Баллада жуковского эолова арфа: Жуковский «Эолова арфа» – анализ

Содержание

Жуковский «Эолова арфа» – анализ

Баллада «Эолова арфа» (см. её полный текст) (1814) написана Жуковским в резко отличной от светлого настроения «Светланы» тональности. Сюжет ее, хотя и принадлежит к числу «бродячих», не имеет прямого источника в западноевропейской поэзии. Но в отличие от «Светланы» вместо русской «народной» обстановки, народных названий и приемов стиля мы находим в «Эоловой арфе» обобщенный североевропейский пейзаж, обстановку и имена, напоминающие шотландские поэмы Оссиана-Макферсона, а частью восходящие к древнегерманским (певец Арминий). Суровому пейзажу соответствует уныние как постоянное чувство героев, определяющее унылый, печальный тон всего стихотворения.

 

Василий Жуковский. Баллады. Видеоурок

 

Сюжет его – трагическая любовь молодого, незнатного, бедного певца и королевской дочери, кончающаяся изгнанием и гибелью на чужбине героя и смертью от тоски героини – глубоко личен и близок самому поэту. Он, несомнено, подсказан Жуковскому его собственными переживаниями, связанными с любовью к Марии Андреевне Протасовой. Отсюда – лирический характер баллады, отсутствие в ней событий (лишь намеки на некоторые), ее элегический тон. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с лиризмом, характерным для его поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт).

Высоко поэтический образ любви, не умирающей и после смерти ее влюблённых, дан в арфе, повешенной на дерево певцом в память последнего свидания и непроизвольно издающей звуки, которые напоминают о нем. Этот символ навеян стихотворениями Фр. Маттисона «Lied aus der Ferne» («Песнь издалека») и И. И. Дмитриева «Лира».

Сложная по своему строению и расположению рифм строфа баллады придает ей певучесть и приближает к протяжно-песенному строю. Баллада, таким образом, деформируется, лишается своих основных жанровых черт и обращается в лирическое стихотворение с характерным для Жуковского человечным содержанием.

 

Смысл баллады Эолова арфа Жуковского

Автор Admin На чтение 4 мин Опубликовано Обновлено

Чистейший романтик русской поэзии – Василий Андреевич Жуковский. Если у Пушкина романтизм был одним из этапов поэтического пути, то Жуковского он поглотил навсегда. И среди всего наследия поэта мы привычно выделяем его балладу «Эолова арфа».

Смысл названия

Эоловой называли арфу самого бога ветра – Эола. Люди создавали этот инструмент так, чтобы высота звуков зависела от силы ветра: при слабом ветре звучание нежное, при сильном – громкое. И получалось, что сам Эол наигрывает мелодию. Обычно эту арфу устанавливали в окнах или на крыше… Но в балладе Жуковского главный герой подвязывает такую арфу к ветвям дерева, чтобы звуки, ею издаваемые, напоминали о нем возлюбленной.

Сюжет и смысл баллады

Жуковский писал эту балладу под впечатлением от собственной несчастной романтической любви осенью 1814-го. Несчастливые житейские сюжеты обернулись всплеском вдохновения. В этой балладе говорится о двух возлюбленных, которым вместе быть не суждено. В Минвану, дочь могущественного властителя Морвены Одала, влюблен простой певец и поэт Арминий. Он понимает, что отец никогда не отдаст ему дочку, но продолжает встречаться с девушкой тайно. И она тоже любит его – это настоящее юное чувство, искреннее и светлое.

Конечно же, отец прознал о тайных встречах и изгнал Арминия: дочь знатного человека достанется лучшему из лучших — могущественному царю или воину, а не романтичному поэту. Арминий, понимая, что может никогда не вернуться к любимой, оставляет на память о себе и своей любви эолову арфу, привязанную к ветвям дерева, под которым проходили свидания. Конечно, он обещает, что вернется, а пока пусть милую утешают звуки арфы…

Проходят годы, девушка сохранила в сердце любовь к поэту и возвращается к ветвям дерева, слышит таинственные звуки, говорящие об их любви. И тут она понимает, что Арминия больше нет в живых, а в струнах арфы играет, скорее всего, не просто ветер, но его душа, его любовь. Но и сама Минвана готовится к смерти… Финал баллады грустен и светел одновременно, как это принято в русской поэзии золотого века: влюблённые обретают друг друга после смерти, наконец-то соединяясь в ином мире, у своего заветного дерева. Любовь и музыка торжествуют!

Кажется, в сюжете мало оригинального: все это похоже на Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду – вечный европейский мотив романтической, несчастной любви, которая неразрывно связана со смертью. Этот «европейский акцент» в балладе очень хорошо выдержан – дубовые рощи, замки, германские имена… Конечно, влюблённые обречены – совершенной любви нет места в этом мире, в котором правят совершенно иные, почти дьявольские силы.

Большая часть текста баллады посвящена свиданиям влюбленных, их страстным диалогам – это язык самой любви. Строки Жуковского очень музыкальные, напевные – почти сладкие. Кажется, его поэзия сама подражает музыке, той смой эоловой арфе. И это очень грустная музыка – романтизм того времени был слезлив, это считалось хорошим тоном. Он, в общем, недалеко ушел от сентиментализма Карамзина.

Однако Жуковский не был глупым, сентиментальным юношей – он был взрослым и разумным человеком, пережившим любовную трагедию. Он знал о чем писал – о том, что нет на земле утоления влюбленным. Они обречены. Любовь трагична сама по себе – это не поиски счастья, но вечная мука. Вот почему влюбленные всегда полны пророческой тоски – они предвидят горький конец. Прощаясь с милой, Арминий знает, что не увидит ее больше.

Внешние обстоятельства в поэме не так важны. Например, рассказывая об изгнании поэта, Жуковский почти ничего не рассказывает: нет душераздирающей сцены с отцом, мы не видим, кто и как выгоняет Арминия из замка. Никаких подробностей. Поэт целиком и полностью сосредоточен на чувствах героев, их внутреннем мире, на каждом душевном движении. Кажется, что их души и сердца сами превращаются в волшебную эолову арфу, они способны на необычайную тонкость и сложность переживания, звучания. И, как обычно у романтиков, пейзаж в балладе нужен только для того, чтобы вторить мукам героев, подчеркивать их чувства.

Жуковский подчеркивает, что Арминий сохранил верность своей возлюбленной, не переставая думать о ней ни на минуту. А девушка готовится к смерти не только с тоской, думая о том, что не сложилось их земное счастье, но с надеждой на встречу. Других надежд судьба им не дала. Мы видим, что для влюбленных земная жизнь – обуза и помеха, она не нужна, ее несут как бремя.

Смысл концовки

В самом конце – мистический аккорд. Мы слышим шорох листьев, звуки эоловой арфы. Но это не просто дуновения ветра – это души Арминия и Минваны напевают мелодию любви, скорбную и счастливую одновременно.

О чем баллада,В.А ЖУКОВСКОГО «Эолова Арфа»?

Баллада «Эолова арфа», написанная Василием Андреевичем Жуковским, относится к «долбинскому» периоду его творчества. С этим временем связаны наиболее сильные любовные переживания поэта, поэтому осень 1814 года, когда было создано это произведение, была очень плодотворной на романтические сюжеты.

Именно такой сюжет лег в основу «Эоловой арфы». Речь в балладе идет о молодых возлюбленных, которым не суждено быть вместе из-за разницы в их положении. Героиня баллады, юная красавица Минвана, — дочь Ордала, воинственного властителя Морвены. Ее руки добиваются многие славные воины, но ее сердце уже принадлежит незнатному певцу Арминию. Их чувство чистое и наивное: «Минвана забыла о сане своем, и сердцем любила, невинная, сердце невинное в нем». Певец понимает, что их тайные свидания не будут длиться вечно, поэтому он привязывает свою арфу к ветвям дуба, где проходили их встречи, и обещает вернуться к любимой хотя бы и ветром после смерти, и утешить Минвану милыми ее сердцу звуками.

Так и происходит. Отец девушки, узнав о свиданиях, изгоняет Арминия. Спустя годы Минвана снова приходит к дубу и слышит голос арфы. Все эти годы она хранила верность любви. Теперь, услышав голос арфы, она понимает, что милый уже не принадлежит этому миру, но по-прежнему верен ей. Тоска снедает Минвану, поэтому и ее смертный час тоже близок. В финальных строках баллады автор дарует счастье влюбленным, которые после смерти воссоединяются у памятного дерева, прославляя всепобеждающую силу любви.

В этом произведении прослеживаются как биографические мотивы, так и образы из других произведений, вдохновившие Жуковского на творчество. В частности, пейзажи («зубчатый замок с холма», «озера воды»), интерьеры («убраны были чертоги пиров еленей рогами», «висели рядами их шлемы, кольчуги, щиты по стенам»), портреты героев напоминают картины из средневековых баллад. Здесь прослеживается влияние оссиановского течения в литературе начала XIX века.

Нужно сказать, что «Эолова арфа» — очень проработанное произведение. Сохранилось несколько планов баллады с подробным описанием сюжета и диалогов. Даже имена персонажей имеют значение. Созвучием в именах «Минвана» и «Арминий» автор показывает неразрывную связь душ этих героев.

Язык стихотворения, как и полагается для изображения средневекового сюжета, устаревший. Часто используются инверсии (нарушение порядка слов) и перемещения ударения.

Критики отмечают, что балладе присущ своеобразный ритм – в одной строфе чередуются двухстопные и четырехстопные амфибрахии. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских окончаний.

Несмотря на то, что сюжет баллады уникальный, читателю могут вспомниться истории Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды и других несчастных возлюбленный. «Эолова арфа» по праву занимает свое место среди прекрасных образов романтической поэзии.

Эолова арфа. Антология баллады (Жуковский Василий)

00:00 / 16:03

01 Kубок

09:39

02 Адельстан

13:20

04 Баллада, в которой описывается, как одна старушка…

15:23

05 Эолова арфа

01:41

08 Три песни

04:00

10 Рыцарь Тогенбург

03:34

11 Перчатка

08:35

12 Граф Гапсбургский

14:03

13 Замок Смалгольм или Иванов вечер

09:14

14 Торжество победителей

05:06

15 Поликратов перстень

06:57

16 Жалоба Цереры

06:12

17 Суд божий над епископом

14:22

19 Покаяние

12:16

20 Королева Урака и пять мучеников

13:10

21 Роланд оруженосец

03:19

22 Плавание Карла Великого

06:34

23 Рыцарь Роллон

01:29

24 Старый рыцарь

05:12

25 Братоубийца

13:55

26 Ивиковы журавли

12:16

27 Элевзинский праздник

04:16

28 Лесной царь

ЛитКульт — Анализ стихотворения «Эолова арфа» Василия Жуковского

Стихотворение «Эолова арфа» Василия Жуковского

Баллада «Эолова арфа» была написана в 1814 году. Стихотворение относится к «долбинскому» периоду, когда поэт В.А. Жуковский испытывал сильные любовные переживания. В конце 1814 года им было написано множество произведений с романтическим сюжетом.

Главная героиня стихотворения — девушка Минвана, которая является дочерью властителя Морвены. Ее добиваются многие воины, но сердце Минваны принадлежит певцу Арминию. Однако певец понимает, что им никогда не быть вместе из-за разницы в социальном положении. Влюбленные встречаются тайно, но знают, что рано или поздно им придется расстаться.

Арминий привязывает к дереву арфу и обещает любимой, что после смерти превратится в ветер и будет напоминать ей о себе звуком инструмента.

Через некоторое время отец Минваны — Ордал узнает о тайном женихе дочери и приказывает изгнать Арминия. Через несколько лет девушка приходит к дереву и слышит приятную мелодию арфы. В этот момент она понимает, что ее любимый больше не принадлежит миру живых. Минвана мучается от тоски и вскоре погибает. В конце произведения автор дарует влюбленным возможность встретиться на небесах.

Произведение написано в резкой тональности и раскрывает тему «запрещенной любви». Обстановка, в которой происходят действия героев, отличается от «русско-народной». В стихотворении четко прослеживается североевропейский пейзаж.

К примеру строки словосочетания «зубчатые стены замка», «озеро воды», «висели рядами их шлемы», а также имена героев демонстрируют средневековой колорит. Считается, что во всей балладе прослеживается влияние оссиановского течения.

Чтобы показать читателям неразрывную связь душ влюбленных, автор дает им созвучные имена — Минвана, Арминий. Основной текст стихотворения описывает свидания пары. Его можно сопоставить с диалогом Ромео и Джульетты.

Чтобы изобразить средневековье, в тексте используют неправильный порядок слов, устаревшую речь, перемещение ударений.

В произведении символом любви является арфа, подвешенная на дереве. Этот жест имеет схожесть со стихотворением И.И. Дмитриева «К Лире».

Критики заметили, что в балладе используется своеобразная рифма. К примеру, в одной строфе идет чередование четырехстопного и двустопного амфибрахия. Такое построение предложений и рифм деформирует структуру произведения, что приводит к преобразованию баллады в лирическое стихотворение с человечным содержанием.

Дополнительно можно выделить перекрестную рифму, где чередуются женские и мужские окончания.

Расцвет романтизма Жуковского (Жуковский)


Историческая обстановка 1812-1814 гг. отразилась не только в гражданских стихотворениях В. А. Жуковского. В ряде дружеских посланий той же поры он затрагивает вопросы, имеющие общественную значимость. Так, в послании «Тургеневу, в ответ на его письмо» (1813, опубл. 1815-1816) Жуковский, вспоминая эпоху Дружеского литературного общества, когда друзья, полные радужных надежд, «делили жизнь на лоне у Свободы», констатирует крушение «мира фантазии прелестной», столкнувшейся с жизнью. Резко осуждающий голос поэта слышится в словах о «гнусном свете»,

* Где милое один минутный цвет;
* Где доброму следов ко счастью нет;
* Где мнение над совестью властитель;
* Где все, мой друг, иль жертва, иль губитель!

Общественные мотивы звучат и в оригинальной балладе «Эолова арфа» (1815) — одном из самых значительных произведений раннего русского романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовной близости людей при их социальном неравенстве. Бедный певец Арминий, полюбивший царскую дочь Минвану, понимает, что ему доступна только «минутная сладость веселого вместе», только тайная радость, скрытая от взоров людей.

Проглянет денница — Блаженству конец; Опять ты царица, Опять я ничтожный и бедный певец, — говорит он Минване. На это царская дочь отвечает:

* Лишь царским убором
* Я буду с толпой;
* А мыслию, взором
* И сердцем, и жизнью,

* о милый, с тобой.

Духовная близость торжествует над социальным неравенством. Но это возможно только в мире романтической мечты, которая рано или поздно должна столкнуться с миром реальной действительности. Любовь бедного певца к царской дочери перестала быть тайной, и преступник был наказан изгнанием. Однако победа социальной несправедливости над справедливостью моральной была временной. В мире, недоступном человеческой злобе и предрассудкам, любящие соединились:

* Когда от потоков, холмов и полей
* Восходят туманы,
* И светит, как в дыме, луна без лучей
* Две видятся тени:
* Слиявшись летят
* К знакомой им сени…
* И дуб шевелится, и струны звучат.

«Эолова арфа», писал В. Г. Белинский,- «прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» (VII, 171). Напечатанное в 1815 г., в период общественного подъема, это произведение знаменует собой вершину романтической поэзии Жуковского. Идея баллады — торжество любви над сословной разобщенностью, превосходство морального равенства над социальным неравенством. Но и в «Эоловой арфе» разрешения противоречий поэт ищет не здесь, на земле, а там, в посмертной жизни.

Рядом с «Эоловой арфой» должно занять место другое произведение того же 1814 г. (напечатано в 1815 г.), оригинальное по жанру, сочетающее черты элегии, баллады и идиллии,- «Теон и Эсхин». Противопоставление «нетленных» благ и благ «изменяющих» — такова тема произведения. Эсхин искал счастья в роскоши, славе, веселье, чувственной любви — и не нашел его. Скромный в желаниях, Теон «видел земное блаженство» в высокой любви, в «сладости возвышенных мыслей» — и нашел подлинное счастье. Жуковский рисует образ умудренного жизнью романтика, для которого уже нет противоречия между идеалом и действительностью. То счастье, которого достиг Теон,- «не мечта». «При блеске возвышенных мыслей» жизнь «предстала» Теону «в красоте». Этого счастья не могла нарушить и утрата любимого человека, ибо «для сердца прошедшее вечно», а будущее обещает встречу с любимым. Осуществимость идеала основывается на подчинении всей жизни «прекрасной возвышенной цели». «Все в жизни к великому средство»,- утверждает Жуковский. Такой душевный настрой делает человека человеком. Устами Теона Жуковский сформулировал «мысль великую» — романтическую идею личности. Ставя достоинство человека в зависимость не от его социального положения, а от его морального состояния, поэт провозглашает человека «святейшим из званий».

Эолова арфа. Антология баллады аудиокнига слушать онлайн knigiaudio.club