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей, сравнивает старшее и молодое поколения, при этом по нравственным качествам молодежь даже уступает старшим.

Купец Самсон Силыч, не интересуясь мнением дочери, пытается провернуть удачную на первый взгляд аферу, выдает ее замуж за своего приказчика. Но Подхалюзин оказался его хорошим учеником не только в деле купеческом, но и в вопросе обманов, поэтому в итоге Большов оказывается ни с чем.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление первое

Большов углубляется в философские рассуждения о жизни и смерти.

Явление второе

Липочка вся разнаряженная волнуется перед приходом жениха. Мать расплакалась, глядя на дочь. Жаль ей отдавать дитя чужим людям.

Явление третье

Устинья заходит в дом Большовых и с порога заявляет, что жених мнется по поводу свадьбы. Липочка расстроена. Большов обещает дочери найти другого жениха. Тишка сообщает, что пожаловал Сысой Псович вместе с Лазарем.

Липочка собралась было идти переодеваться, но Большов настойчиво просит ее остаться. Должен прийти очередной жених. Все теряются в догадках, о ком идет речь.

Явление четвертое

В дом пожаловал Лазарь. Липочка в шоке от такого жениха. Она категорически против выходить за него замуж. Большов настаивает, чтобы дочь не горячилась и хорошо подумала. Все равно будет так, как он решил. Липочка расстроена. Подхалюзин обещает теще, что лучшего зятя ей не сыскать.

Явление пятое

Липочка и Лазарь остаются наедине. Девушка высказывает все, что думает о нем. Он не образован и дурен собой, ей нужен не такой жених. Лазарь объясняет, что ее не возьмут замуж без приданого. Липа в недоумении, как так. У них и деньги, и лавки, и дом.

Лазарь ставит ее в известность, что Большов банкрот. Все имущество переписано на него. Показывает бумаги. Липа задумывается. Лазарь обещает сделать невесту счастливой, выполняя все ее прихоти. Олимпиада дает согласие на брак.

Явление шестое

Подхалюзин и Липочка сообщают родителям, что они решили пожениться.

Явление седьмое

Все рады этой новости. Отметить помолвку, решено небольшой партией спиртного.

Явление восьмое

Пьют за молодых. Липочка и Лазарь целуются. Большов сообщает, что лавки и дом пойдут вместо приданого. Плюс наличные. Одна просьба к зятю кормить его и старуху, да кредиторам по десять копеек отстегнуть. Подхалюзин обещает тестю, что свои люди – сочтемся!

Островский «Свои люди – сочтемся» очень кратко

Свои люди сочтемся Островский краткое содержание для читательского дневника:

Действите пьесы происходит в середине XIX века в Москве. Главный герой пьесы – купец Самсон Силыч Большов. Он женат и имеет 18-летнюю дочь Олимпиаду (Липочку). Большов владеет тремя торговыми лавками и является небедным человеком. При этом он ведет свои дела нечестно и требует, чтобы продавцы в его лавках обсчитывали клиентов.

Однажды Большов решает провернуть аферу: он хочет объявить себя банкротом и выплатить своим кредиторам лишь часть долгов: вместо каждого рубля вернуть только 25 копеек. Чтобы полиция не отобрала у него дом и лавки, Большов должен оформить (якобы продать) их на кого-то, кто не является его родственником. На эту роль Большов выбирает своего приказчика Лазаря Подхалюзина, который работает у него уже 20 лет.

Подхалюзин, такой же хитрый и подлый человек, обещает Большову полную поддержку, но при этом думает только о своей выгоде. Подхалюзин также убеждает Большова выдать за него дочь Липочку. Тот дает согласие на брак, хотя дочь противится этому замужеству: Липочка мечтает выйти замуж за дворянина, а не за купца. Однако Подхалюзин убеждает ее в том, что она будет счастлива с ним.

Большов оформляет дом и лавки на Подхалюзина, называя это приданым. Липочка и Подхалюзин женятся. Тем временем афера Большова не удается: кредиторы отказываются принимать 25 копеек вместо 1 рубля и требуют полной уплаты. У Большова не оказывается нужной суммы денег, и он оказывается в долговой яме. Ему грозит ссылка в Сибирь.

Большов умоляет зятя Подхалюзина и дочь Липочку выплатить его долг, чтобы спасти его от ссылки. Он напоминает Подхалюзину, что тот владеет его имуществом, поэтому обязан помочь ему. Молодожены на словах сочувствуют Большову, но отказываются платить его долг, так как хотят протратить деньги на другие нужды. Большова потрясает подлость и безразличие дочери и зятя, но старик ничего не может сделать.

О дальнейшей судьбе героев неизвестно. Вероятно, Большов все-таки отправляется в ссылку в Сибирь.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление первое

Дом Подхалюзина. Липочка одета по последней моде. Лазарь не отстает от жены. В модном сюртуке его не отличить от француза. Они обсуждают планы на выходные.

Явление второе

Появляется Устинья. Олимпиада хвастается обновками. Сваха просит у Лазаря обещанную сумму за услугу. Вместо полутора тысяч женщина получает сто целковых.

Явление третье

В итоге ни шубы, ни денег. Расстроенная сваха за порогом кричит на весь двор, что она «ославит» молодых на всю Москву. Олимпиада видит в окно отца.

Явление четвертое

Родители Липочки приносят плохую весть. Большов банкрот. У него нет денег рассчитаться с кредиторами. Зять и дочь дают понять, что ничем помочь не могут. Расстроенный Большов уходит ни с чем.

Короткий пересказ «Свои люди – сочтемся» Островского

А. Островский Свои люди сочтемся краткое содержание:

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».

Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! <�…> Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! <�…> Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».

Большов читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном, судя по всему — «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь…» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подхалюзин шлёт мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело, и предаётся мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам <�…> против закона идёт!» Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».

И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьём», — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорён. Приезжает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом‑с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя — в интересах Большова.

В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдём? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», — говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку Большов. «Маменька‑с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить‑с. <�…> Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут‑с! <�…> Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведём все по моде, а они как хотят».

Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. <�…> Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? <�…> Свои люди — сочтёмся!» Торжество в разгаре. Сваха льёт вино за шиворот стряпчему.

Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шёлковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов.

Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка. «Ну нет‑с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, <�…> так отпросился домой» — и Лазарь зовёт тёщу.

Большов и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключённых должников содержали за счёт кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Подхалюзину: теперь деньги — его. И он отказывается при полной Липочкиной поддержке. «-Я, тятенька, не могу‑с! Видит Бог, не могу‑с! <�…> — Выручайте, детушки, выручайте! <�…> Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а своё же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего».

Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный… меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет Большов. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, ещё пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся Большов встаёт и уходит с Аграфеной Кондратьевной.

«Неловко‑с! <�…> Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и ещё хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а <�…> — Я… Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит… Жена, четверо детей, сапоги худые!».

Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил‑с, — это все врёт. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлёте — в луковице не обочтём».

Это интересно: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Вы можете прочитать Островский «Гроза» читать очень краткое содержание по действиям, чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях. Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери. Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях. Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

основная идея, тема и жанр произведения Островского

Середина XIX столетия была самым плодотворным периодом в русской литературе, в том числе и для драматургии. Одним из известных представителей «золотого века» является А. Н. Островский. В своих произведениях он описывал жизнь мещанства, купечества и дворянства того времени. Анализ пьесы «Свои люди — сочтемся» будет полезен школьникам в 10 классе при подготовке к написанию сочинения.

История создания

«Свои люди — сочтемся» — это первое серьезное произведение автора, которое было написано в 1849 г. Писатель на протяжении 3 лет упорно трудился над пьесой, при этом ее название изменялось в течение всего творческого процесса: «Банкрот», «Несостоятельный должник», но Островский окончательным вариантом выбрал название «Свои люди — сочтемся».

Произведение было впервые издано в 1850 г. в газете «Москвитянин». Афористичность речи, яркость образов, реализм — это то, что привлекало современников в первой комедии Островского. Причем появление этой пьесы вызвало огромное оживление в литературных кругах, так как Александр Николаевич в ироничной форме описал актуальные проблемы общества того времени. Вполне логично, что это произведение цензура полностью запретила, а писатель после находился под негласным надзором полиции.

Постановку пьесы разрешили только после смерти царя Николая Первого в 1859 г. , но с условием более «мягкой» ее версии. Комедию полностью представили в оригинальном варианте лишь в 1881 г.

В свое время иллюстрации к книге делали художник Владимир Александрович Тронов и академик Андрей Дмитриевич Гончаров, при этом последний выполнял рисунки к пьесам Островского в течение всего своего творческого пути, развивая эту тему.

Вывод по рассказу

Пьеса Островского Александра описывает обычную купеческую семью. Отец семейства, Большов, неимоверно скуп и жаден, поэтому хочет скрыть свое хорошее материальное состояние. Он имеет капризную и избалованную дочь по имени Олимпиада. ГОлава семейства настаивает на ее замужестве с Лазарем Подхалюзиным, потому что он стал владельцем его состояния. Молодая семья купается в роскоши, а отец в это время банкрот. Ему очень горько осознать, что собственная единственная дочь жестока и эгоистична.

Островский Александр Николаевич в пьесе «Свои люди — сочтемся» обличает эгоизм и жадность. Классик второй половины 19 века стремится показать читателю, что дети – это зеркало родителей. Поэтому важно обращать внимание, в первую очередь, на себя, когда мы имеем собственных детей. Приходит на ум известная поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».

Жанр и композиция

Пьеса имеет направление реализм. В ней Островский пытался наиболее достоверно показать окружающую реальность того времени. Созданные автором образы, мысли главных персонажей, их цитаты и действия выглядят очень натурально. Читатель начинает легко верить в то, что указанные в произведении события происходили в действительности. Отдельно нужно выделить литературный язык пьесы: в нем можно найти неприкрытые и живые лестные речи купцов.

Пьеса была специально создана для постановки на сцене театра. Островский использовал юмористичный подход для разоблачения общественных и человеческих пороков. Произведение насыщено множеством комичных обстановок и ситуаций. К примеру, Липочка хвастается своими утонченными манерами при их абсолютном отсутствии, сваха меняет собственное мнение раз в пять минут, а юрист в важных эпизодах беседы все время просит выпить.

В пьесе классическая композиция, в ней четыре действия:

  1. Экспозиция, где читателю представляют описание главных персонажей и предысторию, а также завязку, в которой намечается и в дальнейшем развивается основной конфликт.
  2. Кульминация, где конфликт достигает своего апогея.
  3. Развязка, где конфликт логично заканчивается.
  4. Финал, приводящий все сюжетные линии к завершению и подводящий итог всей пьесы.

В основе произведения находится конфликт безнравственного человека с обществом и непосредственно с судьбой, его противостояние изначально обречено на поражение. Другой особенностью представленной конфликтной ситуации является ее неоднозначность и моральная посредственность, читатель не может четко выделить отрицательных и положительных персонажей, все имеют свои достоинства и недостатки.

Непосредственно название пьесы произносится в самом произведении один раз, эта крылатая фраза кратко описывает общественное положение с господствующими в обществе клановостью, коррупцией и кумовством, что Островский и пытался показать.

Но в комбинации с сюжетом название получает дополнительно и ироничное значение, поскольку во время окончания пьесы оно противоречит само себе. Свои люди в действительности оказываются более жесткими и скупыми, в отличие от чужих. Родная дочка готова была сгноить отца в долговой яме, а зять пожалел его же денег, чтобы выплатить долг.

Островский а. н. — отцы и дети в пьесе а. н. островского свои люди сочтемся

Пьеса Островского “Свои люди — сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания. Самсон Силыч большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами. Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно. Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд. Интересны отношения “отцов” и “детей” в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: “Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!” Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными. Липочка высокомерно говорит: “…вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны”. И тут же она с гордостью хвастается: “А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!” Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе. “Отцы” относятся к своим “детям” также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека. А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин. По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей дочери: “За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю”. Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подха-люзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. большое обращается к Подхалюзину и к Липочке: “Выручайте, детушки, выручайте!”. И в ответ слышит уверения: “Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь”. При этом Липочка упрекает отца: “Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?” Такие высказывания “детей” говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении. В пьесе “Свои люди — сочтемся” показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.

Краткое содержание

Столичный купец Самсон Большов решает провернуть аферу, чтобы избавиться от бесчисленных долгов — он объявил о своем банкротстве, временно отдав состояние доверенному лицу.

В сообщники Самсон выбрал своего приказчика и старого друга Лазаря Подхалюзина. Он посвящает его в хитроумный план, и тот с ним соглашается, но в действительности хочет обмануть своего покровителя и забрать себе все состояние. Лазарь плетет интриги, пытаясь переманить к себе на сторону стряпчего Рисположенского, тот также помогает Самсону в его махинации, а также сваху Наумовну, чтобы она помешала свадьбе дочке Большова — Олимпиаде, которую любил Подхалюзин.

План Лазаря начинает работать. Помолвка девушки срывается, и Самсон объявил Подхалюзина новым женихом. Дочь закатывает скандал, но будущий супруг говорит ей о том, что все состояние ее отца уже у него. Он соблазняет Олимпиаду, обещая ей огромный дом и дорогие одежды, та соглашается выйти за него замуж.

Через определенное время пара поженилась, они проживают в богатом имении. Лазарь на пике успеха, Большова отправили в долговую тюрьму, а Наумовна и Рисположенский обмануты и прогнаны из дома. Неожиданно появляется Самсон и просит зятя с дочкой помочь ему погасить долги. Ни Подхалюзин, обязанный Большову всем, ни Олимпиада не проявляют к нему сочувствия и выгоняют его. Лазарь все-таки оказался не полностью подлым человеком и отправляется договариваться с кредиторами, надев свой самый негодный костюм, чтобы снизить цену.

Краткий анализ

Год написания

– 1849 год.

История создания

– Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема

– Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь — не продашь».

Композиция

– Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка — купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий — Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация

— отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка — логический итог — обманщик обманул обманщика.

Жанр

– Пьеса. Комедия.

Направление

– Реализм.

Описание персонажей

Характеристика образов персонажей интересна своей неоднозначностью. Все из них имеют свои достоинства и недостатки. Главные герои пьесы:

  1. Самсон Большов. Богатый купец, жесткий, пьющий и скупой человек, он готов любым способом увеличивать свою прибыль. Держит в страхе людей, которые его окружают, равнодушно относится к супруге и дочке. Делит всех на «чужих», которых цинично эксплуатирует и обманывает, и «своих», к которым у него есть доверие. Именно это и привело его к разорению, когда в категории «своих» оказался предатель Лазарь.
  2. Аграфена Большова (Липочка). Супруга Самсона, темная и жесткая женщина, но она безмерно любит дочку и всячески ей помогает. В конце потеряла все и оказалась в зависимости от Подхалюзина и Олимпиады.
  3. Олимпиада Большова. Дочка Самсона, это изменчивая и легкомысленная особа, плохо образованная и недальновидная девушка. Презирает свои купеческие корни, хочет замуж за дворянина, чтобы уехать из дома родителей-деспотов. Но поддается на соблазны Лазаря и выходит за него из-за состояния.
  4. Лазарь Подхалюзин. Юный приказчик у Самсона. Двуличный и низкий человек. Перед людьми, которые сильней его, ведет себя вежливо и покорно, перед теми, кто слабей — гордо и надменно. В отличие от купца Большова, всех относит к «чужим», поэтому готов бесцеремонно обманывать людей. Но в финале повествования показывает некоторую человечность, отправившись торговаться за долги Самсона.

Основная тематика

Для своей пьесы писатель выбрал самую популярную тему в XIX столетии — отношение «отцов» и «детей». Но фоном описанного конфликта было выбрано новое для России социальное сословие — купечество. Островский поднимает следующую тематику:

  1. Любовь. На примере взаимоотношений дочки Большова и Подхалюзина писатель показал, что искренней любви в обществе нет, здесь преобладают эгоистичные и корыстные интересы. В браке этому чувству давно нет места: люди женятся лишь для удовлетворения своих амбиций.
  2. Семья. Она в среде купечества производит только негативные впечатления. Каждый думает только о собственном благополучии, а к другим членам семьи относится с враждебностью и равнодушием.
  3. Честь. Самсон предпочел позор честному выполнению его долговых обязанностей, что также описывает купеческий класс.
  4. Быт и нравы. Островский ярко описывает грубость, невежественность, жестокость, эгоизм, которые царили в купеческих семьях. Как считал писатель, эти порядки вызывают отвращение у всех порядочных людей.

Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она тем не менее весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.

Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Большову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно. Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха Устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд. Интересны отношения «отцов» и «детей» в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: «Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!» Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. И тут же она с гордостью хвастается: «А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!» Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аграфена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. «Отцы» относятся к своим «детям» также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь – только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека. А потом, когда на ум купцу приходить сделаться в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин. По отношению к дочери купец Большов кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. Большов уверенно заявляет относительно своей дочери: «За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подхалюзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. Большов обращается к Подхалюзину и к Липочке: «Выручайте, детушки, выручайте!» И в ответ слышит: «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь». При этом Липочка упрекает отца: «Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила – света не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?» Такие высказывания «детей» говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении. В пьесе «Свои люди – сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.

Похожие материалы:
  • Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» — .
  • «Темное царство» А. Н. Островского — .
  • Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») — .
  • Образ Катерины в «Грозе» Островского — .
  • Женские образы в пьесах Островского — .

Раскрытие проблем

Через призму отношений главных действующих лиц у Островского получилось полноценно раскрыть актуальные общественные проблемы. Проводя анализ «Свои люди — сочтемся», можно выделить следующую проблематику в пьесе:

  1. Алчность — жадность писатель считает основным пороком купеческого класса. Если бы Самсон не был таким амбициозным и не пытался увеличить богатство любыми способами, он бы так печально не закончил.
  2. Безразличие — эгоизм, который показывает семья Подхалюзиных к Большову, стал низшей точкой их морального разложения.
  3. Нравственность — купеческое сословие представлено в произведении сосредоточием ужаснейших пороков: высокомерие, двуличие, ханжество, невежественность, фальшивость. Невозможно описать все мерзости, скрывающиеся за дорогими фасадами купеческих поместий.

Главная мысль

Писатель показал момент из жизни купеческого класса. Через этот эпизод читатель погружается в жизнь людей, которые жили в России в XIX столетии. Также зритель наблюдает особенности быта, которые царили среди представителей этого сословия. Пьеса обличает основные пороки, настраивая порядочных людей против описанного уклада вещей. В этом и заключается смысл произведения. Островский порицает пороки купцов, когда деньги начинают цениться выше всего. Жадность торговцев рушит их семьи, отнимая самое дорогое.

Основная идея заключается в том, что поступки «своих» частично закономерны в обществе, в котором они проживают и развиваются. Самсон грубостью сам настраивает против себя юное поколение. Не считаясь с дочкой и не обращая на нее какого-то внимания, он решил судьбу девушки, только бы сохранить свое состояние. Деньги он все время ценил выше семейных отношений, потому отступничество Липочки выглядит вполне логично. Лазаря же Большов часто ловил на воровстве, но не прогонял, а покровительствовал ему в махинациях.

Комедия заставляет подумать о том, до чего доводит человека алчность. На примере Самсона писатель показал, что все злые деяния, совершенные людьми, непременно возвратятся к ним возмездием, и что насколько бы коварным ни был мошенник, всегда отыщется кто-то более хитрый.

Писатель порицает безразличие и циничность, призывает всех больше уделять времени семье, задуматься о возвышенном, относиться с любовью и состраданием к остальным людям — это и есть мораль пьесы. Такой вывод сделал автор, опираясь на свой опыт жизни в купеческом сословии, поэтому его моральные уроки подкрепляются весомыми основаниями. Поучительность произведения Островского бесспорна.

Смысл названия пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Пьеса Александра Островского «Свои люди – сочтемся», как и многие у него, позаимствовала свое название у русской поговорки. Так обычно говорят, желая не сводить отношения к мелочному расчету – дескать, мы всегда друг другу полезны и всегда доверяем. Вот этот принцип традиции и доверия и будет осмеян драматургом до такой степени, что цензура запретит постановку, и запрет этот отменят только после смерти Николая I. Дело в том, что Николай был очень озабочен «положительным образом России» и совершенно не терпел того, что ему казалось очернением. Увы, по сию пору под это определение подходит все то, что слишком открыто и честно говорит о российской жизни.

Почему же так ярко прозвучала пьеса «Свои люди — сочтемся»? Потому что автор смело говорит о самых отвратительных сторонах межчеловеческих, общественных отношений в мире, в котором он живет. Это мир богатеющего купечества, будущих капиталистов – хозяев России. Они еще не расправили плечи в полную силу, крепостное право еще не отменено. Но скоро они выйдут на авансцену и всех очень удивят. Чем же впечатлит нас «новое русское купечество»?

О чем пьеса Свои люди — сочтёмся Островского

Итак, речь идет об отношениях двух разных поколений – молодого и старого, отеческого. Старики ещё цепляются за прежние отношения и правила, но алчная, наглая и дерзкая молодежь уже готова выкинуть на свалку все, что мешает наживе. Говорят, особенно возмутило Николая то, что в пьесе нет ни одного симпатичного персонажа. Так это что же получается – русские люди все плохие, злобные и алчные?

Ну так давайте присмотримся к персонажам… Купец Большов, наживший состояние и вырастивший дочь Липочку, к старости помягчел, хотя в молодости не раз вырывал кусок из чужого рта. Ему мнится, что теперь можно почивать на лаврах, уйти на покой и довериться будущему зятю Подхалюзину. Фамилия, кстати, говорящая: человек идет по головам и действует вероломно, но не забывает подлизываться и льстить кому надо. Итак, старик доверил ему деньги, рассчитывая на то, что как только они ему понадобятся, он их получит назад.

Но самый страшный удар нанесет отнюдь не Подхалюзин, а дочь Липочка. Это она оставит отца гнить в долговой яме, отказавшись выплачивать его долги. Дочь, которой он дал жизнь, достаток, образование – все, из чего состоит ее нынешнее счастье. Правда, как понятно из слов самой Липочки, образование ей интересно лишь постольку, поскольку повысит ее цену на рынке невест. Липочка – поверхностный и бессовестный персонаж.

Но и сам Большов сочувствия не вызывает. Вот он доверился будущему зятю. Но почему же он имеет право довериться, если сам всю жизнь обманывал людей? Островский явно дает понять, что у Большова темное, жульническое прошлое. Вернее, в купеческой среде все это жульничеством не считалось – ничего личного, просто бизнес. Но вот судьба объяснила купцу, каково это – быть обманутым, когда доверяешь.

И кстати, сама сделка с Подхалюзиным происходит при весьма интересных обстоятельствах: это афера с ложным банкротством, с тем, чтобы не выполнить своих обязательств перед другими. Большов занял очень крупную сумму денег, а вот отдавать ее не хочет.

Критические очерки Александра Островского — eNotes.com

Александр Островский доминировал на русской сцене девятнадцатого века. Он поставил зрителям больше пьес, чем все предыдущие русские драматурги вместе взятые, и внимательно руководил постановкой своих произведений или сам руководил постановкой. Все его сочинения высмеивают недостатки определенных социальных классов, среди которых выделяется все еще довольно грубый купеческий класс, которому не хватало изящества и идеализма образованной элиты.

До Островского русские писатели в значительной степени игнорировали этот зарождающийся коммерческий мир. Изображение лавочников и мелких фабрикантов у Островского без исключения отрицательно. В его пьесах такие персонажи хищны, нечестны и лишены какой-либо доброй воли. Все еще чужие городу, они объединяются в древние клановые структуры. Чрезмерно озабоченные обогащением любыми способами, они часто устраивают браки отпрысков, особенно дочерей, чтобы получить прибыль от своих деловых предприятий. Беспрекословная и диктаторская власть патриархов Островского выдвигает на первый план пьес уязвимое положение женщин. Контора свахи, все еще могущественная среди купечества, представлена ​​как особенно деструктивный институт, нежеланный пережиток прошлого. Островский постепенно расширил свой предмет, включив в него лицемерных дворян, взяточников-юристов и государственных служащих, а также несимпатичных матриархов и благонамеренных, но безвольных, неэффективных идеалистов.

Это разоблачение неудачников России вынуждало Островского время от времени менять характер или тему, чтобы поставить свою работу. В начале 1850-х годов, как отмечалось выше, Островский модифицировал свой критический подход, создавая пьесы, в которых традиция принимает несколько сентиментально-идиллическую окраску:

Не в своих сани не садис (Не садись в чужие сани), Бедность не преступление , и Вы не можете жить так, как вам нравится . Точно так же в 1860-х годах Островский ненадолго обратил внимание на непротиворечивые исторические сюжеты. Наиболее заметными пьесами этой группы являются Козьма Захарич Минин, Сухорук ; Воевода , превращенная в неудачную оперу Петра Ильича Чайковского; и Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский . Однако основная часть творчества Островского связана с актуальными этическими проблемами. Представляя большую часть своей критики в комической форме, он избегал дидактических излишеств, никогда не упуская из виду необходимость развлекать публику. Двадцать четыре его пьесы носят ярлык комедии, несмотря на наличие драматических конфликтов. Еще девятнадцать произведений обозначены как сцены или картины из жизни, и это обозначение лучше всего характеризует драматургию Островского, ибо в большинстве его пьес присутствует смесь драматических, трагических и комических элементов.

Форма изложения Островского строго реалистична. Его сюжеты прозрачны, иногда тривиальны, и он избегал излишней драматизации. Хотя реализм Островского часто вызывал критику, драматург настаивал на максимально реалистичном воспроизведении его персонажей и разговоров, чтобы зрители сразу узнали и оценили тему. Островский был достаточно ремесленником, чтобы избежать простого копирования реальности, но его фигурам и конфликтам не хватает психологической сложности, что делает их менее привлекательными для западной публики ХХ века. Однако мастерство автора в воплощении просторечия на сцене по-прежнему высоко ценится российскими зрителями. Герои Островского выражают себя в манере, свойственной их социальному положению, так что в одной драме может смешаться мещанско-слуговой жаргон, правительственный жаргон, дворянский иноязычный язык, традиционный церковнославянский консерваторов и поэтический романтизм молодые женщины, все щедро осыпанные пословицами и поговорками.

Эти особенности, добавленные к частой игре слов и неправильному произношению необразованных социальных альпинистов, не могут быть адекватно переведены и приводят к нехватке иностранных публикаций и постановок. Точно так же нерусская аудитория будет скучать по коннотациям имен персонажей, таких как имена тиранов в Буря , Дикой (Варвар) и Кабанова (Топор). С помощью такого нейминга и других приемов, таких как пословичные заглавия, например, Старый друг лучше новых двух (старый друг лучше двух новых) и Грех и печаль общие всем , Островский придавал фольклорный характер измерение его материала, вызывая родную атмосферу. Он даже поставил фантастическую драму « Снегурочка » (Снегурочка) на музыку Чайковского и превращенную в оперу Николаем Римским-Корсаковым. Эти доморощенные штрихи сделали откровения Островского о несправедливости и коррупции более привлекательными.

Это семейное дело

Это семейное дело , первая полнометражная работа Островского, демонстрирует многие заботы, которые занимали его на протяжении всей его карьеры. В этой пьесе впервые на сцену вышел московский купеческий мир. В действии доминирует тиранический патриарх, богатый торговец Большов (Бигмен), который решает обогатиться, обманывая своих кредиторов путем ложного банкротства. Он временно передает свой товар доверенному приказчику Подхалюзину (Подлым), которому отдает и свою дочь, чтобы состояние осталось «в семье». Клерк и дочь, обладающие теми же моральными недостатками, отказываются возвращать деньги и вызывают тюремное заключение купца. В пьесе вообще нет искупительных персонажей; он стремится показать, что жадность разрушает человеческие отношения на всех уровнях. Нечестность дочери и работника возникает как неизбежный результат коррупции старшего поколения. Это осуждение укоренено и несколько смягчено верным воспроизведением традиционных нравов и среды лавочников. Ни комические, ни трагические аспекты не преувеличены, так что общий образ является точным. Цензоры возражали против финала, который позволяет мошеннику-клерку остаться безнаказанным.

После одиннадцати лет призывов к утверждению постановки Островскому пришлось уступить и изменить результат. В измененной версии Подхалюзин арестован. С 1881 года пьеса ставится в оригинальной версии для рекордной публики. Его популярность снизилась в послевоенные десятилетия, но в Советском Союзе до сих пор периодически ставятся новые постановки.

Бедная невеста

В «Бедная невеста », своей второй крупной работе, Островский имеет дело с эксплуатацией женщин. Овдовевшая мать, находящаяся в затруднительном финансовом положении, автоматически предполагает, как и все остальные, что ее дочь приветствует брак по расчету со старым пьяницей, чтобы спасти положение. Гордая молодая женщина отчаянно ищет более компанейского спутника жизни — в то время большинству женщин было запрещено устраиваться на респектабельную оплачиваемую работу, — но проведенный Островским обзор подходящих кандидатов показывает, что у несчастной Марии нет выбора. Бедные женихи не могут содержать невесту без приданого. Более молодые мужчины, занимающие высокие должности, ищут себе более солидных жен, чтобы обеспечить свое будущее, а богатые молодые люди женятся в своем классе. Это оставляет только грубых или старых перспектив, которые не скрывают того факта, что они покупают молодость и миловидность. Сваты играют презренную, но, казалось бы, незаменимую роль в переговорах, а Островский добавляет в свою галерею этических нарушителей и непорядочных чиновников: будущий муж Марьи — чиновник-взяточник по иронии судьбы Беневоленский (Благодетель), достигший высокого положения и богатства. совершенно нечестным путем. Памятуя о возражениях цензуры, драматург развил пьесу так, что Марья сама приходит к пониманию необходимости перестановки и вступает в нее с некоторой надеждой исправить заблуждающегося супруга. Этот, казалось бы, оптимистичный вывод не меняет основного впечатления об отчаянии и беззащитности Марьи. Пока невеста со слезами на глазах говорит себе, что будет счастлива, и благодарит мать за организацию союза, зрители заканчивают пьесу, подчеркивая жалкий вид молодой женщины и сомнительное будущее.

Хотя рецензенты приветствовали обсуждение женской темы, они критиковали непринужденную артистичность Островского. Театральная эффективность пьесы страдает из-за повторяющихся диалогов, поскольку каждый жених шествует перед несчастной невестой со своей историей. Реакция Марьи на женихов также отличается некоторой однообразностью и отсутствием жизненности. В защиту пьесы прогрессивные критики, ставящие содержание выше искусства, похвалили постановку за то, что она донесла до публики насущную социальную проблему в доступной для понимания форме. Тем не менее, прежде чем Островский включил пьесу в сборник, он улучшил ее, индивидуализировав некоторых персонажей и вырезав несколько медленных сцен. Бедная невеста , как и Это семейное дело , называется комедией, ее легкие штрихи достигаются за счет имитации официальной помпезности, мещанской пошлости и глупых юношеских выдумок. Пьеса так и не достигла такой популярности, как другие крупные пьесы Островского, отчасти потому, что она была запрещена в популярных театрах и ограничивалась нечастой постановкой в ​​Императорских театрах.

Однако значение темы брака по принуждению было поднято и впоследствии нашло широкое, художественно превосходное выражение в творчестве Островского. В советское время, когда проблема женской эмансипации вновь приобрела большой резонанс, количество постановок увеличилось.

Бедность — не преступление

Островский также рассматривал принудительный брак в своей политически более мягкой комедии « Бедность не преступление ». Здесь снова положительно изображенная дочь по приказу своего бессердечного отца-торговца женится на стареющем, развратном фабриканте, хотя она любит нищего клерка. Тон и развитие этого потенциально трагического конфликта заметно отличаются от предыдущих и более поздних пьес. Неуклюжий, беспутный брат семейного деспота спасает племянницу, разоблачая пороки богатого жениха. Он обманом заставляет эгоистичного патриарха позволить влюбленным пожениться и даже возрождает в нем отцовские чувства. Ко времени написания этой статьи Островский ненадолго попал под влияние консервативных славянофилов, которые призывали его не разрушать культурное наследие России путем чрезмерного освещения социальных проблем.

Чтобы смягчить их и получить отсрочку от цензоров, он смягчил свою социальную критику, включив в образ брата купца с душой, а также многочисленные песни, обряды и обычаи, представленные в сердечной, сердечной манере. Преобладание комических элементов в пьесе еще больше приглушает ее смысл. Однако вскоре, в период более терпимого царствования Александра II, драматург снова сосредоточился на написании критических разоблачений.

Шторм

Буря , самая противоречивая и самая известная пьеса Островского, охватывает все его основные заботы: купеческая жадность, патриархальная тирания, эксплуатация молодых женщин, опасности регрессивных традиций, религиозная ортодоксальность, зарождающийся бунт и общественный идеализм. Он нетипичен для Островского тем, что имеет поистине катастрофический финал и является одним из немногих его произведений, обозначенных просто как драма, лишенных обычной сатиры и комической экспансивности. Перенося место действия в провинциальный городок, автор подчеркивал, что пороки, изображенные ранее в городских условиях, глубоко укоренились в русской душе. К 1860 году ограничения на производство были либерализованы — эмансипация крепостных была не за горами — и разрешение на постановку было дано немедленно, возможно, потому, что случайное цензурное чтение восприняло содержание как историю любви раскаявшейся прелюбодейки. «Буря » — самая мощная пьеса Островского.

Злодеи-торговцы не только терроризируют своих домочадцев, но и запрещают все усилия по просвещению и реформам в городе. Дикий представляет жадного скрягу, каждое мгновение бодрствования которого спланировано для нечестного вымогательства денег. Столкнувшись с логикой, он использует грубую силу и устаревшие иррациональные аргументы, чтобы сохранить свою позицию. Не менее гнусный матриарх Кабаниха защищает средневековые обычаи, в том числе абсолютное подчинение своей семьи. Молодые люди из этих домов психически кастрированы, неспособны заявить о себе, хотя про себя признают несправедливость. Слабость этих двух последних фигур способствует страданиям и возможной кончине Катерины, нежной невестки Кабанихи. Муж Катерины, Тихон, пассивно соглашается с ее жестоким обращением, слишком боясь своей матери, чтобы защищать свою жену. Любовник Катерины, Борис, такой же безвольный и приносит ее в жертву жестокому диктату Дикого.

Типичная сюжетная линия Островского искусно дополнена тщательно разработанным портретом Катерины. Она разрывается между отказом от строгости старого и сохранением верности религиозной традиции. Этот мучительный конфликт в конечном итоге приводит к ее смерти, и описание Островским ее борьбы ясно связывает ее индивидуальную судьбу с более крупными проблемами. Катерина послушно вышла замуж за Тихона по настоянию матери, но обнаружила, что не может примирить свои романтические ожидания с жестокостью Кабанихи. Движимая желанием найти облегчение в незаконном деле, она быстро вступает в конфликт с глубоко укоренившимися религиозными сомнениями. Приближающаяся гроза символизирует переворот внутри нее. Предание гласит, что молния — это Божья кара за грешников, и Катерина уверена, что молнии предназначены для нее. Обезумевшая от страха, она признается, поддавшись тем самым гневу злобной свекрови. Поскольку последняя придумывает ей несчастное будущее, Катерина, не в силах спровоцировать мужа или любовника на оборонительные действия, заканчивает свою жизнь в реке.

С одной стороны, пьеса подразумевает, что сила религиозной традиции победила прелюбодеяние. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются и другие нюансы. Хотя Катерина не может жить со своим грехом, она также не желает принять наказание в виде зверства Кабанихи. Вместо этого она совершает смертный грех самоубийства в надежде, что милосердный Бог отвергнет земное церковное учение. Это мощное заявление сопровождается принижением провинциальной религиозной практики. Эгоистичная святая Феклюша противопоставлена ​​социальному реформатору Кулигину, бесплатно отдающему свой труд городу, в явном противопоставлении заискивающему, болтливому страннику. Патриархальное правление Кабанихи, призванное сохранить традиционную семью, фактически разрушает ее. Ее собственная дочь мятежно сбегает с клерком, а ее сын, проявляя запоздалую храбрость, обвиняет ее в убийстве. Таким образом, Островский отражает осторожные социальные изменения эпохи. Молодые люди сомневаются и бунтуют даже тогда, когда традиционный патриархат делает последний злонамеренный выпад.

По композиционному составу пьеса — одна из лучших у Островского. Искусное развитие сюжета, сильная характеристика и мощная, хотя и довольно деспотичная символика объединяются, чтобы ловко продвигать действие вперед. The Storm также является одним из его самых популярных произведений в стране и за рубежом. До революции у него было около 3600 спектаклей, и его успех продолжался и в советское время. Известные режиссеры, среди них Всеволод Мейерхольд и Владимир Иванович Немирович-Данченко, дали ему новаторские постановки, и он был перенесен на экран. На роль Катерины претендовали выдающиеся актрисы, а зарубежные постановки продлили известность пьесе. Вероятно, он останется в репертуаре на долгие годы.

Негодяй

Хотя роман «Буря » представляет собой высшую точку в карьере Островского, его литературная деятельность не уменьшилась еще двадцать шесть лет. Среди его лучших более поздних постановок — Негодяй и Лес . Первый примечателен обращением с низшим дворянством, на которое Островский теперь переключил свое внимание. The Scoundrel , возможно, был вдохновлен фильмом Ричарда Бринсли Шеридана The School for Scandal 9.0008 (пр. 1777), с которым он разделяет темы интриг, пустых развлечений и ритуалов социальных отношений. Герой названия в поисках удобного положения и богатой жены заигрывает с разными важными фигурами, а затем стравливает их друг с другом для получения максимальной выгоды. Когда его разоблачают, он нагло напоминает им, что им нужен такой негодяй, как он, для организации их мелких схем. Концовка предполагает, что он будет восстановлен ко всеобщей милости. Спектакль ставили за границей, а в 1920-е годы Сергей Эйзенштейн возродил советский интерес своей новаторской постановкой с экспериментальными декорациями.

Лес

«» «Лес » — самая часто исполняемая драма Островского. Он воздает должное превосходным моральным качествам актеров, выгодно противопоставляя их группе коварных, пустоголовых землевладельцев. Сюжет типичен для Островского: бедная воспитанница претенциозной богатой вдовы манипулируется для нежелательного брака, но вовремя спасается бродячим актером, который способствует ее свадьбе с ее истинной любовью, оскорбленным купеческим сыном. Комедия по понятным причинам является фаворитом исполнителей, и это во многом объясняет ее успех. До 19 века в нем было более пяти тысяч спектаклей.17, некоторые из них за границей, и продолжают оставаться вечными фаворитами в Советском Союзе.

Это семейное дело… (мы уладим его сами)

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ СЕЙЧАС

Дата:

Джулия Бейнбридж посетила Театр Шермана, чтобы увидеть обновленную версию Александра Островского Это семейное дело… (Мы сами уладим).

Фото: Farrows Creative

Можно простительно взволноваться, узнав, что постановка пьесы малоизвестного русского драматурга 1849 года продлится более двух часов. К счастью, вся тревога рассеялась, как только началась пьеса Александра Островского « Дело семейное… (Сами уладим) ». За этим последовала головокружительная поездка на американских горках к антракту, который наступил неожиданно быстро и заставил зрителей с нетерпением ждать второй части.

Дебютная пьеса Островского, запрещенная на десять лет, была допущена к постановке только после того, как в 1861 году была добавлена ​​подходящая «моральная» концовка. Превосходная экранизация Саймона Кроутера переносит эту сатиру на жадное купечество России середины девятнадцатого века и показывает, что жизнь почти не изменился за прошедшие сто пятьдесят лет. Эгоцентричная, предающаяся удовольствиям жизнь Липочки в России 1850-х годов идеально отражает жизнь молодежи в современных реалити-шоу, таких как Сделано в Челси .

Когда самодельный купец Большов вынашивает коварный план объявить себя банкротом, его коварный клерк Лазарь пользуется возможностью, чтобы похитить бизнес, дом и похотливую дочь Большова. Смесь монологов и обращений к зрителям вкупе с живым сюжетом делает спектакль шумным, словно залихватский фарс Брайана Рикса. Есть над чем посмеяться. Кроутер оживляет пьесу с помощью сдержанных шуток, таких как торговец водкой Смирнов, который никогда не будет иметь большого значения. Он ловко обращается с нецензурной лексикой; это никогда не бывает беспричинным, но достаточно, чтобы создать ощущение напыщенной вульгарности.

Поначалу широкий валлийский акцент актеров кажется неуместным в пьесе, где читают русские газеты и заключают сделки на копейки. Но, в конце концов, это не имеет значения; акценты и плохие парики добавляют юмора и зрелищности представлению. Рэйчел Редфорд в роли избалованной, карьеристки Липочки убедительно играет дочь, решившую найти мужчину. То, как она манипулирует и спорит со своей матерью, по иронии судьбы современно. Ри Ричардс в роли ее жующей жвачку матери, Аграфена и Сиан Ривз в роли свахи Устиньи энергичны и безупречны в своих выступлениях и поддерживают игру в боулинге. Им помогают адвокат-алкоголик Рисположенский (Гай Льюис) и незадачливый слуга Тишка (Гарет Темпест). Ли Менго в роли Лазара скрывает свои интриги за париком, бородой и очками, которые делают его похожим на Гарри Поттера. К счастью, это рассеивается, как только он получает свое состояние и раскрывается весь масштаб его наемнического плана.

Режиссер Ройзен МакБринн проделал отличную работу, представив эту малоизвестную пьесу на сцене Шермана в рамках программы празднования сорокалетия театра. Темп никогда не падает от начала до конца, и у зрителей мало возможностей отвлечься. Простой, но роскошный набор из позолоты олицетворяет неудачную попытку семьи возвыситься до аристократии. В этой пьесе нет счастливых концов. Жадность порождает еще большую жадность; родители бессердечно сосланы в тюрьму; долги никогда не выплачиваются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *